Липовый номер телефона для регистрации. Применения и выбор бесплатных сервисов виртуальных номеров. Что такое временный телефон и чем он полезен

22 ноября, 2011

Конечно он впечатляет! Еще бы, такая старина! Сложно даже представить сколько событий видели эти стены.
Сколько людей, судеб... Мне повезло много раз бывать здесь. Приезжал и просто так - погулять по Пицунде. И специально для того, чтобы попасть внутрь Храма. Несколько раз был на концертах органной музыки и Государственной хоровой капеллы Абхазии.

Расскажу понемногу обо всём. Что то запомнилось из рассказов экскурсоводов, что то знал и раньше, а теперь хочу рассказать вам, что то вычитал в интернете. Кстати, завидую я современным школярам. Что может быть проще - написать сочинение, реферат или какую нибудь курсовую работу... Открывай браузер, гугли и обобщай себе... Бедные преподаватели.))) Ну это я отвлекся.

Решил же - понемногу обо всём.

Вначале о Храме. Вот он какой - красавец! Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного.


(Не обращайте внимания на даты снимков. Разных лет фотографии использовал).

А знаете что!?... Запустите это видео, чуть убавьте звук, чтобы было комфортно читать и... Добро пожаловать в гости к Пицундскому храму и его знаменитому Органу.

Вивальди. Адажио. Исполняют: Арташ Терзян (Виолончель) - Марина Шамба (Орган). Органный зал Храма в честь Апостола Андрея Первозванного города Пицунда, 1992 год

Собор построен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты.


Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.

В VIII в. н.э., после образования Абхазского царства, храм в Пицунде стал престольным храмом Абхазии. Во многом это стало возможным благодаря тому, что Абхазская церковь обрела автокефалию. В Х веке на месте храма-базилики было решено построить новый храм, который стал религиозным центром Абхазии того времени.

Собор в Пицунде признали крупнейшим храмом раннего средневековья.

Правда Православным этот Храм назвать теперь нельзя. А все из за органа.
Несовместимые это вещи - орган и Православный Храм.

Отец Виссарион (временный управляющий Абхазской православной церкви) вообще его, (орган) Сатаной называет и требует убрать из здания Собора.
А как убрать и куда? Ведь строился этот орган в Германии, на одной из лучших органостроительных фирм - "Александр Шуке" (A. Schuke) специально, с расчетом архитектуры именно этого здания. История строительства органа настолько интересна, что приведу отрывок из рассказа заведующей отделом древней истории и археологии Абхазского Государственного музея М.К.Инал-Ипа, разбавляя текст фотографиями.

Зарождение идеи

В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века в бывшем Союзе пробудился необычайный интерес к органной музыке. Во многих его центрах стали приобретать и устанавливать органы, и случилось так, что во время посещения Пицундского собора Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, им было высказано пожелание установить орган и в нем.
Неизвестно было ли это обычное посещение с целью ознакомления с замечательным памятником старины или для осмотра его как концертного зала для будущего органа. Вероятно, среди сопровождавших главу правительства лиц, были специалисты - архитекторы или музыканты, уже ранее обратившие внимание на уникальную акустику храма и подсказавшие ему эту мысль. Предложенная таким высоким лицом идея тут же была подхвачена.


В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен для осмотра и оценки здания глава Московской органной школы Заслуженный деятель искусств СССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Исаакович Ройзман, входивший в плеяду выдающихся исполнителей органной музыки международного уровня. Прославленный маэстро - один из лучших знатоков органа, член Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР, сразу же понял, какие возможности таит в себе это уникальное архитектурное сооружение и что звуки классического инструмента будут гармонировать с его строгим и тоже классическим интерьером.

По совету Ройзмана было принято решение обратиться к одной из лучших органостроительных фирм в Германии - фирме "Александр Шуке" (A. Schuke). Получив приглашение, глава фирмы Ганс Иоахим Шуке в конце 1973 года приехал в Пицунду для ознакомления на месте с условиями, необходимыми для установки инструмента. Он высоко оценил и "благородную и смелую простоту стиля" и "восхищающие глаз пропорции". Войдя же внутрь храма, он залюбовался обширной апсидой и куполом, величественно покоящимся на четырех арках, опирающихся на могучие столбы.

Тогда же он стал продумывать, каким должен быть облик инструмента, который органично вписался бы в строгий интерьер, лишенный какой-либо вычурности.



Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой "А. Шуке" и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года.


Подготовка храма

Вскоре директор Объединения пансионатов курорта Пицунда, Энвер Эрастович Капба, получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем - хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 гг., там располагался 248-й стрелковый полк...
К исполнению высокого распоряжения приступили немедля. Работы, связанные с самим храмом и сооружениями, расположенными на прилегающей территории, под руководством инженера-строителя Джото Авидзба осуществляли сотрудники Абхазского отделения Кутаисской реставрационной мастерской Управления Охраны Памятников Министерства Культуры Грузии, при консультациях ее специалистов.




Изготовление органа

Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г. И. Шуке, но уже с консультантами - с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И.Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли "талантливейшим и вдохновеннейшим" "Зильберманом ХХ века". Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха, Готфридом Зильберманом. К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И.Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь "память мастеру и во славу великому музыкальному искусству".

Установка органа

Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма "А.Шуке". От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко.

В Потсдаме В.Ч.Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.

Заключение комиссии

После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт.

Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время.

Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.

А это, в сопровождении и под аккомпанемент органа выступает Государственная хоровая капелла Абхазии, художественный руководитель и главный дирижер народный артист РА Нора Аджинджал.

И это совершенно другая история...
(Продолжение следует...)

Не важно, в каком местечке Абхазии останавливаться. В любом курортном уголке можно услышать о «Великом Питиунте». Это историко-архитектурный комплекс, частью которого является , или, как его еще называют, Храм Пицундской Божьей Матери .

Исторически сложилось так, что Пицунда стала духовным центром Абхазии. Этот статус подтверждается огромным количеством свидетельств и артефактов.

Что касается самого храма, то он относится к Новоафонскому подворью, известному и за территорией Российской Федерации.

Что же представляет собой Пицундский храм?

Это не просто религиозная святыня, это место, пропитанное духом и культурой средневековья.

Как правило, храм не рассматривают отдельно от музейного комплекса, в который, помимо него, входят небольшое монастырское здание, в котором представлена музейная экспозиция, часовня, алтарные развалины, датированные примерно II — VI веком, дольмен и развалины колодца.

Здание пережило множество реконструкций, многие из которых не пошли на пользу, уничтожив бесценные фрески древних мастеров. Но никакие переделки не смогли отнять монументального величия одной из старинных построек города.

В первую очередь, Пицундский храм может привлечь непривычной для христианских церквей архитектурой. Часть сохраненных фресок также представляет историческую ценность.

Внутри купола сохранился удачно отреставрированный образ Спасителя. Многие изображения удалось сохранить только частично.

Пицундский храм заинтересует не только любителей истории, но и поклонников камерной классической музыки.

С 1975 года в стенах собора обустроен концертный зал. Великолепная акустика вдохновила немецких мастеров, установивших здесь великолепный орган.

Примечателен тот факт, что здешний инструмент второй по величине на территории бывшего СССР.

Еженедельно здесь можно услышать великие произведения Баха, Листа и других великих музыкальных классиков. В стенах комплекса часто проходят всевозможные музыкальные фестивали с участием мировых звезд классической музыки.

Нынешнее подворье Новоафонского монастыря — Пицундский храм, сооружение с богатой историей. Начать стоит с упоминания о древнем городе Пифиут или Питиус, основанном еще до рождества Христова греками.

Именно это селение можно смело считать прародителем современной Пицунды. Также связан город с именем такого великого святителя, как Иоанн Златоуст, известного не только православным, но и католическим христианам. Именно святой смог добиться расцвета обители в диких землях.

Известно, что к моменту набегов татаро-монгольской орды, храмовые земли были достаточно богаты, чтобы привлечь внимание кочевых народов. Не трудно догадаться, что итогом стало разграбление, ни первое и не последнее в череде исторических фактов.

Храм, как истинный мученик, долго держался множество столетий, оставаясь заброшенным в заросших, бывших некогда цветущими, краях.

Несколько русских императоров планировали возродить некогда великую обитель, но удалось это сделать только императору Александру приблизительно в 1869 году.

И только в 1870, по инициативе властей, был организован еще и мужской монастырь. Любопытно знать, что изначально весь монастырский штат составлял всего 5 человек.

Но злоключения обители на этом не закончились. В 1876 году из-за политических смут на Балканском полуострове монахи принимают решение оставить обитель, мощи и ценную утварь передают на хранение епархиальному начальству.

Но эта мера не спасает стены храма и монастыря от очередного разорения в период русско-турецкой войны. Еще 8 лет разграбленное, но сохранившееся здание стойко сражалось за право существования.

И лишь по окончании военного конфликта, в 1885 г. государь Император распорядился отдать земли Пицундского храма в качестве подворья Новоафонскому мужскому монастырю.

В годы революции и последовавший за ними отрезок времени коммунисты так и не решились использовать помещение собора для каких-либо нужд.

Только в 1975 году мастерами из ГДР в святых стенах был установлен уникальный орган. Великолепная акустика позволила устроить в некогда святых стенах концертный зал.

В годы грузино-абхазского конфликта многие ценности храма были вывезены на территорию Грузии. По настоящее время идут горячие споры о возвращении многих музейных экспонатов.

В 2010 году разгорелся спор по поводу Пицундского органа. Абхазская епархия утверждала, что инструменту не место в святой обители. Вопрос разрешило общественное мнение. Уже в 2011 году на реконструкцию органа в бюджете была заложена серьезная сумма.

Слышали ли Вы об историческом районе города Минск? еще именуется Троицкой горой. Ее можно заметить, если взглянуть на левый берег реки Свислочь. В прошлом она являлась местом торговых отношений.

Любопытство или интересные факты про Пицундский храм

  • Храм по праву считается крупнейшим средневековым крестово-купольным храмом, ставшим в древности религиозным центром Абхазии.
  • Самый ощутимый ущерб обители, как ни странно, нанесли не многочисленные набеги и разграбления, а руки неумелых реконструкторов, занимавшихся восстановлением фресок в стенах Пицундского храма.
  • Есть документальные подтверждения того факта, что еще в XIX веке храм был известен далеко за пределами Российской империи.
  • Даже в годы запустения местное население предпочитало давать клятвы и обещания у стен заброшенной обители.
  • Во время спора о переносе Пицундского органа в защиту уникального музыкального инструмента выступали многие деятели культуры.
  • Весь комплекс находится за массивной каменной стеной, высотой в 9 метров и толщиной в 1,5 метра, в некоторых местах она почти разрушена, но лицевая часть кладки восстановлена.

А вы знаете, где находится самая крупная сокровищница мира? хранит бесценные с исторической и художественной точки зрения артефакты. Только здесь вы увидите средневековые священные регалии, достояния австрийской империи, знаки Ордена Золотого Руна и многое другое.

Как добраться до Пицундского храма и условия его посещения

Собор расположится на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.

У самых ворот расположены две кассы — концертная и музейная. В большинстве курортных зон обязательно предложат посетить Пицундский храм и прилегающие к нему территории.

Патриарший собор в Пицунде (Абхазия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Абхазию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Патриарший собор - древний археологический объект, расположенный в самом центре Пицунды, - известен далеко за пределами Абхазии: ежегодно его посещают десятки тысяч туристов из России и стран ближнего зарубежья. Кого-то привлекает возможность запечатлеть уникальные мозаики и фрески, кто-то мечтает поклониться святым мощам Симона Кананита и Андрея Первозванного - их останки покоятся в размещенной на территории комплекса каменной усыпальнице. Немало людей стремятся попасть в храм, переоборудованный в концертный зал, с целью услышать звучание раритетного немецкого органа - акустика в помещении идеально подходит для игры на этом инструменте. К сожалению, звуковые вибрации не лучшим образом сказываются на интерьере собора: под воздействием мощных акустических волн настенные изображения осыпаются, краски тускнеют, размываются, и фрески превращаются в бесформенные пятна.

Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение археологического памятника, была выдвинута инициатива о переносе органа в другое место, и правительство страны ее поддержало. В настоящее время ведутся поиски подрядчика, способного демонтировать конструкцию без ущерба для здания и инструмента.

Что посмотреть

На территории комплекса расположено несколько строений: некоторые из них сохранились в первозданном виде, другие, к сожалению, подверглись частичному или полному разрушению (немало археологических объектов пострадало в ходе абхазо-грузинского конфликта 1992 г.). К полностью разрушенным можно отнести развалины древней колокольни, расположенные у входа в комплекс (от бывшего строения остались лишь фундамент и три вертикальных каменных столба) и руины храма, датируемые 2 веком н. э. (проверку временем выдержали только боковые стены - внутри них, на месте бывшего алтаря, установлен огромный деревянный крест с мемориальной табличкой).

Наиболее значимый объект - Патриарший собор - за прошедшие с момента создания века несколько раз менял облик. Толстые стены из каменного блока и кирпича, строгие, почти аскетические линии намекают на то, что изначально он служил в качестве оборонного укрепления. Классические атрибуты трехнефного, трехапсидного, крестовокупольного храма появились позднее - в 10 веке н. э. В советские годы здание пришло в упадок и лишилось самых красочных элементов (икон, мозаичного пола, крестов) - их вывезли в Грузию, где передали на хранение Тбилисскому музею. В 1975 г. собор был переоборудован в концертный зал, где в настоящее время проводятся различные культурные мероприятия.

Внутреннее убранство собора поражает непривычным сочетанием средневековой росписи на стенах и изумительно реалистичной купольной фрески с ликом Христа. Это соседство мирского с религиозным выглядит настолько непривычным, что не сразу замечаешь лестницу, ведущую на второй этаж.

Оттуда, с небольших, уютных балкончиков, открывается потрясающий вид на сцену и установленный сбоку орган. Он был изготовлен в Германии в 1975 г. по индивидуальным эскизам и до сих пор работает как часы.

Если спуститься по лестнице вниз и пройти вглубь собора, то окажешься рядом с усыпальницей, где покоятся мощи святых, почитаемых не только в России и Абхазии, но и на Украине, в Германии, Греции и других странах. Усыпальница украшена изумительными фресками. Увы, многие из них находятся в весьма плачевном состоянии - время не пощадило изображения. Ситуацию усугубили вандалы, неумелые реставраторы и колебания, создаваемые органом в процессе звучания.

Неподалеку от собора расположилась крохотная часовенка - одновременно в ней могут находиться не более двух человек. Раньше на ее месте был колодец, позже необходимость в нем отпала, и его переоборудовали в молельню. Часовня датируется тем же периодом, что и собор, - вместе они составляют единую архитектурную композицию.

Практическая информация

Комплекс располагается на пересечении двух улиц - им. Т. И. Гицба и Кипарисовой аллеи. Добраться до него можно и из Гагры (25 км от Пицунды). Самый экономный способ - на маршрутке (стоимость проезда - 35 RUB, время в пути - 30 мин.).

Входной билет стоит 80-100 RUB, для детей до 5 лет вход бесплатный. Во время концертов в собор не пускают, однако по территории комплекса передвигаться не запрещают, и весь концерт можно прослушать, сидя на лавочке или на траве неподалеку от храма. Билет на концерт стоит 400 RUB (детей до 5 лет на концерты не пускают). Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Патриарший собор в Пицунде , он же Собор Андрея Первозванного - большой крестово-купольный храм в центре города Пицунда , рядом с античными руинами. Один из нескольких крупных храмов Абхазии, по этот самый знаменитый ввиду своего расположения посреди курорта на виду у всех. Храм несколько подпорчен советским ремонтом, превратившим его в концернтный зал. О необходимости исправить последствия этого ремонта идут разговоры уже лет шесть.

История

Первый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I. Существует мнение, что он появился уже после сооружения Софийского Собора в Константинополе. В этом случае пицундский был построен между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый - тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери. Это был тот самый царь, что построил храм Баграта и Никорцминду . Иногда пишут, что собор был построен вначале Х века кем-то из абхазских царей. Таким царем в принципе мог быть Гиоргий II, который построил много всего. Но постройки Георгия обычно хорошо известны, и привязаны к его имени весьма надежно. А про причастность Гиоргия к постройке этого собора не сказано ничего совсем. Так что Баграт кажется более вероятным претендентом в основатели.

Храм получился немного не похожим на прочие грузинские храмы того времени: в этом слишком много кирпича, он не триконх, и купол у него не пирамидальный. Причем современный вид собора примерно соответствует тому, как он выглядел до реставрации (сохранились гравюры), только крыльцо у южной стены исчезло.

С момента постройки храм стал кафедральным храмом Абхазского католикосата. Он оставался им до XVI века, когда христианская культура ушла из Абхазии и нахождение епископа в Пицунде потеряло смысл. Епископ уехал в Гелати, а Пицунда препратилась в языческое поселение. Иногда дехристианизацию связывают с появлением в Черном Море Турции, но турки появились только в 1578 году, ненадолго захватив Сухуми, а потом появлялись время от времени, интересуясь только Сухуми и его окрестностями.

В языческую эпоху произошло интересное: в купол собора ударила молния, а по языческим понятиям той эпохи священным считалось всё, куда попала молния. Так собор стал почитаемым местом у абхазов-язычников.

Сама Пицунда почти исчезла с лица земли, и только в середине XIX века собор отремонтировали и освятили как Успенский. Наверное, именно в это время его основательно "русифицировали", замазав штукатуркой старые фрески. Потом наступила советская эпоха и собор снова закрыли.

В 1975 году он пережил очередной ремонт и превратился в концертный зал. Алтарная часть превратилась в сцену, около которой установили немецкий орган. Кому довелось побывать в Пицунде с 80-е годы, те хорошо помнят те концерты, и легкие алкогольные напитки, которые продавали там же в храме.

С тех пор в принципе ничего не изменилось.

Современность

Сейчас собор представляет собой классический, без всяких странностей, крестово-купольный храм высотой 29 метров, длиной - 37 метров и шириной - 25 метров.

Единственная его особенность заключается в кладке: его нижняя часть, метра на два от земли, сложена из камня, затем идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем полосы камня становятся все тоньше и тоньше. Купол кирпичный полностью. Из-за такого сочетания материалов он лишён украшений фасада, которые были так популярны в те времена. Удивительно, но собор простоял до XIX века и у него ничего не рухнуло: на гравюре 1840 года мы видим и купол, и крышу сводов. То есть даже циркулярные своды, которые решились почти всегда, в данном случае устояли. Но и тут есть загадка. Свод собора, который находится над алтарной частью, имеет легкий элемент стрельчатости. Можно предположить, что как минимум этот участок свода все же был перестроен в поздние эпохи.

Храм интересен, в частности, довольно большим пространством на хорах. Туда наверх ведёт каменная лестница, а наверху установили кресла для прослушивания органа.

В путеводителях часто пишет, что там присутствует некая особая атмисфера и аура. Так вот - ничего этого нет. Храм вообще не похож на храм. Это был концертный зал, концертным залом он и остался - все те же оштукатуренные стены, плюшевые кресла и общая атмосфера советского учреждения. В Абхазии его не с чем сравнить (разве что с Моквой), но на фоне храмов Грузии и Армении он, разумеется, сильно проигрывает.

Как найти

Храм искать особенно не надо - он находится в самом центре города, на территории музейного комплекса. По этой причине он фактически платный. Билет позволяет увидеть не только храм, но и краеведческий музей, но факта платности храма это не отменяет, хотя и слегка маскирует.