Что такое информационная революция охарактеризуйте ее технические. Информационные революции

Сущностью социального явления служит факт взаимодействия индивидов и групп.
Питирим Сорокин

Disclaimer: все нижеизложенное является плодом больного воображения автора, а не переводом, творческим пересказом или иной формой плагиата. Честно.

Первая информационная революция началась примерно 40 тысяч лет назад. До этого момента предки человека эволюционировали довольно неспешным темпом как минимум несколько миллионов лет. Однако в период позднего палеолита (начался примерно 40 тысяч лет назад - закончился примерно 10 тысяч лет назад) происходит ряд важнейших процессов, укладывающихся в достаточно короткий по археологическим меркам период:

А) ускорился технический прогресс; впервые скорость эволюции орудий превысила скорость изменений собственно человеческого тела (см. с иллюстрациями);

Б) началась экспансия homo sapiens в Европу; сам по себе вид sapiens появился, предположительно, в Африке около 130-150 тысяч лет назад, и 50-55 тысяч лет назад уже предпринял экспансию в Азию. Однако именно в Европе sapiens встретился с серьезной конкуренцией с другими представителями семейства homo - неандертальцами. Сейчас нет единого мнения, было ли это прямое столкновение или два вида конкурировали за ресурсы, но, так или иначе, неандертальцы были побеждены. Европейскую ветвь homo sapiens принято называть кроманьонцами;

В) зародилось искусство; самые древние из известных сейчас наскальных рисунков были сделаны около 35-40 тысяч лет назад. Самые древние из европейских наскальных рисунков относятся к 30-32 тысячелению до н.э. и обнаружены в пещере Шове (один из них и приведен слева).

Причем же здесь информационная революция, спросите Вы? Дело в том, что в этот период возникает еще один специфически человеческий феномен:

Речь

На данный момент нет четкого представления о процессе возникновения речи. Просто констатируем, что одновременно с указанными выше событиями возникла речь. Открытым остается вопрос, насколько большой, в конечном итоге, вклад внесло появление речи в итоговое доминирование кроманьонцев. Существует весьма смелая теория Б.Ф.Поршнева, который считает речь не просто одним из факторов, но реальной границей, отделяющей собственно человека от его человекоподобных предков; соответственно, именно речь стала причиной ускорения технического прогресса, который в итоге обогнал природу. С гипотезой Поршнева в кратком изложении можно ознакомиться , с первоисточником .

Так или иначе, именно способность передавать накопленный при жизни опыт в виде абстрактных понятий отличает человека от других животных (некоторые из которых демонстрируют весьма неплохой интеллект, но никто из которых не демонстрирует сколько-нибудь существенного переноса знаний между поколениями), а человеческое общество - от популяции животных. Можно с уверенностью утверждать, что появление речи внесло не последний вклад в развитие человечества в эпоху позднего палеолита.

Поздний палеолит закончился около 10 тысяч лет тому назад самой настоящей революцией, известной как «неолитическая» - переходом человека от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Подобная революция выглядит абсолютно невероятной в условиях отсутствия механизма накопления и передачи информации - речи.

Письменность

Вторая информационная революция произошла около 5 тысяч лет тому назад: появилась письменность. Собственно, «исторический» и «доисторический» периоды и принято разделять по моменту появления первых письменных свидетельств истории. Самый древний из известных артефактов - т.н. «табличка из Киша» - был создан около 3500 года до н.э. шумерами.

Приведенные выше наскальные рисунки постепенно превратились в петроглифы - символические изображения, пиктограммы, с явным информационным смыслом. Древнейшие петроглифы относятся примерно к 10-му тысячелетию до н.э. и приходятся как раз на период неолитической революции. Вот так выглядят древнейшие петроглифы в Кобустане (Азербайджан):

Постепенно петроглифы превратились в пиктографическое письмо (каждое слово обозначалось своим стилизованным изображение), которое в свою очередь со временем превратилось в письмо идеографическое (значок стал обозначать не только предмет, но и некоторое связанное понятие) и далее в фонетическое (значок стал обозначать звук).

Появление письменности помогло нивелировать некоторые недостатки речевого общения - она позволяла сохранять текст в неизменном виде на протяжении длительного времени, скрадывала несовершенство человеческой памяти и позволяла вести летописи.

Удивительным образом возникновение письменности совпадает с появлением первых цивилизаций: тогда же, около 3500 года до н.э. зарождается первая цивилизация - шумерская. По-видимому, все древние цивилизации обладали собственной письменностью, хотя каких-то исследований на эту тему я не нашел. Во всяком случае, все три цивилизации, которые принято считать древнейшими, - шумерская, древнеегиптская, хараппская - ей обладали, и всюду возникновение письменности совпадает с собственно возникновением цивилизации.

В целом, это совпадение кажется вполне объяснимым по многим причинам:

А) появление властной иерархии требует наличия возможности документально фиксировать приказы и передавать их исполнителям, в т.ч. на существенные расстояния;
б) появление сложноорганизованных технологических процессов (таких, как системы ирригации в Древнем Египте) требует наличия точных знаний и инструкций;
в) наконец, цивилизация немыслима без исторической памяти; не случайно, например, древнийший из сохранившихся письменных артефактов Древнего Египта - т.н. Палермский камень - есть ни что иное как летопись.

Появление письменности открыло совершенно новые перспективы для накопления знаний, но и она не была свободна от недостатков - прежде всего, это дороговизна носителя информации и невозможность создания копии носителя. Только через две с половиной тысячи лет эти проблемы были, наконец, решены, и произошла третья информационная революция.

Книгопечатание

Вообще говоря, идея нанесения изображения с помощью оттиска печатной формы появилась практически одновременно с письменностью. Вот так, например, выглядели печати упомянутой хараппской цивилизации:

Печать на шёлке известна в Китае с 3-го века нашей эры, печать с деревянных досок (ксилография) - с 7-го, наборный шрифт был изобретен в 11 веке, а металлические литеры - в 15-ом. (Я не занимался вопросами китайского книгоиздания, но довольно смело могу предположить, что информационной революции не произошло в силу крайней неприспособленности китайского письма для издания книг типографским способом.)

Однако само по себе вырезание на дереве или глине текста было задачей куда более сложной, чем переписывание книги; кроме того, однажды вырезанная доска или изготовленная печать не могла использоваться для печати другого текста. Собственно массовое книгопечатание стало возможным с изобретением подвижных металлических литер, притом для фонетических языков (таких, где знак - буква - обозначает звук).

Подвижный типографский шрифт был изобретен Иоганном Гутенбергом в 40-х годах 15-го века. (Хотя китайцы изобрели подвижные литеры раньше, на использование металла они тем не менее перешли позже Гутенберга). Удивительным образом (вот уже третий раз подряд) информационная революция происходит на рубеже смены эпох, в данном случае - на рубеже Нового времени.

На первый взгляд может показаться, что связь между книгопечатанием и сменой эпох довольно случайна, но при внимательном рассмотрении можно убедиться, что это не так. Идеи, которые взорвали мир, были изложены именно в печатной форме. Вот титульный лист трактата «Об обращении небесных сфер» Николая Коперника:

А вот «95 тезисов» Мартина Лютера:

В конце концов, гелиоцентрическая система мира была изложена Аристархом Самосским еще в 3-ем веке до н.э.; но как общепринятая научная концепция она утвердилась только почти два тысячелетия спустя. Именно книгопечатание позволило создать некоторое общее информационное пространство, в котором двигалась научная и культурная мысль Нового времени.

Помимо всего прочего, книгопечатание создало ключевое для понимания современных проблем копирайта разделение труда: выделились отдельно те, кто пишет книги (авторы), и те, кто эти книги представляет публике (издатели). Не случайно авторское право (статут Анны) возникает именно с развитием книгопечатания. Тогда же складывается и модель оплаты труда автора и издателя поэкземплярно.

Но влияние печатного пресса на цивилизацию не ограничилось книгами: помимо них, печатный станок годился ещё и для изготовления газет. Сами по себе газеты были известны ещё со времён Древнего Рима, однако их высокая стоимость делала их доступными только знати. В 16-ом веке намечается тенденция к радикальному удешевлению газет, и в 17-ом веке они становятся важнейшим инструментом политики. Для французской La Gazette писали сам король Людовик XIII и кардинал де Ришелье. Дешёвая и массовая газета стала тем инструментом, который позволил политически связать разрозненные земли в единое государство. В 18-ом веке впервые в истории человечества формируется такой феномен как «нация» (не путать с национальностью).

Да, до 18 века такого понятия не существовало. Слово «нация» обозначало то конкретное место, город или область, где родился человек. «Наций» в смысле некоторой общности людей, подчиняющихся некоторой национальной власти не существовало, и не могло быть просто за отсутствием механизма связывания разрозненных мелких «наций» в единое целое (подробнее см. Эрик Хобсбаум, «Нации и национализм после 1780 года»). Думается, что именно газеты и книгопечатание были именно тем средством, которое связало нацию вместе. Окончательно нации и национальные государства оформились в 19-ом веке, и Первую мировую войну можно считать кульминацией этого процесса.

Продолжение -

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность для накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход от пиктографического и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.] связана с появлением микропроцессорной техники и, в ча стности, персональных компьютеров. Вскоре после этогс возникли компьютерные телекоммуникации, радикальнс изменившие системы хранения и поиска информации. Быле заложены основы преодоления информационного кризис* (об этом будет сказано немного позже).

    Понятие «Информационное общество»

Четвертая информационная революция дала толчок i столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин

«информационное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специали сты, предложившие этот термин, разъяснили, что он опре деляет общество, в котором в изобилии циркулирует высо кая по качеству информация, а также есть все необходимы средства для ее хранения, распределения и использования Информация легко и быстро распространяется по требованн ям заинтересованных людей и организаций и выдается им привычной для них форме. Стоимость пользования инфор мационными услугами настолько невысока, что они доступ ны каждому.

Академик В. А. Извозчиков предлагает следующее опре деление: «Будем понимать под термином «информацион ное» («компьютеризированное») общество то, во все сфер] жизни и деятельности членов которого включены компьк тер, телематика, другие средства информатики в качеств орудий интеллектуального труда, открывающих широки доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромно скоростью производить вычисления и перерабатывать лн бую информацию, моделировать реальные и прогнозиру< мые события, процессы, явления, управлять производство» автоматизировать обучение и т. д.» (под «телематикой» ш нимается обработка информации на расстоянии).

Проследим более детально существующие тенденции развитии информационного общества. Однако вначале отм> тим, что в настоящее время ни одно государство не находи 1 ся в этой стадии. Ближе всех к информационному общест* подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Не существует общепринятого критерия оценки полн< масштабного информационного общества, однако извести попытки его формулировки. Интересный критерий предлжил академик А. П. Ершов: «о фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи». За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза - при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 годам. Путь России в информационное общество обсудим ниже отдельно.

Изменение структуры экономики и структуры труда

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства материальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина XX века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» - люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности - 20%, в сфере обслуживания - 30%, и 47% людей было занято в информационной сфере.

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления.

Приведем разительный пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 году было занято 330 тыс. человек, а и 2005 году, по официальным прогнозам, останется 14 тыс, человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере - появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Это! рынок включает секторы:

  • деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);
  • профессиональной информации (научно-техническая ин
    формация, первоисточники и пр.);
  • потребительской информации (новости, всевозможные
    расписания, развлекательная информация);
  • услуг образования и другие.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

  • создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
  • появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
  • выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она

представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. В Интернете задействовано более 10 миллионов компьютеров и около 250 тысяч Web-серверов по всему миру. Необходимо отметить, что количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти показатели приводятся. В настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу построения открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет (за исключением, конечно, сетей специального назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, то есть вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо вам знакомый пример - офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных программ (скажем, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использование мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, овер-хэд-проектора (кодоскопа), диапроектора, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Совершенствование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные, например: о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т.д.

    Преодоление информационного кризиса

Информационный кризис - явление, которое стало заметным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году - уже каждые 5 лет; конца этому процессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующим:

  • информационный поток превосходит ограниченные воз можности человека по восприятию и переработке информации;
  • возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  • возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

  • Первая революция связана с изобретением письменности , что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

    Письменность появилась около пяти тысяч лет назад в Месопотамии и Египте, затем (независимо, но несколько тысяч лет спустя) - в Китае и еще на 1500 лет позднее - в Центральной Америке у индейцев племени майя. Ее ранние примеры - глиняные дощечки с клинописью жителей Вавилона - представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

    До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

  • Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания , которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

    Немец Иоганн Гуттенберг (1399-1468) между 1450 и 1455 годами изобрел печатный пресс и наборный шрифт. Орнамент и иллюстрации воспроизводили сначала ксилографией (гравюра на дереве), появившейся еще раньше книгопечатания. Хотя печатное дело впервые возникло в XI в. в Китае, именно печатный станок Гуттенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали ею распространению.

    На момент изобретения печатного пресса Гуттенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. В многочисленных монастырях жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый из них трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый, хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1200-1300 рукописных страниц.

    К 1505 тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн. печатных страниц в год, переплетенных в 125 000 готовых к продаже книг - 2500000 страниц на одного работника против 1200-1300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

    В середине XV века книги были роскошью, которую могли себе позволить только очень богатые и образованные люди. Но когда в 1522 из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1000 страниц), цена ее была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

    За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, но, в отличие от ранее существовавших, где основное внимание уделялось теологии, здесь преподавали светские дисциплины: право, медицину, математику, натуральную философию (естественные науки). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как современная информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

  • Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества , благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

    Телеграф

    В 1855 г. английский изобретатель Д. Э. Юз (1831-1900) разработал буквопечатающий аппарат, нашедший широкое распространение. В основу работы телеграфного аппарата был положен принцип синхронного движения скользуна передатчика и колеса приемника. Опытный телеграфист на аппарате Юза мог передать до 40 слов в минуту. Быстрый рост телеграфного обмена и увеличение производительности телеграфных аппаратов натолкнулись на ограниченные возможности телеграфистов, способных достичь скорости передачи при длительной работе только до 240-300 букв в минуту.

    В 1870 г. в России существовало 90,6 тыс.км телеграфных проводов и 714 телеграфных станций. В 1871 г. была закончена постройка длиннейшей по тому времени линии между Москвой и Владивостоком. К началу XX века протяженность телеграфных линий в России составляла 300 тыс.км.

    Совершенствование техники и технологии изготовления кабелей, повышение их качества и износостойкости позволяло строить подземные телеграфные линии. С 1877 по 1881 г. в Германии, например, было проведено 20 подземных линий общей протяженностью около 5,5 тыс. км. В конце XIX века в Европе было протянуто 2840 тыс. км кабеля, а в США - свыше 4 млн. км. Общая протяженность телеграфных линий в мире в начале XX века составила около 8 млн. км.

    Телефон

    Наряду с совершенствованием проволочного телеграфа в последней четверти XIX века появился телефон. Телефонный аппарат И. Ф. Рейса, сконструированный в начале 60-х гг. XIX века, не получил практического применения.

    Дальнейшая разработка телефона связана с именами американских изобретателей И. Грея (1835-1901) и А. Г. Белла (1847-1922). Участвуя в конкурсе по практическому разрешению проблемы уплотнения телеграфных цепей, они обнаружили эффект телефонирования. 14 февраля 1876 г. оба американца сделали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Поскольку заявка Грея была сделана на 2 часа позже, патент был выдан Беллу, а возбужденный Греем процесс против Белла был им проигран.

    Радио

    Когда в 1887 г. своими экспериментами немецкий физик Г. Р. Герц (1857-1894) доказал справедливость гипотезы Дж. К. Максвелла (1831-1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспроволочной передачи сигналов. Немалый вклад внесли в это французский физик Э. Бранли (1844-1940), а также английский ученый О. Дж. Лодж (1851-1940).

    Первая в мире радиопередача была осуществлена в России знаменитым изобретателем и ученым А. С. Поповым (1859-1906). Сам изобретатель из-за своей скромности и бескорыстия (академик А. Н. Крылов впоследствии назвал это «идеализмом») не закрепил за собой собственности на изобретение, не взяв никакого патента.

    Между тем летом 1896 г. в печати появились (без сообщения каких-либо технических подробностей) сведения о том, что итальянец Маркони открыл способ «беспроволочного телеграфирования». Г. Маркони (1874-1937) не имел специального образования, но обладал энергичной коммерческой и технической предприимчивостью. Тщательно изучив все, что было опубликовано по вопросу о передаче излучений без проводов, он сам сконструировал соответствующие приборы и отправился в Англию. Там он сумел заинтересовать руководство почтового ведомства и других предпринимателей. 2 июня 1896 г. он получил английский патент на устройства для «беспроволочного телеграфирования» и лишь после этого ознакомил публику с конструкцией своего изобретения. Оказалось, что оно в основном воспроизводит аппаратуру Попова.

    В 1916 году началось регулярное вещание первой радиостанции - 9XM в США. В середине 20-х появились первые удобные и доступные радиоприемники. Тогда же начались первые эксперименты по передаче видеосигнала.

  • Четвертая революция (70-ые годы XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров . На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
    • переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным средствам;
    • миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;
    • создание программно-управляемых устройств и процессов.

    Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи. Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Станислав Шульга, для "Хвилі"

Давеча Сергей Карелов опубликовал статью про неизбежность «большой войны» и другие апокалипсисы. В основе статьи лежало рассмотрение двух конкурирующих гипотез о перспективах «большой войны». Автор концепции «долгого мира» Стивен Пинкер утверждал о спаде насилия после 1945 года, а знаменитый своими «черными лебедями» Нассим Талеб утверждал обратное. Разразилась дискуссия с участием критиков и последователей, в которой стороны обменивались залпами из статистических данных и выводов, сделанных на их основе.

Я не буду касаться самого предмета спора, а хочу акцентировать внимание на его характере. Мы имеем ситуацию, когда стороны обосновано и аргументировано отстаивают диаметрально противоположные точки зрения. Причем так, что без глубокого погружения в предмет понять кто из них прав, а кто нет невозможно. В чем причины такой разности тоже можно долго рассуждать, я выделю только одну – несовершенство применяемых теоретических моделей, описывающих реальные процессы.

Этот пример не единичен. Подобных ситуаций есть множество, что свидетельствует о простом факте – наше представление о процессах, происходящих в реальности далеко от совершенства. В чем причина? Опять же, их целый ряд, я упомяну только одну – ограничения, которые накладывают знаковые системы и информационные технологии, которые применяет человек. Для их более полного понимания перечислю основные вехи, которые привязаны к гуманитарно-технологическим скачкам, или – «информационным революциям», которые приводили нас на новый уровень познания окружающего мира.

Итак, первая информационная революция произошла, когда Предмет Был Назван. Один первобытный человек ткнул в булыжник и сказал «ку», другой согласился и тоже назвал его «ку». Тот, кто продолжал обозначать предметы невербальными методами или называл его «цак» был объявлен невежей, еретиком и тем, кому чужд прогресс. Дальше процесс развивался по накатанной. Предметы и действия были с перекодированы в звуки и установлены правила, произнесения этих звуков. Племя, имеющее в своем арсенале такой мощный организующий фактор, стало сильнее племен, члены которых продолжали мычать невпопад. Собственно, тут мы имеем новый уровень коммуникации, который позволил отдельным частям человечества прогрессировать как в познании окружающего мира, так и в усложнении социальной структуры. И какое-то время все было хорошо.

Вторая информационная революция случилась, когда самый популярный настенный живописец вместо мамонта нарисовал Знак, обозначавший его, мамонта. Так, Звуки Стали Знаками и Появилась Письменность. Говорят, что сначала рисовали все, а потом финикийцы придумали алфавит. После этого человечество пошло по двум дорогам. Некоторые, как китайцы и японцы, до сих пор рисуют, а большинство пользует алфавиты. Кроме того, потомки лучших живописцев и резчиков по камню продолжали копировать мир привычными методами. Художники, что с них возьмешь.

Появление такого мощного инструмента, как письменность привело к тому, что знания перестали умирать вместе с их носителями. Их стали накапливать и передавать из поколения в поколение. Несколько тысяч лет человечество экспериментировало с технологиями сохранения и копирования знаний. В ход шло все - камень, шкуры, глина, сухие листья, ткань, бумага. Параллельно люди зачем-то изобретали все новые и новые языки, алфавиты и знаки. Это говорило, что не все идет так хорошо, как надо бы, но что было, то было.

Эксклюзивными правами на создание и копирование информации обладали специально обученные люди. Их было мало и монополию они держали крепко ибо «знание - сила». Жрецы, монахи, ученые, знать, грамотные простолюдины, сподобившиеся выучиться грамоте. Они умели читать, писать, копировать и хранить информацию. И какое-то время все было хорошо, ибо «ученье свет, а неученых — тьма». Управлять безграмотной толпой куда проще, чем людьми, умеющими читать и писать.

А потом появился Гуттенберг и Федоров и через какое-то время десятки тысяч монахов Европы потеряли работу. Кому нужен переписчик книг, если станок может печатать их в несколько раз быстрее? Это была третья информационная революция , когда Книгу Стали Печатать. Параллельно с этим все больше народа училось читать и писать и уже где-то к середине прошлого века с повальной безграмотностью было покончено. Правда, какое-то время все еще было хорошо, потому как средства для производства и передачи информации все еще контролировались власть имущими.

Четвертая информационная революция грянула, когда пришли Компьютер Настольный и Сеть Глобальная. В 80-х это было еще экзотикой, но уже в 90-х этим мало кого можно было удивить. Сейчас каждый, кто хочет, может постить котиков и писать в свою ленту ФБ экспертные оценки по глобальной геополитике. Эта общедоступность средств производства и передачи информации привела к тому, что количество информации стало расти по экспоненте. Парадокс состоит в том, что «информация» это далеко не всегда «смысл», поэтому обратная медаль общедоступности - это увеличение информационного хаоса и деградация человеческих способностей к восприятию и построению связных картин мира.

Таким образом, всеобщая грамотность и доступность средств производства информации пока привела к еще большим проблемам, чем в те годы, когда информации было мало. Честь и хвала ребятам из Кремниевой долины, которые придумали компьютеры и сделали сеть общедоступной. С другой стороны эти ребята пока не нашли способ справиться с растущим информационным хаосом, а изобретаемые ими прибамбасы зачастую имеют весьма комичное применение. Например, повальное увлечение селфи, бесконечная ярмарка тщеславия в инстаграмме, миллион и маленькая тележка экспертов всех мастей в фейсбуке.

Она еще не произошла и не факт, что произойдет. Но тот, кто ее устроит, станет если не вторым Гуттенбергом, то наверняка не меньшим, чем Стив Джобс. В чем должна состоять суть Пятой Информационной Революции? Перечислю несколько пунктов.

Динамическое Знание. Один из главных недостатков нынешних технологий создания и хранения знания это отставание от реальной ситуации. Скажем, ученый провел серию натурных экспериментов, зафиксировав их в массиве данных. Нужно время на первичную обработку, анализ, формирование результатов. За это время реальная ситуация изменилась и полученный массив данных не отвечает полностью тому, что действительно происходит в реальности. Еще более простой пример - Google Earth, который компилируется на основе спутниковых снимков. При этом некоторые снимки уже не отражают реальной ситуации на площадке. Технологические предпосылки к ликвидации этого лага есть. Фиксация, обработка и складирование данных, которые отстают от реальности не на недели и месяцы, а на минуты и секунды.

Компьютеры, Рождающие Смыслы . Пока компьютеры это большие калькуляторы, которые способны обсчитывать значительные объемы данных. Постановка задач и написание алгоритмов целиком зависит от человека. Необходимы качественно новые фильтрационные вычислительные системы, которые смогут из потоков получать смыслы. Возможно, это будут искины, возможно такое ПО по-прежнему будет работать в связке с человеком-оператором. В любом случае, это будут компьютеры, которые из огромных потоков данных смогут не только отфильтровывать информацию, но и осмысливать ее и давать человеку знание и смыслы.

Метаязык. Одна из проблем, которую человечество таки и не решило, запустив информационную революцию — увеличение «пропускной мощности» коммуникативных способностей самого человека. Мы можем хранить, передавать и обрабатывать на компьютерах огромное количество информации. При этом по-прежнему общаемся с помощью речи и создаем линейные тексты, основанные на языках, которым сотни лет. Ситуация аналогична той, если бы на старую материнскую плату компьютера вешали новые процессоры и память. Можно сколько угодно менять на скоростные процессоры и модули памяти, но шина есть шина, больше чем она есть пропустить не может. Скорость обработки не увеличится.

Второй момент. Существуют сотни языков, тысячи знаковых систем, миллионы книг, статей и заметок. Порожденная нами информация о мире дефрагментирована и слабо связана. Специалисты из разных отраслей подчас не имеют единой терминологической базы для общения друг с другом. Есть области знаний, которые практически не связаны друг с другом, хотя описывают одни и те же предметы. Для того, чтобы связать разрозненные массивы данных и создать один знаменатель для знаковых систем, нужен Метаязык. С его помощью, скажем, ученый-геолог сможет без проблем подвязывать к своим выкладкам информацию из материалов этнографических экспедиций. Зачем, спросите вы? А разве маршруты миграции племен не могут указывать на наличие тех или иных природных ископаемых? Подобных примеров можно привести десятки.
Попытки решить проблему с помощью технологий подобных Big Data вряд ли приведет к качественному скачку. Первый раз я услышал о Data Warehouse еще в середине 90-х и что с тех пор что-то сильно поменялось? Способности многочисленных аналитиков и синктанков прогнозировать будущее хорошо показали Brexit и Трамп. Да, в чем-то прогресс есть, но мы все равно не можем толком предсказать даже, казалось бы, вполне обсчитываемые события.

Нужна принципиально новая «база» — новые языки, которые заменят те языки, и знаковые системы, на которых человечество общается сейчас. Символы в этих языках будут намного более смыслоемкими и образовывать большее количество комбинаций, что позволит создавать более компактную информацию. В своих рассказах я описывал таких людей. Ниже приведен отрывок из рассказа «Трафик-трекер» .

«…Трафикер тоже «давит кнопки». На экране его «ладошки» мелькают кубики со странными символами. Они складываются в цепи и кубы, исчезают и появляются вновь. Со стороны это выглядит как игра-головоломка. Отчасти это правда. «Сайскрит» или «кибернетический санскрит» — сам по себе головоломка для тех, кто продолжает пользоваться примитивными линейными алфавитами. Слова и предложения из него содержат на два-три порядка больше информации, чем обычные тексты такой же длины. Это модифицированная версия «джимала», языка, на котором «работает» Кибернетический Глобус. Сейчас он пишет на нем запросы по базам данных Глобуса, а те через полчаса запустят на него нужный поток данных…»

Конечно, это вариант маловероятный. Попытки создания искусственных языков типа эсперанто не были успешными. Да и артикуляционный аппарат тоже дело такое, попробуйте выучить в зрелом возрасте иностранный язык.

Так что скорее вероятен вариант, когда «новые» языки создаст искусственный интеллект. Искины будут способны упаковывать огромные массивы информации с помощью гораздо более сложных знаковых систем, чем те, которыми мы пользуемся сейчас. Подвижки в этом плане уже есть. Относительно недавно по сети прошла новость о том, что нейронная сеть Google, которая обеспечивает сервис переводов Google Translate, изобрела собственный внутренний язык для перевода с одного языка на другой.

Вот тогда и произойдет настоящая информационная революция, которая будет способна изменить сами подходы к постижению вещей и вызвать ряд качественных скачков практически во всех областях человеческой деятельности. А до тех пор пока это не произошло мы будем довольствоваться «революциями» типа выхода очередной игрушки от Apple и процессорами в 100500 ядер.

Сущностью социального явления служит факт взаимодействия индивидов и групп.
Питирим Сорокин

Disclaimer: все нижеизложенное является плодом больного воображения автора, а не переводом, творческим пересказом или иной формой плагиата. Честно.

Первая информационная революция началась примерно 40 тысяч лет назад. До этого момента предки человека эволюционировали довольно неспешным темпом как минимум несколько миллионов лет. Однако в период позднего палеолита (начался примерно 40 тысяч лет назад - закончился примерно 10 тысяч лет назад) происходит ряд важнейших процессов, укладывающихся в достаточно короткий по археологическим меркам период:

А) ускорился технический прогресс; впервые скорость эволюции орудий превысила скорость изменений собственно человеческого тела (см. с иллюстрациями);

Б) началась экспансия homo sapiens в Европу; сам по себе вид sapiens появился, предположительно, в Африке около 130-150 тысяч лет назад, и 50-55 тысяч лет назад уже предпринял экспансию в Азию. Однако именно в Европе sapiens встретился с серьезной конкуренцией с другими представителями семейства homo - неандертальцами. Сейчас нет единого мнения, было ли это прямое столкновение или два вида конкурировали за ресурсы, но, так или иначе, неандертальцы были побеждены. Европейскую ветвь homo sapiens принято называть кроманьонцами;

В) зародилось искусство; самые древние из известных сейчас наскальных рисунков были сделаны около 35-40 тысяч лет назад. Самые древние из европейских наскальных рисунков относятся к 30-32 тысячелению до н.э. и обнаружены в пещере Шове (один из них и приведен слева).

Причем же здесь информационная революция, спросите Вы? Дело в том, что в этот период возникает еще один специфически человеческий феномен:

Речь

На данный момент нет четкого представления о процессе возникновения речи. Просто констатируем, что одновременно с указанными выше событиями возникла речь. Открытым остается вопрос, насколько большой, в конечном итоге, вклад внесло появление речи в итоговое доминирование кроманьонцев. Существует весьма смелая теория Б.Ф.Поршнева, который считает речь не просто одним из факторов, но реальной границей, отделяющей собственно человека от его человекоподобных предков; соответственно, именно речь стала причиной ускорения технического прогресса, который в итоге обогнал природу. С гипотезой Поршнева в кратком изложении можно ознакомиться , с первоисточником .

Так или иначе, именно способность передавать накопленный при жизни опыт в виде абстрактных понятий отличает человека от других животных (некоторые из которых демонстрируют весьма неплохой интеллект, но никто из которых не демонстрирует сколько-нибудь существенного переноса знаний между поколениями), а человеческое общество - от популяции животных. Можно с уверенностью утверждать, что появление речи внесло не последний вклад в развитие человечества в эпоху позднего палеолита.

Поздний палеолит закончился около 10 тысяч лет тому назад самой настоящей революцией, известной как «неолитическая» - переходом человека от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Подобная революция выглядит абсолютно невероятной в условиях отсутствия механизма накопления и передачи информации - речи.

Письменность

Вторая информационная революция произошла около 5 тысяч лет тому назад: появилась письменность. Собственно, «исторический» и «доисторический» периоды и принято разделять по моменту появления первых письменных свидетельств истории. Самый древний из известных артефактов - т.н. «табличка из Киша» - был создан около 3500 года до н.э. шумерами.

Приведенные выше наскальные рисунки постепенно превратились в петроглифы - символические изображения, пиктограммы, с явным информационным смыслом. Древнейшие петроглифы относятся примерно к 10-му тысячелетию до н.э. и приходятся как раз на период неолитической революции. Вот так выглядят древнейшие петроглифы в Кобустане (Азербайджан):

Постепенно петроглифы превратились в пиктографическое письмо (каждое слово обозначалось своим стилизованным изображение), которое в свою очередь со временем превратилось в письмо идеографическое (значок стал обозначать не только предмет, но и некоторое связанное понятие) и далее в фонетическое (значок стал обозначать звук).

Появление письменности помогло нивелировать некоторые недостатки речевого общения - она позволяла сохранять текст в неизменном виде на протяжении длительного времени, скрадывала несовершенство человеческой памяти и позволяла вести летописи.

Удивительным образом возникновение письменности совпадает с появлением первых цивилизаций: тогда же, около 3500 года до н.э. зарождается первая цивилизация - шумерская. По-видимому, все древние цивилизации обладали собственной письменностью, хотя каких-то исследований на эту тему я не нашел. Во всяком случае, все три цивилизации, которые принято считать древнейшими, - шумерская, древнеегиптская, хараппская - ей обладали, и всюду возникновение письменности совпадает с собственно возникновением цивилизации.

В целом, это совпадение кажется вполне объяснимым по многим причинам:

А) появление властной иерархии требует наличия возможности документально фиксировать приказы и передавать их исполнителям, в т.ч. на существенные расстояния;
б) появление сложноорганизованных технологических процессов (таких, как системы ирригации в Древнем Египте) требует наличия точных знаний и инструкций;
в) наконец, цивилизация немыслима без исторической памяти; не случайно, например, древнийший из сохранившихся письменных артефактов Древнего Египта - т.н. Палермский камень - есть ни что иное как летопись.

Появление письменности открыло совершенно новые перспективы для накопления знаний, но и она не была свободна от недостатков - прежде всего, это дороговизна носителя информации и невозможность создания копии носителя. Только через две с половиной тысячи лет эти проблемы были, наконец, решены, и произошла третья информационная революция.

Книгопечатание

Вообще говоря, идея нанесения изображения с помощью оттиска печатной формы появилась практически одновременно с письменностью. Вот так, например, выглядели печати упомянутой хараппской цивилизации:

Печать на шёлке известна в Китае с 3-го века нашей эры, печать с деревянных досок (ксилография) - с 7-го, наборный шрифт был изобретен в 11 веке, а металлические литеры - в 15-ом. (Я не занимался вопросами китайского книгоиздания, но довольно смело могу предположить, что информационной революции не произошло в силу крайней неприспособленности китайского письма для издания книг типографским способом.)

Однако само по себе вырезание на дереве или глине текста было задачей куда более сложной, чем переписывание книги; кроме того, однажды вырезанная доска или изготовленная печать не могла использоваться для печати другого текста. Собственно массовое книгопечатание стало возможным с изобретением подвижных металлических литер, притом для фонетических языков (таких, где знак - буква - обозначает звук).

Подвижный типографский шрифт был изобретен Иоганном Гутенбергом в 40-х годах 15-го века. (Хотя китайцы изобрели подвижные литеры раньше, на использование металла они тем не менее перешли позже Гутенберга). Удивительным образом (вот уже третий раз подряд) информационная революция происходит на рубеже смены эпох, в данном случае - на рубеже Нового времени.

На первый взгляд может показаться, что связь между книгопечатанием и сменой эпох довольно случайна, но при внимательном рассмотрении можно убедиться, что это не так. Идеи, которые взорвали мир, были изложены именно в печатной форме. Вот титульный лист трактата «Об обращении небесных сфер» Николая Коперника:

А вот «95 тезисов» Мартина Лютера:

В конце концов, гелиоцентрическая система мира была изложена Аристархом Самосским еще в 3-ем веке до н.э.; но как общепринятая научная концепция она утвердилась только почти два тысячелетия спустя. Именно книгопечатание позволило создать некоторое общее информационное пространство, в котором двигалась научная и культурная мысль Нового времени.

Помимо всего прочего, книгопечатание создало ключевое для понимания современных проблем копирайта разделение труда: выделились отдельно те, кто пишет книги (авторы), и те, кто эти книги представляет публике (издатели). Не случайно авторское право (статут Анны) возникает именно с развитием книгопечатания. Тогда же складывается и модель оплаты труда автора и издателя поэкземплярно.

Но влияние печатного пресса на цивилизацию не ограничилось книгами: помимо них, печатный станок годился ещё и для изготовления газет. Сами по себе газеты были известны ещё со времён Древнего Рима, однако их высокая стоимость делала их доступными только знати. В 16-ом веке намечается тенденция к радикальному удешевлению газет, и в 17-ом веке они становятся важнейшим инструментом политики. Для французской La Gazette писали сам король Людовик XIII и кардинал де Ришелье. Дешёвая и массовая газета стала тем инструментом, который позволил политически связать разрозненные земли в единое государство. В 18-ом веке впервые в истории человечества формируется такой феномен как «нация» (не путать с национальностью).

Да, до 18 века такого понятия не существовало. Слово «нация» обозначало то конкретное место, город или область, где родился человек. «Наций» в смысле некоторой общности людей, подчиняющихся некоторой национальной власти не существовало, и не могло быть просто за отсутствием механизма связывания разрозненных мелких «наций» в единое целое (подробнее см. Эрик Хобсбаум, «Нации и национализм после 1780 года»). Думается, что именно газеты и книгопечатание были именно тем средством, которое связало нацию вместе. Окончательно нации и национальные государства оформились в 19-ом веке, и Первую мировую войну можно считать кульминацией этого процесса.

Продолжение -