История почты россии. История развития почты в россии

Зачатки почты на Руси имелись еще со времён княжеских гонцов, берестяных грамот и повоза. Дальнейшее развитие почтовой службы было связано с ямами, ямской гоньбой, созданием почтовых ведомств - Почтового департамента, Министерства почт и телеграфов, Главного управления почт и телеграфов. В советское время действали наркоматы и Министерств связи, на смену которому пришли соответствующие государственные органы современной России.Почта До IX века. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб.

Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую, хорошо организованную почту . По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта". 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Пересылка вестей на территории России известна с древнейших времен. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов, обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии - скифов, сарматов, саксов и массагетов.

IX век. В последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси, закладываются основы русской почты - одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

В 1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой , появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала неотъемлемым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки в последние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналам связи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты . Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое название почты - ямская гоньба.

С конца XV в., после того как Русское государство сбросило оковы татаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первые почтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению, - платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию, еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи "почтой", хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.

Большой вклад в развитие почты России внес выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба для доставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII - начале XVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск, Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайской границе.

Первые линии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны. Так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам "немых" языках. Отсюда и пошло наименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) - "немецкая", в отличие от ямской, обслуживающей, внутренние линии.

Рижскую и виленскую почты иногда именовали "купеческими", потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. "Немецкую" почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый дом Турн-и-Таксисов.

Не в пример "немецкой", сфера деятельности ямской почты широко распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, на юге страны, на Украине и в Белоруссии.

Существование параллельно двух почтовых систем - "немецкой" и ямской - создавало множество неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам.

Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: "немецкая", доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая кроме правительственной почты корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян.

Причем ямская служба взимала за свои услуги с отправителей писем значительно меньше денег, чем "немецкая". Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих служб.

Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России - от Минска до Якутска.

Ему подчинялась также "фруктовая" почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни к царскому столу.

Со второй половины XVIII в. почтовые линии подходят к некоторым уездным городам, особенно к тем, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения.

Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порой и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил "Воинский Устав" Петра 1, в который вошла статья "О чине полевой, почты".

До конца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров.

На рубеже XVII-XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на "немецкой", а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации . В конце XVII - начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов XVIII в. появляются специальные реестры на письма.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются "образцовые" почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С их созданием связан огромный по своей значимости документ - "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы.

На "образцовых" почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель". С 1773 г. русская служба связи начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаются новые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик, тройка. И самое главное - почта наконец-то стала доходным предприятием.

Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, "тележной почты". Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от введения почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

1782 г. стал этапным в развитии отечественных средств связи. В тот год ликвидируются "немецкая" и ямская почты.

Все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением. Старая почтовая система, ставшая тормозом на пути прогресса, была уничтожена. Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника на Руси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мы пользуемся сейчас.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженер В.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев.

Почта России в XIX веке: В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, Главное почтовое управление было присоединено к Министерству внутренних дел..

После реформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения: введение городской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений в городах, устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках, новые формы содержания почтовых станций, приведение к единообразию производство почтовых операций. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершено строительство первого шоссе.

Со временем и другие главные дороги страны были переоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров.

Крестьянская реформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организовать почту для обслуживания всего сельского населения.

С 1865 года земства начали организовывать собственные почты.. Несмотря на многие запреты и ограниченность в средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIX столетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достигли в Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях.

В 1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила и Россия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установить непосредственные почтовые отношения между странами-участницами.

В 1884 году в целях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт и телеграфов в составе Министерства внутренних дел К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

После падения российской монархии в феврале 1917 года Временное правительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов в Министерство почт и телеграфов.

После прихода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфов было переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов.

В марте 1918 года Народные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда в Москву, ставшую столицей государства.

За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов, почтовое хозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена.

Протяженность почтовых маршрутов и сеть предприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем. Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой - из-за нехватки лошадей в основном простаивал.

С окончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз.

В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях.

В 1924 году во многих уездах была организована передвижная кольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах. Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставки почты. Конная перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов.

В 1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники.

На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовых предприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественное открытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским был механизирован и Ленинградский почтамт.

К 1927 году количество почтовых отправлений достигло довоенного уровня.

В 1932 году, Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народный комиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятий почтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор. В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главной задачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствование старых систем технического обеспечения почтовой связи.

Начавшаяся в июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новую задачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом.

Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии было возложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30 миллионов газет.

Основные мероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новых почтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большого количества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадный материальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушены почтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии.

В общей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи.

В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союза над фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

В послевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения.

В 1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связи СССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением, входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслей электросвязи.

К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существенно расширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности.

В городах развивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинство предприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средства связи размещались, как правило, в одном здании и находились под единым руководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.

Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки.

Для этого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоение выпуска принципиально новых его образцов - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средств малой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживания клиентов.

Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики.

В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления.

Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации.

В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами – предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании.

В число услуг новых компаний вошли курьерская доставка почтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространение периодической печати.

Учитывая роль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 году президент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников «День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля.

Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдические традиции российской почты – эмблема и флаг.

9 октября во всем мире отмечают Международный день почты. Сейчас, в эпоху интернета, бумажные послания практически вытеснены электронными, но представить жизнь без почты все равно невозможно. Каждый день миллионы людей получают друг письма, открытки и посылки из разных уголков света. сайт рассказывает, как зарождалась и развивалась почтовая служба в России.

От ямщиков до почтмейстеров

Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания и депеши отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции - ямы - и почтовая повинность трансформировалась в ямскую. Между станциями также ходили лошади, которых предоставляло местное население. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров. Таким образом, крестьянин мог «выбыть» из домашних дел на несколько дней. К тому же, такая работа не оплачивалась. Получать вознаграждение за свой труд ямщики стали только при Иване Грозном.

Почтовая служба в классическом ее понимании возникла в XVII веке, при этом ямское дело продолжало существовать параллельно с ней. Ямщики доставляли срочные послания в конкретное место, а почтальоны разносили много писем сразу строго в определенное время.

При Петре I ямская и регулярная почта слились в одну организацию, которой управлял генерал-почтмейстер. Высшими органами были почтамты, а внизу иерархической лестницы находились почтовые станции.

Ящики - на вес золота

Внутригородская почта появилась в России в 1833 году: она работала в Петербурге. Жители столицы могли отнести свои письма в один из 45 пунктов приема. Трижды в день письма отвозили в почтамт, где послания сортировали, и почтальоны разносили их адресатам. В середине XIX века с появлением марок, которые нужно было клеить на конверт, в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не приходилось подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.

Труд ямщика был тяжелой работой. Фото: Public Domain

Первые ящики были сделаны из досок, обшиты железом и окрашены в темно-синий цвет. Новинка быстро стала мишенью для воришек, и ящики один за другим исчезали с городских улиц. Тогда их начали делать из чугуна: вес одной такой конструкции составлял под 40 килограммов, и снять его стены было довольно затруднительно.

К 1896 году в России насчитывалось больше 15 тысяч почтовых ящиков.

Нелегкий труд почтальона

Почтальона в России можно было издалека узнать на улице по его форме, похожей на солдатский мундир. Позже ношение формы было упразднено, и мундиры были заменены сюртуками, которые почтальоны должны были приобретать из своего кармана.

В конце XIX и начале XX века рабочий день почтальона длился целых 16 часов - с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. По этой причине корреспонденцию разносили только мужчины, а женщины, как правило, трудились в канцелярии ведомства. На работу принимали только незамужних, бездетных и вдов. При поступлении на почту каждая женщина подписывала обязательство о том, что она покинет службу в том случае, если решит обзавестись семьей. Считалось, что муж и дети послужат для сотрудниц отвлекающим фактором и помешают рабочему процессу.

Почтальона можно было узнать издалека - по его форме. Фото: Музей печати и издательского дела

Несмотря на непростые условия труда, оплачивалась работа почтальона весьма скромно. Так, в начале 1900-х годов средняя зарплата сотрудника почты составляла 20 рублей в месяц. При этом литр сметаны стоил около 80 копеек, а килограмм шоколадных конфет - 3 рубля. Чуть больше получали почтальоны, перевозившие корреспонденцию на лошадях: за одну такую поездку им полагалось по 20 копеек прибавки в сутки. В 1912 году в «Почтово-телеграфном вестнике» вышла заметка, которая гласила: «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши... Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно?».

В настоящее время труд почтальона ценится гораздо больше, чем в былые времена, а условия работы стали проще. Письма со всей страны разбирают в автоматизированных сортировочных центрах (АСЦ): в день через конвейер проходит порядка 3 миллионов посланий. Размер и вес письма определяют машины, они же наносят штемпели о гашении марки. После обработки письма поступают в одно из 42 тысяч отделений почтовой связи. Оттуда их уже разносит почтальон, и каждый день люди по всей стране получают письма, которые так ждали!

Ведущий 1-й.

Слайд 1

Ведущий 2-й.

Интересно сколько лет пишут, посылают и получают письма?

Слайд 2

Ведущий 1-й.

В сказке Р. Киплинга «Как было написано первое письмо» письмо не писали, а рисовали! И начнём издалека-издалека…

Ведущий 2-й.

Глиняное письмо, которое Вы видите, нарисовано три тысячи лет до нашей эры. Их называли таблетками. Такие письма отправляли в глиняных конвертах. Тот, кому предназначалось письмо, осторожно разбивал конверт, а потом читал письмо.

На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.

Слайды 3,4

Ведущий 1-й.

Старинные послания вручали гонцу. Гонцам никто не завидовал!

Когда гонец уходил в чужую страну, он завещал своё имущество детям из страха, что не вернётся домой. На одиноко бегущего человека часто нападали хищные звери.

Ведущий 2-й.

Индийский гонец звуками погремушек извещал о своём приближении.

Для доставки почты использовали животных: верблюдов, слонов, лошадей, оленей…

Слайды 5,6,7

Ведущий 1-й.

В непогоду на узких улочках старинных городов была непроходимая грязь – почтальон иногда передвигался на ходулях.

Слайд 8

Ведущий 2-й.

Художники прошлых времён часто изображали почтальонов.

Слайд 9

Ведущий 1-й.

В XVI веке в Англии появились дилижансы. Эти большие крытые экипажи перевозили пассажиров, почту и багаж.

Слайд 10

Ведущий 2-й.

Большой вклад в развитие русской почты внёс выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащёкин. Им была создана регулярная почтовая гоньба (быстрая езда).

Ведущий 1-й.

Откуда к нам пришло слово «почта»?

Боярин Ордин-Нащёкин был образованным, талантливым человеком. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами.

Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».

Слайд 11

Ведущий 2-й

На трактах России в прошлом веке было более 3 тысяч почтовых станций.

Слайд 12

Ведущий 1-й.

Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.

Это была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.

Слайд 13

Ведущий 2-й

Голубь быстро привыкает к человеку, к его дому, к его крыше. Голубя увозят в закрытом ящике за сотни километров. Он не видит дороги. Выпущенная на волю птица сначала чувствует себя растерянной, потом как бы невидимый компас указывает ей, в какой стороне искать дом.

Но прежде чем голубь поднимется ввысь, осторожные руки прикрепляют к спинке, к лапке или к хвостовому перу крохотное послание.

Слайд 14

Ведущий 1-й.

Особенно прославились голуби во время осады Парижа немецкими войсками в 1870 – 1871 годах.

Прекрасно работала голубиная почта и в Великую Отечественную войну в 1941 – 1945 годах. С переднего края фронта было отправлено 15 тысяч «голубеграмм».

Бывают случаи, когда голубиная почта действует и сегодня. В некоторых странах любители –голубеводы тренируют почтовых, или, как теперь часто говорят, спортивных голубей. Устраиваются соревнования, в том числе международные. Победа присуждается за скорость и точность полёта птиц.

Слайд 15

Ведущий 2-й

Кроме голубиной почты существует и бутылочная почта. Конечно, это не очень-то надёжный способ послать известие из дальнего плавания. Найти бутылку в волнах океана, пожалуй, не легче, чем иголку в стоге сена. Но всё-таки надежда есть. Стеклянному Колумб предпочёл дубовый бочонок. Он заметнее бутылки. И какой же моряк оставит без внимания смолённый бочонок, внутри которого, наверное, плещется доброе старое вино.

Утверждают, что послание Колумба океанские волны носили 360 лет.

Слайд 16

Ведущий 1-й.

Бутылочная почта сегодня служит науке. С кораблей, изучающих Мировой океан, сбрасывают в море стеклянные сосуды с открытками внутри. Нашедшего такой сосуд просят сообщить как можно точнее, где он был выловлен, и отправить открытку научному институту по напечатанному на ней адресу.

В институте знают место и время, когда сосуд был отдан воле ветров и течений. Теперь станет известно, куда они принесли его. Таких бутылок – разведчиц сотни тысяч. Нанесенные на карту линии их путей показывают направления главных морских течений, их скорость, изменчивость.

Слайд 16

Ведущий 2-й

В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.

Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.

Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.

Слайд 17

Ведущий 1-й.

Прогресс техники отразился на прогрессе почты. Ведь почта – важная часть общечеловеческой цивилизации. Почтовые тракты заменили железными дорогами. Для перевозки почты морем построены быстроходные суда. На большие расстояния письма доставляют самолёты.

Слайд 18

Ведущий 2-й

К середине прошлого века почта действовала почти во всех государствах земного шара. Это были очень разные страны. Богатые и бедные, развитые и отсталые. В 1874 году в Берне, столице Швейцарии, объединились 22 страны Европы. Затем к ним присоединились другие, образовав Всемирный почтовый союз. Теперь в нём около 170 государств, в том числе и Россия.

Слайд 19

Ведущий 1-й.

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Слайд 20

Ведущий 2-й

Мы хотим вам предложить несколько загадок на тему

нашего мероприятия.

Ведущий 1-й.

Всё на ней ездит: и радость, и горе. (Почта.)

Ведущий 2-й

Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо.)

Ведущий 1-й.

Дом из жести, а жильцы в нём – вести. (Почтовый ящик.)

Ведущий 2-й

У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма.)

Ведущий 1-й.

Предлагаем ответить на вопросы викторины.

  1. Что вы чувствуете, когда встречаете на улице почтальона? Почему?
  2. Какая корреспонденция является наиболее долгожданной для вас? Почему?
  3. Когда появились первые письма?
  4. Что привлекает вас в переписке больше - получать письма или писать?
  5. Хранятся ли в ваших семьях письма? От кого? Почему?
  6. Какого содержания бывают письма?

АКЦИЯ!!!
Предпочтовая обработка, удаление повторов, проверка и простановка почтовых индексов в адресных базах данных клиентов – БЕСПЛАТНО!


ПОВЫШЕНИЕ ПОЧТОВЫХ ТАРИФОВ "ПОЧТОЙ РОССИИ".
С 01.04.2018 г. повышаются тарифы на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции.



История почты

История почты: как появились почтовые услуги

Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

Именно благодаря использованию голоса для передачи информации, возникла членораздельная речь. Но, недостатком такого способа передачи новостей было то, что человеческий голос слышен только на небольшом расстоянии. В результате этого, для усиления голоса стали использовать полые стволы деревьев, а также барабаны, извещающие народ о приближении гонца. Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. С момента появления рабовладельческих стран появилась необходимость правителей быть в курсе всего, что происходит в их стране. ТОгда почтовая связь стала упорядоченной. Первые учреждения такой почтовой связи появились в античные времена. Первое время эти учреждения носили исключительно военный характер. Самыми развитыми почтовые связи считались в Египте, именно их можно считать предшественником современной почты.

Почта Древнего Египта состояла из многочисленных гонцов, снабжающих фараонов информацией. Гонцам необходимо было преодолевать длинные расстояния за возможно короткие сроки, поэтому в качестве почтальонов стали использовать еще и почтовых голубей. Такая почтовая система постепенно стала появляться и в других странах.

В Древнем Риме собственных гонцов себе могли позволить только богачи. Основана государственная почта была Юлием Цезарем. Она была подчинена непосредственно императору и не была предназначена для частного использования. На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. между каждыми двумя такими станциями находились более мелкие. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» — почта.

С развитием торговли и ремесел повысился интерес к передаче сообщений, рассылке писем . Это способствовало появлению разнообразных посыльных служб и почт, которые обслуживали ремесленников и купцов. Купеческая почта находилась в крупных торговых домах, имеющих своих собственных курьеров.

В 19 веке с появлением железных дорог и пароходства, а в 20 веке еще и самолета, скорость почтовых рассылок значительно увеличилась. Почта приобрела общегосударственное значение и стала обслуживать всех граждан. Железнодорожная сеть стремительно развивалась и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Почта стала более усовершенствованной, появились дешевые почтовые таксы, а также целый ряд новых торговых операций и почтовых услуг .

Даже когда был изобретен в 1876 году телефон, телеграф и радио, почта не утратила свою важную роль средства массового общения.

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Ассирийцы еще в III тыс. до н.э. применяли то, что можно назвать предшественником конверта. После обжига таблички с текстом письма ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка-письмо и табличка-конверт не становились единым куском. Конверт разбивали и читали письмо. До современников дошло два таких письма - вместе с конвертами они хранятся в Лувре.

4000 ЛЕТ НАЗАД НЕИЗВЕСТНЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ХУДОЖНИК НА ОДНОЙ ИЗ СТЕН погребальной пещеры фараона Нумхотена нарисовал воина, держащего в одной руке свиток, а в другой – открытый лист-письмо, который подает своему начальнику. Так до нас дошло вещественное доказательство существования почты в те далекие времена. До нас дошли сведения и о почтовых сообщениях у других древних народов. Письменное сообщение можно было передавать от одного гонца к другому без опасения исказить сообщение. Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.

Во времена Кира и Дария в Персии (558-486 г. до н.э.) почтовая связь была налажена превосходно. На станциях персидской почты постоянно были наготове гонцы и оседланные лошади. Почта передавалась гонцами по эстафете от одного к другому.

Славилась и древнеримская почта, игравшая огромную роль в управлении огромной Римской империей. В важнейших центрах империи содержались специальные станции, снабженные конными курьерами. Римляне обычно говорили Statio posita in…("Станция расположена в …"). Как считают специалисты, именно из сокращения этих слов и появилось слово почта (Posta).

Документально подтвержденные сведения о существовании почты в Китае относятся к глубокой древности. Государственная почта Китая существовала уже при династии Чжоу (1027-249 г. до н.э.). Она располагала пешими и конными гонцами. Императоры династии Тан (618-907 г. до н.э.) уже назначали генерал-почтмейстеров.

В Арабском халифате к 750 г. все государство было покрыто сетью дорог, по которым курсировали гонцы, – пешие и верховые на лошадях, верблюдах и мулах. Они доставляли государственную и частную почту. О большом значении почтовой службы государства свидетельствует знаменитое высказывание халифа Мансура, основавшего Багдад (762 г.). "Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всем".

В ГРЕЦИИ ПОЧТОВАЯ СИСТЕМА БЫЛА ДОСТАТОЧНО ХОРОШО НАЛАЖЕНА В ВИДЕ сухопутной и морской почтовой связи, но она не могла значительно развиться из-за множества воюющих между собой городов-государств. Правительства для передачи сообщений имели в своем распоряжении, как правило, пеших посланцев. Они назывались гемеродромами. Гонцы-бегуны преодолевали за час расстояние в 55 стадий (около 10 км) и за один рейс - 400-500 стадий.

Самым известным из этих курьеров был Филиппид, который, по утверждению Плутарха, в 490 году до н.э. донес в Афины известие о победе в битве при Марафоне и умер от истощения. Этот бег был первым марафоном в истории. Филиппид передал только устное послание. Для передачи особо спешных сообщений уже в древности посылали верховых гонцов. Как пишет Диодор, один из военачальников Александра Македонского держал при своем штабе гонцов - всадников на верблюдах.

Государства инков в Перу и ацтеков в Мексике еще до 1500 г. имели регулярную почту. Почта инков и ацтеков использовала только пеших гонцов. Дело в том, что лошадей в Южную Америку завезли европейцы – завоеватели только в ХVI в. Расстояние между соседними станциями не превышало трех километров. Поэтому оно быстро преодолевалось гонцом. Особенность почты инков и ацтеков заключалась в том, что кроме почты, гонцы должны были доставить свежую рыбу к столу императора. Рыба доставлялась с побережья в столицу в течение 48 часов (500 км). Оцените скорость доставки. Современная почта вряд ли быстрее, хотя имеет в своем распоряжении машины, поезда, самолеты. Во времена расцвета культуры майя также имелась развитая служба гонцов, но о ней мало известно.

Как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам. Другие слои населения почтой не пользовались.

Для обывателей и международных связей

Между тем простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. На первых порах их сообщения передавались в частном порядке через купцов, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе способствовало организации регулярного почтового обмена между городами.

ИМЕЮТСЯ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ НАЛИЧИЕ ГОРОДСКИХ ГОНЦОВ уже в ХIV в. Наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза – торговый и политический союз северогерманских городов в ХIV-ХVII вв. Со вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по всей территории Германии. Далее через Нюрнберг почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг - в Прагу, Вену и другие города. Так возникла международная почта.

Следующим заметным достижением служит почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 г., когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве.

В 1501 г. Франц Таксис становится генерал-почтмейстером Нидерландов. До начала ХVI в. почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Почтовое дело стало доходным, и у Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 г. очередной Таксис – Ламораль становится имперским генерал-почтмейстером. Имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов. Кстати, приставку "Турн" Таксисы присоединили к своей фамилии в 1650 г., получив ее в качестве пожалования короля. Ламораль Таксис, новый генерал-почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами. Все это положило начало борьбе почты Турн-и-Таксис с конкурентами, длившейся столетиями. Почта Таксисов устояла и победила. Аккуратность, быстрота и честность – таков был девиз почты Турн-и-Таксис, который строжайше соблюдался на практике. Впервые торговые люди и банкиры, простой народ и государственные чиновники могли быть уверены, что письма, документы, деньги быстро дойдут до адресата, и они вскоре получат ответ.

В 1850 г. почта Турн-и-Таксис присоединилась к германо-австрийскому союзу. К тому времени во многих странах уже были выпущены почтовые марки. Правила германо-австрийского почтового союза предусматривали для его участников обязательство выпускать почтовые марки. Именно поэтому 1 января 1852 г. вышли первые почтовые марки почты Турн-и-Таксис. Всего почта Турн-и-Таксис выпустила 54 почтовые марки. Эта почта выпускала и маркированные конверты. История почты Турн-и-Таксис заканчивается только в 1867 г., когда Пруссия приобрела права на все почтовые учреждения дома Турн-и-Таксис.

Почтальон – опасная профессия

В ХVII в. Швеция стала великой державой, и появилась необходимость в регулярной связи с ее владениями за Балтийским морем. Первыми почтальонами были королевские курьеры. Затем корреспонденцию доставляли так называемые почтовые крестьяне. Они жили вблизи основных дорог, освобождались от разного рода повинностей, например, воинской, но были обязаны переправлять государственную почту.

ОБЫЧНО ПОСЫЛАЛИ БАТРАКА, КОТОРЫЙ БЕЖАЛ, ТРУБЯ В РОЖОК, километров за 20-30 к соседу. Передав свою почту и получив в обмен другую, он отправлялся домой. Если письма опаздывали, ему грозило наказание. Корреспонденция доставлялась и по морю, например, на лодках из Швеции на Аландские острова и далее в Финляндию и Санкт-Петербург. "Почтовые крестьяне" работали круглый год независимо от погоды. Особенно опасна была переправа весной и осенью, когда они то волокли лодку по льду, то ставили паруса, то брались за весла. Немало людей погибало во время шторма.

Русская почта - одна из старейших в Европе. Первое упоминание о ней в летописях относится к Х в. В Киевской Руси существовала обязанность населения с названием "повоз". Эта обязанность заключалась в необходимости предоставлять лошадей для княжеских гонцов и его слуг.

Однако четкая почтовая служба в России появилась только при царе Алексее Михайловиче. Организатором "правильной" почтовой гоньбы в России стал глава тогдашнего русского правительства боярин Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1681). Он же является инициатором создания и зарубежной почты России (почтовая линия Москва – Вильну).

С 1677 г. в России начала действовать международная почтовая служба. Первые линии общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в "немецкие" страны - так русские люди называли земли, где говорили на непонятных "немых" языках. Помимо международных отправлений "немецкая почта" доставляла и купеческие письма, и правительственные бумаги по России. Благодаря "немецкой почте" в почтовой службе были организованы пункты обмена корреспонденцией и введены правила, обеспечивающие регулярность доставки почты.

Прообразом привычного нам почтового ящика послужили флорентийские тамбури - общедоступные ящики, которые устанавливались у стен церквей и соборов, первый почтовый ящик был установлен в XVII в. во Франции.

По материалам livejournal подготовила Зара ГЕВОРКЯН