Допускается ли замена предмета залога. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.


Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.




Комментарии к ст. 385 ТК РФ


1. Комиссия по трудовым спорам рассматривает разногласия между сторонами трудового договора или работником (его представителем) и другой стороной трудового правоотношения (работодателем).

Комиссия является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, возникающих в организации (подразделении), за исключением тех споров, по которым законодательными актами установлен иной порядок их разрешения.

Рассмотрение трудового спора в КТС - самостоятельный вид разбирательства трудового спора. В компетенцию КТС входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, которые возникают в организации.

2. Комиссия разрешает споры: о признании недействительными условий трудового договора; переводе на другую работу; взыскании заработной платы; снятии дисциплинарного взыскания; взыскании надбавок, предусмотренных системой оплаты труда, премий; оплате сверхурочных работ; выплате компенсаций при направлении в командировку; возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения материального ущерба, причиненного работодателю; допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы с приостановкой выплаты заработной платы; другие индивидуальные трудовые споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде.

3. На практике возникает вопрос о подведомственности КТС или суду трудового спора о выплате районных коэффициентов за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Так, согласно ч. 2 ст. 146 ТК в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а в ст. 148 ТК указано, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, ст. 148 ТК подтверждает право работника на получение выплат.

4. Рассматриваются в КТС, а следовательно, и в судах споры о предоставлении дополнительных отпусков и их продолжительности: в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день; в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 7 рабочих дней.

См. также ч. 1 ст. 116 ТК.

5. Юрисдикционные органы (КТС и суд) при рассмотрении в настоящее время требований о предоставлении дополнительных отпусков работникам исходят из того, что в ч. 1 ст. 116 ТК законодатель не установил исчерпывающего перечня видов ежегодных оплачиваемых дополнительных отпусков, указав, что могут быть и иные ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска, если они предусмотрены федеральными законами, которые не отменены в связи с вступлением в силу ТК. Статья 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не противоречит ТК, поэтому юрисдикционные органы применяют ее при рассмотрении споров о дополнительных отпусках.

6. При применении ТК возник вопрос о том, может ли КТС или суд при рассмотрении спора о предоставлении отпуска за прошлые периоды работы своим решением предоставить работнику только часть отпуска (28 дней) в натуре, а остальную часть неиспользованных отпусков по заявлению работника заменить денежной компенсацией.

Статьей 126 ТК предусмотрена замена оплачиваемого отпуска денежной компенсацией. При решении этого спора КТС может по письменному заявлению работника часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией, но только после введения в действие ст. 424 ТК. Обычно на практике этот вопрос регулируется коллективным договором, причем не допускается замена денежной компенсацией отпуска беременным женщинам и работникам в возрасте до 18 лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

В КТС или суды работники обращаются также с требованием о выплате заработной платы за период, когда они в целях самозащиты трудовых прав отказались от выполнения трудовой функции, что предусмотрено ст. 379 ТК. На время отказа от работы за ними сохраняются все права, определенные ТК, иными законами и другими нормативными правовыми актами (ст. 379 ТК).

На практике приостановление работы на весь период задержки выдачи заработной платы рассматривается как простой не по вине работника.

См. также ст. 236 ТК.

7. На заседании КТС рассматривает споры о незаконном отстранении от работы субъекта трудового правоотношения, а также по поводу требований работника применить установленные законодательством нормы труда и создать условия, обеспечивающие их выполнение.

Однако комиссия не может рассматривать споры по вопросам установления или изменения норм труда и расценок. Если же работодатель с нарушением установленного порядка единолично ввел новые расценки либо нормы, то работник вправе обратиться в КТС с требованием об оплате работы по прежним нормам и расценкам или о незаконном введении или изменении норм выработки.

Комиссия разрешает трудовые споры, возникающие в связи с неправильностью или неточностью записей в трудовой книжке о приеме на работу, о переводе на другую работу (ст. ст. 72 - 74 ТК).

Также КТС разрешает споры о доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ. Комиссия должна проверять, предусмотрена ли законодательством, локальным актом или договором такая доплата в организации.

Споры о выплате премий КТС рассматривает лишь в случаях, предусмотренных положениями о премировании, действующими в организации, в которых заранее определены конкретные показатели и условия премирования, круг работников, подлежащих премированию. При этом КТС не вправе обсуждать вопрос о соразмерности полного или частичного лишения этих премий тяжести допущенного работником нарушения.

Разногласия по вопросам выплаты премий, имеющих характер единовременного поощрения и выплачиваемых работнику работодателем по согласованию с профорганом за хорошую работу на основе общей оценки результатов трудовой деятельности, не подведомственны КТС.

Комиссия рассматривает споры, связанные с наложением дисциплинарного взыскания по правилам внутреннего трудового распорядка, выносит решение с учетом тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он совершен, предшествующей работы и поведения работника.

Комиссия разрешает споры, связанные с правом на отпуск и с продолжительностью очередного и дополнительного отпуска, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха.

КТС подведомственны и другие трудовые споры, возникающие в организации, например о выдаче и использовании спецодежды, средств индивидуальной защиты; об исчислении непрерывного трудового стажа для назначения пособий по государственному социальному страхованию и других выплат.

Работники обращаются в КТС с заявлениями о том, что работодатель не индексирует заработную плату в связи с ростом потребительских цен. При решении данного вопроса КТС на практике руководствуется коллективным договором. В случае отсутствия в коллективном договоре положения об индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги КТС своим решением отказывает в удовлетворении требований работника, но обязывает работодателя принять следующие меры. Для положительного решения вопроса необходим нормативный акт, на который КТС в решении могла бы сослаться, поэтому КТС своим решением обязывает работодателя и соответствующий профсоюзный орган урегулировать данный вопрос в коллективном договоре.

8. На практике иногда возникает вопрос, можно ли КТС и суду применять ТК при рассмотрении трудовых споров, если индивидуальный трудовой спор и соответственно трудовое правоотношение возникли до введения в действие ТК. Ответ на этот вопрос дает ст. 424 ТК.

Не разрешаются в КТС те споры, которые отнесены законодательством к компетенции других органов, например суда.

Индивидуальный спор об установлении новых условий труда также не подведомствен ни КТС, ни суду, хотя возникает из трудового правоотношения. Однако установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права в этом случае обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя организации. Работник вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, другие структуры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.

9. Комиссия должна самостоятельно выработать процедуру разбирательства спора в той части, в которой она не определена ТК.

Комиссия может вызывать на заседание свидетелей, приглашать экспертов, а также членов трудового коллектива.

Заседание КТС можно проводить, если присутствуют 1/2 ее членов с каждой стороны. Главное, чтобы в заседании участвовало равное число представителей сторон.

Если работник или его представитель не является на заседание КТС по решению ее членов, то рассмотрение дела откладывается, а комиссия устанавливает причину его отсутствия. При повторном отсутствии работника, если установлено, что он был своевременно извещен о дне рассмотрения спора и нет уважительных причин его неявки, КТС имеет право отменить рассмотрение заявления.

Отмена рассмотрения не лишает работника права обратиться в КТС повторно, если не пропущен 3-месячный срок.

Отсутствие работодателя на заседании КТС, если он своевременно извещен о дне рассмотрения спора, не влияет на разрешение трудового спора по существу.

При разрешении трудового спора КТС не связана заранее своими предыдущими решениями по подобным спорам. Разрешение трудового спора регулируется ТК и другими актами.

Все заявления работника в КТС должны быть зарегистрированы в журнале. Эту работу может делать член КТС, которому комиссия ее поручила, или под его руководством работник, выделенный работодателем для организационно-технического обслуживания КТС.

В начале заседания КТС выясняет у спорящих сторон, нет ли отвода кому-либо из ее членов. Если отвод заявлен, то остальные члены КТС решают, подлежит ли он удовлетворению.

Статья 387 ТК раскрывает основные положения о процессе рассмотрения трудового спора в КТС, а также сроки его рассмотрения в КТС - 10 календарных дней со дня подачи заявления. Это процессуальный срок, который комиссия обязана соблюдать.

Явка представителя работодателя и подавшего заявление работника или его представителя на заседание КТС обязательна. Заочное рассмотрение спора возможно лишь по письменному заявлению работника. Если работник вторично не является без уважительных причин на заседание КТС, то комиссия может принять решение о снятии трудового спора с рассмотрения, что не лишает работника права подать второй раз заявление по данному спору, если не пропущен 3-месячный срок. Если отсутствует представитель работодателя, то заседание КТС из-за этого не откладывается.

Заседание КТС проводится в нерабочее время, удобное для сторон спора, о чем они извещаются заранее.

Порядок рассмотрения трудового спора в КТС подробно отражается секретарем в протоколе заседания, а при его отсутствии - заместителем председателя, ведущим заседание. Протокол КТС подписывается и заверяется печатью комиссии.

По окончании рассмотрения спора секретарь комиссии должен огласить протокол членам комиссии и учесть их замечания. Протокол заседания КТС вручается работодателю и работнику по их требованию; копия протокола вывешивается на видном всем работникам месте.

Время от времени на предприятии может возникнуть конфликт. В некоторых моментах это связано с действиями начальства по отношению к сотрудникам, в других – с действиями работников по отношению к требованиям трудового кодекса или к руководителю. Для того чтобы решить возникший спор, свою деятельность активизирует комиссия по трудовым спорам. Благодаря её действиям, можно урегулировать отношения между руководством и сотрудниками, отстоять интересы работников или работодателя.

Деятельность комитета предусматривает как работу с руководством, предотвращая неправомерные действия, или бездействия руководителя, так и работу с сотрудниками, устраняя их некачественную работу или указывая им на отклонения от требований трудового кодекса и договора.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии – это специальный орган, созданный с целью разрешения разнообразных трудовых конфликтов.

По факту, комиссия является элементом социального регулирования трудовых отношений и защиты граждан от нерадивых работодателей.

Трудовым кодексом не оговорены хронологические рамки действия этого органа, а потому - комиссия может созываться как единожды - для решения конфликта, так и регулярно - для разрешения нескольких споров.

Создание комиссии инициируется:

  • работниками предприятия,
  • желанием руководства.

В первом случае это будет обосновано желанием сотрудников получить защиту от неправомерных действий руководителя. Во втором случае - стремлением начальства иметь рычаг давления на недобросовестных подчинённых.

В некоторых ситуациях сотрудники не оказывают желание создать комиссию по трудовым вопросам. Это объясняется рядом причин:

  1. Страх перед работодателем, нежелание потерять своё рабочее место.
  2. Мнение о том, что организация не предоставляет надёжную защиту.
  3. Боязнь испортить отношения с коллегами.

Нежелание создавать комиссию со стороны сотрудников не может быть причиной штрафов или каких-либо других наказаний.

В то же время, препятствование руководителем делу создания комитета рабочих рассматривается как нарушение - такие действия начальства могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях.

Процесс создания комиссии по трудовым спорам занимает несколько этапов. Для того чтобы его запустить, работнику необходимо письменно обратиться к своему руководителю, соблюдая требования 384 статьи Трудового кодекса (ТК РФ).

После этого происходит формирование состава комиссии. Кандидаты на должности её членов могут быть как поддержаны работниками организации, так и опровергнуты. Членство в комиссии - добровольное дело. Невозможно заставить работника выполнять эту общественную функцию против его желания.

Дальше происходит документальная фиксация создания нового органа управления. Для этого создают приказ о создании комиссии по трудовым спорам. Выполняется он на специальном бланке, а при его отсутствии - на листе формата А4 по утверждённому образцу.

Обязательными реквизитами приказа являются:

  • герб государства (для государственных учреждений) или эмблема компании;
  • порядковый номер регистрации в журнале;
  • причина создания;
  • дата создания документа;
  • дата подписания руководителем предприятия;
  • точное название предприятия.

ТК РФ комиссия по трудовым спорам (КТС) регламентируется по всем вопросам. Если деятельность этого органа на предприятии вызвало конфликтную ситуацию, ликвидировать комиссию возможно только по заявлениям лиц, которые являлись инициаторами её создания.

Состав комиссии составляет обычно 15 человек, но может быть и больше. Все они включаются путём коллективного голосования.

Комиссия обязательно избирает из состава своих членов ответственных лиц с определённым функционалом:

  1. Председатель.
  2. Заместитель.
  3. Секретарь.
  4. Представители работодателя.

Как правило, на эти должности выбирают лиц, имеющих юридическое образование или опыт работы не меньше года в данной сфере.

Выбор председателя осуществляется также с помощью голосования. Именно он регулирует все процессы работы комиссии. Без его участия не может происходить решение трудовых споров. Своей подписью он подтверждает подлинность и достоверность результатов заседания.

Заместитель выполняет функции председателя за время его отсутствия - производит контроль работы, принимает участие в процессе рассмотрения спора.

Секретарь выполняет не менее важную роль в организации - на его плечи ложится ответственность по принятию и регистрации документов. Он ведёт протокол заседания, всю документацию комиссии.

Работодатель назначает ряд представителей своих интересов в комиссии. Эти должности не являются выборными – руководитель определяет таких людей по своему усмотрению. Они будут присутствовать на каждом заседании с правом голоса.

Комиссия не заседает каждый день. Её члены в свободное от несения таких факультативных обязанностей, выполняют задачи согласно своим контрактам. Поэтому только написание заявления в КТС активирует деятельность этого органа.

Документ может быть написанным от руки или напечатанным. Но в любом случае он должен соответствовать государственному образцу. Структура его имеет каноническую форму.

К обязательным составляющим заявления относят:

  • «шапку» документа;
  • изложение сути проблемы;
  • приложение документов, подтверждающих незаконность обжалуемых действий;
  • подпись и дату.

В «шапке» заявления должна содержаться информация о заявителе (Ф.И.О., паспортные данные) и его контакты (адрес, телефон). После этого необходимо посередине листа указать слово «Заявление».

Дальше, с абзаца необходимо рассказать о причинах обращения (каким образом и когда произошли нарушения трудового договора, кто принимал в этой процедуре участие). Излагать нужно последовательно, не отвлекаясь на неважные детали. Другим необходимым условием заявления такого типа является указание требований - что хочет получить заявитель в результате заявления и разбирательства.

Существуют правила оформления приложений. Если таких документов несколько – они могут быть перечислены в заявлении, а также пронумерованы.

Документ должен быть составлен в двух экземплярах. Один из них отдаётся в комиссию, второй остаётся на руках у заявителя. На втором экземпляре в обязательном порядке должна быть проставлена пометка о принятии на рассмотрение. В противном случае есть большой риск утраты документа и оставления проблемы без рассмотрения.

Комиссия по трудовым спорам и руководитель организации должны ознакомиться с поданным заявлением. Эта обязательная процедура должна быть соблюдена.

Для положительного исхода решения комиссии, пострадавшая часть обязана представить доказательства.

К доказательствам относятся:

  • аудио и видеозаписи;
  • электронная переписка;
  • ксерокопия трудового договора;
  • фотографии, карты, планы;
  • ксерокопии документов внутреннего распорядка (наказы, акты).

Если в качестве доказательств используются видео и аудиоматериалы, имеющаяся на записях устная речь должна быть оформлена и в письменном виде.

Электронная переписка является доказательством только в том случае, если она была заверена нотариально и проводилась в рамках корпоративной почты.

Все представленные аргументы должны соответствовать теме заявления и являться прямыми доказательствами неправомерной деятельности или бездействия должностного лица.

Комиссия по трудовым спорам вправе решать многие конфликтные ситуации, но также имеет табу на определённые вопросы.

В юрисдикции комиссии не относятся:

  • темы назначения пенсии;
  • конфликты о трудовом стаже;
  • вопросы о выплате командировочных и отпускных;
  • споры о размере ставки;
  • вопросы о норме выработки.

Такого рода споры регулируются с помощью органов судебной власти.

Обратиться в комитет по трудовым спорам можно в течение 30 календарных дней с момента совершения нарушения.

В свою очередь, члены комиссии обязуются рассмотреть заявление и материалы к нему за 10 рабочих дней. Отсчёт происходит с начала даты подачи документов. В том случае, если последний день, предназначенный для рассмотрения, приходится на праздник или выходной, сроки продлеваются до первого рабочего дня.

Заявление не может быть принято к рассмотрению любым членом комиссии – это должно быть только уполномоченное лицо с правом регистрации документов.

Рассмотрение конфликта происходит в несколько этапов. Каждый из них регламентируется соответствующими нормами законодательства.

Периоды рассмотрения:

  • написание заявления;
  • сбор необходимой документации;
  • сбор доказательств;
  • оформление документации;
  • предоставление материалов в комиссию;
  • ожидание результатов.

Участники конфликта имеют право вносить дополнительные доказательства, опровергать оппонента, попросить членов комиссии предоставить время для сбора аргументов или привлечь независимых специалистов или создать дополнительную инспекцию.

Помимо этого, каждый из участников спора может попросить временно заменить члена комиссии.

Причины для отвода члена трудовой комиссии:

  • личная неприязнь к одному из членов спора;
  • дружеские отношения по отношению к участнику трудового конфликта;
  • некомпетентность в данном вопросе;
  • заинтересованность в определённом исходе дела.

Решение комиссии

Процедура вынесения решения комиссии предусматривает принятия результата сроком в 5 дней после заседания.

Комиссия обязуется предоставить её решение в письменном виде обеим сторонам трудового конфликта.

В силу этого решение вступает в месячный срок. Возможны также исключения, если дело касалось выплаты денежных средств и есть необходимость совершить возмещение в ближайший срок.

Если комиссия некачественно выполняет свою работу или не соблюдает хронологические рамки рассмотрения, работник имеет право перенести рассмотрение индивидуальной конфликтной ситуации на более высокий уровень в судебном порядке.

При этом следует учесть, что порядок рассмотрения трудовым комитетом не является обязательным этапом решения спора – он может быть успешно пропущен.

Предусмотрена также процедура, при которой трудовой конфликт может рассматриваться в двух инстанциях одновременно – в суде и в комитете.

В том случае, если сотрудник несогласен с вынесенным решением комитета, он в течение 10 дней может обжаловать его в суде.

Помимо решения комитета, работнику также необходимо будет добрать аргументационную базу. Особое внимание необходимо уделить ксерокопиям документов – они должны быть заверены и доказана их подлинность. В случае невозможности удостоверить ксерокопии, необходимо предоставить оригиналы.

Протокол и печать КТС

Протокол повествует о ходе развития заседания. В его составе должна быть информация об участниках процесса с указанием повестки дня и этапах рассмотрения дела.

Также в протоколе фиксируются все выступления и высказывания обсуждений. В заключительной его части размещена информация о результатах и принятом решении. Эта информация должна быть заверена подписью председателя и секретаря. Должна быть указана дата заседания.

Для фиксации законности и достоверности информации, наряду с подписью председателя используется печать.

Она может быть двух видов:

Второй вид печати содержит в себе название организации, его реквизиты, а также маркировку КТС.

Удостоверение КТС

Удостоверение КТС – документ, который позволяет обжаловать решение комиссии или притянуть к ответственности сторону, отказавшуюся выполнять её решение. Проходит эта процедура в судебном порядке. Актуальной она остаётся в течение трёх месяцев.

Таким образом, трудовой процесс не всегда проходит гладко. Время от времени происходят нарушения в работе или возникает спор между участниками коллектива. В некоторых случаях спор может решиться самими участниками, в других, такая процедура оказывается невозможной.

В таких случаях в работу «включается» комиссия по трудовым спорам. С помощью этой организации можно урегулировать конфликтные моменты, а также прийти к истине в трудовом споре.

Комиссия по трудовым спорам - это орган местной исполнительной власти, который создаётся по инициативе работников или работодателя. Количество представителей от работников и работодателя должно быть обязательно равно. Об этом говорится в ст. 384 ТК РФ.

Если инициатива по созданию такой комиссии поступила от работников, то работодатель и представительный орган работников в течение 10 дней должны выбрать представителей и направить их в комиссию.

Состав комиссии по трудовым спорам

Как уже упоминалось, комиссия состоит из равного числа представителей работников и работодателей. Представители от работодателя назначаются руководителем организации или же индивидуальным предпринимателем. А представители от работников выбираются на общем собрании всех работников. Если какой-либо работник отсутствует на собрании без уважительной причины, он не может быть избран представителем в комиссию.

Если на предприятии есть представительный орган работников, то они могут делегировать работников в члены трудовой комиссии. Только после этого будет собираться общее собрание всех работников, на котором и будет происходить голосование за выбранных представителей.

Кроме комиссии по организации в целом на предприятии могут организовываться аналогичные комиссии в рамках структурных подразделений. Такие комиссии имеют право рассматривать споры, которые имеют отношение только к этим подразделениям. Из членов комиссии должны быть избраны её председатель, его заместитель и секретарь.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии

Комиссия по предприятию в целом имеет свою печать, которой она «скрепляет» свои решения. На каждом решении она должна стоять. Без печати решение комиссии считается недействительным.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии рассматривает споры, которые возникли между работодателем и конкретным работником. То есть только индивидуальные споры. Коллективные споры рассматривают другие органы.

Но не все споры может рассматривать этот орган. В его полномочия не входит рассмотрение споров:

  • о незаконном увольнении;
  • о восстановлении на рабочем месте;
  • о переводе на другую работу;
  • о немотивированном отказе в приёме на работу;
  • другие споры, которые перечислены в ст. 391 ТК РФ.

Заявление в комиссию может написать только работник. Работодатель должен сразу же подавать иск в суд. Работник также может обратиться в суд, минуя комиссию на предприятии.

Комиссия выносит своё решение по спору в течение 10 дней после получения заявления от работника. Копия этого решения вручается работнику. Решение комиссии является обязательным для исполнения работодателем и работником. Сделать это нужно в 3-дневный срок. Если одна из сторон не согласна с решением комиссии, она может подать в суд.

Работодатель и работник могут обратиться в суд в течение 10 дней после вручения им копии решения комиссии. Комиссия принимает своё решение по спору тайным голосованием. Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии.

«След» комиссии по трудовым спорам уходит ещё в Советский Союз. Раньше на каждом крупном предприятии существовал комитет по трудовым спорам. Его деятельность регулировалась Законом СССР от 11.03.1991 года № 2016-1 «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров».

Данный закон утратил свою силу в 2006 году, когда этот комитет был переименован в «комиссию по трудовые спорам», а нормы по регулированию её деятельности «перешли» в ТК РФ. Полномочия советского комитета были идентичны полномочиям современной комиссии.

Что рассматривает комиссия

Комиссия по трудовым спорам рассматривает индивидуальные трудовые споры. В частности, к ним относятся:

  • споры, касающиеся условий труда работников;
  • споры, заключающиеся в несогласии с изменениями условий труда и трудового договора;
  • споры, относительно бригадной формы организации труда;
  • споры, касающиеся зарплаты работника;
  • разногласия относительно премирования работника;
  • несогласия, связанные с удержанием из заработной платы;
  • разногласия относительно оплаты труда в условиях, отклоненных от норм;
  • несогласия, связанные с гарантийными и компенсационными выплатами;
  • вопросы трудовой дисциплины;
  • споры о снятии дисциплинарных взысканий;
  • несогласие с отстранением от работы конкретного сотрудника;
  • разногласия о внесении соответствующих записей в трудовую книжку;
  • споры, связанные с выдачей трудовой книжки и оплатой времени ее задержки;
  • разногласия относительно рабочего времени и времени отдыха;
  • споры, связанные с охраной жизни и здоровья работников.

Об этом сказано в ст. 391 ТК РФ. Исходя из ном этой статьи, на рассмотрение комиссии не могут быть представлены следующие споры:

  • касающиеся восстановления работника на его рабочем месте, вне зависимости от того, по какой причине и по какому основанию были прекращены трудовые отношения с ним;
  • связанные с изменением даты и формулировки увольнения конкретного работника;
  • относительно перевода конкретного работника на другую работу;
  • касающиеся оплаты за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
  • связанные с неправомерными действиями / бездействием работодателя при работе, обработке и защите персональных данных работника;
  • касающиеся возмещения работником ущерба, который он причинил работодателю, если иной порядок действий не предусмотрен федеральными законами;
  • относительно необоснованного отказа в приеме человека на работу;
  • возникшие у лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, но не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  • относительно предполагаемой дискриминации на рабочем месте.

Эти споры могут быть рассмотрены только в суде.

Срок ответа комиссии

Чтобы комиссия рассмотрела спор, работник, считающий, что его права были нарушены, должен подать заявление в КТС на рассмотрение. В заявлении он описывает все факты нарушения, при этом доказывая свою позицию и приводя необходимые доказательства.

Заявление подаётся в соответствии с нормами делопроизводства, то есть через секретаря или другого члена комиссии, который сможет правильно зарегистрировать входящий документ. В течение 10 дней с момента подачи и регистрации заявления в качестве входящего документа комиссия должна рассмотреть заявление работника. Срок рассмотрения императивный и не подлежит продлению или пересмотру.

Индивидуальные трудовые споры в комиссии

В ст. 381 ТК РФ дано определение индивидуального спора. Согласно трактовке этой статьи, такой спор - это разногласие, возникшее между конкретным работником и работодателем по некоторым вопросам.

К таковым вопросам относятся:

  • вопросы применения норм трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих в себе нормы трудового права;
  • вопросы по коллективным договорам и иным соглашениям;
  • вопросы применения конкретного локального нормативного акта в конкретной сложившейся ситуации;
  • вопросы по трудовым договорам, в том числе, об изменении некоторых индивидуальных условий труда и об установлении ранее не оговоренный условий.

Такой спор может возникнуть между:

  • работодателем и работающим сотрудником;
  • работодателем и уволенным работником;
  • работодателем и человеком, который не был принят на работу по различным причинам.

Коллективные трудовые споры в комиссии

Такой спор возникает между представителем работников и представителем работодателя. Конфликт возникает по вопросам, которые касаются:

  • установления и изменения условий труда;
  • заработной платы работников;
  • заключения, изменения некоторых условий и выполнение / невыполнение некоторых условий коллективных договоров;
  • отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии того или иного нормативного локального акта.

В стадии рассмотрения коллективного спора существуют примирительные процедуры. Это такие мероприятия, целью которых является решение конфликтной ситуации с помощью примирительной комиссии или иного посредника. Если спор не удаётся решить мирным путём, то одним из выходов является забастовка. Это временный отказ работников от выполнения своих непосредственных трудовых обязанностей. Отказ происходит на добровольной основе с обязательным уведомлением представителя работодателя и самого работодателя.

В течение трех дней с момента возникновения коллективного спора на базе работодателя создаётся примирительная комиссия, которая должна изыскать пути мирного урегулирования конфликтной ситуации. Решение о создании данной комиссии должно быть оформлено в виде соответствующего приказа по предприятию. Представительный орган от работников также должен вынести своё решение о создании комиссии.

В течение 5 дней с момента выхода приказа о создании такой комиссии коллективный спор должен быть рассмотрен по существу. Если стороны придут к договорённости о продлении этого срока, то это можно сделать, но договорённость необходимо оформить в виде протокола.

Если стороны не смогли прийти к общему решению по результатам рассмотрения конфликта примирительной комиссией, то необходимо переходить к следующему этапу. Это рассмотрение спора с участием посредника.

Его выбирают обе стороны спора или же он назначается Службой по урегулированию коллективных трудовых споров. Этот этап не является обязательным в процедуре решения коллективного спора, поэтому его можно пропустить и сразу же передать дело на рассмотрение трудовому арбитражу. Это временный орган, он не должен функционировать постоянно. В состав такого арбитража входят представители самого спора, а также представитель Службы по урегулированию. Если работодатель отказывается собирать арбитраж и передавать дело ему на рассмотрение, то работники имеют право устроить забастовку.

Решение комиссии по трудовым спорам

Комиссия по трудовым спорам, в результате его рассмотрения, должна принять мотивированное решение. При этом необходимо соблюсти определённый алгоритм:

  • принимается в течение 10 дней с момента регистрации заявления от работника в качестве входящего документа;
  • спор должен быть рассмотрен только в присутствии самого работника или его представителя. Последний назначается по письменному заявлению от сотрудника;
  • разрешается приглашать различных экспертов, специалистов, свидетелей и иных работников, которые помогут принять мотивированное решение;
  • для принятия оптимального решения на заседании КТС должно присутствовать поровну представителей от каждой стороны конфликта;
  • в ст. 388 ТК РФ сказано, что решение принимается по результатам тайного голосования. Для принятия мотивированного решения достаточно простого большинства голосов.

В ст. 388 ТК РФ сказано, какая информация должна быть отражена в решении КТС по конкретному трудовому спору. Это:

  • полное и сокращённое наименование работодателя. Оно должно указываться именно так, как прописано в учредительных документах;
  • Ф. И. О., должность, профессия или специальность сотрудника, представившего заявление;
  • дата принятия заявления;
  • дата рассмотрения спора КТС;
  • содержание возникшего спора;
  • Ф. И. О. присутствовавших на заседании лиц из состава КТС, а также иных приглашенных лиц;
  • содержание принятого КТС решения, а также его правовое обоснование;
  • результаты голосования.

Вся эта информация обязательна к отражению в решении. Без этого решение может быть обжаловано в суде. Тогда вся работа комиссии не будет признана правомерной.

Решение подписывается председателем комиссии или его заместителем, имеющим такие полномочия. Заверяется решение «живой» печатью КТС. Копия документа выдаётся каждой стороне спора, а оригинал должен храниться в самой комиссии. Срок выдачи - 3 дня с момента принятия.

Сроки рассмотрения в комиссии по трудовым спорам

Чтобы комиссия по трудовым сборам была собрана, необходима инициатива, как представителей работников, так и представителей со стороны работодателя. Представители работников могут быть выбраны в члены комиссии следующими способами:

  • проведение общего собрания работников и выбор конкретных сотрудников;
  • делегирование нескольких работников от представительного органа работником, а потом дальнейшее утверждение списка на общем собрании.

Выбор членов и в том, и в другом случае происходит путём общего голосования. Побеждают те работники, которые набрали большее число голосов.

Представители в КТС от работодателя назначаются приказом руководства. В комиссии может быть сколько угодно членов. Главное условие - чтобы было равное количество и представителей от работников, и представителей от работодателя. Предложение о примерном численном составе должно исходить от инициатора по созыву комиссии.

Спор должен быть рассмотрен в течение 10 дней с того момента, как работник, чьи права были нарушены (по его мнению), подал заявление в КТС. Этот срок нельзя продлить или изменить по каким-либо причинам. По истечении этих 10 дней должно быть вынесено мотивированное решение комиссии.

Оно не является заключительным в решении спора. Если работник или работодатель не согласен с ним, он имеет право его обжаловать. Обжалование происходит только в судебном порядке.

Подать иск нужно в течение 10 дней с того момента, как сторона трудового спора получит копию решения комиссии. Если истец не может по каким-либо причинам подать иск именно в 10-дневный срок, он может его восстановить в судебном порядке.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.


Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.


По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.


Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.


Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.




Комментарии к ст. 384 ТК РФ


1. Комиссия по трудовым спорам создается в любой организации независимо от численности персонала. Она может быть образована по инициативе работодателя или коллектива работников или по предложению профсоюзного органа. Комиссия может формироваться на определенный срок или без указания срока по решению собрания коллектива.

2. Определение порядка и процедуры избрания членов КТС, выдвижение кандидатур, численный состав КТС и срок полномочий ст. 384 ТК относит к компетенции общего собрания (конференции) коллектива. Значит, процедуры формирования КТС, порядок голосования (тайное или открытое) и другие вопросы решает общее собрание (конференция) непосредственно на заседании при выдвижении кандидатур и их избрании в локальном акте. На общем собрании (конференции) коллектив решает вопрос и об избрании КТС в подразделении исходя из конкретных условий деятельности организации.

Комиссия формируется из равного числа представителей работников и работодателя. При этом представители работников избираются на общем собрании (конференции), которое созывается представительным органом работников или, если он отсутствует, инициативной группой. Порядок избрания определяется самим собранием. Голосование может быть открытым либо тайным.

Избранные в состав КТС работники должны быть знакомы с нормами трудового законодательства. Не допускается избрание в состав КТС каких-либо временных кандидатов.

3. Для организационно-технического обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дел, выдача копий решений и выписок из протокола заседания КТС) приказом работодателя назначается постоянный работник, который выполняет эти функции. Он ведет регистрацию поступающих заявлений, оповещает о времени заседания КТС и т.д.

Досрочный отзыв члена КТС, избранного общим собранием, возможен только по решению общего собрания (конференции) коллектива (подразделения) и в случаях, когда это вызывается необходимостью. На оставшийся срок полномочий КТС общим собранием (конференцией) коллектива избирается другой работник.

4. Порядок избрания, численность и состав КТС, срок ее полномочий определяет общее собрание (конференция) трудового коллектива организации (подразделения). При выдвижении кандидатур в состав КТС исходят из деловых качеств работников, знания ими трудового законодательства и практики его применения, принципиальности и т.п. Причем общее собрание (конференция) коллектива организации правомочно избрать членов КТС, если на его заседании присутствуют более 1/2 работающих в организации работников. Избранным в состав КТС считается работник данного коллектива, который получил большинство голосов, если за него проголосовало более 1/2 присутствующих на собрании (конференции) работников.

Заменять члена КТС другим, не избранным в установленном законом порядке, нельзя.

Досрочный отзыв члена КТС возможен только по решению общего собрания (конференции) коллектива.

5. Представители работодателя в КТС назначаются руководителем организации. Представителем может быть заместитель руководителя или другие сотрудники.

И работодатель, и сотрудники обязаны следовать положениям Трудового кодекса. Однако очень часто положения закона нарушаются. При наличии мелких претензий в суд обращаться нет смысла. Это довольно неэффективное решение. Имеет смысл решать вопрос прямо на месте. Для этого формируются комиссии по трудовым спорам.

Что собой представляет комиссия по трудовым спорам

Первый по популярности и простоте метод решения трудовых споров – это переговоры с работодателем. Второй – это обращение к комиссии по трудовым спорам. Это специальная структура, служащая для решения конфликтов внутри компании. Позволяет решить конфликт без обращения к сторонним инстанциям. Комиссия включает в себя обе стороны конфликта.

Эта структура может формироваться по инициативе как сотрудников, так и работодателей. Решения комиссий должны соответствовать нормативным актам. Никто не имеет право оказывать давление на участников структуры.

Создание трудовой комиссии сопровождается формированием специального положения.

Оно включает в себя порядок создания органа, число участников, порядок принятия коллегиальных решений, сроки.

Задачи и преимущества комиссии

Комиссия создается для решения вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Нарушения трудового соглашения.
  • Незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
  • Выплаты командировочных и сверхурочных.

Комиссия уполномочена разрешать только трудовые споры индивидуального характера. Формирование этой структуры отличается этими преимуществами:

  • Повышение доверия сотрудников. Работники знают, что в случае возникновения проблем они могут обратиться за помощью, а потому работодатель может рассчитывать на лояльность. Комиссии позволяют предотвратить обращение в суд и прокуратуру.
  • Решение проблем прямо на месте. Обращение в суд или трудовую инспекцию предполагает трату большого количества времени и средств, утрату репутации. А потому удобно решать проблемы в пределах самого предприятия. Это ускоряет процесс, сокращает издержки.
  • Упрощение сбора документации. Если возникли проблемы, комиссия сама запрашивает все нужные документы у руководителя. В случае если решение комиссии не удовлетворит сотрудников, они могут обратиться в суд. Работникам не придется собирать документы, так как за них это сделано комиссией.

Комиссии по трудовым спорам – это цивилизованный и законный способ решать все возникающие локальные проблемы.

Компетенции представителей комиссии

Комиссия принимает жалобы и претензии от бывших и действующих сотрудников, касающихся следующих аспектов:

  • Зарплаты и прочие выплаты.
  • Исполнение положений трудового соглашения.
  • Штрафы, различные взыскания (выговоры, увольнения).
  • Прочие вопросы, которые не удалось решить при прямых переговорах с работодателем.

Комиссия не имеет полномочий для решений вопросов, связанных с этими аспектами:

  • Восстановление сотрудников в должности.
  • Восстановление сотрудника в должности после увольнения.
  • Начисление компенсаций за прогулы при наличии уважительных причин.
  • Выплата разницы в ЗП при понижении в должности.
  • Причинение вреда сотруднику по вине предприятия.

К СВЕДЕНИЮ! Во всех этих случаях нужно идти в суд. Только он имеет право принимать юридически действительные решения. Компетенции комиссии оговорены в статье 385 ТК РФ. В частности, это исключительно индивидуальные трудовые споры.

Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

Создание комиссии может инициироваться как сотрудниками, так и работодателями. В состав структуры должно входить равное количество представителей работников и руководителя. Точное число участников комиссии законом не установлено.

Как это происходит? Работодатель получает письменное предложение о создании комиссии. В течение 10 суток работодатель и представительский орган сотрудников направляют в комиссию своих представителей (часть 1 статьи 384 ТК РФ).

ВНИМАНИЕ! Рассматриваемый орган формируется по обоюдному решению руководителя и работников.

Представители работодателя и сотрудников должны утвердить Положение о комиссии. Именно на его основании будет действовать структура. Издается приказ о формировании комиссии. Это распорядительная бумага, через которую руководитель устанавливает все важные положения, касающиеся образования органа.

Работодатель на основании части 2 статьи 384 ТК РФ должен установить перечень своих представителей, которые будут участвовать в работе комиссии. Именно руководитель должен обеспечить организационно-техническое сопровождение работы структуры на основании части 4 статьи 384 ТК РФ.

После основных этапов формирования комиссии ее участники избирают председателя, его заместителя и секретаря комиссии. Избираются представители этих должностей из членов структуры. Основание – часть 5 статьи 384 ТК РФ.

В нормативных актах ничего не сказано по поводу сроков функционирования органа, поэтому комиссия может формироваться как для решения конкретного вопроса, так и для постоянной деятельности. Состав участников структуры может изменяться. К примеру, если нужно решить финансовый вопрос, в состав включается бухгалтер.

Особенности деятельности комиссии

Приведем этапы обращения сотрудника в комиссию по трудовым спорам:

  1. Подача заявления сотрудником. Обращаться в орган нужно в течение 90 дней с даты возникновения правонарушения. Обращение составляется в письменной форме. Документ оформляется на имя председателя комиссии. Составляться обращение может в свободной форме. Главное – изложить суть претензии и требования. Если есть дополнительные документы, подтверждающие позицию сотрудника, рекомендуется их приложить к заявлению.
  2. Проведение заседания. Не позже 10 суток после получения обращения организуется заседание. Протокол его вручается сотруднику, который направил заявление. Работник может не участвовать в заседании, но нужно оговорить это в заявлении. Комиссия может не рассматривать обращение, если сотрудник не явился на заседание без предварительного уведомления.
  3. Сбор требуемого пакета документов. Комиссия имеет право затребовать у работодателя эти бумаги: приказ о наложении взыскания, табель рабочего времени, различные бухгалтерские отчеты, объяснительные и докладные. Документы требуются в том случае, если предоставленной информации для решения вопроса недостаточно.
  4. Голосование участников комиссии. Вопрос ставится на голосование после изучения всех документов и материалов, слушаний представителей сторон конфликта. После этого организуется тайное голосование. В нем должно участвовать не меньше 50% представителей и работодателя, и сотрудника.
  5. Вынесение вердикта. Решение комиссии принимается на базе большинства голосов. В решении указывается эта информация: суть проблемы, доводы сторон, юридическое обоснование, резюме. Экземпляры документа в течение 3 дней передаются и сотруднику, и работодателю.

Все требования должны быть исполнены в трехдневный срок. Исчисляться он будет после 10 суток после принятия решения. 10 дней – это время для обжалования решения. Если требования не были исполнены, сотрудник может обратиться к судебным приставам. На основании удостоверений, выданных комиссией, инициируется исполнительное производство.