Почему приставки следует делить на 3 группы. Каково значение приставки ПРИ? Княжнин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя

Вот мы и докатились до правописания приставок. Чтобы правильно написать приставку, первым де­лом ее нужно найти. А для этого нужно помнить, что это за штука такая - приставка. Не побоимся повто­риться: приставка - это значимая часть слова, кото­рая стоит перед корнем и служит для образования слов. Например, «учить» без приставки - совсем не то же самое, что «выучить» с приставкой вы-, или «обучить» с приставкой об-, или «заучить» с при­ставкой за-.

Итак, мы с вами умеем выделять приставки. Те­перь научимся (с приставкой на-) их грамотно пи­сать.

Все приставки можно разделить на опасные и неопасные. Неопасные - это:

Во-первых, все приставки с гласными, стоящи­ми под ударением (ведь под ударением звук всегда звучит ясно);

Во-вторых, приставки вы- и у- (в них, даже в безударных, не ошибешься);

В-третьих, почти неопасная - приставка пра-. В ее написании может, конечно, возникнуть сомне­ние, но она употребляется только в словах праба­бушка, прадедушка, правнук, правнучка и им подоб­ных. Таких слов совсем немного и их легко запом­нить.

Другое дело - опасные приставки. Их нам при­дется разделить на три группы и о каждой из групп поговорить особо.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

В-, во-, взо-,

до-, за-, на-, над-, надо-, об-, обо-, от-, ото-, по-, подо-, пред-, предо-, про-, разо-, пере-

с-, без- (бес-), вз- (вс-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), раз- (рас-), чрез- (черес-)

Пре-, при-

Первая группа. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково - независимо от того, как они произносятся. Их нужно запомнить, а в случаях со­мнений можно обращаться к первому столбцу нашей

таблицы. Кроме того, помня, что приставки первой группы всегда одинаковые, безударные гласные в них можно проверять, поставив под ударение в другом слове. Помните: самое важное в этом случае - правильно определить приставку!

Нарисовать - приставка на- безударная и зву­чит неопределенно.

Начисто - приставка на- ударная и звучит четко.

Подобным же образом можно проверять гласные и в других приставках первой группы:

Безударная приставка

Ударная приставка

Поддержка

застежка

В этом случае совершенно не важно, будут прове­рочные слова однокоренными или нет.

Вторая группа. Начнем с приставки с-. Она опас­ная - и даже очень. Она может звучать совершенно по-разному. Например, в слове «сбить» слышится звук «з», в слове «сшить» - «ш», в слове «сжать» - «ж». Но пишется во все случаях - С.

Ни приставки Ш, ни приставки Ж, ни приставки З просто-напросто не бывает. В тех словах, где в нача­ле пишется буква 3, она только притворяется при­ставкой, а на самом деле - часть корня: здесь, зда­ние, здоровье.

Теперь настала пора поговорить о приставках вто­рой группы, оканчивающихся на с- или з- . Здесь есть четкое и нерушимое правило:

Перед звонкими согласными в них всегда пишется з-, перед глухими - с-.

Бестолковый - но бездарный;

исписать - но избежать;

разделить - но расширить;

вспомнить - но взбудоражить;

воспоминание - но возвращение;

чересчур - но чрезмерный.

Обратите внимание, что если четко произнести слово, то и слышаться будет перед глухой согласной скорее «с», чем «з», а перед звонкой - скорее «з», чем «с». В этом случае можно доверять собственно­му слуху.

Третья группа. Правописание приставок пре- и при- зависит от значения приставки.

Приставка при- пишется в следующих случаях:

Приставка пре- пишется в следующих случаях:

Предобрый подарком одарит любого,

прегрустный ревет во дворе…

И очень такого, и очень сякого

мы пишем с приставкою ПРЕ.

Это - общее правило. Но есть много слов, в кото­рых значение приставок определить самостоятельно очень трудно (например, придумать или претво­рить в жизнь ). В таких случаях надо обращаться к словарю. Другого выхода нет.

  • На какие 4 группы делятся приставки?

  • Неизменяемые приставки, изменяемые приставки, приставки, зависящие от ударения, приставки, зависящие от смысла

  • Перечислите неизменяемые приставки

  • Почему они так называются?

  • Перечислите изменяемые приставки

  • От чего зависит написание в этих приставках З или С?

  • Какие приставки зависят от ударения?

  • Когда в них пишется О, а когда А?

  • Перечислите приставки, зависящие от смысла

  • Каково значение приставки ПРЕ?

  • Каково значение приставки ПРИ?





  • Препарат, престиж, примитив, прерогатива, приоритет, претендент, претензия, приличия, причина, прибаутка, привидение, пригожий, преамбула, привилегия, привет, привередливый, премьер, президент, президиум, премьера, пренебрегать, знаки препинания.





  • Бе..болезненный, в..крикнуть, и..портить

  • Бе..шумный, ра..жимать, ра..гадать

  • В..дыхать, в..порхнуть, ра..пилить

  • Бе..цельный, ра..смотреть, ра..писание

  • Бе..жалостный, бе..конечный, бе..граничный

  • Бе..чувственный, ра..гадать, ра..жимать

  • Ра..валить, ра..порядок, бе..конечный

  • ..бить, ..дуть, ра..носить

  • И..кусать, и..чезать, ..дать



З С С

  • З С С

  • С З З

  • З С С

  • С С С

  • З С З

  • С З З

  • З С С

  • С С З

  • С С С





  • Пр..одолеть, пр..жав, пр..таился

  • Пр..лив, пр..бывает, пр..рывается

  • Пр..кратились, пр..небрегла, пр..саживается

  • Пр..двигает, пр..ключений, пр..красная

  • Пр..скорбно, пр..накрылась, непр..одолимый

  • Пр..пятствие, пр..шедший, пр..чинить

  • Пр..данья, пр..зидент, пр..мат

  • Пр..людия, пр..оритет, пр..амбула

  • Пр..цедент, пр..вратник, пр..вратный



Е И И

  • Е И И

  • И И Е

  • Е Е И

  • И И Е

  • И И Е

  • Е И И

  • Е Е И

  • Е И Е

  • Е И Е





























  • Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мёрзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестрёнке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.



  • Он шёл прихрамывая, и на коленке у него была ссадина, запёкшаяся, как печать из сургуча. В руке он держал верёвку, к которой была привязана серая тряпка.



  • Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. И, снова впрягаясь в плуг. Они говорили: «У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом». Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне… И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо.



  • Что, не можете договориться, как провести время? – спросил я, приблизившись к ним.

  • Они посмотрели на меня, и девочка, пригорюнившись, сказала:

  • -Каждый день придумывают одно и то же, а мне скучно. Очень скучно…



  • «Прелестно»,- иронически подумал я и на перемене окликнул его.

  • Зачем ты записался во все кружки?- спросил я.

  • Мне надо,- ответил он.

  • Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего?

  • Нет, я знаю, упрямо ответил он. – Но мне надо. Это моя тайна.

  • Тайна это или не тайна,- сказал я, но на занятии физического кружка можешь не приходить. Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивных кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.

  • Княжнин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя.



  • Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.



  • Диван мягкий, с покатой спинкой. Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.



  • Хадича, маленькая проворная женщина. Подвязав с утра косынкой седые жидкие косицы, целый день бесшумной юлой крутилась по утоптанному, чисто выметенному двору. А Катя умирала…



  • На уроках географии меня так и тянуло уехать на Север, а на истории мне хочется раскапывать скифские курганы, разгадывать древние пергаменты… Почему я такой, что сам себя не могу понять?

































  • Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. И человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека?



  • Распалясь, подожгли заодно и кузницу. Однако вскорости смекнули, что кузницу палили зря. Тем же временем расчистили пожарище, прикатили новый ракитовый пень под наковальню, сшили мехи, покрыли кирпичную коробку тёсом, и с той поры кузница бессменно служила сначала серпилковской коммуне, а потом уже и колхозу.



  • Боль путала сознание, но я понимал, что, если я лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.



Правописание приставок

В русском языке существует три группы приставок.

1. Приставки, которые никогда не изменяются на письме.

за ход, за лить

над пись, над резать

по ход, по кушать

под ход, под писать

про ход, про ехать

до ход, до писать

о хват, о круглый

об ход, об разумить

от ход, от вернуть

с ход, с прыгнуть

в ход, в бежать

во время, во йти

пред ложение, пред принять

пере ход, пере прыгнуть

ЗАПОМНИТЬ!

2. Приставки раз-/рас-, роз-/рос-, без-/бес-, из-/ис-.

Они изменяются на письме в зависимости от корня или ударения.

-З- или -С- в приставках раз-/рас, без-/бес, из-/ис-:

Перед гласными и звонкими согласными

пишется З

Перед глухими согласными

пишется С

раз б ежаться

без г раничный

из о рвать

рас п исаться

бес к райний

ис х одить

ЗАПОМНИТЬ!

Буква «З» входит в состав корня близ- в сложных словах типа:

близсидящий, близстоящий

-О- или -А- в приставках раз-/рас, роз/рос:

-С- или -СС- в словах:

Если приставка оканчивается на -С-, а корень начинается с -С-, то слово пишется с двумя С:

рас+считывать = расс читывать

бес+совесть = бесс овестный

В словах расчёт, расчётливый пишется одна буква -с-. Приставка рас- прибавляется к корню -чёт-:

рас+чёт = расчёт

3. Приставки пре-, при-.

Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.

Приставка пре- пишется:

1. если употребляется в значении «очень, весьма»

2. если ее можно заменить приставкой пере-

пре красный – очень красивый

пре большой – очень большой

пре рвать – пере рвать,

пре ломить – пере ломить

Приставка при- употребляется в значении:

1. приближения

2. присоединения

3. близости чему-либо

4. неполноты действия

при близиться, при бытие, при ехавший

при клеенный, при давить, при соединение

при школьный, при морье, при брежный

при сесть, при подняться

В некоторых словах с приставками пре-, при- значение приставок затемнено (ПРИчудливый, ПРЕследовать ) или приставка срослась с корнем (препятствие, прилежный, преимущество ).

А есть слова, которые надо различать по значению:

ПРИбывать (ехать) на поезде в столицу, но ПРЕбывать (находиться) в горах .

Такие слова-исключения с приставками пре- при- надо запомнить.

РАЗЛИЧАТЬ ЗНАЧЕНИЕ

преобразовать

преодолеть

препятствие

преследовать

преграда

превратить

преобладать

прекословить

прерогатива

президент, президентский

претендент

претензия

преамбула (вступление)

превалирующий

пренебречь

прецедент, беспрецедентный

президиум

преподносить

прельщать

препона (препятствие)

превышение

предварять

префектура

мера пресечения

преграда

презентация

престарелый, преклонный возраст

прерогатива

не преминул

препирательство

прекратить

пререкаться

приятный

привычка

присмотреть

приобрести приготовиться

пригласить

придумать

приказать

приключения

прилежный

приспособить присутствовать

причудливый

приоритеты

примитивный

привилегированный

присутствие

беспристрастно

приукрасить

непритязательный

притязание

приурочить

прихотливый

пристойный

привередливый

прискорбие

причастие

неприступная скала

непримиримый враг

    ПРЕбывать в Москве, но ПРИбывать в Москву

    ПРЕвратно (неправильно понять), но седой ПРИвратник (при вратах, приближен к воротам)

    ПРЕдать (передать) гласности, но ПРИдать значение

    ПРЕдел возможностей, но ПРИдел (пристройка) в церкви

    ПРЕемник (перенимает) традиций, но ПРИёмник радиоволн

    ПРЕзирать врага, но ПРИзреть (приютить) сироту

    неПРЕложная истина, но неПРИложимый ни к чему

    ПРЕпираться (переговариваться) с учителем, но ПРИпереть к стенке

    ПРЕступить (переступить) закон, но ПРИступить к выполнению

    ПРЕтворить (воплотить) в жизнь, но ПРИтворить (прикрыть) дверь

    ПРЕтерпеть (перетерпеть) изменения,но ПРИтерпеться (привыкнуть) к боли

    ПРЕходящая (временная) слава, но ПРИходящая няня

    ПРЕклоняться перед талантом, но ПРИклонить голову к плечу

    неПРЕменный успех, но неПРИменимый в подобном случае

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки может разделить на следующие группы.

Первая группа - самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-, во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-, об; от- ; па- (только под ударением - паводок, пасынок); пере-; по; под; подо-; пра-; пред-, предо-; разо-; с-, со-; су-; у- и другие.

Вторая группа - это приставки, которые пишутся, "подлаживаясь" к идущим за ними буквам. Это без- - бес-; вз- - вс-; воз- - вое-; из- - ис-; низ- - нис-; раз- - рас-; роз- - рос-; через- - черес-.

Вы, конечно, помните, как они меняются при письме. Сформулируйте это правило сами, только после этого читайте дальше.

В словах с этими приставками в слабой позиции (перед глухими) пишется с.

Возни с этим правилом довольно много, но оно еще не самое трудное. А какие приставки труднее всего? Ответьте самостоятельно и только после этого читайте дальше.

Вы правы, если подумали: те, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.

(Не менее "ошибкоопасные" приставки не- и ни- мы будем рассматривать отдельно несколько позже.)

Итак, три группы приставок. Для удобства запоминания вы можете составить с ними табличку, а если любите рисовать - изобразить их как- нибудь поинтереснее. Например, в виде трех групп приставок- человечков, несущих большие транспаранты с надписями: "Мы всегда пишемся одинаково!", "Мы зависим от последующей согласной!", "Мы пишемся в зависимости от смысла!"

Диктант с предварительной подготовкой. Выпишите из текста сначала слова с приставками первой группы, потом слова с приставками второй группы, потом - третьей. После этого выпишите из текста остальные трудные для вас слова, запомните их, а затем напишите текст под диктовку.

Удовольствие от времени, проведенного в компании, в большой мере зависит от того, есть ли в этой компании искусные рассказчики. Американская писательница Бел Кауфман высказывает свои соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик.

"Если вы внимательны к слушателям, вы не будете обижать их, не станете хулить их религиозных убеждений, нарушать установленные правила поведения или оскорблять чье-либо достоинство... Вы не позволите себе весьма распространенной бестактности - не попытаетесь единолично завладеть разговором, не станете обращаться лишь к одному из присутствующих, не замечая всех остальных... Не каждому человеку от природы даны живость натуры, актерский талант, остроумие, искусство подражания. И если унылый, апатичный человек не станет блестящим рассказчиком, он может, по крайней мере, научиться не быть занудой",

Добавьте к этому рассказу ваши собственные соображения о том, каким должен быть хороший рассказчик и вообще человек, которого называют "душа общества".

Изложение с предварительной подготовкой. Прочитайте текст. Выпишите из него сначала слова с приставками первой группы, потом второй, потом третьей.

Затем выпишите все остальные трудные для вас слова и запомните их.

Пользуясь всеми выписанными словами, напишите изложение по тексту. Завершите его вашей собственной оценкой поведения туристов.

Во многих прекрасных исторических городах-памятниках существует немаловажная проблема борьбы с поползновениями определенной части туристов запечатлеть свое имя на древних стенах. Рассказывают, что администрация одного туристского комплекса придумала выход из трудного положения, сумев и удовлетворить это настоятельное желание туристов, и предохранить стены архитектурных сооружений. Для этого было объявлено, что все желающие запечатлеть свое имя могут расписаться на специально привезенной деревянной доске. При этом гарантировалось, что роспись каждого будет бережно сохраняться в монастырских подвалах. Говорят, что эти доски заполняются с феноменальной быстротой. А росписи на стенах не совсем исчезли, но их стало значительно меньше.