CarPC – настоящий компьютер в авто: от рассвета до наших дней. CarPC: Компьютер в автомобиле
На сегодняшний день рынок балует нас, автолюбителей, различными девайсами, которые можно подключать как самому, так и устанавливать на СТО. Я говорю про всякие разные навороченные магнитолы, датчики парковки, камеры заднего вида, регистраторы, навигаторы, TV-тюнеры, и про прочую интересную и полезную электронику. Но если хочется всего и сразу, то придется быть готовым выкладывать приличную сумму. К тому же всё это достаточно громоздко, т.к. занимает много места на панели и лобовом стекле, а сколько проводов то приходится протягивать или покупать разветвитель прикуривателя и нагружать его этим всем, что может негативно сказаться на проводке от таких потребляемых мощностей.А что, если всё взять «оптом», да еще и в одной коробочке? Вроде бы и места много занимать не будет, да и глядишь цена будет приятнее. Так вот это всё возможно, если установить у себя в машине CarPC (англ. автомобильный персональный компьютер). Что это за зверь такой и с чем его едят мы и будем обсуждать в данной статье.
Итак, возможно возникнет вопрос: как можно всё и сразу объединить в одну коробочку? Дело вот в чем. Для создания CarPC используется полноценный компьютер достаточной мощности, чтобы вмещать в себя все функции и при этом не высокого энергопотребления. На него ставится полноценная операционная система семейства Windows или Linux. Далее по желанию: пользователь может загрузить графическую оболочку, предназначенную под нужны CarPC, либо пользоваться системой в «голом» виде. Давайте посмотрим примеры некоторых оболочек:
Впечатляет, не правда ли? Как мы видим, оболочки разные, имеют разный интерфейс, функции и основные данные. Каждый сможет подобрать себе оболочку по собственным предпочтениям.
CarPC оснащается обязательно сенсорным (как правило резистивным ввиду неприспособленности ёмкостного сенсора к нашим суровым климатическим условиям) экраном, дополнительными кнопками управления (выносятся на руль, панель, и т.д.) и прочими устройствами ввода, например, клавиатура-пульт с тачпадом. Устанавливается CarPC, как правило, вместо магнитолы типоразмера 2DIN, а в случае отсутствия такой возможности умельцы делают корпусы и рамки для вывода на панель. Вот немного фотографий:
Выглядит стильно, а главное, что CarPC объединяет в себе функционал всех как дополнительных, так и основных электронных устройств. Что ж, перечислю, что можно с ним сделать:
Если подключить к аудиокарте усилитель, получаем хорошую аудиосистему требуемого качества и мощности. А в сочетании с функциональным софтом, коего не мало, получаем еще детальные программные настройки звука, распределение каналов, управление сабвуфером и прочее. Так же не забываем, что с такой системой можно читать любые форматы аудио и можно забыть об ограничении форматов у магнитол.
Если подключить антенну – получаем радио.
Если подключить камеру заднего вида – получаем помощь в парковке.
Если подключить Bluetooth модуль и микрофон – получаем режим громкой связи по телефону.
Если подключить TV-тюнер, то получаем телевизор (доступ к интернету не требуется).Многие оспорят смысл сего устройства, ведь новые автомобили и так оснащены далеко не глупыми головными устройствами с неплохим набором функций и тогда необходимость CarPC отпадает. Ведь выше я ничего особенного не перечислил. Стандартный набор навороченной магнитолы. Но всё же есть ряд параметров, которые отличают даже самую навороченную стандартную магнитолу-компьютер от CarPC . Давайте я их перечислю:
Если установить обычную веб-камеру на лобовое стекло – получается регистратор.
Если подключить модем – получаем доступ к интернету, информации о пробках, погоде, дорожных событиях и прочее, прочее.
Если подключить модуль Wi-fi в сочетании с модемом, то получаем точку доступа и раздаем интернет.
Если подключить адаптер ODB II, то получаем все данные об автомобиле прямо на экран! А так же все коды ошибок и возможность сбрасывать их.
Если установить Windows 8 и выше, то имеем доступ к мобильным приложениям, которые содержат в себе очень много полезных функций для трекинга, замера скоростей, рисование маршрутов и других интересных вещей. А в Windows 10 в маркет будут добавлены приложения всех трех крупных мобильных ОС: Android, Windows Phone и iOS. Есть где разбежаться.Не достаточно? Это всего лишь небольшой список того, что можно сделать с CarPC. Есть большое количество различных автомобильных устройств, адаптированных под компьютер с USB подключением. Например, более умный парктроник с более информативным выводом данных с датчиков, камер со всех четырех сторон и т.д. При наличии COM-порта возможности компьютера увеличиваются, т.к. тогда можно будет цеплять всякого рода датчики вроде акселерометра, датчики давления шин и прочее.
Под навороченным функционалам прячется навороченная цена подумаете вы и ошибетесь. Если всё рассчитать грамотно, то цена будет ниже, чем готовые магнитолы с похожим набором функций (к примеру, популярная магнитола Pioneer SPH-DA120: 2DIN, сенсорный экран, Bluetooth, навигация, 24 тыс. руб.). В этом второе преимущество CarPC: плати меньше, получай в разы больше.
Что ж, давайте задумаемся, какие же конкретные цели можно преследовать, если заинтересоваться данным проектом. При подключении CarPC у нас появляется возможность индивидуализировать авто, расширить функционал системы, и даже будет возможность самовыражения, как бы обыденно это не звучало. Особенно, последний пункт будет актуален для молодежи. А теперь поконкретнее:Кому-то нужны мультимедийные программы, возможность чтения всех форматов аудио и видео;
Для кого-то главной задачей является навигация;
Кто-то желает иметь полноценный мобильный офис;
Любители тюнинга и продвинутые автомобилисты хотят создать центр диагностики и настройки своего авто;
Кто-то не представляет и минуты без Интернета даже в машине;Думаю, это далеко не все причины для установки столь умной и продвинутой системы.
Но для того, чтобы установить CarPC себе в машину нужно хорошо разбираться в компьютерной технике, автомобильной проводке, обладать хотя бы начальными знаниями в электротехнике, уметь ставить ОС, настраивать программное обеспечение, работать с автозвуком и многое другое. Если нет таких навыков и знаний, и нет возможности их приобрести, то лучше, конечно, обратиться к специалистам в областях IT и автоэлектроники.
Если вы решите, что это не ваше – не беда, по крайней мере, теперь, у вас будет представление об этом девайсе.
А для всех остальных у меня вопрос: что вы думаете на этот счет? Хотели бы вы себе установить CarPC?
Фронт-энд
Ну, о командах фронт-энда мы поговорим чуть позже, а пока для начала несколько слов о том, что это вообще такое и для чего он нужен. С обозначенными выше задачами справиться может только серьезный компьютер (владельцы КПК`шек называют его ББ - Большим Братом
). А работают ББ под сами знаете чем, и это сами знаете что слабо приспособлено к специфике нашего применения этой техники.
Поэтому подавляющее большинство автомобильных компьютеров (давайте уже раз и навсегда договоримся называть их CarPС) используют для своей работы некую надстройку над операционной системой, оболочку, подменяющую собой столь привычные большинству из нас окошки. При нормально настроенном программном обеспечении вы, вероятнее всего, и не поймете, что крутится внутри системы - Windows, Linux или что-нибудь еще. И это правильно, и к этому надо стремиться!
Надстройки эти называются фронт-эндами (Front-Ends ). Часть из них - это коммерческие продукты, часть - продукты воспаленного ума безбашенных энтузиастов. Наиболее известным представителем первых является Centrafuse , ко вторым относятся in Car Terminal, Cave Live! и Road Runner .
Последний, в силу своей дружелюбности в основном, и был выбран в качестве оболочки для данного проекта.
С уть практически любого фронт-энда сводится к тому, что для каждой специфической задачи - будь то воспроизведение музыки или ведение по маршруту какой-либо навигационной программой - создается свой скин - шкурка, графический интерфейс которой оптимизирован именно под данную конкретную задачу. Для выбора этих специфических скинов служит скин основной, который, в свою очередь оптимизирован угадайте подо что? - ну да, под доступ к конкретным приложениям: к той же музыке, навигации, диагностике и всем, всем, всем...
И переделке он был подвергнут не из эстетических (здесь как раз полная гармония!), а из соображений
функционального наполнения. Хотя лукавлю - был еще один момент: согласитесь, ездить на Мицу с лейблом Бэхи на мониторе было бы
как-то не комильфо...
Некоторое искажение пропорций объясняется не косоглазостью и криворукостью зодчего, а тем, что скин делался под соотношение сторон широкоформатного монитора, так что в авто эмблема ММС - круглая. И кстати, если вы смотрите эту страницу на несильно большом мониторе - скриншоты у вас будет выглядеть скорее всего как в реале...
Кнопка
GOOGLE
-
ни разу не поисковик. Это Google Earth - навигация по спутниковым снимкам. Потенциал у софтинки весьма неплохой - может работать оффлайн, используя снимки из кэша, может писать треки и очень эффектно демонстрировать их потом (ощущение, что пролетаешь над реальной местностью на бреющем полете), да впрочем, и в движении смотрится все это захватывающе.
К сожалению, два момента омрачают радужные перспективы - для получения полного фарша приходится использовать связку из нескольких разнородных программ, в результате чего запуск данного приложения становится вещью вероятностной,
что в условиях авто неприемлимо, да и ресурсов это добро норовит отгрызть не по-детски. Так что пока приходится констатировать, что в силу юного своего возраста данная зверушка потенциалом обладает, но потенции пока еще не имеет... Оставлена на всякий случай.
Кнопка
GPS-2D -
GISRussa for Windows. На момент создания системы один из наиболее приемлимых вариантов нави (по наличию интересующих карт, но никак не по удобству управления). Сегодня очень любопытным решением представляется GarminMobilePC. Последняя пока находится в процессе неспешного тестирования...
Кнопка
GPS-3D -
RusaWin32. Да, тоже нави - таблеток от жадности не предлагать! Информативность не ниже, чем у предыдущей, но 3D режим... Ласкает глаз.
Кнопка MUSIC - no comment...
Кнопка OZI - вы, конечно, будете смеяться - опять нави. НО - удивительное дело: из всех навигационных приложений - самое востребованное! Объяснение этому простое - векторные карты, используемые самым продвинутым софтом, существуют лишь для мегаполисов и иже с ними. В местах же, где не ступала нога человека урбанизированного, все они нервно курят - и тут на сцену в ушанке и валенках выходит Озик, с торчащими из-под бушлата картами ГенШтаба.
Когда от трассы до реки двадцать километров через лес, и дорогу местами еще надо прорубать - они рулят, эти карты, проверено на личном опыте. Так что - must have, однозначно!
Кнопка скин диагностики.
Кнопка
CAMERA -
скин курсовой камеры.
Кнопка
NIGHT -
выбор
дневного/ночного режима работы монитора. Переключение между режимами реализуется и автоматически, по заданному времени, но иногда условия освещенности меняются не только с восходом/заходом солнца...
Кнопка
APPS -
скин приложений. Строго говоря, позволяет запустить Notepad, Calc, да любое, в общем-то, внешнее приложение, не интегрированное по каким-то причинам непосредственно в оболочку. Ценность его сомнительна, но пока места хватает всем - живет. Хотя - первый кандидат на замену.
Кнопка CONFIG - скин настроек оболочки.
Кнопка SkyLink - скин CDMA-модема
Кнопка WEB - скин браузера MyIE2
Левый вертикальный ряд: кнопка с вопросительным знаком - скин справочной системы, солнце за тучкой с торчащим из нее градусником (затейник был художник!) - скин прогноза погоды на два дня по региону.
Правый вертикальный ряд: кнопка " 52 " ранее использовалась как справочник по регионам (и пока вакантна), телефонная трубка - скин HandsFree.
Следующие иллюстрации приведены для тех, кто до сегодняшнего дня подобных систем не видел вообще - ни функциональной уникальностью, ни художественной ценностью они не обладают, но дают возможность наглядно представить, как же все это выглядит в реальной системе. Для тех, кому это не интересно, сделаем волшебную ссылочку
- рюмаху она вам не нальет, но позволит перенестись к следующему разделу, мы же продолжим этот небольшой экскурс:
GISRussa. Нижний ряд кнопок - это управление плейером. Самой программой можно управлять только тыкая пальцем в верхний ряд кнопок - то еще удовольствие! Впрочем, даже для таких безнадежных ситуаций есть решения, но о них - в разделе по железу....
Ozi, великий и ужасный. Тут уже немножко повеселее - кое-какие кнопки программы продублированы в интерфейсе скина. Основные действия с программой уже можно совершать, просто ткнув пальцем в поверхность тачскрина.
Скин, который оставлен вообще без каких бы то ни было изменений. Да и что тут менять? Все продумано, удобно, функционально. Плеер...
Аналогично... Пресеты, настройки звука.
Скин справки. Комментарии излишни - просто проиллюстрируем:
Номера регионов.
Прейскурант.
RTFM на машину
Скин диагностики. Собственно, здесь представлены все возможности конкретного адаптера: трип, отчеты о поездке, собственно диагностика движка. К великому сожалению, софтина написана так, что изящному встраиванию в оболочку практически не поддается - каждая функция открывается в своем окне, которые не перехватываются и не масштабируются. Как и все на свете поддается, очевидно, доработке напильником - но пока энтузиастов не нашлось...
Как это часто и бывает, в момент снятия этого скриншота отвалился интернет: так что какая была погода в этот день - вы не узнаете...
Скин настроек оболочки.
Скин
CamGrabber`а.
Здесь все-таки необходимо особо отметить вот что: как уже говорилось выше, программ, которые способны записывать видео на винчестер, хватает - всяких и разных. За развитием
этой
я наблюдал если не с самого начала, то уж с первой трети пути точно. Кнопочки в правой части панели Start, Stop, Reload предназначались для вывода проги из обмороков и реанимации ее после безвременной кончины. И созданы они были отнюдь не автором программы, а благодарными тестерами. Систем было много и разных, косяки были у каждого свои, выходы из них придумывали кто как умел (на моем железе срабатывало это). Баг-репорты сыпались, как из рога изобилия, все что-то находили и радостно сообщали об этом городу и миру - но разгребал все это один единственный человек -
Wanted
. Он эту программу задумал, он ее написал, он довел до ума (и продолжает доводить, хоть сколько раз твердили уже - нет предела совершенству!).
На сегодня в кнопочках этих нужды нет. Сегодня работает все - программа в фоне пишет на винт фрагменты заданной длины, по мере заполнения отведенного дискового пространства перезаписывая самые ранние. Для управления ей достаточно просто коснуться пальцем любой части экрана - появляется всплывающее меню, одним из пунктов которого - "Сохранить". Т.е. при возникновении необходимости - в два неприцельных касания вы имеете возможность сохранить, в зависимости от настроек программы, последние хоть 10, хоть 40, хоть 60 минут поездки. Неплохо? Не то слово, и это еще далеко не все, что сегодня умеет эта софтина.
Так что Паше - отдельный поклон за его труды на благо всех нас!
Наверное, было бы неправильным не рассказать хотя бы в общих чертах, как настраивается и работает сам фронт-энд. Вряд ли это повествование сможет стать пошаговой инструкцией по настройке RoadRunner`а, но начальное представление об этом почему бы не дать?
Настроить основные функции оболочки можно с помощью вездесущего графического интерфейса:
Настройки довольно прозрачные, желающие, впрочем, могут вручную отредактировать тексовый файл rr.ini . Как ни странно, это дает более тонкую настройку (при условии, конечно, что есть понимание своих действий). Для своего фунционирования оболочка нуждается в установке WinAmp `а и пакета кодеков - вполне сгодится сборка вроде K-Lite Codec Pac .
Структура каждого скина оболочки определяется четырьмя, в сущности, файлами: *.skin , *_DOWN.jpg , *_OF.jpg , *_ON.jpg . Последние три - как не трудно догадаться, графические и отвечают за отображение скина в нормальном состоянии и при касании одной из его кнопок (любой).
Первый - это текстовый файл вида:
Первые две строчки - обязательная шапка, в третьей перечислены графические файлы с изображением скина.
/, L, x, y, w, h, color R;RGB, G, B, font size;FONT, font name, Code;LABELCODES, Tooltip;LABELALIGNMENT
/, I, x, y, w, h, Code;INDICATORCODES
отвечают за отображение надписей и индикаторов в скине, их положение, размер и цвета шрифтов. В строчках, отмеченных "
/
"
просто показана структура записи команды, это неисполняемый комментарий. Собственно команда начинается с уникального имени объекта (I
- индикаторы,
L
- лейблы,
B
- кнопки и т.д.), далее следуют его координаты на поверхности скина и т.д.
Так, к примеру строка:
B02,352,132,97,62,"LOAD;C_mot.skin",""
в файле MENU.skin отвечает за то, что при нажатии кнопки B02 с координатами по x , y равными 352 и 132 и размером 97х62 будет вызван скин с именем C_mont.skin .
Чтобы было понятней, о каких кнопках/индикаторах, координатах и пр. идет речь - скриншот программы, предназначенной для редактирования скинов -
Поскольку сам скин - это фактически просто картинка, ничто не мешает нарисовать его по своему вкусу и усмотрению.
С синтаксисом и описанием команд оболочки можно ознакомиться с помощью файла Skin Commands.txt - минимального знания языка Шекспира для этого достаточно, но возможности это открывает воистину безграничные...
Ну и хотя раздел этот посвящен фронт-энду, имеет смысл сказать несколько слов и программном обеспечении CarPC вообще. О прикладных программах говорить бессмысленно - как и в случае с обычным компьютером, вещь эта сугубо индивидуальная, если не сказать интимная... Поэтому - о настройке операционной системы (подозреваю, что в 70% случаев это будет Win чего-то там).
Шила в мешке не утаишь - ОС неизбежно напомнит о себе как минимум в момент загрузки/завершения работы. Есть методы избавления и от этого, но как любое вмешательство в святая святых операционки, они сопряжены с некоторым риском ее обвалить. По счастью, можно обойтись и меньшей кровью, и хотя в данном проекте загрузчик был-таки модифицирован - вот более щадящий способ, приносящий к тому же дополнительные бонусы.
Операционная система грузится долго. Это истина, не имеющая отношения к железной составляющей компа - она имеет отношение к прокладке между стулом и клавиатурой.
Насколько шустрым ни был бы ваш комп, всегда есть ощущение, что грузится он долго...
А ведь в машине надо не просто, чтобы CarPC включился - надо, чтобы запустился фронт-энд и все связанные с ним приложения. Созерцать же процесс приветствий, загрузок личных параметров и прочая, и прочая каждый раз, когда заводишь движек - занятие для маньяков и если оно длится дольше 10-15 сек.- это довольно раздражает. Ставить же только ради этого разогнанный на фреоне черырехядерник - на это тоже не каждый пойдет, а ведь есть метод гораздо менее затратный, но которым почему-то мало кто пользуется...
Попробуйте ради эксперимента на обычном хотя бы компе проделать следующую процедуру:
щелчек правой кнопкой мыши по рабочему столу - Свойства - Заставка - Питание - Дополнительно и выставите опцию: При нажатии кнопки питания компьютера - Переход в спящий режим.
Вероятнее всего, результаты вас приятно удивят - теперь для выключения компьютера уже не обязательно двигаться по кучерявому пути: Пуск - Выключить компьютер - Выключение . Можно просто в любой момент нажать на кнопку питания системника. Более того - при включении вы попадете в ту же рабочую среду, из которой выходили, со всеми запущенными уже приложениями. В скорости загрузки при этом вы вряд ли сильно выиграете (хотя немножко все-таки выиграете), но если сюда еще приплюсовать время, необходимое на восстановление этой самой рабочей среды...
Кто-то возможно скажет: тоже мне, открыл Америку - в ждущем режиме старт вообще мгновенный! Но, во-первых в ждущем режиме компьютер не обесточивается полностью (а при питании от аккумулятора даже это может стать критичным), а во-вторых, если бы вы знали, сколько людей, годами проработавших с этой техникой, даже не подозревают о таких возможностях!
Конечно, какую-то роль может сыграть и оптимизация системы (это не лишне делать на любом компе). Особо пытливые могут найти в Сети дистрибутив WinGameEdition - доработанная напильником же сборка WinXP с отключенными уже некоторыми службами и вообще - облегченная по максимуму (вполне, кстати, работоспособная система). Ну тут, как и в самом общем случае - нет предела совершенству, главное - не переусердствовать.
В начале 2008 года у меня появилось большое желание до-оборудовать свой автомобиль встроенным компьютером CarPC, что и удалось сделать к июню. К сегодняшнему дню есть уже двухлетний опыт эксплуатации того, что получилось и не получилось, а что так и осталось в планах.
Не обошлось без потерь… Купленный адаптер CF2IDE не поддерживает UDMA. Я заказал недорогой вариант , который будет поддерживать. Полученный через неделю девайс сжег до дыма флешку, IDE-контроллер и видеокарту на материнке. Пришлось менять. А так, всё вполне работает. Почти…
Не удалось настроить HandsFree через BlueTooth. Как оказалось, это огромная проблема для существующих на сегодняшний день программ, особенно для телефонов на Symbian OS. Пока так и осталось.
Проблема третья - монтаж. Как оказалось, одновременное наличие “прямых” рук и умной головы - вещь нечастая. Я купил комплект, который состоит из адаптера AVC_LAN (подключает компьютер к информационной шине AVC Toyota/Lexus по USB), AZ (управляет звуком) и системного блока (стандартная материнская плата в сделанном на заказ корпусе со специализированным автомобильным блоком питания). Инструкция по установке опубликована в форуме . Автор порекомендовал установщиков , и цена их меня вполне устроила… Не устроил график работы и расположение - работают только в рабочие дни, а расположены в Абрамцево. Поскольку предполагался объем работ на два дня, я стал искать чего поближе.
Нашел в общем неплохой сервис , где пообщался с Александром Конышевым - он отвечает там за группу автоэлектриков и установку дополнительного оборудования. С Lexus RX300 они уже работали, Мирком ставили. Решил доверить им монтаж. О результатах скажу так - в итоге практически всё пришлось переделать заново. Кроме как аккуратно разобрать и собрать автомобиль ни рук ни головы у этой команды не хватило. Возможно, как автоэлектрики они и неплохи - сигналку или магнитолу поставить смогут (тоже, кстати, вопрос… - они везде бездумно скручивали между собой провода, когда надо использовать пайку), но к автомобильной электронике их подпускать нельзя. Хорошо, хоть ничего не сожгли. Ну, а вторая их проблема - отсутствие запчастей. У автоэлектриков нет преобразователей напряжения с 12 на 5 вольт… Нет проводов сечением больше 0.5 квадратов… Жало паяльника размером с палец хорошо для рэкетиров, ну в крайнем случае - для ремонта кастрюль. Ну, и в добавок - охрана сервиса не пускает к машине, а контролировать надо каждый шаг.
После этого эксперимента удалось договориться с автором на переделку - выплыла проблема с его AVC_LAN адаптером, который работал нестабильно. Причину искали глобально - сначала все сделали как следует. Вот здесь руки с головой дружат вполне по делу - золотые руки и золотая голова. Боюсь, что больше он на такой эксперимент не пойдет, сам монтажом не занимается.
К окончанию проекта остались небольшие, хотя и важные, детали. Попробую перечислить…
- Идет небольшая помеха на видео (источник неясен) и помеха от генератора на звук. Пытаемся совместными усилиями решать.
- Потихоньку разбираюсь с навигационными программами и их не самыми прямыми алгоритмами построения маршрутов по городу.
- MP3 файлы с русскими описаниями (тегами) не всегда отображаются корректно.
- Кое-какая информация по OBD-II получается, но хочется больше - надо искать другие программы.
- HandsFree пока так и не заработал.
- Выход в Интернет по GPRS через BlueTooth работает тоже нестабильно.
- Камера заднего вида. Использовал простую, герметичную цветную камеру с ИК подсветкой и USB плату видео-захвата .
- Радио-тюнер. Рекомендовали модель LART - USB тюнер, который автоматически опознается Centrafuse.
- Главный вывод - банальный. Специализированное работает лучше, чем универсальное. Но за рамки этой «песочницы» потом уже не выйти.
- Реально используются очень мало функций из всех доступных - мультимедиа (MP3/FLAC, AVI), навигация, диагностика. С остальными поигрался и бросил - неудобно или просто не нужно.
- Единственная вещь, которая требует именно CarPC, а не WinMobile машинки (типа Миркома) - это диагностика. Причина - отсутствие софта для WinMobile (хотя, может просто плохо искал...). Кроме того, мультимедиа и навигация на WinMobile сделаны лучше и обновляются чаще.
- Прямые руки и опыт при монтаже важнее цены. К примеру, блок питания карпьютера очень чувствителен к уровню напряжения при старте. Если его недостаточно - подсел аккумулятор, большое сопротивление на проводах питания и т.д - он просто не включится или после включения не даст достаточного тока на USB для внешних устройств. У меня карпьютер расположен в багажнике, питание к нему идет от коммутатора в кабине проводом 2.5 квадрата. А надо было делать подключение напрямую от аккумулятора проводом 4 квадрата. Из-за этого напряжения для старта карпьютера не хватает уже при температуре -10oC и иногда не стартует камера.
- Скорости работы навигации не хватает при скорости движения больше 60 км/час. Длительное тестирование показало, что скорость компьютера на это почти не влияет - проблема в скорости передачи навигационных данных от USB GPS по последовательному порту. Большинство работают на скорости 4800, единицы - 38400. Ну так вот - первой скорости не хватает.
- Вывод на экран. Я при монтаже использовал программную утилиту для настройки синхронизации. В итоге получилось вполне рабочее и недорогое решение с прямым подключением VGA выхода карпьютера к встроенному монитору автомобиля. Сейчас я думаю, что лучше использовать аппаратный преобразователь. Его цена невелика, зато появляется возможность безболезненно менять и обновлять системный блок.
- За два года очень сильно подешевели SSD диски, и использованный вариант с CompactFlash адаптером вместо HDD уже устарел. Кроме того, использовались драйвера для Windows XP Embedded, чтобы этот диск работал в режиме ReadOnly. Сейчас могу сказать, что такой режим безопасен, но неудобен. В моем случае недостатка два - не сохраняются текущие настройки и текущий трек в проигрывателе Centrafuse и невозможно поставить в машину видео-регистратор с записью на диск. При использовании SSD в обычном режиме это уже не проблема.
- Доступ в Интернет оказался бесполезен. Ни разрешение дисплея (800х468), ни разрешения чувствительного экрана (18х24) недостаточно для мало-мальски комфортной работы. На сегодняшний день удобный «пальцевый» интерфейс для Интернет есть только на iPad и Android, для Windows и WinMobile требуется стилус и соответствующее разрешение дисплея. Мой встроенный не проходит по характеристикам.
- Радио-тюнер без доработки с паяльником и присоединения внешней антенны не ловит ни одну станцию.
- Стационарный CD/DVD Drive в машине тоже оказался лишним. Во-первых, он не рассчитан на уличные температуры и влажность. Во-вторых, постоянная вибрация его разбалтывает.
Теги: CarPC, windows embedded, автомобильный компьютер
Буквально на днях я набрел на чип FT311D
от FTDI
, который реализует на базе ADK
удобный интерфес Андроид <-> (GPIO, UART, PWM, I2C Master, SPI Slave, SPI Master).
Это решает кучу проблем! Заказал, жду. Позволяет использовать любой девайс на андроиде и стоит довольно дешево. Поэтому я решил использовать его. В качестве интерфейса мне по душе больше старый добрый UART
. Также скоро выйдет FT312D
для аналогичных задач.
GPS
Хотелось бы иметь постоянно включенный GPS с возможностью записей треков на карту памяти, и их периодической синхронизации с дропбоксом… много возможностей для творчества появляется! Треки с хорошим качеством пригодились бы для проекта OpenStreetMaps . Для получения точных треков хотелось бы использовать GPS модуль с поддержкой технологии Dead Reckoning. Использует дополнительные данные от гироскопа, датчика температуры и скорости для уточнения положения в пространстве, калибруется пока сигнал есть, вычисляет положение по сенсорам при потере GPS сигнала.Есть уже очень достойный проект на базе чипа UBLOX LEA-6R
.
Выдает очень неплохие результаты по сравнению с обычным GPS:
Сравнение с треками обычных GPS
Видео работы навигашки с таким GPS.
Еще картинок!
ТЦ «Бела Дача»
Несколько этажей по парковке
После 2.5км тонеля ушло на 7.5 метров
Еще парковка
С такими точностями по кучности треков в OSM’е скоро и количество полос можно будет посчитать)
На данный момент вроде бы проект подзаглох…
Очень хотелось бы найти подобный открытый проект. Купил такой же чип UBLOX LEA-6R , попытался подключить. Простые GPS данные получаются элементарно, с гироскопом и одометром пока не разбирался.
Заметил, что на хабре есть любители фильтра Калмана . Возможно данная статья подтолкнет интересующихся реализовать подобное на базе контроллера и обычного чипа GPS, статьи помогут с мат. частью)
Неплохо бы еще сохранять данные акселерометра. В дальнейшем по массиву таких данных можно было бы попробовать автоматически наносить на карту лежачие полицейские, опасные ямы и т.д.
Телефон
Блютуса нет в планшете, да и при наличии толку мало. Когда я начал заниматься этим вопросом реализации профиля HFP под андроидом не обнаружил. Можно соединяться с гарнитурой, но в роли гарнитуры андроид-устройство выступать не могло. Для этой задачи можно использовать внешний модуль Bluegiga WT-32 .Позволяет совершать/принимать звонки, следить за параметрами сети, получать историю вызовов, адресную книгу, поддерживает A2DP , AVRCP и много другое. Некоторые наработки описаны . Это решение меня полностью устраивает: им можно управлять с помощью контроллера кнопками с руля без использования планшета, работает со всеми телефонами, которые я проверял (современный HTC One X, HTC Desire, дедушка HTC Hero, какой-то древний самсунг, прадедушка Qtek 8310, огрызок прошлого поколения)
Звук
Со звуком на данный момент некоторая неопределенность…Нужно подобрать необходимые компоненты. Надеюсь на Вашу помощь!
Есть несколько аналоговых источников стерео-звука. Нужно их смешать в один стерео-канал и управлять как общей громкостью, так и громкостью каждого канала в отдельности через цифровой интерфейс. Плюс в машине может быть много динамиков (передние/задние и т.д.). Нужно как-то и это учитывать… Находил для этих задач некоторые готовые микросхемы, но с решением не определился.
Каналы примерно следующие:
- планшет (оповещения, музыка, навигация, skype, hangouts и т.д.);
- WT32 (телефон, A2DP музыка);
- AUX оставить для подключения внешних устройств;
- внешнее FM-радио (у меня в планшете его нет, да и мне кажется оно должно быть внешним модулем, т.к. управлять им можно и без планшета);
- плюс возможно кто-то захочет подключить CD-чейнджер или рацию.
FM-Радио
Пока я использовал примитивный TEA5767 . Примеров использования в сети достаточно… вместо нудного и скучного даташита можно начать ознакомление тут FM STEREO Приемник на модуле TEA5767Как я уже писал, хотелось бы, чтобы он подключался к контроллеру и не зависел от работы андроида, но мог управляться и конфигурироваться через андроид.
Есть также интересная возможность использовать знаменитый RTL2832U
.
Кого заинтересует этот чип откроет для себя массу возможностей для реализации множества классных идей. Про него уже есть несколько топиков:
Радиоприемник 60-1700 МГц на RTL2832 за 20 баксов или SDR для начинающих
USB TV-тюнеры на rtl2832 - или как услышать в радиоэфире все за 600 рублей
Правда остается вопрос с его подключением. Т.к. в моем варианте usb порт планшета уже занят. Тогда не совсем понятно, как и куда его подключать. Но если к андроиду подключен USB хаб и обмен с контроллером идет через какой-нибудь модуль USB<->UART
, то проблема решаема. Впрочем стабильной работы нескольких устройств через usb-хост на Kindle Fire я не добился…
Видеорегистрация
Прилетел из Кореи BlackVue DR500GW-HD . У него есть GPS, акселерометр, WiFi и нет экрана! Это является для меня существенным плюсом.Умельцами для него активно пилится кастомная прошивка , но политика распространения прошивки не очень нравится, как-то все по-тихому, по почтам, исходников нет… но ребята молодцы! Сильно прокачали функционал этого замечательного девайса.
По WiFi живое видео с камеры и записанные ролики можно смотреть через андроид, сохранять их. Думаю не очень сложно написать софт, чтобы автоматически выкачивать с регистратора GPS треки, данные акселерометра и даже видео, если скорость WiFi позволит.
Для камеры заднего вида можно приспособить даже вебку. Подключить через Raspberry Pi или какой-нибудь DIR320, MR3020 к сети. В самом простом случае смотреть через браузер)
Вообще было бы очень неплохо иметь хороший механизм подключения нескольких видеорегистраторов к своей системе для записи видео сразу на жесткий диск. Что-то типа промышленного видеорегистратора для видеонаблюдения.
В этом плане меня очень обнадеживает проект Virt2real
. Мне кажется, он не совсем подходит для такой задачи, но раз наработки есть, то возможно кто-нибудь запилит более специфичный девайс с конкретной задачей сбора видео с нескольких выносных камер (встречал в видеорегистраторах выносные HDMI камеры) на HDD, доступом к архиву и управлением через Ethernet, своим API и/или SDK для сторонних приложений, открытой прошивкой и по приемлемой цене! В общем есть над чем работать)
Еще была мысль сделать нечто вроде прокси SD-карты, т.е. подключить видеорегистратор вместо SD карты к ПЛИСке или процессору, который бы реализовал интерфейс карты памяти, но писал данные по сети в расшаренную папку или через SATA на HDD. Но это не так просто и сам этим заниматься не рискнул. Из готовых вариантов практически ничего не попадалось. Есть www.eye.fi , но в данном случае это не подойдет. Соединение желательно проводное, не факт, что она будет стабильно держать поток в 10-15Мб/с. С помощью таких девайсов можно было бы направить запись с нескольких видеорегистраторов на один винч.
Также у нас есть топик «Автомобильная спутниковая сигнализация на STM32F1» , там очень много интересных идей. И идея насчет камер на базе STM32F4 очень впечатлила.
Автозапуск
Хотелось бы предусмотреть возможность автозапуска. Решения разные для каждого авто, но в моем случае подходит обходчик иммобилайзера Fortin EVO-ALL .Маленькая коробочка с несколькими разъемами и тремя светодиодами. Поддерживает достаточно много моделей авто различных производителей. Цепляется несколькими проводами и позволяет заводить машинку без ключа. Т.е. нет необходимости оставлять один ключ в машине, чего требуют многие сигнализации с автозапуском и не позволяют многие страховые в базовом договоре на КАСКО.
Хоть автозапуск отдельно отстоит от функционала CarPC, но сигнализации с автозапуском у меня нет и не хочется устанавливать. Это не удобно, а в плане защиты авто я больше надеюсь на КАСКО от угона. Поэтому выдать сигнал на запуск должен контроллер по смске с шифрованной командой, либо по звонку с определенного номера в самом простейшем случае. Много различных вариантов можно придумать. Для этого лучше бы прикрутить GSM модуль к контроллеру. Я думаю, это надежнее, чем канал связи через интернет. В памяти контроллера или на SD-карте можно хранить конфиг, в котором будет определяться последовательность действий после успешного запуска. Летом включаем кондей, зимой обдув лобового стекла, подогрев стекол/зеркал, руля, сиденья водителя и т.д. Этот конфиг андроид может изменять и сохранять в память контроллера. Хотелось бы отправить конфиг в дропбокс и заливать в контроллер автоматом программой на планшете.
Контроль давления в шинах - TPMS
Давно не следил за темой, но помнится, были наработки, позволяющие получить данные в свой девайс от уже существующих на рынке систем:Контроль давления в шинах (USB TPMS)
Custom USB tyre pressure monitoring interface
Наткнулся на от TI .
Маленький специализированный модуль для этих задач TX-Module TPIC82000 Series , обещают “Over 10 year life with 550mAhr Li-Coin battery” в продаже не нашел, но хотелось бы повозиться.
Дополнительные кнопки, разъемы
Честно говоря, есть очень большое желание их избежать вовсе… тех штатных кнопок, что стоят на руле и консоли скорее всего вполне хватит, никаких дополнительных самодельных крутилок и кнопок не хочется, т.к. вряд ли их можно будет сделать качественно. У Kindle Fire кнопка всего одна, и та не всегда нужна. В каждом авто есть какая-нибудь неприметная панелька, туда можно установить “сервисные” кнопки и разъемы. Они нужны крайне редко. Если же все-таки есть необходимость использовать аппаратные кнопки, то на мой взгляд лучше их сделать сенсорными и расположить прямо под пластиком панели. Можно использовать специализированные контроллеры Atmel серии QTouch , QMatrix . Там есть кнопки, слайдеры, круги и вроде бы оно отлично через пластик панели должно работать.Впрочем этот вопрос решается индивидуально в каждом случае, возможно в каких-то авто есть подходящие крутилки и место под дисплей.
Голосовое управление
По большей части эта задача уже решается в андроиде, там уже есть некоторый функционал, а также видел какие-то сторонние движки для распознавания речи, создания голосовых команд. Честно говоря, если бы не гугловский голосовой поиск, я особо и не захотел бы с этим возится. По моим тестам он распознает достаточно качественно даже разнообразные произвольные команды. Но в идеале хотелось бы хорошую оффлайновую распознавалку. Хочу напомнить, у нас есть очень интересный топик «Распознавание речи на STM32F4-Discovery» , поэтому можно попробовать провернуть подобное и силами микроконтроллера.Не совсем понятно, как из всего потока речи, музыки, шума и посторонних звуков выловить саму команду. На мой взгляд системе нужно дать имя. Допустим будет какой-нибудь Джонни:) Тогда рядом с проскочившем именем в общем потоке речи можно искать ключевые слова команды. Писать в буфер, скажем, 5-10 секунд звука, детектить каким-нибудь эффективным оффлайновым алгоритмом заданное имя, и если поймали, то обрабатывать кусочек до имени и немного после. Посчитанный «отпечаток» фразы отправляем на сервер гугла, получаем строку фразы и ищем ключевые слова, анализируем запрос. Можно реализовать что-то вроде управления тачкой, навигашкой и т.д. фразами в стиле «Джонни, закрой окна», «Джонни, открой багажник», «Джонни, поехали на работу...», «Рули домой, Джонни!».
Если у вас реализован или есть в планах еще и умный дом, то можно их попробовать объединить и обрабатывать команды с учетом того, что можно из машины сделать запрос к дому и наоборот. Например, узнать выключены ли дома электроприборы или сразу обесточить контур всех розеток, включить теплые полы перед приездом, кондей и т.д.
Возможно потребуется реализовать выдачу каких-либо сообщений голосом (например, чтение прилетевших смс). К сожалению, я этим вопросом плотно не занимался, но читалки вроде бы уже давно умеют начитывать текст… можно подобрать что-то и для такой системы.