Музыкальное сопровождение. Планируемые предметные результаты. Виды аккомпанемента на фортепиано

Любую песню будет петь, если исполнителю предложить поддержку в виде аккомпанирующего инструментального сопровождения. Что называется аккомпанементом? Аккомпанемент – это гармоническое сопровождение песни или инструментальной мелодии. В статье мы поговорим о том, как подобрать аккомпанемент к песне .

Для того чтобы подобрать аккомпанемент, необходимо руководствоваться двумя основными правилами-принципами, которые используются при написании музыки. Первое: абсолютно любое произведение подчиняется определённым музыкальным закономерностям. И второе: эти закономерности с лёгкостью могут быть нарушены.

Необходимые основы для подбора аккомпанемента

Что нам понадобится, если мы решили подобрать аккомпанемент к песне? Во-первых, сама вокальная мелодия песни – она должна быть записана нотами, или, по крайней мере, нужно научиться хорошо её проигрывать на инструменте. Эту самую мелодию придётся проанализировать и в первую очередь разобраться, в какой тональности она написана. , как правило, точнее всего определяется по последнему аккорду или ноте, заключающей песню, также почти всегда тональность песни можно установить уже по самым первым звукам её мелодии.

Как подобрать аккомпанемент к песне?

Непосредственно, перед тем как подобрать аккомпанемент к песне, необходимо несколько раз прослушать её полностью и разбить на части, то есть, например, на куплет, припев и, может быть, проигрыш. Эти части хорошо отделяются друг от друга, потому как образуют некие гармонические циклы.

Гармоническая основа современных песен в большинстве случаев однотипна и проста. В основе её структуры обычно лежит цепочка повторяющихся отрезков, называемых «квадратами» (то есть ряды повторяющихся аккордов).

Следующий шаг подбора заключается в том, чтобы выявить эти самые повторяющиеся цепочки аккордов сначала в куплете, затем в припеве. Определить тональность песни, опираясь на основной тон, то есть ноту, от которой строится аккорд. Затем следует найти её на инструменте в низких звуках (басах), чтобы сливалась с аккордом в подбираемой песне. От найденной ноты следует строить всё созвучие. Данный этап не должен вызвать трудностей, так, например, основным тоном была определена нота «До», то аккорд будет либо минорным, либо мажорным.

Итак, с тональностью всё решено, теперь пригодятся знания об этих самых тональностях. Следует выписать все её ноты, и, опираясь на них построить аккорды. Прослушивая песню далее, определяем момент смены первого созвучия и, меняя поочерёдно нашей тональности, подбираем подходящий. Следуя данной тактике, подбираем дальше. В какой-то момент можно заметить, что аккорды начинают повторяться, так что подбор пойдет гораздо быстрее.

В некоторых случаях авторы музыки меняют тональность в одном из куплетов, не стоит пугаться, в основном это понижение на тон или полтона. Так что следует также определить басовую ноту и от неё построить созвучие. А последующие аккорды следует транспонировать в нужную тональность. Дойдя до припева, руководствуясь той же самой схемой подбора , решаем поставленную задачу. Второй и последующие куплеты, скорее всего, будут исполняться теми же аккордами, что и первый.

Как проверить подобранный аккомпанемент?

По окончании подбора аккордов, следует проиграть произведение от начала до конца одновременно с записью. Если где то слышится ошибочный аккорд, отметить место, не останавливая игру, и вернуться к этому месту после завершения произведения. Подобрав нужное созвучие, вновь проиграть произведение, пока игра не будет звучать идентично оригиналу.

Вопрос, как подобрать аккомпанемент к песне, не будет вызывать осложнения, если время от времени повышать свою музыкальную грамотность: научиться, не только читать ноты, но и разобраться с тем, какие бывают аккорды, тональности и т.д. Постоянно нужно стараться тренировать слуховую память, посредством игры известных произведений и подбора новых, начиная от простых и заканчивая подбором сложных композиций. Все это в определённый момент позволит достичь серьёзных результатов.

Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента. Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы. Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.

Важно уметь выделять сопровождающую часть, как при прослушивании современных эстрадных песен, так и классических пьес – это развивает слух и учит понимать построение произведения. Хороший эффект даёт исполнение составных элементов по отдельности: аккомпанемента - левой рукой, мелодии – правой.

Виды аккомпанемента на фортепиано

По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:

  • Опорный для исполнителя в ритмико-гармоническом плане;
  • Равноправный в сопоставлении с мелодией;
  • Необязательный (его можно опустить без ущерба музыке);

Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:

  • Аккордовый – состоящий из аккордов, т. е. последовательностей звуков разной высоты. Может быть образован минорными, мажорными, уменьшенными аккордами, связанными между собой с помощью обращений. Этот, на первый взгляд, простейший аккомпанемент весьма многолик – его легко разнообразить, используя разные комбинации нот.
  • Остинато (с итал. «упрямый, упорный») – в основе лежит повторяющаяся с усиливающейся звучностью ритмическая фигура или мелодический оборот. Такие приемы, как остинато, отлично передают состояние нагнетаемой тревоги, напряжения, однако могут использоваться и с комической целью.
  • Арпеджио или разложенные аккорды – техника этого аккомпанемента предполагает исполнение аккордов на клавишных таким образом, что каждая нота в них звучит по очереди.

Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?

Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.

  1. Определитесь с ладом, «настроением» композиции – бодрый и весёлый мажор или грустный, меланхоличный минор.
  2. Определите диапазон произведения – в какой тональности его играть.
  3. Подберите мелодию. Этот этап подойдёт для распевок: пропойте отчётливо каждую ноту мелодии, это позволит правильно подобрать её, не сфальшивив. К тому же, такой способ – отличная тренировка для голоса. Необязательно играть песню с самого начала, допускается выбрать наиболее лёгкую для подбора на слух часть – например, припев. Разложив рефрен «по полочкам», найти нужные аккорды аккомпанемента значительно проще.
  4. Следующий шаг – подбор сопровождения. Вам понадобятся знание разных аккордовых последовательностей. Вот одна из наиболее распространённых - тоника-субдоминанта-доминанта. Вообще, конкретному музыкальному стилю (джазу, фолку) соответствуют свои базовые аккордовые сочетания.
  5. Выберите фактуру и ритм аккомпанемента. Ориентируйтесь на характер произведения, его содержание. Если исполняете лёгкую, весёлую песню, целесообразно выбрать энергичное отрывистое стаккато. Если думаете, как играть сопровождение к лиричной грустной мелодии, остановитесь на мягко звучащем, переливчатом арпеджио.


















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. На уроке предусматривается использование коммуникативно-диалоговых технологий развивающего обучения. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” учащегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Планируемые личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере – формирование художественного вкуса в общении с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский “Вальс”, Х. Вольф “Садовник”, Ф. Шуберт “Форель”);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”);
  • в познавательной сфере - умение познавать мир через музыкальные образы (танец, скачка коня, журчание воды).

Планируемые метапредметные результаты:

  • активное использование интеллектуальных операций (сравнение роли аккомпанемента в “Вальсе” П.И. Чайковского и песне “Садовник” Х. Вольфа, анализ изобразительных и выразительных возможностей аккомпанемента);
  • формирование ключевых компетенций: коммуникативные умения (развитие умения учащихся выражать свои мысли и впечатления о музыке в процессе поиска ответов на вопросы).

Планируемые предметные результаты:

  • в познавательной сфере – осознание особенностей музыкального языка, художественных средств выразительности (аккомпанемента), специфики музыкального образа (танца – в “Вальсе” П.И. Чайковского, скачки коня – в песне “Садовник” Х. Вольфа, журчания воды - в песне “Форель” Ф. Шуберта);
  • в ценностно-ориентационной сфере – осознание ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;
  • в коммуникативной сфере – освоение диалоговых форм общения с произведениями музыкального искусства (высказывание гипотез, предположений о музыкальном аккомпанементе в произведениях П.И. Чайковского и Х. Вольфа);
  • в эстетической сфере - нахождение ассоциативных связей и осознание их роли в творческой и исполнительской деятельности (роль аккомпанемента в музыке и фона в живописи);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (выразительное исполнение песен “Мир похож на цветной луг” и “Песенка-спор”).
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи:

  • освоение понятия “аккомпанемент” и знакомство с его видами и функциями;
  • эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений П.И. Чайковского “Вальс” и Х. Вольфа “Садовник”;
  • выразительное исполнение песен Г. Гладкова “Песенка-спор” и В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • повторение понятий “ритм” и “пауза”, темы “длительности нот”;
  • знакомство с длительностями пауз;
  • исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • наблюдение за тем, как влияет аккомпанемент на образное содержание музыкального произведения на примере песни Ф. Шуберта “Форель”.

Оборудование урока:

  • Компьютер
  • CD-проигрыватель
  • Проекционная система
  • Детские шумовые инструменты: бубенцы, маракасы, барабан, колокольчик.

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация”. Слайды презентации сменяются по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке. В презентации представлены основные виды деятельности на уроке музыки: хоровое пение, освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, пластическое интонирование. Благодаря гиперссылкам, учитель может использовать предложенный порядок видов деятельности, изменить его или сократить их количество.

Учитель предлагает учащимся исполнить песню Г. Гладкова “Песенка-спор”. Дети исполняют песню: мальчики - свою партию, девочки – свою. (Во время звучания песни слайды сменяются автоматически. ) Учитель обращает внимание детей на то, что диалог мальчиков и девочек исполнялся на фоне звучащей музыки, которая помогала пению. Она называется “музыкальным аккомпанементом”. Учитель сообщает учащимся, что слово “аккомпанемент” в переводе с французского языка означает “сопровождение”. (По щелчку появляется изображение семьи: родители сопровождают мальчика.) Учитель спрашивает ребят: “Что сопровождает аккомпанемент?”. Дети отвечают: “Песню”. Ведь они только что исполнили “Песенку-спор” с аккомпанементом. Учитель поправляет, что учащиеся исполняли мелодию песни. Но вместо мальчиков и девочек мелодию этой песни можно было бы сыграть на каких-нибудь музыкальных инструментах. Например, за мальчиков мог бы сыграть кларнет, а за девочек – флейта. Таким образом, учитель подводит детей к выводу о том, что аккомпанемент сопровождает мелодию голоса или инструментального произведения. (По щелчку появляется репродукция картины, на которой девушка играет на фортепиано.) Попутно учитель спрашивает, что важнее – мелодия, которую ребята исполняли сами, или аккомпанемент? Учащиеся отвечают, что мелодия важнее. Учитель приглашает детей к рассуждению: если мелодия важнее, то может быть попробовать обойтись без аккомпанемента? Зачем нужен аккомпанемент? Можно спеть и без него. Ребята отвечают, что без музыки петь не интересно, трудно; с музыкой получается лучше. Учитель соглашается и обращает внимание детей на то, что в живописи тоже есть нечто схожее с мелодией и аккомпанементом. Он предлагает в качестве примера внимательно рассмотреть картину И. Айвазовского “Приближение бури” и подумать: что на картине можно сравнить с мелодией, а что с аккомпанементом? (По щелчку появляется репродукция картины.)

Учащиеся отвечают, что корабль напоминает мелодию, а море и небо – аккомпанемент. Учитель предлагает оставить на картине только “мелодию” - корабль, а “аккомпанемент” – море и небо – убрать. (По щелчку появляется белый лист, в центре которого изображён корабль.)

Детям картина не понравилась. Учитель соглашается с ребятами и предлагает вернуть “аккомпанемент” – фон, но при этом убирает корабль. (По щелчку появляется картина моря и неба, но без корабля.)

Он спрашивает детей: “Может так лучше: море и небо без корабля? Ведь картина называется “Приближение бури”. Зачем на ней нужен корабль?” Учащиеся не согласны: на картине нужны и корабль, и море. (По щелчку картина без корабля исчезает). Учитель возвращает ребят к музыке: в ней тоже важны и мелодия, и аккомпанемент.

Учитель спрашивает, какие инструменты чаще всего аккомпанируют пению на уроке музыки или дома – в кругу семьи? Ребята отвечают: фортепиано, гитара … (По щелчку появляются картины с изображением гитары, фортепиано, гармони.) Учитель добавляет, что аккомпанемент может исполняться оркестром (симфоническим, джазовым, струнным) или ансамблем. (По щелчку появляются картины с изображением пианистки, которой аккомпанирует симфонический оркестр, струнного и джазового ансамбля.)

“А знаете ли вы, каким аккомпанемент был раньше?”, - спрашивает учитель. И сообщает, что давным-давно хлопки в ладоши или отбивание ритма ногой могло сопровождать исполнение народных песен. Нередко мелодии сопутствовало звучание ударного инструмента, например, бубна. (По щелчку появляются соответствующие рисунки.) Это и был аккомпанемент. Затем аккомпанементом стало служить просто повторение той же мелодии другими инструментами. А 300 лет назад появился аккомпанемент, который поддерживал мелодию, но записывался под ней цифрами, обозначающими аккорды. Поэтому музыкантам приходилось расшифровывать эти цифры, используя свою фантазию, вкус и мастерство. И только в то время, когда жили Моцарт и Бетховен, композиторы начали записывать аккомпанемент полностью. Ещё через 100 лет в инструментальной и вокальной музыке аккомпанемент начал “договаривать” то, что “недосказано” солистом, или создавать музыкальные иллюстрации к содержанию произведения. То есть аккомпанемент иногда становился равноправным партнёром мелодии. Так учитель подводит учащихся к ответу на вопрос о роли аккомпанемента. Он может быть помощником и партнёром. (По щелчку появляются соответствующие рисунки: мальчик с собакой (помощником) и двое детей (партнёры).)

Учитель предлагает учащимся послушать музыкальные произведения и определить роль аккомпанемента в них. (По щелчку звучит “Вальс” П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Детский альбом”.) Дети слушают музыку. На вопрос учителя, какую роль играет аккомпанемент в пьесе П.И. Чайковского “Вальс”, учащиеся отвечают, что в этом произведении аккомпанемент является помощником мелодии. (По щелчку слово “помощник” перемещается к картине А. Лямина “Вальс”.) На следующем слайде ребят ожидает нотный пример “Вальса” П.И. Чайковского и вопрос: “На какой строке записан аккомпанемент?”. Дети отвечают, что он записан на нижней строчке. (По щелчку на нотном примере появляются надписи “аккомпанемент” на нижней строке и “мелодия” - на верхней.)

Учитель хвалит учащихся за ответы. Он обращает их внимание на то, что мелодия прерывается короткими паузами; ударения – акценты – поставлены Чайковским на вторую долю. Такой вальс непросто танцевать. Тем более что звучит он в очень быстром темпе. Учитель сообщает детям, что бас и два аккорда в аккомпанементе – типичны для вальса. В союзе с мелодией они создают ощущение плавного кругового движения. Благодаря глубокому басу мелодия может свободно парить, и танцоры не собьются с ритма.

Учитель предлагает детям послушать песню Х. Вольфа “Садовник” и продолжить разговор о роли аккомпанемента. (По щелчку звучит песня.) Дети слушают музыку. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель предлагает учащимся выбрать нотный пример с ритмическим рисунком аккомпанемента песни “Садовник” и объяснить свой ответ.

Учитель хлопками иллюстрирует оба нотных примера. Дети выбирают пример “Б”, потому что ритм в нём более отрывистый. (По щелчку нотный пример “Б” увеличивается.) Учитель спрашивает, что изображает аккомпанемент. Ребята отвечают, что он похож на скачку коня. (По щелчку появляется картинка с изображением скачущего коня.) Учитель снова прохлопывает ритмический рисунок аккомпанемента песни и предлагает учащимся повторить его. Дети выполняют задание. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель спрашивает, кто исполняет песню, о ком он поёт, что при этом мы можем себе представить? Ребята отвечают, что песню поёт садовник. Он поёт о красавице, которая ему понравилась. Эта красавица скачет на белом коне. Учитель возвращает учащихся к вопросу о роли аккомпанемента. Дети сообщают, что аккомпанемент в это песне играет роль партнёра, потому что изображает скачку коня. (По щелчку слово “партнёр” перемещается к картине К. Брюллова “Всадники”.) Учитель хвалит ребят. Он предлагает им исполнить их любимую песню “Мир похож на цветной луг” и обратить внимание на роль аккомпанемента в ней.

Дети исполняют песню, в припеве хлопают в ладоши после каждой строчки. (Слайды сменяются автоматически и сопровождаются соответствующими содержанию весёлыми картинками.) После исполнения учащиеся отвечают, что аккомпанемент играет роль помощника. Учитель благодарит детей и сообщает, что они сейчас хлопками создавали ритмический аккомпанемент к песне. Он предлагает продолжить украшение песни ритмическим аккомпанементом.

Учащиеся видят на слайде партии для бубна, маракасов, барабана, колокольчика.

Длительности нот они изучили в предыдущей учебной четверти. А знаки пауз им ещё не знакомы. Возникает затруднение. Для преодоления этого затруднения учитель предлагает вспомнить, что такое ритм. Дети отвечают, что это разные ноты: долгие и короткие. Учитель добавляет: “… и паузы”. (По щелчку появляется определение ритма.) На вопрос учителя о паузах ребята сообщают, что пауза – это остановка, молчание. (По щелчку появляется определение паузы.) Учитель предлагает учащимся вспомнить все известные им длительности нот, напоминает, что самая долгая нота – целая. В предыдущей четверти целую ноту дети сравнивали с апельсином, который затем они делили на части: на половинки, четвертинки, восьмушки и шестнадцатые. Учащиеся называют поочерёдно все длительности нот. (По щелчку апельсин делится на части. В левой половине слайда появляются соответствующие им названия нот и нотные знаки.) А учитель сообщает, что им соответствуют паузы, точно такой же длительности. Ведь пауза может заменить ноту.

Целая пауза – самая длинная, поэтому она “свесилась” с нотной линейки. (По щелчку поочерёдно появляются паузы.) А вот половинная пауза “удержалась” на линейке, ведь она наполовину короче целой. Так по внешнему виду их можно отличить друг от друга. Четвертную паузу невозможно спутать ни с какой другой. У восьмой паузы один “крючок”, как один хвостик у восьмой ноты. А у шестнадцатой – два. Учитель спрашивает: “Как называется пауза с тремя “крючочками”?”. Дети отвечают: “Тридцать вторая”, ведь на аналогичный вопрос они отвечали, когда изучали длительности нот. Таким образом, новое знание о длительностях паузах вводится в опоре на уже имеющееся знание о длительностях нот.

После этого учащимся предлагается вернуться к украшению песни “Мир похож на цветной луг” - исполнить простейший ритмический аккомпанемент на детских шумовых инструментах. Детям предстоит удержать ритм на протяжении запева или куплета целиком. Ребята осваивают ритмический рисунок каждого инструмента по очереди. (На слайде по щелчку поочерёдно появляются ритмические группы для бубенцов, маракасов, барабана, колокольчика. Учителем могут быть выбраны другие инструменты, которые имеются в кабинете музыки. Звучание песни включается при помощи стрелки триггера.) Учитель эмоционально поддерживает усилия детей. Звучит песня “Мир похож на цветной луг”. Учащиеся исполняют ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах, повторяя свою ритмическую группу несколько раз. Учитель благодарит детей. Он объясняет им, что теперь ребята могут самостоятельно придумывать ритмический аккомпанемент к любимым песням, используя известные им длительности нот и пауз.

Подытоживая разговор о музыкальном аккомпанементе, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы викторины. Ребятам предстоит записать ответы в Рабочую тетрадь. (Приложение 1). (Правильные ответы появляются на слайдах презентации по щелчку только после ответов детей. Таким образом, все учащиеся работают индивидуально, а проверка осуществляется коллективно.)

Что такое “аккомпанемент”? Ребята записывают в Рабочую тетрадь слово “сопровождение”. (По щелчку появляется слово “сопровождение”.)

Какие музыкальные инструменты могут сопровождать песню? Учащиеся выполняют Задание 1 : выбрать из предложенных инструментов и подчеркнуть: баян, труба, фортепиано, барабан, гитара, валторна. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяются фортепиано, гитара, баян.)

Какому инструменту аккомпанирует оркестр? (По щелчку звучит “Неаполитанский танец” из балета “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. На слайде изображены скрипка, труба, фортепиано, барабан, гитара, саксофон.) Ребятам предстоит выбрать картинку с изображением солирующего инструмента. Учитель слушает ответ учащегося, который первым поднял руку. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяется труба.)

Каким нотам соответствуют эти паузы? Учащиеся выполняют Задание 2: соединить стрелочками паузы и соответствующие им длительности нот. (После выполнения задания по щелчку паузы поочерёдно стрелками соединяются с соответствующими им нотами.)

Какую роль может играть аккомпанемент? Ребята отвечают, что он может быть помощником или партнёром. (По щелчку появляются надписи над картинками.)

Какую роль играет аккомпанемент в песне “Садовник” Х. Вольфа и “Вальсе” из “Детского альбома” П.И. Чайковского? Учащиеся выполняют Задание 3. : написать слова “помощник” и “партнёр” напротив указанных произведений. Дети отвечают: в “Вальсе” – помощник, а в песне “Садовник” - партнёр. (После ответа учащихся по щелчку появляются надписи под картинами с изображением всадников и танца.)

Какова роль аккомпанемента в песне “Форель”? Учитель объясняет детям, что форель – это красивая рыбка, которая плавает в прозрачной воде. Её очень трудно поймать. Но если замутить воду, то форель не увидит лески удочки. В этот момент её легко поймать. Учитель предлагает послушать песню Ф. Шуберта. (По щелчку звучит песня “Форель”.) Ребята дописывают в Задание 3. слово “партнёр”. (По щелчку слово “партнёр” появляется с увеличением.) Учитель соглашается и обращает внимание на то, что аккомпанемент рисует в песне целую картинку ловли рыбки. Аккомпанемент меняется в зависимости от содержания песни. Дети говорят, что он изображает движение рыбки, журчание воды, блеск солнышка.

Учитель одобряет ответы учащихся – они успешно справились с вопросами викторины и показали, что понимают роль аккомпанемента в музыкальном произведении. Учитель подводит итоги, оценивает работу детей на уроке и благодарит их за сотрудничество. В качестве домашнего задания он предлагает учащимся раскрасить букет цветов и аккомпанемент” (фон) к нему, используя для “аккомпанемента” только цвета радуги.

Литература

  1. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  2. http://dizlion.at.ua/news/2010-02-07-87

Урок музыки. 2 класс.

Тема урока: «Мелодия и сопровождение в песне».

Цель: дать понятие о единстве, взаимосвязи и различиях мелодии и сопровождения в песне.

Ø Познакомить с термином «мелодия», его содержанием, особенностями песенной мелодии, ее отличием от сопровождения;

Ø Дать понятие о значении мелодии и сопровождения в песне, научить отличать мелодию от сопровождения;

Ø Продолжить работу над песней «Савка и Гришка», чистотой интонирования, выравниванием звучания;

Ø Повторить пройденный теоретический материал о песне как музыкальном жанре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа 8 вида».

Урок музыки и пения.

«Мелодия и сопровождение в песне»

2 класс.

Подготовила:

Учитель музыки

Туева О.Ю.

2013г.

Урок музыки. 2 класс.

Тема урока: «Мелодия и сопровождение в песне».

Цель: дать понятие о единстве, взаимосвязи и различиях мелодии и сопровождения в песне.

Задачи:

  • Познакомить с термином «мелодия», его содержанием, особенностями песенной мелодии, ее отличием от сопровождения;
  • Дать понятие о значении мелодии и сопровождения в песне, научить отличать мелодию от сопровождения;
  • Продолжить работу над песней «Савка и Гришка», чистотой интонирования, выравниванием звучания;
  • Повторить пройденный теоретический материал о песне как музыкальном жанре.

Ход урока.

  1. Музыкальное приветствие: «Колокольчик нам поет,

На урок нас всех зовет,

Значит, нам пора начать урок».

  1. Подготовка голосового аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

  • Упражнения для челюсти, губ, языка.
  • Медленное с постепенным ускорением опускание нижней челюсти;
  • Боковые движения челюсти;
  • Упражнения для губ: «трубочка - улыбка», «удивление- радость»;
  • Упражнения для языка: «иголочка», «часики», «качели», «сладкое варенье», «постучись»;
  • Чистоговорки: «У водопада водопой»

« Не бывает улова у ленивого рыболова»

«В воротах вратарь, на воротах ворона

Ну и ворона- вратарь».

  • Распевки: «Скок-скок», «Барашеньки»- нисходящий квартовый звукоряд поступенно вверх.
  1. Пение. Продолжение работы над песней «Савка и Гришка».

Повторение 1 куплета песни – работа над дикцией, унисоном, чистотой интонирования, ритмической организацией.

Разучивание 2 куплета песни – прослушивание, начало разучивания.

Пение знакомых песен. «Веселые путешественники»- работа над четкой артикуляцией.

  1. Повторение.
  1. Новая тема.

Самое важное в песне - это мелодия. «Душой музыкального произведения назвал мелодию Д.Д.Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее С.С.Прокофьев.

Греческое слово MELODIA означает пение песни. В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства и настроения. Есть музыкальные произведения (народные песни), которые состоят из одной только мелодии. Характерные особенности мелодии – простота в мелодическом и ритмическом плане, возможность исполнить мелодию без музыкального сопровождения. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка. Это музыкальное сопровождение называется аккомпанемент, т.е. аккомпанемент- это все сопровождающие голоса в песне или другом произведении с ведущей ролью мелодии.

  1. Слушание музыки.

Прослушивание народной песни «Во поле береза стояла» в сольном исполнении, в сопровождении вокального ансамбля, в сопровождении оркестра народных инструментов. Прослушивание детских песен в одноголосном инструментальном исполнении (мелодия) и с инструментальным сопровождением (с аккомпанементом). Определение приоритетности мелодии по отношению к аккомпанементу.

  1. Подведение итогов урока. Оценки.

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение мелодии. Аккомпанемент появился вместе с барабанами и бубнами. Ритмичные удары, были первой формой музыкального сопровождения. Позже, за аккомпанемент отвечали древние струнные инструменты.

Музыкальное сопровождение бывает нескольких видов. Гармоническое, аккордами, контрапунктическое, то есть наравне с сопровождаемой мелодией, партии сохраняют самостоятельность.

Для акустической гитары характерен аккомпанемент , состоящий из аккордов для шестиструнной гитары или любой другой. Как раз, обучиться такому аккомпанементу можно, по самоучителю игры на гитаре выложенному на сайте.

Зачастую все начинающие гитаристы начинают осваивать акустическую гитару с аккомпанемента, потому что музыкальное сопровождение освоить относительно легче.

Большинство текстов песен с аккордами, представленные в Интернете, подходят как раз, для аккомпанемента. Это могут быть упрощенные варианты или различные аранжировки . А для качественного исполнения песен, необходимо несколько музыкальных инструментов.

Но учиться можно и по таким вариантам песен.

Следует заметить, что аккомпанемент существенно отличается от игры ансамбля. Так как в ансамбле каждый музыкальный инструмент играет свою партию, а аккомпанемент один для всех.

Также, исполнять музыкальное сопровождение могут несколько инструментов одновременно.

Музыкальное сопровождение и аккомпанемент

Многие композиторы, пишут музыку, специально для исполнения с аккомпанементом.

Поэтому, получается интересное переплетение музыкального сопровождения и мелодии. Они то спорят между собой, то сливаются воедино, то дополняют друг друга.

Музыкальное сопровождение не является фоном, в простом смысле. Аккомпанемент помогает полностью раскрыть произведению. Музыкальное сопровождение и мелодия друг без друга не могут показать всего того, что задумал автор произведения.

Иногда аккомпанемент очевиден, и его легко выписать и исполнить, а бывает, аккомпанемент настолько тесно переплетается с мелодией, что отличить, где музыкальное сопровождение, а где соло, без опыта очень трудно.

Поэтому, относятся к аккомпанементу очень серьезно.

При всем вышесказанном, музыкальное сопровождение все же, имеет роль второго плана.