Наибольшая угроза для корпоративных сетей связана с. Угрозы и уязвимости проводных корпоративных сетей

Тема нашей сегодняшней статьи – изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2019 году. Законодательство хотя и сложный, но очень живой и гибкий механизм. Его суть – поддержание порядка в обществе. Отмените законы – и весь мир в кратчайшие сроки погрузится в хаос и безнаказанность, впрочем, устаревшие или неработающие правовые акты приведут к такому же результату. Поэтому одно из главных требований к законодательству – его актуальность.

Миграционное законодательство в 2019 году: что нового

Как и все нормативные документы, законы о миграции периодически пересматриваются, обновляются и корректируются. Необходимость нововведений чаще всего обусловлена такими факторами, как текущая миграционная обстановка в стране, выявленные недостатки действующей системы, да и ситуация на международной арене играет не последнюю роль.

В этой части статьи мы выясним, появилось ли что-то новое в миграционном законодательстве за последнее время.

Новшества касаются тех случаев, когда для иностранного гражданина оформлялось приглашение на въезд в РФ. Тот, кто ходатайствовал о выдаче такого приглашения, называется приглашающей стороной (в данном случае она же является и принимающей). Раньше её функции ограничивались постановкой иностранных гостей на миграционный учёт, то есть передачей данных о вновь прибывшем мигранте для оформления регистрации по месту пребывания или проживания. А с 16 января 2019 года у приглашающей стороны прибавилось обязанностей, связанных с прибывшими по её инициативе мигрантами (в том числе и лицами без гражданства).

В законе сказано, что теперь приглашающая сторона должна принимать меры, обеспечивающие соблюдение миграционного законодательства. По сути же это обязанность контролировать, что:

  • заявленная цель визита соответствует фактической деятельности иностранца в РФ;
  • иностранный гость не нарушил миграционные правила выезда из нашей страны – иными словами, приглашающая сторона должна убедиться, что по окончании разрешённого срока пребывания мигрант покинул Россию.

Эти изменения были внесены Федеральным законом от 19.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Сокращение квот для трудовых мигрантов, прибывших на основании визы

Не секрет, что последние десять лет Россия для мигрантов – весьма привлекательное направление, особенно в смысле поиска работы. Больше повезло тем, кто имеет право пересекать государственную границу на основании только лишь миграционной карты. Им не нужно беспокоиться ни о визе, ни о квотах, которые устанавливаются только для трудовых «визовых» мигрантов. Собственно говоря, нововведения касаются именно этих квот.

Квота – это количество разрешений на работу, которые могут быть оформлены для иностранных граждан, въехавших в РФ на основании визы. Начнём с того, что сокращена общая квота: в 2019 году она составит 144 583 разрешения на работу (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.12. 2019 № 1494), а в 2019 году это же показатель был равен 178 454 (Постановление Правительства РФ от 06.12.2017 № 1479).

Второе существенное изменение касается доли иностранных работников в общей численности сотрудников предприятия (Постановление Правительства РФ от 14.11. 2019 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»).

Основные нововведения заключаются в следующем:

  • данное ограничение впервые установлено для сферы строительства – трудовые мигранты могут составлять не более 80% общей численности сотрудников, однако это требование не распространяется на организации, функционирующие в Москве, Амурской области и Хабаровском крае;
  • в 2019 году допустимая доля иностранных работников была снижена до 26% (по сравнению с 28% в 2019 году) для предприятий двух сфер – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта.

Российское трудовое миграционное законодательство предусматривает, что иностранные гости могут быть приняты на работу при наличии соответствующего разрешения (для «визовых» мигрантов) или патента (для тех, кому виза не требуется). И с 1 января 2019 года вступили в силу изменения, связанные с получением патента.

При оформлении патента уплачивается так называемый ежемесячный авансовый платёж. Срок действия патента напрямую зависит от уплаченной иностранным гостем суммы: если гражданин внёс авансовый платёж за месяц, то и патент будет действителен всего месяц. Чтобы продлить срок действия документа, нужно внести новый авансовый платёж (разумеется, до окончания оплаченного ранее месяца).

Формула расчёта авансового платежа такова:

АП = ФАП·КД·РК,

где АП – окончательный размер авансового платежа (определяется для каждого региона индивидуально);

ФАП – фиксированный авансовый платёж (установлен частью 2 статьи 227.1 Налогового кодекса РФ), составляет 1 200 рублей и един для всех регионов;

КД – коэффициент-дефлятор (определяется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.10. 2019 № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год»), этот показатель также одинаков для всех субъектов и составляет 1,729 (в 2019 году этот показатель бал равен 1,686);

РК – региональные коэффициенты (устанавливаются нормативными актами субъектов РФ).

Миграционная амнистия

Миграционная амнистия – новое для мигрантов явление. Правда, пока она распространилась лишь на граждан Республики Молдова. Как известно, срок пребывания иностранных граждан на территории РФ ограничен и в случае его нарушения предусмотрена ответственность: от выдворения из страны до запрета последующего въезда.

Гражданам Молдавии, допустившим такое нарушение, была предоставлена возможность «сделать работу над ошибками». Если в период с 1 января по 24 февраля 2019 года проштрафившиеся мигранты покинут Россию, они будут освобождены от административной ответственности. Ранее принятые решения о запрете на въезд будут пересмотрены в сторону смягчения или отмены.

Заключение

С 2019 года приглашающая сторона должна контролировать соответствие заявленной цели визита фактической деятельности иностранца, а также следить за тем, чтобы иностранный гражданин вовремя выехал из РФ. Также изменения коснулись доли иностранных работников в штате предприятия: установлен норматив для сферы строительства (за исключением нескольких субъектов), а также снижены показатели для двух сфер, связанных с транспортом (прочий сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой). Кроме того, за счёт изменения коэффициента-дефлятора изменится и размер авансового платежа. Для граждан Республики Молдова проведена миграционная амнистия: к тем, кто нарушил сроки пребывания в РФ, но покинул ее территорию в период с 1 января по 24 февраля 2019 года, не будут применяться меры административной ответственности.

На этапе современного развития цивилизации, когда расширяются межгосударственные интеграционные связи, постоянно увеличивается объем миграционного потока. Тем самым изменяется и субъектный состав лиц с различной государственной принадлежностью, пребывающих в Российской Федерации, что, в конечном итоге, приводит к многократному увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства.

Российская Федерация, выступая равноправным партнёром иностранных государств на мировой арене в области обеспечения прав и свобод человека, является участником многочисленных международных организаций, которые занимаются проблемами, связанными с законодательным регулированием правового статуса индивида, в том мигрантов. Среди таких организаций следует отметить Организацию Объединённых Наций (Комитет по правам человека, ЮНЕСКО), Совет Европы (Суд по правам человека), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Россия в рамках названных организаций пропагандирует верховенство прав и свобод человека на своей территории, стремясь к всеобщему позитивному восприятию правового статуса личности, что способствует развитию высокой гуманистической культуры всего мирового сообщества.

Схожая точка зрения встречается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" "...права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Однако в настоящее время в международной правоприменительной практике Всеобщая декларация прав и свобод воспринимается и выступает в качестве правового обычая, поэтому многие демократические государства в своём внутреннем законодательстве обязательно закрепляют права и свободы, предусмотренные настоящим документом, что подтверждает обязательность установленных Декларацией правовых норм. Российская Федерация также не исключение из общего правила.

В свою очередь, Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятые 19 декабря 1966 г., совместно с Факультативными протоколами к ним, как указывалось в § 1.1 и 1.2, представляют собой как бы кульминацию определения на международном уровне составных частей института прав и свобод человека.

Вышеуказанные международные нормативные правовые акты имеют общую черту: они предусматривают, что основные права и свободы человека должны соблюдаться без дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или каких-либо других обстоятельств. Это касается не только граждан определённого государства, но и пребывающих в данном государстве лиц, не имеющих гражданства, - иностранцев.

Следует особо отметить, что нормативными правовыми источниками правового статуса лица, не являющегося российским гражданином, в Российской Федерации наряду с международными правовыми актами являются в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции РФ нормы внутреннего законодательства, в частности Основной закон.

Кроме того, в течение последнего десятилетия Россия не имела закона, отвечающего сложившимся реалиям, в том числе, системе российского законодательства и регулировавшего бы правовое положение иностранцев на её территории, а действующие советские нормативные правовые акты порождали у их субъектов (у иностранцев, у российских государственных органов) многочисленные проблемы в правоприменительной практике. Их применение уже в новом российском государстве привело к тому, что иностранные граждане, в том числе граждане бывшего СССР, пребывавшие на территории Российской Федерации, оказались в правовом вакууме, выходом из которого могло служить лишь принятие ими российского гражданства. В связи с этим Закон N 115-ФЗ, регулирующий их правовое положение на территории Российской Федерации (отношения между иностранцами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) и осуществлением трудовой, предпринимательской и иной деятельности иностранных граждан в Российской Федерации, - ст. 1 Закона N 115-ФЗ), давно стал необходимым и востребованным шагом российского законодателя к воплощению в жизнь и применению на практике декларируемого в ст. 2 Основного закона принципа верховенства прав и свобод человека.

Регламентируя правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, российский законодатель ограничился воспроизведением в ст. 4 Закона N 115-ФЗ положений ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которым иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и выполняют обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В то же время Основной закон качественно расширяет "правовое поле", регламентирующее правовой статус иностранца за счёт действующих и обязательных для Российской Федерации международных соглашений и договоров. Ведь международные правовые акты, как отмечалось выше, также содержат нормы, непосредственно затрагивающие права и свободы человека, в том числе иностранных граждан. В связи с этим представляется, что сужение конституционно-правового статуса иностранцев за счёт неприменения норм международного права недопустимо.

К положительным чертам Закона N 115-ФЗ следует отнести то, что законодатель чётко определил органы, ведающие вопросами правового положения иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации. Это федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами миграции, либо его территориальный орган, т.е. Министерство иностранных дел или Федеральная миграционная служба.

Кроме того, законодатель в п. 2 ст. 12 Закона N 115-ФЗ установил, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Таким образом, данный нормативный правовой акт расширил содержание конституционно-правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства и еще раз подтвердил, что российское государство придерживается основных демократических норм при законодательном закреплении прав и свобод человека и гражданина.

Однако, кроме положительных черт, Закон N 115-ФЗ имеет и отрицательные черты, к которым в первую очередь следует отнести способ формулирования основ правового положения иностранных граждан, определённый в ст. 4 данного Закона. Согласно данной правовой норме, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это предполагает, что Закон N 115-ФЗ определяет не столько правовое положение иностранцев, сколько его правовые рамки.

Таким образом, рамки конституционно-правового статуса не граждан России состоят из ограничительных и запретительных мер, закреплённых в самом Законе. Например, Закон N 115-ФЗ устанавливает порядок доступа иностранцев на территорию Российской Федерации, определяет порядок учёта и контроля над их проживанием, вводит ограничения, связанные с трудовой деятельностью иностранцев, а также законодательно устанавливает институт принудительной высылки иностранных граждан (депортации) с территории Российской Федерации.

Несмотря на свой ограничительно-запретительный характер, Закон N 115-ФЗ, как указывалось выше, содержит ряд правовых институтов, которые до этого времени отсутствовали в российской конституционной науке, например, институт временного проживания, а также институт прохождения военной службы не гражданами России. Введение данных правовых институтов воспринимается общественностью по-разному, так как у различных социальных групп существуют собственные точки зрения на эти вопросы.

С одной стороны, институт временного проживания существенно усложнил и затянул процедуру получения иностранными гражданами документов на их постоянное проживание в Российской Федерации, с другой стороны, российское государство ввело ещё одну ступень, которая во многом служит целям проверки иностранцев на благонадёжность перед выдачей им документов для постоянного проживания. Ведь в этом случае иностранцу выдаётся вид на жительство сроком на пять лет (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ), вместо трёх при разрешении на временное проживание (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Кроме того, вид на жительство в дальнейшем может быть продлен (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ), в то время как разрешение на временное проживание выдаётся иностранцу только один раз.

Существует как множество сторонников введения данного правового института, в основном среди российских граждан, так и много его противников, в основном среди находящихся (пребывающих) в России иностранцев. В свою очередь, правовой институт прохождения иностранными гражданами военной службы в настоящее время до конца законодательно не урегулирован. Однако его введение преследует благую цель - защиту интересов Российской Федерации. Российское государство, восстанавливая и наращивая военный потенциал в целях защиты собственных граждан, открывает свои военные базы на территориях сопредельных государств (например, в Республике Армения и в Республике Абхазии), в связи, с чем для их укомплектования личным составом может быть задействовано местное население - граждане иностранных государств. В то же время находятся и активные противники данного института, утверждающие, что подобная форма набора военнослужащих не что иное, как институт наемничества, который используется на государственном уровне, за что в Российской Федерации для физических лиц предусмотрена уголовная ответственность (ст. 395 УК РФ).

Представляется, что данная социальная позиция вполне может быть оспорена, к тому же неосновательна, тем более что в мировой практике данное явление довольно широко распространено, например, во Франции существует Иностранный Легион, комплектующийся исключительно из иностранных граждан и лиц без гражданства.

К отрицательным чертам Закона N 115-ФЗ следует отнести то, что он не обладает ярко выраженной и четкой внутренней структурой. Вследствие этого среднестатистическому иностранцу порой затруднительно самостоятельно разобраться в регламентирующих его жизнь правовых нормах и правилах, что обусловливает возможность злоупотреблений со стороны государственных органов власти, ведающих данными вопросами.

В частности, следует отметить ещё одно спорное положение Закона N 115-ФЗ, касающееся административного выдворения иностранцев из Российской Федерации. Согласно п. 5 ст. 34 Закона N 115-ФЗ, иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведённых помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации. Данная правовая норма носит императивный характер, т.е. предусматривает своё обязательное применение.

В то же время п. 5 ст. 32.10 КоАП РФ устанавливает, что до административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях. В этом случае норма носит диспозитивный характер.

Таким образом, перед российской судебной системой возникает вопрос, связанный с возможностью применения ею правовых норм с различным характером, что приведёт к отсутствию единообразия в правоприменительной практике. Из сказанного следует, на взгляд авторов, что некоторые положения Закона N 115-ФЗ должны быть проверены Конституционным Судом Российской Федерации на соответствие Конституции РФ.

Кроме того, Закон N 115-ФЗ предусматривает издание в его исполнение многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, многие из которых в настоящее время уже приняты, однако многие ещё находятся на стадии подготовки. Именно данные подзаконные нормативные правовые акты должны чётко регламентировать ту или иную сферу жизнедеятельности иностранного гражданина в Российской Федерации, т.е. определять его правовое положение.

К сожалению, Закон N 115-ФЗ не всегда содержит указание на орган, который должен устанавливать для иностранцев тот или иной порядок либо какие-то конкретные правила. Это уже привело к "омертвению" (отказу от применения на практике) некоторых правовых норм, предусмотренных законом, так как государственные органы не могут определить, в чью компетенцию входит принятие тех или иных подзаконных нормативных актов. К таким "мертвым" нормам можно отнести, например, механизм осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства инвестиций в Российской Федерации для получения разрешения на временное проживание (подп. 5 п. 3 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Думается, действующий в настоящее время Закон N 115-ФЗ должен содержать указание на конкретный государственный орган, отвечающий за издание правовых актов во исполнение той или иной нормы, будь то Президент РФ, Правительство РФ либо иное федеральное министерство или ведомство. Иначе может сложиться ситуация, когда два разных органа принимают различные правовые акты по общему вопросу, как, например, в случае с трудоустройством иностранцев на территории Российской Федерации.

Закон N 115-ФЗ обязал иностранных работников получать разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на ведение предпринимательской деятельности (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Во исполнение данной нормы Правительство России издало постановление от 15 ноября 2006 г. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации.

Глава 2 данного подзаконного нормативного правового акта регулирует и порядок выдачи работодателям разрешений на привлечение и использование иностранных работников.

Приказом Федеральной миграционной службы от 25 декабря 2006 г. N 369 "Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников" установлена форма бланка заявления и выдаваемого ФМС РФ работодателю бланка разрешения на привлечение работников.

Вышеуказанные нормативные акты, регулирующие правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, не охватывают еще одну группу иностранцев - беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим их правовой статус регулируется Федеральным законом "О беженцах", Законом РФ "О вынужденных переселенцах" и Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (с изменениями и дополнениями).

Данные нормативные акты вступили в законную силу раньше Закона N 115-ФЗ и действуют до сих пор. Их главными характерными и отличительными чертами (по сравнению с Законом N 115-ФЗ) являются чётко сформулированные законодателем правовые институты, тем более, что они уже вполне "обкатаны" на практике. Это подтверждается специальным докладом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации", в органы миграционной службы обратились с ходатайством о признании беженцами 2 650 человек, из них приобрели статус беженца только 314 человек, в том числе 214 человек - из государств дальнего зарубежья.

Федеральным законом "О беженцах" предусмотрено несколько государственных органов, в которые лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, может обратиться с соответствующим ходатайством. В то же время Закон N 115-ФЗ предусматривает только МИД или ФМС, несмотря на то, что подразделения МИД в течение первого года действия Закона N 115-ФЗ не предпринимали никаких практических действий для его реализации, так как отсутствовал необходимый подзаконный нормативный правовой акт.

В регламентировании правового положения иностранца огромную роль играет также судебная система Российской Федерации.

К сожалению, принцип судебной защиты прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства не упомянут ни в одной статье Закона N 115-ФЗ. Хотя, согласно ст. 23, 45, 46 Конституции РФ, иностранные граждане наряду с российскими гражданами имеют право на судебную защиту своих прав, поэтому отсутствие в Законе N 115-ФЗ правовой нормы, устанавливающей принцип судебной защиты иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации, представляется явным упущением российского законодателя. Причём Пленум Верховного Суда РФ в своём Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 прямо указывает, что при рассмотрении гражданских и уголовных дел судам следует иметь в виду, что в силу ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый при определении своих гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, имеет право на суд, созданный на основании закона.

Из постановлений Европейского Суда по правам человека следует, что в судебной системе Российской Федерации данное правило распространяется не только на судей федеральных судов и мировых судей, но и на присяжных заседателей, которыми являются граждане Российской Федерации, включённые в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия (п. 13).

Особое место в судебной системе Российской Федерации при определении конституционно-правового статуса иностранца, как отмечалось выше, занимает Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывавший, что "государство обязано обеспечить полное осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной и эффективной". Причём такая судебная защита должна "обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости".

Согласно ч. 4 ст. 125 Основного закона, Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Хотя, по мнению авторов, руководствуясь ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. от 8 февраля 2001 г., 15 декабря 2001 г.) и п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации", следует сделать вывод о том, что в полномочия Конституционного Суда входит рассмотрение вопросов не только о нарушении прав и свобод российских граждан, но и о защите основных прав и свобод лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации.

Показательным примером может служить принятие Конституционным Судом к своему рассмотрению жалобы иностранного гражданина на нарушение его законных прав и её удовлетворение. Кроме того, само Постановление Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой содержит указание на возможность обращения в Конституционный Суд иностранных граждан и лиц без гражданства: "...по смыслу данной нормы в её взаимосвязи со статьёй 46, частью 2 статьи 17, частью 3 статьи 62 и частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, возможность защиты прав и свобод посредством конституционного правосудия должна быть обеспечена каждому, в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства, если законом нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации..."

Международные акты, закрепляющие права и свободы человека, можно подразделить на несколько групп, исходя из предмета их регулирования, принципа территориальности и числа участников. Данная классификация не является исчерпывающей, а основывается лишь на основополагающих (базисных) принципах права. К универсальным международно-правовым актам, участниками которых являются почти все цивилизованные демократические государства, следует отнести: Устав Организации Объединённых Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.), Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие документы. Примером договоров, конвенций и соглашений, заключаемых между самими государствами с целью предоставления того или иного режима своим гражданам на территории стран - участниц таких нормативных правовых актов, могут служить Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории их участников, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека и иные законодательные акты.

Наряду с вышеуказанными международными нормативными правовыми актами правовой статус личности регулируется внутригосударственной системой права.

Советский закон к дню принятия Закона N 115-ФЗ морально устарел, тем более, что он действовал еще до принятия Конституции РФ 1993 г. и был ориентирован на период относительного противопоставления образа правовой мысли Союза ССР и некоторых западных государств. Несмотря на это, он полностью выполнил свою основную задачу: в период реформирования отечественного законодательства он регламентировал правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, хотя и создал при этом много трудностей, в основном, в правоприменительной практике.

В последнее время во исполнение Закона N 115-ФЗ были изданы следующие подзаконные нормативные правовые акты: постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" (с изменениями от 23 января 2007 г., 28 марта, 26 апреля 2008 г.), постановление Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство" (с изменениями от 23 января 2007 г., 28 марта, 26 апреля 2008 г.), Приказ Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 40 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации" и Приказ Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".

Указанные выше документы конкретизируют применение некоторых норм, закреплённых в Законе N 115-ФЗ и в некоторых международных соглашениях. Они обязательны к исполнению государственными органами и их должностными лицами, а также негосударственными организациями и предприятиями, а поэтому очень важны при определении правового статуса конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства.

Что касается правового положения иностранных граждан и федеральных законов, регламентирующих их правовое положение в современной России, то следует остановиться на вопросах, касающихся двойного гражданства, так как данный институт, во-первых, является новым для российской правовой системы, а во-вторых, правовой статус лиц с двойным гражданством (бипатридов) имеет свои особенности, обусловленные в первую очередь наличием у лица, имеющего двойное гражданство, гражданства иностранного государства.

Статья 62 Конституции РФ предусматривает, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Кроме того, наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, данное лицо, обладая некоторыми признаками иностранного гражданина, в частности наличием документов, подтверждающих принадлежность данного лица к гражданству иностранного государства, для российского государства таковым не является: Российская Федерация признает его исключительно своим гражданином. В связи с этим он несёт права и исполняет обязанности российского гражданина.

Следует отметить, что наряду с правовым статусом российского гражданина бипатрид должен нести права и выполнять обязанности, предусмотренные законодательством иностранного государства. Тем не менее это не порождает расширения его правового статуса.

Н.В. Витрук считает, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и одновременно не освобождает от выполнения установленных обязанностей. Наличие двойного гражданства не означает и расширения прав и свобод человека. Иными словами, лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства двух государств. Схожую правовую позицию отстаивает и В.И. Андрианов. Он указывает, что лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон и постоянно проживающее на территории одной стороны, в полном объёме пользуется правами и свободами, а также выполняет обязанности гражданина той стороны, на территории которой оно постоянно проживает. При этом важно, что лица, состоящие в гражданстве обоих государств, не могут одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон.

В настоящее время в Российской Федерации появился новый правовой институт - "союзное гражданство". Данный вид гражданства вытекает из сложившихся особенно близких межгосударственных отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией и имеет множество особенностей, которые вынуждают рассматривать белорусских граждан, пребывающих в Российской Федерации, как отдельную группу иностранных граждан с особым правовым статусом.

Таким образом, рассматривая картину законодательного регулирования в сфере миграции, можно сказать, что на сегодняшний день это актуальный вопрос, так как поток мигрантов в Российскую Федерацию только увеличивается.

На прошлой неделе рабочая группа Госдумы приступила к разработке Миграционного кодекса Российской Федерации. Как полагает депутат Госдумы от фракции "Единой России" Алексей Журавлев, без единого документа миграционная политика России не может быть достаточно эффективной. Представители ФМС и МВД России полностью поддержали данный проект.

В настоящее время правовое положение мигрантов в России определяют три нормативно-правовых акта:

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (далее – Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации);
  • Федеральный закон от от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25 июня 1993 г. № 5242-I .

Саму же сферу миграционных отношений помимо указанных законов регулирует множественное число нормативно-правовых актов, среди которых и всевозможные указы, часть из которых является недоработанной или противоречит друг другу. Так, например, нормативно-правовые акты по-разному говорят о том, в каком случае может быть аннулировано разрешение на работу, выданное иностранцу. В Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации указано, что основанием для этого является "предоставление подложных документов" (п. 4 ч. 1, ст. 7), а в недействующем на сегодня Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. №681 – "предоставление недостоверных и искаженных сведений" (п. 19). Тем не менее, юридически это совершенно разные понятия. К тому же, ни один закон не содержит определения термина "мигрант" (есть люди, совершающие миграцию) или "миграция" (есть – перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния), в результате эти термины различными органами власти трактуется по-разному.

Как мы уже сообщали ранее, по мнению депутатов, создание Миграционного кодекса Российской Федерации должно устранить все противоречия, поскольку целью кодификации является систематизация существующих законов и других актов в едином документе. Миграционный кодекс будет состоять из двух частей: общей и особенной. В первой определят основные понятия, а в особенной части перечень существующих миграционных режимов, порядок получения виз, особенности регистрации иностранцев в России.

Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru считает, что нужен простой и понятный документ, такой же, как правила дорожного движения: "Это – можно. Это – нельзя", – заключает Алексей Захаров.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, среди законодательных направлений в сфере миграционной реформы выделяются следующие основные критерии предложенных инициатив:

1. Облегчение получения российского гражданства и вида на жительства.
2. Более тщательная подготовка и отбор мигрантов на конкурсной основе.
3. Создание благоприятных условий для проживания самих мигрантов и их семей.
4. Ужесточение ответственности за нарушение миграционного режима.

Названные критерии направлены на реализацию принятой 13 июня 2012 года Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.), главной целью которой является обеспечение национальной безопасности, стабилизация и увеличение численности постоянного населения России, а также обеспечение потребности экономики в рабочей силе.

По данным ФМС России, за первые четыре месяца этого года на территорию РФ въехало 6,1 млн иностранных граждан, а находится на территории нашей страны около 10,6 млн. При этом оформило разрешение на работу всего 4,2 тыс. мигрантов, а гражданство получили 42 тыс. человек. Мы видим, каковы масштабы бедствия – около 3,5 млн мигрантов трудятся в нашей стране нелегально. "Работодателям, чем проще – тем лучше. Дешевая и бесправная рабочая сила – это как наркотик. С легальной и нелегальной торговлей наркотиками государство худо-бедно борется. А с нелегальной трудовой миграцией – нет", – отмечает Алексей Захаров.

По статистике рекрутингового портала Superjob.ru количество резюме киргизов, узбеков и таджиков, зарегистрированных на superjob.ru более 35 тыс. и из них 48% потенциально готовы к переезду, то есть ищут работу на территории РФ. Получат ли они все официальное разрешение на работу – вопрос риторический.

Тема нелегальной миграции является для большинства россиян остро социальной. И проблема регулирования внутренних миграционных потоков на территории России назрела уже давно. Подтверждением этого, является ряд нововведений, которые уже приняты или находятся на стадии рассмотрения в Госдуме. Некоторые из которых, не только вписываются в разработанные критерии миграционной реформы, но и расширяют саму концепцию, тем самым дополняя ее.

Последние нововведения миграционной политики, которые уже реализованы или находятся на стадии обсуждения:

1. Подтверждение владения иностранными гражданами русским языком (Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 185-ФЗ ).

2. Ограничения на привлечение иностранных работников в определенных сферах деятельности (Федеральный закон Российской Федерации от 7 мая 2013 г. № 82-ФЗ ).

3. Совершенствование законодательства Российской Федерации в области адресно-справочного учета граждан Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, а также постановку на миграционный учет и снятие с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к принудительным работам по месту их пребывания, в соответствующих учреждениях уголовно-исполнительной системы. Здесь же устраняется пробел в законодательстве Российской Федерации в части, касающейся регистрации или постановки на миграционный учет по месту пребывания лиц, осужденных к лишению свободы (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 313-ФЗ и Российской Федерации").

4. Различные законодательные инициативы Минтруда России и ФМС России о внесении изменений в миграционное и трудовое законодательство в части привлечения к трудовой деятельности иностранных работников:

  • изменение в процедуре квотирования (Проект приказа Минтруда России от 12 апреля 2013 г. "О внесении изменений в приложение № 1 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 567н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2013 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности");
  • изменение порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности (Проект Федерального закона № 202110-6);
  • обязательность добровольного медицинского страхования иностранных работников (Проект федерального закона от 22 октября 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и медицинского страхования иностранных граждан");
  • обязательное дактилоскопирование и фотографирование иностранных работников (Приказ Федеральной миграционной службы от 6 ноября 2012 г. № 357 "Об организации проведения Федеральной миграционной службой обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации").

5.Снятие обязанности иностранных граждан, временно проживающих в РФ, получать разрешение на работу. Внесенные изменения освобождают от получения разрешения на работу иностранцев, временно проживающих в России, поскольку согласно действующему законодательству данную категорию иностранных граждан нельзя отнести к понятию "иностранных работников" (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ ).

6. Законодательные инициативы Президента РФ по ужесточению ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства и постановку на миграционный учет (Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях устранения предпосылок для фиктивной регистрации в Российской Федерации лиц в жилых помещениях и об установлении административной ответственности за нарушение правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях в РФ без регистрации, а также об установлении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию в РФ по месту пребывания или по месту жительства граждан России и за фиктивную постановку на миграционный учет в жилых помещениях в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства № 200753-6 (далее – Законопроект).

К сожалению не все из вышеназванных нововведений соответствуют критериям миграционной политики. Некоторые действия властей противоречат единой концепции государственной миграционной политики, цель которой обеспечить трудовым потенциалом экономику России (задача – удвоения ВВП). Принятие некоторых государственных решений в области разрешения проблем миграционной политики может способствовать не только росту коррупции, но и созданию дополнительных барьеров для мигрантов к трудовой деятельности на территории РФ.

Так, Госдума рассматривает проект поправок в регистрационное законодательство, вводящих штрафы за проживание не по постоянному адресу и уголовное наказание за регистрацию "без намерения проживать (пребывать) в данном помещении" и обязывающих собственников квартир доносить на постояльцев (далее – Законопроект). А сотрудникам ЖКХ предписывается обязанность проверять квартиры, где жильцы и постояльцы потребляют слишком много воды и тепла.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация граждан на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов (ст. 1 Законопроекта). За фиктивную регистрацию по месту пребывания или месту жительства гражданина России, иностранца или лица без гражданства предлагается наказывать штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, либо принудительными работами сроком до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 1 Законопроекта). Помимо этого, планируется внести поправки в УК РФ, предусматривая в нем дополнительное наказание: лишение нарушителя права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ст. 1 Законопроекта).

Здесь возникает несколько проблем. Первая проблема – отсутствие легального арендного жилья в России. Данный сегмент рынка практически весь "черный". Арендодатели, сдающие квартиры, в целях избежания уплаты налогов, не регистрируют договора аренды надлежащим образом, а люди снимающие квартиры, остаются юридически незащищенными. В любой момент хозяева квартиры могут их выселить на улицу, несмотря ни на какие договоры.

Ужесточение российского миграционного законодательства является второй, не менее важной проблемой . Передача функций по контролю и надзору за нарушением правил регистрации по месту пребывания или по месту жительства в органы внутренних дел, вынуждает незаконных мигрантов скрываться, конспирироваться, что способствует росту коррупции на всех уровнях.

К вопросу о коррупции можно добавить, что обязанность иностранных работников предоставить работодателю при оформлении на работу полис медицинского страхования, также способствует ее росту. Если при трудоустройстве иностранный работник не сможет предоставить полис медицинского страхования, то такой полис за него, сможет купить сам работодатель, что подталкивает работодателя к поиску "обходных" путей для ускорения процесса оформления иностранным работникам права на труд.

Еще одним противоречием в развитии концепции миграционной политики Российской Федерации является принятый в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий приостановление сроком на пять лет выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, не являющимися высококвалифицированными специалистами, разрешения на работу и патента. (Проект Федерального закона "О приостановлении действия статей 13.1, 13.3, 18 и 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" № 284222-6). Как сообщил депутат Государственной Думы Сергей Иванов, ведение моратория на использование неквалифицированной иностранной рабочей силы позволит мобилизовать внутренние резервы и переориентировать работодателя на внутренний рынок рабочей силы.

Тем не менее, с позиции практики, введение такого моратория приведет нас снова к коррупции, мигранты также будут нелегально приезжать, давать взятки в целях избежания ответственности.

По данным Superjob.ru уровень спроса иностранных работников на высокооплачиваемые рабочие места за последнее время не изменился. "Спрос очень узкий и таковым останется в ближайшие 10 лет", – констатирует Алексей Захаров.

Однако законопроект не учитывает существующее на сегодняшний день положение на рынке труда. Число работающего населения России с каждым годом стремительно снижается. По данным Росстата, численность пенсионеров, состоящих на учете в ПФР, на конец 1990 года составляет 32,8 тыс. человек, а на 1 января 2013 года – 40,5 тыс. человек. Это связано с тем, что на смену многочисленному поколению пенсионного возраста приходит малочисленное молодое поколение, родившееся в 90-е годы. Тем самым, убывает и сам ресурс, поддерживающий и развивающий экономику страны.

Российской экономике необходимы мигранты – это признанно на государственном уровне и закреплено в концепции развития миграционной политики страны, одобренной и подписанной Президентом РФ Владимиром Путиным. А учитывая миграционную политику, проводимую на территории российского государства, создание миграционного кодекса позволит упорядочить правоотношений в данной сфере.

Требуется не только сведение в единый документ уже имеющегося законодательства, но и заполнение пробелов по отдельным миграционным проблемам, таким как, например: отсутствие программы обустройства мигрантов (наличия жилья, системы ссуд, займов, кредитов на обзаведение хозяйством и др.) или слабо развитый сектор легального арендного жилья.

В процессе систематизации миграционного законодательства, волей неволей придется столкнуться с перечисленными выше коллизиями. А учитывая массовость миграционной политики, перед началом кодификации законодательства, необходимо довести до конца работу по разработке имеющихся на сегодняшний день законодательных инициатив и сконцентрироваться на содержании самих норм и устранении пробелов.