Какой бренд оперативной памяти лучше. Нужен ли памяти радиатор? Объём памяти или размер имеет значение

Всем добрпого времени суток. Сегодня поговорим о том, как выбрать оперативную память.

Эта очередная заметка обязана своим появлением нашим многоуважаемым читателям, ибо именно от них (т.е. Вас) поступил звоночек, что хочется видеть всего и побольше из разряда «тяжелой артиллерии», то бишь . Ну а так как мы, проект, умеющий не только писать, но и местами читать (в частности, Ваши комментарии:-)), то собственно, вот Вам еще одна железная статья про «мозги» вашего ПК, а именно, - оперативную память.

Как я уже говорил, изначально это была цельная статья, которую поделили на две. Первую часть, которая рассказывает о оперативной памяти вообще (т.е принципы работы, зачем она нужна и все такое прочее) Вы можете найти .

Во вступлении также хочется сказать, что сие творение займет свое почетное место в нашем «железном пантеоне» статей. Кто забыл (или вообще первый раз слышит, т.е. привет новеньким;-)) о чем там шла речь, напоминаю, - материалы рассказывают о том, на что нужно обращать внимание при покупке отдельных «запчастей» для Вашего компьютера. Вот некоторые из этих произведений искусства: “Intel или AMD. Проблематика выбора “, “Как правильно выбрать вентилятор (кулер) для процессора “, “ “ и всего такого разного из тега “Критерии выбора“.

Не смею Вас больше задерживать, начинаем..

Базовая вводная по характеристикам и не только

Как правильно выбрать оперативную память, чтоб производительность ПК повысилась и он шустро обрабатывал те приложения/игры, о которых раньше и помыслить не мог? Думаю, этим вопросом задается громадное число пользователей нашей (и не только) необъятной страны.

И правильно делают, что задаются, ибо только на первый взгляд можно сказать, что тут все просто и понятно, однако есть куча тонкостей, о которых мы Вам сейчас и расскажем.

Итак, первое, что надо держать в голове (перед покупкой) - выбор "правильной" памяти является залогом успеха дальнейшего разгона Вашего железного друга и в какой-то степени позволяет избежать ненужных материальных вливаний на вновь вышедшую железяку.

Т.е. память (например, «оверклокерская»), позволяет поддерживать пользовательский ПК в «бодром» расположении духа на протяжении довольно продолжительного времени, за счет заложенного производителем разгонного потенциала.

Мы не зря говорили выше о том, что оперативную память и кэш использует, для обработки данных, процессор (а через материнскую плату он потребляет ресурсы оперативной памяти). Не зря потому, что выбрать отдельно оперативку от того же процессора или материнской платы, никак не получится (ибо они взаимосвязаны).

Описывая характеристики материнской платы, мы ссылаемся на процессор, рассматривая оперативную память, мы также принимаем во внимание характеристики вышеназванных элементов, т.к. они являются основной «думающей» частью компьютера. Оперативная взаимосвязь этих компонентов позволяют Вашему железному помощнику быстрее осуществлять необходимые операции.

Поэтому к выбору памяти надо подходить исходя из этих соображений взаимосвязи, а то получится, что Вы приобрели "крутую" память, а материнка её не поддерживает и тогда лежать ей родимой и ждать своего «звездного часа»:).

Чтобы узнать, какой процессор поддерживает Ваша материнская плата, а также какой модуль памяти необходим для неё, нужно:

Хотите знать и уметь, больше и сами?

Мы предлагаем Вам обучение по направлениям: компьютеры, программы, администрирование, сервера, сети, сайтостроение, SEO и другое. Узнайте подробности сейчас!

  • обратиться к сайту производителя платы
  • найти, по буквенно-цифровой маркировке, свою модель (например, производитель Gigabyte GA-P55A-UD4P)
  • изучить руководство по поддерживаемым процессорам и список рекомендованных модулей памяти (т.е. тех производителей и моделей, которые 100 % совместимы с Вашей платой).

Чтобы снять все вопросы, приведу конкретный пример (не надо, не благодарите меня:-)).

Заходим на сайт производителя (1 ) и ищем модель материнки по маркировке, для простоты вбиваем данные в поиск (2 ).

Примечание
Маркировку (модель/производителя материнки), например можно найти через cредство диагностики DirectХ (вызывается комбинацией клавиш командной строки «Win+R » и вводом dxdiag , далее запоминаем строки - производитель и модель ПК).

Определяемся с типом процессора (1 ) (допустим Core i5-760 ) и моделью памяти (2 ) (допустим Kingston KHX1600C9D3K2/4G).

Вот и всё, ничего сложного!

Теперь нам известно, что наша материнская плата и процессор не будут конфликтовать с этой памятью и при из совокупности этих трех компонентов можно выжать заветные 10-15 % прироста общей производительности компьютера и избежать, скажем, страшных и ужасных .

Теперь непосредственно перейдем к самим техническим параметрам.

Тип памяти

Прежде всего, необходимо определиться с типом памяти. На момент написания этой статьи на рынке доминируют модули памяти DDR (double-data-rate ) третьего поколения или DDR3 . Память типа DDR3 имеет более высокие тактовые частоты (до 2400 мегагерц), пониженное примерно на 30-40 % (по сравнению с DDR2 ) энергопотребление и соответственно меньшее тепловыделение.

Однако, до сих пор, можно встретить память стандарта DDR2 и морально устаревшую (а потому местами жутко дорогую) DDR1 . Все эти три типа полностью несовместимы друг с другом как по электрическим параметрам (у DDR3 меньше напряжение), так и физическим (смотрите изображение).

Это сделано для того, чтобы даже если Вы ошиблись с выбором - Вы не смогли бы вставить несовместимую планку памяти (хотя некоторые очень старательны, а посему случается.. ээ.. бум! :)).

Примечание
Стоит упомянуть про новый тип памяти DDR4 , отличающийся от предыдущих поколений более высокими частотными характеристиками и низким напряжением. Он поддерживает частоты от 2133 до 4266 МГц и в массовое производство поступит предположительно в середине 2012 года. Кроме того, не стоит путать оперативную память (упомянутый DDR ) с видеопамятью (а именно GDDR ). Последняя (вида GDDR 5 ) обладает высокими частотами, достигающими 5 Ггц, но используются пока только в видеокартах.

Форм-фактор

При выборе всегда обращайте внимание на form factor - стандарт, задающий габаритные размеры устройства или по-простому - тип конструкции самой планки.

DIMM (Dual Inline Memory Module , означает, что контакты располагаются по обе стороны) - для настольных ПК, а SO-DIMM - для ноутбуков (в последнее время ноутбучная память может встречаться в моноблоках или компактных мультимедийных ПК).

Как Вы можете видеть на картинке выше, они имеют разные размеры, так что промахнуться сложно.

Частота шины и пропускная способность

Основные параметры оперативки, которые характеризуют её производительность - это частота шины и скорость передачи данных.

Частота характеризует потенциал шины памяти по передаче данных за единицу времени, соответственно, чем она больше, тем больше данных можно передать. Частота шины и пропускная способность зависят прямо пропорционально друг от друга (например, память имеет 1333 Мгц шину, значит теоретически будет иметь пропускную способность 10600 Мб/сек, а на самом модуле будет написано DDR3 1333 (PC-10600 )).

Частота обозначается в виде «DDR2 (3 )-xxxx» или «PC2 (3 )-yyyy». В первом случае «xxxx» обозначает эффективную частоту памяти, а во втором «yyyy» указывает на пиковую пропускную способность. Чтобы не запутаться, посмотрите таблицу (в ней приведены наиболее популярные стандарты: DDR (1 ), DDR2 (2 ), DDR3 (3 )).

Какую частоту выбрать?

Как уже было сказано выше, необходимо отталкиваться от возможностей, которые предоставляет Ваша система. Рекомендуем, чтобы частота совпадала с частотой, поддерживаемой материнской платой/процессором.

Например, Вы подключили модуль DDR3-1800 в слот (разъем), поддерживающий максимально DDR3-1600 , в результате модуль будет работать на частоте слота, т.е. 1600 МГц, не используя свой ресурс в полном объеме, при этом также вероятны сбои и ошибки в работе системы. Надо сказать, что сейчас самыми распространёнными и рекомендуемыми к покупке являются модули типа DDR3 с тактовой частотой 1333 и 1600 МГц.

Для комплексной оценки возможностей оперативки используется термин пропускная способность памяти. Он учитывает частоту, на которой передаются данные, разрядность шины и количество каналов памяти (это довольно важный параметр быстродействия ОП).

Режимы работы памяти

В современных компьютерах материнские платы поддерживают специальные режимы работы оперативной памяти. Именно в этих режимах скорость её работы будет самой эффективной, поэтому для достижения наилучшего быстродействия, следует учитывать режимы работы модулей памяти и их правильную установку.

Что такое режим работы памяти? - это аналогично работе нескольких ядер CPU , т.е. теоретически скорость работы подсистемы памяти при двухканальном режиме увеличивается в 2 раза, трехканальном - в 3 раза соответственно и т.д.

Рассмотрим подробнее типы режимов:

  • Single chanell mode (одноканальный или ассиметричный) – этот режим включается, когда в системе установлен только один модуль памяти или все модули отличаются друг от друга по объему памяти, частоте работы или производителю. Здесь неважно, в какие разъемы и какую память устанавливать. Вся память будет работать со скоростью самой медленной из установленной памяти.
  • Dual Mode (двухканальный или симметричный) – в каждом канале устанавливается одинаковый объем оперативной памяти (и теоретически происходит удвоение максимальной скорости передачи данных). Для включения двухканального режима модули памяти устанавливаются парами в 1 и 3 и/или 2 и 4 слоты.
  • Triple Mode (трехканальный) – в каждом из трех каналов устанавливается одинаковый объем оперативной памяти. Модули подбираются по скорости и объему.
    Для включения этого режима модули должны быть установлены в 1 , 3 и 5 /или 2 , 4 и 6 слоты. На практике, кстати говоря, такой режим не всегда оказывается производительнее двухканального, а иногда даже и проигрывает ему в скорости передачи данных.
  • Flex Mode (гибкий) – позволяет увеличить производительность оперативной памяти при установке двух модулей различного объема, но одинаковых по частоте работы. Как и в двухканальном режиме платы памяти устанавливаются в одноименные разъемы разных каналов.

Обычно наиболее распространенным вариантом является двухканальный режим памяти.

Примечание
В продаже существуют материнские платы с поддержкой четырехканального режима работы памяти, что, по идее, даст Вам максимальную производительность. В общем случае, для эффективной организации работы памяти, необходима установка четного числа модулей памяти (2 или 4 ), причем в парах они должны быть одинакового объема и желательно из одной и той же партии (или одного и того же производителя).

Объём памяти или размер имеет значение?

Еще один важный параметр, про который говорят, что чем больше, тем лучше – это объем. Сразу замечу, что хоть это и существенная характеристика, но зачастую ей приписывают чуть ли не все лавры, в нелегком деле увеличения производительности ПК, что не всегда верно, однако имеет место быть.

Несколько слов о больших объемах памяти я писал в заметке " ".

Тем кому лень читать саму заметку, просто скажу, что, как по мне, так объемы от 6 Гб резонны, особенно в случаях слабой дисковой подсистемы (благо память сейчас стоит копейки). Да и задел на будущее будет неплохой, ибо, как показывает практика, потреблять память программы и операционки начинают все больше и больше.

Тайминги

В ней, помимо того, что можно узнать общую информацию о памяти (вкладка Memory ), так еще и посмотреть (вкладка SPD ), способна ли Ваша «малютка» к разгону, т.е. дружит ли она с профилем XMP или EPP .

Охлаждение

Большинство элементов в процессе работы ПК довольно "нехило" греются и память здесь не исключение (я не скажу, что на ней можно поджарить яичницу, как на видеокарте, но вот обжечься вполне реально:)). Для отвода тепла от микросхем, производители оснащают свои плашки специальными металлическими пластинами/радиаторами, охлаждающими кожухами. В быстродействующих моделях (заранее предназначенных для разгона) иногда доходит до полноценной отдельной системы охлаждения (с большим количеством всевозможных трубок и элементов, как на изображении).

Поэтому, если Вы планируете, скажем так, «плотно нагружать» свою оперативную память и к тому же заниматься (в будущем) разгоном, подумайте о нормальной системе её охлаждения. Глобально, даже обычному пользователю, я рекомендую покупать память хоть в каких-то радиаторах.

Коррекция ошибок ECC

Модули с такой маркировкой имеют на «борту» специальный контроллер, предназначенный для обнаружения и исправления различных ошибок памяти. Теоретически, такая система должна увеличить стабильность работы ОЗУ . На практике же разница в работе между «обычной» и более дорогой ECC -памятью почти незаметна. Поэтому приобретать специально такие модули особого смысла нет. Кроме того, использование ЕСС в модулях памяти может уменьшить скорость её работы на 2 - 10 %.

Собственно с параметрами мы закончили, но самое вкусное осталось как всегда на десерт! Что же, начинаем его поглощать:).

Правильная установка памяти после выбора и покупки

Казалось бы, про правильную установку ОП нечего рассказывать (вроде как все просто - воткнул, нажал и порядок), однако это не совсем так и сейчас мы изучим этот вопрос со всей степенью серьезности:).

Итак (перед установкой), запомните основные правила:

  • будьте осторожны
  • все работы проводите при полностью отключенном от питающей сети компьютере, сухими руками
  • не прилагайте излишних усилий – модули памяти очень хрупкие!
  • системный блок располагайте на прочной и устойчивой поверхности.

Переходим к самому процессу.

Шаг 1.
Первым делом, откройте боковую крышку системного блока (у стандартного вертикального корпуса – это левая крышка, если смотреть на системник спереди). Найдите внутри блока материнскую плату – самая большая плата, расположенная прямо перед Вами. На этой плате Вы увидите блок разъемов для установки модулей оперативной памяти.

Примечание
Количество слотов ОП обычно составляет 2-6 разъемов для большинства материнских плат, применяемых в домашних компьютерах. Перед установкой обратите внимание на видеокарту – она может мешать установке оперативной памяти. Если она мешает, то временно демонтируйте её.

Шаг 2.
На свободном слоте, выбранном для установки оперативки, отстегните специальные защелки на краях.

Аккуратно достаньте новые «мозги» (не гните их, берите осторожно, но уверенно за края) из антистатической упаковки.

Примечание
Внутри каждого разъема имеются небольшие ключи-перемычки, а на контактной части модулей памяти соответствующие им вырезы. Их взаимное совмещение исключает неправильную установку памяти или установку модулей другого типа. У каждого типа разное расположение и количество прорезей, а следовательно, и ключей на разъемах материнской платы (об этом мы уже упомянали, когда говорили про типы памяти).

Шаг 3.
Совместите прорезь на памяти с ключом в слоте материнской платы (как показано на изображении).

Если Вы не можете совместить ключи на планке памяти и на разъеме материнки, то вероятнее всего, Вы купили не тот вид памяти. Проверьте все еще раз, лучше вернуть покупку в магазин и обменять на нужный тип памяти.

Шаг 4.
Вставьте модуль DIMM в разъем, нажимая на его верхний край.

Шаг 5.
Осторожно нажимайте до тех пор, пока модуль полностью не установится в разъем, и фиксирующие защелки по краям разъема не встанут на место.

Шаг 6.
Убедитесь, что удерживающие фиксаторы встали на место и закрылись полностью.

Все, память установлена правильно! Установите на место крышку корпуса системного блока и подключите компьютер к электросети. После установки новой оперативной памяти обязательно протестируйте её специальными утилитами для выявления ошибок.

Стоит сказать несколько слов о режимах работы оперативной памяти.

Материнские платы позволяют работать памяти в n-канальных (двух/трех/четырех) режимах. Для этого слоты различаются цветом и разбиты на пары.

Например, для того чтобы задействовать двухканальный режим работы ОП, нужно чтобы модули (одинаковой частоты/объёма) были вставлены в одноименные разъемы (одним цветом, 1 и 3 ) из разных каналов (смотрите изображение).

Сия процедура позволяет добиться прироста производительности 5-10 % (в сравнении с одноканальным режимом).

Здесь все!

Следуя этой установочной инструкции, Вы не только с легкостью установите память (даже, если никогда этого не делали ранее) в «правильное» место, но и получите от оной максимальную производительность в системе.

Памятка пользователя по выбору

Так как информации получилось довольно много, давайте выделим основные моменты, которые Вам надо усвоить:

  • Заранее узнайте тип поддерживаемой (рекомендованной) производителем памяти
  • Устанавливайте модули памяти с одинаковыми таймингами/объемом/частотой работы и от одного производителя. В идеале приобрести комплект kit - это два модуля с одинаковыми характеристиками от одного производителя, уже протестированные в совместной работе
  • Пропускная способность шины оперативной памяти должна соответствовать пропускной способности шины процессора
  • Для достижения наилучшего быстродействия учитывайте режимы работы модулей и их правильную установку
  • Ищите память с минимальными штатными таймингами (меньше -> лучше)
  • Объем памяти выбирайте исходя из решаемых ПК задач и типа операционной системы
  • Выбирайте известных (зарекомендовавших себя) производителей, например: OCZ, Kingston, Corsair и пр.
  • Разгонный потенциал памяти напрямую зависит от чипов, на которых она произведена. Поэтому убедитесь, что память делал известный производитель, тогда наиболее вероятно, что чипы обеспечат более надежное питание, будут иметь большую помехоустойчивость, что благоприятно скажется на работе памяти в нештатных режимах
  • Если Вы планируете заниматься разгоном системы или хотите получить максимальную производительность (например, собрать игровой ПК), то следует обратить внимание на специальную оверклокерскую память с усиленным охлаждением.

Основываясь на этой информации, Вы сможете грамотно выбрать подходящий модуль памяти, который будет заботиться о том, чтобы родимая железка еще долго держала (и не роняла) высокую планку производительности.

Также хочется сказать, что если Вы надеетесь, что где-то между строк мы еще скажем пару слов о разгоне, то не надейтесь (:)), ибо этому вопросу будет посвящена отдельная (еще более вкусная) статья, в которой будут все тонкости разгона и «выжиму» максимума из своих «мозгов». Однако это уже совсем другая история..

Действительно позволяет в течении 14 дней поменять товар без всяких вопросов, а уж в случае гарантийных проблем магазин встанет на Вашу сторону и поможет решить любые проблемы. Автор сайта пользуется им уже лет 10 минимум (еще со времен, когда они были частью Ultra Electoronics ), чего и Вам советует;

  • , - один из старейших магазинов на рынке, как компания существует где-то порядка 20 лет. Приличный выбор, средние цены и один из самых удобных сайтов. В общем и целом приятно работать.
  • Выбор, традиционно, за Вами. Конечно, всякие там Яндекс.Маркет "ы никто не отменял, но из хороших магазинов я бы рекомендовал именно эти, а не какие-нибудь там МВидео и прочие крупные сети (которые зачастую не просто дороги, но ущербны в плане качества обслуживания, работы гарантийки и пр).

    Послесловие

    Надеюсь, что сей материал займет достойное место на полочке с багажом Ваших "железных знаний" и не раз (а два и даже три:)) поможет советом в непростом деле покупки «думающей начинки» для компьютерного собрата.

    Оставайтесь на нашей ИТ-волне и Вы узнаете еще много чего интересного. Как и всегда, если Вам есть что сказать, то комментарии терпеливо ждут своей очереди.

    PS: Помимо танцев с бубнами над оперативкой в целях увеличения производительности компьютера, можно использовать ещё один весьма недурственный инструмент – файл подкачки. О том, как правильно его создать/настроить, Вы можете узнать из заметки, расположенной по .

    PS 2: За существование данной статьи спасибо члену команды 25 КАДР

    Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

    На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

    Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

    Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

    ⇡ Современные игровые платформы

    Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

    Актуальные игровые платформы
    Intel AMD
    Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
    Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
    Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
    Ivy Bridge-E
    Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
    Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
    /1600/1866
    DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
    2400, DDR3L-1333/1600
    DDR3-1066/1333/
    1600/1866
    DDR3-1600/1866/
    2400
    DDR4-2133/2400/
    2666
    Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
    канальный
    Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
    Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

    Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

    Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

    ⇡ Тестовый стенд

    Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

    Конфигурация тестового стенда
    Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
    Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
    Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
    Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
    Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
    Samsung 850 Pro
    Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
    ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
    Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
    Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
    Корпус Lian Li PC-T60A
    Монитор NEC EA244UHD
    Операционная система Windows 10 Pro x64
    ПО для видеокарт
    AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
    NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
    Дополнительное ПО
    Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
    Измерение FPS Fraps 3.5.99
    FRAFS Bench Viewer
    Action! 2.3.0
    Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
    MSI Afterburner 4.3.0
    Дополнительное оборудование
    Тепловизор Fluke Ti400
    Шумомер Mastech MS6708
    Ваттметр watts up? PRO

    ⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

    Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

    Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

    Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

    Настройки графики в играх
    API Качество Полноэкранное сглаживание
    1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
    1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
    2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
    3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
    4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
    5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
    6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
    7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
    8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
    9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
    10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
    11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
    12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
    13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
    14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
    15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

    Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

    Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

    При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

    Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

    Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

    Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

    Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

    Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

    Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

    Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

    Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

    Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

    Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
    Качество текстур
    Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
    Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
    Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
    Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
    Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
    Низкое 6900
    Тени
    Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
    Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
    Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
    Выкл. 10300 Очень высокое 11000
    Высокое 10400
    Среднее 10400
    Низкое 10300

    Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

    Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

    Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

    Ну же, не делайте такие глаза. Не отмахивайтесь от этой статьи ради роликов на YouTube. Вместе мы выясним это. Я имею в виду не самый очевидный вопрос использования оперативной памяти, также известной как оперативка или RAM. Если конкретно, я остановлюсь на двух ключевых вопросах: важен ли тип памяти и сколько её требуется. Ну вы понимаете. Для игр. К счастью, эта тема легко поддаётся простым и доступным обобщениям, которые так любят патологически ленивые журналисты. Впрочем, это хорошо и для вас, так как всё не будет слишком запутанным и мы ответим на самые основательные вопросы. Цены указаны в долларах. Если лень читать весь текст, то ответим вот так:

    • 16 ГБ RAM всего на $40 дороже 8 ГБ.
    • Если вы собираете новый PC, берите 16 ГБ. Точные характеристики не сильно важны, главное совместимость.
    • Если у вас уже есть надёжная сборка, но памяти меньше 16 ГБ, задумайтесь об апгрейде, но имейте в виду постепенный переход с DDR3 на DDR4 для новых процессоров на архитектуре Skylake (Intel) и Zen (AMD).
    • В том маловероятном случае, если у вас только 4 ГБ, немедленно ставьте хотя бы 8 ГБ.

    О чём нужно помнить

    В большинстве случаев, когда дело касается производительности PC, то, что вам совершенно необходимо, и то, что сделает общение с компьютером приятнее в целом и повысит удовольствие от игр в частности – не одно и то же.

    Есть минимум, которого в принципе хватает, но он постоянно заставляет вас нервничать. И есть величина, превышение которой не даёт ощутимой отдачи. Вот в этой величине я и заинтересован.

    Подумайте об этом вот как. Технически, вы можете играть, имея 4 ГБ RAM, но уровни будут грузиться катастрофически долго, и вам будет обеспечена головная боль из-за задержек при переключении приложений и медлительности системы в целом. С другой стороны, если и существуют теоретические ситуации, где больше, скажем, 16 ГБ памяти дадут реальную выгоду, то они настолько редки, что их смело можно не принимать в расчёт.

    Главное – объём

    Почему количество памяти влияет на производительность главным образом по сравнению с её частотой?

    Ответ довольно прост. Каждое запущенное приложение занимает определённое количество памяти. Будь то вкладка в браузере или навороченная игра, их данные должны где-то обитать. Для этого существует три места: кэш процессора (не очень велик, да и данные по большей части дублируются в RAM), оперативная память и жёсткий диск.

    Программы, которые не запущены даже в фоне, могут спокойно пребывать в спячке на жёстком диске. Но все работающие приложения должны полностью помещаться в памяти, чтобы к ним был обеспечен быстрый доступ, потому что RAM в разы быстрее жёсткого диска, даже если речь идёт об SSD.

    Когда место в оперативной памяти заканчивается, операционная система начинает кэшировать данные на жёстком диске, в так называемом «файле подкачки». Типичный пример такого случая – использование нескольких программ и переключение между их окнами. Когда RAM кончается, система частично или полностью перенесёт свёрнутое приложение на диск. Переключение обратно вызовет долгую задержку между возвращением в память свёрнутого приложения и перемещением предыдущего на диск.

    А что насчёт игр?

    В теории, когда программа уже заработала, всё прекрасно. Загрузка может затянуться, но когда место в памяти освобождается, то всё отлично, так? Да и большинство игр свободно поместятся в 8 ГБ, так же?

    Во-первых, мне не очень нравится такой подход, даже если всё действительно так. Я довольно ленив, так что предпочитаю держать всё запущенным, пока оно хоть как-то может мне понадобиться. Прямо сейчас мой диспетчер задач отображает почти 7 ГБ занятой памяти. В основном это благодаря 50 открытым вкладкам, Скайпу и антивирусу. А ещё есть Photoshop с кучей сумасбродно больших изображений для одной из статей. И ещё немножко всякого. Это же нормально?

    Сейчас у меня 16 ГБ памяти (пользуюсь стареньким компьютером на LGA1155 взамен сломанного на LGA2011), а было 8. Если надо запустить игру, не закрывая окон, приходилось чем-то жертвовать. Fallout 4 показывает 2,7 ГБ в диспетчере задач, а это не самая требовательная к памяти игра.

    Но даже если игра и найдёт себе место, нужно оставить ещё немного для фоновых процессов и для дополнительных нужд самой игры. Каждый раз, когда вы превышаете имеющийся объём и обращаетесь к файлу подкачки, всё начинает работать рывками. В случае с играми, подгружающими открытый мир на лету вместо традиционной загрузки уровней, это может быть весьма неприятным.

    Управление памятью в Windows

    Всё ещё сильнее усложняется, если учитывать, как Windows управляет памятью. В системе есть физическая память, виртуальная память, используемая память, кэшированная память, выгружаемый и невыгружаемый пул. Мне совсем не хочется углубляться в подробности всех нюансов, так что объясню всё, жертвуя точностью определений, зато не раздувая статью до запредельных размеров.

    Игре или приложению для работы требуется определённое количество физической памяти. Эту цифру вы и увидите в диспетчере задач рядом с конкретным процессом. Но Windows способна кэшировать дополнительные данные приложения, освобождая приличное количество памяти. Эти данные становятся частью общей кэшированной памяти, опять же, отображаемой в диспетчере задач.

    Проще говоря, чем больше данных Windows будет кэшировать в памяти, тем меньше будет обращений к диску и быстрее будет работать компьютер в целом. Как это в подробностях относится к каждой конкретной игре, я точно не скажу.

    Можно ли воздержаться от апгрейда?

    Следует подчеркнуть, что всё мною сказанное не относится к экзотическим ситуациям, когда какие-нибудь моды для Skyrim сами по себе отъедают по 8 ГБ. Это даже не относится к тому факту, что новые игры, вроде Star Wars Battlefront, указывают 8 ГБ RAM в минимальных требованиях.

    Точно так же можно оспорить мою ситуацию с обилием задач. Кто-то скажет, что и близко не подбирается к моим 10 ГБ, да и вообще – ничего не стоит закрыть несколько вкладок в Chrome. И это нормальные аргументы. Только вот какая штука. Разница между дешёвым набором 8 ГБ DDR3 и дешёвым набором 16 ГБ составляет порядка $40, и всё примерно так же для дорогих наборов. Так что теперь вопрос к вам: можете ли вы воздержаться от 16 ГБ RAM?

    Возможно, минимальные 8 ГБ в требованиях Star Wars Battlefront наглядно обрисовывают картину ближайшего будущего?

    Объём памяти можно наращивать, не избавляясь от старой. Исключением станет разве что переход от DDR3 к DDR4 для новых процессоров. Но даже в самом худшем сценарии, это обойдётся в дополнительные 40 долларов. Поэтому я не вижу, о чём тут можно думать. А вот скачок сразу на 32 ГБ, особенно если брать двумя модулями, уже заметно облегчит кошелёк, при этом не давая заметного прироста производительности.

    Почему скорость не важна

    Подождите, ещё не всё – я не сказал про подробные характеристики памяти. Частота, тайминги и всё такое. Не сказал, потому что это не важно. Главное – совместимость и объём. Последние годы это верно даже для разгона. Раньше, во времена разгона процессора по системной шине, память могла дать хотя бы скромный прирост. Но сегодня, когда есть множители и делители, она либо точно ничего не решает (в разблокированных чипах), либо скорее всего ничего не решает (последние Intel Skylake с разгоном по базовой частоте).

    Допускаю, что мог упустить какие-то нюансы касательно последних Skylake, и возможно, я освещу их в будущем, если вам будет интересно. Но в общих случаях скоростные характеристики памяти малозначительны на современных платформах.

    В любом случае, мой главный аргумент – это стоимость. Да, если расходовать память экономнее, вам хватит 8 ГБ для большинства игр. И если бы 16 ГБ стоили в сотни раз дороже, я был бы осмотрительнее в доводах. Но они столько не стоят. Так что и мне не надо изощряться.

    Поставим вопрос проще – стоит ли заплатить $40 за возможность открывать сколько угодно программ и когда угодно запускать игры?

    Я отвечу вместо вас. Стоит. Так что поставьте себе 16 ГБ памяти. И играйте вдоволь.

    Появление на рынке ОЗУ DDR4 пошатнуло незыблемые позиции ее предшественника. Она обладает более высокими техническими характеристиками и у многих пользователей возник закономерный вопрос, какая планка ОЗУ лучше? Многочисленные тесты и сравнения оперативной памяти четвертого поколения с DDR3 показывают, в чем заключается разница между ними. При выборе модуля памяти формата DDR3 следует учитывать, что у него отсутствует совместимость с DDR4.

    Компьютера — один из компонентов, который отвечает за его производительность: скорость обработки информации и максимальный объем данных, обрабатываемых в данный момент. До 2015 года первые позиции прочно удерживало ОЗУ третьего поколения DDR3, но с появлением DDR4 ситуация начала меняться в сторону последней модификации. Появление оперативной памяти четвертого поколения вызвало большой ажиотаж на рынке компьютерной техники, одновременно с этим возник закономерный вопрос, что лучше DDR3 или DDR4 и не является ли появление последней модели обычным маркетинговым ходом?

    История развития DDR4

    Разработкой ОЗУ четвертого поколения компания JEDEK занялась еще в далеком 2005 году, когда самой современной модификацией была DDR2. Инженеры компании уже в то время осознали, что второе поколение оперативной памяти не сможет отвечать требованиям, стремительно развивающимся процессорам и остальным комплектующим ПК. Даже анонсированный выход ОЗУ третьего поколения не сможет в полной мере справиться с поставленной задачей. Для решения проблемы не достаточно простого увлечения скорости обработки данных как это было сделано в DDR3. Необходимо учитывать такие параметры как энергопотребление и объем, которые влияют на пропускную способность устройства.

    Внимание! Для работы со специализированными программами: пакеты для объемного проектирования, редакторы фото или видео главным параметром выбора оперативной памяти является ее пропускная способность, т. е. скорость обработки информации.

    В 2015 году с появлением на рынке платформ Socket LGA1151 пользователям ПК представилась возможность произвести сравнительный анализ ОЗУ третьего и четвертого поколения в одинаковых условиях.

    Технические характеристики

    Прежде чем говорить, что лучше DDR3 или DDR4 и проводить их сравнения следует подробно ознакомиться с их техническими характеристиками и возможностями, а также их преимуществами и недостатками. Данный подход позволит правильно и точно определить будущее модулей памяти и выявить перспективный образец.

    DDR3

    Основными характеристиками для оперативной памяти не зависимо от ее поколения являются следующие характеристики:

    • Частота. ОЗУ третьей модели выпускается с частотой 1066 МГц, 1333 МГц и 1600 МГц, а последняя модификация имеет 1866 МГц. При помощи разгона памяти ее частоту можно повысить до 2400 – 2666 МГц. Максимальное значение этого параметра при разгоне, которое было получено в лабораторных условиях, составляет 4620 МГц.
    • Напряжение. Энергопотребление варьируется в диапазоне 1,5 – 1,8 В. Последняя версия DDR3L способна работать при низком напряжении 1,25 – 1,35 В. Индекс L означает Low Power (с англ. – малая мощность).
    • Время простоя. Для определения производительности планки памяти одним из важных параметров являются тайминги или латентность (CL), т. е. задержка при передаче информации. DDR3 1600 МГц имеет задержку равную 9 тактам, для получения временного значения необходимо 1 сек. разделить на 1600 млн. тактов и получаем 0,625 мс на 1 такт. Результат умножаем на 9 тактов и получаем 5,625 нс. Далее умножаем на 2 (количество потоков передачи данных) и время задержки составляет 11,25 нс.

    Совет. Значение латентности можно определить из маркировки оперативной памяти после букв CL. Соответственно, чем ее значение меньше, тем выше производительность устройства.

    DDR4

    ОЗУ четвертого поколения обладает более высокими параметрами технических характеристик, за счет которых оно обходит своего предшественника.


    Сравнение DDR3 и DDR4

    Исходя из технических характеристик видно, что время задержки у DDR4 выше, чем у ее предшественника. Однако при линейном чтении данных или их сохранении за счет практически не меняющихся таймингов эта разница компенсируется, и ОЗУ четвертой модели выигрывает. При работе в многопоточном режиме за счет меньшей латентности выигрывает DDR3 в пределах статистической погрешности. Выполняя сжатие файлов большого размера (объем от 1,5 ГБ и выше), потраченное время на операцию у DDR4 на 3 % меньше, чем у DDR3. Спецификация оперативной памяти третьего поколения предусматривает использование Vddr напряжение. При осуществлении энергозатратных операций оно повышается за счет встроенных преобразователей, тем самым происходит обильное излучение тепла. Модуль DDR4 получает необходимое напряжение от внешнего источника питания (Vpp).

    В ОЗУ четвертой модели реализована технология Pseudo-Open Draid, она позволила полностью устранить утечки тока, что наблюдалось в предыдущей версии, где используется Series-Stub Terminated Logic. Применение данного интерфейса для ввода и вывода данных позволило снизить потребление энергии до 30 %. Что касается объема памяти планки DDR4, то минимальное значение составляет 4 ГБ, а для DDR3 оно является оптимальным т. к. максимальное равно 8 ГБ. Структура оперативной памяти третьего поколения позволяет разместить до 8 банков памяти с длиной строки 2048 байт. Последняя модификация ОЗУ имеет 16 банков и длину строки 512 байт, что увеличивает скорость переключения между строками и банками.

    Из сравнения DDR3 и DDR4 можно сделать вывод, что последнее поколение ОЗУ обходит своего предшественника практически по всем параметрам, но эта разница мало заметна для обычного пользователя. DDR3L 1600 МГц в сочетании с Intel Core i5 практически не уступают DDR4. ОЗУ четвертого поколения рекомендуется устанавливать для современных игр или работы в специализированных программах, которые требуют большого объема памяти и высокой скорости обработки данных.

    Сравнение оперативной памяти DDR 3 и DDR 4: видео

    Во время модернизации ПК много людей упускают из виду правильность выбора планок оперативной памяти. Они являются важной составляющей системного блока и отвечают за производительность операционной системы. Если вы играете в требовательные современные игры, просматриваете высококачественное видео в YouTube, занимаетесь видеомонтажом или рендерингом, без качественной планки ОЗУ вам не обойтись.

    Как же выбрать планку ОЗУ? Что лучше DDR 3 или усовершенствованный её аналог DDR4? Какой производитель выпускает самые надёжные планки оперативной памяти? Все это можно узнать из нашего обзора.

    Какой оптимальный объём планок ОЗУ выбрать?

    При покупке или починке компьютера пользователи выбирают оптимальный объём оперативной памяти, отталкиваясь от стереотипа, что много памяти не бывает и, чем больше оперативной памяти, тем лучше. Однако, задействовав все свободные слоты на материнской плате, мы замечаем, что не вся мощь ОЗУ используется. Почему же так происходит?

    Скорость работы компьютера зависит от мощности процессора, а оперативная память используется для временного хранения данных. До тех пор, пока для обработки данных используется оперативная память, система работает на полную мощность. Но если ОЗУ недостаточно, система обращается за «помощью» к жёсткому диску. В результате, скорость работы целой системы снижается в несколько раз. Поэтому, подбирая для своей ОС оптимальный объём оперативной памяти, стоит отталкиваться от того, какие программы вы будете устанавливать, в каких целях будете использовать компьютер и какая версия Windows для вас подойдёт.

    К примеру, если у вас на ПК установлена Windows XP, 7 или 8, то для работы с офисными программами и просмотра социальных сервисов достаточно от 2 до 4 Гб памяти. Для игр с минимальными настройками необходимо от 4 до 8 Гб оперативки. Но если вы любите современные игры, то в официальных требованиях разработчики чаще всего указывают наличие на ПК от 16 Гб ОЗУ, а в некоторых и всех 64 Гб.

    При подборе планок ОЗУ также требуется учитывать возможности самого компьютера и версии операционной системы. К примеру, 32- разрядные версии Windows используют 3,5 Гб оперативной памяти. Поэтому, если у вас установлено несколько планок мощностью больше 4 Гб, нужно переустановить Windows на 64-битную версию. В противном случае, память остальных планок ОЗУ не будет задействована.

    Какая должна быть частота планки оперативной памяти?

    При выборе частоты оперативной памяти необходимо учитывать, что для достижения высокой производительности в работе ПК нужен хороший процессор и видеокарта. Именно они занимаются всей вычислительной работой. Однако, здесь также стоит отметить, что частота ОЗУ является важным показателем. Чем быстрее процессор получает данные из памяти, тем быстрее система отвечает на запросы пользователя. Но влияние частоты преувеличено. К примеру, разница в скорости работы DDR3 с частотой в 1,3 МГц и DDR4 с частотой в 2,3 МГц составляет всего 15%. При этом эта разница чувствуется только в играх.

    Также нужно учитывать, что установка двух ОЗУ по 4 Гб добавляет скорости работы ОС, нежели 1 планка оперативной памяти 8 ГБ. Это связно с двухканальным режимом работы, при котором увеличивается скорость передачи данных от ОЗУ до материнской платы и процессору за счёт использования двух каналов доступа к объеденному банку памяти.

    Ключевая разница в DDR 3 и DDR4

    В теории новый стандарт DDR4 является на 40% быстрее DDR3, так как может работать с рабочей частотой до 4200 МГц. Но всё это только в теории.

    Согласно отзывам пользователей, а также по результатам теста, DDR4 c 2133 МГц работает также, как и DDR3 c частотой в 1600МГц. При этом последняя стоит намного дешевле.

    Также стоит учитывать, что не все материнские платы поддерживают DDR4, а их стоимость до конца 2017 года не снизится. В результате, качественная и надёжная DDR4 доступна только некоторым пользователям ПК, в то время, как DDR3 ещё соответствует современным требованиям, как игровых компьютеров, так и бюджетных моделей ПК. В ближайшие 2-3 года она будет лидером продаж. По надёжности DDR3 не уступает новому стандарту.

    Какой производитель выпускает лучшие планки ОЗУ?

    Согласно доступной статистике отзывов пользователей ПК, на начало 2016 г. самые качественные планки ОЗУ (минимум брака) выпускают такие производитель, как:

    • Kingston
    • Crucial
    • Samsung
    • Transcend
    • Hynix

    Доля их брака составляет всего 0,6% от проданных за 6 месяцев планок ОЗУ.

    Менее надёжными считаются:

    • Corsair
    • Patriot

    Доля поделочных модулей на рынке за 2016 год не уменьшилась. Поэтому покупать нужно только в проверенных поставщиков или в интернет-магазине от официального производителя (если таков есть).

    Лучшие ОЗУ 2016 года

    Топовые модели ОЗУ будут представлены стандарта DDR3, так как с DDR4 возникает ещё много проблем. Все планки будут разделены на 3 группы, а именно:

    • Для бюджетных ПК. Рекомендованный объём от 2-4 Гб. Стоит покупать 2 планки ОЗУ. Среды топовых моделей этой категории стоит выделить: Kingston ValueRAM DDR3 1600GHz 4Gb и Kingston ValueRAM DDR3 1600GHz 2Gb.
    • Для игровых ПК. Рекомендованный объём от 8 Гб. Набор Kingston HyperX Predator DDR3 1866GHz 2x8Gb, а также комплект Kingston HyperX Predator DDR3 1866GHz 2x4Gb.
    • Для универсальных настольных систем. Под понятием «универсальных» подразумевается устройство, которое используется для работы с офисными программами, видеоредакторами и играми на средних и минимальных настройках. К этой категории стоит отнести планку Kingston ValueRAM DDR3 1600GHz 2Gb, а также Kingston ValueRAM DDR3 1600GHz 4Gb.

    Подводя итоги, стоит отметить, что покупка ОЗУ в 32 Гб и выше для игр не имеет смысла. Гораздо большей результативности в работе ПК можно добиться покупкой SSD диска или хорошей видеокарты.