Аудит безопасности информационных систем. Проводим аудит информационной безопасности с помощью бесплатного программного обеспечения

Сегодня всем известна чуть ли не сакральная фраза о том, что владеющий информацией владеет миром. Именно поэтому в наше время красть пытаются все кому не лень. В связи с этим принимаются и беспрецедентные шаги по внедрению средств защиты от возможных атак. Однако иногда может потребоваться провести аудит предприятия. Что это такое и зачем все это нужно, сейчас и попробуем разобраться.

Что представляет собой аудит информационной безопасности в общем определении?

Сейчас не будем затрагивать заумные научные термины, а постараемся определить для себя основные понятия, описав их самым простым языком (в народе это можно было назвать аудитом для «чайников»).

Название этого комплекса мероприятий говорит само за себя. Аудит информационной безопасности представляет собой независимую проверку или обеспечения безопасности информационной системы (ИС) какого-либо предприятия, учреждения или организации на основе специально разработанных критериев и показателей.

Говоря простым языком, например, аудит информационной безопасности банка сводится к тому, чтобы оценить уровень защиты баз данных клиентов, проводимых банковских операций, сохранности электронных денежных средств, сохранности банковской тайны и т. д. в случае вмешательства в деятельность учреждения посторонними лицами извне, использующими электронные и компьютерные средства.

Наверняка, среди читателей найдется хотя бы один человек, которому звонили домой или на мобильный телефон с предложением оформления кредита или депозитного вклада, причем из банка, с которым он никак не связан. То же самое касается и предложения покупок от каких-то магазинов. Откуда всплыл ваш номер?

Все просто. Если человек ранее брал кредит или вкладывал деньги на депозитный счет, естественно, его данные были сохранены в единой При звонке из другого банка или магазина можно сделать единственный вывод: информация о нем незаконно попала в третьи руки. Как? В общем случае можно выделить два варианта: либо она была украдена, либо передана сотрудниками банка третьим лицам осознанно. Для того чтобы такие вещи не происходили, и нужно вовремя проводить аудит информационной безопасности банка, причем это касается не только компьютерных или «железных» средств защиты, но всего персонала банковского учреждения.

Основные направления аудита информационной безопасности

Что касается сферы применения такого аудита, как правило, их различают несколько:

  • полная проверка объектов, задействованных в процессах информатизации (компьютерные автоматизированные системы, средства коммуникации, приема, передачи и обработки информационных данных, технических средств, помещений для проведения конфиденциальных встреч, систем наблюдения и т.д.);
  • проверка надежности защиты конфиденциальной информации с ограниченным доступом (определение возможных каналов утечки и потенциальных дыр в системе безопасности, позволяющих получить к ней доступ извне с использованием стандартных и нестандартных методов);
  • проверка всех электронных технических средств и локальных компьютерных систем на предмет воздействия на них электромагнитного излучения и наводок, позволяющих отключить их или привести в негодность;
  • проектная часть, включающая в себя работы по созданию концепции безопасности и применения ее в практическом исполнении (защита компьютерных систем, помещений, средств связи и т.д.).

Когда возникает необходимость проведения аудита?

Не говоря о критических ситуациях, когда защита уже была нарушена, аудит информационной безопасности в организации может проводиться и в некоторых других случаях.

Как правило, сюда включают расширение компании, слияния, поглощения, присоединения другими предприятиями, смену концепции курса бизнеса или руководства, изменения в международном законодательстве или в правовых актах внутри отдельно взятой страны, достаточно серьезных изменения в информационной инфраструктуре.

Виды аудита

Сегодня сама классификация такого типа аудита, по мнению многих аналитиков и экспертов, является не устоявшейся. Поэтому и разделение на классы в некоторых случаях может быть весьма условным. Тем не менее в общем случае аудит информационной безопасности можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний аудит, проводимый независимыми экспертами, имеющими на это право, обычно представляет собой разовую проверку, которая может быть инициирована руководством предприятия, акционерами, правоохранительными органами и т.д. Считается, что внешний аудит информационной безопасности рекомендован (а не обязателен) для проведения регулярно в течение установленного промежутка времени. Но для некоторых организаций и предприятий, согласно законодательства, он является обязательным (например, финансовые учреждения и организации, акционерные общества и др.).

Информационной безопасности является процессом постоянным. Он базируется на специальном «Положении о внутреннем аудите». Что это такое? По сути, это аттестационные мероприятия, проводимые в организации, в сроки, утвержденные руководством. Проведение аудита информационной безопасности обеспечивается специальными структурными подразделением предприятия.

Альтернативная классификация видов аудита

Кроме выше описанного разделения на классы в общем случае, можно выделить еще несколько составляющих, принятых в международной классификации:

  • экспертная проверка состояния защищенности информации и информационных систем на основе личного опыта экспертов, ее проводящих;
  • аттестация систем и мер безопасности на предмет соответствия международным стандартам (ISO 17799) и государственным правовым документам, регулирующим эту сферу деятельности;
  • анализ защищенности информационных систем с применением технических средств, направленный на выявление потенциальных уязвимостей в программно-аппаратном комплексе.

Иногда может применяться и так называемый комплексный аудит, который включает в себя все вышеперечисленные виды. Кстати, именно он дает наиболее объективные результаты.

Постановочные цели и задачи

Любая проверка, будь то внутренняя или внешняя, начинается с постановки целей и задач. Если говорить проще, нужно определить, зачем, что и как будет проверяться. Это и предопределит дальнейшую методику проведения всего процесса.

Поставленных задач, в зависимости от специфики структуры самого предприятия, организации, учреждения и его деятельности, может быть достаточно много. Однако среди всего этого выделяют унифицированные цели аудита информационной безопасности:

  • оценка состояния защищенности информации и информационных систем;
  • анализ возможных рисков, связанных с угрозой проникновения в ИС извне, и возможных методов осуществления такого вмешательства;
  • локализация дыр и прорех в системе безопасности;
  • анализ соответствия уровня безопасности информационных систем действующим стандартам и нормативно-правовым актам;
  • разработка и выдача рекомендаций, предполагающих устранение существующих проблем, а также усовершенствование существующих средств защиты и внедрение новых разработок.

Методика и средства проведения аудита

Теперь несколько слов о том, как проходит проверка и какие этапы и средства она в себя включает.

Проведение аудита информационной безопасности состоит из нескольких основных этапов:

  • инициирование процедуры проверки (четкое определение прав и обязанностей аудитора, подготовка аудитором плана проверки и его согласование с руководством, решение вопроса о границах проведения исследования, накладывание на сотрудников организации обязательства в помощи и своевременном предоставлении необходимой информации);
  • сбор исходных данных (структура системы безопасности, распределение средств обеспечения безопасности, уровни функционирования системы безопасности, анализ методов получения и предоставления информации, определение каналов связи и взаимодействия ИС с другими структурами, иерархия пользователей компьютерных сетей, определение протоколов и т.д.);
  • проведение комплексной или частичной проверки;
  • анализ полученных данных (анализ рисков любого типа и соответствия стандартам);
  • выдача рекомендаций по устранению возможных проблем;
  • создание отчетной документации.

Первый этап является наиболее простым, поскольку его решение принимается исключительно между руководством предприятия и аудитором. Границы проведения анализа могут быть рассмотрены на общем собрании сотрудников или акционеров. Все это в большей степени относится к правовому полю.

Второй этап сбора исходных данных, будь то проведение внутреннего аудита информационной безопасности или внешней независимой аттестации, является наиболее ресурсоемким. Связано это с тем, что на этой стадии нужно не только изучить техническую документацию, касающуюся всего программно-аппаратного комплекса, но и провести узконаправленное интервьюирование сотрудников компании, причем в большинстве случаев даже с заполнением специальных опросных листов или анкет.

Что же касается технической документации, здесь важно получить данные о структуре ИС и приоритетных уровнях прав доступа к ней сотрудников, определить общесистемное и прикладное программное обеспечение (используемые операционные системы, приложения для ведения бизнеса, управления им и учета), а также установленные средства защиты софтверного и непрограммного типа (антивирусы, файрволлы и т.д.). Кроме того, сюда включается полная проверка сетей и провайдеров, предоставляющих услуги связи (организация сети, используемые протоколы для подключения, типы каналов связи, методы передачи и приема информационных потоков и многое другое). Как уже понятно, это занимает достаточно много времени.

На следующем этапе определяются методы аудита информационной безопасности. Их различают три:

  • анализ рисков (самая сложная методика, базирующаяся на определении аудитором возможности проникновения в ИС и нарушения ее целостности с применением всех возможных методов и средств);
  • оценка соответствия стандартам и законодательным актам (наиболее простой и самый практичный метод, основанный на сравнении текущего состояния дел и требований международных стандартов и внутригосударственных документов в сфере информационной безопасности);
  • комбинированный метод, объединяющий два первых.

После получения результатов проверки начинается их анализ. Средства аудита информационной безопасности, которые применяются для анализа, могут быть достаточно разнообразными. Все зависит от специфики деятельности предприятия, типа информации, используемого программного обеспечения, средств защиты и пр. Однако, как можно заметить по первой методике, аудитору, главным образом, придется опираться на собственный опыт.

А это означает только то, что он должен обладать соответствующей квалификацией в сфере информационных технологий и защиты данных. На основе такого анализа аудитор и рассчитывает возможные риски.

Заметьте, он должен разбираться не только в операционных системах или программах, используемых, например, для ведения бизнеса или бухгалтерского учета, но и четко понимать, каким образом злоумышленник может проникнуть в информационную систему с целью кражи, порчи и уничтожения данных, создания предпосылок для нарушений в работе компьютеров, распространения вирусов или вредоносного ПО.

На основе проведенного анализа эксперт делает заключение о состоянии защиты и выдает рекомендации по устранению имеющихся или возможных проблем, модернизации системы безопасности и т.д. При этом рекомендации должны быть не только объективными, но и четко привязанными к реалиям специфики предприятия. Иными словами, советы по апгрейду конфигурации компьютеров или программного обеспечения не принимаются. В равной степени это относится и к советам по увольнению «ненадежных» сотрудников, установке новых систем слежения без конкретного указания их назначения, места установки и целесообразности.

Исходя из проведенного анализа, как правило, различают несколько групп рисков. При этом для составления сводного отчета используется два основных показателя: вероятность проведения атаки и ущерб, нанесенный компании в результате (потеря активов, снижение репутации, потеря имиджа и пр.). Однако показатели по группам не совпадают. Так, например, показатель низкого уровня для вероятности атаки является лучшим. Для ущерба - наоборот.

Только после этого составляется отчет, в котором детально расписываются все этапы, методы и средства проведенных исследований. Он согласовывается с руководством и подписывается двумя сторонами - предприятием и аудитором. Если аудит внутренний, составляет такой отчет глава соответствующего структурного подразделения, после чего он, опять же, подписывается руководителем.

Аудит информационной безопасности: пример

Наконец, рассмотрим самый простой пример ситуации, которая уже случалась. Многим, кстати, она может показаться очень знакомой.

Так, например, некий сотрудник компании, занимающейся закупками в США, установил на компьютер мессенджер ICQ (имя сотрудника и название фирмы не называется по понятным соображениям). Переговоры велись именно посредством этой программы. Но «аська» является достаточно уязвимой в плане безопасности. Сам сотрудник при регистрации номера на тот момент либо не имел адреса электронной почты, либо просто не захотел его давать. Вместо этого он указал что-то похожее на e-mail, причем даже с несуществующим доменом.

Что бы сделал злоумышленник? Как показал аудит информационной безопасности, он бы зарегистрировал точно такой же домен и создал бы в нем другой регистрационный терминал, после чего мог отослать сообщение в компанию Mirabilis, которая владеет сервисом ICQ, с просьбой восстановления пароля по причине его утери (что и было бы сделано). Поскольку сервер получателя не являлся почтовым, на нем был включен редирект - перенаправление на существующую почту злоумышленника.

Как результат, он получает доступ к переписке с указанным номером ICQ и сообщает поставщику об изменении адреса получателя товара в определенной стране. Таким образом, груз отправляется неизвестно куда. И это самый безобидный пример. Так, мелкое хулиганство. А что говорить о более серьезных хакерах, которые способны куда на большее…

Заключение

Вот вкратце и все, что касается аудита безопасности ИС. Конечно, здесь затронуты далеко не все его аспекты. Причина состоит только в том, что на постановку задач и методы его проведения влияет очень много факторов, поэтому подход в каждом конкретном случае строго индивидуален. К тому же методы и средства аудита информационной безопасности могут быть разными для различных ИС. Однако, думается, общие принципы таких проверок для многих станут понятными хотя бы на начальном уровне.

В статье обобщается практика проведения аудита безопасности информационных систем (ИС), дается понятие аудита безопасности, рассматриваются цели его проведения, применяемые методы и этапы выполнения работ, методы анализа и управления рисками, используемые аудиторами, и средства их реализации, действующие стандарты и системы сертификации ИС, в рамках которых проводится аудит безопасности.

Александр Астахов, CISA, 2002

Эпиграф

  • Содействовать приведению информационных систем в соответствие с принятыми стандартами и руководствами;
  • Осуществлять свою деятельность в соответствии со стандартами в области аудита информационных систем, принятыми ISACA;
  • Действовать в интересах работодателей, акционеров, клиентов и общества в старательной, лояльной и честной манере;
  • Сознательно не принимать участия в незаконной, либо недобросовестной деятельности;
  • Соблюдать конфиденциальность информации, полученной при выполнении своих должностных обязанностей;
  • Не использовать конфиденциальную информацию для получения личной выгоды и не передавать ее третьим лицам без разрешения ее владельца;
  • Выполнять свои должностные обязанности, оставаясь независимым и объективным;
  • Избегать деятельности, которая ставит по угрозу независимость аудитора;
  • Поддерживать на должном уровне свою компетентность в областях знаний, связанных с проведением аудита информационных систем, принимая участие в профессиональных мероприятиях;
  • Проявлять старательность при получении и документировании фактографических материалов, на которых базируются выводы и рекомендации аудитора;
  • Информировать все заинтересованные стороны о результатах проведения аудита;
  • Способствовать повышению осведомленности руководства организаций, клиентов и общества в вопросах, связанных с проведением аудита информационных систем;
  • Соответствовать высоким этическим стандартам в профессиональной и личной деятельности;
  • Совершенствовать свои личностные качества.

Этический кодекс аудитора информационных систем
(ISACA Code of Professional Ethics)

Понятие аудита безопасности и цели его проведения

Аудит представляет собой независимую экспертизу отдельных областей функционирования организации. Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит – это, как правило, разовое мероприятие, проводимое по инициативе руководства организации или акционеров. Рекомендуется проводить внешний аудит регулярно, а, например, для многих финансовых организаций и акционерных обществ это является обязательным требованием. Внутренний аудит представляет собой непрерывную деятельность, которая осуществляется на основании «Положения о внутреннем аудите» и в соответствии с планом, подготовка которого осуществляется подразделением внутреннего аудита и утверждается руководством организации. Аудит безопасности информационных систем является одной из составляющих ИТ аудита. Целями проведения аудита безопасности являются:

    анализ рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов ИС

Примечание:

Пожалуй, этим и исчерпывается набор целей проведения аудита безопасности, но только в том случае, если речь идет о внешнем аудите. В число дополнительных задач, стоящих перед внутренним аудитором, помимо оказания помощи внешним аудиторам, могут также входить:

  • разработка политик безопасности и других организационно-распорядительных документом по защите информации и участие в их внедрении в работу организации;
  • постановка задач для ИТ персонала, касающихся обеспечения защиты информации;
  • участие в обучении пользователей и обслуживающего персонала ИС вопросам обеспечения информационной безопасности;
  • участие в разборе инцидентов, связанных с нарушением информационной безопасности;
  • и другие.

Необходимо отметить, что все перечисленные выше «дополнительные» задачи, стоящие перед внутренним аудитором, за исключением участия в обучении, по существу аудитом не являются. Аудитор по определению должен осуществлять независимую экспертизу реализации механизмов безопасности в организации, что является одним из основных принципов аудиторской деятельности. Если аудитор принимает деятельное участие в реализации механизмов безопасности, то независимость аудитора утрачивается, а вместе с ней утрачивается и объективность его суждений, т. к. аудитор не может осуществлять независимый и объективных контроль своей собственной деятельности. Однако, на практике, внутренний аудитор, порой, являясь наиболее компетентным специалистом в организации в вопросах обеспечения информационной безопасности, не может оставаться в стороне от реализации механизмов защиты. (А если он таким специалистам не является, то какая от него может быть практическая польза?) К тому же почти всегда существует дефицит квалифицированных кадров именно в этой области.

По крайней мере, деятельное участие во внедрении той же подсистемы аудита безопасности, которая смогла бы предоставлять аудитору исходные данные для анализа текущей ситуации, он принять может и должен. Конечно, в этом случае, аудитор уже не сможет объективно оценить реализацию этот подсистемы и она естественным образом выпадает из плана проведения аудита. Точно также, внутренний аудитор может принять деятельное участие в разработке политик безопасности, предоставив возможность оценивать качество этих документов внешним аудиторам.

Этапность работ по проведению аудита безопасности информационных систем

Работы по аудиту безопасности ИС включают в себя ряд последовательных этапов, которые в целом соответствуют этапам проведения комплексного ИТ аудита АС, который включает в себя следующее:

  • Сбор информации аудита
  • Анализ данных аудита
  • Выработка рекомендаций
  • Подготовка аудиторского отчета

Инициирование процедуры аудита

Аудит проводится не по инициативе аудитора, а по инициативе руководства компании, которое в данном вопросе является основной заинтересованной стороной. Поддержка руководства компании является необходимым условием для проведения аудита.

Аудит представляет собой комплекс мероприятий, в которых помимо самого аудитора, оказываются задействованными представители большинства структурных подразделений компании. Действия всех участников этого процесса должны быть скоординированы. Поэтому на этапе инициирования процедуры аудита должны быть решены следующие организационные вопросы:

  • права и обязанности аудитора должны быть четко определены и документально закреплены в его должностных инструкциях, а также в положении о внутреннем (внешнем) аудите;
  • аудитором должен быть подготовлен и согласован с руководством план проведения аудита;
  • в положении о внутреннем аудите должно быть закреплено, в частности, что сотрудники компании обязаны оказывать содействие аудитору и предоставлять всю необходимую для проведения аудита информацию.

На этапе инициирования процедуры аудита должны быть определены границы проведения обследования. Одни информационные подсистемы компании не являются достаточно критичными и их можно исключить из границ проведения обследования. Другие подсистемы могут оказаться недоступными для аудита из-за соображений конфиденциальности.

Границы проведения обследования определяются в следующих терминах:

  • Список обследуемых физических, программных и информационных ресурсов;
  • Площадки (помещения), попадающие в границы обследования;
  • Основные виды угроз безопасности, рассматриваемые при проведении аудита;
  • Организационные (законодательные, административные и процедурные), физические, программно-технические и прочие аспекты обеспечения безопасности, которые необходимо учесть в ходе проведения обследования, и их приоритеты (в каком объеме они должны быть учтены).

План и границы проведения аудита обсуждается на рабочем собрании, в котором участвуют аудиторы, руководство компании и руководители структурных подразделений.

Сбор информации аудита

Этап сбора информации аудита, является наиболее сложным и длительным. Это связано с отсутствием необходимой документации на информационную систему и с необходимостью плотного взаимодействия аудитора со многими должностными лицами организации.

Компетентные выводы относительно положения дел в компании с информационной безопасностью могут быть сделаны аудитором только при условии наличия всех необходимых исходных данных для анализа. Получение информации об организации, функционировании и текущем состоянии ИС осуществляется аудитором в ходе специально организованных интервью с ответственными лицами компании, путем изучения технической и организационно-распорядительной документации, а также исследования ИС с использованием специализированного программного инструментария. Остановимся на том, какая информация необходима аудитору для анализа.

Обеспечение информационной безопасности организации – это комплексный процесс, требующий четкой организации и дисциплины. Он должен начинаться с определения ролей и распределения ответственности среди должностных лиц, занимающихся информационной безопасностью. Поэтому первый пункт аудиторского обследования начинается с получения информации об организационной структуре пользователей ИС и обслуживающих подразделений. В связи с этим аудитору требуется следующая документация:

  • Схема организационной структуры пользователей;
  • Схема организационной структуры обслуживающих подразделений.

Обычно, в ходе интервью аудитор задает опрашиваемым следующие вопросы:

  • Кто является владельцем информации?
  • Кто является пользователем (потребителем) информации?
  • Кто является провайдером услуг?

Назначение и принципы функционирования ИС во многом определяют существующие риски и требования безопасности, предъявляемые к системе. Поэтому на следующем этапе аудитора интересует информация о назначении и функционировании ИС. Аудитор задает опрашиваемым примерно следующие вопросы:

  • Какие услуги и каким образом предоставляются конечным пользователям?
  • Какие основные виды приложений, функционирует в ИС?
  • Количество и виды пользователей, использующих эти приложения?

Ему понадобиться также следующая документация, конечно, если таковая вообще имеется в наличие (что, вообще говоря, случается нечасто):

  • Функциональные схемы;
  • Описание автоматизированных функций;
  • Описание основных технических решений;
  • Другая проектная и рабочая документация на информационную систему.

Далее, аудитору требуется более детальная информация о структуре ИС. Это позволит уяснить, каким образом осуществляется распределение механизмов безопасности по структурным элементам и уровням функционирования ИС. Типовые вопросы, которые обсуждаются в связи с этим во время интервью, включают в себя:

  • Из каких компонентов (подсистем) состоит ИС?
  • Функциональность отдельных компонент?
  • Где проходят границы системы?
  • Какие точки входа имеются?
  • Как ИС взаимодействует с другими системами?
  • Какие каналы связи используются для взаимодействия с другими ИС?
  • Какие каналы связи используются для взаимодействия между компонентами системы?
  • По каким протоколам осуществляется взаимодействие?
  • Какие программно-технические платформы используются при построении системы?

На этом этапе аудитору необходимо запастись следующей документацией:

  • Структурная схема ИС;
  • Схема информационных потоков;
  • Описание структуры комплекса технических средств информационной системы;
  • Описание структуры программного обеспечения;
  • Описание структуры информационного обеспечения;
  • Размещение компонентов информационной системы.

Подготовка значительной части документации на ИС, обычно, осуществляется уже в процессе проведения аудита. Когда все необходимые данные по ИС, включая документацию, подготовлены, можно переходить к их анализу.

Анализ данных аудита

Используемые аудиторами методы анализа данных определяются выбранными подходами к проведению аудита, которые могут существенно различаться.

Первый подход, самый сложный, базируется на анализе рисков. Опираясь на методы анализа рисков, аудитор определяет для обследуемой ИС индивидуальный набор требований безопасности, в наибольшей степени учитывающий особенности данной ИС, среды ее функционирования и существующие в данной среде угрозы безопасности. Данный подход является наиболее трудоемким и требует наивысшей квалификации аудитора. На качество результатов аудита, в этом случае, сильно влияет используемая методология анализа и управления рисками и ее применимость к данному типу ИС.

Второй подход, самый практичный, опирается на использование стандартов информационной безопасности. Стандарты определяют базовый набор требований безопасности для широкого класса ИС, который формируется в результате обобщения мировой практики. Стандарты могут определять разные наборы требований безопасности, в зависимости от уровня защищенности ИС, который требуется обеспечить, ее принадлежности (коммерческая организация, либо государственное учреждение), а также назначения (финансы, промышленности, связь и т.п.). От аудитора в данном случае требуется правильно определить набор требований стандарта, соответствие которым требуется обеспечить для данной ИС. Необходима также методика, позволяющая оценить это соответствие. Из-за своей простоты (стандартный набор требований для проведения аудита уже заранее определен стандартом) и надежности (стандарт - есть стандарт и его требования никто не попытается оспорить), описанный подход наиболее распространен на практике (особенно при проведении внешнего аудита). Он позволяет при минимальных затратах ресурсов делать обоснованные выводы о состоянии ИС.

Третий подход, наиболее эффективный, предполагает комбинирование первых двух. Базовый набор требований безопасности, предъявляемых к ИС, определяется стандартом. Дополнительные требования, в максимальной степени учитывающие особенности функционирования данной ИС, формируются на основе анализа рисков. Этот подход является намного проще первого, т.к. большая часть требований безопасности уже определена стандартом, и, в то же время, он лишен недостатка второго подхода, заключающего в том, что требования стандарта могут не учитывать специфики обследуемой ИС.

В чем заключается анализ рисков и управление рисками?

Анализ рисков - это то, с чего должно начинаться построение любой системы информационной безопасности. Он включает в себя мероприятия по обследованию безопасности ИС, с целью определения того какие ресурсы и от каких угроз надо защищать, а также в какой степени те или иные ресурсы нуждаются в защите. Определение набора адекватных контрмер осуществляется в ходе управления рисками. Риск определяется вероятностью причинения ущерба и величиной ущерба, наносимого ресурсам ИС, в случае осуществления угрозы безопасности.

Анализ рисков состоит в том, чтобы выявить существующие риски и оценить их величину (дать им качественную, либо количественную оценку). Процесс анализа рисков можно разделить на несколько последовательных этапов:

  • Идентификация ключевых ресурсов ИС;
  • Определение важности тех или иных ресурсов для организации;
  • Идентификация существующих угроз безопасности и уязвимостей, делающих возможным осуществление угроз;
  • Вычисление рисков, связанных с осуществлением угроз безопасности.

Ресурсы ИС можно разделить на следующие категории:

  • Информационные ресурсы;
  • Программное обеспечение;
  • Технические средства (серверы, рабочие станции, активное сетевое оборудование и т. п.);
  • Людские ресурсы.

В каждой категории ресурсы делятся на классы и подклассы. Необходимо идентифицировать только те ресурсы, которые определяют функциональность ИС и существенны с точки зрения обеспечения безопасности.

Важность (или стоимость) ресурса определяется величиной ущерба, наносимого в случае нарушения конфиденциальности, целостности или доступности этого ресурса. Обычно рассматриваются следующие виды ущерба:

  • Данные были раскрыты, изменены, удалены или стали недоступны;
  • Аппаратура была повреждена или разрушена;
  • Нарушена целостность программного обеспечения.

Ущерб может быть нанесен организации в результате успешного осуществления следующих видов угроз безопасности:

  • локальные и удаленные атаки на ресурсы ИС;
  • стихийные бедствия;
  • ошибки, либо умышленные действия персонала ИС;
  • сбои в работе ИС, вызванные ошибками в программном обеспечении или неисправностями аппаратуры.

Под уязвимостями обычно понимают свойства ИС, делающие возможным успешное осуществление угроз безопасности.

Величина риска определяется на основе стоимости ресурса, вероятности осуществления угрозы и величины уязвимости по следующей формуле:

Риск = (стоимость ресурса * вероятность угрозы) / величина уязвимости

Задача управления рисками заключается в выборе обоснованного набора контрмер, позволяющих снизить уровни рисков до приемлемой величины. Стоимость реализации контрмер должна быть меньше величины возможного ущерба. Разница между стоимостью реализации контрмер и величиной возможного ущерба должна быть обратно пропорциональна вероятности причинения ущерба.

Использование методов анализа рисков

Если для проведения аудита безопасности выбран подход, базирующийся на анализе рисков, то на этапе анализа данных аудита обычно выполняются следующие группы задач:

  • Анализ ресурсов ИС, включая информационные ресурсы, программные и технические средства, а также людские ресурсы
  • Анализ групп задач, решаемых системой, и бизнес процессов
  • Построение (неформальной) модели ресурсов ИС, определяющей взаимосвязи между информационными, программными, техническими и людскими ресурсами, их взаимное расположение и способы взаимодействия
  • Оценка критичности информационных ресурсов, а также программных и технических средств
  • Определение критичности ресурсов с учетом их взаимозависимостей
  • Определение наиболее вероятных угроз безопасности в отношении ресурсов ИС и уязвимостей защиты, делающих возможным осуществление этих угроз
  • Оценка вероятности осуществления угроз, величины уязвимостей и ущерба, наносимого организации в случае успешного осуществления угроз
  • Определение величины рисков для каждой тройки: угроза – группа ресурсов – уязвимость
  • Перечисленный набор задач, является достаточно общим. Для их решения могут использоваться различные формальные и неформальные, количественные и качественные, ручные и автоматизированные методики анализа рисков. Суть подхода от этого не меняется.

Оценка рисков может даваться с использованием различных как качественных, так и количественных шкал. Главное, чтобы существующие риски были правильно идентифицированы и проранжированы в соответствии со степенью их критичности для организации. На основе такого анализа может быть разработана система первоочередных мероприятий по уменьшению величины рисков до приемлемого уровня.

Оценка соответствия требованиям стандарта

В случае проведения аудита безопасности на соответствие требованиям стандарта, аудитор, полагаясь на свой опыт, оценивает применимость требований стандарта к обследуемой ИС и ее соответствие этим требованиям. Данные о соответствии различных областей функционирования ИС требованиям стандарта, обычно, представляются в табличной форме. Из таблицы видно, какие требования безопасности в системе не реализованы. Исходя из этого, делаются выводы о соответствии обследуемой ИС требованиям стандарта и даются рекомендации по реализации в системе механизмов безопасности, позволяющих обеспечить такое соответствие.

Рекомендации, выдаваемые аудитором по результатам анализа состояния ИС, определяются используемым подходом, особенностями обследуемой ИС, состоянием дел с информационной безопасностью и степенью детализации, используемой при проведении аудита.

В любом случае, рекомендации аудитора должны быть конкретными и применимыми к данной ИС, экономически обоснованными, аргументированными (подкрепленными результатами анализа) и отсортированными по степени важности. При этом мероприятия по обеспечению защиты организационного уровня практически всегда имеют приоритет над конкретными программно-техническими методами защиты.

В то же время, наивно ожидать от аудитора, в качестве результата проведения аудита, выдачи технического проекта подсистемы информационной безопасности, либо детальных рекомендаций по внедрению конкретных программно технических средств защиты информации. Это требует более детальной проработки конкретных вопросов организации защиты, хотя, внутренние аудиторы могут принимать в этих работах самое активное участие.

Подготовка отчетных документов

Аудиторский отчет является основным результатом проведения аудита. Его качество характеризует качество работы аудитора. Структура отчета может существенно различаться в зависимости от характера и целей проводимого аудита. Однако определенные разделы должны обязательно присутствовать в аудиторском отчете. Он должен, по крайней мере, содержать описание целей проведения аудита, характеристику обследуемой ИС, указание границ проведения аудита и используемых методов, результаты анализа данных аудита, выводы, обобщающие эти результаты и содержащие оценку уровня защищенности АС или соответствие ее требованиям стандартов, и, конечно, рекомендации аудитора по устранению существующих недостатков и совершенствованию системы защиты.

Для примера, приведем образец структуры аудиторского отчета по результатам анализа рисков, связанных с осуществлением угроз безопасности в отношении обследуемой ИС.

Структура отчета по результатам аудита безопасности ИС и анализу рисков

1. Вводная часть

  • 1.1 Введение
  • 1.2 Цели и задачи проведения аудита
  • 1.3 Описание ИС
  • 1.3.1 Назначение и основные функции системы
  • 1.3.2 Группы задач, решаемых в системе
  • 1.3.3 Классификация пользователей ИС
  • 1.3.4 Организационная структура обслуживающего персонала ИС
  • 1.3.5 Структура и состав комплекса программно-технических средств ИС
  • 1.3.6 Виды информационных ресурсов, хранимых и обрабатываемых в системе
  • 1.3.7 Структура информационных потоков
  • 1.3.8 Характеристика каналов взаимодействия с другими системами и точек входа
  • 1.4 Границы проведения аудита
  • 1.4.1 Компоненты и подсистемы ИС, попадающие в границы проведения аудита
  • 1.4.2 Размещение комплекса программно-технических средств ИС по площадкам (помещениям)
  • 1.4.3 Основные классы угроз безопасности, рассматриваемых в ходе проведения аудита
  • 1.5 Методика проведения аудита
  • 1.5.1 Методика анализа рисков
  • 1.5.2 Исходные данные
  • 1.5.3 Этапность работ
  • 1.6 Структура документ

2. Оценка критичности ресурсов ИС

  • 2.1 Критерии оценки величины возможного ущерба, связанного с осуществлением угроз безопасности
  • 2.2 Оценка критичности информационных ресурсов
  • 2.2.1 Классификация информационных ресурсов
  • 2.2.2 Оценка критичности по группам информационных ресурсов
  • 2.3 Оценка критичности технических средств
  • 2.4 Оценка критичности программных средств
  • 2.5 Модель ресурсов ИС, описывающая распределение ресурсов по группам задач

3. Анализ рисков, связанных с осуществлением угроз безопасности в отношении ресурсов ИС

  • 3.1 Модель нарушителя информационной безопасности
  • 3.1.1 Модель внутреннего нарушителя
  • 3.1.2 Модель внешнего нарушителя
  • 3.2 Модель угроз безопасности и уязвимостей информационных ресурсов
  • 3.2.1 Угрозы безопасности, направленные против информационных ресурсов
  • 3.2.1.1 Угрозы несанкционированного доступа к информации при помощи программных средств
  • 3.2.1.2 Угрозы, осуществляемые с использованием штатных технических средств
  • 3.2.1.3 Угрозы, связанные с утечкой информации по техническим каналам
  • 3.2.2 Угрозы безопасности, направленные против программных средств
  • 3.2.3 Угрозы безопасности направленные против технических средств
  • 3.3 Оценка серьезности угроз безопасности и величины уязвимостей
  • 3.3.1 Критерии оценки серьезности угроз безопасности и величины уязвимостей
  • 3.3.2 Оценка серьезности угроз
  • 3.3.3 Оценка величины уязвимостей
  • 3.4 Оценка рисков для каждого класса угроз и группы ресурсов

4. Выводы по результатам обследования

  • 5.1 Рекомендуемые контрмеры организационного уровня
  • 5.2 Рекомендуемые контрмеры программно-технического уровня

Обзор программных продуктов, предназначенных для анализа и управления рисками

В настоящее время имеется большое разнообразие как методов анализа и управления рисками, так и реализующих их программных средств. Приведем примеры некоторых, по мнению автора, наиболее распространенных.

CRAMM

Метод CRAMM (the UK Goverment Risk Analysis and Managment Method) был разработан Службой Безопасности Великобритании (UK Security Service) по заданию Британского правительства и взят на вооружение в качестве государственного стандарта. Он используется, начиная с 1985 г. правительственными и коммерческими организациями Великобритании. За это время CRAMM приобрел популярность во всем мире. Фирма Insight Consulting Limited занимается разработкой и сопровождением одноименного программного продукта, реализующего метод CRAMM.

Метод CRAMM выбран нами для более детального рассмотрения и это не случайно. В настоящее время CRAMM – это довольно мощный и универсальный инструмент, позволяющий, помимо анализа рисков, решать также и ряд других аудиторских задач, включая:

  • Проведение обследования ИС и выпуск сопроводительной документации на всех этапах его проведения;

В основе метода CRAMM лежит комплексный подход к оценке рисков, сочетая количественные и качественные методы анализа. Метод является универсальным и подходит как для больших, так и для мелких организаций, как правительственного, так и коммерческого сектора. Версии программного обеспечения CRAMM, ориентированные на разные типы организаций, отличаются друг от друга своими базами знаний (profiles). Для коммерческих организаций имеется Коммерческий профиль (Commercial Profile), для правительственных организаций – Правительственный профиль (Government profile). Правительственный вариант профиля, также позволяет проводить аудит на соответствие требованиям американского стандарта ITSEC («Оранжевая книга»).

Грамотное использование метода CRAMM позволяет получать очень хорошие результаты, наиболее важным из которых, пожалуй, является возможность экономического обоснования расходов организации на обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнеса. Экономически обоснованная стратегия управления рисками позволяет, в конечном итоге, экономить средства, избегая неоправданных расходов.

CRAMM предполагает разделение всей процедуры на три последовательных этапа. Задачей первого этапа является ответ на вопрос: «Достаточно ли для защиты системы применения средств базового уровня, реализующих традиционные функции безопасности, или необходимо проведение более детального анализа?» На втором этапе производится идентификация рисков и оценивается их величина. На третьем этапе решается вопрос о выборе адекватных контрмер.

Методика CRAMM для каждого этапа определяет набор исходных данных, последовательность мероприятий, анкеты для проведения интервью, списки проверки и набор отчетных документов.

Если по результатам проведения первого этапа, установлено, что уровень критичности ресурсов является очень низким и существующие риски заведомо не превысят некоторого базового уровня, то к системе предъявляются минимальный набор требований безопасности. В этом случае большая часть мероприятий второго этапа не выполняется, а осуществляется переход к третьему этапу, на котором генерируется стандартный список контрмер для обеспечения соответствия базовому набору требований безопасности.

На втором этапе производится анализ угроз безопасности и уязвимостей. Исходные данные для оценки угроз и уязвимостей аудитор получает от уполномоченных представителей организации в ходе соответствующих интервью. Для проведения интервью используются специализированные опросники.

На третьем этапе решается задача управления рисками, состоящая в выборе адекватных контрмер.

Решение о внедрении в систему новых механизмов безопасности и модификация старых принимает руководство организации, учитывая связанные с этим расходы, их приемлемость и конечную выгоду для бизнеса. Задачей аудитора является обоснование рекомендуемых контрмер для руководства организации.

В случае принятия решения о внедрении новых контрмер и модификации старых, на аудитора может быть возложена задача подготовки плана внедрения новых контрмер и оценки эффективности их использования. Решение этих задач выходит за рамки метода CRAMM.

Концептуальная схема проведения обследования по методу CRAMM показана на рисунке.

Процесс анализа и управления рисками по методу CRAMM

Процедура аудита в методе CRAMM является формализованной. На каждом этапе генерируется довольно большое количество промежуточных и результирующих отчетов.

Так, на первом этапе создаются следующие виды отчетов:

  • Модель ресурсов, содержащая описание ресурсов, попадающих в границы исследования, и взаимосвязей между ними;
  • Оценка критичности ресурсов;
  • Результирующий отчет по первому этапу анализа рисков, в котором суммируются результаты, полученные в ходе обследования.

На втором этапе проведения обследования создаются следующие виды отчетов:

  • Результаты оценки уровня угроз и уязвимостей;
  • Результаты оценки величины рисков;
  • Результирующий отчет по второму этапу анализа рисков.

По результатам третьего этапа обследования создаются следующие виды отчетов:

  • Рекомендуемые контрмеры;
  • Детальная спецификация безопасности;
  • Оценка стоимости рекомендуемых контрмер;
  • Список контрмер, отсортированный в соответствии с их приоритетами;
  • Результирующий отчет по третьему этапу обследования;
  • Политика безопасности, включающая в себя описание требований безопасности, стратегий и принципов защиты ИС;
  • Список мероприятий по обеспечению безопасности.

Грамотно применять метод CRAMM в состоянии только высококвалифицированный аудитор, прошедший обучение. Если организация не может себе позволить содержать в штате такого специалиста, тогда самым правильным решением будет приглашение аудиторской фирмы, располагающей штатом специалистов, имеющих практический опыт применения метода CRAMM.

Обобщая практический опыт использования метода CRAMM при проведении аудита безопасности, можно сделать следующие выводы, относительно сильных и слабых сторон этого метода:

К сильным сторонам метода CRAMM относится следующее:

  • CRAMM является хорошо структурированным и широко опробованным методом анализа рисков, позволяющим получать реальные практические результаты;
  • Программный инструментарий CRAMM может использоваться на всех стадиях проведения аудита безопасности ИС;
  • В основе программного продукта лежит достаточно объемная база знаний по контрмерам в области информационной безопасности, базирующаяся на рекомендациях стандарта BS 7799;
  • Гибкость и универсальность метода CRAMM позволяет использовать его для аудита ИС любого уровня сложности и назначения;
  • CRAMM можно использовать в качестве инструмента для разработки плана непрерывности бизнеса и политик информационной безопасности организации;
  • CRAMM может использоваться в качестве средства документирования механизмов безопасности ИС.

К недостаткам метода CRAMM можно отнести следующее:

  • Использование метода CRAMM требует специальной подготовки и высокой квалификации аудитора;
  • CRAMM в гораздо большей степени подходит для аудита уже существующих ИС, находящихся на стадии эксплуатации, нежели чем для ИС, находящихся на стадии разработки;
  • Аудит по методу CRAMM – процесс достаточно трудоемкий и может потребовать месяцев непрерывной работы аудитора;
  • Программный инструментарий CRAMM генерирует большое количество бумажной документации, которая не всегда оказывается полезной на практике;
  • CRAMM не позволяет создавать собственные шаблоны отчетов или модифицировать имеющиеся;
  • Возможность внесения дополнений в базу знаний CRAMM не доступна пользователям, что вызывает определенные трудности при адаптации этого метода к потребностям конкретной организации.

RiskWatch

Программное обеспечение RiskWatch, разрабатываемое американской компанией RiskWatch, Inc., является мощным средством анализа и управления рисками. В семейство RiskWatch входят программные продукты для проведения различных видов аудита безопасности. Оно включает в себя следующие средства аудита и анализа рисков:

  • RiskWatch for Physical Security –для физических методов защиты ИС;
  • RiskWatch for Information Systems – для информационных рисков;
  • HIPAA-WATCH for Healthcare Industry – для оценки соответствия требованиям стандарта HIPAA;
  • RiskWatch RW17799 for ISO17799 – для оценки требованиям стандарта ISO17799.

В методе RiskWatch в качестве критериев для оценки и управления рисками используются «предсказание годовых потерь» (Annual Loss Expectancy – ALE) и оценка «возврата от инвестиций» (Return on Investment – ROI). Семейство программных продуктов RiskWatch, имеет массу достоинств. К недостаткам данного продукта можно отнести его относительно высокую стоимость.

COBRA

Система COBRA (Consultative Objective and Bi-Functional Risk Analysis), разрабатываемая компанией Risk Associates, является средством анализа рисков и оценки соответствия ИС стандарту ISO17799. COBRA реализует методы количественной оценки рисков, а также инструменты для консалтинга и проведения обзоров безопасности. При разработке инструментария COBRA были использованы принципы построения экспертных систем, обширная база знаний по угрозам и уязвимостям, а также большое количество вопросников, с успехом применяющихся на практике. В семейство программных продуктов COBRA входят COBRA ISO17799 Security Consultant, COBRA Policy Compliance Analyst и COBRA Data Protection Consultant.

Buddy System

Программный продукт Buddy System, разрабатываемый компанией Countermeasures Corporation, является еще одним программным продуктом, позволяющим осуществлять как количественный, так и качественный анализ рисков. Он содержит развитые средства генерации отчетов. Основной акцент при использовании Buddy System делается на информационные риски, связанные с нарушением физической безопасности и управление проектами.

Стандарты, используемые при проведении аудита безопасности информационных систем

В настоящем разделе дается обзор стандартов информационной безопасности, являющихся наиболее значимыми и перспективными с точки зрения их использования для проведения аудита безопасности ИС.

Результатом проведения аудита, в последнее время, все чаще становится сертификат, удостоверяющих соответствие обследуемой ИС требованиям признанного международного стандарта. Наличие такого сертификата позволяет организации получать конкурентные преимущества, связанные с большим доверием со стороны клиентов и партнеров.

Значение международных стандартов ISO17799 и ISO15408 трудно переоценить. Эти стандарты служат основой для проведения любых работ в области информационной безопасности, в том числе и аудита. ISO17799 сосредоточен на вопросах организации и управления безопасностью, в то время как ISO15408 определяет детальные требования, предъявляемые к программно-техническим механизмам защиты информации.

Спецификация SysTrust выбрана для рассмотрения, т.к. она в настоящее время достаточно широко используется аудиторскими компаниями, традиционно выполняющими финансовый аудит для своих клиентов и предлагающих услугу ИТ аудита в качестве дополнения к финансовому аудиту.

Немецкий стандарт «BSI\IT Baseline Protection Manual» содержит, пожалуй, наиболее содержательное руководство по обеспечению безопасности ИТ и представляет несомненную практическую ценность для всех специалистов, занимающихся вопросами информационной безопасности.

Практические стандарты и руководства по обеспечению информационной безопасности, разрабатываемые в рамках проекта SCORE, ориентированны на технических специалистов и являются в техническом плане наиболее совершенными в настоящее время.

Программа сертификации Интернет сайтов по требованиям информационной безопасности и соответствующая спецификация «SANS/GIAC Site Certification», предложенная институтом SANS, заслуживает рассмотрения в связи с неизменно возрастающей актуальностью вопросов защиты ИС организаций от атак со стороны сети Интернет и увеличением доли соответствующих работ при проведении аудита безопасности.

ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности организационного уровня представлены в международном стандарте ISO 17799: Code of Practice for Information Security Management (Практические правила управления информационной безопасностью), принятом в 2000 году. ISO 17799 был разработан на основе британского стандарта BS 7799.

ISO 17799 может использоваться в качестве критериев для оценки механизмов безопасности организационного уровня, включая административные, процедурные и физические меры защиты.

Практические правила разбиты на следующие 10 разделов:

  • Политика безопасности
  • Организация защиты
  • Классификация ресурсов и их контроль
  • Безопасность персонала
  • Физическая безопасность
  • Администрирование компьютерных систем и вычислительных сетей
  • Управление доступом
  • Разработка и сопровождение информационных систем
  • Планирование бесперебойной работы организации
  • Контроль выполнения требований политики безопасности

Десять средств контроля, предлагаемых в ISO 17799 (они обозначены как ключевые), считаются особенно важными. Под средствами контроля в данном контексте понимаются механизмы управления информационной безопасностью организации.

При использовании некоторых из средств контроля, например, шифрования данных, могут потребоваться советы специалистов по безопасности и оценка рисков, чтобы определить, нужны ли они и каким образом их следует реализовывать. Для обеспечения более высокого уровня защиты особенно ценных ресурсов или оказания противодействия особенно серьезным угрозам безопасности, в ряде случаев могут потребоваться более сильные средства контроля, которые выходят за рамки ISO 17799.

Десять ключевых средств контроля, перечисленные ниже, представляют собой либо обязательные требования, например, требования действующего законодательства, либо считаются основными структурными элементами информационной безопасности, например, обучение правилам безопасности. Эти средства контроля актуальны для всех организаций и сред функционирования АС и составляют основу системы управления информационной безопасностью.

Ключевыми являются следующие средства контроля:

  • документ о политике информационной безопасности;
  • распределение обязанностей по обеспечению информационной безопасности;
  • обучение и подготовка персонала к поддержанию режима информационной безопасности;
  • уведомление о случаях нарушения защиты;
  • средства защиты от вирусов;
  • планирование бесперебойной работы организации;
  • контроль над копированием программного обеспечения, защищенного законом об авторском праве;
  • защита документации организации;
  • защита данных;
  • контроль соответствия политике безопасности.

Процедура аудита безопасности ИС включает в себя проверку наличия перечисленных ключевых средств контроля, оценку полноты и правильности их реализации, а также анализ их адекватности рискам, существующим в данной среде функционирования. Составной частью работ по аудиту безопасности ИС также является анализ и управление рисками.

ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation

Наиболее полно критерии для оценки механизмов безопасности программно-технического уровня представлены в международном стандарте ISO 15408: Common Criteria for Information Technology Security Evaluation (Общие критерии оценки безопасности информационных технологий), принятом в 1999 году.

Общие критерии оценки безопасности информационных технологий (далее «Общие критерии») определяют функциональные требования безопасности (security functional requirements) и требования к адекватности реализации функций безопасности (security assurance requirements).

При проведении работ по анализу защищенности ИС, «Общие критерии» целесообразно использовать в качестве основных критериев, позволяющих оценить уровень защищенности АС с точки зрения полноты реализованных в ней функций безопасности и надежности реализации этих функций.

Хотя применимость «Общих критериев» ограничивается механизмами безопасности программно-технического уровня, в них содержится определенный набор требований к механизмам безопасности организационного уровня и требований по физической защите, которые непосредственно связаны с описываемыми функциями безопасности.

Первая часть «Общих критериев» содержит определение общих понятий, концепции, описание модели и методики проведения оценки безопасности ИТ. В ней вводится понятийный аппарат, и определяются принципы формализации предметной области.

Требования к функциональности средств защиты приводятся во второй части «Общих критериев» и могут быть непосредственно использованы при анализе защищенности для оценки полноты реализованных в ИС функций безопасности.

Третья часть «Общих критериев», наряду с другими требованиями к адекватности реализации функций безопасности, содержит класс требований по анализу уязвимостей средств и механизмов защиты под названием AVA: Vulnerability Assessment. Данный класс требований определяет методы, которые должны использоваться для предупреждения, выявления и ликвидации следующих типов уязвимостей:

  • Наличие побочных каналов утечки информации;
  • Ошибки в конфигурации, либо неправильное использование системы, приводящее к переходу системы в небезопасное состояние;
  • Недостаточная надежность (стойкость) механизмов безопасности, реализующих соответствующие функции безопасности;
  • Наличие уязвимостей («дыр») в средствах защиты информации, позволяющих пользователям получать НСД к информации в обход существующих механизмов защиты.

При проведении работ по аудиту безопасности, данные требования могут использоваться в качестве руководства и критериев для анализа уязвимостей ИС.

SysTrust

По существу, аудит в области информационных технологий, хотя и не имеет никакого отношения к финансовому аудиту, часто является дополнением к нему в качестве коммерческой услуги, предлагаемой аудиторскими фирмами своим клиентам, в связи с повышением зависимости бизнеса клиентов от ИТ. Идея заключается в том, что использование надежных и безопасных ИТ систем до определенной степени гарантирует надежность финансовой отчетности организации. Хорошие результаты ИТ аудита в некоторых случаях позволяют проводить финансовый аудит в сокращенном варианте, экономя время и деньги клиентов.

Отвечая потребностям бизнеса, Американским Институтом Сертифицированных Публичных Бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants (AICPA)) и Канадским Институтом Общественных Бухгалтеров (Canadian Institute of Chartered Accountants (CICA)) разработали стандарт SysTrust для проведения ИТ аудита, который является дополнением к финансовому аудиту. SysTrust позволяет финансовым аудиторам расширить область своей деятельности, путем использования простого и понятного набора требований для оценки надежности и безопасности ИС.

В стандарте SysTrust ИС оценивается в терминах ее доступности (Availability), безопасности (Security), целостности (Integrity) и эксплуатационной надежности (Maintainability).

Под доступностью традиционно понимается возможность ИС предоставлять информационные сервисы в любых режимах функционирования и при любых нагрузках, предусмотренных условиями ее эксплуатация, с задержками, не превышающими установленные требования.

Под безопасностью понимается защищенность ИС от физического и логического несанкционированного доступа. В качестве средств обеспечения безопасности в основном рассматриваются средства разграничения физического и логического доступа к ресурсам ИС.

Под целостностью понимается возможность ИС обеспечить сохранение таких свойств обрабатываемой в системе информации как полнота, точность, актуальность, своевременность и аутентичность.

Эксплуатационная надежность ИС определяется возможностью изменения конфигурации и обновления системы для обеспечения таких ее свойств как доступность, безопасность и целостность.

Критерии для оценки описанных четырех свойств ИС определены в документе «AICPA/CICA SysTrust Principles and Criteria for Systems Reliability, Version 2.0» (Принципы и критерии для оценки надежности систем).

В ходе сертификации по требованиям стандарта SysTrust (SysTrust engagement) аудитор оценивает соответствие ИС критериям доступности, безопасности, целостности и эксплуатационной надежности (SysTrust Principles and Criteria), проверяя наличие в системе необходимых механизмов контроля. Затем аудитор производит тестирование механизмов контроля с целью определения их работоспособности и эффективности. Если в результате тестирования подтверждается соответствие ИС критериям SysTrust, аудитор выпускает отчет по аттестации (unqualified attestation report). В отчете формулируется выводы относительно полноты и эффективности реализации руководством организации механизмов контроля в аттестуемой ИС. В дополнение к отчету по аттестации, аудитор готовит общее описание обследуемой ИС. Во многих случаях также готовится утверждение руководства организации (management"s assertion) относительно эффективности механизмов контроля, позволяющих обеспечить соответствие ИС критериям SysTrust. Обследование ИС и оценка ее соответствия критериям SysTrust производится в соответствии с «Руководством по Проведению Аттестации» (“Statement on Standards for Attestation Engagements (SSAE) No. 10, Attestation Standards, AT sec. 101"Attest Engagements"”.)

BSI\IT Baseline Protection Manual

Немецкий стандарт "Руководство по обеспечению безопасности ИТ базового уровня" (IT Baseline Protection Manual) разрабатывается Агенством Информационной Безопасность Германии (BSI - Bundesamt für Sicherheit in der Informationstechnik (German Information Security Agency).

Этот документ является пожалуй самым содержательным руководством по информационной безопасности и по многим параметрам превосходит все остальные стандарты. Приятен также тот факт, что этот ценнейший для аудитора источник информации имеется в свободном доступе в сети Интернет. В нем содержаться подробные руководства по обеспечению информационной безопасности применительно к различным аспектам функционирования ИС и различным областям ИТ.

Стандарт в настоящее время занимает три тома и содержит около 1600 страниц текста.

«BSI\IT Baseline Protection Manual» постоянно совершенствуется с целью обеспечения его соответствия текущему состоянию дел в области безопасности ИТ. К настоящему времени накоплена уникальная база знаний, содержащая информацию по угрозам и контрмерам в хорошо структурированном виде.

Практические стандарты SCORE и программа сертификации SANS/GIAC Site Certification

SCORE (Security Consensus Operational Readiness Evaluation) является совместным проектом института SANS и Центра безопасности Интернет (Center for Internet Security(CIS)). Профессионалы-практики в области информационной безопасности из различных организаций объединились в рамках проекта SCORE с целью разработки базового (минимально необходимого) набора практических стандартов и руководств по обеспечению безопасности для различных операционных платформ. Требования и рекомендации, предлагаемые для включения в стандарты, широко обсуждаются и проверяются участниками проекта SCORE, и только после их одобрения всеми участниками, передаются в CIS, который занимается их формализацией и оформлением, а также разрабатывает программные средства (minimum standards benchmarks) для оценки соответствия операционных платформ предложенным стандартам.

Разработанные базовые стандарты вместе с руководствами по обеспечению соответствия этим стандартам и средствами тестирования публикуются на Интернет сайте CIS.

Программа сертификации Интернет сайтов (GIAC Site Certification program), предложенная институтом SANS, позволяет организациям проводить аудит безопасности сегментов компьютерной сети, непосредственно подключенных к сети Интернет, в соответствии со стандартами SCORE.

Программа сертификации «GIAC Site Certification» определяет три уровня защищенности Интернет сайтов. На практике, в настоящее время, используются только первые два из них.

Сертификация сайта на первом уровне предполагает проверку внешних сетевых адресов организации, видимых из сети Интернет, на предмет уязвимости соответствующих хостов в отношении сетевых атак. На этом уровне должна быть обеспечена защита сайта от наиболее распространенных атак. Требуется отсутствие наиболее серьезных и часто встречающихся уязвимостей защиты. Предъявляются также определенные требования к уровню квалификации специалистов, отвечающих за обеспечение безопасности сайта.

На втором уровне требуется проведение всех проверок и соблюдение всех требований первого уровня, а кроме того требуется осуществлять периодический пересмотр политики и процедур обеспечения сетевой безопасности. Также на втором уровне производится проверка защищенности сайта от сетевых атак путем осуществления попыток проникновения и взлома систем, подключенных к сети Интернет.

На третьим уровне, помимо обеспечения соответствия всем требованиям второго уровня, требуется также регулярно проводить сканирование сети изнутри с целью защиты от угроз со стороны внутренних нарушителей, а также внешних злоумышленников, пытающихся преодолеть механизмы защиты внешнего периметра сети путем использования продвинутых методов, включая методы социального инженеринга.

От уровня к уровню ужесточаются требования, предъявляемые к квалификации специалистов, организационной структуре подразделений, занимающихся вопросами защиты, наличию формальных политик и процедур, а также строгости и глубине тестов, используемых для проверки механизмов защиты Интернет-сайта организации.

Выводы

Аудит представляет собой независимую экспертизу отдельных областей функционирования организации, проводимую по инициативе ее руководства или акционеров, либо в соответствии с планом проведения внутреннего аудита. Основными целями проведения аудита безопасности являются:

  • анализ рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов ИС;
  • оценка текущего уровня защищенности ИС;
  • локализация узких мест в системе защиты ИС;
  • оценка соответствия ИС существующим стандартам в области информационной безопасности;
  • выработка рекомендаций по внедрению новых и повышению эффективности существующих механизмов безопасности ИС.

Работы по аудиту безопасности ИС включают в себя ряд последовательных этапов:

  • Инициирование обследования
  • Сбор информации
  • Анализ полученных данных
  • Выработка рекомендаций
  • Подготовка отчета по результатам обследования
  • Подходы к проведению аудита безопасности могут базироваться на анализе рисков, опираться на использование стандартов информационной безопасности, либо объединять оба эти подхода.

В настоящее время имеется большое разнообразие как методов анализа и управления рисками, так и реализующих их программных средств. Некоторые из них были рассмотрены в настоящей статье.

Одним из наиболее мощных и универсальных инструментов, анализа рисков является метод CRAMM. Программное обеспечение CRAMM, помимо анализа и управления рисками, позволяет решать также и ряд других аудиторских задач, включая:

  • Проведение обследования ИС и выпуск сопроводительной документации на всех этапах проведения обследования;
  • Проведение аудита в соответствии с требованиями Британского правительства, а также стандарта BS 7799:1995 - Code of Practice for Information Security Management BS7799;
  • Разработка политики безопасности и плана обеспечения непрерывности бизнеса.

Грамотное использование метода CRAMM позволяет получать хорошие результаты, наиболее важным из которых, пожалуй, является возможность экономического обоснования расходов организации на обеспечение информационной безопасности и непрерывности бизнеса.

Результатом проведения аудита, в последнее время, все чаще становится сертификат, удостоверяющих соответствие обследуемой ИС требованиям признанного международного стандарта. В настоящей статье рассмотрено несколько стандартов и программ сертификации, имеющих практическое значение.

Международные стандарты ISO17799 и ISO15408 служат основой для проведения любых работ в области информационной безопасности, в том числе и аудита. ISO17799 сосредоточен на вопросах организации и управления безопасностью, в то время как ISO15408 определяет детальные требования, предъявляемые к программно-техническим механизмам защиты информации.

Спецификация SysTrust в настоящее время достаточно широко используется аудиторскими компаниями, традиционно выполняющими финансовый аудит для своих клиентов и предлагающих услугу ИТ аудита в качестве дополнения к финансовому аудиту.

Немецкий стандарт «BSI\IT Baseline Protection Manual» является наиболее содержательным руководством по обеспечению безопасности ИТ и представляет несомненную практическую ценность для всех специалистов, занимающихся вопросами информационной безопасности.

Практические стандарты и руководства по обеспечению информационной безопасности, разрабатываемые в рамках проекта SCORE, ориентированны на технических специалистов и являются в техническом плане наиболее совершенными.

Программа сертификации Интернет сайтов по требованиям информационной безопасности и соответствующая спецификация «SANS/GIAC Site Certification», совсем недавно предложенная институтом SANS, безусловно, заслуживает внимания в связи с неизменно возрастающей актуальностью вопросов защиты ИС организаций от атак со стороны сети Интернет и увеличением доли соответствующих работ при проведении аудита безопасности.

Литература и ссылки

  • ISACA Russia Chapter. CISA Exam Preparation Course. April-May 2001.
  • CRAMM v.4.0 User’s Guide.
  • What is CRAMM? http://www.gammassl.co.uk/topics/hot5.html
  • SANS/GIAC Site Certification Program, http://www.sans.org/SCORE
  • SysTrust Services, http://www.aicpa.org/assurance/systrust/index.htm
  • Ernst&Young (CIS) Limited, Independent Accountant"s Report, https://processcertify.ey.com/vimpelcom2/vimpelcom_opinion.html
  • BSI/IT Baseline Protection Manual, http://www.bsi.bund.de/gshb/english/menue.htm
  • Александр Астахов. Анализ защищенности автоматизированных систем, GLOBALTRUST.RU, 2002 г.,

В современном мире информационные системы (ИС) играют ключевую роль в обеспечении эффективности работы коммерческих и государственных организаций. ИС используются для хранения, обработки и передачи информации. С каждым днем растет число внешних и внутренних угроз информационной безопасности (ИБ), которые могут привести к значительным финансовым и репутационным потерям.

Аудит информационной безопасности (ИБ) – крайне важный процесс, позволяющий получить объективную информацию о текущем состоянии средств обеспечения ИБ на предприятии, оценить степень защищенности данных и ИТ-систем, их соответствие определенным требованиям и критериям. Аудит ИБ проводится как в качестве первого этапа при внедрении решений по защите информации, так и в ряде случаев вне проекта, когда требуется получить независимую оценку реальной защищенности систем. Проведение аудита дает возможность заранее выявить угрозы и проблемы, чтобы в дальнейшем определить методы их устранения, позволяет существенно повысить уровень безопасности и соответствие средств защиты реальным потребностям бизнеса. Так, по мнению специалистов, проведение внеплановых аудитов позволяет сэкономить до 20% временных и 15% материальных ресурсов на обеспечение ИБ, определяя точки приложения усилий и оптимальные пути решения.

Исходя из целеполагания, «АСТ» предоставляет услуги по проведению трех основных видов аудита информационной безопасности:

  • Экспертный аудит, в рамках которого проводится оценка текущего состояния систем и средств защиты, выявление недостатков и уязвимостей.
  • Аудит соответствия требованиям, в рамках которого оценивается соответствие средств защиты требуемым международным и отраслевым стандартам.
  • Тестирование на проникновение, в ходе которого моделируются действия злоумышленника, направленные на проведение успешной атаки. Цель такого аудита – повышение защищенности за счет выявления и последующего устранения реальных векторов атак.

Аудит осуществляется в несколько этапов:

  1. Определение задач проекта. Собирается исходная информация о защищаемых объектах, информации и критериях оценки, проводятся организационные действия по подготовке к аудиту.
  2. Согласование условий и границ проведения тестирования на проникновение (внешнее/внутреннее, whitebox/blackbox, сроки/время, границы погружения и прочие важные параметры)
  3. Обследование и обработка результатов. Проводится сбор всего комплекса данных о ресурсах, системах средствах защиты, организационных мерах в области ИБ и т.п. По результатам вырабатывается консолидированная отчетность, ложащаяся в основы проведения анализа рисков, анализ соответствия требованиям и разработки рекомендаций.
  4. Проведение ручного тестирования на проникновение.
  5. Анализ рисков. Комплексная процедура оценки уровня защищенности информационных систем, учитывающая как предоставленную информацию, так и результаты тестирования на проникновение (актуальные вектора атак). Процедурой предусмотрены разработка модели угроз и модели нарушителей.
  6. Анализ соответствия стандартам и требованиям стандартов и нормативной документации. В результате соответствие либо подтверждается, либо на этапе разработки рекомендаций определяются пути доводки систем ИБ до требуемого уровня защищенности.
  7. Разработка рекомендаций. В их основу ложится весь комплекс полученной в результате обследования информации, аналитики и выводов. Рекомендации охватывают весь комплекс необходимых организационных и технических мер для обеспечения требуемого уровня обеспечения ИБ.

Объектами аудита ИБ могут выступать как отдельные компоненты ИТ-систем и инфраструктуры компании, так и весь комплекс ИТ-решений, содержащих информацию, которая подлежит защите.

На предприятии должен проводиться аудит информационной безопасности. Рассмотрим, для чего это нужно и как осуществить проверку. Почти вся деятельность организаций связана с компьютерными обработками сведений.

Растет количество и объем операций, требующих широкого использования компьютеризированной информационной системы.
При наличии ошибок может блокироваться работа системы.

Может вызываться цепная реакция, в результате чего уменьшается доходность компаний и теряется их репутация. Именно поэтому стоит уделять особое внимание аудиту ИБ.

Что нужно знать

Проведение аудита ИБ – важная процедура, при которой преследуются определенные цели и выполняется ряд задач.

Необходимые термины

Информационной безопасности называют системную процедуру, при которой получают объективные качественные и количественные оценки о текущем положении информационной безопасности предприятия.

При этом придерживаются определенных критериев и показателей безопасности. Под информационной безопасностью понимают сохранность информационных ресурсов и защиту законного права личности и общества в информационной отрасли.

Зачем это нужно?

С помощью аудита можно дать оценку текущей безопасности работы информационной системы, оценку и прогнозирования рисков, управлять их воздействием на бизнес-процесс.

При грамотном проведении проверки возможна максимальная отдача от средств, что инвестируются в создание и обслуживание системы безопасности компании.

Цель осуществления аудиторской процедуры:

  • анализ риска;
  • оценивание текущих уровней защищенности информационной системы;
  • локализация узкого места в защитной системе;
  • дать рекомендации, как внедрить и повысить эффективность механизма безопасности информационной системы.

Задача:

  • разработать политику безопасности по защите данных;
  • установить задачи для ИТ-сотрудников;
  • разбирать инциденты, что связаны с нарушениями информационной безопасности.

Правовое регулирование

Главные законодательные положения:

  1. Методическая документация.

Аудит информационной безопасности предприятия

Основное направление проверки информационной безопасности:

Аттестация
  • аттестуются автоматизированные системы, средства связи, обработки и передачи данных;
  • аттестуются помещения, что используются при ведении переговоров;
  • аттестуются технические средства, что устанавливаются в выделенном помещении
Контроль защищенных данных
  • выявляются технические каналы утечки данных;
  • контролируется эффективность используемых средств защищенности данных
Специальное исследование средств технического характера
  • исследуется ЭВМ, средство связи и обработки данных;
  • локальная вычислительная система;
  • оформляются результаты исследования согласно нормам Гостехкомиссии
Проектируются объекты в защищенных исполнениях
  • разрабатывается концепция безопасности информации;
  • проектируются автоматизированные системы, обработки данных в защищенных исполнениях;
  • проектируются помещения, что необходимы для осуществления переговоров

Применяемые методики

Возможно использование методики:

Экспертного аудита, при котором оценивают степень защиты того компонента информационной системы Состоит из нескольких стадий:
  • проведение анализа информационных систем;
  • анализируются значимые активы;
  • формируются модели угрозы, нарушителей;
  • анализируются требования к безопасности среды данных;
  • оценивается текущее состояние;
  • разрабатываются рекомендации по устранению недостатков;
  • создается отчетная рекомендация
Активного аудита При проведении теста возможна оценка защищенности информационных систем, обнаружение слабых мест, проверка надежности существующего механизма защиты систем от незаконных действий. Компания получает детальные отчеты с результатами анализа.Объект тестирования на проникновение – внешний сервер, сетевое оборудование, отдельный сервис.

Есть несколько видов тестирования:

  1. Метод «черного ящика». Тест проводится без наличия знания об объекте, что тестируется. Сведения собираются при помощи общего доступного источника.
  2. Метод «белого ящика». Объекты исследуются более детально. Могут запросить дополнительные документы, исходный код, доступы к объектам. Тестом моделируется ситуация, что возможна при утечках данных.
  3. Метод «серого ящика». Игнорируют известные данные и сочетают методы, что указаны выше.

Этапы проведения работ по тестам предусматривают:

  • осуществление анализа доступных сведений;
  • осуществление инструментального сканирования, когда применяются специализированные средства;
  • проведение детального анализа вручную;
  • проведение анализа и оценки недостатков
Проверка web–приложений Нужна, чтобы обнаружить и идентифицировать уязвимые места. Обязательно:
  • проведение автоматического сканирования;
  • использование метода черного и белого ящика;
  • оценивание риска;
  • подготовка рекомендаций;
  • реализация рекомендаций
Комплексного аудита Возможна систематизация угрозы безопасности информации и предоставление предложения по устранению недостатков. Осуществляется техническая проверка сетей, проводится тестирование на проникновение и т. д.
Аудита соответствия стандартам Анализируется и оценивается система управления риском безопасности информации, политика регламента, принципы управления активами и сотрудниками

Составление плана

При проведении аудита информационной безопасности составляют план работ и определения целевой задачи. Заказчики и исполнители должны согласовать область и структуру компании, которую затрагивает проверка.

Оговаривают ответственность каждой стороны. В плане должна отражаться:

  • цель проверки;
  • критерии;
  • области проверки с учетом идентификации организационной и функциональной единицы и процесса, что подлежит аудиту;
  • дата и место проведения аудита;
  • длительность проверки;
  • роль и обязательства членов аудиторских групп и сопровождающих лиц.

Возможно также включение:

  • списка представителей проверяемого предприятия, что будет оказывать услуги сопровождения аудиторской группы;
  • разделов отчета;
  • технического обеспечения;
  • рассмотрения вопросов конфиденциальности;
  • сроков и целей следующей проверки информационной безопасности.

План анализируют и представляют проверяемому предприятию до того, как будет проводиться аудит. Пересмотренный документ согласовывают вовлеченной стороной до продолжения аудита.

Проведение внутреннего аудита

Аудит включает такие действия:

  • инициируется процесс (определяют и закрепляют в документации права и обязательства аудитора, готовится план проведения аудита);
  • собираются данные;
  • анализируется информация;
  • вырабатываются рекомендации;
  • готовится отчет.

Для осуществления аудита определяют критерии, что отражены в нормативной документации. Сначала организуют проверку, анализируют документы и осуществляют подготовку к аудиту ИБ на месте его осуществления.

Обязательно назначают руководство аудиторских групп, определяют цели и область проверки, возможности, устанавливают начальные контакты с аудируемым предприятием.

Нюансы для малого предприятия

На малом предприятии обеспечению информационной безопасности уделяют не так много внимания, как на крупных фирмах.

Хотя техническая ситуация является таковой, что защита ИБ необходима как раз для малых компаний. Такие предприятия имеют небольшой ИТ-бюджет, что позволил бы купить все оборудование, ПО.

Именно поэтому аудит позволил бы своевременно устанавливать уязвимые места, проверив:

  • как используется межсетевой экран для обеспечения безопасности информации;
  • обеспечено ли защиту электронной почты (есть ли необходимые антивирусы);
  • обеспечено ли антивирусную защиту;
  • как организовано работы в 1С предприятие;
  • как настроено ПК пользователей;
  • как используется Proxy-сервер;
  • обеспечено ли защиту информационной среды компании

При процедуре в банке

  • проверка вокруг ПК;
  • проверка с применением ПК.

Контроль может быть общим и прикладным. Общими считают операции, что обеспечивают уверенность в непрерывности работы компьютерной системы.

Осуществляются такие виды контроля:

  • организационный;
  • контроль компьютеров;
  • операционных системы;
  • контролирование доступа;
  • контроль помещения с техническими объектами;
  • разработок и поддержания функционирования систем.

Прикладным контролем называют запрограммированный процесс определенного прикладного программного обеспечения и ручные процессы.

Он необходим, чтобы обеспечить обоснованную уверенность в том, что автоматическая обработка информации является полной, точной и правильной.

Представлен:

  • контролем ввода (это самое слабое место в информационных системах);
  • обработок;
  • вывода.

Программа проверок информационной системы банковских учреждений включает:

Участие внутренних аудиторов При разработке систем и прикладного пакета программы
Обзор и подтверждение Проверяющим лицом изменений программного обеспечения
Проведение аудита внутреннего контроля И тестов с соблюдением постоянства и последовательности
Проверку документации компьютерного обеспечения Есть ли документы, обновляются ли они, отражают ли реальную ситуацию
Проведение проверок программного обеспечения На факт того, нет ли несанкционированных изменений, целостны ли сведения
Проведение оценки купленного программного обеспечения На соответствие описанию подготовленных систем
Ежеквартальная проверка и возобновление плана действий При форс-мажоре и критической ситуации

Чтобы не были допущены нежелательные проникновения и атаки в будущем, стоит:

Аудитор может проводить такие работы:

Организация для государственных информационных систем

Рассмотрим на примере школы. Осуществление аудита включает 3 стадии. Сначала учреждение должно представить все необходимые документы.

Определяют цель, задачи проверки, составляют . Устанавливают, что будет входить в состав аудиторской группы. Составляют программ проверки.

Сама проверка осуществляется в соответствии с программой аудита, что разрабатывалась и согласовывалась с руководством школы.

Проверяется и оценивается, насколько качественны нормативные документы, эффективны технические меры по защите данных, а также действия сотрудников. Устанавливают:

  • правильно ли классифицировано ИСПДн;
  • достаточны ли представленные сведения;
  • выполняются ли требования по обеспечению безопасности информации.

При проведении технической проверки используют экспертные, экспертно-документальные, инструментальные методы. По итогам проверки готовят , где прописаны недочеты и даны рекомендации по их устранению.

Сертификация систем менеджмента

Проверка и сертификация соответствия стандартам направлены на усовершенствование управление предприятием, укрепление доверия.

Хотя и установлено международные стандарты, на данный момент сертификацию на соответствие ISO 17799 не проводят, поскольку отсутствует его 2 часть с описанием сертификации соответствия британским стандартам BS 7799.

Проводят сертификацию на соответствие британским стандартам. Проверка соответствия стандартам осуществляется аудиторскими/консалтинговыми фирмами, что являются членами UKAS

Сертификаты по BS 7799-2 влияют на качество построения систем управления ИБ. Решается ряд технических вопросов.

Государственных стандартов на управление системами не принято, а значит, аналог – Специальные требования и рекомендации по защите сведений технического плана Гостехкомиссии России.

Оформление результатов

При завершении аудита составляется отчетный документ, что передается заказчикам. Отчет должен содержать такие сведения:

  • рамки регламент проведения аудита;
  • структуру информационной системы предприятия;
  • методы и средства, что применяются при проведении аудита;
  • описания обнаруженных уязвимых моментов и недостатков с учетом уровня их риска;
  • рекомендации по улучшению комплексных систем обеспечения ИБ;
  • предложения к планам реализации мероприятия, что должны минимизировать выявленные риски.

В отчете должна отражаться полная, четкая и точная информация по проверке безопасности информации. Указывается, где проводился аудит, кто является заказчиком и исполнителем, какова цель проверки.

Отчеты могут включать и такие данные:

  • план проверки;
  • список сопровождающих аудиторов лиц;
  • краткая суть процедуры, с учетом элемента неопределенности и проблем, что могут отражаться на надежности заключения по итогам проверки;
  • любые отрасли, что не охвачены проверкой и т. д.

Аудит информационной безопасности – это эффективный инструмент, который позволяет получить независимую и объективную оценку текущей стадии защищенности от ряда угроз.

Результат проверки даст основание для формирования стратегий развития систем по обеспечению ИБ компании.
Но стоит помнить, что аудит безопасности не является разовой процедурой.

Его проведение обязательно на постоянной основе. Только в таком случае будет реальная отдача и появится возможность усовершенствования безопасности информации.