Гаджеты в школе: зло или средство обучения. Обзор мобильных приложений и использование современных гаджетов на уроке музыки

В нашем веке информационных технологий образовательным учреждениям все чаще и чаще приходится обращаться к современным техническим штучкам. Сейчас, когда компьютеры и интерактивные доски уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса, появляется все больше и больше гаджетов, которые могут помочь или помешать детям во время учебы. Но возникает другая проблема - под прикрытием учебы дети сидят в социальных сетях, играют и смотрят сериалы прямо во время занятий. Служба сайт решила выяснить мнение педагогов - как они относятся к гаджетам, которыми дети пользуются на уроках (телефоны, планшеты, электронные книги и т.д.) Насколько они полезны для образовательного процесса и помогают ли (или, наоборот, мешают?) школьникам и студентам в обучении?

К гаджетам отношусь положительно, если они используются для образовательных, познавательных целей. Современный ученик - мобилен, способен схватывать "на лету". Важным для педагога сейчас становится: визуализация материала, курирование самостоятельной работы, в этом ему как раз помогают современные гаджеты и девайсы. Проблема заключается в том, что ребенок чаще всего использует все мобильные средства для развлечений.

Алена, преподаватель в колледже

К гаджетам отношусь отрицательно, потому что ученики на уроках только и сидят, уткнувшись в них и ничего не делают. Я считаю, что они только мешают. Хотя, знаю, что некоторые коллеги пытаются использовать их в учебном процессе.

Надежда, учитель истории

Если бы дети использовали электронные книги и смартфоны для чтения - это была бы просто сказка. Но они, в основном, используют дорогущие, купленные родителями гаджеты для селфи и игр, так что я отношусь к ним скорее отрицательно, хорошо, что у меня в их возрасте гаджетов не было!

Марина, учитель русского языка

Если использование гаджетов имеет место быть на экзамене или зачете, то я отношусь к этому отрицательно. А так они все время либо с телефонами, либо с планшетами сидят. Вообще, это больше мешает преподавателю. Неприятно, когда студент не лекцию слушает, а в телефоне зависает. Я не уверена, что преподаватели имеют право отбирать на время пары гаджеты, хотя некоторые так делают. Есть отдельная категория студентов, которые считают, что планшет/телефон делает их более умными. Они каждый факт, сказанный преподавателем, проверяют в Интернете.

Наталья, преподаватель в ВУЗе

Я думаю, что все гаджеты, которые необходимы в работе, школа должна предоставлять в учебном процессе, остальное же должно находится вне кабинета. Не случайно школы закупаются паками, интерактивными досками и т.п. Современные телефоны, планшеты, электронные книги столь многофункциональны, что учитель больше тратит время на отслеживание, не залез ли ребенок в социальную сеть или не рассматривает ли снова фотографии с прошлой вечеринки. На занятиях по литературе электроника как один из способов ношения с собой текстов не оправдывает себя: детям сложно найти нужное место, они не могут задать параметры поиска, зрительная память, если читал с экрана, не работает, там нет каких-то шероховатостей страниц, загнутых уголков, пометок карандаша, которые бы намекнули, куда надо смотреть. В общем, гаджеты, принадлежащие самим детям, пусть остаются дома для подготовки и игр, с собой же пусть носят только результаты.

Анна, учитель русского и литературы

Я отношусь к таким штучкам положительно. Это носители информации, если их использовать рационально, а не для игрушек, это благо!

Яна, учитель культуры речи

Если они используются в учебных целях (калькулятор, текст книги), то вполне могут быть полезны. Во всех остальных случаях я отношусь к использованию гаджетов отрицательно, так как нарушается дисциплина, теряется внимание к уроку.

Юлия, преподаватель в колледже

Особенность современных гаджетов в их многофункциональности и высоких технических характеристиках. Это же создаёт и проблемы в их использовании при обучении. Детям гораздо интереснее использовать ресурс смартфонов и планшетов для игр, Интернет для общения в соцсетях и просмотра видео. Поэтому персональные гаджеты скорее мешают образовательному процессу. Для использования на уроке подошли бы специальные устройства с ограниченными возможностями доступа к определенным ресурсам и установки приложений, но возможность предоставить такие устройства всем учащимся есть пока далеко не во всех школах.

Сергей, учитель английского языка

Странно было бы протестовать против использования гаджетов. Единственное - чтение с телефона - это большая нагрузка на глаза, поэтому я против. Остальное - нормально, там есть разные функции - подчеркивание, закладки, метки на полях, очень удобно изучать литературу. А это для нас, в общем-то, главное.

Лиля, преподаватель в ВУЗе

Электронная книга не работает на практике, когда нужно что-то искать в тексте. Дети сидят с текстами и ничего в них не видят, искать неудобно. А телефоны-планшеты, это минимум информации, когда нужны какие-то факты. Больше помощи от них и нет, только отвлекают.

Илья, преподаватель в ВУЗе

Считаю, что использование гаджетов на уроках очень сильно отвлекает детей. Ученики, как правило, объясняют использование телефонов и планшетов тем, что в них находится необходимая им информация (для доклада, самостоятельной работы, непосредственно домашняя работа и т.д.), однако на практике в 90% случаев используют их для развлечений. К сожалению, на данный момент убеждать учеников и их родителей в том, что использование гаджетов на уроках нужно сократить, практически бесполезно, ни один родитель не лишит своего ребенка телефона, например. Хотя и те, что не разрешают приносить детям в школу планшеты, тоже, конечно встречаются. В данном случае все зависит от лояльности педагога и ответственности самого ребенка.

Полина, учитель русского языка и литературы

Служба «сайт»

Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов выступил с инициативой запретить школьникам пользоваться электронными устройствами с выходом в интернет в стенах учебного заведения. По его мнению, гаджеты мешают учебному процессу.

Министерство образования и науки РФ его предложение не поддержало, ведь интернет сейчас стал неотъемлемой частью школьного образования. Более того, ведомство развивает это направление. Например, с начала этого года стали доступны электронные учебники, пользоваться которыми может любой школьник со своего мобильного устройства.

В скандинавских странах и Великобритании детям разрешают пользоваться смартфонами лишь в крайних случаях. Впрочем, это ни в каких законах или указах не прописано, об официальном запрете там только задумываются. В некоторых штатах США применение гаджетов на уроках даже поощряется, в других - запрещено. Удивительно, но в самой высокотехнологичной стране мира - Японии - проносить включенную электронику на урок запрещено. Если учитель увидит, как школьник держит в руках смартфон или услышит сигнал, он отберет устройство, и вернуть его можно будет только с родителями. И домашнюю работу там делают исключительно в письменном виде.

Что думают по поводу инициативы запрета гаджетов в Коми?

Алексей Рогачев, учитель истории и обществоведения физико-математического лицея-интерната:

Запрещать гаджеты нельзя, потому что они уже неотъемлемая часть современной жизни. Если проблема в том, что ученики пользуются интернетом на уроках, то можно поставить специальные глушилки. Если проблема в том, что ученики играют на уроках, то в данном случае нет разницы между гаджетами и старыми играми на листочках в морской бой, например. Дело в преподавателе и дисциплине. Плюсы вполне очевидны. Гаджеты можно использовать в учебе. Например, я иногда прошу детей уточнить информацию по уроку в интернете или посмотреть портрет царя или исторического деятеля, пока я показываю на компьютере карты.

Это не проблема школы, а проблема родителей. Мобильный интернет школа контролировать не может. Тем более, что подавляющее число телефонов - это смартфоны с возможностью выхода в интернет. Тогда надо лишать детей телефонов. А это уже другой вопрос, связанный с безопасностью. Что касается школьного интернета, он, конечно же, должен фильтроваться.

Любовь Филиппова, студентка Института гуманитарных наук СГУ:

Считаю, что именно на уроках (во время учебного процесса) использовать гаджеты не нужно. В этом нет необходимости: на уроках есть тетрадь, учебники, дополнительные материалы. Но и отказываться от гаджетов не стоит: с их помощью зачастую легче подготовить домашнее задание (те же самые презентации), да и у детей явно растёт интерес к учебе. К примеру, мой младший брат не хотел писать домашнее сочинение, но когда появилась альтернатива - напечатать его, а не написать от руки - он с радостью выполнил задание. Да, детей привлекает все, что связано с гаджетами, и этот их интерес можно направить в правильное русло.

Мой ответ - да, дома детям стоит пользоваться гаджетами. Но нет, в школе этого делать не нужно, чтобы ребёнка не отвлекали посторонние развлечения и информация, которые есть а телефонах и планшетах.

Думаю, что просто не нужно разрешать свободное использование гаджетов на уроках (захотел - достал). Все должно быть в рамках разумного. Зачитать доклад, показать презентацию - это да.

Я сейчас, например, учусь в вузе и понимаю, что без планшета на парах было бы тяжко. Все время нужно находить новую информацию, приносить какие-то материалы. Поэтому гаджеты всегда под рукой. Школа - немного другое, дети не всегда понимают, что использовать свои телефоны и планшеты нужно лишь в учебных целях. Поэтому и должны быть ограничения, контроль учителя.

Валентина Трошева, завуч школы №1:

Гаджеты - это часть современного информационного пространства. Я считаю, что нельзя полностью их запрещать. Например, у нас в школе нет электронных учебников, и ученики прям о на уроке (если нет книги с текстом на литературе) быстро находят нужный текст. А вот на проверочных и контрольных я бы ограничила наличие гаджетов, это легко сделать: достаточно просто попросить учеников оставить эти предметы на учительском столе.

Ольга Медведева, педагог физико-математического лицея-интерната :

Рассматривать сегодня, в век высоких информационных технологий, вопрос об использовании личных средств связи с выходом в интернет столь категорично - по типу "казнить нельзя помиловать" - нельзя.

Господин Астахов рассматривает гаджеты как средство доступа в интернет, а, следовательно, и все неприятные информационные материалы, которые оттуда идут.

Я бы рассматривала личные средства связи с одной стороны, как возможность родителям всегда иметь доступ к общению с ребенком (и совершено понятно по каким причинам). С другой стороны – возможность получать информацию без вреда для физического здоровья: уж лучше один планшет, чем пять-шесть "бумажных" учебников.

Сложнее всего, на мой взгляд, здесь другая сторона медали: вред "личных средств связи с доступом в интернет" для духовного развития, психологического здоровья, развития социальных навыков, коммуникабельности. Дети и подростки сидят в социальных сетях бесконечно, на уроках нередко можно видеть их "онлайн".

Если говорить о доступе к информации, то грустная ситуация складывается в связи с изучением произведений художественной литературы. Знакомиться с произведением по краткому изложению, в пересказе (часто именно это ищут в интернете к урокам литературы) - то же самое, что слушать музыку не в зрительном зале, а по телевизору, ну, или полистав нотную тетрадь. Читая произведение, ты наслаждаешься языком, словом, мыслью, образами. Работает воображение, сопереживаешь героям. Что дает, например, краткое изложение произведений Пришвина? "Сел мужик на пенек, увидел травку, птичку и небо…" Как-то так представляется. И где здесь любовь к природе, восхищение красотой, неповторимостью цветов и звуков, красок?! Любовь к Родине разве в кратком изложении формируют? Как душа ребенка будет развиваться? А уметь действовать быстро в какой-то непредвиденной ситуации? Ответы на все есть в интернете. Только они далеко не всегда правильные. Да и правильные если и есть, то когда их искать, если проблему решать надо срочно.

О влиянии на зрение – отдельный разговор. А если экран дорогого гаджета разбит от неоднократного падения, то проблема многократно увеличивается.

Самый верный вариант в этом случае – в каждом конкретном учебном заведении самостоятельно решать этот вопрос. С родителями и детьми. Договариваясь.

Дмитрий Шатохин, депутат Государственного Совета РК:

Я поддержал инициативу запретить гаджеты на совещании по увеличению уровня преступности в подростковой среде в нашем регионе за последние годы. Я считаю, причина тому, в том числе, - расслоение населения по имущественному принципу и потребительские ценности, которые сейчас прививаются в обществе. Отсюда ряд подростков, которые не могут купить себе планшеты и смартфоны, видя их у других, зарабатывают себе на этом фоне невроз. А что хуже - выливают свою злость на других в виде правонарушений либо просто отбирают эти гаджеты (количество грабежей в дневное время со стороны молодежи за год увеличилось вдвое). Или пытаются заработать деньги незаконным путем для приобретения гаджетов. Поэтому пусть школа будет свободна от культа вещей, первые ласточки уже есть - это введение унифицированной школьной формы. Теперь нет расслоения, приходит ребенок в дорогой одежде или нет. Надо идти дальше и ввести запрет на внос гаджетов в школу. Это мнение не только мое как депутата, но и как папы. Вижу по своему сыну, какими ценностями наполнена сегодняшняя ALma Mater.

Для измерений

В компании Variable рассчитывают, что приложение Node скоро найдёт своё место в каждой квартире, классе и офисе. С его помощью можно измерять явления и предметы в любых науках: от археологии до дизайна. Работает Node в нескольких режимах. Базовый предполагает обыденные измерения, необходимые в физике, в климатическом режиме можно узнать скорость ветра или влажность воздуха, а режим «терма» позволяет узнать температуру предмета, даже не касаясь его. Если просто навести Node на предмет, программа подскажет код цвета в RGB, CMYK или Lab.

История Node началась на Kickstarter в 2012 году - американскому предпринимателю Джорджу Ю удалось собрать $76 350 при цели в $50 000.

Для мониторинга окружающей среды

Единственный гаджет в подборке, созданный российскими создателями - Вадиком Мармеладовым и Сергеем Филипповым. «Лапка» присоединяется к iPhone и умеет измерять температуру, влажность и уровень радиации, показывать, сколько химических добавок в любом предмете или веществе. Это устройство создано для мониторинга окружающей среды, поэтому в конце дня вся информация, собранная сенсором, через инфографику показывает, насколько экологически безопасным был день.

По признанию самих основателей, всё, что cоздаёт «Лапка», можно было использовать и до неё, но в этом случае упор делается на форму. Не нужно внедрять процессоры, мониторы или батареи в каждый сенсор, потому что всё есть в телефоне. «Лапка» позволяет получать информацию удобнее и приятнее.

Для сканирования учебников

В Гонконге придумали мышь, которая помогает быстро оцифровать учебники, документы и изображения. Любой текст или фото мгновенно появляются на экране. Сканер поддерживает распознавание 64 языков. После сканирования документ можно отредактировать: сделать ближе, дальше, установить нужную яркость и контрастность. Не забыли и социальную часть: документами и учебниками теперь можно делиться в Facebook.

Химическая лаборатория

Ещё один предмет, подаренный нам Kickstarter. C его помощью можно создать собственную химическую лабораторию. В устройстве находятся 20 сенсоров, которые помогут понять, какой газ выделился во время химической реакции, подобрать значения RGB или измерить артериальное давление, если во время эксперимента вдруг почувствовали сбой. Благодаря тому что гаджет может легко превратиться в метеостанцию, он будет полезен на уроках природоведения. Впервые компания была запущена ещё в 2004 году для помощи R&D американской армии, но затем перезапущена в 2011 уже для обычных пользователей и школ. СМИ называли Sensordone первым настоящим

Каждый родитель задумывался над вопросом: какой планшет выбрать для ребёнка. Но не все спрашивают себя, с какого возраста можно начинать им пользоваться. Приобщение детей к смартфону или планшету в наше время естественно, но должно быть рациональным и дозированным. Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой - средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое им предлагают разработчики интерактивных приложений.

Почему планшеты так привлекают детей?

Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено удовлетворение потребности в игре. Яркие визуализации, выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают малыша и стимулируют познавательную активность. Мышление в период дошкольного детства является наглядно-практическим и только потом переходит к наглядно-образному.

В каком возрасте начинать ими пользоваться?

Начинать пользоваться планшетом лучше с 4-5 лет, хотя многие современные дети знакомятся с ним гораздо раньше. Это не страшно, если взаимодействие с устройством регламентировано взрослыми. Прежде чем дать планшет ребёнку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью мы это делаем. Родители должны самостоятельно решить, с какого времени позволить ребёнку пользоваться гаджетом, зачем и как долго. Очень важно, чтобы существовало полное согласие между всеми членами семьи насчёт этих правил.

Ни в коем случае нельзя совать гаджет ребенку для того, чтобы он не мешал. Нерегулируемое пользование гаджетами наносит вред. Ребёнок на подсознательном уровне будет ощущать собственную ненужность для родителей. И тогда планшет ему их заменит.

Это самый опасный сценарий, который вырабатывает у ребёнка зависимость.

Даже если вы дали гаджет ребенку в руки, общайтесь с ним!

Интересуйтесь, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д. Старайтесь подбирать и рекомендовать образовательный контент. Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. Любому гаджету в качестве альтернативы должны предлагаться и другие виды активностей.

Для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, взрослый должен советовать ребёнку то, что ему полезно, и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств.

Детей нужно учить писать смс, обращаться к собеседнику в вежливой форме, учитывать статус, пол, возраст собеседника и условия той ситуации, в которой происходит общение.

Почему важно не запрещать, а объяснять?

Мне понравился случай, который я недавно наблюдала в самолете. Отец рассказывал сыновьям, двойняшкам лет десяти, о правильном использовании смартфона и его альтернативах. Мальчики сказали, что они будут лететь в самолёте и играть в игры.

Отец им ответил, что, во-первых, нельзя на взлёте включать электронное оборудование, а во-вторых, лучше бы им почитать книжку. Чтение лучше развивает интеллект, поскольку задействует другие мозговые структуры, развитие которых потом более позитивно скажется на учёбе. Так отец попытался объяснить детям, что мыслительные процессы, которые активизируются при чтении книги, в данный момент приоритетнее, чем игра на планшете.

Я впервые услышала, чтобы родители объясняли ребёнку, что при чтении мозг выполняет совершенно другие операции, отличные от тех, которые он совершает во время игр.

Это было вполне доступное объяснение. И дети ему вняли. Тут нужно добавить, что чтение книги - несомненно полезное занятие, но и некоторые интерактивные образовательные программы, разработанные с учебными, развивающими целями и осваиваемые только с помощью техники, также позитивно влияют на ребёнка.

Если родители всё время разговаривают с детьми и стараются объяснять свои поступки, то к их мнению прислушиваются. В дальнейшем дети в ситуации выбора сами спрашивают: почему так лучше, почему выгоднее или выигрышнее поступить именно так?

К чему приводит полный запрет гаджетов для ребёнка?

Чем больше запрещаем, тем больше хочется. Разумное объяснение и внятный ответ на вопрос «почему нельзя?» являются лучшими средствами в борьбе с запретами. Многие родители вообще не задумываются над тем, что ребёнка необходимо побуждать самостоятельно отвечать на вопрос «почему нельзя?». Родители часто действуют по принципу «Нельзя. И точка!». А толкового объяснения дети не получают.

«Почему нельзя? Другому можно, а мне нет...»

Родители должны уметь находить такие слова, которые бы действительно запали ребёнку в душу и отложились в памяти. Ребёнок в процессе объяснения поймёт, что родитель не просто так запрещает, а беспокоится о его развитии, желает ему блага в дальнейшей жизни.

Сотрудничество с ребёнком - наиболее эффективный способ управления его поведением.

Самый действенный метод - когда родители просят ребёнка у самого себя спросить, почему ему что-то запрещают. «Как бы ты сам ответил на этот вопрос?» Это и есть искусство разговаривать с ребенком. Так возникает беседа. Если ребенок чувствует неравнодушное отношение к себе, на подсознательном уровне он делает вывод: «Обо мне заботятся, меня любят, я нужен своим родителям, им интересно со мной».

Сколько времени ребёнок может проводить с планшетом?

К сожалению, существует не так много исследований, которые бы показали точный процент положительного и отрицательного влияния электронных устройств на развитие и здоровье детей разных возрастов. Планшеты используются ежедневно во всём мире и, если бы они были действительно опасны, их бы давно запретили.

Если обратиться к самым строгим российским санитарно-эпидемиологическим нормам, которые прописаны для дошкольных образовательных организаций, то в них статьи по использованию электронных продуктов для самых маленьких нет. Но мы знаем, что уже в детских садах педагоги используют компьютер, интерактивную доску, мультимедиа-проектор.

Будем надеяться, что в следующей редакции СанПиНов для дошкольников такие нормы всё же появятся.

Что касается начальной школы, то в СанПиНах 2010 года указано, сколько времени ребенок может взаимодействовать с электронными продуктами. Ответ - не более 15-20 минут непрерывно. А вот сколько раз за урок можно пользоваться этими предметами с перерывом - на усмотрение преподавателя. Поэтому главный совет - делать регулярные перерывы и следить за усталостью ребёнка.

Какая польза от планшетов и смартфонов?

Гаджеты полезны, если «начинка» оказывает на ребенка развивающее и воспитательное влияние. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры.

Преимущества гаджетов в том, что всё в них ярко, образно, динамично, увлекательно. Часто ребенок чувствует себя непосредственно героем событий, происходящих на экране, он верит в то, что происходит, как когда-то мы верили в волшебные сказки из книг. И психологически это оправданно.

Однако нужно учитывать, что высокая подвижность и сменяемость событий иногда может оказывать и негативное влияние.

Например - раздражать, вызывать негативные эмоции, пробуждать страхи. Психика детей ещё не окрепла, поэтому мы всегда говорим о дозированности использования устройств. Осторожно нужно давать планшеты детям с особенностями развития: детям с синдромом гиперактивности, детям с ослабленным здоровьем, которые склонны быстро утомляться.

Замечу, что гаджеты не всегда способствуют развитию системного мышления у детей. Быстрое перескакивание с кнопки на кнопку, переключение с одного фрагмента на другой формирует так называемое фрагментарное или «кнопочное мышление» - его ещё называют дискретным. Но, когда речь заходит о взаимодействии с образовательными продуктами, тут, наоборот, без системного мышления не обойтись.

Как платформа Учи.ру развивает мышление ребёнка?

Интерактивные курсы «Учи.ру» выстраиваются по учебной программе, которая относится к Федеральному образовательному государственному стандарту. В ней заложен плавный переход от образного к абстрактно-логическому мышлению.

Сначала ребёнок учится математическим действиям на предметах, которые окружают его в жизни. Затем вместо предметов используются предметы-заменители - кубики, шарики, бусины. Всё это помогает наглядно представить математическую ситуацию или математическую задачу. На более высоком уровне абстракции появляются знаки, символы, которые воплощаются в цифрах, формулах, графиках, диаграммах, схемах и чертежах.

Когда ребёнок обозначил, например, четыре шарика цифрой 4 - это первый переход к абстракции.

Помните, как у Мальвины и Буратино? Мальвина ему говорит: «Представьте, что некто дал вам два яблока». А Буратино отвечает: «А мне никто два яблока не давал!». Это пример конкретного мышления. Буратино ещё не способен представить ситуацию мысленно. Первоклассники тоже с трудом это делают. Поэтому сначала их учат считать на конфетах и яблоках, потом на кубиках, счетных палочках. И только потом знакомят с цифрами, математическим выражением и знаками сравнения.

По исследованию психологов, переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому начинается около 6-7 лет, в то время, когда ребенок приходит в школу. Это наиболее комфортное время для знакомства с обучающими программами и интерактивной платформой «Учи.ру».

Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.

Одни исследователи утверждают, что использование гаджетов повышает мотивацию учеников и эффективность учебы, другие убеждены, что техника мешает развитию креативности и творческого начала. То есть, единого мнения на этот счет пока нет, поэтому сегодня мы постараемся разложить все по полочкам.

Ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты настолько плотно вошли в жизнь современных детей , что вопрос об их использовании в школе становится все актуальнее и актуальнее. Именно этот вопрос сегодня вызывает жаркие споры, как среди специалистов, так и на родительских форумах.

Пока одни родители беспокоятся, что дети и без того слишком много времени проводят с электронными игрушками, другие мамы и папы переживают, что школьники будут лишены доступа к информационным ресурсам и не смогут позвонить домой в случае необходимости.

Одновременно с этим, учителя, относящиеся к старшему поколению, придерживаются консервативных взглядов и считают лишним вводить технологии в учебный процесс. А вот молодые педагоги наоборот, стараются придерживаться самых прогрессивных педагогических методов и используют современные технологии при каждом удобном случае.


Текущее положение вещей

Как это ни парадоксально звучит, но в школах России борьба с гаджетами идет рука об руку с их внедрением в учебный процесс. Пока родители и специалисты спорят о том, нужны ли гаджеты в школе , в учебных заведениях привычные меловые доски постепенно заменяют интерактивными, оборудуют больше компьютерных классов, подключают к Wi-Fi в том числе сельские школы.

По словам специалистов, использование современных технологий расширяет возможности обучения в школах. Одновременно с этим они отмечают, что дети часто отвлекаются на личные планшеты и смартфоны, что понижает концентрацию и мешает усваиванию информацию.

Технологии в обучении

К настоящему времени в РФ запущено несколько экспериментальных проектов, в рамках которых в отдельных школах введено обучение с помощью современных технологий.

Например, в 2013-2014 в Татарстане компанией Intel была реализована модель 1:1. Ее суть заключается в том, что на уроках каждый ученик получает доступ к компьютеру, подключенному к локальной сети, при этом компьютер учителя является центральным. Это позволяет учителю рассылать задания сразу всему классу, без лишних временных затрат собирать результаты работы, организовывать исследовательскую деятельность. Учитель также контролирует запуск компьютерных программ, доступ к различным интернет-ресурсам и продолжительность работы школьников за компьютером.

Первые результаты проекта показали, что школьники , принимавшие участие в пилотном проекте, проявили лучшую успеваемость, чем контрольная группа из школ со стандартной программой.


Запрет на гаджеты как на развлечение

Учителя отмечают, что если старшеклассники, по крайней мере во время занятий, редко пользуются смартфонами и не выкладывают их на парту, то с младшими учениками все намного сложнее: часто они начинают играть прямо на уроке, из-за чего педагогу приходится прерывать урок и объяснять, что делать так нельзя. Излишне объяснять, что нормальное усвоение учебного материала в таких условиях оставляет желать лучшего.

Ухудшает качество учебы и то, что большую часть перемен школьники проводят в обществе не одноклассников, а электронных гаджетов . Для чего нужны перерывы между уроками? На перемене школьники должны отдохнуть перед следующим занятием. Однако гаджеты не дают им должным образом рассеять внимание, в результате чего ребенок сильнее устает за день, а его способность концентрироваться снижается.

Поскольку использование гаджетов для игр мешает усвоению информвции, в школах их нередко запрещают. Руководство имеет право прописать запрет в уставе, однако это не позволяет учителям забирать смартфоны и выносить их за пределы школы (например, забирать домой). Максимально допустимые меры противодействия - беседа с директором или хранение гаджета у учителя до окончания занятия.

Сегодня полный запрет личных гаджетов в учебных заведениях обсуждается на законодательном уровне: предполагается, что школьники будут сдавать телефоны/смартфоны, ноутбуки/планшеты при входе в школу. Впрочем, большинство родителей против такой идеи, поскольку это лишит их связи с детьми. К тому же нельзя забывать о том, что современные телефоны позволяют детям делать фото домашних заданий, записывать видео-конспекты с разрешения учителя, быстро находить информацию.

Перспективы

В 2017 году Ростех запустил очередной пилотный проект ЕЭОС - Единой электронной образовательной среды. В ходе реализации этого проекта ряд школ Свердловской области получил от НЦЭО (Национальный центр электронных услуг) полный комплект электронных устройств для комплексной модернизации учебного процесса .

Финансирование этого проекта превысило 450 млн рублей, однако в будущем такие затраты должны оправдать себя. В частности, электронные учебники избавляют от необходимости запускать в печать все новые и новые бумажные комплекты, а использование электронных книг и интерактивных досок позволяется отказаться от приобретения бесчисленных карт и прочих методических материалов.

Грамотное внедрение современных гаджетов в школах открывает большие возможности для повышения эффективности обучения. Например:

  • на уроках меньше времени будет уходить на организационные моменты,
  • появится возможность демонстрировать сразу всему классу, к примеру, изображения через объектив микроскопа,
  • 3D-принтеры в школах позволят заинтересовать детей предметом, наглядно демонстрируя то, о чем идет речь.

Хотя педагоги в целом относятся к современным технологиям настороженно и предпочитают традиционные методы обучения, те из них, кто участвовал в экспериментальных проектах, отмечают преимущества таких программ и согласны с их пользой.


Гаджеты в зарубежных школах

Первопроходцем в сфере внедрения инновационных технологий в школах можно считать австралийского ученого Гэри Стейджера. Еще в далеком 1990 году он инициировал проект, в рамках которого реализовал в частной школе Мельбурна метод 1:1. Техника была приобретена на средства, предоставленные родителями школьников. Эксперимент оказался успешным - даже при отсутствии интернета успеваемость учеников заметно возросла.

Сегодня учебный процесс в учебных заведениях большинства развитых стран мира максимально компьютеризирован. Так, в Англии на модернизацию школ ежегодно тратится больше 450 млн долларов, при этом значительную часть средств предоставляют благотворительные организации.

Несмотря на всеобщую компьютеризацию, множество работников Силиконовой долины, предпочитают, чтобы их дети обучались в школах, где не используют IT-технологии. По их мнению, гаджеты не дают нормально развиваться творческому потенциалу детей и препятствуют обретению ими коммуникативных навыков. Они уверены, что овладеть компьютером просто и дети всегда смогут сделать это позже. А вот слишком раннее погружение в мир технологий может привести к зависимости и осложнить жизнь в дальнейшем.

Кстати, дети знаменитого Стива Джобса, который считается пионером эры информационных технологий, также учились в школе, где отказались от использования IT-технологии. Мало того, он вводил мораторий на использование электронных гаджетов дома за ужином, ночью и в выходные.

Отметим, что в реалиях РФ ввести в образовательный процесс гаджеты не так просто. Тем не менее, уже сегодня делаются первые шаги в этом направлении и все больше специалистов высказываются за продвижение компьютеризации.