Лекция N2. Клиент – серверные технологии. Технологии создания серверной части

В сознании многих пользователей сервер ассоциируется с высоким шкафом или хотя бы с корпусом типа Big Tower. Само понятие "сервер" окружено некой завесой таинственности и значимости. Невзначай оброненное слово "сервер" вызывает уважительные мысли о мощи и надежности информационных технологий, а также к человеку, его произнесшему. В этой статье будет рассказано как о серверах, действительно занимающих целую комнату, так и о серверах начального уровня, внешне неотличимых от обычных ПК. Статья будет состоять из нескольких частей, в которых будет дана подробная классификация серверов, рассказано об аппаратных технологиях, отличающих сервер от обычного ПК, о возможностях связки сервер-программное обеспечение и многом другом.

Стоит отметить, что сама тема серверных технологий бесконечна - все зависит лишь о степени детализации излагаемого материала. В этой статье я постарался изложить материал максимально подробно, настолько, что кое-где речь зайдет об архитектуре серверов на уровне, соприкасающемся с тонкостями программирования на ассемблере. Впрочем, я надеюсь, что моя статья будет интересна как можно более широкому кругу читателей - от технических специалистов до рядовых пользователей.


История

Чтобы лучше понять, что представляют собой современные серверы, кратко рассмотрим историю их возникновения. Изначально, вся электронная обработка данных проходила на мощных ЭВМ - мейнфреймах, у пользователей был лишь терминал для доступа к данным. Терминал представлял собой алфавитно-цифровой дисплей и клавиатуру, которые подключались к мейнфрейму. Сам по себе мейнфрейм (от англ. mainframe - основная стойка) представлял собой мощную, универсальную ЭВМ для массового одновременного обслуживания нескольких тысяч пользователей. Мейнфреймы на тот момент поставляли всего несколько компаний, но, как правило, их продукция была несовместима между собой, а, следовательно, компании-потребители были замкнуты на решения одного поставщика, который поставлял все аппаратное и программное обеспечение. Компьютерные системы были очень дорогими, а переход с одной системы на другую был очень болезненным. В 1971 г. компанией Intel был разработан первый микропроцессор (i4004), что сделало возможным появление персонального компьютера - IBM PC. С ростом мощности и количества ПК произошел постепенный переход от централизованной обработки информации к распределенной (на персональных компьютерах). Терминалы стали замещаться ПК, а от мэйнфреймов постепенно отказались.

Однако с ростом количества ПК и их мощности, развитием локальных сетей вновь возникла потребность в централизованном хранении и обработке данных.

Появилась необходимость в сервере для персональных компьютеров. Сервер - устройство в сети, предназначенное для обслуживания доступа к общим ресурсам (файлы, принтеры, базы данных, приложения и т.д.).

Изначально распространение получили файловые серверы, где пользователи хранили свои данные и обменивались ими. С ростом глобальной компьютерной сети интернет возникло новое направление - телекоммуникационные серверы (веб-серверы, ftp, доменных имен, почтовые). С развитием СУБД, в силу изменения формата хранения и доступа к данным, файловые серверы утратили свою популярность, и их во многом заменили серверы баз данных. Файловые серверы остаются и по сей день, но они приобрели второстепенное значение - их используют для хранения пользовательских файлов и различных архивов. Также на файловых серверах хранятся данные, предназначенные для совместной работы нескольких пользователей. В последнее время выросла популярность терминальных серверов - ПК пользователей служат лишь терминалом для отображения и ввода данных, а все пользовательские задачи выполняются на сервере. Таким образом достигается значительная экономия на ПК (на роль терминала годятся даже маломощные компьютеры), снижаются затраты на установку и поддержку программного обеспечения, решаются вопросы конфиденциальности и сохранности данных.

Для снижения совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership - TCO), куда входят затраты на оборудование, программное обеспечение и обслуживание техники, многие компании сегодня возвращаются к централизованной обработке данных.


Классификация серверных решений

Сегодня компании не замкнуты на одного поставщика аппаратного и программного обеспечения, имея возможность использовать различные программные и аппаратные решения от различных производителей - в первую очередь речь, идет о разнице в "глобальных" подходах (выбор между Windows - Unix системами и архитектурами CISC/RISC).

На сегодняшний день основным представителем архитектуры CISC (Complete Instruction Set Computer - компьютер с полным набором команд) являются процессоры x86 от AMD и Intel. Строго говоря, CISC/RISC архитектуры на самом деле являются идеализированными концепциями, поэтому классификация процессоров на их основе является несколько условной. Но процессоры х86 относят к CISC процессорам, поскольку они соответствуют наиболее важным характеристикам, свойственным CISC-системам:

  • сравнительно небольшое число регистров общего назначения (16 регистров у классических CISC-архитектур);
  • большое количество машинных команд (набор команд постоянно пополняется за счет нововведений производителей - MMX, SSE, 3DNow! и пр.);
  • большое количество методов адресации;
  • большое количество поддерживаемых форматов команд различной разрядности;
  • преобладание двухадресного формата команд.

Поскольку на сегодняшний день AMD только обозначил свое присутствие на рынке серверных процессоров, то далее речь пойдет о развитии серверных процессоров Intel.

В 1995 г. компанией Intel был разработан процессор Pentium Pro (150МГц, 512Кб кэш), позиционирующийся как серверный. Он отличался от настольных аналогов большим кэшем и продвинутой архитектурой, частично заимствованной у процессоров с архитектурой RISC. В процессоре Pentium Pro Intel впервые включила технологию динамического исполнения (Dynamic Execution), то есть инструкции могут исполняться не только последовательно, но и параллельно с помощью предсказания ветвей кода и переупорядоченного исполнения инструкций. Тем самым значительно повысилась эффективность процессора - количество команд, выполняемых за такт.

Вторым нововведением стал большой встроенный кэш L2. Для серверных систем наличие большего кэша является очень важным. Процессоры всегда работают на частотах, в несколько раз превышающих частоту памяти. Половина инструкций стандартных приложений представляет собой команды работы с памятью - загрузку и выгрузку данных (Load-Store). Работа с памятью происходит по следующей схеме: если данные не были найдены в кэше L1, то следует обращение к кэшу L2, на это уходит 9-16 процессорных циклов, если данных нет и в кэше L2, то на обращение к памяти уходит до 150 процессорных циклов, в течение которых процессор ждет данные. Большой кэш L2 повышает вероятность быстрого доступа к данным, а, следовательно, увеличивает эффективность работы процессора.

Можно говорить о том, что Intel впервые применяет и обкатывает свои новые продвинутые технологии именно на серверных процессорах, потом эти технологии постепенно распространяются и на персональные компьютеры. Это уже произошло с интегрированным кэшем L2, динамическим исполнением, многопоточностью (hyper-threading). На очереди 64 битная адресация памяти (ЕM64Т).

За Pentium Pro последовали другие серверные процессоры: в 1998 г. - Intel Pentium II Xeon (400-450МГц, 1-2Мб кэш), Pentium III Xeon (700-900Мгц, 1-2Мб кэш). В 2001 г. был выпущен серверный аналог Pentium 4, Хeon, который развивается и используется и в настоящее время.

Так сложилось, что на сегодняшний день на долю Intel приходится около 90% всех поставок рынка серверов, но лишь половина доходов этого рынка попадает в ее карманы: сегмент серверов начального уровня, где Intel доминирует с середины 90х, велик, но прибыли от него, в силу дешевизны продукции, несравнимы с сегментом мощных серверов. К примеру, по моей информации, на сегодняшний день в Республике Беларусь установлено несколько тысяч одно- и двухпроцессорных серверов начального уровня и только несколько 48-процессорных серверов RISC - общая стоимость систем примерно одинакова. При одинаковой общей стоимости прибыль, полученная производителями от продажи этих систем, существенно разнится. Дело в том, что Intel позволяет производить серверы на основе своих процессоров целому ряду сторонних производителей, получая прибыль не со всей стоимости сервера (5000-15000 USD), а только со стоимости своих комплектующих - в основном, процессоров (т.е. с 1000-3000 USD).

В последнее время Intel активно борется за этот самый прибыльный сегмент серверного рынка (системы с количеством процессоров от 4 до 256), где достаточно прочно обосновались системы на базе RISC архитектуры. Основной надеждой Intel являются 64-битные процессоры Intel Itanium 2. Предыдущий процессор Intel Itanium так и остался непопулярным - с момента начала поставок работоспособных систем на его основе и до выпуска Itanium 2, по данным Gartner, было продано лишь около 3 тысяч серверов на его основе (за тот же период серверов с процессорами RISC было продано 4.7 млн.).

Архитектура, называемая компьютером с сокращенным набором команд (Reduced Instruction Set Computer - RISC), появилась благодаря тому, что еще в середине 70-х годов XX века некоторые разработчики компьютерных архитектур заметили, что даже у компьютеров сложной архитектуры большая часть времени уходит на выполнение простых команд. Справедливым оказалось правило 20/80, а именно - 20% команд используется в 80% случаев, а оставшиеся 80% команд используются в 20% случаев.

Основными чертами концепции RISC-архитектуры являются:

  • одинаковая длина команд;
  • единый формат команд. Или, по крайней мере, использование не более двух-трех форматов;
  • операндами всех арифметических и логических команд могут быть только регистры;
  • команды выполняют только простые действия;
  • выполнение любой команды производится не дольше, чем за один такт;
  • большой регистровый файл;
  • только простая адресация.

Основными чертами RISC архитектуры обладают процессоры SPARC (масштабируемая процессорная архитектура - Scalable Processor ARChitecture). Всеобщим заблуждением среди любителей является соотнесение архитектуры SPARC только с компанией Sun. На самом деле архитектура SPARC - это стандартизированная архитектура, в рамках которой целый ряд производителей выпускают процессоры и крупные вычислительные системы на их основе. Первый процессор SPARC был изготовлен компанией Fujitsu на базе вентильной матрицы, работающей на частоте 16.67 МГц еще в 1987 году.

Основными конкурентами на этом рынке долгое время оставались компании Sun Microsystems и Fujitsu. Но не так давно эти компании объявили о новом направлении сотрудничества, результатом которого станет появление новой линейки систем APL (Advanced Product Line) на платформе SPARC/Solaris. Эта линейка появится в 2006 году и соединит все достоинства существующих линеек Sun Fire и PrimePower. На европейском рынке линейку PrimePower поставляет концерн Fujitsu Siemens Computers.

Эти системы изначально проектировались как масштабные 64-разрядные вычислительные системы enterprise уровня. Как уже отмечалось, системы RISC доминируют в классе мощных серверов. На это есть ряд причин, а именно - архитектура SPARC позволяет организовать максимальную масштабируемость, кроме того, немаловажную роль играет наличие специализированного программного обеспечения для масштабных систем. В серверах PrimePower используется операционная система Solaris, достаточно давно разрабатываемая специально для этих целей. А на рынке программного обеспечения для CISC систем ситуация плачевна: оригинального программного обеспечения для процессоров Itanium мало, а то, что есть - еще не опробовано и "сыро", чтобы на него делали ставку заказчики мощных серверов. Задачи, для решения которых нужны такие машины (финансовое моделирование, построение крупных электронно-коммерческих систем и т.п.), требуют идеальной надежности и проверки временем. Системы на базе SPARC такую проверку уже прошли.

Следующий параметр для классификации серверов - используемое программное обеспечение. Можно долго и бесплодно спорить, что же лучше - системы на базе Windows или *nix систем, но серверный рынок самостоятельно решил для себя этот вопрос - в серверах начального уровня в подавляющем большинстве случаев используется Windows 2000/2003 Server, тогда как в серверах enterprise уровня - *nix системы (большей частью Solaris).

На мой взгляд, это связано прежде всего с тем, что, кроме непосредственной стоимости оборудования, в общую стоимость (ТСО) серверов входят также затраты на администрирование. И в этом свете администраторы Windows "стоят" куда "дешевле" своих коллег, администрирующих *nix системы, что связано с достаточной сложностью администрирования таких систем и явным недостатком соответствующих квалифицированных специалистов. Поэтому доля подобных расходов в ТСО серверов начального уровня значительно превосходит такую же долю в ТСО мощных серверов. А владельцы дорогостоящих RISC систем зачастую готовы платить соответствующие деньги своим специалистам, зная, что один час простоя такого сервера обойдется им в сумму, превышающую десятки годовых зарплат системного администратора.


В следующей статье я расскажу о классификации серверов по их назначению, основных требованиях к серверам и способах достижения соответствия этим требованиям и др.

Если в ходе прочтения этой статьи у вас возникли вопросы или замечания, направляйте их на мой электронный адрес.

Кроме того, 27 сентября в Минске состоится семинар, проводимый компанией Fujitsu Siemens Computers и ее партнером в Беларуси ИП "ИТЦ-М", посвященный современным серверным технологиям, системам хранения данных, опыту внедрения, эксплуатации и сопровождения серверов в крупных ВЦ и др. В ходе проведения семинара специалисты и руководители служб ИТ/АСУ, работающие в этой области, смогут пообщаться со специалистами крупнейшего в Европе производителя серверов и компьютерного оборудования и получить исчерпывающую информацию по всем интересующим их вопросам. Следите за объявлением о регистрации на сайте www.itc.by и в прессе.

Использование технологии «клиент-сервер»

Со временем не очень функциональную модель файлового сервера для локальных сетей (FS) сменили появившиеся одна задругой модели строения «Клиент сервер» (RDA, DBS и AS).

Технология «Клиент - сервер», которая заняла самый низ базы данных, стала главной технологией глобальной сети Internet. Далее, вследствие перенесения идей сети Internet в сферу корпоративных систем, возникла технология Intranet. В различие от технологии «Клиент-сервер» такая технология обращена на информацию в ее окончательно готовом виде к потреблению, а не на данные. Вычислительные системы, которые построенны на основе Intranet, обладают в своем составе центральные серверы информации и определенные компоненты представления информации последнему пользователю (браузеры или программы-навигаторы). Дейсвие между сервером и клиентом в Intranet совершается с помощью web - технологий.

В современное время технология «Клиент-сервер» приобрела очень значительное распространение, но сама по себе данная технология универсальных рецептов не имеет. Она только доставляет всеобщее суждение о том, как должна быть создана нынешняя распределительная информационная система. Так же осуществления этой технологии в определенных программных товарах и даже в видах программного обеспечения распознаются весьма существенно.

Классическая двухуровневая архитектура «Клиент - сервер»

Как правило компоненты сети не имеют равных прав: у одних есть доступ к ресурсам (например: система управления базами данных, процессор, принтер, файловая система и прочие), у других есть возможность обращаться к этим ресурсам. операционный система сервер технология

Технология «Клиент - сервер» - это архитектура программного комплекса распределяющая прикладной программой по двум логически различным частям (сервер и клиент), которые взаимодействуют по схеме «запрос-ответ» и решают собственные определенные задачи.

Программа (или компьютер), управляющая и/или владеющая каким-нибудь ресурсом, называется сервером этого ресурса.

Программа (компьютер или), запрашивающая и пользующаяся каким-либо ресурсом, называется клиентом этого ресурса.

При этом так же может появиться такое условия, когда кое-какой программный блок будет одновременно реализовывать функции сервера по отношению к одному блоку и клиента по отношению к другому блоку.

Главный принцип технологии «Клиент-сервер» заключается в разделении функций приложения как минимум на три звена:

Модули интерфейса с пользователем;

Еще эта группа называется логикой представления. С ее помощью пользователи могут взаимодействовать с приложениями. Независимо от конкретных характеристик логики представления (интерфейс командной строки,интерфейсы через посредника, сложные графические пользовательские интерфейсы) ее задача заключается в том, чтобы обеспечить средства для большей эффективности обмена информацией между информационной системой и пользователем.

Модули хранения данных;

Эта группа еще называется бизнес-логикой. Бизнес-логика находит, для чего именно нужно то или иное приложение (например, прикладные функции, присущие для предоставленной предметной области). Разделение приложения по границам между программами обеспечивает натуральную основу для распределения приложения на двух или более компьютерах.

Модули обработки данных (функции управления ресурсами);

Так же эта группа называется логикой алгоритмами доступа к данным или просто доступа к данным. Алгоритмы входа к данным рассматриваются как специфический интерфейс для конкретного приложения к устройству стабильного сохранения данных наподобие СУБД или же файловой системы. С помощью модулей обработки данных организуется специфический интерфейс для приложения СУБД. С помощью интерфейса приложение может управлять соединениями с базой данных и запросами к ней (перевод специфических для конкретного приложения запросов на язык SQL, получение результатов и перевод этих результатов обратно в специфические для конкретного приложения структуры данных). Каждое из перечисленных звеньев может реализоваться независимо от нескольких других. Например, не изменяя программ, которые используются для обработки и хранения данных, можно изменить интерфейс с пользователем так, что одни и те же данные будут отображаться в виде таблиц, гистограмм или же графиков. Самые простые приложения часто способны собрать все три звена в единственную программу, и подобное разделение соответствует функциональным границам.

В соответствии с разделением функций в каждом приложении выделяют следующие компоненты:

  • - компонент представления данных;
  • - прикладной компонент;
  • - компонент управления ресурсом.

Клиент-сервер в классической архитектуре нужно распределить три главные части приложения по 2-м физическим модулям. Обычно прикладной компонент находится на сервере (например, на сервере БД), компонент представления данных - на стороне клиента, а компонент управления ресурсом распределяется между серверной и клиентской частями. В этом заключается главный недостаток классической двухуровневой архитектуры.

В двухзвенной архитектуре при разделении алгоритмов обработки данных, разработчики должны иметь полную информацию о последних изменениях, которые были внесены в систему, и понимать эти изменения, что создает не маленькие сложности при разработке клиент-серверных систем, их сопровождении и установке, поскольку необходимо тратить большие усилия на координацию действий разных групп специалистов. В действиях разработчиков часто возникают противоречия, а это тормозит развитие системы и вынуждает изменять уже готовые и проверенные элементы.

Чтобы избежать несогласованности разных элементов архитектуры, создали две модификации двухзвенной архитектуры «Клиент - сервер»: «Толстый клиент» («Тонкий сервер») и «Тонкий клиент» («Толстый сервер»).

В этой архитектуре разработчики попытались выполнять обработку данных на одной из двух физических частей - либо на стороне клиента («Толстый клиент»), либо на сервере («Тонкий клиент).

У каждого подхода есть свои значительные недостатки. В первой ситуации неоправданно перегружается сеть, потому что по ней передаются необработанные то есть избыточные данные. Кроме того, усложняется поддержка системы и ее изменение, потому что исправление ошибки или же замена алгоритма вычислений требуют одновременной полной замены всех интерфейсных программ, если не сделать полной замены, то может возникнуть несогласованность данных или ошибки. Если же вся обработка информации выполняется на сервере, то возникает проблема описания встроенных процедур и их отладки. Систему с обработкой информации на сервере абсолютно невозможно перенести на другую платформу (ОС), это является серьезным недостатком.

Если же создается двухуровневая классическая архитектура «Клиент - сервер», то нужно знать следующие факты:

Архитектура «Толстый сервер» аналогична архитектуре «Тонкий клиент»

Передача запроса от клиента на сервер, обработка запроса сервером и передача результата клиенту. При этом архитектуры имеют следующие недостатки:

  • - усложняется реализация, так как языки типа SQL не приспособлены для разработки подобного ПО и нет хороших средств отладки;
  • - производительность программ, которые написаны на языках типа SQL, очень низка, чем созданые на прочих языках, что имеет наиболее важное значение для сложных систем;
  • - программы, которые написаны на СУБД-языках как правило функционируют от части не очень надежно; ошибка в них может привести к выходу из строя всего сервера баз данных;
  • - получившиеся таким образом программы полностью непереносимы на другие платформы и системы.
  • - архитектура «Толстый клиент» аналогична архитектуре «Тонкий сервер»

Обработка запроса совершается на стороне клиента, то есть совершается передача клиенту всех необработанных данных с сервера. В этом случае у архитектур имеются негативные стороны:

  • - усложняется обновление ПО, потому что его замену нужно производить одновременно по всей системе;
  • - усложняется распределение полномочий, потому что разграничение доступа происходит не по действиям, а по таблицам;
  • - перегружается сеть вследствие передачи по ней необработанных данных;
  • - слабая защита данных, так как сложно правильно распределить полномочия.

Для решения перечисленных проблем нужно использовать многоуровневые (три и более уровней) архитектуры «Клиент-сервер».

Трехуровневая модель .

С середины 90-х годов прошлого века популярность специалистов получила трехзвенная архитектура «Клиент - сервер», разделившая информационную систему по функциональным возможностям на три некоторых звена: логика доступа к данным, логика представления и бизнес-логика. В противоположность двухуровневой архитектуры в трехуровневой имеется дополнительное звено - сервер приложений, предназначенный для осуществления бизнес-логики, при этом полностью разгружается клиент, который посылает запросы промежуточному программному обеспечению, и максимально употребляются все возможности серверов.

В трехуровневой архитектуре клиент как правило не перегружен функциями обработки данных, а осуществляет свою главную роль системы представления информации, поступающей с сервера приложений. Такой интерфейс можно привести в исполнение с помощью стандартных средств Web-технологии - браузера, CGI и Java. Это понижает объемность данных, предоставляемых между клиентом и сервером приложений, что позволяет подключать клиентские компьютеры даже по медленным линиям типа телефонных каналов. В связи с этим, клиентская часть может быть такой простой, что в большинстве случаев ее осуществляют с помощью универсального браузера. Однако если все-таки ее поменять придется, то эту процедуру можно реализовать быстро и безболезненно.

Сервер приложений - это программное обеспечение, которое является промежуточным пластом между сервером и клиентом.

  • - Message orientated - яркие представители MQseries и JMS;
  • - Object Broker - яркие представители CORBA и DCOM;
  • - Component based - яркие представители.NET и EJB.

Применение сервера приложений приносит намного больше возможностей, например, снижается нагрузка на клиентские компьютеры, так как сервер приложений распределяет нагрузку и обеспечивает защиту от сбоев. Поскольку бизнес-логика хранится на сервере приложений, то при каких-либо изменениях в отчетности или расчетах клиентские программы никаким образом не задеваются.

Есть немного серверов приложений от таких знаменитых компаний как Sun, Oracle Microsystem, IBM, Borland и каждый из них различается комплектом предоставляемых сервисов (производительность учитывать в данном случае не буду). Эти сервисы облегчают программирование и развертывание приложений масштаба предприятия. Как правило сервер приложений дает следующие сервисы:

  • - WEB Server - чаще всего включают в поставку самый мощный и популярный Apache;
  • - WEB Container - позволяет выполнять JSP и сервлеты. Для Apache таким сервисом является Tomcat;
  • - CORBA Agent - может предоставлять распределенную директорию для хранения CORBA объектов;
  • - Messaging Service - брокер сообщений;
  • - Transaction Service - уже из названия понятно, что это сервис транзакций;
  • - JDBC - драйвера для подключения к базам данных, ведь именно серверу приложений придется общаться с базами данных и ему нужно уметь подключаться к используемой в вашей компании базе;
  • - Java Mail - данный сервис может предоставлять сервис к SMTP;
  • - JMS (Java Messaging Service) - обработка синхронных и асинхронных сообщений;
  • - RMI (Remote Method Invocation) - вызов удаленных процедур.

Многоуровневые клиент-серверные системы довольно легко можно перевести на Web-технологию - для этого нужно заменить клиентскую часть специализированным или универсальным браузером, а сервер приложений дополнить Web-сервером и малыми программами вызова процедур сервера. Для

разработки этих программ можно употребить как Common Gateway Interface (CGI), так и более современную технологию Java.

В трехуровневой системе в качестве каналов связи между сервером приложений и СУБД можно использовать наиболее быстрые линии, требующие минимальныхзатрат, так как сервера как правило находятся в одном помещении (серверной) и не будет перегружать сеть из-за передачи высокого количества информации.

Из всего перечисленного вытекает вывод о том, что двухуровневая архитектура весьма уступает многоуровневой архитектуре, в связи с этим на сегодняшний день применяется только многоуровневая архитектура «Клиент - сервер», распознающая три модификации - RDA, DBS и AS.

Различные модели технологии «Клиент - сервер»

Самой первой основной базовой технологией для локальных сетей была модель файлового сервера (FS) . В то время эта технология была весьма распространена среди отечественных разработчиков, использовавших такие системы, как FoxPro, Clipper, Clarion, Paradox и так далее.

В модели FS функции всех 3-х компонентов (компонент представления, прикладной компонент и компонент доступа к ресурсам) совмещены в одном коде, который осуществляется на компьютере-сервере (хосте). Компьютер-клиент в такой архитектуре совсем отсутствует, а отображение и вынесение данных совершается с помощью компьютера компьютера или терминала в порядке эмуляции терминала. Приложения обычно формируются на языке четвертого поколения (4GL). Один из компьютеров в сети считается файловым сервером и дает другим компьютерам услуги по обработке файлов. Он функционирует под управлением сетевых ОС и играет важную роль компонента доступа к информационным ресурсам. На прочих ПК в сети функционирует приложение, в кодах которого соединены прикладной компонент и компонент представления.

Технология действия между клиентом и сервером такая: запрос посылается на файловый сервер, передающий СУБД, которая размещена на компьютере-клиенте, требуемый блок данных. Вся обработка исполняется на терминале.

Протокол обмена - это некий набор вызовов, которые обеспечивают приложению вход к файловой системе на файл-сервере.

Положительными сторонами данной технологии являются:

  • - простота разработки приложений;
  • - удобство администрирования и обновления ПО
  • - низкая стоимость оборудования рабочих мест (терминалы или дешевые компьютеры с низкими характеристиками в режиме эмуляции терминала всегда дешевле полноценных ПК).

Но достоинства FS - модели превосходят ее недостатки:

Несмотря на немаленький объем данных, которые пересылаются по сети, время отклика является критичным, потому что каждый символ, введенный клиентом на терминале, должен быть передан на сервер, обработан приложением и возвращен обратно для вывода на экран терминала. Помимо этого существует проблема распределения нагрузки между несколькими компьютерами.

  • - дорогостоящее аппаратное обеспечение сервера , так как все пользователи разделяют его ресурсы;
  • - отсутствие графического интерфейса .

Благодаря решению проблем, присущих технологии «Файл - сервер» появилась более прогрессивная технология, получившая название «Клиент - сервер».

Для современных СУБД архитектура «клиент-сервер» стала фактически стандартом. Если предполагается, что проектируемая сетевая технология будет иметь архитектуру «клиент-сервер», то это означает, что прикладные программы, реализованные в ее рамках, будут иметь распределенный характер, то есть часть функций приложений будет реализована в программе-клиенте, другая - в программе-сервере.

Различия в реализации приложений в рамках технологии «Клиент-сервер»определяются четырьмя факторами:

  • - какие виды программного обеспечения в логических компонентах;
  • - какие механизмы программного обеспечения используются для реализации функций логических компонентов;
  • - как логические компоненты распределяются компьютерами в сети;
  • - какие механизмы используются для связи компонент между собой.

Исходя из этого, выделяются три подхода, каждый из которых реализован в соответствующей модели технологии «Клиент - сервер»:

  • - модель доступа к удаленным данным (Remote Date Access - RDA);
  • - модель сервера базы данных (DateBase Server - DBS);
  • - модель сервера приложений (Application Server - AS).

Существенным преимуществом RDA-модели является обширный выбор инструментальных средств разработки приложений, которые обеспечивают стремительное образование desktop-приложений, которые работают с SQL-направленными СУБД. Как правило, инструментальные средства поддерживают графический интерфейс пользователя с ОС, а также средства автоматической генерации кода, где смешаны функции представления и прикладные функции.

Несмотря на большое распространение, RDA-модель уступает место наиболее технологичной DBS-модели.

Модель сервера баз данных (DBS) - сетевая архитектура технологии «Клиент - сервер», в основе которой лежит механизм хранимых процедур, который реализует прикладные функции. В DBS - модели понятие информационного ресурса сжато до базы данных из-за того же механизма хранимых процедур, реализованный в СУБД, да и то не во всех.

Положительные стороны DBS-модели перед RDA-моделью очевидны: это и возможность централизованного администрирования различных функций, и снижение трафика сети потому, что вместо SQL-запросов по сети передаются вызовы хранимых процедур, и возможность разделения процедуры между двумя приложениями, и экономия ресурсов компьютера за счет использования однажды созданного плана выполнения процедуры.

Модель сервера приложений (AS) - это сетевая архитектура технологии «Клиент - сервер», которая представляет собой процесс, который выполняется на компьютере-клиенте, и, который отвечает за интерфейс с пользователем (ввод и отображение данных). Важнейшим элементом такой модели является прикладной компонент, который называется сервером приложения, он функционирует на удаленном компьютере (или двух компьютерах). Сервер приложений осуществлен как группа прикладных функций, оформленных в виде сервисов (служб). Каждый сервис предоставляет некоторые услуги всем программам, которые желают и могут ими воспользоваться.

Выучив все модели технологии «Клиент - сервер», можно сделать такой вывод: RDA- и DBS-модели, в основе этих двух моделей лежит двухзвенная схема разделения функций. В RDA-модели прикладные функции переданы клиенту, в DBS-модели их исполнение реализовывается через ядро СУБД. В RDA-модели прикладной компонент сливается с компонентом представления, в DBS-модели интегрируется в компонент доступа к ресурсам.

В AS-модели осуществлена трехзвенная схема разделения функций, где прикладной компонент выделен как главный изолированный элемент приложения, который имеет стандартизированные интерфейсы с двумя прочими компонентами.

Результаты анализа моделей технологий «Файловый сервер» и «Клиент - сервер» представлены в таблице 1.

Несмотря на свое названия технология «Клиент -сервер» также является системой распределенных вычислений. В этом случае распределенные вычисления понимают как архитектура «Клиент - сервер» при участии некоторых серверов. Применительно к распределенной обработке термин «сервер» означает просто программу, отвечающую на запросы и выполняющую необходимые действия по запросу клиента. Поскольку распределенные вычисления - это один из видов систем «Клиент - сервер», то пользователи приобретают такие же преимущества, например, возрастание общей пропускной способности и возможность многозадачной работы. Также, интеграция дискретных сетевых компонентов и обеспечение их работы как единого целого способствует расширению результативности и уменьшению сбережений.

Так как обработка реализовывается в любом месте сети, распределенные вычисления в архитектуре «Клиент-сервер» гарантируют действенное масштабирование. Чтобы добиться баланса между сервером и клиентом, компонент приложения должен осуществляться на сервере только в том случае, если централизованная обработка более результативна. Если логика программы, взаимодействующей с централизованными данными, сосредоточена на той же машине, что и данные, их необязательно передавать по сети, поэтому требования к сетевой среде могут быть снижены.

Вследствие этого можно сделать следующий вывод: если будет нужно работать с малыми информационными системами, которые не требуют графического интерфейса с пользователем, можно использовать FS - модель. Вопрос о графическом интерфейсе можно свободно решить с помощью RDA-модель. DBS-модель это очень хороший вариант для систем управления базами данных(СУБД). AS-модель это лучший вариант для того, чтобы создать большие информационные системы, а также при использовании низкоскоростных каналов связи.

БД, работающие по технологии ФАЙЛ-СЕРВЕР;

БД, работающие по технологии КЛИЕНТ-СЕРВЕР.

Файл-сервер


- Обращение к БД (запрос)
- Перекачка данных с блокировкой доступа других пользователей
- Обработка данных на компьютере пользователя

Для наглядности рассмотрим конкретные примеры. Допустим, Вам необходимо просмотреть отправленные платежные поручения за период с 19 по 25 мая на сумму 5000 рублей. Пользователю необходимо будет запустить на своем компьютере клиентское приложение, работающее в БД с платежными поручениями, и ввести нужные критерии отбора. После чего на Ваш компьютер перекачается с сервера базы данных и загрузится в оперативную память файл, содержащий все документы данного вида за весь период на любые суммы. Запущенное на компьютере пользователя клиентское приложение, работающее с БД, само проведет обработку этой информации (отсортирует их), после чего выдаст ответ (на экране появится список платежных поручений, удовлетворяющих Вашим критериям). После этого Вы выберете нужное платежное поручение и попытаетесь отредактировать (изменить) в нем одно поле - например, дату. Во время редактирования происходит блокировка источника данных, то есть всего файла, содержащего этот документ. Это означает, что файл будет либо совсем не доступен остальным пользователям, либо доступен только в режиме просмотра. Причем подобного рода захват происходит даже не на уровне записи, то есть одного документа, а заблокированным является целый файл - то есть вся таблица, содержащая аналогичные документы. Только после полной обработки этого поля и выхода из режима редактирования данный файл платежных поручений будет разблокирован от захвата пользователем. Если же данные хранятся в более объемных объектах, например, в одном файле содержатся платежные поручения и о поступлении средств, и об отправке, то еще большая часть информации будет не доступна. Вы будете работать с одним полем "дата" в одном документе - остальные сотрудники предприятия будут ждать, пока Вы не закончите.

Недостатки ФАЙЛ-СЕРВЕРНОЙ системы очевидны:

    Очень большая нагрузка на сеть, повышенные требования к пропускной способности. На практике это делает практически невозможной одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.

    Обработка данных осуществляется на компьютере пользователей. Это влечет повышенные требования к аппаратному обеспечению каждого пользователя. Чем больше пользователей, тем больше денег придется потратить на оснащение их компьютеров.

    Блокировка данных при редактировании одним пользователем делает невозможной работу с этими данными других пользователей.

    Безопасность. Для обеспечения возможности работы с такой системой Вам будет необходимо дать каждому пользователю полный доступ к целому файлу, в котором его может интересовать только одно поле.

    Клиент-сервер

    Обработка запроса одного пользователя:
    - Обращение к БД (SQL-запрос)
    - Передача ответа - результата обработки


    При необходимости произвести обработку информации, хранящейся в БД, запущенное на компьютере пользователя клиентское приложение, работающее с БД, формирует запрос на языке SQL (название от начальных букв - Structured Query Language). Сервер базы данных принимает запрос и обрабатывает его самостоятельно. Никакой массив данных (файл) по сети не передается. После обработки запроса на компьютер пользователя передается только результат - то есть, в предыдущем примере, - список платежных поручений, удовлетворяющих нужным критериям. Сам же файл, в котором хранились данные, послужившие источником для обработки, остается незаблокированным для доступа самого сервера по запросам других пользователей.

    В серьезных клиент-серверных СУБД существуют дополнительные механизмы, снижающие нагрузку на сеть, снижающие требования к пользовательским компьютерам. В качестве примера приведем хранимые процедуры - то есть целые программы обработки данных, хранящихся в БД. В этом случае от пользователя к серверу не передается даже SQL выражения - передается вызов функции с параметрами вызова. Таким образом, рабочее место пользователя еще сильнее упрощается, логика работы программы переносится на сервер. Пользовательское место становится всего лишь средством отображения информации. Все это означает дальнейшее снижение нагрузки на сеть и пользовательские рабочие станции.

    Таким образом, все вышеперечисленные недостатки ФАЙЛ-СЕРВЕРНОЙ схемы устраняются в архитектуре КЛИЕНТ-СЕРВЕР:

      Массивы данных не перекачиваются по сети от сервера БД на компьютер пользователя. Требования к пропускной способности сети понижаются. Это делает возможным одновременную работу большого числа пользователей с большими объемами данных.

      Обработка данных осуществляется на сервере БД, а не в компьютере пользователей. Что позволяет использовать более простые, а значит, дешевые компьютеры на клиентских местах.

      Блокировки (захвата) данных одним пользователем не происходит.

      Обеспечивается доступ пользователя не к целому файлу, а только к тем данным из него, с которыми пользователь имеет право работать.

      Рассмотрев отличие ФАЙЛ-СЕРВЕРА от КЛИЕНТ-СЕРВЕРА, можно завершить рассмотрение понятия "хранилище информации". Важно подчеркнуть, что от вида используемой СУБД во многом зависит работа корпоративной системы. Совершенно очевидно, что для крупных предприятий, с большим количеством пользователей, с огромным числом записей в БД, файл-серверная схема совершенно неприемлема. С другой стороны, отличия в базах данных есть и по другим параметрам и возможностям:

        типам данных, которые могут храниться в БД (числа, даты, текст, рисунки, видео, звук и т.д);

        по организуемым самой БД технологиям доступа к данным в базе и уровню защиты информации от несанкционированного доступа;

        по предоставляемым средствам и методикам разработки, которые могут быть применены для проектирования какой-либо информационной системы на основе данной БД;

        по предоставляемым средствам и методикам анализа информации (данных), которые могут быть применены в информационной системы на основе данной БД;

        по надежности и устойчивости, то есть (грубо) количеству записей (заполненных полей) в БД, при которых обеспечивается надежная и бесперебойная возможность доступа, изменения, анализа информации в БД;

        по быстродействию - времени, затраченному на доступ и обработку информации;

        по возможности организации работы на компьютерах разных производителей, то есть по совместимости с другими платформами и операционными системами;

        по уровню поддержки (сервиса), предоставляемого разработчиком базы данных или его авторизованным дилером;

        по наличию хороших средств создания приложений, использующих данную базу данных и т.д.

        Почему сегодня не выгодно вкладывать деньги в решение файл-сервер? Сегодня уже очевиден дальнейший путь развития баз данных. Появляются многоуровневые клиент-серверные системы, с очень тонкими клиентами, снимающие какие-либо ограничения с клиентских станций, как по производительности, так и по платформе, операционной системе. Если для решения клиент-сервер дальнейшее развитие видится совершенно ясно, и переход с клиент-сервера на многоуровневый клиент-сервер не является проблематичным, то для файл-сервера простой переход в клиент-сервер представляет огромную проблему и колоссальные трудозатраты, если это вдруг окажется возможным вообще.

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное образовательное учреждение

Клинцовский текстильный техникум

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Технология «Клиент – сервер»

Студент гр. А-90______________________(Петроченко А.О.)

Преподаватель _______________________ (Широкова А.Л.)

Клинцы – 2011

1. Серверы. Основные понятия серверов

2. Модель клиент-сервер

3. Классификация стандартных серверов

4. Вывод

1. Серверы. Основные понятия серверов

Сервер (от англ. server, обслуживающий). В зависимости от предназначения существует несколько определений понятия сервер.

1. Сервер (сеть) - логический или физический узел сети, обслуживающий запросы к одному адресу и/или доменному имени (смежным доменным именам), состоящий из одного или системы аппаратных серверов, на котором выполняются один или система серверных программ

2. Сервер (программное обеспечение) - программное обеспечение, принимающее запросы от клиентов (в архитектуре клиент-сервер).

3. Сервер (аппаратное обеспечение) - компьютер (или специальное компьютерное оборудование) выделенный и/или специализированный для выполнения определенных сервисных функций.

3. Сервер в информационных технологиях - программный компонент вычислительной системы, выполняющий сервисные функции по запросу клиента, предоставляя ему доступ к определённым ресурсам.

Взаимосвязь понятий. Серверное приложение (сервер) запускается на компьютере, так же называемом "сервер", при этом при рассмотрении топологии сети, такой узел называют "сервером". В общем случае может быть так, что серверное приложение запущено на обычной рабочей станции, или серверное приложение, запущенное на серверном компьютере в рамках рассматриваемой топологии выступает в роли клиента (т.е. не является сервером с точки зрения сетевой топологии).

2. Модель клиент-сервер

Клиент-серверная система характеризуется наличием двух взаимодействующих самостоятельных процессов - клиента и сервера, которые, в общем случае, могут выполняться на разных компьютерах, обмениваясь данными по сети.

Процессы, реализующие некоторую службу, например службу файловой системы или базы данных, называются серверами (servers). Процессы, запрашивающие службы у серверов путем посылки запроса и последующего ожидания ответа от сервера, называются клиентами (clients) .

По такой схеме могут быть построены системы обработки данных на основе СУБД, почтовые и другие системы. Мы будем говорить о базах данных и системах на их основе. И здесь удобнее будет не просто рассматривать клиент-серверную архитектуру, а сравнить ее с другой - файл-серверной.

В файл-серверной системе данные хранятся на файловом сервере (например, Novell NetWare или Windows NT Server), а их обработка осуществляется на рабочих станциях, на которых, как правило, функционирует одна из, так называемых, "настольных СУБД" - Access, FoxPro, Paradox и т.п..

Приложение на рабочей станции "отвечает за все" - за формирование пользовательского интерфейса, логическую обработку данных и за непосредственное манипулирование данными. Файловый сервер предоставляет услуги только самого низкого уровня - открытие, закрытие и модификацию файлов. Обратите внимание - файлов, а не базы данных. Система управления базами данных расположена на рабочей станции.

Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается несколько независимых и несогласованных между собой процессов. Кроме того, для осуществления любой обработки (поиск, модификация, суммирование и т.п.) все данные необходимо передать по сети с сервера на рабочую станцию (см. рис. Сравнение файл-серверной и клиент-серверной моделей)


Рис. Сравнение файл-серверной и клиент-серверной моделей

В клиент-серверной системе функционируют (как минимум) два приложения - клиент и сервер, делящие между собой те функции, которые в файл-серверной архитектуре целиком выполняет приложение на рабочей станции. Хранением и непосредственным манипулированием данными занимается сервер баз данных, в качестве которого может выступать Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase и т.п..

Формированием пользовательского интерфейса занимается клиент, для построения которого можно использовать целый ряд специальных инструментов, а также большинство настольных СУБД. Логика обработки данных может выполняться как на клиенте, так и на сервере. Клиент посылает на сервер запросы, сформулированные, как правило, на языке SQL. Сервер обрабатывает эти запросы и передает клиенту результат (разумеется, клиентов может быть много).

Таким образом, непосредственным манипулированием данными занимается один процесс. При этом, обработка данных происходит там же, где данные хранятся - на сервере, что исключает необходимость передачи больших объемов данных по сети.

Что дает архитектура клиент-сервер?

Посмотрим на данную архитектуру с точки зрения потребностей бизнеса. Какие же качества привносит клиент-сервер в информационную систему?

Надежность

Сервер баз данных осуществляет модификацию данных на основе механизма транзакций, который придает любой совокупности операций, объявленных как транзакция, следующие свойства:

  • атомарность - при любых обстоятельствах будут либо выполнены все операции транзакции, либо не выполнена ни одна; целостность данных при завершении транзакции;
  • независимость - транзакции, инициированные разными пользователями, не вмешиваются в дела друг друга;
  • устойчивость к сбоям - после завершения транзакции, ее результаты уже не пропадут.

Механизм транзакций, поддерживаемый сервером баз данных, намного более эффективен, чем аналогичный механизм в настольных СУБД, т.к. сервер централизованно контролирует работу транзакций. Кроме того, в файл-серверной системе сбой на любой из рабочих станций может привести к потере данных и их недоступности для других рабочих станций, в то время, как в клиент-серверной системе сбой на клиенте, практически, никогда не сказывается на целостности данных и их доступности для других клиентов.

Масштабируемость

Масштабируемость - способность системы адаптироваться к росту количества пользователей и объема базы данных при адекватном повышении производительности аппаратной платформы, без замены программного обеспечения.

Общеизвестно, что возможности настольных СУБД серьезно ограничены - это пять-семь пользователей и 30-50 Мб, соответственно. Цифры, разумеется, представляют собой некие средние значения, в конкретных случаях они могут отклоняться как в ту, так и в другую сторону. Что наиболее существенно, эти барьеры нельзя преодолеть за счет наращивания возможностей аппаратуры.

Системы же на основе серверов баз данных могут поддерживать тысячи пользователей и сотни ГБ информации - дайте им только соответствующую аппаратную платформу.

Безопасность

Сервер баз данных предоставляет мощные средства защиты данных от несанкционированного доступа, невозможные в настольных СУБД. При этом, права доступа администрируются очень гибко - до уровня полей таблиц. Кроме того, можно вообще запретить прямое обращение к таблицам, осуществляя взаимодействие пользователя с данными через промежуточные объекты - представления и хранимые процедуры. Так что администратор может быть уверен - никакой слишком умный пользователь не прочитает то, что ему читать неположено.

Гибкость

В приложении, работающем с данными, можно выделить три логических слоя:

  • пользовательского интерфейса ;
  • правил логической обработки (бизнес-правил);
  • управления данными (не следует только путать логические слои с физическими уровнями, о которых речь пойдет ниже).

Как уже говорилось, в файл-серверной архитектуре все три слоя реализуются в одном монолитном приложении, функционирующем на рабочей станции. Поэтому изменения в любом из слоев приводят однозначно к модификации приложения и последующему обновлению его версий на рабочих станциях.

В двухуровневом клиент-серверном приложении, показанном на рисунке выше, как правило, все функции по формированию пользовательского интерфейса реализуются на клиенте, все функции по управлению данными - на сервере, а вот бизнес-правила можно реализовать как на сервере используя механизмы программирования сервера (хранимые процедуры, триггеры, представления и т.п.), так и на клиенте.

В трехуровневом приложении появляется третий, промежуточный уровень, реализующий бизнес-правила, которые являются наиболее часто изменяемыми компонентами приложения (см. рис. Трехуровневая модель клиент-серверного приложения )

Рис. Трехуровневая модель клиент-серверного приложения

Наличие не одного, а нескольких уровней позволяет гибко и с минимальными затратами адаптировать приложение к изменяющимся требованиям бизнеса.

Попробуем все вышеизложенное проиллюстрировать на маленьком примере. Предположим, в некоей организации изменились правила расчета заработной платы (бизнес-правила) и требуется обновить соответствующее программное обеспечение.

1) В файл-серверной системе мы "просто" вносим изменения в приложение и обновляем его версии на рабочих станциях. Но это "просто" влечет за собой максимальные трудозатраты.

2) В двухуровневой клиент-серверной системе, если алгоритм расчета зарплаты реализован на сервере в виде правила расчета зарплаты, его выполняет сервер бизнес-правил, выполненный, например, в виде OLE-сервера, и мы обновим один из его объектов, ничего не меняя ни в клиентском приложении, ни на сервере баз данных.

Клиентские технологии

Представление и отображение данных должно осуществляться в соответствии с определенным набором правил, в качестве которого используют html (Hypertext Markup Language). Html по сути не является языком программирования, поскольку не выполняет никаких функций по обработке материала, только по его оформлению и представлению. Теги этого метаязыка помогают получать в окне браузера информацию именно в том виде, в каком желает вебмастер. Отметим, что гипертекст разработан в 1989 году и изначально создавался с целью обмена различной документацией, позволяя браузерам отличать, например, заголовки и подзаголовки от рисунков и текста.

Интернет технологии развивались, html радикально изменился, с учетом новых возможностей появился "усовершенствованный" xhtml (Extensible Hypertext Markup Language) - язык расширенной разметки гипертекста для веб страниц, по возможностям сопоставимый с html и созданный на базе xml.

Разметка страниц со временем усложнилась, и ее стало трудно поддерживать. В связи с этим потребовалось отделить структуру документа от его визуального представления; появились каскадные таблицы стилей (Cascading Style Sheets - CSS). Впервые таблицы стилей в качестве рекомендаций W3C приняты в 1996 году и с тех пор широко используются для верстки сайтов. CSS верстка веб сайтов позволяет, например, одинаково оформить множество элементов, исправив всего одну строку в таблице стилей.

Конечно, оптимальные результаты верстки web сайта могут быть получены только путем умелого сочетания html-кода и каскадной таблицы стилей.

Обычный интернет-пользователь, заходя на тот или иной веб сайт, конечно, обращает внимание на выпадающие меню, падающий снег, бегущую строку. Подобные эффекты могут быть созданы с помощью технологии JavaScript.

JavaScript - это облегченный, интерпретируемый язык программирования с объектно-ориентированными возможностями. Универсальное ядро языка встроено в различные веб-браузеры. Клиентская версия JavaScript позволяет включать в веб-страницы исполняемое содержимое, то есть web страница не обязаны быть статическим html-кодом, а может включать в себя программы, взаимодействующие с пользователем, управляющие браузером и динамически создающие html.

JavaScript развивался много лет, в течение которых выпущено несколько версий этого языка. Например, Microsoft издала версии под именем Jscript. В свою очередь ассоциация Ecma, деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных технологий, опубликовала три версии, стандартизирующие JavaScript под названием EcmaScript. Последняя и определила стандартную версию базового языка JavaScript, а World Wide Web Consortiums опубликовала рекомендацию DOM, отражающую возможности браузеров по поддержке объектной модели.

Web - браузеры позволяют просматривать страницы сети Интернет.

Как показывает практика, различные браузеры показывают конкретную страницу по-разному. Отображение страниц зависит от работы алгоритмов коррекции, встроенных в браузер, а в разных браузерах эти алгоритмы различны. Internet Explorer и Netscape Navigator, работая под Windows, отображают страницы примерно одинаково, с различиями лишь в таких деталях, как поля и отступы. Однако другие браузеры могут серьезно исказить некоторые страницы. Разработчики с каждой новой версией совершенствуют свои продукты, поэтому чем новее версия браузера, тем меньше он искажает.

Серверные технологии

В области программирования для сети Интернет PHP - один из популярных скриптовых языков (наряду с JSP, Perl и языками, используемыми в ASP.NET) благодаря своей простоте, скорости выполнения, богатой функциональности, кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.

Perl - высокоуровневый интерпретируемый динамический язык программирования общего назначения, созданный Ларри Уоллом, лингвистом по образованию. Основной особенностью языка считаются его богатые возможности для работы с текстом, в том числе работа с регулярными выражениями, встроенная в синтаксис. Перл унаследовал много свойств от языков Си, AWK, скриптовых языков командных оболочек UNIX.

JSP - одна из высокопроизводительных технологий, так как весь код страницы транслируется в java-код сервлета с помощью компилятора JSP страниц Jasper, и затем компилируется в байт-код виртуальной машины java (JVM). Контейнеры сервлетов, способные исполнять JSP страницы, написаны на языке Java, который может работать на различных платформах. JSP страницы загружаются на сервере и управляются из структуры специального Java server packet, который называется Java EE Web Application, в большинстве своём упакованные в файловые архивы.war и.ear. Выгода, которую дает технология JSP в сравнении с другими веб-технологиями заключается в том, что JSP является платформонезависимой, переносимой и легко расширяемой технологией для разработки веб-приложений.

ASP.NET - технология создания веб-приложений и веб-сервисов от компании Майкрософт. Она является составной частью платформы Microsoft .NET и развитием более старой технологии Microsoft ASP. ASP.NET внешне во многом сохраняет схожесть с более старой технологией ASP, что позволяет разработчикам относительно легко перейти на ASP.NET. В то же время внутреннее устройство ASP.NET существенно отличается от ASP, поскольку она основана на платформе.NET и, следовательно, использует все новые возможности, предоставляемые этой платформой.

ASP.NET не является платформой.

IIS - проприетарный набор серверов для нескольких служб Интернета от компании Майкрософт. IIS распространяется с операционными системами семейства Windows NT.

Основным компонентом IIS является веб-сервер, который позволяет размещать в Интернете сайты. IIS поддерживает протоколы HTTP, HTTPS, FTP, POP3, SMTP, NNTP.