Ценный совет для каждого знака Зодиака! Полезные рекомендации астрологов, чтобы не сбиться с пути. Чтобы не сбиться с пути

Завтра у нас пройдет онлайн-семинар, на котором мы поговорим о «тонких» причинах лишнего веса. Эти причины находятся на уровне эмоций (астральный), мыслей и убеждений (ментальный) и кармы.

Напоминаю, семинар называется «Узнать причины лишнего веса на астральном, ментальном и кармическом уровнях, и мотивировать себя на стройность»

Помимо поиска причин, на этом семинаре семинаре заглянем немножко вперед. Каждый участник поставит свои цели - по избавлению от лишнего веса и стройности. Мы сделаем медитацию, в которой Вы найдете и укрепите свою мотивацию к стройности.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, как правильно ставить цели. Прочитайте эту статью до семинара - Вам пригодятся эти знания на занятии.

5 условий как ставить цель правильно:

1. Позитив. Сформулируйте Вашу цель положительно .

Положительно - это значит, что формулировка НЕ должна содержать отрицания и избегания. Например:

  • «Я сбрасываю лишний вес» - плохая формулировка
  • «Я стройная, чувствую себя хорошо и легко» - хорошая

2. Четкость. Представьте, каким будет результат, и когда Вы планируете его достичь

Каким будет Ваш мир, какими будете Вы? Спланируйте сроки, когда Вы достигнете цели. Чем конкретнее будет эта картина, чем больше в ней будет деталей, чем живее она будет - тем лучше.

Если Вы ставите цель сбросить вес - запишите для себя вес/объем, которого Вы хотите достичь, и примерные сроки. Например, «Я вешу 55 килограммов к 1 августа, года», постарайтесь себя ощутить в этом состоянии, взгляните на мир вокруг из этого состояния.

3. Ответственность. Возьмите ответственность на себя.

Сбросить лишнее - это только Ваше желание, Ваша цель и Ваше намерение изменить свою жизнь и мир вокруг. А теперь подумайте, что на этом пути зависит от Вас? Что Вы сами готовы делать, ради Вашей цели?

  • Неправильно: «Я хочу чтобы мой муж сбросил лишний вес», «Я хочу чтобы мои коллеги на работе перестали пить чай с печеньем с утра»
  • Правильно «Я буду осознанно выбирать еду, питаться с удовольствием и стану стройной»

4. Сила намерения. Продумайте свои возможности и вероятные препятствия.

Что Вы можете сделать для достижения своей цели? Какие Ваши сильные стороны? Наверняка у Вас есть качества, с помощью которых Вы достигали успехов в жизни - терпение, целеустремленность, исполнительность, да хотя бы сильное намерение.

Также подумайте, что Вам может помешать, в чем Ваши слабые стороны? Как Вы будете справляться с препятствиями?

Например, цель - сбросить 10 лишних кг.

  • Что можно сделать? Научиться любви к себе и заботе о себе, подобрать то питание, которое будет для меня подходящим.
  • Сильные стороны - я умею составить план и действовать по нему от А до Я, пока не достигну результата.
  • Что может помешать? Старые привычки, негативные эмоции которые я заедаю, мнение окружающих.
  • Как будете справляться? Сохранять осознанность, медитировать, изучать специальные методики, укреплять свое мнение, значимость.

5. Истинность. Проверьте, истинна ли цель, и всё ли Вы учли

Будет ли Вам хорошо и комфортно, когда Вы ее достигнете? Есть ли что-то важное для Вас, что Вы можете потерять при достижении цели?

Например, можно сбросить вес, но испортить здоровье - из-за неразумной диеты. Или сбросить вес, но одновременно стать раздражительной и злой, потому что теперь ничего нельзя, и приходится строго себя ограничивать.

Что получится в результате:

После того, как Вы «проведете» свою цель по этим пяти пунктам, у Вас начнется формироваться связка цель и путь.

Например:

Цель.

«Я вешу 55 килограммов к 1 августа. Я стройная, чувствую себя хорошо и легко. Мои ноги не отекают к вечеру, исчезла одышка, я меньше устаю и все больше хочется гулять. Я замечаю как с физической легкостью, появляется легкость в мыслях, решениях, отношении к каким-то внешним факторам, которые ранее могли стать причиной депрессии.»

Путь.

  • «Я буду осознанно выбирать еду, питаться с удовольствием и стану стройной
  • Я буду учиться любви к себе и заботе о себе, подобрать то питание, которое будет для меня подходящим
  • Я буду менять старые привычки, и учиться по-новому справляться с негативными эмоциями - сохранять осознанность,
  • медитировать, изучать специальные методики
  • Я буду обращать внимание на своё эмоциональное состояние и здоровье

С моим примером Вам будет легче проработать свою цель, но не забывайте: это всего лишь пример, и у Вас найдутся дополнительные пункты. Я специально пишу всё это в сегодняшней статье, потому что завтра на онлайн-семинаре Вам это понадобится. Так мы сохраним больше времени для наших практик.

Продумайте свою цель о стройности по этим пяти пунктам. И приходите на завтрашний семинар. Напоминаю:

  • Семинар - бесплатный для всех!
  • Для участия не нужна инициация Рэйки.
  • Записаться достаточно один раз. Если Вы уже заполняли эту форму, второй раз можете не заполнять.

Запишитесь на бесплатный семинар с Вероникой

16 апреля в Москве в Российской академии государственной службы при Президенте РФ начнет свою работу XIV Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». На сегодняшний день он является крупнейшим ежегодным медицинским форумом страны. Его программа уже сверстана, вносятся последние коррективы. Этому заключительному этапу предшествовала огромная подготовительная работа, которую вели непосредственно организационный комитет, а также многие научные общества и ассоциации. На пять дней трибуны и залы академии будут отданы в распоряжение организаторов здравоохранения, ученых медиков, врачей-практиков, творческой молодежи, обучающейся в различных медицинских вузах страны. Пленумов, клинических сессий, симпозиумов, презентаций, образовательных семинаров запланировано огромное множество. Врачи практически всех специальностей смогут удовлетворить свой профессиональный интерес.
По традиции в преддверии конгресса мы обратились к его президенту, академику РАМН, директору НИИ пульмонологии Минздравсоцразвития России Александру Чучалину с предложением побеседовать о конгрессе и о ситуации в российском здравоохранении вообще. Александр Григорьевич подробно ответил на наши вопросы.
- Общественно-политические газеты, телевидение, радио, Интернет - все рассказывают о крахе системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). В то же время есть несомненные успехи в плане оснащения и переоснащения уже существующих медицинских учреждений, ввода новых мощностей. Что это? Временные трудности или «родовые травмы» глобальных медицинских проектов?
- Надо сказать, что система ДЛО, в принципе, не могла бы существовать, если бы не было такой формы взаимодействия ученых, клиницистов, как конгресс «Человек и лекарство». Именно на нем формировались принципы и подходы к составлению перечня жизненно необходимых лекарственных препаратов. Сама идеология ДЛО проистекает из формулярной системы и клинических рекомендаций. В разных регионах сложилась разная ситуация: где-то лучше, где-то хуже. Но сама идея общественно значима и отражает социальную ориентацию нашего здравоохранения. Довести дело до ума - задача организаторов системы. Почему ДЛО все время спотыкается? Потому что была допущена системная ошибка. Не было подсчитано, сколько препаратов и каких необходимо иметь сообразно потребностям льготных категорий населения. Отсюда финансовые неувязки. Существуют современные подходы к проведению подобного рода расчетов. ВОЗ рекомендует, чтобы на национальных уровнях были разработаны принципы системы DALY. Под этой английской аббревиатурой следует понимать утрату продолжительности жизни человека в зависимости от тех или иных заболеваний. Отсутствие такой разработки неизбежно приводит к появлению объективных ошибок в системе льготного обеспечения. В начале 90-х годов прошлого века ныне покойный профессор Корчагин написал монографию по системе DALY. К сожалению, его опыт оказался невостребованным. Однако подчеркиваю, не следует демонизировать ситуацию. Можно говорить о трудностях и даже кризисе системы ДЛО, но не о крахе. Сбиться с этого пути нельзя. Повторяю, ДЛО - один из мощнейших проектов социально ориентированного здравоохранения.
- Будут ли на конгрессе даны оценки этих проблем, предложены пути преодоления трудностей?
- В рамках конгресса мы никогда не занимаемся политическими аспектами. Наша миссия - образование и создание интеллектуального потенциала, чтобы решать стоящие перед обществом проблемы.
- Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу попыток структурной реорганизации медицинской науки. Я имею в виду непростое положение, в котором оказалась РАМН. Возможен ли положительный исход в результате всех пертурбаций?
- Я с большой горечью слушаю все эти дискуссии, и мне не нравится травля, которую устроили некоторые СМИ с подачи определенных лиц против небольшой прослойки подлинных интеллектуалов нашего общества. С именем каждого из этих людей связано очень многое в нашей медицине. К примеру, Чазов Евгений Иванович - большие достижения в области кардиологии. Давыдов Михаил Иванович - на него особо рьяно нападают - на сегодняшний день один из самых прогрессивных хирургов-онкологов, который просто чудеса творит. Ильин Леонид Андреевич, директор Института биофизики - немалые успехи в области современных способов защиты человека от радиационного воздействия. Практически каждый ученый - большое имя и большой вклад в науку. Если общество не знает, как обойтись с таким человеческим капиталом, это трагедия общества. Та «возня», которую затеяли в академии, чрезвычайна деструктивна. У некоторых членов академии, которые сегодня подрывают ее, хочется спросить: зачем вы совсем недавно выдвигали свою кандидатуру, баллотировались? Академия своим интеллектуальным потенциалом способна решить многие вопросы, которые стоят перед практическим здравоохранением. РАМН отсчитывает свою историю с 1944 г. Тогдашняя Академия медицинских наук СССР сыграла чрезвычайную роль в деле преодоления демографического кризиса. В предельно короткий срок Советский Союз вырвался в число лидеров по всем демографическим показателям. Перед нынешней академией тоже необходимо грамотно поставить задачи государственного уровня, и она готова их выполнять. Но государство, увы, таких задач не ставит. Слабость государственной мотивации приводит к негативным явлениям, которые мы наблюдаем сегодня в РАМН.
- На конгрессе будет представлен VIII выпуск Федерального руководства по использованию лекарственных средств (формулярной системы). Видите ли вы практический результат от внедрения формулярной системы в масштабах всего здравоохранения?
- Сегодня свыше 20 тыс. медиков в России имеют Федеральное руководство. Мне кажется, что это книга для врачей первичного звена. И во время своих поездок по стране я слышу в основном положительные отзывы о формулярной системе и вижу желание людей иметь на руках ее новые издания.
- Врач общей практики в России. Кого по этому поводу за год, прошедший после XIII конгресса, стало больше - оптимистов или скептиков?
- В тех регионах, где руководители сделали врача общей практики своим приоритетом (назову губернатора Росселя в Свердловской области, президента Федорова в Чувашской Республике, губернатора Белгородчины Савченко) произошло большое движение вперед, много позитивного. Например, Чувашия. Президент Федоров искренне озабочен решением проблемы первичного звена. Сегодня его намерения уже стали реальной политикой. В Чувашии хорошая, стройная организация. Чистые, оснащенные офисы. Грамотные специалисты. Это очень быстро сказалось на качестве здоровья тех жителей, которых они обслуживают. В частности, в чувашской глубинке за последние два года не было смертей от инсульта, инфаркта миокарда, не было случаев запущенных раковых заболеваний. На мой взгляд, очень хорошие показатели. В плане демографической характеристики Чувашия является одним из самых благоприятных регионов России. Такие же примеры я могу привести по Свердловской области. Знаю, в Самарской области тоже добиваются хороших результатов. Сейчас врачи первичного звена как бы классифицированы на две группы - врачи общей практики (их более 5 тыс. человек) и участковые терапевты старой модели. Наибольшая отдача и лучшие результаты сегодня связаны с первыми. «Человек и лекарство» с его образовательной миссией очень чувствителен к этим тенденциям, много делает для формирования модели врача общей практики, выработки критериев оценки качества его труда. Пока не очень понятно, как должен работать такой врач в условиях больших городов. Решение этой задачи еще предстоит найти. А в отношении скептиков... Хороший, просвещенный скептицизм всегда полезен. Для любого дела очень полезно выслушивать несогласную сторону. Главное, чтобы критика была конструктивной.
- Теперь непосредственно о предстоящем форуме. Его программа с каждым годом становится все насыщеннее. Будет ли у грядущего конгресса своя сквозная тема, лейтмотив?
- Формулярная система, клинические рекомендации как бы суммируют основные достижения форума. На этом конгрессе будет ряд заседаний, посвященных клеточной биологии. Пройдет дискуссия «за» и «против». Будут представлены научные данные по использованию соответствующих методов в клинической практике.
- Каким деятелям медицины вы намерены посвятить мемориальные симпозиумы?
- XIV конгресс мы посвящаем памяти великого ученого Владимира Михайловича Бехтерева. С этим будет очень многое связано по линии как неврологии, психиатрии, так и психологии.
- Есть ли, на ваш взгляд, в современной медицине «прорывные направления»? Если да, то каким образом это нашло свое отражение в программе симпозиума?
- Прорывы, конечно, произошли в области генома человека. Это связано с созданием новых поколений лекарственных препаратов, и практически в каждой области мы стоим перед фактом качественно го изменения течения заболеваний. Сюда можно отнести ревматологию, болезнь Крона, рассеянный склероз, бронхиальную астму, гемофилию и многое другое. В англоязычной литературе даже появился новый термин - модификаторы болезни.
- Ближайшее вам направление - астма и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Имеет ли большая наука что сказать нового по этому поводу врачам-практикам?
- Да, в этой области произошли качественные изменения. Мы будем много говорить о современных рекомендациях, которые появились в конце 2006 г. и которые надо внедрять в России. Конгресс можно рассматривать как своеобразный инструмент внедрения.
- На страницах «МГ» многие годы идет дискуссия специалистов по вопросам диагностики и лечения туберкулеза. Адепты возовской DOTS критикуют приверженцев традиционной российской системы и наоборот. Считаете ли вы такую дискуссию плодотворной? Будет ли она на конгрессе?
- Мое отношение к проблеме туберкулеза в целом: говорить о качественном изменении ситуации не приходится, эпидемия сохраняется. Во всем мире те, кто придерживается DOTS, - а это организация лечения - добились хороших результатов. Увы, Россия является страной, лидирующей по множественной лекарственной устойчивости микобактерии, которая подверглась мутации. Весь мир бьет тревогу по поводу туберкулеза, вывозимого из России.
Я вижу серьезные проблемы в самих фтизиатрах. Они остались изолированной системой, а мир меняется. Изменились врачи общей практики, меняются терапевты, значительно возрос образовательный уровень пульмонологов. К сожалению, о фтизиатрах этого не скажешь. Их образование оставляет желать лучшего.
- В программе конгресса я видел симпозиум о здоровье врачей, а также других профессиональных групп (космонавты, летчики, железнодорожные рабочие, водители автотранспорта). По-моему, это впервые...
- Пожалуй, да. Среди врачей много профессиональных заболеваний. Скажем, аллергия к латексу, гепатиты. Запад зарегистрировали такую болезнь, которая у нас пока мало обсуждается. Название ее - «сгоревший доктор». Подразумевается потеря врачом интереса к своей профессии на фоне тревожно-депрессивного синдрома. Серьезные проблемы возникают у здоровяков-мужчин, которые водят электровозы. Они все время находятся в поле серьезного электромагнитного воздействия. Среди данного контингента нередко случаются внезапные смерти, развиваются различные патологические состояния. Эти проблемы очень серьезно ставит профессор Атьков Олег Юрьевич. Я считаю его человеком с очень большими потенциальными возможностями для нашего здравоохранения. Ему удалось за короткий срок качественно изменить всю медицинскую службу железных дорог и серьезно повлиять на активно работающий контингент.
- На конгрессе пройдет совещание главных специалистов терапевтов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Что можно ожидать от него?
- Это важное мероприятие. К сожалению, в нашем обществе расплывчато представляют, что такое аппарат главных специалистов. А ведь через них можно очень многого добиваться на местах. Перед нами стоит задача качественно улучшить первичное звено медицинской помощи. Главные специалисты - это те структуры, тот аппарат, через который данную проблему можно решить. На конгрессе мы дадим возможность каждому главному терапевту сделать сообщение о своем регионе с особым акцентом на состояние первичного звена.
- Александр Григорьевич, позвольте поблагодарить вас за столь детальное интервью и пожелать успешной работы вам и грядущему конгрессу «Человек и лекарство».
Беседу вел Тимофей КОЗЛОВ.

Кажется, стоит поставить цель и не отступать от плана, и мы непременно придем к конечной точке. Но новые задачи валятся на голову, и мы не замечаем, как тонем в рутинных делах.

Евгений Камашев, сертифицированный менеджер проектов, рассказывает, как лавировать в потоке дел и не забывать о финальной цели проекта.

Часто, утопая в решении ежедневных задач, мы не достигаем целей, которые ставили перед собой пару дней назад. А при управлении проектом, в котором участвуют и другие люди, ситуация может быть еще сложнее.

Ведь у каждого свои задачи и свои изменения, которые накладываются на задачи и изменения в самом проекте.

Чтобы не сбиться с пути, вам пригодятся несколько следующих инструментов.

Уметь планировать долгосрочно и понимать стратегию

В одной из интерпретаций SMART-критериев постановки цели буква А означает Agreed, то есть — «согласованная». Это значит, что цель, которая стоит перед проектом, должна быть согласована со стратегией компании, если мы говорим о проекте внутри компании.

Если речь идет о личных проектах, то цель проекта должна быть согласована с собственной стратегией.

Всегда есть цель за целью. Важно знать ответ на вопрос «зачем нам реализовывать проект?» и всегда держать его в голове. Когда мы понимаем, зачем достигать цели проекта — можем принимать оптимальные решения внутри него.

Например, у вас есть проект, цель которого — вывести на рынок новый продукт. С точки зрения стратегии компании важно запустить этот продукт осенью, так как конкуренты объявили о запуске аналогичного продукта зимой.

Если вы менеджер проекта и по какой-то причине не знаете о его связи со стратегией и планами конкурентов, то в погоне за качеством можете затянуть сдачу и не запустить продукт осенью. Если же вы понимаете, зачем делаете проект, то можете немного снизить планку качества, чтобы уложиться в срок и внести свою лепту в реализацию стратегии компании.

Быть уверенным, что все понимают стратегию

Часто стратегию знают только руководители, а остальные сотрудники оперируют задачами, а не целями. В команде, которая работает над проектом, может быть и 5, и 105 человек. Важно, чтобы все участники понимали, что и зачем они делают.

Ведь руководитель проекта не может сам делать все или контролировать каждого участника. Часть решений он делегирует другим, особенно если речь идет о масштабных проектах.

Если участники понимают стратегию компании, знают ответ на вопрос «зачем мы делаем проект?», они смогут принять оптимальные решения. В противном случае — у них есть только задачи. Люди могут даже не задумываться, как выполнение задачи влияет на весь проект и на все заинтересованные в нем стороны.

Например, вы тестируете одну из систем и параллельно отдали эту же тестовую среду заказчику. Заказчик сообщил об ошибках системы. При детальном разборе оказалось, что вы тестировали работу безопасности системы и поставили слишком маленькое время для проверки срока истечения прав пользователя.

Поэтому заказчик не смог выполнить ряд операций — у него быстро исчерпывался срок действия токена доступа.

Если бы тестировщики задумались над общей целью и, в частности, над тем, что происходит в проекте в текущий момент времени, то скорее всего подход поменялся бы, и никто не стал бы тестировать на той же среде, что и заказчик, при этом меняя права доступа.

Сосредоточенность на своих задачах, но в привязке к целям проекта повлияла бы на то, как эти задачи лучше выполнять.

Убедиться, что каждый знает свою зону ответственности

Просто знать цели — недостаточно, каждый член команды должен понимать свою роль. Распределение зон ответственности в рамках проекта позволяет более эффективно распределить имеющиеся ресурсы и не рыть «несколько каналов».

Когда человек принимает ответственность за ту или иную часть проекта, он принимает ответственность и за успешность проекта в целом. От того, как он отработает свою часть, зависит и то, как отработают коллеги и как проект будет реализован.

Один из инструментов, который позволяет визуализировать распределение зон ответственности, — RASCI диаграмма:

R - Responsible (ответственный за то, чтобы данная задача была выполнена)

A - Approved (согласовывает результаты выполнения задачи)

S - Support (помогает R выполнять задачу)

C - Consulted (консультирует R и S)

I — Inform (информирует о результатах выполнения задачи)

Таким образом, глядя на диаграмму, можно четко понять, кто за какие области/задачи отвечает, кто ему помогает, кого необходимо информировать и кто согласовывает результаты.

Быть гибким — важнее меняться по ходу проекта, чем следовать плану

Agile = гибкий. И действительно, при огромном количестве изменений, которые сопровождают проект, необходимо под них приспосабливаться. План, который вы разработали при старте проекта — ваш вектор движения к достижению цели.

Но план не статичный, все меняется. Надо оперативно реагировать на изменения и менять план по ходу движения. Если вы запланировали перебраться через реку по мосту, добрались до речки, а моста не оказалось — можно просто рухнуть в воду.

У меня в практике был большой проект, длительностью более года. Все шло отлично — в соответствии с уставом и планом проекта. Формально нельзя было предъявить никаких претензий к менеджеру, только было одно «но».

Поменялся практически весь топ-менеджмент, представители которого были главными заинтересованными сторонами проекта.

Новому топ-менеджменту проект тоже был важен, вот только акценты и приоритеты в его реализации были несколько другими.

А менеджер двигался в соответствии со старым планом, который был уже не актуален и даже вреден — деньги компании тратились на достижение результатов, которые были уже не важны компании.

Уметь ставить и проверять KPI

KPI - ключевые индикаторы эффективности. Но под эффективностью в проекте может подразумеваться все что угодно. Все зависит от целей и критериев успешности проекта, от ограничений, которые стоят перед командой, и приоритетов. «Дешево», «качественно» и «быстро» одновременно не бывает.

Для каких-то проектов качество важнее, чем сроки и стоимость, и тогда в KPI могут входить количество ошибок, выявленных в продукте, процент покрытия тестами продукта и так далее.

Если важнее стоимость, то мы отслеживаем такие показатели, как себестоимость работ по проекту (план, факт, прогноз), отклонения от плановой себестоимости, маржинальность проекта, стоимость ресурсов.

Если говорим о времени, то отслеживаем производительность команды, контрольные точки проекта, отклонения от графика..

Чаще всего в проектах мы отслеживаем KPI по всем направлениям, главное — не переусердствовать и выбрать несколько наиболее важных.

Отслеживание KPI также требует ресурсов, которые можно было бы перераспределить на более важные задачи проекта.

Мы прошлись только по части путеводных элементов проектного управления. Но, используя на практике эти инструменты, вы сможете влиять на успешность проектов.

Теперь вы знаете ответ на вопрос — зачем вы делаете проект, все участники команды разделяют и знают общие цели и задачи и берут на себя ответственность за какую-то часть проекта.

А вы четко отслеживаете ключевые контрольные точки вашего проекта, держите руку на пульсе и можете при необходимости менять план достижения поставленных целей.

И не удивительно, ведь Пётр Иванович географ по образованию, турист с огромным опытом, совершил многочисленные походы по Кавказу, Уралу, Тянь-Шаню и другим замечательным местам бывшего Советского Союза. Имеет первый разряд по туризму, значок «Альпинист СССР». Мне посчастливилось совершить с ним поездку в Казахстан, в район курорта Боровое - живописный уголок природы, названный поэтично Синегорьем. Сколько он знает легенд про эти сказочные места, с каким воодушевлением их рассказывает! Ну, а туристских песен в его исполнении хватит не на одну ночь у костра.

Так в 2001 году родилась школьная команда по туризму «Азимут».

Набрал я ребят из 6 класса, где учился мой сын, так что первый состав был представлен одноклассниками. Почему именно их? Всё дело в том, что в начальной школе они учились у Ирины Анатольевны Власовой, которая привила ребятам чувство коллективизма, дружбы, любви к родному краю, спорту. Она вместе с родителями часто водила детей на природу, поэтому трудности походов они научились преодолевать достаточно рано. Своё первое занятие и тогда, и сейчас я начинаю словами Роберта Рождественского.

Представьте себе…

«Ночь в лесу. Костёр жадно перебирает прутики. Пламя с жадностью набрасывается на сушняк и вырывает из темноты усталые лица людей.

Это туристы. Сегодня они переночуют здесь, в этом лесу, а завтра пойдут дальше. Булькая и негодуя, закипает в котелке чай. Он пахнет дымом. Он приятно обжигает губы, он несравним с домашним чаем!

А костёр всё горит. Кажется, что он чего-то требует от людей. Он призывает не отступать от традиций. «Где песня?», - потрескивают сучья. «Где песня?», - веером разлетаются искры.

Вот она, песня…

Гитара звенит тихо - тихо. Песню начал один голос. Потом её подхватил второй, третий. И вот уже поют все. Поют спокойно, задумчиво, нежно…

…Затих костёр. Он тоже слушает песню. Со всех сторон нас обступили деревья. Они кажутся огромными колонами, поддерживающими ночное небо. Прямо над нами звёзды. Тихие, далёкие звёзды…»

Если вижу, что в детских глазах загорелся огонёк, значит, начало положено. Значит, работать надо так, чтобы этот огонек не погас. Мне удалось увлечь ребят, и в сентябре мы начали разработку программы школьного кружка «Азимут». Пётр Иванович подсказал, какой методической литературой пользоваться, поделился секретами - как сделать работу кружка увлекательной.

Готовились к соревнованиям весь год, учились вязать узлы, ставить палатку, читать топографические знаки, ходить по азимуту, правильно разбивать бивак. К сожалению, с туристическими принадлежностями у нас в школе проблема как была так и осталась, практически ничего нет. Многие вещи приходилось делать самим, что-то просили у коллег из других школ. Остудить наше желание в занятии туризмом не могли никакие преграды.

Наступило лето 2002 года, и мы поехали в Луговое. Трудностей было: много: жара, мошки, соревнования, пища, приготовленная на костре своими неопытными руками, ночи в палатках. Но именно в туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Так ребята узнают, что такое коллективизм не на словах, а в реальной жизни. Ради общего дела они учатся преодолевать усталость, становятся выше личных симпатий и антипатий, учатся помогать друг другу. Туризм вырабатывает сознательную дисциплину, настойчивость. Без этого никак нельзя. Кто этого не понимал, в нашей команде не задерживался, к счастью, таких ребят было очень мало. Несмотря на то, что мои ученики были самыми младшими, мы заняли третье общекомандное место. Это был первый успех. Хочется отметить Алёну Барт, Анну Чухачёву, Катю Командыкову, Сашу Еву, Катю Науменко и многих других. Особую благодарность заслужил тогда Андрей Пшено. Он был старше ребят на два года и его серьезность, целеустремлённость, стремление к победе позитивно отразилось на команде. Андрей пытался сделать всё точно и правильно и до конца, пусть немного в ущерб времени.

Случались и курьёзные моменты. Особенно мне запомнилось, как наша любимица Анечка Чухачёва проходила этап контрольно-туристического маршрута «преодоление заболоченного участка по кочкам». Так случилось, что из десяти кочек Аня попала лишь на одну или две. Владимир Степанович Старшов, судья на этом этапе, переглянувшись со мной, после пятой неудачной попытки штрафы считать перестал, он, как и я, понял, что на другие кочки девочка больше не попадёт. На финише Аня сама приняла решение и дала честное слово, что никогда в жизни по кочкам больше прыгать не будет. Но зато с Алёной Барт ей не было равных в медицине и в определении флористического состава на заданном участке. А как они с Катюшей Науменко прекрасно готовили конкурсные блюда из картошки и вообще на «отлично» кормили команду! Хотя не могу не вспомнить нашу первую окрошку. Девочки хотели побаловать команду, но это был их первый опыт. И не важно, что все продукты были не нарезаны маленькими кубиками, а «нарублены» кусками, от ведра почти ничего не осталось, всё съели. Запомнился мне ещё и солёный чай, целое ведро, которым мы пытались напоить приехавшего на конкурс туристской песни Петра Ивановича. Оказалось, что соль и сахар в продуктовой палатке лежали рядом и в темноте девочки их перепутали. Пётр Иванович даже глазом не моргнул, а деликатно сказал, что туристы всегда пьют подсоленный чай, чтобы утолить жажду.

Энергии у ребят оказалось столько, что не смотря на трудный день, они готовы были не спать и «бузить» всю ночь. Распределил их по палаткам, а самому места не осталось. Так я и уснул на воздухе у входа в палатку мальчишек, чтобы не разбежались.

Вернулись домой весёлые, довольные, уставшие, с массой ярких впечатлений и твёрдой верой в то, что в Луговое мы ещё вернёмся не один раз. Начало накоплению бесценного опыта было положено. Никто из моих ребят, наверное, не пошёл бы второй раз в поход, если бы наличном опыте не убедился, что всё виденное, пережитое, слышанное, пройденное, спетое у ночного костра оставляет такое впечатление и делает нашу жизнь настолько богаче, что по сравнению с этим все тяготы и неудобства туризма выглядят не имеющими значения мелочами. Так и жила наша команда. Зимой подготовка, летом соревнования. Особенно хочется отметить двух талантливых учеников, которые внесли большой вклад в развитие туризма в школе, причём оба в «Азимуте» с момента его образования. Ребята не просто быстрые, выносливые, спортивные, но и хорошо разбирающиеся в туризме. Это Катя Командыкова и Саша Еву. Участники муниципальных и региональных соревнований. Особенно удачно прошёл областной туристический слёт учащейся молодёжи «Золотая осень 2003». На этом слёте наша семья заняла первое место в туристско-спортивном празднике «Папа, Мама, я - туристская семья», где Саша принимал активное и помог выиграть соревнования. Екатерина прекрасный топограф, так, как она умеет составлять план местности, пожалуй, не может никто. Вместе с Сашей они рисовали туристические газеты, делая это на профессиональном уровне, потому что оба окончили художественную школу.

Годы летели незаметно. «Азимут» всегда занимал призовые места, а в 2005 году мы наконец-то стали первыми. Молодцы! Знания, опыт, старания и упорство дали свой результат. В дальнейшем первых мест будет много. К моему огромному сожалению, пришёл 2006 год и ребята, мои любимые туристы, закончили школу. Я очень рад, что многие из них став студентами, продолжают заниматься туризмом.

Одни ребята уходят, им на смену приходят другие. Меняется и программа, корректируется, шлифуется, доводится до совершенства. Течёт река времени. Полностью обновлённый состав «Азимута» рвётся в бой. Осень 2007 года. Таврический лесхоз. Ориентирование в заданном направлении. С Димой Петровым прокладываем трассу. Стараемся не нарушить границы частных владений и не быть искусанными злыми собаками. Но всё это мелочи, скоро соревнования, и ребятам необходимо вспомнить навыки ориентировщика. Возвращаемся к месту старта, команда уже в сборе. Засекаю время, все уходят на трассу. Жду, кругом красота неописуемая, как никак осень. К моему удивлению кружковцы вернулись достаточно быстро, сняли все КП. Окрылённый результатом, надеюсь на первое место. 27 сентября, в преддверии международного дня туризма, большая часть школ района собралась на соревнования. Прибыло пятнадцать команд, удивляться нечему, результат идёт в зачёт районной школьной спартакиады. Ответственность большая. Погода испортилась, стало холодно и сыро. Даётся старт ориентированию и параллельно с ним туртехнике. Туртехнику прошли по времени быстро, но получили штрафные секунды на узлах и топознаках. И уж чего совсем не ожидал, на «маятнике». Досталось же потом от меня Вике Савченко за этот «маятник». В итоге у нас второе место. Результат очень даже неплохой. Уступили только Таврической гимназии, но опередили Таврическую среднюю школу №2. Спасибо за это Диме Петрову, Толе Сермус, Диме Шнайдер, Владиславу Дюбову, Юлдуз Абдуллаевой, Вике Савченко. На призовом пьедестале, как всегда, три главных лидера по туризму среди школ района. За последние годы мы менялись местами, но из первой тройки никогда не выбывали.

Особое впечатление осталось у нас с ребятами от II районного молодёжного туристического слёта, инициатор которого - социальная служба для молодёжи. Соревнования проводились 13 - 14 июня 2008 года на берегу реки Иртыш в районе села Копейкино. Территория поразила удивительной красотой, величественно расположился на правом противоположном берегу Ачаирский монастырь. Золотом горят его купола. Замечательное место, где без лишних слов западает в душу любовь к родному краю, своей малой Родине. Уровень проведения достаточно высокий. Трасса для соревнований по спортивному ориентированию выше всяких похвал. Спортивная карта составлена одним из лучших картографов Омской области Цыпнятовым. Берег Иртыша, луга, островки леса, овраги, маленькие речки. Мы привыкли к ориентированию, которое традиционно проводилось в заданном направлении (туристы поймут, о чём идёт речь), а тут новый формат. Всё организованно на уровне области. И ещё одно новшество, вклад в успех команды вносит каждый участник, соревнования лично-командные. Необходимы умения чтения спортивной карты, навык работы с компасом, наблюдательность, внимание, спортивная закалка. Пусть мы выступили не совсем удачно, пусть заблудились, пусть не уложились в контрольное время. Не страшно, что не попали в число призёров, зато приобрели необходимый в дальнейшем опыт. Я уверен, что он незаменим, и «Азимут» будет в числе лучших ориентировщиков.

К огромному сожалению, не смогли мы остаться на конкурсную программу, не довелось приготовить ужин на скорую руку, не спели туристическую песню у ночного костра, не уснули в палатке на берегу Иртыша. На то была уважительная причина. Не мог я на следующий день в девять часов утра не явиться на свой экзамен по географии. Не мог этого сделать очередная «звезда» команды, выпускник 11 «А» класса Дима Петров. Но остаться не у дел мы не могли, просто не имели права. И было принято решение, Дима будет сдавать экзамен в числе самых первых, так сказать вне очереди. Так и поступили. В десять утра мы уже мчались на соревнования по туристической технике. И уж тут моим ребятам не было равных. Мы первые, мы лучше других, мы взяли реванш за неудачный предыдущий день.В целом у нас остались яркие и незабываемые впечатления.

Затем наступило затишье, пришли летние каникулы. Кто уехал отдыхать, а кто сдавать вступительные экзамены в учебные заведения города Омска и Таврического. Но лето прошло, наступил новый учебный год. Нет больше в команде Димы Петрова, Толи Сермус, Димы Шнайдера. Дарьи Ляховой. Жаль, но время вспять не повернёшь и надо думать о будущем, необходимо искать новых достойных ребят, что бы «Азимут» продолжал жить и побеждать, следуя традициям своих предшественников.

Осенью 2008 года, директор нашей школы, Пётр Иванович Полоухин, замечательный человек, помощник во всех моих начинаниях, ушёл на заслуженный отдых. Мне и моему «Азимуту» очень не хватает его советов и поддержки. Больше, чем Пётр Иванович, никто не знает туристических песен. Лучше, чем он, никто их не споёт. Но я надеюсь на то, что мы ещё посидим с ним у ночного костра и послушаем, как он поёт под гитару.

Чтобы присмотреться к ученикам нашей школы, определить склонности ребят к туризму и провести определённую селекционную работу, ежегодно в сентябре в рамках международного дня туризма, провожу соревнования среди учащихся 5-11 классов. Отрадно видеть, что интерес к туризму растёт год от года. Потребность в здоровом образе жизни берёт верх над пороками в детской и молодёжной среде. У меня родилась идея создать две возрастные группы в составе «Азимута». Старшую из ребят 9-11 классов, у которых уже есть туристический опыт и младшую -из совсем юных и неумелых. Думаю, что и с этими детьми у меня получится достойная команда. Надеюсь на ребят, на их трудоспособность и целеустремлённость. Убеждён, «Азимут» ещё не раз прославит нашу школу.

Игорь Еву , учитель биологии Таврической средней школы №1 с углублённым изучением отдельных предметов Омской области, участник финала Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»

Фото Оксаны Родионовой