Что надо знать программисту. Полезные онлайн-ресурсы и книги для обучения работе программиста. Общие основы программирования

Затянувшийся кризис заставляет многих людей менять не только место работы, но и специальность. Им приходится принимать порой нелегкое решение о смене профессии , осваивая новые горизонты. Профессия программиста может стать в этом случае прекрасной заменой, поскольку она не только прибыльна, но и интересна. Но сложно ли стать программистом?

Где получить образование?

Есть несколько путей к тому, как стать хорошим программистом. В первом случае родители-программисты учат своему ремеслу детей, которым для этого не нужно даже идти в ВУЗ. Во втором случае сказывается модность профессии программиста. После школы всем приходится выбирать свою будущую стезю, поэтому молодёжь особенно активно клюёт на модное направление, связанное с компьютерами. Есть ещё и третий вариант – когда первоначальное увлечение постепенно перерастает в профессию.

Существует несколько способов получения навыков программиста:

  • Самообразование. Способ, как стать программистом с нуля самостоятельно, можно использовать как в чистом виде, так и комбинируя его с другими способами. Есть множество книг, сайтов и компьютерных приложений, позволяющие изучать разнообразные технологии и компьютерные языки. Правда, для начинающих это самый трудный путь.
  • ВУЗ. Если, ещё учась в школе, ученик мечтает стать программистом, то ему лучше пойти в соответствующий ВУЗ, где можно получить не только знания, но и диплом, без которого трудно найти достойную работу. В процессе учёбы не следует пренебрегать и самообучением, ведь в ВУЗе может попросту не быть преподавателей со знаниями новых веяний в этой сфере. ВУЗ нужно выбирать очень ответственно – изучить предлагаемые им программы обучения, предпочитая лучшие технические учебные заведения.
  • Учитель. Отличным вариантом будет найти специалиста, который согласится научить новичка премудростям профессии. Он может порекомендовать лучшие ресурсы и книги, сможет дать множество полезных советов. Такого наставника можно искать в среде знакомых программистов, на их конференциях, онлайн-форумах и тусовках.
  • Специальные курсы с практикой. Можно поискать в своём городе курсы, на которых учат компьютерным языкам и технологиям. В больших городах таких может быть множество, иногда даже с последующим трудоустройством. Не пренебрегайте и онлайн-курсами, они также могут подтолкнуть вас к более глубокому изучению профессии.

Как выбрать язык программирования для изучения?

Вопрос, какие предметы нужно знать, чтобы стать программистом, можно уточнить после получения основ, когда уже можно будет выбирать тот язык программирования, который больше нравится. При выборе же самого первого языка новичок должен руководствоваться следующими моментами:

  • Наличием вакансий на рынке труда. Если же на рынке вакансий разработчики на выученном соискателем языке востребованы не будут, то и работу будет сложнее найти. Для ориентирования в этой сфере полезно проштудировать сайты с вакансиями, определив десятку наиболее востребованных языков. После этого можно переходить к следующему моменту.
  • Поскольку языки – это первое, что нужно изучать, чтобы стать программистом, то слишком долгое изучение какого-либо языка может в принципе отбить охоту к освоению данной профессии. Поэтому стоит бегло просмотреть учебную литературу по ним и выбрать те из них, которые позиционируются как лёгкие или показались таковыми самому читателю. Чаще всего, речь идёт о Python, Ruby, PHP.
  • Удовольствие от учёбы. Если писать код на выбранном языке человеку не нравится, то он не сможет получать удовольствия и от последующей работы с ним. Стоит ли сразу загонять в себя в такую кабальную деятельность?

Ещё, что надо знать, чтобы стать программистом – определиться с направлением программирования, которое может быть:

  • Десктопным.
  • Мобильным.
  • Игровым.
  • Низкоуровневым.
  • WEB и прочим.

Относительно лёгкие и наиболее популярные направления – десктопные и мобильные клиенты, разработка под WEB. Каждое направление может работать с одним языком и не работать с другим, что необходимо будет учитывать ещё на стадии выбора языка программирования.

WEB-технологии нужно изучить в любом случае. К ним относятся стили JavaScript и CSS, языки разметки HTML, ведь только с помощью этого и можно сделать страницу динамической.

Следующим шагом должно стать изучение серверных языков (PHP, Python, Ruby и прочие) и соответствующих им WEB-фреймворков. Полезно также изучить базы данных, поскольку они востребованы почти в каждой вакансии программиста.

Видео о том, как стать программистом с нуля самостоятельно

Первый язык программирования следует выбирать из самых простых и востребованных на рынке. Одним из них является Python, его чаще всего рекомендуют в качестве начального языка программирования. В нём легко читается код программы. С ним не нужно даже быть программистом, чтобы догадаться, что происходит в программе. Несложный синтаксис Python потребует меньше времени, чтобы написать программу, чем та же Java. Сэкономить много времени и нервов поможет огромная база библиотек. Это язык высокого уровня, поэтому не требует заботы о том, что и как размещать в ячейках памяти.

Java может также стать для новичка неплохим выбором в качестве первого языка. Он популярнее «змеиного» языка, хотя и несколько сложнее его. Но инструменты для разработки на Java проработаны гораздо лучше (если сравнить IDLE и Eclipse). Изучение Java поможет легче перейти на работу с низкоуровневыми программными языками.

Очень популярен также язык PHP. С ним легко найти решение вопроса на форуме или найти себе наставника. Объясняется это обилием в мире РНР-программистов, работающих на разных уровнях. Здесь нет нормального импорта, зато одну и ту же задачу можно решить множеством способов, что, впрочем, усложняет обучение. Этот язык предназначен только для WEB.

А вот языки C и С# для новичка слишком сложны.

Ruby лучше изучать как второй язык.

Где и как получить начальный опыт?

Начальный опыт – это то, что нужно, чтобы стать программистом, ведь без него не получить хорошей работы. Таков жизненный замкнутый круг.

Во-первых, не нужно ждать прочтения абсолютно всей литературы по избранному языку. Первые строки нужно пытаться писать, прочитав уже пару глав книги. Нужно выполнять задания, предложенные в книге, разбирать примеры. Задания из книг можно усложнять своими идеями, придумывать к пройденному материалу собственные задачи и решать их.

Во-вторых, желательно быстрее найти первый проект. Знание английского языка поможет в регистрации на англоязычных биржах, где рынок обширнее. Этот фактор совершенно бесспорен при выполнении задачи, как стать программистом. Просто необходим, поэтому английский нужно не только учить, но и совершенствовать, учиться делать на английском всё, а не только читать и писать. Отдавать предпочтение технической литературе, слушать подкасты на английском, изучать программирование по англоязычным учебникам.

Тем, кто пока только учит английский, помогут русскоязычные фриланс-биржи. Можно найти пару десятков небольших проектов, соответствующих текущему уровню знаний или чуть выше его, подать на них заявку. В основном будет много отказов, но если останется пара заявок, то можно получить первый опыт. Другим вариантом для получения практического опыта являются открытые источники, которым нужны новые люди, пусть и новички. Увидев в проекте на GitHub или иных сервисах для хостинга кода баги и заглянув в баг-трекер, можно предложить способы их решения.

Видео о том, как стать хорошим программистом

Что ещё нужно знать будущему программисту?

Что ещё изучать помимо английского и языков программирования – зависит от выбранного направления.

  • Так, WEB-программисту нужно знать JavaScript, CSS, HTML, программисту десктопов – различные фреймворки и API операционной системы, разработчикам мобильных предложений требуются фреймворки Windows Phone, iOS или Android.
  • Алгоритмы нужно изучать всем: найдя подходящую книгу по алгоритмам или отучившись на Coursera.
  • Кроме того, необходимо знание какой-либо базы данных, структуры данных, паттернов программирования.
  • Полезно изучить хотя бы один репозиторий кода. Знать обязательно систему версионного контроля (лучше выбрать наиболее популярный Git).
  • Программист должен знать операционную систему, рабочие инструменты и среду разработки, а так же уметь пользоваться Google.

А Вы бы хотели стать программистом, и почему? Расскажите об этом в

Доброго времени суток, уважаемые посетители. На связи Артем Губтор.

Сегодня хочу освятить очень важную тему для каждого начинающего программиста.

Не важно какой язык программирования вы будете изучать и зачем. Хотя, я уже писал о том, что нужно, чтобы или . Я дам вам основные принципы , которые должен знать каждый программист.

Как научиться программироват ь, чего нужно избегать и на чем сосредоточится? Возникает много вопросов на первых этапах и лучше ответить на них сейчас. Поэтому читайте до конца и узнайте как научиться программировать.

Если бы в свое время меня этому научили, я бы освоил это мастерство гораздо быстрее и лучше.

9 заповедей программиста

1. Программирование - это слишком трудно?
Держитесь подальше от людей, которые так считают и навязывают вам эту мысль. Ведь, тогда обучение программированию будет казаться тяжелее, чем на самом деле. Уверяю вас, если вы начиная учиться программировать думаете о том, как это сложно, то в итоге в лучшем случае долго не протянете, а в худшем, программирование станет для вас отвратительным. Логика понятна? Думаю, да.

2. На взлетной полосе
В любом деле самое сложно это начало. Один мой знакомый, который обучает иностранному языку, говорит, что вначале изучение языка похоже на взлет самолета. Почему? Чтобы взлететь требуется много энергии, сил, внимания и умений. Дальше проще, самолет практически парит в воздухе.

В программировании также. Поначалу, когда вы начнете учиться, вы будете тратить много времени и сил на ту работу, которую профессионалы выполняют в два счета. Не переживайте из за этого. Трудитесь с усердием и терпением.

Тут может возникнуть искушение, брать готовые решения, копировать их и не париться. Но таким образом вы никогда не взлетите. Так и будете возиться на взлетной полосе.

3. CTRL+C & CTRL+V – это не программирование!

Не секрет, что многие готовые решения уже есть в интернете. И все же, не всегда есть то, что нужно вам. И тут вместо того, чтобы учиться программировать, вы идете на форум, создаете тему и просите готовый код для решения вашей проблемы. Опять двадцать пять!

Программисты, конечно, самые ленивые люди на земле и всегда хотят найти самый простой выход. Но если вы думаете о том, как научиться программированию, то учитесь думать. Развивайте идеи, продумывайте варианты и экспериментируйте.

Общение на форумах принесет пользу только, если вы будете просить подсказки, а не исходный код.

4. Алгоритм прежде всего

50% успеха в программировании зависит от умения составлять алгоритм. Если вы не умеете этого делать, то врядли, у вас получится научиться программировать.

Возьмите за правило, для решения задачи сначала составьте алгоритм, зафиксируйте его удобным для вас образом: запишите, нарисуйте или т.п. А только потом уже пишите код. Иначе вы можете просто забыть о правильном порядке действий, который вы продумали.

5. «Язык» до Киева доведет

Имею ввиду синтаксис языка. Изучайте синтаксис языка программирования, как можно более досконально. Имея хороший алгоритм, его нужно воплотить в жизнь правильным образом. Учитесь оптимизировать код, грамотно его оформлять и использовать возможности языка программирования по назначению и в полную силу.

6. Без дисциплины никак
Чтобы научиться программировать, нужно соблюдать регулярность в обучении. Что лучше – раз в неделю посвятить программированию 8 часов или каждый день кодить по 15 минут?

Конечно,15 минут – это немного. Но это поможет выработать привычку и постепенно увеличить нагрузку.

7. Фокусируйтесь на главном
Когда учишься программированию, важно не потерять ориентир. Не поддавайтесь желанию изучать все и сразу! В противном случае у вас будет много базовых знаний и понятий, но они будут обрывисты и скомканы.

Сосредоточьтесь на одном языке программирования или фреймворке и качественно изучайте материал по заранее выбранным ресурсам. Такое обучение будет последовательным и систематизированным.

8.Один в программировании не программист
Сложно учиться программировать в одиночку. Найдите себе брата по духу и практикуйтесь вместе. Идеальный вариант будет, если найдется более опытный программист готовый помочь. Вы будете получать уже отточенные навыки и умение работать в команде.

9. Всему есть своя цена

Чуть не забыл. Хотите стать профессионалом? Не жалейте и вкладывайте в свое образование. Можно учиться и бесплатно в интернете, но такое обучение некачественное и неэффективное. Смотрите видеокурсы, нанимайте репетиторов, покупайте книги. Не экономьте на обучении!
Будут моменты, когда ничего не получается, когда буксуете на месте долгое время. Но не отчаивайтесь. Постепенно приобретайте опыт и со временем все будет проще и быстрее.

Добивайтесь результата самостоятельно и помните о 3-ем пункте.

На этом все, как вам статья? Надеюсь вы зарядились энергией и настроены применить эти знания.

Уже определились на чем хотите программировать? Знаете, что сейчас наиболее востребовано и прибыльно?Отпишитесь в комментариях.

P.S. Знаю где взять три бесплатных видеокурса по программированию. Кому интересно:

Delphi , PHP , (реф. ссылки)

Есть и платные версии более серьезного уровня, их можно найти на странице .

Данный текст появился как ответ на стандартную реакцию "настоящих программистов" в ответ на мои слова что я програмист 1С. "А-а-а, 1с-ник, да какой тыпрограммист, так скриптописатель в лучшем случае. Копаетесь там в своей бухгалтерии и почему-то считаете себя программистами. Настоящий программист знаешь сколько всего должен знать?"

Когда я в заинтересованно спрашиваю что же именно должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ обычно получаю в ответ какие-нить частные проблемы именно того прогера, с которым я в эту минуту беседую. Причем выдаваемые чуть ли не за истинную сущность всего программирования как такового. Ну что-то типа -- "Если ты не знаешь как использовать семафоры в Делфи ты не программист". Или -- "если ты не знаешь как устроены хэш-таблицы ты не программист". Мне это надоело, я покопался в интернете и решил собрать в один пост все, что должен знать НАСТОЯЩИЙ ПРОГРАММИСТ по мнению самих НАСТОЯЩИХ ПРОГРАММИСТОВ. Список с разбивкой по разделам знания под катом

МАТЕМАТИКА

Численные методы, дихотомия/метод Ньютона, интер- и экстраполяция, сплайны, метод Гаусса/Якоби/Зейделя, QR и LU-декомпозиция, SVD, МНК, методы Рунге-Кутты, метод Адамса, формулы Ньютона-Котеса, метод Ритца, метод Бубнова-Галеркина, метод конечных разностей/элементов, FFT/STFT, сходимость и устойчивость, l-bfgs и другие квазиньютоновские методы, adagrad, PARAFAC, cassowary, interior point methods, вариационные методы для байесовского вывода, nesterov, автоматическое дифференцирование, alternating least squares, what every computer scientist should know about floating point arithmetics by Goldberg, Nocedal & Wright/Boyd & Vandenberghe

Алгоритмы, Кнут-Грэхем-Паташник/Зорич/Винберг, Spivak/Dummit-Foote, математический анализ, линейная алгебра, комплексный анализ, функциональный анализ, дифференциальная геометрия, теория чисел, дифференциальные уравнения/интегральные уравнения/вариационное исчисление/оптимальное управление, производящие функции, ряды, комбинаторика, теория вероятностей/математическая статистика/случайные процессы/теория массового обслуживания, цепи Маркова, интегральные преобразования (Фурье, Лаплас, Вейвлет), NZQRCHOS, матпакеты (Mathematica, Maple), теория категорий

Теория информации, сжатие, Хаффман, RLE, BWT, LZ, коды коррекции ошибок, сжатие с потерями (изображения, аудио, видео), информационная энтропия, формула Шеннона, сложность Колмогорова, maximum entropy problem, kullback-leibler divergence, elias/shannon-elias encoding

Дискретная математика, K2, теорема Поста, схемы, конечные автоматы (ДКА и НДКА), автомат Калашникова, клеточные автоматы

Криптография, Шнайер/Ященко, Принцип Керкгоффса, симметричная (DES, AES), асимметричная (RSA), качество ГПСЧ, алгоритм Диффи-Хеллмана, эллиптические кривые, хэширование (MD5, SHA, CRCn), DHT, криптостойкость, криптоатаки (атака гроссмейстера), WEP/WPA/WPA2 и атаки на них, цифровая подпись и сертификаты, PKI, HTTPS/SSL, доказательство с нулевым разглашением, пороговая схема, murmurhash/cityhash, DKIM

Квантовые вычисления, алгоритм Шора, квантовая криптография

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Мультитредность, обедающие философы, deadlock/livelock/race condition/starvation, атомарность, lock инструкции процессора, memory model/barrier/ordering, CAS или LL/SC, wait/lock/obstruction-free, ABA problem, написание lock-free контейнеров, spin-lock, TLS/per-thread data, закон Амдала, OpenMP, MPI, map-reduce, critical section/mutex/semaphore/condition variable, WaitForSingleObject/WaitForMultipleObjec ts, green thread/coroutine, pthreads, future/deferred/promise, модель акторов, parameter server, RDD (as seen in sparks), downpour SGD, wait-free, stackful vs stackless

Вычислимость, машина Тьюринга, нормальные алгоритмы Маркова, машина Поста, диофантовы уравнения Матиясевича, лямбда-функции Черча, частично рекурсивные функции Клини, комбинаторное программирование Шейнфинкеля, Brainfuck, эквивалентность тьюринговых трясин, проблема останова и самоприменимости, счетность множества вычислимых функций, RAM-машина, алгоритм Тарского, SAT/SMT-солверы, теория формальных систем, interactive proofs, теорема Левина-Кука, 3SAT, PSPACE = NPSPACE,

Алгоритмы и комбинаторная оптимизация, Кормен/Скиена/Седжвик/Кнут/Ахо-Хопкрофт-У льман/Пападимитриу/Шрайвер-Голдберг/Преп арата-Шеймос/e-maxx.ru, структуры данных, алгоритмы, сложность, символика Ландау, теорема Акра-Баззи, time-space tradeoff, классы сложности, NP-полные задачи, КМП, графы и деревья, потоки в сетях, матрица Кирхгофа, деревья поиска (особенно RB-дерево и B-дерево), occlusion detection, куча, хэш-таблицы и идеальный хэш, сети Петри, алгоритм русского крестьянина, метод Карацубы и матричное умножение Винограда-Штрассена, сортировки, жадные алгоритмы и матроиды, динамическое программирование, линейное программирование, diff-алгоритмы, рандомизированные алгоритмы и алгоритмы нечеткого поиска, псевдослучайные числа, нечеткая логика, gusfield (suffix tree, string alignment), motif search, scanning line, cache oblivious, funnel sorting, VEB-layout, корневая оптимизация, алгоритмы для динамических графов, модели вычисления (RAM-machine/pointer machine/decision trees и т.д.), алгоритмы в иерархиях памяти/стриминговые алгоритмы, time forward processing, range & rank, LSM-trees, buffered a-b-trees, toku trees, персистентные структуры, succint-структуры, lossy-струтуры (bloom/bloomier filter, hash-tables with false positives), locality sensitive hashing, space-time tradeoff в хэш-таблицах, scheduling strategies

Машинное обучение, Тибширани/Bishop, подходы к моделированию AI, переобучение/кроссвалидация, байесовские сети, нейросети, сети Кохонена, Restricted Boltzmann machine, градиентный спуск/hill climbing, стохастическая оптимизация (метод Монте-Карло, метод отжига, генетические алгоритмы, муравьиные алгоритмы), SVM, gradient boosting, кластерный анализ, метод главных компонент, LSH, обучение с подкреплением, MDP, information retrieval/data mining/natural language processing, машинное зрение, Szeliski, OpenCV, image processing, OCR, фильтры Собеля, каскад Хаара, Viola-Jones framework, SURF, введение в психофизиологию зрения, IPython/pandas/scikit-learn, (ME)HMM, CRF, label bias problem, stacked NN, LeToR, factorization machines, autoencoders, RNN/CNN, вместо NLP лучше отдельные задачи (language modelling, co-reference detection, text chunking, POS-tagging, probabilistic parsing, statistical machine translation, misspell correction, question answering, NER, collocation detection, text summarization, speech recognition, fact extraction, sentiment analysis), эффективное вычисление softmax, feature engineering/selection, quality estimation, Manning/Jurafsky/McCallum/Koehn, latent topics (LDA, chineese restaurant, pLSI), parallel coordinates, vowpal wabbit, NLTK, structured learning, EM-алгоритм, contrastive divergence, optimal brain surgery, belief propagation, semi-supervised learning, inductive vs transductive learning, kernel trick, discriminative/generative pairs (as seen by Ng & Jordan), sequence to sequence learning, bagging, анализ социальных графов, рекомендательные системы/collaborative filtering, multimodal learning

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММ

Архитектура и стиль кода, Макконнелл/Фаулер/Лебланк/Гамма/Александ реску-Саттер/Буч, защитное программирование, паттерны, SOLID/GRASP/KISS DRY SPOT/YAGNI, UML, OOP (Smalltalk), OOD/OOA, метрики кода, uncle Bob

Методологии разработки, Waterfall/RUP/Agile/Scrum/Kanban/XP, TDD/BDD, CASE

Инструментальные средства разработки, IDE, IntelliSense, отладчики (VS/Olly/WinDbg/kdb/gdb) и трейсеры (strace/ltrace), DWARF debug information format, дизассемблеры и декомпиляторы (IDA/HexRays/Reflector), системы контроля версий (SVN, GIT), merge/branch/trunk, системы именования файлов и бранчей, continuous integration, ant, code coverage, статический анализ (lint, cppcheck), динамический анализ (valgrind, фаззинг), верификация и валидация ПО (Frama-C, RAISE (RSL), Coq), профайлинг, багтрекеры, документирование кода, системы сборки (CMake), пакетные менеджеры (NuGet)

Фреймворки, Qt, moc и метаинформация, концепция слот-сигнал, Саммерфилд-Бланшет/Шлее, PoCo, промышленные библиотеки: GMP, i18n, lapack, fftw, pcre

Проектирование GUI и представление информации, Раскин/Тафти, юзабилити, основы дизайна и типографики, закон Фиттса, основы верстки, LaTeX, алгоритмы визуализации данных (as seen in d3), subpixel rendering

Тестирование, юнит-тесты, функциональное, нагрузочное, интеграционное тестирование, тестирование UI, mocks/stubs/spies, fixture, запахи и паттерны тестов (Osherove/Meszaros)

ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Общее представление об языках программирования, грамматики, иерархия Хомского, теорема Майхилла-Нероуда, лемма о накачке и лемма Огдена, алгебра Клини, НДКА → ДКА, алгоритмически неразрешимые задачи в формальных языках, Драгонбук, Фридл, регекспы и их сложность, PCRE, БНФ, Boost.Spirit + Karma + Qi/Ragel, LL, LR/SLR/LALR/GLR, PEG/packrat, yacc/bison/flex/antlr, статический анализ кода, компиляция/декомпиляция/обфускация/деобф ускация, Clang/LLVM/XMLVM/Emscripten, GCCXML, OpenC++, построение виртуальных машин, JiT/AoT/GC, DSL/DSEL, on-stack replacement, type checking/type inference алгоритмы, CYK parser, advanced compiler design and implementation by Muchnick

Язык ассемблера, Зубков/Хайд/Дреппер/Касперски/Фог/Абраш, x86, FPU/MMX/SSEn/AVX, AT&T и Intel-синтаксис, masm32, макросы, стек, куча/менеджеры кучи, соглашения вызова, hex-коды, машинное представление данных, IEEE754, little/big endian, SIMD, аппаратные исключения, прерывания, виртуальная память, реверсинг, срыв стека и кучи, return oriented programming, alphanumeric shellcode, L1/L2/RAM/page fault и их тайминг, язык ассемблера ARM

C++, стандарт, Comeau, 1TBS, Страустрап/D&E/Джосаттис/Вандервуд, Дьюхэрст/Мейерс/Саттер, RAII/copy-and-swap/exception-safety, правило пяти, Александреску/Абрахамс-Гуртовой, type erasure, CRTP, NVI, SFINAE, Koenig lookup, Duff"s device, Boost, Сик-Ламсдейн/Карлссон, TR on C++ performance, тест Степанова, forwarding problem/move semantics, SPECS, GotW, Meyer"s singleton, cppgm

Компиляторы С++, особенности реализации стандарта, ограничения реализации, интринсики, отличия стандартных библиотек (контейнеры, rand), ABI, реализация виртуальных функций, виртуального наследования, исключений, RTTI, switch, указателей на функции и методы; оптимизации, copy elision (RVO, NRVO), sizeof на различных платформах, дефайны компилятора и среды, __declspec, ключи компилятора, empty-base optimization, статическая и динамическая линковка, манглинг, распределенная компиляция, precompiled header, single compilation unit, (strict) aliasing/restrict, inline/_forceinline, volatile, быстрое вычисление математических функций через битхаки, linkers & loaders by Levine

Прикладное программирование, C#/F#, Шилдт/Троелсен/Рихтер, генерики, yield, linq/plinq, рефлексия, AST, WCF, WinForms/WPF/Silverlight, AOP, фреймворки логгирования, .NET assembly, Scala, Хорстманн/Одерски, pattern matching, макросы/квазицитаты

Функциональное программирование, Haskell/Ocaml/Scheme/Alice или Oz, SICP/TaPL/YAHT/Purely Functional Data Structures/Харрисон-Филд, HOF (map/fold/filter), система типов Хиндли-Милнера, монады, тайпклассы, АТД, dependent types, ленивость/энергичность, логическое программирование (Prolog или Mercury), конкурентное программирование (Erlang или Oz)

Веб-программирование и скриптовые языки, Фланаган/Zend PHP5 Certification Course + Study Guide, Apache/nginx, CGI/FastCGI, PHP/Zend Framework/ReactPHP/Zend Engine/Doctrine или Propel/CodeIgniter или Symphony или Yii, Python/Django/Twisted, Ruby/RoR, ASP.NET MV*, JavaScript/jQuery/React/Google Closure/ExtJS/node.js, ООП в JavaScript, HTML5, CSS3/табличная и блочная верстка, RSS, canvas/WebGL, Ajax/WebSockets, вопросы безопасности (XSS, SQL injection, CSRF), highload, C10k problem, SWIG, CDN, shadow DOM, квирки браузеров, real time bidding/trading, anomaly detection, архитектура single page apps, устройство веб-краулеров, web/social graph random walk, asm.js и компиляция в js, v8/spidermonkey internals, PaaS/IaaS, SPDY

БАЗЫ ДАННЫХ

Базы данных/Распределенные системы, Грубер/Дейт, ANSI SQL, T-SQL, ODBC, MySQL/PostgreSQL/MS SQL/BDB/SQLite/Sphinx, хранимые процедуры, триггеры, алгебра Кодда/А, Tutorial D, нормальные формы, оптимизация и выполнение запросов, структуры данных индексов, транзакции и ACID, CAP-теорема Брюера, graph DB, document store, wide column store, key-value storage, теория распределенных систем, CRDT, net split проблема, протоколы консенсуса, теория шардинга/репликации, ORM (C++ ODB), ERD, OLAP, семантическая сеть, triplestore, RDF/Turtle, SPARQL, OWL, Semanticscience Integrated Ontology, reasoner, DBpedia, big table/hbase vs. dynamodb/cassandra/riak, 2/3PC, chubby/zoo keeper, leader election (paxos/raft), hdfs/gfs/glusterfs, deduplication problem, causality detection (vector clock/stamps), R/W quorum, load balancing, устройство индексов поисковых систем, event sourcing, CRDT, дизайн протоколов и принципы коммуникации, с точки зрения эволюции, расширяемости, надежности, дизайн программных интерфейсов (API)

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Операционные системы, Silberschatz/Рихтер/Соломон-Руссинович/Р обачевский/Вахалия/Стивенс/Таненбаум/Lov e/Linux Kernel Internals, менеджер памяти, менеджер кучи и ее устройство (LAL/LFH/slab), менеджер устройств, менеджер процессов, context switch, реальный и защищенный режим, исполнимые файлы (PE/ELF/Mach), объекты ядра, отладочные механизмы (strace/ptrace/dtrace/pydbg, Debug API) и минидампы, bash, сетевой стек и высокопроизводительные сервера, netgraph, CR0, IPC, оконная подсистема, система безопасности: ACE/ACL и права доступа, технологии виртуализации, RTOS (QNX), программирование драйверов, IRQL, IRP, файловые системы, BigTable, NDIS/miniport/FS drivers/filter driver, Mm-, Io-, Ldr-функции, DKOM и руткиты, GDT/IDT/SDT, ядра Windows/Linux/BSD, POSIX, TRIM

Форматы, XML/XSLT/XPath/XMLStarlet/DOM/SAX, RTF/ODF, JSON/BSON/bencode, YAML, JPEG/PNG/WebP, AVI/MPEG/RIFF/WAV/MP3/OGG/WebM, SVG, Unicode, кодировки однобайтные/UTF-8/UTF-16/UCS-2/UTF-32, проблемы длины и сравнения Unicode-строк, base64, markdown

Компонентно-ориентированные модели, Роджерсон/Таварес, COM/OLE/ActiveX/COM+/DCOM RPC, ATL, апартменты, моникеры, MIDL, XPCOM, CORBA, TAO, D-Bus

Сеть, Стивенс, OSI model/Internet model, Ethernet, TCP/IP, TCP window, алгоритм Нейгла, сокеты, Protocol buffers/Thrift/Avro/ASN.1, AMQP, ICMP, роутинг/BGP/OSPF, ARP, атака Митника, syn flood, HTTP/FTP, P2P/DHT, DHCP, SMB/NBNS, IRC/XMPP, POP3/SMTP/ESMTP/IMAP, DNS, WiFi/WiMax/GSM/CDMA/EDGE/Bluetooth/GPS, ACE, Wireshark

АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аппаратное обеспечение, Хоровиц-Хилл/Титце-Шенк, полупроводниковая электроника/спинтроника/фотоника, транзистор, триггер, схемотехника, микрокод, технология создания процессоров, logic synthesis, static timing analysis, FPGA, Verilog/VHDL/SystemC, SISAL, Arduino, устройства памяти (ROM → EEPROM, RAM, SSD, HDD, DVD), RISC/CISC, Flynn"s taxonomy (ID), принстонский и гарвардский подход, архитектуры процессоров, архитектуры x86, VID/PID

Процессоры, конвейеризация, hyper-threading, алгоритм Томасуло, спекулятивное исполнение, static/dynamic branch prediction, префетчинг, множественный ассоциативный кэш, кэш-линия/кэш-промах, такты, кольца защиты, память в мультипроцессорных системах (SMP/NUMA), тайминг памяти, intel optimization manuals, performance counters
___________________________________

Ну как, впечатляет?Интересно, есть в мире хоть ОДИН ЧЕЛОВЕК, который реально все это знает?

Любой современный компьютер или мобильный телефон по своей структуре является настолько сложным устройством, что не может функционировать самостоятельно, как, скажем, утюг или двигатель внутреннего сгорания. Необходима программа, которая бы всем этим руководила.

Программный код, который управляет компьютерами и другими устройствами, создают программисты. Этот код не является чем-то материальным, как электроника, - напротив, подобно книге, созданной писателем, продукт деятельности программиста является абстрактным (идеальным), не существующим в реальном мире. Программы «рождаются» в сознании их создателей (инженеров-программистов) и далее «живут» в памяти компьютеров, коими, собственно, и управляют.

Программа, с которой работает пользователь (программа высокого уровня), управляет не самим компьютером, а другой программой (системного уровня), которая в свою очередь может управлять какой-то третьей (низкого уровня). В конечном счете, эта иерархическая цепочка завершится в самом низу на какой-то конкретной аппаратной схеме (железе), состоящей из процессора, памяти, устройств ввода-вывода и других элементов.

Такие промежуточные программы называются драйверами (от англ. drive - управлять), а программный код, который находится в самом низу - контроллером (от англ. control - контролировать, в данном случае конкретную часть электроники компьютера). Программы самого высокого уровня называют прикладными, потому что они выполняют какую-то конкретную задачу предметной области и непосредственно взаимодействуют с пользователем (человеком).

На каждом уровне такой иерархии могут существовать разные программы, написанные на разных языках программирования, как правило, разными программистами. В создании любого крупного программного комплекса задействован не один программист, а целый коллектив. Часто над одной и той же программой работают сразу несколько специалистов.

Как же так получается, что компьютеры способны понимать программы, написанные программистами? Что для этого нужно и как вообще можно стать программистом?

Путь, который может пройти программист как профессионал, можно условно разделить на четыре уровня:

  1. Пользовательский уровень.
  2. Знание основ программирования.
  3. Углубленное изучение языка программирования; работа в реальных коммерческих проектах.
  4. Работа в команде программистов над сложными системами.

Давайте рассмотрим особенности каждого из этих четырех этапов.

Пользовательский уровень

В третьем тысячелетии основы компьютерной грамотности и использования сети Интернет стали такими же атрибутами современного человека, как умение писать и читать. Даже гуманитарии, которые далеки от точных наук, используют компьютер как один из основных инструментов для работы с информацией. Программисты не являются исключением. Они не обязаны знать все программы в мире и уметь ими пользоваться. Это то же самое, что пытаться прочитать все написанные на сегодня книги.

С другой стороны, хороший программист никогда не останавливается на каком-то узком наборе стандартных программ. Обладая широким пользовательским кругозором, он всегда пробует новые программные инструменты, ищет альтернативные, а иногда и нестандартные решения. Именно такой исследовательский подход к решению задач и желание понимать происходящие в компьютере информационные процессы и побуждают обычного пользователя заняться программированием.

Получить базовые навыки пользования компьютером можно на уроках информатики, во внешкольном кружке или на специализированных курсах. Можно освоить компьютер и самостоятельно, но на это уйдет больше времени.

Как правило, пользователи работают с программами, запускаемыми под операционной системой Windows(OS, operation system, можно сказать, что это самая главная программа в любом компьютере). Существует огромное множество, как других операционных систем, так и других типов компьютеров. Самые популярные из альтернатив - это OSX (MacOS) и Linux.

Вне зависимости от того, чем именно вы решите заниматься в жизни, вам всегда пригодится умение искать нужную информацию в сети Интернет, пользоваться различными сетевыми сервисами — от электронной почты до платежей онлайн. Прошли те времена, когда для решения какой-то одной конкретной задачи нужно было штудировать тома учебной и справочной литературы. Кроме поисковых сервисов (google.com,yandex.ru) в Интернет существует масса сайтов, построенных по типу вопрос-ответ (лучший для программистов — stackoverflow.com). Это революционный и самый эффективный способ найти решение конкретной проблемы, потратив минимум времени.

Львиная доля самой актуальной информации в сети, и по программированию в том числе, публикуется на английском языке. Поэтому, если вы хотите достигнуть профессионального уровня, то английский язык для вас крайне важен.

Знание основ программирования

Как начать программировать?

Лучший способ - это занятия в кружке юных программистов при школе или в каком-нибудь внешкольном учебном центре, как станции юных техников. Там не ставят оценок, как в школе. Есть время попробовать, подумать, стоит ли вообще серьезно заниматься программированием. Поверьте, это очень интересное и увлекательное занятие само по себе, хотя и далеко не для всех. За год интенсивных занятий в кружке или на курсах вы можете вполне реально освоить школьную программу по информатике в сфере программирования. Важно отметить, что в школе не только изучают теоретические основы программирования на примере стандартного набора задач, но и дают другие полезные для программиста знания и навыки: логика, системы счисления, представление информации, работа с программами пакетаMS Office.

Какой язык программирования выбрать?

Старая шутка гласит: «Выбирай тот язык программирования, на котором практикует ближайший к тебе гуру (авторитетный опытный профессионал), который всегда может помочь советом». Другой совет состоит в том, чтобы выбрать язык программирования, используя который, вы будете чувствовать себя счастливым . А если серьезно, то не важно, какой именно язык вы выбираете, чтобы освоить азы структурного программирования. Основная ваша задача на этом этапе - это понимание таких вещей как алгоритм, код, данные. Вы должны уметь работать с числовыми и строковыми переменными, массивами, использовать циклы, условный оператор, подпрограммы в формате процедур или функций, корректно программировать ввод и вывод данных. Судя по демонстрационным вариантам ЕГЭ по информатике 2012 года, основными учебными языками программирования остаются Бейсик (BASIC), Паскаль (Pascal) и Си (С). С таким же успехом в этот список можно добавить Питон (Python) и Руби (Ruby). Вы не выбираете один язык программирования раз и навсегда. Напротив, плох тот программист, который знает только один язык программирования. Со временем к вам придет осознание того факта, что такое разнообразие языков и сопутствующих им технологий существует не случайно. Дело в том, что в реальной жизни выбирать тот или иной язык программирования нужно в зависимости от поставленной задачи.

Можно изучить основы программирования самостоятельно.

В этом случае вам понадобятся учебно-методические материалы. Это может быть самоучитель или набор вводных статей в электронном виде (tutorial), которых в сети сейчас существует огромное множество даже на русском языке. Из программ вам потребуется компилятор или интерпретатор языка, который вы выбрали, и редактор исходного кода. Желательно иметь пакет программ разработчика с интегрированной средой разработки (IDE). Это специальный набор программ, который совмещает в себе и удобный редактор кода и подключенный к нему компилятор или интерпретатор. Подобные пакеты можно найти даже для очень старых компьютеров на базе операционной системы MS-DOS.

Интерпретатор - это программа, которая транслирует код вашей программы в машинный язык (самый низкоуровневый язык программирования; компьютер “железо” понимает только этот язык программирования) и тут же его выполняет шаг за шагом (интерпретирует). Компилятор - это программа, которая транслирует (компилирует) код вашей программы в специальный исполняемый формат (exe -файл под Windows ), по сути, в отдельную программу, которую позже можно самостоятельно запустить даже на другом компьютере под управлением той же или совместимой с ней операционной системы.

Стоит также отметить, что даже базовых знаний и навыков программирования уже достаточно для решения пусть и учебных, но довольно сложных алгоритмических задач. Участие в олимпиадах по программированию и творческих конкурсах разработки программного обеспечения может вылиться в дополнительные преимущества при поступлении в вуз.

Профессиональное программирование

Между начинающим программистом, который с интересом впитывает всё новое, и специалистом, способным реализовать программное решение для какой-то реальной задачи, лежит, что называется, пропасть. Это выражается в уровне понимания происходящих процессов как создания программного обеспечения (ПО), так и его последующего внедрения и использования. Дорогу осилит идущий. Рано или поздно количество часов, потраченных на изучение учебных материалов и просмотр чужих и написание своих кодов, выльется в качественные изменения в понимании будущего специалиста. Лучшее средство для этого - разработка своего собственного программного проекта. Пусть даже на некоммерческой основе. В мире существует огромное множество подобных «открытых» проектов, библиотек, исходных кодов.

Термин открытое программное обеспечение (англ. open - source software ) обозначает статус некоторого ПО (библиотека компонентов, прикладная программа), доступного в Сети для свободного скачивания, изучения и использования. Такие программы, в зависимости от приложенной к ним лицензии, могут быть использованы любым человеком или организацией в таком же open - source проекте, в коммерческой системе или модифицированы под нужды конкретной задачи.

Работая над своим реальным, пусть пока и не коммерческим, проектом, вы гораздо быстрее получите крайне важный профессиональный опыт: научитесь использовать дополнительные инструменты программиста (отладчик, программную документацию, системные утилиты, различные настройки, всевозможные форматы представления данных и библиотеки модули для работы с ними), искать в сети готовые решения проблем, выбирать оптимальные из них, общаться с другими людьми из мира IT. Одно дело - решать теоретические олимпиадные задачи, и совсем другое - создание полезного ПО, у которого есть конкретная предметная область.

При сегодняшнем огромном числе программистов нередко можно встретить талантливых самоучек, которые самостоятельно дошли до вершин профессии без высшего образования. С другой стороны, это, как правило, сотрудники очень узкой специализации. Достигнув своего локального потолка, такой человек уже не способен расти в профессиональном и карьерном плане. При первой же нестандартной задаче он просто растеряется. Привязанность и к месту работы, и к конкретной функции является весьма уязвимым местом в социальном аспекте.

Вот почему в таких наукоемких сферах как IT высшее техническое образование играет одну из ключевых ролей. Оно дает вам как перспективу, так и безопасность в будущем. И речь сейчас вовсе не о формальном дипломе. Обладая широкой теоретической базой, полученной в вузе, вы сможете легко осваивать новые инструменты, языки программирования и даже целые парадигмы (функциональное программирование, логическое программирование, ООП, DSL, AI, Machine Learning). Вам будет гораздо легче найти новую работу. Богатый математический аппарат даст возможность решать сложные задачи, принимать нестандартные решения, видеть шире и дальше, со временем повести за собой людей, возглавив коллектив от нескольких программистов до мультинациональных групп разработчиков, в качестве системного архитектора (Architect), старшего программиста (Lead Developer), руководителя IT-направления (англ. Chief Information Officer, CIO) или исполнительного директора (англ. Chief Executive Officer, CEO). (СПбГУ ИТМО)

Работа в компании

Одного диплома недостаточно для того, чтобы автоматически получить место программиста в серьезной компании. В первую очередь HR’ы (англ. Human Resource, люди в компании, которые занимаются кадровыми вопросами подбора персонала) смотрят на реальный опыт кандидата, который тот должен подтвердить на собеседовании и при реализации тестового задания.

Условно позиции программистов можно разделить на 3 уровня:

  • начальный (Junior Software Developer);
  • средний (Middle Software Developer);
  • высокий (Senior Software Developer).

Причем каждая вакансия подразумевает специализацию по тому или иному языку программирования и технологии. Самые популярные и востребованные из них: Java, C/C++, .NET, PHP, Ruby, Python, Flash/Flex. Кроме того, существует градация по предметной области: программирование под Web, Enterprise-разработка коммерческих решений в сфере управления, создание игр, программирование под мобильные платформы, низкоуровневое и системное программирование.

Только в очень редких случаях вас могут взять на работу в качестве junior программиста или стажера без реального опыта работы. Поэтому я вам настоятельно рекомендую начать свою карьеру программиста уже на последних курсах университета. Это может быть стажировка или бесплатные курсы в какой-то компании или даже работа с частичной занятостью (part-time). Таким образом, по окончании вуза у вас будет не только диплом, но и ценный реальный опыт в вашем резюме.

Академическое знание в XXI веке старается не отставать от стремительно изменяющегося мира IT. Поэтому, и наши, и зарубежные вузы тесно сотрудничают с крупнейшими компаниями-разработчиками ПО. Так, например, преподаватели МГУ задействованы в школе обработки информации, занятия которой уже несколько лет организует компания Яндекс. С одной стороны, компании дают самые передовые практические навыки разработки, с другой - получают квалифицированные кадры в качестве выпускников факультетов прикладной математики и информатики.

Работа такого специалиста – это комбинация чисто технических действий с разными языками программирования и творческой работы по оптимизации функционала итогового программного продукта. Специалист занимается проектированием, созданием алгоритма программы, написанием ее кода, проверкой на работоспособность.

Необходимые профессиональные умения и знания

Всему перечисленному можно научиться. Да, развиваться нужно постоянно, но базовый навык кодирования можно развить до совершенства всего за несколько лет учебы по качественно проработанной образовательной программе.

Другой вопрос, что нужно знать чтобы поступить на программиста. Здесь невозможно за 2–5 лет вырасти в профессионала, если подойти к профильному образованию с минимальным набором школьных знаний. Желая опередить соперников, со старта карьеры получить преимущество, каждый программист (будущий) должен приступать к освоению профессии с отличной базой:

  • по математике (здесь же – логика, теория вероятности);
  • физике;
  • информатике;
  • английскому, русскому.

Что должен знать программист для работы на перспективу (карьера, зарплата, репутация)? Нужно глубокое понимание архитектуры программной среды, где предстоит работать, принципов кодирования, знание простейших методов создания программ.

Знать нужно очень много: стандарты программирования, концепцию проектирования задач, методологию тестирования ресурсов. Чем глубже студент погружается в основы математики (анализ, графы), тем сильнее его позиции, шире арсенал применяемых инструментов.

Дополнительные навыки делающие конкурентоспособным на рынке труда

Какие навыки помогут быстрее завоевать рынок престижных вакансий?

  • Умение работать в команде для IT-специалиста – 50% успеха его становления на любом поле (разные архитектуры сетей, языки программирования).
  • Усидчивость, упорство, неумение сдаваться.
  • Аналитический склад ума + критическое мышление позволят отмести априори неисполнимые задачи. Умение экономить время заказчика – самый важный плюс профессионала.
  • Аргоритмизированный подход (системность характера) поможет добиться успеха быстрее.
  • Особенность профессии – работа в условном отрыве от социума – определяет некоторые привычки программиста, которые в будущем могут снизить его эффективность. Потому навыки позитивного общения и умение презентовать свои идеи, привычка быть в курсе популярных алгоритмов, сервисов тоже являются полезными навыками.

Что должен знать новичок

Работа программиста – это безостановочная эволюция знаний. Теоретическая и практическая платформа формируется во время обучения, но на этом процесс становления не заканчивается – различные знания надо обновлять с углублением в узкие направления. Но значит ли это, что стартовать с минимальным набором знаний, умений навыков нельзя? Новичку для хорошего резюме достаточно:

  • навыков написания программ на 2–3 популярных языках (оптимальными для начинающего специалиста считаются Python, JavaScript, HTML);
  • знания и понимания алгоритмов, баз данных, паттернов программирования;
  • изучения фреймворков (программная среда под разные операционные платформы – Windows, iOS).