Новые технологии и информационные ресурсы в специальных библиотеках для слепых россии с позиций инновационного развития


Слепой ребенок Слепые дети, это дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение. Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов.


Школа для слепых детей формирует у учящихся материалистическое мировоззрение, вооружает их знаниями в объеме учебной программы массовой школы, дает политехническую профессиональную подготовку по доступным слепым специальностям, подготовляет их к активному участию в общественно- политической и трудовой деятельности. Для обучения чтению и письму применяется рельефный шрифт. В период обучения в школе у слепых детей всесторонне развиваются физические и умственные способности. Центром всей учебно-воспитательной работы является трудовое воспитание учащихся. Дети занимаются самыми разнообразными видами практической деятельности, имеющими общественно полезное значение. Наряду с этим им прививают необходимые навыки самообслуживания и посильного бытового труда. Школы для слепых детей


Всестороннее развитие учащихся достигается путем овладения основами наук в тесной связи с общественно полезным трудом, а также путем осуществления всей системы воспитательной работы. В отношении слепых детей, имеющих индивидуальные отклонения в развитии, предусматривается система коррекционно-воспитательных мероприятий по исправлению недостатков физического развития, речи, ориентировки в пространстве и др. В период обучения в школе слепые дети получают политехническую и профессиональную подготовку. Основными методами их обучения являются словесные (рассказ, беседа, лекция), сочетающиеся с непосредственным наблюдением и активной деятельностью детей. Проводятся практические и лабораторные работы по физике, математике, биологии, географии, черчению, организуются экскурсии на природу.


Технологии не стоят на месте, но радует не только это, а так же и то, что они не обходят стороной и людей, частично или полностью лишенных зрения. И пусть чаще всего это лишь концепты, но это уже лучше, чем ничего, к тому же, многие из них рано или поздно становятся реальностью. Далее мы рассмотрим технологии, которые уже существуют или находятся в разработке. Новые технологии для слепых


Монитор для слепых Инженеры университета Сун Юн Кван в Корее совместно с исследователями из университета штата Невада разработали и создали прототип гибкого тактильного дисплея. Данная технология может заменить стандартные дисплеи Брайля, устройства чтения для слепых, передающие информацию через тактильные ощущения кожи. В основе новинки лежит группа органических транзисторов на гибкой подложке, которые управляют стимуляцией кожи через специальные точки из полимера. Этот простой механизм стимулирования, который не требует сложной электроники, является одним из величайших преимуществ гибкого тактильного дисплея по сравнению с другими устройствами аналогичного назначения. В перспективе с использованием таких дисплеев планируется создавать устройства чтения для слепых двух видов: перчаточного и наперстокового типа. Гибкий тактильный дисплей откроет новые возможности для разработки технологий позволяющих слепым людям получать текстовую информацию об окружающем мире.


Мобильный телефон B-Touch для слепых Дизайнер Женвеи Ю (Zhenwei You) представил своё собственное видение мобильного телефона для слепых. Его продукт B-Touch основан на удачной концепции iPhone с добавлением нескольких важных возможностей. Например, здесь используется специальный экран с поддержкой шрифта Брайля и голосовая система управления. Аппарат может выполнять функции обычного сотового телефона, электронной читалки и навигационного помощника. С помощью B-Touch можно даже распознавать объекты.


Лазерный сенсор Лазерный сенсор Siemens проверяет всю местность в пределах своего обзора по 25 раз в секунду. Далее эта информация преобразуется в стереозвук, подаваемый владельцу приборчика через наушники. Расположение препятствий по горизонтали передаётся смещением звука вправо или влево, а приближение к препятствию отражается ростом тональности сигнала либо его громкости (тут возможны варианты лучший выбор ещё определяется).


Прибор представляет собой шлем, на котором закреплены две видеокамеры, генерирующие стереокартинку. Специалисты из факультета компьютерных наук университета Бристоля (Departiment of Computer Sciense) разработали мощный алгоритм обработки изображений в реальном времени, способный распознавать объекты и препятствия, такие как деревья, автобусные остановки и лавки в парке, транспортные средства, и, конечно, прохожих. Прибор проходил проверку в закрытых помещениях и на улице. В последнем случае испытательный маршрут насчитывал 500 метров и включал такие препятствия, как столбы, деревья, журнальный киоск и лавочки. Каждый испытуемый должен был пройти этот маршрут всего один раз без подготовки, а потом учёные подсчитали число столкновений и ошибок, дабы оценить возможности прибора


Телевизор для слепых Компания Sony представила новое устройство, которое способно работать в качестве персонального компьютера и телевизора для слепых. Новинка получила название SandBox PC и работает под управлением операционной системы Zen, которая позволяет управлять поверхностью устройства, выводя текст шрифтом Брайля. Sandbox также может выводить рельефные изображения, которые могут почувствовать слепые. Выполнено устройство в форм-факторе планшетного ПК. Новинка SandBox PC пока существует только в виде концепции и является частью программы британского правительства по помощи слепым. Данная программа уже обязывает телестудии сопровождать передачи аудиокомментариями для слепых и слабовидящих.


Фотоаппарат для слепых Камера для слепых получила название Touch Sight. На ней нет ЖК-монитора, зато есть панель Брайля, на которой сделанные снимки отображаются в трехмерном рельефном виде. Когда вы спустили затвор и сделали снимок, он как бы «проступает» на панели, и его можно ощупать. Для людей, владеющих шрифтом Брайля, не составит особого труда «просмотреть» такую рельефную фотографию.


Кроме того, после каждого снимка камера автоматически записывает аудиозапись длительностью в три секунды, чтобы фотограф мог как-то пометить сделанный снимок голосом. В результате мы получаем фотографию, которую можно ощутить и прослушать – иными словами, задействовать другие органы чувств помимо зрения. В остальном это типичная камера, правда, несколько необычная на вид. Пока Touch Sight еще не доведена до массового производства, однако сама идея выглядит многообещающей.


Электронная книга Этот E-Book был разработан четверкой корейских дизайнеров и в нем используются электроактивные полимеры, которые способны изменять форму в ответ на электрическую стимуляцию. Таким образом, при перелистывании страницы поверхность будет каждый раз меняться, формируя новый текст (в шрифте Брайля).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Слабовидящие дети Выполнила: Учитель начальных классов: Смехова Е. А. МБОУ Междуреченская СОШ

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

СЛЕПОРОЖДЕННЫЕ это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

СЛЕПЫЕ Дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков).

6 слайд

Описание слайда:

СЛАБОВИДЯЩИЕ У слабовидящих, несмотря на нарушение (от 0,05 до 0,2), зрение остается основным средством восприятия и, соответственно, другие анализаторы не замещают зрительный, как у слепых, и он остается ведущим в учебном процессе. Однако при зрительной работе наступает быстрое утомление, в результате чего снижается физическая и умственная работоспособность.

7 слайд

Описание слайда:

Психолого-педагогическая характеристика Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения. Иногда слабовидящие или слепые дети неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной логопедической помощи. Таким детям, несомненно, важно общение со сверстниками и взрослыми. Учителю необходимо знать как создать для них условия обучения, в которых дети с этими нарушениями будут чувствовать себя уютно, нужными, не отвергнутыми.

8 слайд

Описание слайда:

Так как обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления у слабовидящих ограничены и искажены. Процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны раздражительность, замкнутость, негативизм. Однако при условии адекватного и своевременного коррекционно-компенсирующего обучения чувственный уровень представлений у детей с дефектами зрения о звучащем мире близок к уровню нормально видящих детей.

9 слайд

Описание слайда:

Познавательная деятельность При обучении в массовой школе слабовидящие дети испытывают определенные трудности из-за нечеткости и замедленности восприятия. Они не видят то, что написано на доске, изображений на таблицах и схемах. Возникают проблемы узнавания характерных внешних признаков предметов, различение строк, сходных по написанию букв и цифр. Последствием этого становятся проблемы в овладении чтением и счетом. Наиболее адекватным для слабовидящих является обучение в специализированных школах, так как в них используются соответствующие методы и приемы обучения, а так же специальные технические средства, например, повышенная освещенность, учебники с крупным шрифтом.

10 слайд

Описание слайда:

В игровой деятельности и при обучении в школе дети испытывают трудности, тем не менее, при адекватном коррекционном обучении за одиннадцать лет они могут освоить полное среднее образование и получить специальность, например, массажиста или радио- и электротехника.

11 слайд

Описание слайда:

Развитие интеллекта, речи, внимания, восприятия, памяти. Речь, внимание, память развиваются в пределах нормы. Наблюдается отставание в развитии образного мышления. Логическое мышление развивается нормально. С большим трудом формируется правильное соотношение между отвлеченными знаниями и конкретными представлениями. Отвлеченные представления усваиваются легче, чем конкретные. Нормальная мыслительная деятельность слепорожденных и ослепших детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и другие анализаторы. На их основе развиваются произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память, которые являются ведущими в процессе компенсации.

12 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-волевая сфера Слепые и слабовидящие испытывают и проявляют те же эмоции и чувства, что и зрячие. Хотя степень и уровень их развития могут быть несколько иными. Однако часто возникает тяжелое эмоциональное состояние из-за понимания своего отличия от «нормальновидящих» сверстников, возникает оно в возрасте 4 - 5 лет. Для тех, кто недавно утратил зрение, характерны также сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

«Конкурсы в образовании» - 62 финалиста. Лучшая телепрограмма о развитии российского образования. Победитель: Газета «Кировская правда» (г. Киров). Управление стратегическими коммуникациями». Лучшая радиопередача о развитии российского образования. Победитель: Сайт газеты «Образование: путь к успеху» www.obrazovanie-ufa.ru (г. Уфа).

«Система образования» - Расширение самого понятия «обучение» Обучение не ограничено во времени и пространстве Мы наблюдаем увеличение количества возможностей и средств обучения Повышение внимания к качеству обучения: содержанию программ и процессу преподавания. Клифф Адельман 2010. Мэри МакАлис,Президент Ирландии, 2010. 4. Порядок включения квалификаций в состав национальной рамки или описания места квалификации в рамке понятны и не требуют дополнительных пояснений. 5. Национальные системы контроля качества образования и подготовки соотносятся с с национальной рамкой квалификаций и соответствующими принципами и нормами Европейской (как указано в приложении 3 Рекомендаций). 6. Процесс соотнесения рамок должен включать соглашение, принятое компетентными органами по контролю качества. 7. В процессе соотнесения рамок должны участвовать международные эксперты.

«Муниципальное образование» - Полномочия главы муниципального образования. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Принципы муниципальной службы. Глава местной администрации, осуществляющий полномочия на основе контракта. Избирательная комиссия муниципального образования. Подотчетность главы муниципального образования.

«Образование 18-19 века» - Духовные семинарии и школы. Ломоносов ввел классно-урочную систему обучения. Идет становление русского классицизма. Сельская школа 19 век. Образование детей крестьян в период 18-19 века в России. Общераспространенные учебники в училищах. XVIII в. впервые в истории русской школы MB. Реформы в образовании 19 века.

«Образование и культура 17 века» - Научные знания. «Восьмое чудо света». 1648 г – открытие Семеном Дежневым пролива между Азией и Америкой. Красная площадь. Возникновение портретной живописи Портреты (парсуны). Новый стиль. План урока. Выпуск печатных книг. Теремной дворец Московского кремля 1635 – 1636 гг. Троица Симон Ушаков. Живопись.

«Содержание образования» - Тематическая группа «Новое качество и новое содержание образования». Должен быть изменен концептуальный принцип понимания «содержания образования». Формируется новое понимание «знания». Выводы. Новое качество образования. Применять старые способы образования и социализации к современным ученикам неэффективно.

В мире 180 миллионов слепых и слабовидящих. Каждый год это число увеличивается. По прогнозам специалистов, к 2020 году на земле будет 275 миллионов человек с серьёзными проблемами со зрением.

20–30 лет назад в арсенале слепых и слабовидящих людей были лишь трости, собаки-поводыри и простейшие электронные приборы с голосовой функцией (часы, стационарные телефоны). Но сегодня мы живём в цифровом мире. В мире гаджетов, мессенджеров и интерфейсов.

Лайфхакер решил выяснить, как слепые и слабовидящие интегрируются в IT-среду. Помогают ли им современные технологии? Доступны ли им мейнстрим-девайсы?

Железо и софт

Незрячим людям сегодня доступны обычные портативные и стационарные компьютеры. Чтобы работать с документами или сёрфить в Сети, не нужны брайлевские дисплеи, клавиатуры и говорящие сканеры. Все эти устройства есть на рынке, но стоят довольно дорого (начальная цена на дисплей Брайля – $2 000) и, как правило, используются только в специализированных учреждениях для слепых (школах, библиотеках, реабилитационных центрах).

Чтобы обычный ПК стал доступен незрячему человеку, необходимо установить на него всего лишь две программы:

  • скринридер (screen reader) - это программа экранного доступа, считывающая всё происходящее на экране пользователя;
  • речевой синтезатор - это программа, преобразующая цифровую информацию, которую считывает скринридер, в устную речь.

Программ экранного доступа несколько. Самые популярные из них - JAWS и NonVisual Desktop Access (NVDA) . Как правило, незрячие используют обе, но последняя более популярна, так как она бесплатна и имеет открытый исходный код.

Синтезаторов тоже множество: Acapela, Vokalizer, RHVoice и другие. Многие скринридеры и операционные системы имеют встроенный синтезатор.

Павел Малышев:
В основном мы работаем на Windows. Во-первых, эта ОС самая доступная (Mac - это, конечно, здорово, но не каждому по карману, а Linux слишком сложен с точки зрения настроек для нас). Во-вторых, начиная с «восьмёрки» в системе есть встроенный экранный диктор. Ждём финального релиза Windows 10 - там будет ещё больше возможностей.

Выбор речевого синтезатора зависит от личных предпочтений слепого или слабовидящего человека. Кому-то приятнее слышать женский голос, кому-то – мужской; кто-то не обращает внимания на роботизированность, кто-то ищет синтезатор с максимально «живым» голосом.

Мария Якимова (незрячая), редактор группы «Компьютеры и мы»:
Разные синтезаторы по-разному воспроизводят один и тот же текст. Например, если написать «аааа» (типа крик), то некоторые читают как длинную «а» (тянут звук), другие произносят просто как одну букву. Для чтения английского текста лучше ставить специальный голос, так как, к примеру, «Мелена» слово bluetooth произносит как «блуетооп». Также синтезаторы не замечают орфографических ошибок и часто путают ударения.

Мышью незрячие практически не пользуются, зато в совершенстве владеют клавиатурой. Слепой ввод (не сочтите за каламбур) в данном случае не крутой скилл, а элементарный навык. При помощи различных комбинаций горячих клавиш слепые и слабовидящие люди работают с различными программами.

Выбор софта у незрячих определяется тем, насколько доступна та или иная программа для скринридера. К примеру, пакет Microsoft Office читается практически полностью. Существуют даже специальные курсы по обучению слепых и слабовидящих работе в Word, Excel и т. д.

Читать и отправлять почту незрячие люди предпочитают через мейл-клиент - веб-версии зачастую не совсем доступны (исключение - Gmail). Популярные у слепых и слабовидящих программы для работы с электронной почтой - Mozilla Thunderbird , The Bat! .

Skype - самый удобный мессенджер с точки зрения человека, лишённого возможности видеть. И дело не только в том, что в данном случае голосом общаться проще, а в том, что с ним отлично ладят программы экранного доступа (можно без проблем найти нужный контакт, позвонить или «положить трубку»). Также используется голосовой чат TeamTalk.

Что касается браузеров, то самыми адаптированными считаются Mozilla Firefox и Internet Explorer. Chrome удобен меньше. Причина опять-таки проста и банальна - нет подписанных кнопок, которые мог бы считывать скринридер.

При этом незрячие черпают информацию не только из текстового или аудиоконтента.

Павел Малышев:
Мы с удовольствием «смотрим» YouTube. Единственная проблема - плеер иногда конфликтует с программами экранного доступа. Сложно сориентироваться, в фокусе сейчас плеер или нет. Если нет, он не реагирует на команды с клавиатуры.

Как видите, набор программного обеспечения у незрячего человека мало чем отличается от софта обычного пользователя. Чего не скажешь о компьютерных играх.

Игры

Компьютерные игры - важная часть цифрового мира. Геймеры готовы до хрипоты спорить, что лучше: Xbox или PlayStation, а разработчики готовы вкладывать миллионы долларов, чтобы сделать свои игры ещё реалистичнее.

Слепые тоже любят игры, но их игровой процесс зрячему покажется крайне странным.

Роман Герус (незрячий), аранжировщик:
У нас есть и стратегии, и стрелялки. Они ориентированы на звук, то есть на экране ничего нет. Локации строятся при помощи звуков: идёшь по коридору (слышишь шаги), бум - упёрся в стену, развернулся, идёшь дальше и т. д.

Игры для незрячих - это в основном западные, нерусифицированные разработки. Большую часть из них составляют логические головоломки (шахматы, шашки, карточные игры). Один из крупнейших русскоязычных порталов с играми для незрячих - ontoys.net .

Социальные сети

Говорят, в мире слепых вещи такие, какие они есть на самом деле. Неважно, белая у тебя кружка или с модным принтом - это просто кружка. Зрячим социальные сети порой подменяют реальность. А какую роль «ВКонтакте», Facebook и другие социалки играют в жизни незрячих людей?

Веб-версии социальных сетей не всегда читабельны для скринридеров, поэтому многие люди с инвалидностью по зрению используют программу Miranda . Незрячие шутят: «Разработчики, наверное, сами не знают, какую удобную штуку для нас сделали». Пользоваться социальными сетями через программы удобнее ещё и потому, что в них нет всплывающих окон. Если обычный человек может в один клик закрыть ненужный баннер, то незрячему приходится ждать, пока скринридер считает его.

На мобильных устройствах часто используется приложение Kate Mobile . По словам незрячих, оно удобнее родного приложения «ВКонтакте», а главное, его разработчики легко идут на диалог и учитывают пожелания.

Юзабилити на ощупь

Интернет наполнен графикой. Совсем недавно стремление к красивому и красочному дизайну, обилию анимации и flash воспринималось как прогресс и «оживающее будущее». Но для незрячих всё это создавало немало проблем.

Павел Малышев:
Раньше было проще: скринридеры без проблем читали практически любой сайт. Но с каждым годом графики становится всё больше – программы экранного доступа не успевают за этим процессом. Конечно, мы не можем сказать зрячим: «Друзья, а может, ну их, эти картинки?». Нужен компромисс. И мне кажется, он близок. По крайней мере, тенденция к минимализму и простоте в дизайне этому способствует. :)

Мало кто знает, но существуют стандарты разработки сайтов для людей с особыми потребностями , в том числе для незрячих. Эти нормативы добровольны, редкие разработчики придерживаются их. Ведь разработка юзабилити для обычных пользователей - уже непростая задача, требующая немалых ресурсов, а юзабилити для особых групп людей - ещё сложнее. Уравновесить интересы всех пользователей довольно непросто.

Приятный факт: по словам незрячих пользователей, Лайфхакер на 90% воспринимается программами экранного доступа.

Сайты для незрячих довольно аскетичны

Мобильные устройства

У незрячего человека отлично развиты другие органы чувств. Обостряются слух и осязание. Уши и руки фактически становятся глазами незрячего.

В конце прошлого года индийский изобретатель Самит Дагар (Sumit Dagar) представил свою разработку - смартфон для слепых и слабовидящих людей . Суть инновации в том, что при помощи специального сенсорного (!) дисплея графическая и текстовая информация переводится в шрифт Брайля. Это достигается за счёт опускающихся и поднимающихся микроигл и создающих тем самым рельеф. По сообщениям в прессе, после выхода на рынок стоить такой смартфон будет порядка $185.

Но нужен ли незрячим этот гаджет, если мобильные устройства с тачскрином можно сделать доступными программными средствами?

Павел Малышев:
Кнопочные девайсы на Symbian или Windows Mobile можно было освоить за полчаса. Привыкнуть к сенсорному экрану немного сложнее, но со скринридерами (VoiceOver для Apple и Talkback для Android) проблема решаема.

Огромную помощь незрячим оказывают также голосовые ассистенты. Они позволяют управлять смартфоном при помощи голоса. Они хорошо знакомы вам: Siri, Cortana, Google Now и другие.

Правда, большинство из них не говорит по-русски (за исключением Google Now). В связи с этим на их фоне заметно выделяется русскоязычный ассистент «Дуся».

О том, как работает это Android-приложение, и о его возможностях Лайфхакер уже рассказывал своим читателям ( , ). Если вы ещё не знакомы с «Дусей», посмотрите видео ниже.

Кроме того, современные многопиксельные камеры и без всякого дополнительного софта - отличные помощники. Слабовидящие люди, то есть не полностью лишённые зрения, используют zoom камер как портативные цифровые лупы.

Распознавание объектов

С приходом в жизнь незрячих мобильных гаджетов стали появляться и приложения, улучшающие её качество.

Павел Малышев:
Три года назад было крайне мало полезных или просто доступных приложений (то кнопка не подписана, то ещё что). Сейчас всё больше программ, облегчающих нам жизнь.

Одна из главных сложностей, с которой незрячие сталкиваются в повседневной жизни, - это распознавание объектов. К примеру, можно услышать приближающийся автобус, но не его номер. В связи с этим люди с инвалидностью по зрению активно пробуют различные приложения, позволяющие считывать окружающий ландшафт.

Роман Герус:
Если купюра не новая, на ощупь различить её номинал практически невозможно. Не помогут никакие рельефные полоски.

Эту проблему отлично решает приложение Blind-Droid Wallet . Если поднести банкноту к камере смартфона, речевой синтезатор тут же выдаст: «1 000 рублей» или «100 долларов».

Другой пример - Google Goggles . Не все лекарства имеют брайлевскую маркировку. Это приложение может выручить, когда нужно прочесть этикетку.

Сложнее в магазине. Программы, которая бы считывала названия продуктов и ценники, пока нет. Зато есть идея по созданию аналогичного сервиса.

«Утрофон » – это сервис, призванный помочь незрячим ориентироваться в городе (ходить по магазинам, читать вывески, номера транспорта и т. д.). Подробно принцип работы описан в этом ролике , но если в двух словах, то за ухо, как гарнитура, крепится специальное устройство (собственно «утрофон»), оснащённое камерой, наушниками, микрофоном и 3G. Когда незрячему нужна помощь, он звонит в специальный call-центр, а человек на другом конце провода описывает окружающую обстановку.

Ориентация в пространстве

Парень идёт в школу, девушка прогуливается по улице, старик поднимается по лестнице… Сразу и не поймёшь, что они слепые. Как им удаётся так ловко ориентироваться в пространстве, ведь у них в руках нет трости или поводка поводыря?

Хирург-офтальмолог Энтони Випин-Дэс (Anthony Vipin Das) со своей командой много лет трудится над созданием тактильной обуви. Идея заключается в том, что GPS будет направлять незрячего человека, передавая сигналы в стельку обуви (лёгкая вибрация). Проект называется Le Chal (в переводе с хинди - «отведи меня»), он считается перспективным, даже выиграл двухмиллионный грант Министерства обороны США.

Но пока это, как и множество других концептов, только теория. На практике с ориентацией в пространстве слепых и слабовидящих людей дела обстоят гораздо сложнее.

Павел Малышев:
Обычные навигаторы нам не подходят, мы используем OsmAnd (для Android) и Ariadne (для iOS). Они позволяют не только проложить маршрут голосом, но и следовать ему, ориентируясь на звуковые подсказки, «осматриваться» на местности. Даже остановки в транспорте объявляют (для маршруток особенно удобно).

Мы обсудили проблему ориентации незрячих в пространстве с инженером робототехники, генеральным директором компании Oriense Виталием Китаевым.

Виталий Китаев: «Каждый год появляется пара-тройка стартапов, которые полны энтузиазма и считают, что проблемы незрячих можно решить легко и быстро, вооружившись GPS и ультразвуковыми и инфракрасными датчиками.

Электронные трости, ультразвуковые фонари - таких устройств на рынке множество. Но они малофункциональны, так как определяют препятствия только в той точке, куда направлены, имеют большую погрешность и цену.


Ещё одна группа приборов - это локаторы, преобразующие 2D-изображения в аудио- или тактильные образы (системы vOICe и AuxDeco). Они берут обычное монохромное изображение и переводят каждую тональность чёрно-белого пикселя в звуковой или тактильный сигнал соответственно. Но проблема в том, что в первом случае захламляется звуковой канал, а во втором - велика вероятность тактильного привыкания.

Также есть сейчас интересный израильский проект OrCam . Это так называемая система виртуального зрения. Технология сканирует окружающее пространство, распознаёт лица и жесты и даже может читать печатный текст. Но, к сожалению, проект ориентирован только на слабовидящую аудиторию, то есть человек должен видеть хотя бы контуры объектов».

Компания Виталия также занимается разработкой устройства для ориентации в пространстве слепых и слабовидящих людей. Оно называется Oriense.

Oriense - это устройство, состоящее из трёх модулей: очков с 3D-стереокамерой, вычислительного блока, который можно положить в карман или повесить на пояс, и наушников. 3D-стереокамера позволяет не только понимать положение пикселя на X и Y, но и видеть расстояние до него. Таким образом создаётся карта глубины. Также устройство обрабатывает сигналы с датчиков положения и GPS и формирует для пользователя 3D-аудиоизображение и голосовое описание ландшафта. 3D-аудиоизображение - это изменение тональности и тонкости звукового сигнала, позволяющее быстро опознать препятствие. По словам разработчиков, они стремятся к тому, чтобы сделать устройство, превосходящее существующие GPS-навигаторы. К примеру, в Oriense уже сейчас есть функции распознавания ям и ступенек, цвета светофора, а в будущем его создатели планируют добиться того, чтобы устройство также считывало номера транспорта.

Значит ли это, что незрячий сможет обходиться без трости?

Павел Малышев:
Какой бы совершенной ни была система, она не отменяет использование трости. Прибор не сможет, к примеру, измерить глубину лужи перед незрячим, а с помощью трости человек сможет это прочувствовать.

Будущее

Технологии и люди, их создающие, отнюдь не слепы к тем, кто лишён возможности видеть мир во всей его красе. Благодаря программам экранного доступа, речевым синтезаторам и голосовым ассистентам инвалидам по зрению полностью доступны компьютеры, планшеты и сенсорные телефоны. Каждый год появляются концепты девайсов, которые призваны повысить качество жизни слепых и слабовидящих. Датчики определения цвета , измерительные линейки , браслеты-навигаторы - чего только не придумывают дизайнеры и разработчики. Кто-то скажет, что это всего лишь красивые идеи, но разве не мысль порождает действие?

Мы спросили незрячих ребят, чувствуют ли они позитивное влияние технологий на свою жизнь, и вот что они ответили.

Компьютеры и Интернет дают нам безграничные возможности. Мы можем читать, оперативно получать любую информацию. Но, с другой стороны, страдает живое общение.

Роман Герус

Конечно, технологии помогают. Становится удобнее. Единственное, что хотелось бы, чтобы все программы и устройства помещались в один маленький гаджет наподобие Apple Watch.

Павел Малышев

Интернет и новейшие технологии позволяют нам быть наравне со всеми. Так же учиться, общаться, заниматься творчеством, получать ответы на интересующие вопросы.

Мария Якимова