Наследование в PHP

В PHP ООП наследование является фундаментальным принципом. Наследование влияет на то, как объекты соотносятся друг с другом. С его помощью мы можем создавать объекты, которые чем-то похожи, а в некоторых аспектах отличаются друг от друга.

Благодаря ему не нужно заново определять методы, мы просто наследуем их от суперкласса, а затем добавляем в подкласс еще несколько методов по необходимости и используем его.

При наследовании один класс используется в качестве базового класса или суперкласса. Мы также можем расширить вспомогательный, дочерний или производный от этого суперкласса класс. Подкласс наследует все открытые и защищенные функции-члены (методы ) суперкласса. Если вы не переопределите наследуемые методы, они сохранят свой первоначальный функционал. Но мы можем переопределить их и задать их функционал в соответствии с конкретными требованиями.

Допустим, у нас есть класс с именем person . Он имеет несколько атрибутов или свойств. Теперь, если мы наследуем класс worker от базового класса person, мы можем сказать, что worker является person . worker будет иметь все свойства person, а также дополнительные свойства. person — это суперкласс, а worker — это подкласс. person и worker будут иметь общие характеристики и методы.

При определении класса worker мы наследуем его от класса person. В результате нам не нужно снова определять свойства и методы класса, все наследуется по умолчанию. Это экономит время, нам не приходится снова писать один и тот же код.

Вот ООП PHP пример:

class Person { public $name; public $age; public function getName() { return $this->name; } } class worker extends Person { public $worker_id; public $record_date; public getWorkerId() { return $this->worker_id; } public getWorkerName() { return $this->getName();// getName() уже содержится в Person } }

В этом коде класс Person является базовым классом, а класс Worker — подклассом. Класс Worker может использовать метод getName() . Он был доступен в классе Person . Но так как класс Worker унаследовал его, то он может использовать этот метод.

Наследование является одним из способов, с помощью которых все свойства суперкласса наследуются подклассом, но свойства подклассов не наследуются в суперкласс. Наследование более ярко демонстрирует ООП PHP в действии. Так как это помогает расширить класс свойствами, унаследованными от родительского класса.

Переопределение функции при наследовании

Переопределение означает, что функции имеют одинаковые имена, но разный функционал. При наследовании в PHP , если дочерний класс определяет функцию с тем же именем, что и в родительском классе, она имеет приоритет над этой функцией. Это означает, что если функция наследуется от родительского класса, она может быть изменена в соответствии с конкретными требованиями:

name; } } class Animals extends LivingThings { var $name="Animals"; } class Horse extends Animals { var $name="Horse"; } $myclass = new Horse() ; $Horse->disp(); // Этот код выведет Horse ?>

Наследование в PHP и модификаторы доступа

В основах ООП PHP модификаторы доступа используются для контроля доступа из-за пределов класса к свойствам и методам-членам. Видимость данных и методов является очень важным аспектом, и для ограничения доступа к членам класса используются три модификатора доступа. Когда свойство или метод объявляются как статические, они могут быть вне конкретного класса.

Открытые члены

Этот тип присваивается свойствам или методам по умолчанию, даже если вы не используете идентификатор доступа public перед именем. Свойство или метод, объявленные как public , доступны в классе, в котором они были объявлены, из любого другого класса или из любого из его подклассов. Следовательно, никаких ограничений на доступ к ним нет.

Частные члены

Когда член объявлен, как privat , он доступен только в классе, в котором он был объявлен. Он не доступен из подклассов или из-за пределов класса.

Защищенные члены

В ООП PHP , когда свойство или метод объявляются защищенными, это означает, что они доступны в классе, в котором они были объявлены, а также из его подклассов. Но они не доступны вне пределов этого класса. Любое свойство или метод могут быть защищены с помощью ключевого слова protected , размещенного перед его именем.

Перевод статьи «PHP inheritance » был подготовлен дружной командой проекта .

При работе с классами в PHP часто приходится расширять функционал кода. Но если изменять оригинальный класс нет возможности, то его можно легко расширить создав "копию".

Классы, которые расширяют оригинальный называют "дочерними ", а родительский - "суперклассом ". У суперкласса может быть множество дочерних классов.

extends

Рассмотрим основные принципы наследования классов:

  • С помощью наследования мы можем создавать классы, которые будут содержать в себе все свойства и методы родительского класса, т.е. дочерние классы наследуют public и protected свойства и методы родительского класса.
  • Дочерний класс является расширением родительского класса, так как кроме унаследованных свойств и методов он может содержать собственные.
  • Наследование устанавливается использованием слова extends при создании класса.
  • Если у наследника нет своего конструктора (о нем писал ранее), то автоматически запустится конструктор родителя. Если в дочернем классе есть конструктор, то родительский конструктор не будет запускаться.
  • В дочерних классах могут переопределяться свойства и методы суперкласса. Определяя подкласс, мы гарантируем, что его экземпляр определяется характеристиками сначала дочернего, а затем родительского класса.

Давайте рассмотрим простой пример. Пусть у нас есть класс Ploshad , который считает площадь поверхности. Но теперь нам понадобилось рассчитывать ее объем. Оригинальный класс изменять нельзя. Создадим дочерний класс Obyem , который будет наследовать все свойства и методы Ploshad , и добавим функционал для расчета объема:

class Ploshad {
protected $width;
protected $height;
public function __construct($x, $y) {
$this->width = $x;
$this->height = $y; }
public function Square() { return $this->width * $this->height; }
}

class Obyem extends Ploshad {
protected $glybina;
public function Obyemss($g) {
$this->glybina = $g;
return $this->Square()* $this->glybina;
}
}

За счет записи class Obyem extends Ploshad мы объявили, что класс Obyem наследует свойства и методы класса Ploshad и может ими управлять. Внутри Obyem мы прописали новой свойство $glybina и метод public function Obyemss($g) . Давайте теперь рассчитаем объем и площадь:

$obj = new Obyem(2,12); //создаем объект от наследника
echo "Площадь: ".$obj->Square(); //старая функция родителяя
echo "Объем: ".$obj->Obyemss(2); //новая функция наследника

Как видно из комментариев $obj теперь может использовать как старые методы класса Ploshad, так и новые дочернего класса Obyem.

При рассчете площади интерпретатор PHP ищет конструктор в Obyem классе, если его не находи, то запускает конструктор в Ploshad. Он переопределяет значения переданных свойств(Obyem(2,12)). Затем запускается метод Square() и использует эти данные.

В случае с объемом, также запускается конструктор в Ploshad, а затем метод Obyemss($g), в которой передается высота. Внутри метода используем рассчет площади умноженный на высоту и получаем результат.

Наследование используют, когда функционал внутри одного класса становится слишком сложным для понимания и работы с ним, а также для создания исключений или разграничения типов данных. Например, у вас есть класс для выгрузки книжных товаров с множеством полей (автор, год издания, число страниц). Теперь, если вам понадобилось выводить товар с другим типом, например: DVD игры, то у него будут другие параметры (системные требования). Поэтому если класс стал напоминать два класса, лучше сделать наследование.

Интерпретатор PHP всегда сначала смотрит на дочерний класс:

  1. Есть ли конструктор. Если есть, то игнорирует конструктор родителя
  2. Есть ли свойства и методы. Если в дочернем и родительском они совпадают, то используются дочерние. Таким образом, можно полностью переписать функционал методов родительского класса.

extends parent::

parent:: - используется если в дочернем классе нужно изменить функционал родительского метода

Пример:
class PloshadProcent extends Ploshad {
function Square() {
$str = parent::Square();
$str = $str*0.1;
return $str;
}
}

Теперь при вызове, мы получим 10% от нашей площади:
$obj2 = new PloshadProcent(2,12);
echo "Площадь 10%: ".$obj2->Square(); //выдаст 2.4

Мы переопредилили метод суперкласса Square() внутри PloshadProcent

Второй и очень важный способ применения parent:: заключается в переопределении функционала конструктора внутри дочернего класса. Это можно использовать, если в суперклассе нет каких-то новых свойств, для работы:

Пусть есть класс book и в нем конструктор принимает всего 2 параметра: $title, $price.

class book {
public $title;
public $price;
function __construct($title, $price) {
$this->title = $title;
$this->price = $price;
}
}

Вдруг нам понадобилось вывести новый параметр $pages. Создадим экземпляр класса new_book и сделаем в нем свой конструктор, в котором уже будут нужные данные: $title, $price, $pages

Когда в дочернем классе определяется свой конструктор, PHP не вызывает конструктор родительского класса автоматически. Это необходимо сделать вручную в конструкторе подкласса.

Дочерний класс в своем конструкторе вызывает конструктор своего родительского класса, передавая нужные аргументы для инициализации, исполняет его, а затем выполняется код, который реализует дополнительную функциональность, в данном случае инициализирует свойство подкласса.

class new_book extends book {
public $pages;
function __construct($title, $price, $pages) {
parent::__construct($title, $price); // вызываем метод-конструктор родительского класса
$this->pages = $pages; // инициализируем свойство определенное в подклассе
}
}
$obj = new new_book("азбука", 35, 500);
echo "Книга: $obj->title | Цена: $obj->price | Страниц: $obj->pages";

Таким образом, мы можем расширять функционал суперклассов, не изменяя их самих. В следующем уроке вы узнаете

Наследование - это механизм объектно ориентированного программирования, который позволяет описать новый класс на основе уже существующего (родительского).

Класс, который получается в результате наследования от другого, называется подклассом. Эту связь обычно описывают с помощью терминов «родительский» и «дочерний». Дочерний класс происходит от родительского и наследует его характеристики: свойства и методы. Обычно в подклассе к функциональности родительского класса (который также называют суперклассом) добавляются новые функциональные возможности.

Чтобы создать подкласс, необходимо использовать в объявлении класса ключевое слово extends , и после него указать имя класса, от которого выполняется наследование:

age = $age; } function add_age () { $this->age++; } } // объявляем наследуемый класс class my_Cat extends Cat { // определяем собственный метод подкласса function sleep() { echo "
Zzzzz..."; } } $kitty = new my_Cat(10); // вызываем наследуемый метод $kitty->add_age(); // считываем значение наследуемого свойства echo $kitty->age; // вызываем собственный метод подкласса $kitty->sleep(); ?>

Подкласс наследует доступ ко всем методам и свойствам родительского класса, так как они имеют тип public . Это означает, что для экземпляров класса my_Cat мы можем вызывать метод add_age() и обращаться к свойству $age не смотря на то, что они определены в классе cat . Также в приведенном примере подкласс не имеет своего конструктора. Если в подклассе не объявлен свой конструктор, то при создании экземпляров подкласса будет автоматически вызываться конструктор суперкласса.

Обратите внимание на то, что в подклассах могут переопределяться свойства и методы. Определяя подкласс, мы гарантируем, что его экземпляр определяется характеристиками сначала дочернего, а затем родительского класса. Чтобы лучше это понять рассмотрим пример:

age"; } } class my_Cat extends Cat { public $age = 10; } $kitty = new my_Cat; $kitty->foo(); ?>

При вызове $kitty->foo() интерпретатор PHP не может найти такой метод в классе my_Cat , поэтому используется реализация этого метода заданная в классе Cat . Однако в подклассе определено собственное свойство $age , поэтому при обращении к нему в методе $kitty->foo() , интерпретатор PHP находит это свойство в классе my_Cat и использует его.

Так как мы уже рассмотрели тему про указание типа аргументов, осталось сказать о том, что если в качестве типа указан родительский класс, то все потомки для метода будут так же доступны для использования, посмотрите на следующий пример:

foo(new my_Cat); ?>

Мы можем обращаться с экземпляром класса my_Cat так, как будто это объект типа Cat , т.е. мы можем передать объект типа my_Cat методу foo() класса Cat , и все будет работать, как надо.

Оператор parent

На практике подклассам бывает необходимо расширить функциональность методов родительского класса. Расширяя функциональность за счет переопределения методов суперкласса, в подклассах вы сохраняете возможность сначала выполнить программный код родительского класса, а затем добавить код, который реализует дополнительную функциональность. Давайте разберем как это можно сделать.

Чтобы вызвать нужный метод из родительского класса, вам понадобится обратиться к самому этому классу через дескриптор. Для этой цели в PHP предусмотрено ключевое слово parent . Оператор parent позволяет подклассам обращаться к методам (и конструкторам) родительского класса и дополнять их существующую функциональность. Чтобы обратиться к методу в контексте класса, используются символы " :: " (два двоеточия). Синтаксис оператора parent:

Parent::метод_родительского_класа

Эта конструкция вызовет метод, определенный в суперклассе. Вслед за таким вызовом можно поместить свой программный код, который добавит новую функциональность:

title = $title; $this->price = $price; } } class new_book extends book { public $pages; function __construct($title, $price, $pages) { // вызываем метод-конструктор родительского класса parent::__construct($title, $price); // инициализируем свойство определенное в подклассе $this->pages = $pages; } } $obj = new new_book("азбука", 35, 500); echo "Книга: $obj->title
Цена: $obj->price
Страниц: $obj->pages"; ?>

Когда в дочернем классе определяется свой конструктор, PHP не вызывает конструктор родительского класса автоматически. Это необходимо сделать вручную в конструкторе подкласса. Подкласс сначала в своем конструкторе вызывает конструктор своего родительского класса, передавая нужные аргументы для инициализации, исполняет его, а затем выполняется код, который реализует дополнительную функциональность, в данном случае инициализирует свойство подкласса.

Ключевое слово parent можно использовать не только в конструкторах, но и в любом другом методе, функциональность которого вы хотите расширить, достигнуть этого можно, вызвав метод родительского класса:

name}."; return $str; } } class my_Cat extends Cat { public $age = 5; function getstr() { $str = parent::getstr(); $str .= "
Возраст: {$this->age} лет."; return $str; } } $obj = new my_Cat; echo $obj->getstr(); ?>

Здесь сначала вызывается метод getstr() из суперкласса, значение которого присваивается переменной, а после этого выполняется остальной код определенный в методе подкласса.

Теперь, когда мы познакомились с основами наследования, можно, наконец, рассмотреть вопрос видимости свойств и методов.

public, protected и private: управление доступом

До этого момента мы явно объявляли все свойства как public (общедоступные). И такой тип доступа задан по умолчанию для всех методов.

Элементы класса можно объявлять как public (общедоступные), protected (защищенные) и private (закрытые). Рассмотрим разницу между ними:

  • К public (общедоступным) свойствам и методам, можно получить доступ из любого контекста.
  • К protected (защищенным) свойствам и методам можно получить доступ либо из содержащего их класса, либо из его подкласса. Никакому внешнему коду доступ к ним не предоставляется.
  • Вы можете сделать данные класса недоступными для вызывающей программы с помощью ключевого слова private (закрытые). К таким свойствам и методам можно получить доступ только из того класса, в котором они объявлены. Даже подклассы данного класса не имеют доступа к таким данным.

public - открытый доступ:

hello"; } } $obj = new human; // доступ из вызывающей программы echo "$obj->age"; // Допустимо $obj->say(); // Допустимо?>

private - доступ только из методов класса:

age"; } } $obj = new human; // напрямую из вызывающей программы доступа к закрытым данным нет echo "$obj->age"; // Ошибка! доступ закрыт! // однако с помощью метода можно выводить закрытые данные $obj->say(); // Допустимо?>

protected - защищенный доступ:

Модификатор protected с точки зрения вызывающей программы выглядит точно так же, как и private: он запрещает доступ к данным объекта извне. Однако в отличие от private он позволяет обращаться к данным не только из методов своего класса, но также и из методов подкласса.

Фреймворк Bootstrap: быстрая адаптивная вёрстка

Пошаговый видеокурс по основам адаптивной верстки в фреймворке Bootstrap.

Научитесь верстать просто, быстро и качественно, используя мощный и практичный инструмент.

Верстайте на заказ и получайте деньги.

Бесплатный курс "Сайт на WordPress"

Хотите освоить CMS WordPress?

Получите уроки по дизайну и верстке сайта на WordPress.

Научитесь работать с темами и нарезать макет.

Бесплатный видеокурс по рисованию дизайна сайта, его верстке и установке на CMS WordPress!

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Назад Вперед

Наследование в PHP

Наследование - это механизм, посредством которого один или несколько классов можно получить из некоторого базового класса.

Класс, который получается в результате наследования от другого, называется его подклассом. Эту связь обычно описывают с помощью терминов "родительский" и "дочерний".

Дочерний класс происходит от родительского и наследует его характеристики. Эти характеристики состоят из свойств и методов.

Обычно в дочернем классе к функциональности родительского класса (который также называют суперклассом) добавляются новые функциональные возможности. Поэтому говорят, что дочерний класс расширяет родительский.

Прежде чем приступить к изучению синтаксиса наследования, давайте рассмотрим проблемы, которые оно поможет нам решить.


Проблема наследования

Давайте вернемся к классу ShopProduct . В настоящее время он является достаточно обобщенным. С его помощью можно оперировать самыми разными товарами.

$product1 = new ShopProduct("Собачье сердце", "Михаил", "Булгаков", 5.99); $product2 = new ShopProduct("Пропавший без вести", "Группа", "ДДТ", 10.99); print "Автор: ".$product1->getProducer()."\n"; print "Исполнитель: ".$product2->getProducer()."\n";

На выходе получаем следующее.

Лень - это отличительная стратегия проектирования, поэтому на данном этапе вам не следует переживать по поводу использования класса ShopProduct для более чем одного типа товара.

Но если в нашем примере добавить несколько новых требований, то все сразу усложнится. Представьте, что нам нужно отобразить данные, специфичные для книг и музыкальных альбомов.

Скажем, для альбома желательно вывести общее время звучания, а для книги - общее количество страниц. Конечно, могут быть и другие отличия, но эти хорошо иллюстрируют суть проблемы.

Как расширить наш пример, чтобы учесть эти изменения? На ум сразу приходят два варианта. Во-первых, можно поместить все данные в класс ShopProduct . Во-вторых, можно разбить ShopProduct на два отдельных класса.

Давайте рассмотрим первый подход. Итак, мы объединяем данные о книгах и музыкальных альбомах в одном классе.

Class ShopProduct { public $numPages; public $playLength; public $title; public $producerMainName; public $producerFirstName; public $price; function __construct($title, $firstName, $mainName, $price, $numPages=0, $playLength=0) { $this->title = $title; $this->producerFirstName = $firstName; $this->producerMainName = $mainName; $this->price = $price; $this->numPages = $numPages; $this->playLength = $playLength; } function getNumberOfPages() { return $this->numPages; } function getPlayLength() { return $this->playLength; } function getProducer() { return "{$this->producerFirstName}". " {$this->producerMainName}"; } }

Чтобы продемонстрировать большой объем выполняемой работы по кодированию, в данном примере были использованы методы доступа к свойствам $numPages и $playLength .

В результате объект, экземпляр которого создается при помощи такого класса, будет всегда содержать избыточные методы. Кроме того, для музыкального альбома экземпляр объекта нужно будет создавать с помощью бессмысленного аргумента конструктора.

Таким образом, для альбомов будут сохраняться информация и функциональные возможности класса, относящиеся к книгам (общее количество страниц), а для книг - данные о времени звучания альбомов.

Вероятно, пока вы можете с этим смириться. Но что будет, если мы добавим больше типов товаров, причем каждый - с собственными методами, а затем добавим больше методов для каждого типа? Наш класс будет становиться все более сложным и трудным для использования.

Поэтому принудительное объединение свойств, относящихся к разным товарам, в один класс приведет к созданию слишком громоздких объектов с лишними свойствами и методами.

Но этим проблемы не ограничиваются. С функциональностью тоже возникнут трудности.

Представьте метод, который выводит краткую информацию о товаре. Скажем, отделу продаж нужна информация о товаре в виде одной строки для использования в счет-фактуре. Они хотят, чтобы мы включили в нее время звучания для альбомов и количество страниц для книг.

Таким образом, при реализации этого метода нам придется учитывать тип каждого товара. Для отслеживания формата объекта можно использовать специальный флаг. Приведем пример.

Function getSummaryLine() { $base = "{$this->title} ({$this->producerMainName}, "; $base .= "{$this->producerFirstName})"; if ($this->type == "book") { $base .= ": страниц - {$this->numPages}"; } else if ($this->type == "cd") { $base .= ": время звучания - {$this->playLength}"; } return $base; }

Как видите, чтобы правильно установить значение свойства $type , нам нужно будет в конструкторе еще проверить значение аргумента $numPages . И снова класс ShopProduct стал более сложным, чем нужно.

По мере добавления дополнительных отличий в форматы или новых форматов, нам будет трудно справиться с реализацией этого метода. Поэтому, видимо, для решения данной задачи необходимо применить второй подход.

Поскольку ShopProduct начинает напоминать "два класса в одном", мы должны это признать и создать два типа вместо одного. Вот как это можно сделать.

Class CdProduct { public $playLength; public $title; public $producerMainName; public $producerFirstName; public $price; function __construct($title, $firstName, $mainName, $price, $playLength) { $this->title = $title; $this->producerFirstName = $firstName; $this->producerMainName = $mainName; $this->price = $price; $this->playLength = $playLength; } function getPlayLength() { return $this->playLength; } function getSummaryLine() { $base = "$this->title ($this->producerMainName, "; $base .= "$this->producerFirstName)"; $base .= ": время звучания - $this->playLength"; return $base; } function getProducer() { return "{$this->producerFirstName}". " {$this->producerMainName}"; } } class BookProduct { public $numPages; public $title; public $producerMainName; public $producerFirstName; public $price; function __construct($title, $firstName, $mainName, $price, $numPages) { $this->title = $title; $this->producerFirstName = $firstName; $this->producerMainName = $mainName; $this->price = $price; $this->numPages = $numPages; } function getNumberOfPages() { return $this->numPages; } function getSummaryLine() { $base = "$this->title ($this->producerMainName, "; $base .= "$this->producerFirstName)"; $base .= ": страниц - $this->numPages"; return $base; } function getProducer() { return "{$this->producerFirstName}". " {$this->producerMainName}"; } }

Мы постарались справиться с этой сложностью, хотя пришлось кое-чем пожертвовать.

Теперь мы можем создавать метод getSummaryLine() для каждого типа товара, причем нам даже не нужно проверять значение специального флага. И больше ни один класс не содержит поля (свойства) или методы, которые не имеют к нему отношения.

А жертва состояла в дублировании. Методы getProducer() абсолютно одинаковы для каждого класса. Каждый конструктор одинаково устанавливает ряд идентичных свойств. Это еще один признак дурного тона, и вы должны научиться избавляться от подобного.

Если нужно, чтообы метооды getProducer() работали одинаково для каждого класса, то любые изменения, внесенные в одну реализацию, должны быть внесены и в другую. Но так мы довольно скоро нарушим синхронизацию классов.

Даже если мы уверены, что можем поддерживать дублирование, на этом наши проблемы не закончатся. Ведь у нас теперь есть два типа, а не один.

Помните класс ShopProductWriter ? Его метод write() предназначен для работы с одним типом: ShopProduct . Как выйти из сложившейся ситуации, чтобы все работало как раньше?

Мы можем удалить уточнение типа класса из объявления метода, но тогда мы должны надеяться, что методу write() будет передан объект правильного типа.

Мы можем добавить в тело метода собственный код для проверки типа.

Class ShopProductWriter { public function write($shopProduct) { if (! ($shopProduct instanceof CdProduct) && ! ($shopProduct instanceof BookProduct)) { die("Передан неверный тип данных"); } $str = "{$shopProduct->title}: " . $shopProduct->getProducer() . " ({$shopProduct->price})\n"; print $str; } }

Обратите внимание на оператор instanseof , использованный в этом примере. Вместо него подставляется значение true (истина), если объект в операнде слева относится к типу, представляемому операндом справа.

И снова мы были вынуждены добавить новый уровень сложности. Нам нужно не только проверять аргумент $shopProduct на соответствие двум типам в методе write() , но и надеяться, что в каждом типе будут поддерживаться те же поля и методы, что и в другом.

Согласитесь, иметь только один тип было бы гораздо лучше, потому что мы могли бы использовать уточнение типа класса для аргумента метода write() , и мы были бы уверены, что класс ShopProduct поддерживал определенный интерфейс.

Особенности класса ShopProduct , связанные с книгами и музыкальными альбомами, плохо работают вместе, но, похоже, не могут существовать по отдельности.

Нам нужно работать с книгами и альбомами как с одним типом, но в то же время обеспечить отдельную реализацию метода для каждого формата вывода.

Нам нужно создать общую функциональность в одном месте, чтобы избежать дублирования, но в то же время сделать так, чтобы при вызове метода, выводящего краткую информацию о товаре, учтитывались особенности форматирования. Одним словом, нам необходимо использовать наследование.

P.S. Вы явно хотите разобраться с PHP и ООП) Обратите внимание на премиум-уроки по различным аспектам сайтостроения, включая программирование на PHP, а также на бесплатный курс по созданию своей CMS-системы на PHP с нуля с использованием ООП:

Понравился материал и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями и коллегами!