Начинающему радиолюбителю простые схемы,простейшие схемы,литература для начинающего радиолюбителя. С чего начать изучение электроники

Этот видеокурс придется по вкусу всем любителям попаять. Радиоэлектроника научит вас основам, которые в дальнейшем позволят собрать любую схему и прибор.

Урок №1. Напряжение и ток. В чем разница?

Первое видео курса поведает о самых-самых базовых понятиях: токе и напряжении. Вы узнаете, зачем о них нужно знать и чем они отличаются.

Урок №2. Сопротивление. Закон Ома. Резистор.

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка. Если это предложение ни о чем вам не говорит, то стоит посмотреть следующее видео этого курса.

Урок №3. Параллельное и последовательное подключение

Не знаете, чем отличается параллельное и последовательное подключение элементов схемы? Как рассчитать необходимое сопротивление и как подключить резисторы? Обо всем этом вы узнаете из очередного видео.

Урок №4. Переменное напряжение. Частота.

Частота, переменное напряжение и ток. Что это, для чего нужно знать и как с ними работать – все это в новом уроке видеокурса.

Урок №5. Конденсатор

Конденсатор – деталь, которая используется очень и очень часто. Однако не все понимают для чего его используют. Этот урок расскажет об этом подробно и просто.

Урок №6. Конденсатор (продолжение)

Продолжение урока об электрическом конденсаторе. Для чего он нужен и с чем его паять.

Урок №7. Диод. Стабилитрон.

Диоды – тема нового видео. Как они устроены, как работают и для чего их используют.

Урок №8. Катушка индуктивности

Видеоурок наглядно покажет и расскажет, что такое катушка индуктивности. Вы ознакомитесь с ее свойствами и случаями использования.

Урок №9. Выпрямитель. Диодный мост.

О диодах и их устройстве вы теперь знаете, а вот что такое диодный мост, расскажет это видео. Также вы поймете для чего в выпрямителе используют конденсатор и диод.

Урок №10. Свободная энергия. Самозапитка???

Бесплатная энергия и способы ее получения, самозапитка, вечный двигатель, гравитационный и антигравитационный, магнитный и антимагнитный двигатель – то, о чем вы узнаете из видео.

Начиная изучать основы радиодела, необходимо представлять, к какой цели вы идете. Основных вариантов два: самостоятельное создание разнообразной электронной аппаратуры и общение в эфире с другими радиолюбителями по коротковолновой связи.

Организация рабочего места

С изучение радиодела? С организации рабочего места. Необходим стол, покрытый каким-либо практичным материалом. Это может быть кусок оргстекла, ДВП или даже обычного линолеума. Рядом должны присутствовать несколько , с левой стороны необходимо установить настольную лампу.

Также вам необходимы хотя бы простейшие измерительные приборы, без них создавать радиоэлектронную аппаратуру невозможно. Как минимум, вам необходим ампервольтомметр, в обиходе обычно именуемый тестером, мультиметром. Например, неплохим вариантом является цифровой мультиметр DT9205, позволяющий измерять напряжение, силу тока, сопротивление и емкость. Также очень желательно иметь осциллограф, это один из самых полезных приборов.

Разумеется, необходим паяльник, а лучше два – один примерно на 60 Вт, второй – на 25 Вт. Также понадобится припой и флюс.

Первые опыты

Помните, что важно не просто собрать какую-то схему, а понимать, как она работает. Поэтому необходимо с самых первых конструкций разбираться в логике работы схем. Упустив этот момент, вы не сможете впоследствии собирать и налаживать сложные конструкции.

Начать лучше с создания детекторных приемников. Они состоят всего из нескольких деталей, но позволяют ощутить весь вкус радиодела – когда в наушниках созданного вашими радиоприемника вдруг появляется звук, это подлинное счастье. Не забудьте сделать наружную антенну и надежное заземление, без них детекторный приемник работать не будет. Дальше вы сможете добавить к нему усилительные каскады , что позволит вывести звук на громкоговорители.

Собрав несколько конструкций на дискретных элементах, переходите к микросхемам. На них можно собирать намного более сложные схемы, поэтому необходимо научиться с ними работать. Для настройки сложных схем понадобится осциллограф – с его помощью очень удобно контролировать наличие сигнала и его форму на выводах микросхем.

Дальнейший путь зависит от ваших предпочтений. Можно собирать различную аппаратуру, создавать собственные оригинальные конструкции. Или собрать коротковолновый приемник и сделать первые шаги на пути к общению по радиосвязи с радиолюбителями-коротковолновиками со всего мира.

Радиолюбитель-коротковолновик

Вероятно, вам приходилось видеть на крышах некоторых домов большие сложные антенны. Такая антенна говорит о том, что в доме живет радиолюбитель, общающийся со коллегами по радиосвязи.

Первые шаги на этом направлении состоят в сборке или приобретении коротковолнового приемника, работающего в любительском диапазоне. Такой приемник позволит вам прослушивать разговоры радиолюбителей, вы многое узнаете о том, как происходит общение в эфире.

Следующий этап – получение собственного радиолюбительского позывного. Получив его, вы уже сами сможете общаться на частотах любительского радиодиапазона. Для этого вам понадобится самодельный или покупной трансивер – устройство, способное работать как на прием, так и на передачу.

Какой бы вариант вы не выбрали, необходимы серьезные познания в радиоделе. Поэтому необходимо особенно тщательно изучать основы, это позволит заложить прочный фундамент для дальнейшей работы.

Добрый день, уважаемое сообщество.

Меня все время удивляли люди, которые понимают в радиоэлектронике. Я всегда их считал своего рода шаманами: как можно разобраться в этом обилии элементов, дорожек и документации? Как можно только взглянуть на плату, пару раз «тыкнуть» осциллографом в только одному ему понятные места и со словами «а, понятно» взять паяльник в руки и воскресить, вроде как почившую любимую игрушку. Иначе как волшебством это не назовёшь.

Расцвет радиоэлектроники в нашей стране пришёлся на 80-е годы, когда ничего не было и все приходилось делать своими руками. С той поры прошло много лет. Сейчас у меня складывается впечатление, что вместе с поколением 70-х уходят и знания с умением. Мне не повезло: половину эпохи расцвета меня планировали родители, а вторую половину я провёл играя в кубики и прочие машинки. Когда в 12 лет я пошёл в кружок «Юный техник» - это были не самые благополучные времена, и ввиду обстоятельств через полгода пришлось с кружком «завязать», но мечта осталась.

По текущей деятельности я программист. Я осознаю, что найти ошибку в большом коде ровно тоже самое, что найти «плохой» конденсатор на плате. Сказано - сделано. Так как по натуре я люблю учиться самостоятельно - пошёл искать литературу. Попыток начать было несколько, но каждый раз при начале чтения книг я упирался в то, что не мог разобраться в базовых вещах, например, «что есть напряжение и сила тока». Запросы к великому и ужасному Гуглу также давали шаблонные ответы, скопированные из учебников. Попробовал найти место в Москве, где можно поучиться этому мастерству - поиски не закончились результатом.

Итак, добро пожаловать в кружок начинающего радиолюбителя.

Я люблю учиться и узнавать что-то новое, но просто знания мне мало. В школе мне привили навык «теорему нельзя выучить - её можно только понять» и теперь я несу это правило по жизни. Окружающие, конечно, смотрят с недоумением, когда вместо того, чтобы взять готовые решения и сложить по-быстрому их воедино я начинаю изобретать свои велосипеды. Второй довод для написания статьи - это мысль «если ты понимаешь предмет - ты можешь его с лёгкостью объяснить другому». Ну что ж, попробую сам понять и другим объяснить.

Первая моя цель, прямо как по книгам - аналоговый радиоприёмник, а там пойдем и в цифру.

Сразу хочу предупредить - статья написана дилетантом в радиоэлектронике и физике и является скорее рассуждением. Все поправки буду рад выслушать в комментариях.

Итак, чем что такое напряжение, ток и прочее сопротивление? В большинстве случаев для понимания электрических процессов приводят аналогию с водой. Мы не будем отходить от этого правила, правда с небольшими отклонениями.
Представим трубу. Для контроля некоторых показателей мы включим в неё несколько счётчиков расхода воды, манометров для измерения давления, и элементы, которые мешают току воды.

В электрическом эквиваленте схема будет выглядеть примерно так:

Напряжение

Курс физики нам говорит, что напряжение - это разность потенциалов между двумя точками. Если перекладывать определение на нашу трубу с водой, то потенциал - это давление, т. е. напряжение - это разница давлений между двумя точках. Этим и объясняется принцип его измерения вольтметром. Получается, что если попытаться измерить напряжение в двух соседних точках трубы, где нет никаких сопротивлений движению воды (отсутствуют краны и сужения, внутренним трением воды о стенки трубы мы пока пренебрежём) и давление не меняется - то разница давлений в этих двух точках будет равна нулю. Если же сопротивление присутствует, происходит снижение давления (в электрическом эквиваленте падение напряжения), то мы получим величину напряжения. Сумма напряжений на всех элементах равна напряжению на источнике. Т.е. если сложить показания всех вольтметров на нашей схеме, мы получим напряжение батареи.

Например, будем считать, что наша батарея даёт напряжение 5 вольт и резисторы имеют сопротивление 100 и 150 Ом. Тогда по закону Ома U=IR, или I=U/R, получаем, что по цепи течёт ток с силой I=5/250=20мА. Так как сила тока во всей цепи одинакова (пояснения чуть дальше), из того же закона Ома следует, что первый вольтметр покажет U=0,02*100=2В, а второй U=0,02*150=3В.

Сила тока

Из того же курса физики известно, что это количество заряда за единицу времени. В водяном эквиваленте - это сама вода, а её измеритель, амперметр - есть счётчик воды. Опять таки становится понятно, почему амперметр подключается в разрыв цепи. Если его подключить на место, например, вольтметра V1, то образуется новая цепь, из которой будет исключено сопротивление R1, а значит как минимум мы получим некорректные значения (что будет «как максимум»станет понятно чуть позже). Вернёмся к нашей водичке - подключение амперметра параллельно любому из элементов означает, что часть воды пойдёт по основной трубе, а другая часть пойдёт через счётчик - и как раз этот счётчик будет врать.

Ах, да, о цепи. В большинстве литературы что мне попадалось фраза о том, что батарейки являются лишь источником напряжения, и только сопротивления являются источником тока. Как же так? Как сопротивление может являться источником чего-то ещё, кроме как источником сопротивления (тепло пока не в счёт)? Все верно, если опираться на закон Ома I=U/R, однако сколько не прикладывай сопротивление, ток не появится, пока не будет источника напряжения и замкнутой цепи (ровно как если заткнуть справа нашу трубу пробкой что не делай - счётчики воды будут молчать)!

Сопротивление в цепи просто должно присутствовать, ведь если оно равно нулю - сила тока устремится в бесконечность. Такую ситуацию мы видим при «замыкании» - искры это и есть очень большая сила тока, а если точнее теплота, равная Q=(I^2)Rt (формула действительна при постоянной силе тока и сопротивления).

Ещё одно важное замечание - при рассмотрении расчёта напряжения и силы тока я не нашёл уточнений, что в замкнутой цепи на всех участках сила тока будет одинаковой. Т.е. все счётчики будут крутиться с одной скоростью и показывать одни и те же значения. По сути, количество тока, который прошёл по цепи аналогичен количеству «воды», вышедшей из трубы.

Сопротивление

Пожалуй, самое простое явление для объяснения. Вернувшись к нашей трубе, сопротивление - это есть все возможные сужения и краны. Согласно тому, что мы разобрали выше - при повышении сопротивления уменьшается ток во всей цепи и понижает напряжение на концах сопротивления. Или снова в водяных реалиях - закрытие нашего крана на пол оборота вызовет уменьшение расхода воды на всех счётчиках и пропорциональное (в зависимости от сопротивления) снижение давления на манометрах.

Так куда же все падает и уменьшается? Вот здесь аналогия с водой неоднозначна, так как в случае с электричеством «излишки» превращаются в тепло и рассеиваются. Количество теплоты, которое при этом выделяется, снова можно рассчитать формулой Q=(ΔI^2)Rt (снова при постоянном сопротивлении). Если поделить количество теплоты на время, получим мощность, которую нужно применить при выборе самого резистора P=Q/t=(ΔI^2)R.

Курить не круто!

Когда я ходил в кружок Юный техник более старшие товарищи проводили «эксперименты» с прикуриванием от электричества. Для этого они брали блок питания, подключали к нему резисторы малой мощности и повышали напряжение. Повышали до тех пор, пока он не раскалялся до красна, как автомобильный прикуриватель. После этого, практически через мгновение резистор «перегорал» и отправлялся в мусорное ведро.

С постоянным током все понятно, а переменный?

Переменный ток, как таковой в радиоэлектронике используется редко. Его как минимум делают постоянным и в большинстве случаев снижают. Видимо по этому в попадавшейся мне литературе про него практически не говорится.

В чем же его отличие? C обывательской точки зрения, в малом - направление тока в нем меняется. Здесь аналогия с трубой не совсем уместна, первое что приходит в голову - шейкер для коктейлей (жидкость при смешивании в нем гуляет туда-сюда). Нам в радиоэлектронике нужно знать, как идёт ток в нашей цепи, чтобы получить от него то, что мы хотим.

Следующее, с чем я пошёл разбираться - полупроводники. Дырки? Электроны? Ключевой режим? Каскады? Полевой транзистор, то тот, который нашли в поле? Пока ничего не понятно…

Теги: Добавить метки

Недавно ко мне, узнав что я радиолюбитель, на форуме нашего города, в ветке Радио обратились за помощью два человека. Оба по разным причинам, и оба разного возраста, уже взрослые, как выяснилось при встрече, одному было 45 лет, другому 27. Что доказывает, что начать изучение электроники, можно в любом возрасте. Объединяло их одно, оба были так или иначе знакомы с техникой, и хотели бы самостоятельно освоить радиодело, но не знали с чего начать. Мы продолжили общение в В_Контакте , на мой ответ, что в инете море информации на эту тему, занимайся - не хочу, я услышал от обоих примерно одинаковое, - что оба не знают с чего начать. Одним из первых вопросов было: что входит в необходимый минимум знаний радиолюбителя. Перечисление им необходимых умений, заняло довольно приличное время, и я решил написать на эту тему обзор. Думаю, он будет полезен таким же начинающим, как и мои знакомые, всем кто не может определиться, с чего начать свое обучение.

Сразу скажу, что при обучении, нужно равномерно сочетать теорию с практикой. Как бы ни хотелось, побыстрее начать паять и собирать конкретные устройства, нужно помнить о том, что без необходимой теоретической базы в голове, вы в лучшем случае, сможете безошибочно копировать чужие устройства. Тогда как если будете знать теорию, хотя бы в минимальном объеме, то сможете изменить схему, и подогнать её под свои потребности. Есть такая фраза, думаю известная каждому радиолюбителю: “Нет ничего практичнее хорошей теории”.

В первую очередь, необходимо научиться читать принципиальные схемы. Без умения читать схемы невозможно собрать даже самое простое электронное устройство. Также впоследствии, не лишним будет освоить и самостоятельное составление принципиальных схем, в специальной .

Пайка деталей

Необходимо уметь опознавать по внешнему виду, любую радиодеталь, и знать, как она обозначается на схеме. Разумеется, для того чтобы собрать, спаять любую схему, нужно иметь паяльник, желательно мощностью не выше 25 ватт, и уметь им хорошо пользоваться. Все полупроводниковые детали не любят перегрева, если вы паяете, к примеру, транзистор на плату, и не удалось припаять вывод за 5 - 7 секунд, прервитесь на 10 секунд, или припаяйте в это время другую деталь, иначе высока вероятность сжечь радиодеталь от перегрева.

Также важно паять аккуратно, особенно расположенные близко выводы радиодеталей, и не навесить “соплей”, случайных замыканий. Всегда если есть сомнение, прозвоните мультиметром в режиме звуковой прозвонки подозрительное место.

Не менее важно, удалять остатки флюса с платы, особенно если вы паяете цифровую схему, либо флюсом содержащим активные добавки. Смывать нужно специальной жидкостью, либо 97 % этиловым спиртом.

Начинающие часто собирают схемы навесным монтажом, прямо на выводах деталей. Я согласен, если выводы надежно скручены между собой, а после еще и пропаяны, такое устройство прослужит долго. Но таким способом собирать устройства, содержащие больше 5 - 8 деталей, уже не стоит. В таком случае, нужно собирать устройство на печатной плате. Собранное на плате устройство, отличается повышенной надежностью, схему соединений можно легко отследить по дорожкам, и при необходимости вызвонить мультиметром все соединения.

Минусом печатного монтажа, является трудность изменения схемы готового устройства. Поэтому перед разводкой и травлением печатной платы, всегда, сначала нужно собирать устройство на макетной плате. Делать устройства на печатных платах, можно разными способами, здесь главное соблюдать одно важное правило: дорожки медной фольги на текстолите, не должны иметь контакта с другими дорожками, там, где это не предусмотрено по схеме.

Вообще есть разные способы сделать печатную плату, например, разъединив участки фольги - дорожки, бороздкой, прорезаемой резаком в фольге, сделанным из ножовочного полотна. Либо нанеся защитный рисунок защищающий фольгу под ним, (будущие дорожки) от стравливания с помощью перманентного маркера.

Либо с помощью технологии ЛУТ (лазерно - утюжной технологии), где дорожки от стравливания защищаются припекшимся тонером. В любом случае, каким-бы способом мы не делали печатную плату, нам необходимо, сперва её развести в программе трассировщике. Для начинающих рекомендую , это ручной трассировщик с большими возможностями.

Также при самостоятельной разводке печатных плат, либо если распечатали готовую плату, необходимо умение работать с документацией на радиодеталь, с так называемыми Даташитами (Datasheet ), страничками в PDF формате. В интернете есть Даташиты практически на все импортные радиодетали, исключение составляют некоторые Китайские.

На отечественные радиодетали, можно найти информацию в отсканированных справочниках, специализированных сайтах, размещающих страницы с характеристиками радиодеталей, и информационных страничках различных интернет магазинов типа Чип и Дип . Обязательно умение определять цоколевку радиодетали, также встречается название распиновка, потому что очень многие, даже двух выводные детали имеют полярность. Также необходимы практические навыки работы с мультиметром.

Мультиметр, это универсальный прибор, с помощью только его одного, можно провести диагностику, определить выводы детали, их работоспособность, наличие или отсутствие замыкания на плате. Думаю не лишним, будет напомнить, особенно молодым начинающим радиолюбителям, и о соблюдении мер электробезопасности, при отладке работы устройства.

После сборки устройства, необходимо оформить его в красивый корпус, чтобы не стыдно было показать друзьям, а это значит, необходимы навыки слесарного, если корпус из металла или пластмассы, либо столярного дела, если корпус из дерева. Рано или поздно, любой радиолюбитель приходит к тому, что ему приходится заниматься мелким ремонтом техники, сначала своей, а потом с приобретением опыта, и по знакомым. А это означает, что необходимо умение проводить диагностику неисправности, определение причины поломки, и её последующее устранение.

Часто даже опытным радиолюбителям, без наличия инструментов, трудно выпаять многовыводные детали из платы. Хорошо если детали идут под замену, тогда откусываем выводы у самого корпуса, и выпаиваем ножки по одной. Хуже и труднее, когда эта деталь нужна для сборки какого-либо другого устройства, или производится ремонт, и деталь, возможно, потребуется после впаять назад, например, при поиске короткого замыкания на плате. В таком случае нужны инструменты для демонтажа, и умение ими пользоваться, это оплетка и оловоотсос.

Использование паяльного фена не упоминаю, ввиду частого отсутствия у начинающих доступа к нему.

Вывод

Все перечисленное, это только часть того необходимого минимума, что должен знать начинающий радиолюбитель при конструировании устройств, но имея эти навыки, вы уже сможете собрать, с приобретением небольшого опыта, практически любое устройство. Специально для сайта - AKV .

Обсудить статью С ЧЕГО НАЧАТЬ РАДИОЛЮБИТЕЛЮ

Подборка простых и интересных схем для начинающих радиолюбителей. Основной акцент предлагаемых конструкций сделан именно на простоту и понимание работы основ электроники. Кроме того рассмотрены различные методы по проверки основных радиоэлектронных компонентов таких как диоды, транзисторы и оптопары, рассмотрена и работа последних.

В этой статье в простой и удобной форме вы овладеете навыками использования мультиметра. Узнаете о способах проверки основных радиокомпонентов из которых будем собирать наши первые электронные самоделки. Вы узнаете как прозвонить мультиметром собранную схему, проверить на работоспособность диод, транзистор и конденсатор.

В это статье начинающие радиолюбители смогут познакомится с принятым в мировой радиолюбительской практике условно-графическим обозначением различиных типов радиодеталей в принципиальных схемах

Простые схемы начинающих Ардуинщиков

Цикл статей и обучающих схем с радиолюбительскими экспериментами на плате Arduino для начинающих. Ардуино - радиолюбительская игрушка-конструктор, из которой без паяльника, травления печатных плат и тому подобного любой начинающий в электронике может собрать полноценное работающее устройство, подходящее для профессионального прототипирования так и для любительских опытов при изучении электроники. А кроме того Arduino полезная электронная штучка в умном домашнем хозяйстве.

Как устроен и работает полупроводниковый прибор называемый транзистором, почему он так часто встречается в радиаппаратуре и почему без него почти никогда нельзя обойтись.

Индикатор намагниченности - Обычный школьный компас чутко реагирует на магнитное поле. Достаточно, скажем, пронести перед его стрелкой намагниченный конец отвертки и стрелка отклонится. Но, к сожалению, после этого стрелка будет некоторое время по инерции раскачиваться. Поэтому пользоваться таким простейшим прибором определения намагниченности предметов неудобно. Необходимость же в таком измерительном устройстве возникает нередко. Собранный из нескольких деталей индикатор оказывается совершенно неинерционным и сравнительно чувствительным, чтобы, к примеру, определить намагниченность лезвия бритвы или часовой отвертки. Кроме того, подобный прибор пригодится в школе во время демонстрации явления индукции и самоиндукции
Индикатор переменного электромагнитного поля Вокруг проводника с током образуется магнитное поле. Если включить, скажем, настольную лампу, то такое поле будет вокруг проводов, подводящих к лампе сетевое напряжение. Причем поле будет переменным, изменяющимся с частотой сети 50 Гц. Правда, напряженность поля невелика, и обнаружить его можно лишь чувствительным индикатором
Искатель скрытой проводки . Переменное электромагнитное поле можно обнаружить с помощью электронных устройств, познакомимся с более чувствительным индикатором, способным уловить слабое поле сетевых проводов, по которым течет переменный ток. Речь пойдет об искателе скрытой проводки в вашей квартире. Такой индикатор предупредит о повреждении сетевых проводов при сверлении отверстий в стене
Индикатор потребляемой мощности «Показания» предыдущих индикаторов зависят от напряженности магнитного. либо электрического (как в последнем индикаторе) поля, создаваемого протекающим по проводам током. Чем больше ток, тем сильнее поле. А ведь ток - не что иное, как характеристика мощности, потребляемой нагрузкой от сети переменного тока. Поэтому нетрудно догадаться, что индикатор, к примеру с индуктивным датчиком, можно приспособить в схемах контроля и измерения потребляемой мощности. Кроме того, такая схема индикатора, установленная вблизи входной двери, будет сигнализировать перед уходом из квартиры об оставленных включенными приборах. Лучшее место установки датчика - у ввода проводов в квартиру, вблизи разветвительной коробки. Потому здесь протекает общий ток всех потребителей, включенных в любую розетку квартиры. Правда, переменное напряжение на выводах катушки датчика будет небольшим, и понадобится усилитель

Световой сигнализатор телефонных звонков Если в комнате громко работает телевизор телефонный звонок можно и не услышать. Вот здесь и нужен световой сигнализатор, который включит схему индикатора, как только будет телефонный звонок.

Основой схемы автомата-сигнализатора служит датчик, реагирующий на телефонные звонки, выполненный на катушке индуктивности. Она расположена рядом с телефонным аппаратом, поэтому ее витки находятся в магнитном поле электромагнита звонка вызова. Сигнал вызова индуцирует в катушке датчика переменную ЭДС.

«Бесшумный» звук схема начинающих Иногда хочется послушать радиоприемник, посмотреть телевизор, не мешая окружающим? Конечно, включить в дополнительные гнезда наушники - скажете вы. Все верно, однако подобная система связи неудобна - соединительный провод наушников не позволяет удаляться на значительное расстояние, а тем более ходить по комнате. Всего этого можно избежать, если воспользоваться «беспроводной» схемой связи, состоящей из передатчика и приемника.

Электронная «мина» Воспользовавшись принципом индуктивной связи, можно собрать своими руками интересную схему используемую в организации соревнований по поиску «мин»- замаскированных в земле или в помещении миниатюрных передатчиков, работающих на звуковой частоте.

Каждая такая «мина» представляет собой схему мультивибратора, работающего на частоте примерно 1000 Гц. В эмиттерную цепь транзистора схемы мультивибратора включен усилитель мощности с катушкой индуктивности в качестве нагрузки. Вокруг нее образуется электромагнитное поле звуковой частоты

    Прерывистая сирена Начнем с самой простой конструкции, имитирующей звук сирены. Встречаются сирены однотональные, издающие звук одной тональности, прерывистые, когда звук плавно нарастает и спадает, а затем прерывается либо становится однотональным, и двухтональные, в которых тональность звука периодически изменяется скачком.

    Схема прерывистой электронной сирены собрана на транзисторах VT 1 и VT 2 по схеме несимметричного мультивибратора. Простота схемы генератора объясняется использованием транзисторов разной структуры, что позволило обойтись без многих деталей, необходимых в схеме постройки мультивибратора на транзисторах одинаковой структуры.

    Двухтональная сирена. Взглянув на схему этого имитатора, нетрудно заметить уже знакомый узел - генератор, собранный на транзисторах VT 3 и VT 4. По такой схеме был собран предыдущий имитатор. Только в данном случае мультивибратор работает не в ждущем, а в обычном режиме. Для этого на базу первого транзистора (VT 3) подано напряжение смещения с делителя R 6 R 7. Заметьте, что транзисторы VT 3 и VT 4 поменялись местами по сравнению с предыдущей схемой из-за изменения полярности напряжения питания.

    Двигатель внутреннего сгорания. Так можно сказать про следующий имитатор послушав его звучание. И действительно, издаваемые динамической головкой звуки напоминают выхлопы, характерные во время работы двигателя автомобиля, трактора или тепловоза.

    Под звуки капели Кап... кап... кап... - доносятся звуки с улицы, когда идет дождь, весной падают с крыши капли тающего снега. Эти звуки на многих людей действуют успокаивающе, а по отзывам некоторых, даже помогают засыпать. Ну что ж, возможно, вам понадобится такой имитатор. На постройку схемы уйдет лишь с десяток деталей

    Имитатор звука подскакивающего шарика Хотите послушать, подскакивающий стальной шарик от шарикоподшипника на стальной и чугунной плите? Тогда соберите имитатор по этой схеме начинающих электронщиков.

    Морской прибой... в комнате Подключив небольшую приставку к усилителю радиоприемника, магнитофона или телевизора, вы сможете получить звуки, напоминающие шум морского прибоя. Схема такой приставки-имитатора состоит из нескольких узлов, но главный из них - генератор шума

    Костер... без пламени Почти в каждом пионерском лагере устраивают пионерский костер. Правда, не всегда удается собрать столько дров, чтобы пламя было высоким, а костер громко потрескивал.

    А если дров поблизости вообще нет? Или вы хотите соорудить незабываемый пионерский костер в школе? В этом случае поможет предлагаемый электронный имитатор, создающий характерный звук потрескивания горящего костра. Останется лишь изобразить«пламя» из красных лоскутов ткани, развеваемых скрытым на полу вентилятором.

    Как поет канарейка? Эта схема начинающего радиолюбителя сравнительно простого имитатора звуков канарейки. Это уже известная вам схема мультивибратор, но несимметричный ее вариант (сравните емкости конденсаторов С1 и СЗ частотозадающих цепей - 50 мкФ и 0,005 мкФ!). Кроме того, между базами транзисторов установлена цепочка связи из конденсатора С2 и резистора R3. Элементы мультивибратора подобраны так, что он генерирует сигналы, которые, поступая на головной телефон BF 1, преобразуются им в звуковые колебания, похожие на трели канарейки

    Трели соловья На разные голоса Использовав часть предыдущей конструкции, можно собрать новый имитатор - трелей соловья. В нем всего один транзистор, на котором выполнен блокинг-генератор с двумя цепями положительной обратной связи. Одна из них, состоящая из дросселя и конденсатора, определяет тональность звука, а вторая, составленная из резисторов и конденсатора, - период повторения трелей.

    Как стрекочет сверчок? Имитатор стрекота сверчка отличная схема начинающего электронщика состоит из мультивибратора и RC -генератора. Схема мультивибратора собрана на транзисторах. Отрицательные импульсы мультивибратора (когда закрывается один из транзисторов) поступают через диод VD1 на конденсатор С4, являющийся «аккумулятором» напряжения смещения транзистора генератора.

    Кто сказал «мяу»? Этот звук донесся из небольшой шкатулки, внутри которой разместился электронный имитатор. Схема его немного напоминает схему предыдущего имитатора, не считая усилительной части - здесь применена аналоговая интегральная микросхема.

    Звуколокатор Эта простая игрушка - всего лишь демонстрация «работы» звука. Названа она так потому, как и настоящий локатор излучает сигнал, а затем принимает его уже отраженным от каких-либо препятствий. Как только до какого-нибудь препятствия останется определенное расстояние, принятый звуковой сигнал возрастет до уровня, при котором сработает автоматика и выключит электродвигатель

    Автомат «Тише» Шум мешает любым занятиям - это ясно каждому. Но порою мы слишком поздно спохватываемся, когда в классе или другом помещении, где идет работа, уже давно громкость нашего разговора или спора превышает допустимую. Надо бы говорить тише, а мы увлеклись и не замечаем, что мешаем окружающим.

    Если же установить в помещении автомат, следящий за громкостью звука, то при достижении определенного, заранее заданного, уровня громкости автомат сработает и зажжет настенное табло «Тише» либо подаст звуковой сигнал.

    «Дрессированная змея» Акустический автомат, реагирующий на звуковой сигнал, может срабатывать не только при определенной громкости звука, но и при соответствующей частоте. Таким избирательным свойством обладает предлагаемая ниже схема игрушки.

    Одно, 2-х, 3-х, и 4-х канальный акустический выключатель А теперь поговорим об схемах автоматов, которые по звуковым сигналам способны включать и отключать нагрузку. Скажем, при одном сравнительно громком сигнале (хлопок в ладоши) автомат включает нагрузку в сеть, при другом выключает. Перерывы между хлопками могут быть сколь угодно большими, и все это время нагрузка будет либо включена, либо выключена. Подобный автомат и получил название акустический выключатель.

    Если автомат управляет только одной нагрузкой, его можно считать одноканальным, например схема одноканального акустического выключателя

Схема простого электромузыкального инструмента . Любой генератор звуковой частоты вырабатывает электрические колебания, которые, будучи поданными на усилитель ЗЧ, преобразуются его динамической головкой в звук. Тональность последнего зависит от частоты колебаний генератора. Когда в схеме генератора использован набор резисторов разных сопротивлений и их включают в частотозадающую схему обратной связи, получится простой электромузыкальный инструмент, на котором можно исполнять несложные мелодии.

Схема Терменвокс для начинающих Это первый инструмент, положивший начало новому направлению в радиоэлектронике - электронной музыке (сокращенно электромузыке). Разработал его в 1921 г. молодой петроградский физик Лев Термен. По имени изобретателя и был назван необычный электромузыкальный инструмент. Необычен же он тем, что не имеет клавиатуры, струн или труб, с помощью которых получают звуки нужной тональности. Игра на терменвоксе напоминает выступление фокусника-иллюзиониста - самые разнообразные мелодии звучат из динамической головки при едва заметных манипуляциях одной и двумя руками вблизи металлического прутка-антенны, торчащего на корпусе инструмента.

Электронный барабан схема начинающего электронщика Барабан - один из популярных, но в то же время громоздких музыкальных инструментов. Уменьшить его габариты и сделать более удобным в транспортировке - желание едва ли не каждого ансамбля. Если воспользоваться услугами электроники и собрать приставку к мощному усилителю (а он сегодня - неотъемлемая часть аппаратуры ансамбля), можно получить имитацию звучания барабана.

Если с помощью микрофона, усилителя и осциллографа «просмотреть» звук барабана, то удастся обнаружить следующее. Сигнал на экране осциллографа промелькнет в виде всплеска, напоминающего падающую каплю воды. Правда, падать она будет справа налево. Это значит, что левая часть «капли» имеет крутой фронт, обусловленный ударом по барабану, а затем следует затухающий спад - он определяется резонансными свойствами барабана. Внутри же «капля» заполнена колебаниями почти синусоидальной формы частотой 100...400 Гц - это зависит от размеров и конструктивных особенностей данного инструмента.

Приставки к электрогитаре Популярность электрогитары сегодня во многом объясняется возможностью подключать к ней электронные приставки, позволяющие получать самые разнообразные звуковые эффекты. Среди музыкантов-электрогитаристов можно услышать незнакомые для непосвященных слова «вау», «бустер», «дистошн», «тремоло» и другие. Все это - названия эффектов, получаемых во время исполнения мелодий на электрогитаре.

О некоторых приставках с подобным эффектом и пойдет рассказ. Все они рассчитаны на работу как с промышленными звукоснимателями, устанавливаемыми на обычную гитару, так и с самодельными, изготовленными по описаниям в популярной радиолюбительской литературе.

«Бустер»-приставка. Если ударить медиатором по одной из струн гитары и посмотреть на осциллографе форму электрических колебаний, снимаемых с выводов звукоснимателя, то она напомнит импульс с заполнением. Фронт «импульса» более крутой по сравнению со спадом, а «заполнение» - не что иное, как почти синусоидальные колебания, промодулированные по амплитуде. Это значит, что громкость звука при ударе по струне нарастает быстрее, чем спадает. Время нарастания звука музыканты называют атакой.

Динамика исполнения на гитаре возрастет, если ускорить атаку, т. е. увеличить скорость нарастания звука. Получающийся при этом эффект звучания получил название «бустер». Схема приставки для получения такого эффекта рассмотрена в этой статье. Она рассчитана на работу с бас-гитарой, которой обычно отводится важная роль в вокально-инструментальных ансамблях. Выполняя ритмический рисунок музыкальной композиции, бас-гитара нередко становится и солирующим инструментом.

    Цветомузыкальная приставка-индикатор Если встроить схему такой приставки в радиоприемник, то в такт с музыкой будет освещаться разноцветными огнями шкала настройки либо вспыхивать три цветовых сигнала на лицевой панели - приставка станет цветовым индикатором настройки. Как и в подавляющем большинстве цветомузыкальных приставок и установок, в предлагаемом устройстве применено частотное разделение сигналов звуковой частоты, воспроизводимых радиоприемником, по трем каналам.

    Приставка с малогабаритными лампами Предлагаемая схема приставки более серьезная конструкция, способная управлять разноцветным освещением небольшого экрана. Сигнал на вход приставки по-прежнему поступает с выводов динамической головки усилителя звуковой частоты радиоприемника или другого радиоустройства. Переменным резистором R1 устанавливают общую яркость экрана, особенно по каналу высших частот, собранному на транзисторе VT1. Яркость же свечения ламп других каналов можно устанавливать «своими» переменными резисторами - R2 и R3.

    Приставка с автомобильными лампами Многие из вас после изготовления простой цветомузыкальной приставки захотят сделать конструкцию, обладающую большей яркостью свечения ламп, достаточной освещения экрана внушительных размеров. Задача выполнимая, если воспользоваться автомобильными лампами мощностью 4...6 Вт. С такими лампами работает схема с автомобильнми лампами

    Приставка на тринисторах Увеличение числа ламп накаливания требует применения в выходных каскадах схемы транзисторов, рассчитанных на допустимую мощность в несколько десятков и даже сотен ватт. В широкую продажу подобные транзисторы не поступают, поэтому на помощь приходят тринисторы. В каждом канале достаточно использовать один тринистор - он обеспечит работу лампы (или ламп) накаливания мощностью от сотни до тысячи ватт! Маломощные нагрузки совершенно безопасны для тринистора, а для управления мощными его укрепляют на радиаторе, позволяющем отвести от корпуса тринистора излишнее тепло.

    Четырехканальная цветомузыкальная приставка Эту схему начинающего можно считать более совершенной (но и более сложной) по сравнению с предыдущей. Т.к она содержит не три, а четыре цветовых канала и в каждом канале установлены мощные осветители. Кроме того, вместо пассивных фильтров используются активные, обладающие большей избирательностью и возможностью изменять полосу пропускания (а это нужно в случае более четкого разделения сигналов по частоте).

Подборка несложных схем юных электронщиков от популярного журнала моделист-конструктор из старых выпусков.