Как добавится в подписчики вк. Из друзей в подписчики и обратно. Поговорим о подписках Вконтакте. Массовое удаление друзей «ВКонтакте»

Реконструкция ВДНХ

26 марта 2014 года Всероссийскому выставочному центру (ВВЦ) было возвращено историческое название — Выставка достижений народного хозяйства ВДНХ. Началась комплексная реконструкция знаменитого выставочного комплекса в Москве. Согласно оценкам, стоимость реконструкции составит около 13 млрд руб. только по объектам, находящимся в ведении города Москвы, всего же в реконструкцию выставки может быть вложено до 60 млрд руб. Ко дню 75-летия ВДНХ 1 августа 2014 года был завершён первый этап реконструкции выставки. За время работ территория ВДНХ увеличилась в два раза и превысила 520 га.

Программа-200

Проект, стартовавший в 2010 году, предусматривает строительство в ближайшие годы 200 православных храмов в Москве на средства благотворителей и добровольные пожертвования при организационной поддержке Правительства города Москвы. Программа призвана построить храмы в шаговой доступности для населения спальных районов столицы, где один храм приходится зачастую на более чем сотню тысяч человек и находится настолько далеко, что дойти до него пешком проблематично. В целом для достижения среднероссийской обеспеченности храмами — 11,2 тыс. человек на один храм — в Москве необходимо было бы построить почти 600 храмов, поэтому эта программа хоть и является большим шагом вперёд, но полностью проблему не решит. По состоянию на ноябрь 2015 года по программе уже ведены в строй 9 храмов, в целом завершено строительство 11 храмов и ещё 41 храм строится.

Космонавтика и ракетная техника

Космодром Восточный

Новый космодром, строящийся в настоящее время в Амурской области, включает две стартовые площадки и город для обслуживающего персонала. Космодром позволит запускать ракеты-носители семейства «Союз» и, в перспективе, «Ангара», в том числе в пилотируемых вариантах.

Всего планируется строительство более 400 сооружений, в том числе 120 сооружений технического и стартового комплексов, 11 объектов аэродромного комплекса со взлётно-посадочной полосой длиной 4500 м, инженерных коммуникаций протяжённостью 88 км, автомобильных и железнодорожных путей общей протяжённостью более 170 км, 30 объектов социально-культурного и бытового назначения и 42 жилых домов.

Предполагается, что после 2020 года Россия перестанет быть зависимой от использования, оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего, это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжёлых ракет-носителей. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд рублей. Стройка является крупнейшей в России, на строительстве различных объектов космодрома уже задействовано 6,5 тыс. человек и планируется увеличить это число до 10 тысяч.

24 декабря 2014 г. было завершено бетонирование стартового кольца на космодроме «Восточный». К маю 2015 года для Восточного было построено немногим менее 100 км железных дорог. 9 августа 2015 года объявлено о завершении основных строительных работ на всех объектах «пускового минимума» космодрома.

Для 12 000 сотрудников космодрома рядом на площади 140 га строится город Циолковский, который станет первым в России населённым пунктом, названным в честь основоположника космонавтики Константина Циолковского.

До 2030 года на космодроме планируется дополнительно создать инфраструктуру для новой ракеты космического назначения с многоразовой первой ступенью и новой сверхтяжёлой ракеты, предназначенной для освоения дальнего Космоса и, в частности, Луны.

Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс»

Из-за недостатка финансирования первоначально проект Европейского космического агентства (ЕКА), позднее совместный с США в итоге стал совместным российско-европейским, причём, в отличие от большинства совместных проектов прошлых лет, роль России не ограничивается предоставлением ракеты и/или пары приборов, а Российская академия наук в результате получит те же права на полученные данные, что и ЕКА. Финансирование проекта с российской стороны началось в конце 2012 г., соглашение с ЕКА подписано в апреле 2013 г. Проект предусматривает отправку к Марсу в 2016 г. орбитального аппарата и посадку на Марс стационарной платформы и марсохода в 2018 г., первый аппарат при этом, помимо выполнения исследований с орбиты будет служить ретранслятором для платформы и марсохода. Запуск космических кораблей планируется с помощью двух ракет «Протон», орбитальный аппарат и марсоход будут изготовлены ЕКА с использованием российских научных приборов, посадочную платформу (и вообще второй аппарат за исключением марсохода) будет изготавливать НПО им. Лавочкина. Стоимость только европейской части проекта составляет около 1 млрд евро.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Рубеж»

Разработка новой межконтинентальной баллистической ракеты ведётся в Московском институте теплотехники. По понятным причинам информация засекречена, но в открытых источниках есть официальные заявления представителей МО РФ. Начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник В. Зарудницкий огласил некоторые подробности текущего положения дел по проекту РС-26 «Рубеж». Известно, что к лету 2013 было проведено 4 испытания комплекса, из которых только одно закончилось неудачно. Последнее испытание прототипа ракеты происходило 6 июня 2013 года и признано успешным.

Авиация

Истребитель 5-го поколения

Самолёт, ещё не получивший своего окончательного наименования официально разрабатывается с 1999 года. В настоящее время известен под именами Т-50, И-21 и ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Проект оценивается в 5 млрд долл. и в данное время находится на стадии испытания прототипов.

МС-21 (Як-242)

Проектируемое семейство ближне‑среднемагистральных самолётов МС-21, которые должны заменить Ту-134, Ту-154 и отчасти Ту-204. Производство первых опытных образцов началось в феврале 2014 года. Первый полёт планируется на 2015 год, начало серийных поставок — на 2017 год. Предполагается, что вместе с Суперджетом МС-21 сможет закрыть 80 % потребностей авиакомпаний России в новых самолётах. Объём инвестиций в проект — 164 млрд рублей. Имеется информация, что самолёт выйдет на рынок под названием Як-242. В 2014 году в Иркутской области начались работы по созданию машиностроительного кластера в области авиастроения — основным звеном станет научно-производственная корпорация «Иркут», головной производитель авиалайнера МС-21.

Крупнейшие корабли и суда

Атомный двухосадочный ледокол проекта 22220 (ЛК-60) «Арктика»

Крупнейший в мире атомный ледокол мощностью 60 мегаватт. Имеет возможность изменять осадку для работы в устьях сибирских рек и на мелководьях, что делает ледокол универсальным (на данный момент атомный ледокольный флот России разделён на специализированные крупные морские ледоколы и мелкие речные). Резка металла для закладки судна началась 1 ноября 2012 г. Закладка ледокола произошла 5 ноября 2013 года на Балтийском заводе (Санкт-Петербург). Судно должно вступить в строй к декабрю 2017 года. Стоимость контракта на строительство, включая разработку новых реакторных установок и других технологий, составила 37 млрд рублей.

Исследовательская атомная подводная лодка проекта 09852

Заложена (перезаложена) 20 декабря 2012 года. Согласно официальным сообщениям, «эта субмарина будет создана для реализации непростых задач: проведения разноплановых научных исследований в удалённых районах Мирового океана, участия в поисково-спасательных операциях. Кроме того, АПЛ должна обеспечивать установку подводных средств оборудования и их инспекцию, испытания новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, мониторинг подводных транспортных магистралей. Субмарина станет носителем спасательных глубоководных и автономных необитаемых подводных аппаратов. Атомоход спроектирован ЦКБ МТ „Рубин“ (Санкт-Петербург) на основе проекта 949А». По информации в открытых источниках при строительстве будет использован корпус недостроенной подводной лодки К-329 «Белгород» проекта 949А, заложенной 24 июля 1992 года на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Общая стоимость корабля, видимо, составит аналогично ранее построенным подводным лодкам проекта 949А «Антей» порядка 226 млн рублей в ценах середины 1980-х гг. (то есть порядка 30 млрд рублей в ценах 2012 г.)

Бронетехника

Семейство боевых машин на базе гусеничной платформы «Армата»

По сообщениям в открытой печати на базе нового шасси предполагается создать «основной боевой танк, боевую машину пехоты, тяжёлый бронетранспортёр, боевую машину поддержки танков, бронированную ремонтно-эвакуационную машину, шасси для самоходных артиллерийских установок и другие».
В марте 2015 года появились первые фотографии танков и других бронемашин на платформе «Армата» — техника использовалась для репетиций Парада Победы-2015. В ответ на это, ещё до официальной презентации новых машин, мировые СМИ (в частности, немецкие) отметили беспрецедентные возможности нового российского танка Т-14 «Армата».

«Армата» — первый серьёзный танк за последние десятилетия. Так, немецкий Leopard-2 был создан 35 лет назад, американский M1 Abrams — его ровесник. Журналисты пишут о сошедшей со стапелей «Уралвагонзавода» «Армате» не иначе как с восхищённым придыханием. Немцы из Stern — а немцы кое-что понимают в хороших танках — снабдили статью об «Армате» заголовком «Putins neue Wunderwaffe», «Новое супероружие Путина».

У «Арматы» есть два очень мощных козыря — плоская необитаемая башня, которая резко повышает шансы экипажа на выживание, и лучшая в мире танковая пушка калибром в 125 миллиметров. Также «Армата» нашпигована самой современной электроникой, при помощи которой расположенный в специальной бронекапсуле экипаж сможет управлять танком при помощи видеокамер и автоматики. Электроника позволяет подключить танки «Армата» к современной системе боя, при помощи которой все танки будут объединены в единую систему управления.

Морские порты

Порт Сабетта

Строящийся на полуострове Ямал далеко за Полярным Кругом на берегу Обской Губы порт должен стать одним из крупнейших в Арктике и обеспечить отправку сжиженного природного газа по Северному морскому пути как на запад — в Европу и на восточное побережье США, так и на восток — в Тихоокеанский регион. Прорабатывается возможность использования порта как универсального для обеспечения кратчайшего выхода к морскому транспорту предприятий Уральского Федерального Округа, для чего предполагается подвести к нему железную дорогу.

В декабре 2014 г. в Сабетте был открыт аэропорт с взлётно-посадочной полосой длиной 2700 м, способной принимать самолёты всех типов. С февраля 2015 года началась приёмка пассажирских рейсов.

Стоимость строительства непосредственно порта оценивается в 75 млрд рублей, общая же стоимость проекта с учётом завода сжиженного природного газа оценивается в 850 млрд рублей. Первые грузовые суда строящийся порт принял в октябре 2013 г. Уже в 2014 г. порт обеспечивал треть всех грузоперевозок по Северному морскому пути — 1,1 млн тонн.

Развитие порта Восточный

Восточный — один из крупных портов на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае в бухте Врангеля в 20 км от города Находка, являющейся конечной точкой Транссибирской магистрали. В структуру ОАО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый — единственный в Приморском крае специализированный угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов (ППК-3). Второй — универсальный производственно-перегрузочный комплекс — специализируется на грейферной перевалке угля (ППК-1). В 2014 году ведется строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса. Планируемая стоимость расширения — 13,613 млрд рублей, ввод — в 2017 году.

Железные дороги

Реконструкция железной дороги Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань

Реконструкция построенной ещё в годы войны части Байкало-Амурской магистрали на участке Оунэ-Высокогорная ведётся с 2008 г., что позволит поднять пропускную способность участка с 14 до 35,5 млн тонн в год. Суммарная стоимость 60 млрд руб. Входящий в рамки проекта крупный новый Кузнецовский тоннель введён в эксплуатацию в 2012 г. Завершение проекта ожидается в 2016 г.

Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею

К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло её совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеёй 1520 мм. Перешивка совмещена с ремонтом пути, а также заменой мостов и тоннелей на участках, построенных во время японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяжённостью 805 км. Проект реконструкции дороги в 2004 г. оценивался в 16 млрд рублей. С 2003 г. по начало 2015 г. подготовлено к единовременному переходу на широкую колею около 550 км дороги. Реализация проекта существенно снизит затраты на содержание дороги, а также откроет путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком. Завершить перешивку главного пути железной дороги на Сахалине планируется к 2021 году.

Развитие инфраструктуры участка Междуреченск — Тайшет

Проект увеличения пропускной способности едва не заброшенной в 1990-х гг. магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 г. со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд рублей. До 2014 года планировалось вложить ещё почти 10 млрд рублей, хотя по другим сведениям только к лету 2013 года и только в строительство новых тоннелей на участке было вложено 25 млрд рублей. Общая стоимость проекта в результате к моменту планируемого завершения в 2019 году должна достичь 42,9 млрд рублей. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 13 млрд рублей. В рамках реконструкции участка в 2014 году в Саянских горах открыт новый Манский тоннель стоимостью 7 млрд рублей и протяжённостью 2465 метров — самый длинный тоннель в Красноярском крае (расположен в 59 м от старого Манского тоннеля, построенного в 1961—1963 гг.).

Реконструкция и строительство железнодорожных путей в обход территории Украины

С 2015 года Россия начала реконструкцию и строительство новых железнодорожных путей в южном направлении в обход территории Украины — стоимость проекта составит более 55 млрд руб. Речь идёт о линии Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск в Ростовской области (в стратегии развития РЖД до 2020 года стоимость этого проекта оценивается в 56,6 млрд рублей. На настоящий момент (2014 год) поезда на ряде маршрутов из центральной России на юг дважды пересекают границу России с Украиной (точнее — границу России с частью территории ЛНР, подконтрольной Украине).

Автомобильные дороги

Центральная кольцевая автомобильная дорога

Стоимость строительства кольцевой автострады длиной 520 км в 30-70 км от МКАД составит 291 млрд рублей. Трасса должна пройти в основном на месте ныне существующей трассы А-107 — Московского малого кольца (Малой бетонки). Строительство первого участка началось 26 августа 2014 года. Стоимость первого пускового участка южнее Москвы длиной около 50 км, который планируется ввести в строй в 2018 году, составит 48 млрд рублей.

Автомагистраль Кемерово — Ленинск-Кузнецкий

Первая скоростная (до 130 км/ч) автодорога в Сибири. Расположена в наиболее густонаселённой части Кузбасса. Первый 5,5-километровый участок был построен в 2005—2006 гг., второй и третий (24,6 и 19,4 км) введены в строй в 2011—2013 гг. К созданию последнего отрезка длиной 17,6 км и стоимостью 8,5 млрд. руб. планируется приступить в 2015 г., закончить его предполагается осенью 2019 г. По завершении магистраль должна соединиться с построенной в 70-х—90-х гг. 124-километровой четырёхполосной дорогой I категории от Ленинска-Кузнецкого до Новокузнецка, которую предполагается отремонтировать и модернизировать под требования организации скоростного движения.

Владивосток — Находка — порт Восточный

Новая четырёхполосная автодорога, строящаяся в условиях гористой местности, призвана спрямить путь между основными портами Приморья и существенно расширить пропускную способность местной сети дорог. Строительство первого участка дороги длиной 3,5 км было выполнено в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 г. Общая протяжённость дороги должна составить около 118 км. Общая стоимость проекта оценивается в 30 млрд рублей. Строительство второго (3,5-18 км) и третьего (18-40 км) участков дороги, на которые уже выполнена проектная документация, оценивается в 7 млрд рублей. На 2015 год работы активно продолжаются.

Коренная реконструкция федеральной трассы А-181 «Скандинавия»

В 2015 году стартовал очень крупный (оценочная стоимость — 100 млрд рублей) проект коренной реконструкции федеральной автомобильной дороги А-181 «Скандинавия», в результате которой эта дорога, соединяющая Санкт-Петербург через Выборг с границей с Финляндией, должна получить вместо нынешних, больше частью, двух сразу от 4 до 6 полос движения с разделительной полосой, а также многоуровневые развязки. В 2015 году начались работы первого этапа на участке 47 — 65 км стоимостью 11 млрд рублей, всего же до 2022 года на первые этапы работ предусмотрено выделение 32 млрд рублей.

Линии метрополитена

Строительство Петербургского метрополитена

Строительство метрополитена в Санкт-Петербурге связано с особыми трудностями вследствие крайне сложных геологических условий в центральной части города. Поэтому практически каждая станция метро в городе становится крупным проектом. Тем не менее, строительство метрополитена в мегаполисе со времени ввода в строй первой очереди в 1955 году велось практически непрерывно, хоть и разными темпами, как ранее, так и сейчас. На начало 2015 года строятся следующие крупные объекты Петербургского метрополитена: участок 5-й (Фрунзенско-Приморской) линии со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» («Южная») глубокого, мелкого и наземного заложения соответственно и электродепо «Южное» и участок 3-й (Невско-Василеостровской) линии со станциями «Новокрестовская-1» и «Беговая».

Строительство Московского метрополитена

Из-за серьёзнейших транспортных проблем развивавшийся и ранее метрополитен в самом большом городе Европы активно строится, так как альтернативы ему нет — реконструкция автодорог столицы должна в основном завершиться к 2017 г., а дальше дороги строить будет просто негде, поэтому мэрия планирует сосредоточиться на метро и железной дороге. Проект расширения московского метрополитена предусматривает строительство до 2020 гг. 70 станций и 150 км новых линий, что делает его крупнейшим в мире на 2013 г.

Крупнейшие мосты

Мост через Керченский пролив

О начале работ по строительству было сообщено 5 сентября 2014 года — производятся земляные работы на подходах к мосту, а также разминирование снарядов, оставшихся в Керчи со времён Великой Отечественной войны.

По данным на январь 2015 года, предполагаемая стоимость моста составляет 228,3 млрд руб. Общая длина транспортного перехода составит около 19 км. Переход будет включать в себя проезд для автотранспорта по нормативам автомобильных дорог общего пользования первой категории с четырьмя полосами движения, а также два пути железной дороги. 15 апреля 2015 года начали строить временный технологический мост через Керченский пролив.

К середине 2015 года года должны начаться масштабные подготовительные работы на всём протяжении строительства, а к концу года должно быть завершено проектирование. Окончание строительства планируется на 2018—2019 гг.
16 августа 2015 г. забита первая свая Керченского моста. 1 октября 2015 года по временному технологическому мосту (РМ-1) через Керченский пролив прошли первые грузовики. 2 октября 2015 года на Кубани началось строительство подъездной трассы к Керченскому мосту.

Крупнейшие тоннели

Алабяно-Балтийский тоннель, г. Москва

Автодорожный тоннель, возводимый в Москве в рамках проекта «Большая Ленинградка». В то же время тоннель являлся частью проекта Четвёртого транспортного кольца, а после отмены этого проекта в 2011 г. стал частью строящейся Северо-Западной хорды. Длина подземной части тоннеля — 1,6 км, предусматривается 6 полос движения. Строится в крайне стеснённых условиях — помимо сложностей с городской застройкой тоннель проходит под действующей линией метро, железнодорожной магистралью и нуждавшимся в реконструкции коллектором уведённой под землю реки. Строительство ведётся с 2005 года, первая очередь введена в строй в сентябре 2013 года, полностью строительство завершено в начале 2015 года. Стоимость проекта 63 млрд рублей в ценах 2011 года.

Новый Байкальский тоннель

Однопутный тоннель длиной 6682,05 м с двумя дренажными штольнями длиной 1500 и 1747,36 м, параллельный построенному в 1980-х старому Байкальскому тоннелю, строится в рамках мегапроекта по реконструкции Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2) с 2014 года и должен быть сдан в эксплуатацию в 2017 году. Тоннель обеспечит двухпутное движение на участке БАМа, Усть-Кут — Северобайкальск проходящем через Байкальский хребет. Стоимость проекта составляет 28,9 млрд рублей.

Аэропорты и аэродромы

Аэропорт «Южный» (Ростов-на-Дону)

Проект, известный также под названием «Южный хаб» предусматривает возведение с нуля в Грушевском поселении Аксайского района Ростовской области крупнейшего аэропорта на юге страны, призванного служить пересадочным узлом. В 2014 году начато строительство. Завершение строительства планируется в 2017 г. к Чемпионату мира по футболу 2018 г. Стоимость проекта 37 млрд рублей.

Развитие аэропорта Домодедово (Москва)

С 1999 г. по настоящее время аэропорт динамично развивается, ежегодно в реконструкцию и новое строительство на его территории вкладываются миллиарды рублей, и за эти годы уже реализовано несколько крупных проектов. В настоящее время производится реконструкция и строительство пассажирского терминала (увеличение общей площади более чем в 9 раз к 2017 году); строительство многоярусных паркингов (рост числа парковочных мест к 2014 году до 9700 мест); расширение грузового терминала (рост пропускной способности более чем в 2 раза со 160 до 360 тыс. тонн в год); строительство собственной мини-ТЭЦ. Объем инвестиций в развитие аэропорта с 2011 по 2020 годы составит 108 млрд руб.

Трубопроводы и хранилища

Газопровод «Турецкий поток»

Новый газопровод по дну Чёрного моря из России в Турцию, в дополнение к построенному ранее «Голубому потоку», решили построить в конце 2014 года. Для строительства газопровода будет использована инфраструктура, ранее строившаяся для отменённого газопровода «Южный поток», который должен был проходить по дну Чёрного моря от Кубани в Болгарию и далее вглубь ЕС. Строительство «Южного потока» в Кубани началось в 2012 году, а в 2014 было прервано. Строительство по новому проекту начало развёртываться с мая 2015 года.8 мая 2015 года «Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток».

Газопровод пройдет 660 километров в старом коридоре «Южного потока» и 250 километров в новом коридоре, выйдя на сушу в европейской части Турции.

Поставки газа в Турцию по новому трубопроводу должны начаться в декабре 2016 года. Мощность 4 ниток газопровода составит 63 миллиарда кубометров газа в год.

Газопровод «Сила Сибири»

Магистральный газопровод в Китай, строящийся с 1 сентября 2014 года, имеет следующие технические характеристики: протяжённость — около 4000 км; диаметр — 1420 мм; рабочее давление — 9,8 МПа (100 атм.); производительность — 61 млрд м³ газа в год.
Ввод в эксплуатацию первой части ГТС «Сила Сибири» — магистрального газопровода «Якутия — Хабаровск — Владивосток» — намечен на конец 2017 года. Около половины мощности пойдёт на газоснабжение потребителей внутри страны. Стоимость не сообщается. Газопровод будет обеспечивать поставки газа в рамках крупнейшего в истории газового контракта, заключённого между Россией и Китаем 21 мая 2014 года. Проект называется крупнейший в мире стройкой в области трубопроводного транспорта и оценивается в 770 млрд рублей.

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

ВЛ 220 кВ Надым — Салехард с ПС-220кВ Салехард и распределительной сетью 110кВ

Строящаяся с 2009 г. ЛЭП должна обеспечить соединение изолированного до сих пор Салехардского энергоузла с Единой энергетической системой. Кроме того, по опорам ЛЭП будет проведена линия волоконно-оптической связи, которая обеспечит эти города широкополосным доступом в интернет. Общая стоимость проекта — 19 млрд рублей, из них реализуемого первого этапа (ВЛ 220 кВ «Надым-Салехард») — 14 млрд рублей.

Строительство подземной ПС 220 кВ Союз и других объектов электроснабжения ИЦ Сколково, Московская область

Первая в России подземная подстанция данного класса напряжения. Строится для электроснабжения инновационного центра Сколково. Стоимость подстанции 16 млрд. Общая сумма финансирования объектов электроснабжения ИЦ Сколково составит 18 млрд рублей.

ВЛ 500 кВ Алюминиевая — Абаканская — Итатская

Вторая линия ЛЭП длиной 333 км строится с 2010 г. для повышения надёжности энергосистемы юга Сибири. Объект строится с 2010 г., первый участок введён в строй в 2012 г., к началу 2013 г. основные работы практически завершены. Стоимость проекта 14 млрд рублей.

Гидроэнергетика

Бурейская ГЭС

Гидроэлектростанция на реке Бурея в Амурской области мощностью в 2,01 ГВт. Восьмая по мощности в России. Строилась с 1974 г. К 1994 г. строительство почти полностью прекратилось и было возобновлено в конце 1999 г. Основной этап строительства завершён в 2007 г. Общий объем инвестиций в достройку энергообъекта оценивается в 35 млрд рублей. В настоящее время ГЭС работает на полную мощность.

Комплексная модернизация Саратовской ГЭС

Одна из крупнейших гидроэлектростанций страны была построена ещё в 1960-х годах, поэтому её оборудование нуждалось в модернизации. С 1995 г. проводится замена значительной части оборудования генераторов гидроагрегатов, к апрелю 2013 г. модернизировано уже 19 из 21 типовых гидроагрегатов (заменяются также два экспериментальных горизонтально-капсульных агрегата, и имеется агрегат рыбоподъемника). Модернизируется также трансформаторное оборудование (уже заменено на 4-х из пяти энергоблоков). В 2005—2012 гг. проводилась замена горизонтально-капсульных агрегатов (с увеличением их мощности) стоимостью 3 млрд рублей. В 2011 г. заключён контракт на поставку новых турбин к основным агрегатам и полную модернизацию агрегата рыбоподъёмника стоимостью более 1 млрд евро, непосредственно работы по замене турбин должны стартовать в 2013 г. Полностью оборудование станции должно быть заменено к 2030 г.

Атомная энергетика

Опытно-демонстрационный энергетический комплекс с реактором БРЕСТ-300 (проект «Прорыв»), г. Северск Томской обл.

Росатом создаёт на Сибирском химическом комбинате (СХК) в рамках проекта «Прорыв» опытно-демонстрационный энергокомплекс с принципиально новой реакторной установкой БРЕСТ-300, которая будет работать по в значительной степени замкнутому циклу с регенерацией и производством ядерного топлива в непосредственной близости от него, что должно резко повысить радиационную безопасность и резко уменьшить оборот высокообогащённых делящихся материалов, что критически важно для режима нераспространения ядерного оружия.

В проекте используется реактор на быстрых нейтронах со свинцовым теплоносителем. Создание реактора оценивается в 17,7 миллиарда рублей, строительство модуля переработки отработавшего ядерного топлива — 19,6 миллиарда рублей, модуля фабрикации и пускового комплекса рефабрикации топлива — 26,6 миллиарда рублей. Общая стоимость проекта оценивается в 64 миллиарда рублей.

Строительство комплекса началось в апреле 2014 года. Завод по производству топлива планируется ввести в строй в 2017 году, реактор — в 2020-ом, а модуль переработки топлива — в 2022 году.

Балтийская АЭС

АЭС в составе двух энергоблоков общей мощностью 2,3 ГВт строится в Калининградской области, энергетическую безопасность которой она и призвана обеспечить. Первый объект Росатома, на который планировалось допустить иностранных инвесторов — энергокомпании, заинтересованные в покупке излишков энергии, вырабатываемой АЭС. Стоимость проекта с инфраструктурой — 225 млрд рублей.

Ленинградская АЭС-2

Строится как замена почти выработавшей ресурс Ленинградской АЭС, реакторы которой вскоре начнут постепенно выводиться из эксплуатации. Первая очередь включает два энергоблока нового проекта ВВЭР-1200 мощностью 1200 МВт каждый.

Тепловая энергетика

Верхнетагильская ГРЭС — энергоблок № 12

Энергоблок на основе современной парогазовой установки ПГУ-420 с высоким КПД мощностью 420 МВт строится на Верхнетагильской ГРЭС с 2013 года. Стоимость 20 млрд рублей.

ТЭЦ «Академическая», Екатеринбург

ТЭЦ на основе парогазовой установки ПГУ-230 в Екатеринбурге, строится с 2014 г., ввод строй ожидается в 2016. Общая стоимость проекта — около 15 млрд руб.

Новокузнецкая ГТЭС

Газотурбинная электростанция мощностью 298 МВт, строящаяся в Кемеровской области на площадке Кузнецкой ТЭЦ с 2011 г. для создания манёвренных мощностей генерации и покрытия пиковых нагрузок. Будет иметь два турбогенератора по 149 МВт. Стоимость проекта 17 млрд рублей.

Симферопольская ТЭС

Теплоэлектростанция с двумя парогазовыми энергоблоками мощностью 235 МВт каждый строится в г. Симферополь с лета 2015 года. Первый энергоблок ТЭС должен быть введён в строй до 1 сентября 2017 года, а второй — до 3 марта 2018 года. Станция строится в рамках одного проекта с практически полностью аналогичной Севастопольской ТЭС. Общая стоимость их строительства оценивалась в 44,6 млрд рублей.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Тепличный комплекс ООО «Агро-Инвест», Калужская область

Сумма инвестиций в проект крупнейшего в ЦФО России тепличного комплекса составит ориентировочно 13 миллиардов рублей. Данный проект — это первый резидент ОЭЗ «Людиново». Площадь комплекса составит около 238 Га, а мощность — 70 тысяч тонн овощей в год. Будет создано около 1200 рабочих мест.

Птицеводческий кластер «Агросила», Набережные Челны

«Агросила» создает крупнейший в России птицеводческий кластер общей производственной мощностью 220 000 тонн мяса птицы и 128 миллионов инкубационных яиц в год. В структуру кластера войдут производственные площадки «Челны-Бройлер», технополис «Чулман», а также племрепродуктор первого порядка. Общий объем инвестиций достигнет 14 миллиардов рублей, на проектную мощность комплекс выйдет в 2018 году.

Свинокомплексы «Агроэко» в Воронежской области

В Воронежской области группа компаний «Агроэко» реализует очень крупный проект по созданию свиноводческого производства. На первом этапе стоимостью 5,8 млрд рублей, завершённом в 2012-2013 гг., было построено три свинокомплекса общей производственной мощностью 42 тыс. голов в год. В начале 2013 года начался второй этап проекта стоимостью 18 млрд рублей, включающий строительство семи свинокомплексов общей производственной мощностью 90 тыс. т свинины в год, а также двух комбикормовых заводов производственной мощностью 230 тыс. тонн кормов в год каждый с элеваторами на 90 тыс. тонн зерновых в составе каждого завода. Один из комбикормовых заводов был введён в строй в объёме первой очереди стоимостью 1,7 млрд рублей в июле 2015 года.

Кластер «Биокомплекс», г. Омск

В Омске компанией «Титан» создается территориально-отраслевой кластер «Биокомплекс» - комплекс производств по глубокой переработке углеводородного и растительного сырья. Объем инвестиций в проект к 2020 году составит 43,4 млрд рублей. В рамках кластера уже работает свиноводческий комплекс (2011 год, мощность - 100 тыс. голов в год), завод по производству полипропилена "Полиом" (2013 год, мощность - 210 тыс. тонн полипропилена в год), комбикормовый завод (2015 год, мощность - 125 тыс. тонн в год). Крупнейшим объектом кластера (якорным производством) станет завод по глубокой переработке зерна, рассчитанный на объемы переработки до 1 млн. зерновых в год. Продукция, которую сможет выпускать завод: крахмал, клейковина, аминокислоты (лизин и треонин), биоэтанол, кормовые дрожжи и др. В рамках кластера предполагается строительство индустриального парка, в котором разместятся предприятия малого и среднего бизнеса, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, в том числе импортозамещающую (композитные материалы, упаковку, одноразовую посуду, полипропиленовые трубы и т.д.). В кластер привлечены вузы и НИИ, подготавливающие кадры для производств и ведущие со специалистами АО "ГК "Титан" совместные научные разработки в сфере переработки зерновых.

Агропромышленный комплекс «Елецпром», г. Елец, Липецкая область

Крупнейший в России агропромышленный комплекс по производству мяса птицы и свинины. Проект интегрированного предприятия по производству мяса цыплят-бройлеров «Куриное Царство» (принадлежит ОАО «Группа Черкизово»). Строительство началось в 2011 г. Общий объем инвестиций 19,5 млрд рублей.

В последние десятилетия Китайские города активно развиваются и удивляют весь мир грандиозными стройками. Своими высокими небоскребами и длинными мостами КНР хочет показать, что Китай уже не тот, каким он был раньше. С грандиозными проектами китайских строителей нас с вами познакомит данный пост.

Циндаоский мост через залив стоил 16 млрд. долларов США, а его длина составляет впечатляющие 42,5 километров. На момент сдачи в 2011 году был самым длинным мостом в мире, но позже уступил этот титул.

Но до проектов с десятками миллиардов мы еще доберемся. А пока начнем с «малого». Например, радиотелескопа FAST, постройку которого завершили буквально в этом месяце. Обошелся он Китаю в 100 млн. долларов США, а его диаметр составляет 500 метров.

Здание Оперы в Гуанчжоу - один из самых больших театров в Китае. И стоит 200 млн. долларов.

Центральное здание не менее Центрального телевидения Китая представляет собой причудливую фигуру из шести «колен». Площадь? 144,1 тыс. кв. метров!

Гидроаккумулирующая электростанция на одной из рек, впадающих в озеро Тайху на востоке страны играет важную роль в обеспечении региона электроэнергией. Бюджет - 900 млн. долларов США.

А вот здание Шанхайского всемирного финансового центра (на фото справа) высотой 492 метра - первый проект в нашем топе, разменявший миллиард долларов. В здании 101 этаж и почти на самой верхотуре размещен отель Park Hyatt Shanghai.

Мост Тяньсинчжоу через реку Янцзы стоил 1,7 млрд. долларов США и на момент открытия семь лет назад был длиннейшим вантовым мостом с автомобильным и железнодорожным движением.

Нанкинский метрополитен обошелся в такую же сумму. И ежедневно перевозит более половины всего населения Латвии, то есть 1,5 млн. человек.

Шанхайские мост и тоннель через Янцзы. Длина 22,5 километра, а бюджет - 1,8 млрд. долларов. И еще по нему будут ходить поезда метро!

АЭС в Киньшане. Вероятно, одна из самых больших атомных электростанций на планете - семь реакторов уже трудятся, два еще строятся и еще два запланированы. Бюджет только текущего строительства - более 2 млрд. долларов США.

Шанхайская башня высотой 632 метра - третье самое высокое здание в мире. Построили его за нескромные 2,4 млрд. долларов США.

Международный аэропорт Шоуду, обслуживающий Пекин - второй по пассажиропотоку в мире. Его масштабная реконструкция и расширение в нулевых стоили 3,5 млрд. долларов, однако быстро стало ясно, что и этого мало - он не справляется с потоком пассажиров, так что три года назад под Пекином начали строить еще один гигантский аэропорт.

ГЭС Сянцзяба на реке Цзиньша обошлась Китаю в 6,3 млрд долларов, а ее установленная мощность - 6448 МВт (почти в 8 раз больше, чем Плявиньской ГЭС).

Южный вокзал в Пекине был реконструирован в 2008 году за 6,3 млрд. долларов, является одним из самых больших в Азии и обслуживает скоростные китайские поезда, развивающие скорость до 350 км/ч.

Сутун - король вантовых мостов, его длина превышает 8 километров и круче него только вантовый мост на остров Русский в России. Почти 8 млрд. долларов.

Центр запуска спутников Вэньчан обошелся Китаю в 12 млрд. долларов. Кстати, это уже четвертый по счету космодром в стране. И самый новый - сдан в эксплуатацию в 2014 году.

Порт Яншань - глубоководный контейнерный порт, часть порта Шанхая. Его вместимость - 12,3 млн. TEU, а общая длина порядка 20 километров. Бюджет? Нескромные 12 млрд. долларов.

«Всего» на 2 млрд. дороже обошлась скоростная железная дорога Харбин - Далянь, способная обслуживать скоростные поезда на «альпийских» высотах.

А вот Пекин-Шанхайская высокоскоростная железная дорога длиной 1318 километров вообще позволяет поездам разогнаться до крейсерской скорости в 380 км/ч. 35 млрд. долларов - вот сколько она стоила.

43 млрд. долларов - такой бюджет Международной азиатской сети, проекта улучшения автомагистральной сети в странах Азии. Разве не круто будет «встать» на шоссе где-нибудь за Стамбулом и рвать по хорошим дорогам аж до Токио?!

Великие стройки коммунизма – именно так назывались все глобальные проекты советского правительства: магистрали, каналы, станции, водохранилища.

О степени их «величия» можно спорить, но о том, что это были грандиозные проекты своего времени, сомневаться не приходится.

«Магнитка»

Крупнейший в России Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован в конце весны 1925 года советским институтом УралГипромез. По другой версии – проектирование велось американской компанией из Клинвуда, а прототипом «Магнитки» стал комбинат «US Steel» в Гэри штата Индиана. Все три «богатыря», которые стояли у «руля» строительства комбината, - управляющий Гугель, строитель Марьясин и начальник треста Валериус, - были расстреляны в 30-е годы. 31 января 1932 года - запущена первая доменная печь. Строительство комбината проходило в тяжелейших условиях, при этом большинство работ осуществлялось вручную. Несмотря на это тысячи людей со всего Союза спешили на «Магнитку». Активно привлекались и зарубежные специалисты, в первую очередь американцы.

Беломорканал

Беломорско-Балтийский канал должен был соединить Белое море и Онежское озеро и обеспечить выход к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Канал был построен силами заключенных ГУЛАГа в рекордно короткие сроки – менее чем за два года (1931-1933 годы). Протяженность канала составляет 227 километров. Это было первое в Советском Союзе строительство, реализованное исключительно заключенными, может, именно поэтому Беломорканал не всегда причисляют к «великим стройкам коммунизма». Каждый строитель Беломорканала именовался «заключенный каналоармеец» или сокращенно «зэ-ка», откуда и пошло жаргонное слово «зэк». Агитационные плакаты того времени гласили: «От жаркой работы растает твой срок!» Действительно, многим из тех, кто дошел живым до конца стройки, сроки были сокращены. В среднем же смертность доходила до 700 человек в день. «Жаркая работа» влияла и на питание: чем большую норму вырабатывал «зэ-ка», тем внушительнее получал «пайку». Стандарт - 500 гр. хлеба и баланда из водорослей.

Байкало-Амурская магистраль

Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире строилась с огромными перерывами, начиная с 1938 года и заканчивая 1984. Сложнейший участок - Северо-Муский тоннель - был введен в постоянную эксплуатацию и вовсе только в 2003 году. Инициатором строительства выступил Сталин. О БАМе слагались песни, печатались хвалебные статьи в газетах, снимались фильмы. Стройка позиционировалась как подвиг молодежи и, естественно, никто не знал, что на стройку в 1934 году были отправлены заключенные, которые выжили после строительства Беломорканала. В 1950-х годах на БАМе трудилось порядка 50 тысяч заключенных. Каждый метр БАМа стоит одной человеческой жизни.

Волго-Донской канал

Попытка соединить Дон и Волгу была предпринята еще Петром Великим в 1696 году. В 30-е годы прошлого века был создан проект строительства, но война помешала его реализации. Работы возобновились в 1943 году сразу после окончания Сталинградской битвы. Однако датой начала строительства все же следует считать 1948 год, когда начались первые земляные работы. Кроме добровольцев и военных строителей в возведении трассы канала и его сооружений принимали участие 236 тысяч заключенных и 100 тысяч военнопленных. В публицистике можно найти описания ужаснейших условий, в которых жили заключенные. Грязные и вшивые от отсутствия возможности регулярно мыться (была одна баня на всех), полуголодные и больные – так выглядели на самом деле, лишенные гражданских прав, «строители коммунизма». Канал построили за 4,5 года – и это является уникальным сроком в мировой истории строительства гидросооружений.

План преобразования природы

План был принят по инициативе Сталина в 1948 году после засухи и свирепствовавшего голода 46-47 годов. План включал создание лесных полос, которые должны были преградить дорогу жарким юго-восточным ветрам – суховеям, что позволило бы изменить климат. Лесополосы планировалось разместить на площади в 120 миллионов гектаров – именно столько занимают Англия, Италия, Франция, Нидерланды и Бельгия вместе взятые. План также включал строительство системы орошения, в ходе реализации которой появилось 4 тысячи водохранилищ. Завершить проект планировалось до 1965 года. Было высажено более 4 млн. гектаров леса, а общая протяженность лесополос составила 5300 км. Государство решило продовольственную проблему страны, при этом часть хлеба стала экспортироваться. После смерти Сталина в 1953 году программа была свернута, а в 1962 году СССР вновь потряс продовольственный кризис – с прилавков исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.

Волжская ГЭС

Строительство крупнейшей гидроэлектростанции в Европе началось летом 1953 года. Рядом со стройкой в традиции того времени был развернут ГУЛАГ – Ахтубинский ИТЛ, на котором трудилось более 25 тысяч заключенных. Они занимались прокладкой дорог, проведением линий электропередач и общими подготовительными работами. К непосредственной работе по возведению ГЭС они, понятно, допущены не были. На объекте работали также саперы, которые занимались разминированием площадки для будущего строительства и дна Волги – близость к Сталинграду давала о себе знать. На стройке трудилось порядка 40 тысяч человек и 19 тысяч различных механизмов и машин. В 1961 году, превратившись из «Сталинградской ГЭС» в «Волжскую ГЭС имени 21 съезда КПСС», станция была введена в эксплуатацию. Ее торжественно открывал сам Хрущев. ГЭС являла собой подарок к 21 съезду, на котором Никита Сергеевич, кстати, объявил о намерении построить коммунизм к 1980 году.

Братская ГЭС

Строительство ГЭС развернулось в 1954 году на реке Ангаре. Маленький поселок Братск в скором времени разросся до крупного города. Строительство ГЭС позиционировалось как ударная комсомольская стройка. На освоение Сибири съезжались сотни тысяч комсомольцев со всего Союза. До 1971 года Братская ГЭС была крупнейшей в мире, а Братское водохранилище стало крупнейшим в мире искусственным водоемом. При его заполнении было затоплено порядка 100 деревень. Трагедии «Ангарской Атлантиды» в частности посвящено пронзительное произведение Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина.

На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие.

Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов.

Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль.

Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу.

Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.