Чем патефон отличается от граммофона? Что такое граммофон и патефон

Патефон

Патефо́н - переносная версия граммофона , механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок . В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века . С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном .

В России (позже СССР) получило распространение название устройства - «патефон», происходящее от названия фирмы-производителя: Пате , которая первой начала поставки таких приборов в Россию.

Патефон - механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов, около 3 минут на сторону). Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом в СССР. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. Так например, в США для обозначения механического проигрывания грампластинок употреблялись такие термины как графофон, фонограф, «Говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Э. Берлинером, изобретателем граммофона. Настоящий патефон, сконструированный и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом формирования звуковой канавки - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

Изобретение «портативного граммофона» принадлежит компании «DECCA» 1913 год. Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооруженных сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались экстенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. Кстати, на фото данной статьи, изображен английский портативный граммофон His Masters Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Основные причины поломки патефонов:

  • Износ иглы (поломкой не считается)
  • Разрыв пружины (обычно происходил при чрезмерном неаккуратном заводе)
  • Ослабление пружины (при хранении патефона в заведённом состоянии в течение нескольких лет).
  • Срыв стопора (характерно для патефонов с прямой ручкой (перпендикулярной корпусу) - при очень быстром заводе или заводе до упора
  • Закисание подшипника тонарма (характерно для патефонов производства СССР ввиду применения силумина в подшипнике)
  • Дребезг мембраны

В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и равняется 75-80 дБ.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патефон" в других словарях:

    патефон - а, м. Pathé Frères. От названия фр. граммофонной фирмы Пате и гр. phone звук. Вид граммофона в форме ящика или шкафика, со скрытым рупором. Первоначально граммофон с постоянной, несменяющейся иглой из сапфира, выпускавшейся фирмой Пате. Уш. 1939 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Патефон - выпуска 1955 г. ПАТЕФОН (от названия французской фирмы “Pathe” и...фон), портативный граммофон с звукопроводом внутри ящика. Создан в начале 20 в. во Франции. С середины 20 в. вытеснен электрофонами. Рупорный граммофон модели 1902 года … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Граммофон Словарь русских синонимов. патефон сущ., кол во синонимов: 3 граммофон (4) … Словарь синонимов

    - (от названия французской фирмы Pathe и...фон), портативный граммофон с звукопроводом внутри ящика. Создан в начале 20 в. во Франции. С середины 20 в. вытеснен электрофонами … Современная энциклопедия

    - (от названия французской фирмы Пате выпускавшей патефоны, и греч. phone звук), портативный граммофон. Был распространен до сер. 20 в … Большой Энциклопедический словарь

    - [тэ], патефона, муж. (от названия франц. грамофонной фирмы Пате и греч. phone звук). Вид граммофона в форме ящика или шкафика, со скрытым рупором. || Портативный небольшой граммофон. (первонач. граммофон с постоянной, несменяющейся иглой из… … Толковый словарь Ушакова

    ПАТЕФОН, а, муж. Портативный граммофон с рупором, вмещённым внутрь коробки. Завести п. | прил. патефонный, ая, ое. Патефонная пластинка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПАТЕФОН - общепринятое, но неправильное название портативного граммофона без внешнего рупора. Происходит от названия французской фирмы Пате, выпускавшей такие граммофоны (см.) … Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

    патефон - Пате + фон фамилия основателя французской фирмы Шарля Пате + фон (греч. «голос») в названии проигрывателя пластинок греч., техн … Словарь сокращений и аббревиатур


Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.

Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.


Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.

Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.


Граммофон "Gramophone & Typewriter ltd", Россия, ХIХ век.

В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером.

При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.

Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.

Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.


Торт Ж. Зубовой.

В 1877 году Т. Эдисоном был изобретен фонограф, имеющий цилиндры для записывания и воспроизведения звуков. В том же году Э. Берлинер несколько видоизменил изобретение и для записи-воспроизведения звуков диски. Так появился граммофон, где граммофонная игла прикреплялась к воспринимающей звуки пластинке и наносила на диске соответствующие спиральные углубления.

В США механический проигрыватель грампластинок имел термины графофон, фонограф или «говорящие машины» по причине «патентных войн» с Э. Берлинером.

Посредством часового механизма диск вращался и игла двигалась по спирали диска, вызывая соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Таким способом весь комплекс записанных звуков воспроизводился с хорошей точностью.

Уже в 40-60-х годах, усовершенствование граммофона достигло достаточно чистой передачи звучания вокальных и инструментальных пьес. В Западной Европе изготовление граммофонов было мощной самостоятельной отраслью. Так же как и изготовление дисков (пластинок) разнообразного репертуара в исполнении выдающихся и музыкальных виртуозов обособилось в отдельную отрасль промышленности.

Но, как известно, совершенствованию нет предела…

Переносная версия

В первой половине 20-го века возникла идея о переносной версии граммофона. Так в 1913 году появилось механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок – патефон. Изобретение его принадлежит компании DECCA. Сам патефон был сконструирован и запатентован братьями Пате. От граммофона патефон отличался встроенным в корпус маленьким рупором и скомпонован он был в виде чемоданчика, который переносился за специальную ручку. Но главное его отличие было в методе формирования звуковой канавки. У патефона оно было глубинным, а не поперечным.

Идея «портативного граммофона» была предназначена для использования в полевых условиях для вооруженных сил Англии.

В патефоне в качестве привода использовался пружинный двигатель, звукоусиление же производилось при помощи раструба, который был сокрыт внутри корпуса. Звукосниматель имел мембрану и металлическую иглу. У двигателя был центробежный регулятор скорости и одного завода пружины было достаточно на проигрывание одной или двух сторон пластинки.

Громкость патефона достигала до 80-100 дБ, однако качество воспроизведения звука зависело от изношенности иглы и было отнюдь невысоким – хриплым и с сильными искажениями. С приходом патефона на смену стальным иглам, которые необходимо было менять после проигрывания одной пластинки, стали появляться иглы

Чем отличается граммофон от патефона?

"Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в застёгнутом виде за специальную ручку. Был широко распространён в первой половине XX века. С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном" (Википедия).

Информация из Википедии не совсем точна (а в чем-то даже неверна). Вот несколько уточняющих моментов:

Слово "патефон" происходит от названия фирмы-производителя: "Патэ", которая первой начала поставки таких устройств в Россию. Громкость патефона весьма велика - около 80-100 дБ, однако качество звука обычно было невысоким: звук был хриплым, с сильными искажениями. Качество звука зависело от изношенности иглы.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами. В Америке, в принципе, не было граммофонов, а были "Графофоны", "Фонографы", "Говорящие машины" и т. п., по причине "патентных войн" с Э. Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон , "изобретенный" и запатентованный братьями Патэ (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером. При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т. е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Выходит, те патефоны, на которых наши дедушки и бабушки слушали любимую музыку, на самом деле были не патефонами, а нелицензионными (пиратскими?) граммофонами советского производства в портативном исполнении. А лично от себя еще добавлю - как жаль, что времена граммофонов безвозвратно ушли в прошлое. Посмотрите ниже на фотографии этих аппаратов - ну разве они не прекрасны? Представляете, дома вместо мрачного черного прямоугольника телевизора - это чудное творение с большим сияющим цветком раструба...

Еще интересные факты:

1. Материал для первых грампластинок (шеллачная смола) не был создан специально, а позаимствован у фирмы, производившей пуговицы. Да-да, в XVIII веке из шеллачной композиции изготавливались пуговицы. Так что технологически грампластинка - это не что иное, как "большая пуговица". Спасибо индустрии моды за приобщение нас к великому и прекрасному.

2. В начале XX века существовало много фирм по производству грампластинок со сходными названиями, например: американская "Зонофонъ" ("International Zonophone Company") и ее российский клон - "Золофонъ" ("International Zolophone Record"). Наши "бизнесмены от музыки" делали просто: брали исходную "фирменную" пластинку, копировали содержимое и выпускали под своим лейблом. А прибыль, естественно, шла уже не в Америку. Так что пиратство характерно и для дореволюционной России. Это у нас "в крови".

3. Качество звучания стереофонической пластинки (отношение сигнал/шум в каждом канале) хуже по сравнению с монофонической пластинкой (на 3 дБ - в 1,414 раза по амплитуде или ровно в 2 раза по мощности). Проще говоря, если у вас есть две пластинки с одинаковой записью: монофоническая и стереофоническая, то шумы записи на монофонической будут меньше!

Сейчас эти музыкальные приборы можно встретит лишь в музеях. А когда-то они были завсегдатые приёмов и вечеринок.

Как всё начиналось?

А началось все с фонографа, изобретенного ещё в 1877 году Томасом Эдисоном. Фонограф первое устройство для записи и воспроизведения звука. Это сейчас для нас звук, льющийся из динамиков, - повседневная реальность, а в те времена воспроизведение звука было сродни магии.

Любое изобретение соответствует времени и несмотря на нереальность устройства оно получило развитие в качестве граммофона, а потом и патефона. Да и в наши дни принцип работы проигрывателя пластинок тот же, только для распространения звука используют электрические колонки. А ещё несколько веков назад Эдисона бы объявили бы еретиком и колдуном.

А в чём же разница?

Что из себя представляет граммофон. Думаю все помнят картинки с огромной воронкой похожей на экзотический цветок. Как и фонограф граммофон воспроизводит звук, но только не с металлического цилиндра, а с диска. Такая модификация фонографа была запатентована Эмилем Берлинером. Диски в последствии назвали грампластинками, изготавливались они из каучука или шиллака, а первая пластинка была сделана из цинка. Огромная воронка служила усилителем и передатчиком звука.

Патефон же портативная версия граммофона. Как это бывает со многими предметами, название произошло от фирмы производителя, которая первой выпустила такое устройство, компании «Патэ». У патефона уже нет огромной воронки, раструб для усиления звука встроен в корпус. Это дало преимущество патефону над граммофоном. А компоновка в виде чемоданчика сделала его мобильным и удобным, патефон можно было переносить без особого труда и использовать где угодно. Смотря фильмы прошлых лет, мы можем убедиться в популярности патефона. Распространенная картина того времен (30-50-е годы): танцы под звуки патефона, выставленного в окно.