Что такое тональность в музыке? Понятие, определение и изменение тональности. Будьте всегда в настроении

05.02.2018

Термином «тональность» называют высоту музыкального лада. И это далеко не постоянная величина. Например, певец может менять ее очень долго, прежде чем найдет подходящее для него звучание. А композитору она помогает показать веселые, напряженные или печальные моменты в музыке. Но даже человек, лишь отдаленно знакомый с «Сольфеджио», может легко изменить тональность любой песни. Главное, что для этой процедуры существует достаточное количество инструментов.

Онлайн-ресурсы для изменения тональности

Назначение подобных сервисов не обязательно связано только с регулировкой этого параметра. Иногда добавляют и дополнительные возможности, но даже в этом случае все довольно скромно.

Способ 1: Vocal Remover

При создании соответствующего запроса в первую очередь поисковик предложит именно этот онлайн-инструмент. Если быть точнее, он представляет собой набор из нескольких утилит, предназначенных для обработки звука. Например, здесь можно удалить вокал, вырезать отрезок из песни или изменить темп. Сервер способен работать как караоке, диктофон и аудиоконвертер. А главное, он довольно прост в использовании, ведь чтобы поменять тональность песни, необходимо выполнить несколько простых действий:


Способ 2: Onlinetongenerator

Этот англоязычный сервис обладает не только схожим функционалом, но и интерфейсом. Правда, в этом случае имеется возможность поддерживать темп (Maintain Tempo), который при изменении тональности также меняется. Нужная вкладка – вторая сверху, открываем ее и начинаем работать.


Разработчики предупреждают о том, что ОнлайнТонГенератор не открывается в устаревших версиях браузеров, поэтому возможные проблемы, скорее всего, решит их обновление.

Способ 3: RuMinus

Выполнять ту же работу, а именно изменять тональность, темп, скорость композиции, а также удалять из нее слова, способен ресурс РуМинус. Но есть проблема – как и все следующие в списке варианты он не разрешает пользователю прослушивать композицию во время обработки, а только перед скачиванием ее на компьютер. А вот принцип работы сервиса практически тот же.


Способ 4: Conversion-Tool

Инструмент для изменения тональности на этом сайте предлагает широкий выбор вариантов загрузки файлов. Это может быть жесткий диск, облачные хранилища (OneDrive, Dropbox) или даже интернет-страница, на которой размещена композиция. Главное, чтобы размер не превышал 100 МБ. При этом, сервис разрешает пересылать обработанный файл по электронной почте (при объеме не более 10 МБ), но такая привилегия доступна лишь зарегистрированным пользователям. А вот как это работает.


Способ 5: Transposr

И, наконец, самый простой сервис. Пользоваться им настолько легко, что будь он на китайском языке, ни у кого все равно бы не возникло затруднений. Все, что нужно сделать это:


Описанные выше ресурсы предлагают пользователям довольно ограниченный набор возможностей для обработки музыки. Их основное преимущество заключается в быстром к ним доступе, поэтому мощным цифровым студиям, требующим установки в систему, они не конкуренты. Их дело маленькое, и рассчитаны они на любителей. Тем, кто серьезно занимается музыкой, они точно не пригодятся.

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности

Теория музыки включает в себя огромное количество разнообразной терминологии. Тональность является основополагающим профессиональным термином. На данной странице можно узнать, что такое тональность, как ее определить, какие бывают разновидности, а также интересные факты, упражнения, и способ изменения тональности в минусовке.

Основные моменты

Представьте себе Вы решили сыграть музыкальное произведение. Вы нашли ноты, и при разборе нотного текста, заметили, что после ключа стоят диезы или бемоли. Нужно разобраться, что они означают. Ключевые знаки представляют собой знаки альтерации, которые сохраняются на протяжении всего исполнения музыкальной композиции. По правилам они выставляются после ключа, но до размера (Смотрите рисунок №1), и дублируются на каждой последующей строчке. Ключевые знаки необходимы не только для того, чтобы постоянно не выписывать их около нот, что занимает много времени, но и для того, чтобы музыкант смог определить тональность, в которой написано произведение.

Рисунок №1

Фортепиано, как и множество других инструментов, имеет темперированный строй. В данной системе единицами исчисления можно принять тон и полутон. Благодаря делению на данные единицы от каждого звука на клавиатуре можно образовать тональность, либо мажорного, либо минорного наклонения. Так были придуманы ладовые формулы мажора и минора (Смотрите рисунок 2).

Рисунок №2


Именно по этим формулам звукоряда можно построить от любого звука тональность, либо в мажоре, либо в миноре. Последовательное воспроизведение нот по данным формулам называется гаммой. Многие музыканты играют гаммы для того, чтобы быстрее ориентироваться в тональностях и ключевых знаках при них.

Тональность состоит из двух составляющих: название звука (например, до) и ладового наклонения (мажор или минор). Чтобы построить гамму необходимо выбрать один из звуков на клавиатуре и от него играть по формуле, либо мажор, либо минор.

Упражнения для закрепления

  1. Попробуйте сыграть мажорную гамму от звука «ре». Используйте при игре соотношения тонов и полутонов. Проверьте правильность.
  2. Попробуйте воспроизвести минорную гамму от звука «ми». Играть необходимо по предложенной формуле.
  3. Пробуйте играть гаммы от разных звуков в разнообразных наклонениях. Вначале в медленных темпах, затем в более быстрых.

Разновидности

Некоторые тональности могут иметь определенную связь между собой. Тогда они могут входить в следующие классификации:

  • Параллельные тональности. Особенностью является одинаковое количество ключевые знаков, но разное ладовое наклонение. По сути набор звуков абсолютно идентичен, разница заключается только в звуке тонике. К примеру тональности до мажор и ля минор являются параллельными, у них одинаковое количество ключевых знаков, но разное ладовое наклонение и тонический звук. Существует параллельно-переменный лад, который характеризуется тем, что в произведении две параллельные тональности, и у них постоянно меняется лад, то на мажор, то на минор. Такой лад характерен для русской народной музыки.
  • Одноименные имеют общий звук тоники, но при этом различное ладовое наклонение и ключевые знаки. Пример: ре мажор (2 ключевых знака), ре минор (1 ключевой знак).
  • Однотерцовые имеют общую терцию (то есть третий звук в трезвучии), больше их не объединяет ни тоника, ни ключевые знаки, ни лад. Обычно однотерцовый минор располагается на малую секунду или полутон выше чем мажор. Соответственно однотерцовый мажор по отношению к минору располагается ниже на малую секунду или полутон. Примером могут служить тональности до мажор и до-диез минор, в трезвучиях этих аккордов совпадает звук «ми».

Упражнения для закрепления

Определите, как две тональности соотносятся между собой. Поставьте рядом с примером соответствующую цифру:

  1. Параллельные
  2. Одноименные
  3. Однотерцовые

Вопросы:

  • B-dur и h-moll
  • A-dur и a-moll
  • G-dur и e-moll

Проверьте правильность собственных знаний.

Ответы: 3, 2, 1.

Интересные факты

  • Как музыкальный термин зародился вначале 19 века. Его ввел Александр Этьенн Шорон в собственных трудах.
  • Существует «цветной» слух, который характеризуется тем, что у человека определенная тональность ассоциируется с конкретным цветом. Обладателями этого дара являлись Римский-Корсаков и Скрябин .
  • В современном искусстве существует атональная музыка, которая не принимает в основу принципы тональной устойчивости.
  • Английская терминология использует для параллельных тональностей следующее обозначение – relative keys. При буквальном переводе – это «родственные» или «соотнесенные». Одноименные же обозначаются, как parallel keys, что может восприниматься, как параллельные. Нередко при переводе специфической литературы переводчики допускают погрешность в данном вопросе.
  • Символика классической музыки закрепила за некоторыми тональностями определенное значение. Так Des-dur – это истинная любовь, B-dur определяет красивых мужчин, героев, а e-moll – скорбь.

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.


Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

параллель

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↓ и их параллели

Мажор

Мажор – м2, м3, б3 ↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор

Минор – м2, м3, б3 ↓ и

Мажор DD на б2 и одноименный мажор

Для мажора ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Этой заметкой я открываю цикл небольших статей по теории и практике обработки звуковых файлов. Излагать постараюсь простым языком в формате «для чайников».

В Интернете можно найти mp3-файлы фонограмм музыкального сопровождения известных песен, так называемые «минусовки» или «минуса». Они представляют большое удобство для любителей домашнего музицирования и для поклонников караоке. Но как быть, если тональность найденной «минусовки» не подходит для вашего голоса (например, Вы не в состоянии «достать» самые высокие ноты)?
Открываем программу Sound Forge (я пользуюсь 10-й версией). Теперь надо загрузить в нее минусовку. Можно просто перетащить файл в рабочее поле мышкой, можно воспользоваться командами меню File – Open… , или просто нажать на нужный файл правой кнопкой мыши и выбрать «Открыть с помощью – Sony Sound Forge». (Естественно, программа должна быть установлена на Вашем компьютере). Файл откроется в виде синусообразного изображения, так называемой "сигналограммы". Двойным щелчком мыши или комбинацией клавиш Ctrl – A «выделяем все». Теперь можно приступать непосредственно к изменению тональности. Заходим в пункты меню Effeсts – Pitch – Shift. Откроется табличка с заголовком Sony – Pitch – Shift и далее название Вашего файла. Следует обратить внимание на ползунковый регулятор под надписью Semitones to shift by (-50 to 50). Перемещая этот движок, мы как раз задаем количество полутонов, на которые мы понизим или повысим тональность нашего файла. Справа над регулятором имеется окошко, в котором отображаются эти изменения в числовом выражении. Отрицательные значения числа означают понижение тональности, положительные – повышение. Установите необходимое для Вас значение.(На иллюстрации тональность понижается на два полутона).
В окошке Preserve duration должна стоять галочка. Движок возле надписи Accuracy (1 low to 3 high): подвиньте до упора вправо. Нажав на кнопку Preview, Вы можете прослушать, что получится в результате применения такой обработки. Следует заметить, что изменение высоты тона более чем на 2-3 единицы в любую сторону, как правило, приводит к появлению нежелательных артефактов в звуковом файле. Если полученное звучание Вас в чем-то не устраивает, можно попробовать изменить алгоритм обработки, выбрав его в строке Mode. Для работы с «минусовками» подойдут любые пресеты начинающиеся со слова Music. Для окончательного применения выбранной обработки, нажмите кнопку OK. Теперь файл нужно сохранить. Выбираем пункты меню File – Save. В этом случае сохраненный файл заменит первоначальный. Если Вы хотите сохранить файл под новым именем, путь будет таким File – Save as. Это стандартное окно сохранения документа, общее для многих виндосовских программ, единственное, на что хочется обратить внимание, это на строку Тип файла. Скорее всего, Ваша «минусовка» изначально была в формате mp3, поэтому и сохранять лучше в этот же формат. Если же Вы планируете в дальнейшем совершать с этим файлом еще какие-либо манипуляции с помощью Sound Forge или других аудиоредакторов, лучше сохранить в формате wav.
Перед сохранением, я посоветовал бы, применить к файлу еще одну команду Process – Normalize. В открывшейся таблице должен быть отмечен пункт Peak level. Движок под надписью Normalize using установите на значение – 0,30 db. Затем – OK. Обычно нормализацию производят при изготовлении или конвертировании звукового файла, но если это, по какой-то причине, не было сделано, то эта несложная операция может существенно повысить уровень (громкость) Вашей «минусовки».
Остается лишь добавить, что подобный алгоритм изменения тональности имеется и в других программах по редактированию звука. Многие звукорежиссеры считают, что лидером в этой области является Prosoniq Time Factory.

Описание программы

Программа Prosoniq TimeFactory 2 предназначена для качественного изменения тональности музыкальных файлов. Судя по отзывам в интернете и на нашем форуме в частности, эта программа изменяет тональность наиболее качественно, а потому является лидером среди программ и плагинов для изменения тональности.

Изменение тональности и темпа, по сути - единственное, что умеет делать программа, зато делает она это очень-очень качественно. По заявлениям производителя она способна изменять тональность до 5 полутонов и темп на треть от настоящего без ощутимых потерь в качестве.

Рыночная стоимость этой программы длительное время держится в районе 400 USD.

Но не секрет, что копию этой программы довольно несложно найти в интернете бесплатно. Какой версией пользоваться - каждый решает сам для себя.

Установка программы

Поскольку программка небольшая, установка её довольно проста, и не должна вызывать никаких трудностей. Для начала установки, как правило, достаточно шёлкнуть дважды по значку файла setup.exe из дистрибутива программы.

Отображение следующих окон свидетельствует о начале установки:


После этого программа попросит ввести имя, название фирмы (если вы частное лицо, можно вписать что угодно), и серийный номер (ключ). Подтвердить введённые данные нужно нажатием кнопки "Next".


В следующем диалоге можно выбрать место для установки. По умолчанию, обычно, там выбрано довольно удачное место, и если у Вас нет каких-то особенных причин для изменения этого параметра, рекомендую его не изменять, а сразу нажать кнопку "Next".


Через несколько секунд установка программы будет завершена, и отобразится окно с сообщением об этом. Здесь нужно нажать кнопку "Finish".


Для запуска программы нужно нажать кнопку "Пуск" на панели задач Windows, и там на ярлык "TimeFactory". При первом запуске программа, скорее всего, предложит установить некоторые настройки.

По умолчанию скорее всего будут установлены оптимальные настройки, но я опишу кратко их назначение.

    В этой области можно выбрать устройство воспроизведения

    Здесь можно выбрать сторонний звуковой редактор

    В этом пункте задаётся формат имени выходящих файлов (в имя файла вносится информация об операциях над файлом).

    Здесь можно выбрать папку для сохранения обработанных файлов

Эти настройки можно изменить и после завершения установки, поэтому можете смело пропускать этот шаг нажав кнопку "ОК", а при необходимости вернётесь к ним из самой программы. Теперь появится окно программы с табличкой "О программе", которая закрывается обыкновенным щелчком мыши по нему.

На этом установка завершена.

Изменение тональности

Программа Prosoniq TimeFactory 2 работает только с wav-файлами. Поэтому первым делом нужно переконвертировать необходимые файлы в wav-формат. Для конвертирования музыкальных файлов из одного формата в другой существует множетство программ; я могу порекомендовать программу Easy CD-DA Extractor 10 (в ней подпрограмма Audio File Format Converter).

Если файлы готовы, можно приступать. Для начала нужно загрузить в программу файл, который нужно транспонировать (изменить его тональность). В рабочем окне программы, в меню "File" можно выбрать пункт "Open Audio File...", или просто нажать на кнопочку с изображением папки внизу (см. рисунок).


Теперь нужно выбрать конкретный файл и нажать кнопку "Открыть".


Если всё сделано правильно, в главном окне программы появится прямоугольник с названием выбранного файла.


Собственно, в этом прямоугольнике и задаются все действия, которые программа должна производить над конкретным файлом.

На данном этапе нас интересует только второй столбец - "Полутоны". Здесь можно указать желаемое количество полутонов, на которое нужно "повысить" или "понизить" композицию. Например, чтобы повысить на 1 тон, нужно указать "2", чтобы понизить на два тона, нужно указать "-4" и т. д.


Когда параметры заданы, нужно нажать кнопку "DSP", после чего начнётся обработка файла, которая в зависимости от мощности компьютера, установленного качества кодирования и длины композиции может занимать 1-10 и более минут. В этот момент файл недоступен для прослушивания (кодирование происходит не в режиме реального времени).

Как только обработка завершится, в окне программы должен добавиться новый файл (прямоугольник), который можно прослушать выделив шелчком мыши, и нажав кнопку "Play" с зелёным треугольником.


Если тональность была выбрана удачно, то изменение тональности можно считать завершённым.

Если нет - то нужно щёлкнуть мышью по первому прямоугольнику (по исходному файлу) тем самым выделив его, ввести новые параметры и повторить обработку нажав на кнопку "DSP". Если шаг в один полутон слишком велик, то в третьем столбце "Cents" можно выбрать сотые доли полутона.

Если программа настроена по умолчанию, то транспонированные файлы сохраняются в исходную папку. Их имена отличаются от исходных лишь тем, что в них указаны параметры обработки. См. следующий рисунок:

Например "P2.0" в названии файла обозначает, что он был повышен на два полутона.

Другие настройки.

В меню программы "Algorithm" можно выбрать качество изменения тональности. Чем выше качество, тем медленнее обрабатывается файл и наоборот. Нужно заметить, что и при "низком" качестве, программа делает это достаточно хорошо. При самом высоком качестве обработка длится приблизительно в 10 дольше, чем при самом низком. Если Вы никуда не спешите - то естественно лучше выбрать высокое качество (polyphonic music, highest quality).

Чекбокс "Preserve Formants" можно отметить, чтобы сохранить форманты в итоговой композиции. Т. е. при понижении тональности не должны искажаться низкие частоты, а при повышении - высокие. Оправданность использования этой опции можно выяснить опытным путём.


Чтобы при подборе тональности не ждать каждый раз по несколько минут пока файл полностью обработается, можно начать обработку и например, на 10% отменить её, нажав кнопку "Cancel". Обработанная часть файла при этом сохранится - её можно будет прослушать, и решить, устраивает ли тональность или её нужно подкорректировать. Оставшийся кусочек файла потом можно просто удалить.

Ненужные или обработанные файлы даляются из списка программы путём выделения мышью, и нажатием клавиши "Del" на клавиатуре, или выбором опции "Delete Selected" в меню программы "Edit". Из папки эти файлы не удаляются - только из списка обрабатываемых файлов.

Изменение темпа

Темп изменяется почти так же, как и тональность, только устанавливать темп нужно в четвёртом и пятом столбце.


Если известен темп исходного файла, можно выбрать в выпадающем меню 2 - "bpm", и в открывшемся окне указать его, подтвердив введённое нажатием клавиши "ОК".

Теперь в графе 1 (см. предыдущий рисунок) нужно указать желаемый темп, и нажать кнопку "DSP" для обработки файла. Тем самым темп у файла будет изменён.

Если темп исходного файла неизвестен, то можно воспользоваться двумя другими опциями "secs" и "%" для задания темпа путём указания длины конечного файла и изменения темпа в процентном соотношении соответственно. Сначала нужно выбрать пункт выпадающего меню, а потом задать нужное значение - новую продолжительность файла, или то, насколько процентов нужно ускорить или замедлить темп.

Закончив обработку композиций, при необходимости их можно переконвертировать обратно в mp3.

Это ещё не все возможности программы, но основные, использования которых достаточно для полноценного понижения и повышения тональности и темпа композиций. Ещё можно изменять тональность и темп лишь в части композиции, но это выходит за рамки данной инструкции.

При написании инструкции очень помогли материалы из сообщений пользователей . За что всем большое спасибо!

Обсудить использование программы можно так же на .

___________________________

Копирование статьи разрешено только с указанием ссылки на сайт сайт , т. е. с указанием первоисточника.

Как изменить тональность онлайн? Для этих целей пользователи прибегают к различным программам, при помощи которых можно изменить тональность аудиотреков. В этой статье мы задались целью рассмотреть несколько онлайн-сервисов и одну программу, позволяющие с легкость повысить либо понизить тональность аудиозаписи.

Онлайн-сервисы для изменения тональности

Сегодня любой пользователь интернета может найти и скачать аудиозапись или фонограмму. Но часто случается, что предложенная тональность оказывается не совсем удобной для конкретного исполнителя. Каждый человек обладает собственным исключительным голосовым диапазоном.

Кроме этого, пользователь может столкнуться с необходимостью воспроизвести мелодию на музыкальном инструменте, для чего следует выбрать конкретную тональность с точностью до полутона.

Способ 1: Vocalremover

Это простой и понятный сайт, в функционале которого разберется любой начинающий пользователь. Данный сайт включает в себя целый набор программ для изменения фонограмм. Можно вырезать вокал, поменять темп и тональность, а также воспользоваться онлайн диктофоном. В меню — «Изменить тональность» , есть специальный ползунок, «тональность» и возможность прослушать демо.


Способ 2: Ruminus

Данный сервис позволяет изменить не только тональность звуковой дорожки, но и ее темп, он будет удобен для русскоязычных пользователей.


Способ 3: Onlinetonegenerator

Данный сервис является преимущественно англоязычным, но обладает интуитивно понятным интерфейсом, простым и удобным для пользователя. Кроме транспонирования тональности сайт позволяет обрезать запись и редактировать ее в режиме онлайн.


Способ 4: Audio-cutter

Хочется представить вашему вниманию один из самых популярных сайтов, предназначенных для обработки аудиофайлов. Он позволяет не только загрузить файл с компьютера, но также работает с популярным сервисом Google Drive и позволяет прикрепить ссылку на внешний источник данных.


Программа Transcribe!

Онлайн-сервисы для изменения тональности в первую очередь рассчитаны на любителя, поэтому при редактировании запись зачастую теряет свое качество. Профессионалы используют специализированные программы и аудиоредакторы, одним из которых является Transcribe!.


Мы рассмотрели несколько простых способов изменения тональности аудиофайлов при помощи бесплатных онлайн-сервисов, а также специализированной программы. Пользователь может выбрать подходящий способ на собственный вкус в зависимости от личных предпочтений. Надеемся, что информация была для вас полезной!