Место и роль информационных технологий в современном мире. Тема « Информационные технологии (ИТ) и их роль в обществе

по информатике

Информационные технологии в обществе. Понятие информационного общества

1. Информационные технологии и общество

Мобильные телефоны

Информационные технологии в средствах массовой информации

Информационные технологии в образовании

Понятие информационного общества

Признаки информационного общества

Список использованной литературы и источников в интернете

Информационные технологии и общество

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology) - это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработкой огромного потока информации с применением вычислительной техники.

Основные черты современных ИТ:

компьютерная обработка информации;

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.

Современноематериальное производствои другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальнымтехническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет рольусилителя интеллектуальных возможностей человека и обществав целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества. До начала 1980-х годов информационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей.

Мобильные телефоны

Пожалуй, самым ярким примером воплощения достижений современных информационных технологий в реальную жизнь стал сотовый телефон. На сегодняшний день сотовый телефон уже представляет собой не просто телефон, с помощью которого вы можно позвонить в любую точку планеты, находясь в любом месте, а маленький компьютер. Разработчики встроили в современный сотовый телефон практически всё современные достижения, и сегодня он может спокойно заменить нам: записную книжку, органайзер, mp3 плеер, фотокамеру, позволяет играть в мобильные игры, пользоваться электронной почтой и Интернетом, делать покупки в магазинах. Телефон стал так же и элементом престижа.

Если говорить именно о технологии доступа к информации, то сегодня в мире имеется больше всего как раз мобильных телефонов: около трех миллиардов. Это значительно больше, чем фиксированных телефонов, которых насчитывается миллиард триста миллионов, что намного больше, чем число компьютеров. На три миллиарда сотовых телефонов приходится 850 миллионов компьютеров. Телевизоров, которые кажутся самым доступным средством массовой информации, все-таки всего два миллиарда при трех миллиардах сотовых телефонов. Получается, что сотовый телефон является самым популярным и распространенным инструментом доступа к информации, распространения информации и даже ее хранения. Это и показывает, какое влияние оказывает мобильный телефон на развитие системы информации.

информационный коммуникационный технология общество

Информационные технологии в средствах массовой информации

На современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий и интернета у средств массовой информации появились новые возможности. Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможности для глобального общения. Такая глобализация, конечно, существенным образом сказалась на развитии средств массовой информации.

Другой важный момент - это оцифровка или дигитализация, то есть перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей единицей для всех средств массовой информации становится текст, обретающий новое цифровое измерение. Если говорить о традиционных СМИ, то они широко используют интернет для своего распространения, как в регионе, так и в мире.

Тем не менее, в условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий, безусловно, произойдут существенные перемены в традиционных СМИ - в печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, вероятно, в содержании.

Наиболее спокойно чувствует себя радио. Звуковая речь легко передается через интернет, для приема радиосигнала достаточно иметь компьютер и звуковую плату. Сегодня радиостанции, размещенные в интернете, можно слышать во всем мире.

Сложнее всего обстоит дело на телевидении. Время, затрачиваемое пользователями интернета на просмотр телевизионных программ, сократилось. К спортивным, музыкальным и многим другим программам, которые традиционно смотрели по телевидению, интернет открывает отдельный доступ.

Печать имеет достаточно прочные позиции, прежде всего потому, что объединение разных видов информации в едином телевизионном или компьютерном варианте не отменяет текста. Более того, радио- и телевизионные передачи, как правило, размещаются в интернете в двух формах - аудиовизуальной и текстовой. Часто материалы из интернета распечатываются для чтения. При всем этом газета или журнал имеют большие преимущества, поскольку публикуемая там информация, как правило, отработана высококвалифицированными специалистами, в результате чего читатель получает тщательно проанализированные, хорошо обработанные сведения.

С появлением глобальной сети возникли и принципиально новые СМИ - электронные газеты. Электронная газета имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что это газета постоянно обновляется, часто хорошо иллюстрирована и в ней нет, как правило, законченных статей. Статья или материал заканчивается тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в интернете, должны работать постоянно и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла бы быть дополнена. Конечно, интересной особенностью электронных газет является и гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро искать различные материалы, находить ссылки, и в этом смысле чтение электронной газеты оказывается более осмысленным, более содержательным и, может быть, более разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной газеты, то это и оперативность. Часто электронные газеты опережают не только печатные, но и телевидение по скорости появления своих материалов.

Новые электронные средства массовой информации сосуществуют с традиционными, превосходя их по быстроте доставки читателям материалов, по простоте доступа к ним прямо из дома. Но они уступают печатной прессе в длительности своего существования.

Информационные технологии в образовании

В настоящее время создано и внедрено в образовательный процесс достаточно большое число программных и технических разработок, реализующих отдельные информационные технологии. Повышение качества обучения при использовании информационных технологий в образовании происходит за счет за счет:

·большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;

·возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

·регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

·самоконтроля;

·доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

·образной наглядной формы представления изучаемого материала;

·модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

·развития самостоятельного обучения.

В настоящее время широкое применение получили различные направления использования информационных технологий в образовании. Такие как:

·компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;

·диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;

·тренажеры и имитационные программы;

·лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;

·экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;

·базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;

·прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций

Большая часть учебных программных продуктов представляет собой аналоги существующих учебников. Более правильным является использование информационных технологий для изучения процессов и явлений, не поддающихся визуальному исследованию и изучению на основе существующих образовательных технологий. Другой сферой применения информационных технологий является домашнее образование. Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны от компьютерных учебников, энциклопедий до шпаргалок. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы до дистанционного образования, а круг пользователей включает и учащихся, и учителей. Большинство учебных заведений имеет собственные сайты.

Удорожание энергоносителей, а также соображения экологии обращают все более пристальное внимание к энергопотреблению вычислительных средств. Согласно исследованию Национальной Лаборатории Беркли (США) вычислительные средства в Соединенных Штатах потребляли в 2005 году 1,2% от общего объема (для всего Мира соответствующая цифра равна 2%).

Рассматриваются различные методы экономии энергопотребления:

·Активное использование средств управления энергопотреблением. Имеется в виду отключение определенных подсистем, когда компьютер находится в пассивном состоянии.

·Организация конференций и семинаров в виртуальной среде (видеоконференции), экономя авиокеросин.

·Применение серверов с энергетически эффективными процессорами и другими компонентами, например, четырехядерные ЦПУ, что позволяет сэкономить до 40% энергетической мощности.

·Внедрение виртуализации. На одном сервере реализуется работа нескольких операционных систем, что на практике позволяет более эффективно использовать вычислительные ресурсы.

·Разработка и внедрение технического решения, со встроенным управлением энергопотреблением. Ожидается, что эта технология позволит сократить энергопотребление на 25%.

·Применение 2.5" жестких дисков вместо 3.5"

·Использование двухпроцессорных серверов вместо двух однопроцессорных

Простые беззатратные меры при проектировании новых информационных центров могут сэкономить 20-50% затрат на электрическую энергию, а системные меры позволят довести экономию до 90%.

Одним из методов экономии энергозатрат является система инициализации загрузки и отключения машин через локальную сеть WOL (Wake-on-LAN). В последние время на рынке появились вычислительные средства, которые сами контролируют использование различных подсистем и внешних устройств, и, если система не занята длительное время, она автоматически отключается от питания.

Информационное общество

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли - продажи.

. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

. Безопасность информационного общества, информации.

. Защита интеллектуальной собственности.

. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Список использованной литературы и источников в интернете:

Сайт «Информационные технологии» (www.technologies.su)

Ян Засурский - Статья «От электронного общества к мобильному»

Ян Засурский - Статья «Интернет и новые средства массовой информации»

5. Семенов Ю.А. - « Общие принципы построения каналов передачи данных и сетей »

В начале каждого раздела контрольной работы следует привести полную формулировку соответствующего задания.

Не допускается ""слепое" копирование крупных текстовых блоков из используемых книг и журналов.

В процессе рецензирования контрольной работы оценивается:

· субъективное мнение студента в части оценкиэффективности (перспективности) использования описываемых аппаратных или программных средств того илииного вида (типа);

· степень самостоятельности иактивности, проявленная в процессепоиска необходимых для контрольной работы сведений (вкачестве дополнительных источников информации могутбыть использованы периодическиеиздания, популярные и профессиональные журналы компьютерной тематики, документация по программномуобеспечению и другие; приветствуется поиск необходимой информации вкомпьютерной сети Internet).

Выполняя задание, полезно приводитьрисунки, схемы, таблицы, формулы, графики. Не допускается использование в тексте работы профессионального жаргона. Можно использовать только общепринятые аббревиатуры.

Вся совокупность тем вопросов почти полностью раскрывает содержательную часть учебной программы дисциплины "Информатика". Следовательно, представленные в контрольных работах темы окажут непосредственную помощь студенту при изучении дисциплины и при подготовке ксдаче зачета и экзамена.


Приложение 1. Образец титульного листа

Приложение 2. Пример выполнения заданий контрольной работы №1

Задание 1. Роль информационных технологий в современном мире.

Технология - это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических,трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Информационная технология - это процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения, обработки и передачи информации на основе применения средств вычислительной техники.



Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Новая информационная технология. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".

Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и другие.

Новая информационная технология- информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер. Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

■ интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

■ интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

■ гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.

Критерии эффективности информационных технологий. В качестве общего критерия эффективности любых видов технологий можно использовать экономию социального времени, которая достигается в результате их практического использования. Необходимость экономии социального времени связана с применением массовых информационных, технологий: автоматизированной подготовки текста, проведениявычислений при обработке экономической информации, созданием баз данных и баз знаний, перевода текста с одного языка на другой и т.п. Современные средства вычислительной техники и коммуникаций существенно изменили уровень автоматизации деятельности любого специалиста. При этом эффективность труда каждого работника определяется, прежде всего, уровнем освоения современных программных средств компьютеров и вычислительных сетей.

Инструментарии информационной технологии. Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.

По аналогии и для информационной технологии такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, издательские системы, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и пр.), экспертные системы и т.д.

В настоящее время широкое применение находят следующие виды информационных технологий:

Информационная технология обработки данных;

Информационная технология автоматизированного офиса;

Информационная технология обработки текстовых данных;

Информационная технология обработки графических и табличных данных;

Сетевые информационные технологии;

Информационные технологии экспертных систем и др.

Перспективы использования информационных технологий. Можно выделить шесть основных направлений использования информационных технологий: производство, рыночная структура экономики, государство, наука и образование, личность.

В области производства информатизации должны быть подвержены производственные процессы, отдельные устройства, технологические цепочки. Это позволит повысить конкурентоспособности продукции за счет улучшения ее качества, возможность быстрого изменения свойств товара, сокращения издержек производства.

Внедрение информационных технологий может способствовать получению более рациональных вариантов решения экономических задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем, освобождению работников от рутинной работы за счет автоматизации, уменьшению затрат на производство продуктов и услуг. Бизнесу нужны новые технологии, чтобы: своевременно получать необходимую информацию, быстро принимать решения, оптимизировать инвестиции, контролировать расходы, экономить деньги, уверенно справляться с растущим числом клиентов.

Общество является основным объектом информатизации. Это средства массовой информации, информатизация объектов социальной сферы. Информатизация науки связана с применением уникальных информационных технологий. В области образования требуется широкое тиражирование компьютерных образовательных программ, организация дистанционного обучения, поиск необходимой информации, создание электронных библиотек.

Для личности информационные технологии должны обеспечить свободное получение, распространение и использование общественно-значимой информации, защиты сознания личности от воздействия вредных информационных потоков.

Ангелина Сиротенко | 16 сентября 2018

Длинные истории

В наше время очень сложно, даже практически невозможно представить свою жизнь без различных современных технологий, гаджетов и электронных устройств. Они стали неотъемлемой частью жизни людей и применяются в различной деятельности человека, во всех сферах жизни человечества, таких как экономическая, политическая, социальная, духовная. Технический прогресс продолжает развиваться, и с каждым днём мы можем наблюдать за новинками и совершенствованиями в электронной технике, новыми открытиями в информационной сфере, большим влиянием информационных и интернет-технологий в жизни людей. Порой даже немыслимо осознавать то, что в прошлом человек жил без электронных технологий и доступа к ним. Если обратиться к научной точке зрения, то информационные технологии представляют весь накопленный опыт человечества в универсальном виде, пригодном для практического использования. Они используются в науке, бизнесе, учёбе, работе, даже промышленности и производстве материалов, медицине, архитектуре, моделировании и во множестве других сфер деятельности людей. Я бы хотела подробно проанализировать роль современных технологий в сфере образования людей.

Инновации в процессе образования продолжают прочно закрепляться в обществе. Самым распространённым примером можно считать то, что они дали возможность обучающимся перейти на дистанционную систему образования. Это очень удобно, так как существует определённое число людей, которые не могут посещать учебные заведения по состоянию здоровья. А в системе дистанционного обучения они могут получать образование, не выходя из дома. Также технологии развивают непрерывное образование, активизируя мыслительную деятельность учащихся. За счёт них увеличивается академическая мобильность школьников и студентов, благодаря которой можно быстро ориентироваться в учебной обстановке, находить нужные сферы и формы деятельности, усваивать новейшие технологии. Как я считаю, также расширяется использование иностранных языков во многих областях обучения, происходит развитие научных и образовательных контактов, активное применение Всемирной информационной компьютерной сети Интернет.

Люди всегда придерживались точки мнения, что российское образование является самым лучшим и успешным среди методов и систем получения знаний других стран. Но иностранная система со временем прибегла к тенденции компьютеризации в развитии образования, то есть к использованию новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Однако наша страна также стала совершенствовать образование и пришла к данному методу. Я полагаю, что это правильно, и развитие образования в России должно непрерывно развиваться, тем самым, обеспечивая привлечение многих школьников и студентов даже из других стран. Чтобы это происходило, немаловажным является использование техники и IT-технологий в учёбе. Я также могу добавить свою точку зрения о том, что использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) в образовательных стандартах выводит школьников и учителей на новый высокий уровень. Они позволяют людям получать огромный объём неотъемлемой информации, которая в наши дни является очень дорогим ресурсом.

Наше общество называется постиндустриальным, или по-другому «информационным», то есть обществом, приходящим на смену индустриальному и основанному на широком использовании информатики: компьютеров, различных баз данных и т.д. В наше время происходит процесс информатизации, следствием которого, продолжая понятие о постиндустриальном обществе, станет переход из индустриального общества полностью в информационное. Раньше информация передавалась из поколения в поколение устно, затем подключилась письменная форма, а сейчас это происходит с помощью компьютерных технологий.

В заключение я могу сказать, что действительно в XXI веке современные технологии напрямую связаны с нашей жизнью. Даже если не каждый человек имеет возможность приобрести себе компьютер, то определённо у каждого из нас есть телефон, с помощью которого мы связываемся друг с другом. Это является отличным помощником для нас, так как со временем наши близкие и друзья могут переехать жить в другой город, а нам нужно обязательно поддерживать связь с ними, и к нам всегда на помощь смогут прийти различная техника и технологии. Я могу привести множество примеров и из своей жизни. Многие мои друзья, с которыми я познакомилась в различных лагерях и образовательных центрах, живут в самых разных городах России, и только компьютер, телефон и социальные сети помогают нам не забывать друг друга, следить за жизнью друг друга, обмениваться фотографиями, видео и другой информацией. Я считаю очень правильным развитие технологий, хоть и они приносят не только пользу для людей, но и некий вред для здоровья, в частности, для зрения, осанки и психики. Они должны совершенствоваться, чтобы с их помощью общество достигло огромного прогресса во всех сферах жизни.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Информационные технологии в современном мире.

І.1. Информационные технологии в образовании.

В настоящее время перед образованием стоит множество задач и важнейшая из них - подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и коммуникационных технологий.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и коммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В настоящее время информация, информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, что определяет становление информационного общества. Формируется новый информационный образ жизни, где практически все ее стороны в значительной степени пронизываются информационной деятельностью человека, базирующейся на современных информационных технологиях, а значит, изменяется и сам человек - его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки.

Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Коммуникация -

    путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);

    форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);

    акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;

    массовая к. - процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Технология (от греч. tchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

    поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

    реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По формам применения в образовательном процессе:

  • внеурочные

4 . По типу информации:

    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

I .2.Использование информационных технологий как средства повышения познавательной активности учащихся на уроках в школе.

Бурное развитие новых информационных технологий наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально "заглатывают" все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д.Поэтому необходимопостоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

При внедрении информационных технологий на уроке следует придерживаться следующих методических правил:

1. информационные технологии в образовании являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;

2. новейшие информационные технологии оптимально интегрируются в традиционную систему образованияс учетом педагогической целесообразности и в сочетании с различными педагогическими технологиями;

Формирование творческой личности, одна из главных задач образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    игровая деятельность;

    создание положительных эмоциональных ситуаций;

    работа в парах;

    проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Использование мультимедийных презентаций на уроке в начальных классах сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Мультимедийная презентация- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определённым образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Следовательно, мультимедиа технологии представляют информацию в максимально эффективном виде.

Мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны.

Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало.

Перед современной школой стоит проблема повышения эффективности обучения. Для осуществления этого надо искать, выбирать методы, технологии обучения, опираясь на требования государственного стандарта к качеству современного образования.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

    активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

    достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

    развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

    снижению дидактических затруднений у учащихся;

    повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

І.3. Мультимедийная презентация. Классификация.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

1. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.).

2 . Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

3 . Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

4 . Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

5 . Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Преимущества мультимедийной презентации:

    она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих учащихся

    дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного, образования отсюда, изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны

    повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения

    гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»

    способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциации темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.)

    повышает мотивацию учения

    способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления. Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств

    способствует повышению мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.

Для учителя:

    изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске;

    по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам;

    для создания видеоматериалов с помощью Microsoft PowerPoint не обязательно быть художником, шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата

Классификация мультимедийных презентаций

Классификация презентаций по интерактивности:

Линейная презентация

    Слайды презентации сменяют друг друга последовательно.

    Пользователь пассивен, его участие в управлении презентацией незначительно.

    Внимание пользователя акцентируется на просматриваемом слайде, содержание просмотренных слайдов быстро забывается.

    Требования пользователя к качеству потребляемой информации невысоки.

Презентации со сценарием

    Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории.

    Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.

    Презентация, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, - это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе.

    Эту методику можно применять в любой сфере обучения.

Обучающие презентации

    Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал.

    Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.

Самовыполняющиеся

    Законченные информационные продукты.

    Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.

Интерактивная презентация

    В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.

    С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии"" по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.

    Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя.

    Пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации.

    Пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих.

    Требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки – он ожидает адекватной реакции на производимый выбор

І.4. Здоровьесбережение детей при работе с интерактивной доской и компьютером.

Сегодня все большее количество школ оснащается интерактивными досками. Отношение к ним у учителей-предметников складывается достаточно противоречивое: кто-то считает использование последних достижений образовательных технологий единственно верным решением, кто-то предпочитает оставаться верным традиционным методикам преподавания.

Интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее традиционных школьных досок или проекторов. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается качество образования.

Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. К примеру, недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, т.е. шрифт должен максимально контрастировать с фоном, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.

При непосредственной работе ученика с интерактивной доской преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок случайно не повернулся лицом в сторону проектора, т.к. его чрезмерно яркий свет повреждает сетчатку глаза.

В целом, применение интерактивных досок в школе совершенно оправдано, т.к. они улучшают восприятие учебного материала, позволяют наладить тесный контакт учителя и класса, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Однако, такая методика преподавания требует более осмотрительного отношения преподавателя к здоровью учеников.

Говоря об использовании компьютера детьми встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования!