Определение мощности трансформатора по нагрузке. Выбор и расчет мощности силовых трансформаторов. Исходные данные, необходимые для расчета

В последнее десятилетие, в связи с увеличением продолжительности жизни человека, заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Число престарелых граждан во всем мире значительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными (В. Альперович, 2004). Несмотря на повышение внимания к процессу старения человека, многие вопросы до сих пор остаются неразработанными.

Психология пожилого возраста в целом изучена недостаточно (в психологии развития 90% занимает психология детей). Между тем этот период – значимый этап онтогенеза человека, и без его обстоятельного исследования невозможно построение концепции психического развития и соответственно формирование образа «позитивного старения». Важность изучения и разработки психологии старения очевидна. К тому же есть много других нерешенных проблем, в том числе в сфере теоретических объяснений, методологических подходов (О.В. Краснова, 1999).

Одной из таких нерешенных проблем является исследование особенностей познавательной сферы лиц пожилого возраста. Актуальность ее исследования обусловлена отсутствием в настоящее время единой разработанной концепции познавательных процессов в период поздней взрослости.

Существуют некоторые разногласия по поводу степени снижения интеллектуальной деятельности при нормальном старении. Как бы там ни было, большинство умственных навыков остаются относительно сохранными (Г. Крайг, 2000).

Снижение психического тонуса, силы и подвижности составляет основную возрастную характеристику психического реагирования и старости.

И.В. Шаповаленко ссылается на Э.Я. Штернберга, который делает вывод, что в основном старение характеризует снижение психической активности, выражающееся в сужении объема восприятия, затруднении сосредоточения внимания, замедлении психомоторных реакций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Применительно к благоприятным формам психического старения существенно, что, несмотря на эти изменения силы и подвижности, сами психические функции остаются качественно неизменными и практически сохранными. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

П. Балтес разрабатывал идею о том, что интеллектуальная сфера пожилого человека поддерживается посредством механизма избирательной оптимизации и компенсации. Избирательность проявляется в постепенном сокращении видов деятельности, когда отбираются только самые совершенные и на них сосредоточиваются все ресурсы. Некоторые утраченные качества, например физическая сила, компенсируются за счет новых стратегий выполнения действий (П. Балтес, 1994).

Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.

Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объем восприятия, избирательность внимания, снижение мотивации, уровень образования), оказывают воздействие на качество выполнения мнемических заданий.

Указывается, что у пожилых людей, по-видимому, ниже эффективность организации, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако после тщательного инструктирования и небольшой практики тренировка существенно улучшает результаты, даже у самых старых (кому около 80 лет). Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.

Исследования, проведенные в первой трети XX в., демонстрировали типичную кривую старения: после 30-летнего возраста, на который приходился пик интеллектуального развития, начинался процесс нисхождения, в меньшей степени затрагивавший вербальные характеристики. Позднее, когда были предприняты усилия по преодолению влияния вмешивающихся переменных, было показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Например, в масштабном Сиэтлском лонгитюдном исследовании старения, продолжительностью более 20 лет, при тестировании измерялись способность выполнять основные арифметические операции и оперирование числами, умение делать логические выводы, зрительно-пространственные отношения, вербальное понимание и гибкость. Отмечается, что хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменяется, т.е. человек в сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

Новизна работы состоит в том, что в качестве испытуемых выступают лица пожилого возраста, включенные в профессиональную деятельность. За основу изучения особенностей познавательной сферы мы взяли 3 познавательных процесса: память, внимание и мышление.

Целью работы явилось изучение особенностей познавательной сферы лиц пожилого возраста, включенных и не включенных в профессиональную деятельность. Объектом исследования нашей работы являются пожилые люди, включенные и не включенные в профессиональную деятельность. Предмет исследования – особенности познавательной сферы (памяти, внимания и мышления) лиц пожилого возраста. Согласно теории познавательных процессов Л.М. Веккера, данные познавательные процессы являются интеграторами, что позволяет нам диагностировать познавательную сферу пожилых людей без обращения ко всем познавательным процессам (Л.М. Веккер, 1981).

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о существовании особенностей познавательной сферы у лиц пожилого возраста, включенных и не включенных в профессиональную деятельность. Задачи исследования:

  1. изучить особенности познавательной сферы у лиц пожилого возраста, включенных в профессиональную деятельность;
  2. изучить особенности познавательной сферы у лиц пожилого возраста, не включенных в профессиональную деятельность;
  3. сравнить полученные данные, т.е. особенности познавательной сферы у двух групп испытуемых.

В исследовании принимали участие 40 человек, по 20 человек в каждой выборке. Первая выборка представляла собой пожилых людей (от 56 до 69 лет), которые после выхода на пенсию продолжают работать (средний возраст выборки 62,6 лет). Вторая выборка представляла пожилых людей (от 57 до 75 лет), которые по возрасту вышли на пенсию и не работают (средний возраст выборки 65 лет).

Диагностический пакет включал следующие методики, направленные на исследование:

  1. памяти: «10 слов», «Пиктограмма»;
  2. внимания: «Отыскивание чисел» (Таблицы Шульте, модификация Горбова);
  3. мышления: «Существенные признаки», «Сложные аналогии».

На основании полученных результатов представляется возможным сделать следующие выводы:

  1. в выборке лиц пожилого возраста показатели кратковременной и отсроченной памяти у работающих мало чем отличаются от показателей у неработающих;
  2. существуют специфические корреляционные связи между памятью и мышлением у работающих лиц пожилого возраста и между памятью и вниманием у неработающих лиц пожилого возраста:
    • у работающих лиц пожилого возраста чем выше показатели памяти, тем ниже показатели мышления. И наоборот, чем меньше выражены показатели мышления, тем больше активизируется память;
    • чем выше показатели памяти у неработающих лиц пожилого возраста, тем хуже внимание. И наоборот, чем меньше выражены у них показатели внимания, тем больше активизируется память;
  3. статистически значимые различия были выявлены по показателям мышления и внимания, которые выше у работающих лиц пожилого возраста, нежели у неработающих.

Е.Д. Шилова.
Особенности познавательной сферы у лиц пожилого возраста в зависимости от включенности в профессиональную деятельность. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.– Пермь, 2008. – Вып. 1. – 148 с.

Пожилой и старческий возраст ¾ это период онтогенеза, в котором по разному происходит эволюция соматического и духовного развития. Организм человека в пожилом и старческом возрасте постепенно ограничивает резервные возможности различных физиологических систем. Однако духовное развитие, в том числе базовые познавательные процессы, напротив, могут эволюционировать, имея положительную тенденцию в своем развитии.

В процессе познавательной деятельности мозг человека работает как единое целое. При этом деятельность полушарий является взаимодополняющей и отражает неравнозначность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования информации. Правое полушарие имеет диффузные синаптические связи и обеспечивает концептуальные (обобщенные) процессы восприятия внешнего мира, а левое, в связи с наличием локальных нейронных сетей, - дискретные. Билатеральное регулирование поведения человека осуществляется по типу реципрокных взаимоотношений межполушарных процессов, а также по принципу комплементарности (дополнительности) и демпфирования.

Межполушарную асимметрию у человека можно установить либо по сенсо-моторному профилю (внешним проявлениям мозговой деятельности ¾ левша-правша и др.), либо по уровню активации коры головного мозга, т.е. по индикаторным свойствам альфа-ритма ЭЭГ (внутренняя детерминанта).

В позднем возрасте возникают некоторые изменения в межполушарной асимметрии. Так, в межполушарных взаимоотношениях наблюдается (как и в ювенильном возрасте) увеличение положительных связей, тогда как в зрелом возрасте имеет место преобладание отрицательных. Иными словами, в позднем возрасте уменьшается надежность системы билатерального регулирования. Однако лишь в глубокой старости (и лишь у долгожителей) отчетливо проявляется тенденция к исчезновению межполушарных асимметрий, например, по проявлениям биоэлектрической активности мозга. Сглаживание межполушарной асимметрии в позднем возрасте влияет на качество переработки информации процессов внимания и памяти. Наряду с этим происходит снижение функциональной подвижности коры (по динамике процессов возбуждения и торможения), как проявление ослабления восходящих влияний лимбической, стрио-паллидарной систем и ретикулярной формации. К подобным перестройкам корково-подкорковых взаимоотношений более чувствительно правое полушарие и передние отделы неокортекса. Поскольку правое полушарие в большей степени невербально, то становится понятным, почему в позднем возрасте заметно снижаются именно невербальные функции (внимание, память, мышление).

Старение человека отражается и на эмоциональной сфере личности. Эмоции человека играют важную роль в базовых познавательных процессах, а также в его творческой и интеллектуальной деятельности. Они являются важным стимулом в бесчисленных ситуациях познавательной деятельности человека, одной из главных сторон любых психических процессов, а также процессов интеграции соматических и вегетативных функций, сопровождая различные эффекты нейрогуморальной регуляции поведения. Нервным субстратом эмоций являются кортико-гипоталамо-лимбические структуры, включающие древние отделы коры - так называемый висцеральный мозг. Кроме того, важное значение в формировании эмоций придается структурам гипоталамуса с его обширными функциональными связями с другими отделами ЦНС и тесной связью с регуляцией эндокринной системы. Эмоции находят свое выражение в ряде сомато-моторных проявлений (жестикуляция, мимика, мышечный тонус и др.), а также симпатических и парасимпатических реакциях. Снижение эффективности взаимоотношений гипоталамо-ретикуло-лимбических структур с корой больших полушарий ограничивает функциональные резервы сенсорных систем, вызывает сужение пределов гомеостатического регулирования в организме. В результате, при старении формируется адаптивные для поведения именно пожилых и старых людей (невысокая двигательная активность по сравнению со средним возрастом) нейрогуморальные звенья регуляции, которые имеют затяжной характер латентных периодов, замедленную интеграцию соматических и висцеральных функций. К этому следует отнести также определенную монотонность и ослабление вегетативных реакций, которые возникают в поведенческой деятельности.

Эмоциональная сфера пожилых и старых людей, которая существенным образом влияет на качество базовых познавательных процессов и степень их проявления, приобретает новые черты: у стариков нередко проявляется беспокойство, подавленность, безотчетные страхи, чувство внутренней тревоги, эгоцентризм, подозрительность, озлобленность, безразличие, опасения, плохой сон.

Гетерохронность динамики базовых познавательных процессов в пожилом и старческом возрасте. В этом возрастном периоде возникают характерные соотношения между активностью сенсорно-перцептивных процессов, памятью, вниманием и речемыслительной деятельностью.

Сенсорно-перцептивные процессы, которые обеспечивают восприятие информации и обратный афферентный контроль деятельности человека, изменяют неравномерно качество своих функций в позднем возрасте. Так, время простой сенсо-моторной реакции на звук у 60-80-летних людей больше, чем у 40-летних. Пороги чувствительности сенсорных систем к действию адекватных стимулов также последовательно возрастают (по асимптотической функции) от 20 до 100 лет. Позже всех “стареет” вибрационная чувствительность кистей и предплечья - к 80 годам. Абсолютные и дифференциальные пороги слуховой чувствительности возрастают с повышением частоты (высокие звуки), т.е. с возрастом ухудшается возможность различать высокие звуки. Однако эта закономерность не распространяется на восприятие звуков средних частот, к которым относится речевой диапазон. Лишь в поздней старости происходит ослабление слуховой чувствительности к низкочастотной области звуков. Высоким уровнем сохранности у людей пожилого возраста обладают поле зрения, бинокулярная острота зрения, глазомерная функция удаленности предметов, а также функция цветоразличения Однако с возрастом прогрессивно замедляется скорость зрительного восприятия как в группе 18-49 лет, так и 51-92 года. Следовательно, у пожилых и старых людей базовые познавательные процессы протекают, в целом, на фоне сохранных сенсорно-перцептивных функций. При этом, у женщин объем восприятия информации снижается в меньшей, чем у мужчин. Кроме того, менее выражено ослабление сенсорно-перцептивных функций у лиц пожилого возраста с большей творческой активностью.

Возрастные изменения базовых познавательных процессов могут проявляться либо в виде снижения уровня психической деятельности, либо в изменения "фактора времени" как темпа психической деятельности. При этом наиболее общим и универсальным признаком старения является увеличение времени совершаемых познавательных процессов.

Память относится к важной характеристике уровня активности психической деятельности человека. Степень снижения запоминания информации в позднем возрасте становится выраженной у лиц старше 70-75 лет. Причем наиболее интенсивно изменяется объем оперативной памяти, в меньшей степени ¾ кратковременная память, а также объем иконической памяти. Забывание больше проявляется там, где материал не организован по смыслу. Только в глубоко старческом возрасте снижается память на прошлое, а также условно-рефлекторные процессы, упроченные в течение всей жизни. Это обусловлено структурно-функциональными изменениями коры головного мозга.

Среди факторов, ускоряющих или задерживающих скорость онтогенетической эволюции базовых познавательных процессов, наиболее значимым является степень умственной и физической активности человека, совершенствование его познавательной деятельности. Снижение уровня активности базовых познавательных процессов человека, влияющее, например, на вербальные функции мозга, в пожилом возрасте, как правило, не связано непосредственно с процессом старения, а в большинстве случаев зависит от неблагоприятных социальных факторов и соматического здоровья.

Из физиологических механизмов памяти у пожилых людей становится менее эффективной произвольная кратковременная память. Однако благодаря процессам долговременной памяти на достаточно высоком уровне остается качество обработки текущей информации, что, в конечном счете, способствует сохранению нормальной интеллектуальной деятельности человека.

Речемыслительная деятельность пожилого человека происходит на фоне снижения устойчивости, концентрации и гибкости внимания. Инволюция интеллектуальных функций взаимосвязана с одаренностью (внутренний фактор) и образованием (внешний фактор) человека. Так, в позднем возрасте инволюция мозговых систем в значительной степени затормаживается, если пожилой человек творчески “эксплуатирует” полученное образование. Одаренные и образованные люди даже в старческом возрасте сохраняют гибкость ума и живость фантазии.

Вербально-логические функции человека, которые достигают первого оптимума развития в ранней молодости, в дальнейшем возрастают в зрелые годы до 50 лет, а затем начинают снижаться после 60-ти лет жизни. Стабильное состояние интеллекта, а также возрастание индекса интеллектуальности сохраняется в возрасте от 18 до 60 лет. Прогрессивное развитие интеллектуальных способностей до 50-ти лет отчетливо проявляется у лиц умственного труда.

С возрастом выявляются различия между речемыслительной деятельностью и моторным (двигательным) научением. Так, в ранние периоды онтогенеза человека более успешно развивается моторное научение, в позднем возрасте оно становится менее эффективным. Сравнительно-возрастные исследования подвижности и пластичности речевого стереотипа показали, что гибкость речевого поведения у пожилых людей значительно ниже, чем у молодых. Напротив, когнитивное (особенно вербальное) научение прогрессивно возрастает и успешно используется на более поздних стадиях онтогенеза. Речемыслительная функция как таковая претерпевает инволюционные сдвиги в самую последнюю очередь.

Пожилые и старые люди с трудом адаптируются к новым условиям внешней среды, а после 50 лет человек, как правило, оперирует установившимися схемами. Это явление связано с преобладанием вербального интеллекта над невербальным, что ведет к большой стереотипности речемыслительной деятельности и, как следствие, к преобладанию стереотипности в поведении. Индивидуальные проявления базовых познавательных процессов человека пожилого возраста имеют большие вариации. Поэтому высокий уровень образования, одаренность и постоянная творческая работа (упражнение мысли) существенно уменьшают степень негативной корреляции процессов внимания, памяти, речемыслительной деятельности с возрастом.

В динамике возрастных изменений базовых познавательных процессов человека большое значение имеют свойства нервных процессов: возбуждение и торможение. При старении в первую очередь ослабевает процесс внутреннего торможения, страдают различные виды тормозных условных рефлексов, дифференцировка вырабатывается с трудом и остается непрочной. У пожилых людей наряду со слабостью внутреннего торможения отмечается высокая сохранность смысловой структуры речемыслительной деятельности, что указывает на значительную стойкость второй сигнальной системы в этом возрасте.

К возрастным особенностям также относится снижение функциональной подвижности основных физиологических процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Этот процесс начинается уже после 25-30 летнего возраста. Если подвижность корковых процессов возбуждения и торможения в 20-24 года принять за 100, то в группе 50-59-летних он составит 84, в 60-69 лет ¾ 80,5 в 70-79 лет ¾ 69, а в 80-89 лет ¾ всего 60. Специальные приемы тренировки повышают подвижность этих нервных процессов у лиц всех возрастных групп. Тем не менее, в целом, в старости происходит ограничение лабильности нервных процессов из-за ослабления системы энергообеспечения мозга. Дефицит энергообеспечения мозга у пожилых и старых людей особенно отчетливо проявляется в условиях напряженной деятельности мозга.

Эмоциональная сфера пожилых людей претерпевает более значительные изменения, чем базовые познавательные процессы. Основные эмоциональные переживания этого периода возникают с наступлением пенсионного возраста: изменение привычного стереотипа поведения в этот период инициирует у человека переживание своей ненужности обществу и семье. Менее эмоционально напряженным для старого и тем более пожилого человека является осознание таких прогрессивно нарастающих признаков старения организма как утрата сексуальной привлекательности, наступление менопаузы и андропаузы. Конечно для людей этого периода характерно увеличение тревожности, раздражительности и озабоченности, возникновения состояния неспецифической уязвимости. При разрешении внутреннего конфликта по принятию старости тела утрачивается критическое отношение к возрастным изменениям организма. Гармония эмоциональной жизни пожилого человека зависит от гармонии духовной.

Лицам пожилого и старческого возрастов характерны положительные адаптивные процессы. К таким процессам относится возрастная эволюция механизмов сохранения и совершенствования жизнедеятельности организма, поддержания гомеостаза. Подобный возрастной комплекс адаптационно-регуляторных механизмов определяют как процесс витаукта (vita - жизнь, auctum - увеличивать). Витаукт реализуется при участии прочно закрепленных (генетических) механизмов, поддерживающих жизнеспособность живых систем, и механизмов, формирующихся в процессе старения (повышение обменных процессов и окислительных процессов, усиление местных механизмов регуляции при ослаблении центральных и т.д.).

У людей пожилого и старческого возрастов имеются широкие возможности оптимизации базовых познавательных процессов. Отсутствующая в настоящее время в России единая духовная ориентация скорее всего ведет либо к внутренней дезориентации, либо к стабильному противостоянию личности общественному хаотическому процессу. Для личности с “живым” духовным опытом период старости является полноценным периодом жизни. Важным и может быть единственно свободным от “социальных факторов” видом человеческой духовной активности является творчество, которое самым положительным образом влияет на сохранность процессов внимания, памяти и речемыслительной деятельности. Это вытекает из сравнительного анализа продуктивности творческого труда в разные возрастные периоды в разных странах и на различных этапах исторического развития.

К ограничителям креативности относятся процессы накопления социального опыта, мировоззрение личности (в частности, художественного мировоззрения), образ жизни, стабильность и неизменность которых неизбежно приводит к необходимости поиска нового средства самовыражения. Этим средством может стать новая творческая манера. Если прежняя схема достаточно прочна, она может препятствовать становлению новой. Ломка привычного стереотипа поэтому связана с мобилизацией большой творческой энергии. Гениальность человека проявляется не столько в умении найти новый способ выражения, сколько в способности преодолеть старый. Такой способностью редко обладают второстепенные живописцы, вследствие чего у них после периода максимальной творческой активности, длящегося в среднем 15-20 лет, наблюдается четкий спад.

К общим чертам выдающихся деятелей искусства и культуры относят: поливалентность, оригинальность, стремление к разнообразию жанров и стиля, а главное, сохранение высокой духовной активности и напряженного творческого накала на протяжении всей жизни, благодаря высокой потребности в самом творчестве. Творческая личность с точки зрения психофизиологической регуляции деятельности относится к дивергентному типу старения. Дивергентность характеризуется расхождением темпов и спецификой старения разных систем. Например, Рабиндранат Тагор при тяжелом соматическом заболевании и с одряхлевшим телом оставался высоко одухотворенной личностью, сохранял свою индивидуальность. Старый Ренуар, пораженный параличом руки, пишет свои полотна-шедевры. Ослепший И.С. Бах сочиняет, диктует по нотам свою божественную музыку и др. Высокий дух у этих людей живет как будто независимо от своего умирающего тела. Дивергентный тип старения при высокой сохранности базовых познавательных процессов связан с преобладанием горизонтального контура регуляции над вертикальным. Иными словами взаимодействие двух полушарий является дополнительным источником энергетических ресурсов организма в целом.

Факторы риска базовых познавательных процессов в пожилом и старческом возрасте.

Стресс . У лиц старшего поколения имеет место целый ряд объективных обстоятельств, создающих в пожилом возрасте эмоциональный стресс , который следует отнести к основным факторам риска базовых познавательных процессов. К таким обстоятельствам относится узаконенная социальная “возрастная дискриминация”: уход из профессиональной среды и потеря социальной значимости - довольно веская причина для эмоциональных переживаний. С “отставкой” сужается круг лиц общения, происходит погружение в семейные отношения, информационная и эмоциональная ограниченность которых определяет в дальнейшем последующий уровень проявления базовых познавательных процессов.

При сохранении активной социальной позиции, при сохранении самоуважения и удовлетворенности жизнью пожилой человек не теряет адаптационных способностей и сохраняет личностную целостность. В этот период онтогенеза все большее значение для эмоциональной жизни приобретает здоровье. Пожилым людям характерна либо недооценка серьезности соматических заболеваний (нежелание с ними считаться), либо чрезмерное внимание к возможности их возникновения. Оптимальная физическая и умственная активность человека - единственный путь к сохранению здоровья в старческом и пожилом возрасте.

Поэтому еще одной важной биологической причиной эмоционального стресса в позднем возрасте может явится ухудшение здоровья, потеря социальной значимости и потеря смысла жизни или возникновения так называемого “экзистенциального вакуума”. После интенсивной эмоционально-напряженной жизни пожилой человек переходит в узкий круг общения, внимание концентрируется на семье или каком-то члене семьи (внуки и т.д.). Определенная степень физической беспомощности, высокая внушаемость, сужение круга интересов до некоторых вопросах собственных желаний и потребностей могут привести к обеднению эмоциональной жизни человека в старческом и пожилом возрасте. Например, если человек прожил жизнь с “тело” - центрированных позиций (чувственный человек, высшая ценность - наслаждение), то потеря сексуальной привлекательности для него равнозначна потере (смысла) жизни. С другой стороны, если человек жил по “социо” - центрированной модели (земной человек, высшая ценность - обладание), то уход с работы равнозначен физической смерти (по статистике среди мужчин-руководителей, ушедших в отставку, смертность довольно высока).

Особенно большие резервы сохранности базовых познавательных процессов имеют субъекты в пожилом и старческом возрасте, у которых доминировала в жизни духовно - центрированная модель развития (духовный человек, высшая ценность - творчество). В этом случае пожилой и старый человек не теряет смысла жизни в тот момент, когда он выходит на пенсию. Такой человек сумеет полноценно прожить те годы, которые именуются старостью.

Каждый из перечисленных выше эмоциональных стрессоров создают весьма солидную ношу, которую в позднем возрасте приходится нести пожилому человеку. Единственная сила, способная это вынести - сила духа.

После 60 лет психосоциальное развитие личности чаще всего обретает уравновешенность и ощущение гармонии как следствие целостности своей личности. Обретая жизненный опыт, обогащенный заботой об окружающих людях, творческими взлетами и падениями, человек обретает интегративность. Конечно, поздний возраст, в связи со старением организма, имеет свои психофизиологические издержки, которые отражают “сбои” на самых базовых уровнях психической организации: ухудшается внимание, память, нарушается логика. Однако, высшие “этажи” личностной сферы (смыслы и ценности) остаются в этом возрасте неприкосновенными.

Младенчество - В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (локализует звук в пространстве - поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). К 8-10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта - использование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности. Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6-8 месяцев) - различает более широкий круг «своих» и «чужих». К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия.

Раннее детство - В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Дошкольник (3-4 младший; 4-5 средний; 5-7 старший) –

К 6летнему возрасту запас речи увеличивается настолько, что ребенок с легкостью может объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни. Смешивается развитие лингвистических способностей и собственного чутья языка. Ребенок понимает хорошие и плохие слова. Использует ситуативную речь.
Сенсорное развитие – позволяет правильно ориентироваться в окружающем мире. Ребенок умеет правильно оценивать перспективное изображение.
Мышление – Познавательная активность. Любознательность. Период почемучки.
Образное мышление – возраст сензитивен. Иногда может мыслить логически. Мышление отличается эгоцентризмом.
Внимание – Ребенок будет несчастным если нужно быть внимательным в какой-то деятельности, которая безразлична. Можно организовать внимание ребенка.
Память произвольное запоминание. Но больше продуктивно непроизвольное.
Воображение – создаются разнообразные ситуации, в которых ребенок выступает в прекрасных своих проявлениях. Большая вариативность в творчестве. Дети делятся на реалистов и фантазеров.

Школьник –

Речь – средство усвоения системы знаний. Овладение идет в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической; интонационной стороны речи; по линии освоения грамматики; развития лексики. В сторону бОльшего осознания собственной речевой деятельности.

Сенсорное – ощущения и восприятие усложняются. Требуется не только воспринимать предметы, их форму или цвет, но и Устанавливать и Анализировать сложные связи между простой и сложной формами и их положением в пространстве, в плоскости рисунка или картины.
Развитие мышления- мышление отличается повышенной эгоцентричностью, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Господствует логика восприятия.
Образное – мышление опирается на представления и восприятие. Словесно выраженную мысль, не имеющую, опоры в наглядных впечатлениях, младшему школьнику понять трудно.

Внимание – рост непроизвольного внимания. Зависит от впечатляемости материала, его наглядности и конкретности. + происходит формирование волевого внимания. Само внимание неустойчиво.

Память – произвольное запоминание развито слабо. Но продуктивность зависит от условий, которые создаются учителем. Используется наглядный материал и при запоминание и при воспроизведение. К 3-4 классу запоминание становится более продуктивным.

Развитие воображения – выход за пределы своего личного опыта. Но в процессе обучения – предъявляются требования, которые побуждают к произвольным действиям: представление образов, где происходит преобразование предметов и знаков.
Подросток - Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

Развитие мышления - продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
- способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
- способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

Память - процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.
Произвольная память - психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.
Механическая память или механическое запоминание - способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Фантазия - продукт воображения, суть которого заключается в изменении облика реальной действительности, отраженной в сознании. В некоторых случаях термин «фантазия» используется в качестве синонима воображения.

Монологическая речь - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
Письменная речь - особый вид речи, использующий графические символы для передачи речевых звуков.
В подростковом и раннем юношеском возрасте продолжается активное развитие навыков чтения, а также монологической и письменной речи.
Так, основная особенность развития чтения у подростков выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до способности декламировать наизусть.

Юношеский возраст - Исследователи отмечают сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими построениями и т.д. С этим связано и изменение соотношения категорий возможности и действительности в пользу сферы возможного, что неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, игру в понятия и формулы. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти универсальные теории должны скорее подчинять себе действительность, чем подчиняться ей.

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные «почему» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой.Склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность

Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой - развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать. Положение юноши и взрослого в этом отношении различно. Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников.

Творческий потенциал личности

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы. Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Самостоятельность школьника в процессе обучения не только улучшает его непосредственные результаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности.

О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т.п. Но идет ли речь об общей эмоциональной реактивности или о каких-то специфических аффектах и влечениях? По сравнению с кем юношеская эмоциональная реактивность кажется повышенной - по сравнению с ребенком или со взрослым? И каковы ее возрастные границы?

Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации нарастанием в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно.

Взрослость - Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее число «оптимумов» в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33-35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30-33 года наблюдается высокое развитие внимания, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41-50 лет отмечается статистически значимое снижение уровней оценки мышления по сравнению с 36-40 годами.
Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30-34-летнего возраста, у медиков – в 35-39 лет а для философии, психологии – несколько позже, между 40 и 55 годами.
В возрасте 41-46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом. Положительно сказываются на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствует развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.
В микропериод 51-55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности.
Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или другое); образование как процесс, индивидуальная и организованная активность, вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и другое.
Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, то есть специализация функции поддерживает ее общий уровень.
Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта – способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в более широком контексте отношения к себе с позиции общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным рассуждениям и умением выбирать линию поведения, то есть развитой индивидуальностью.

Пожилой возраст - Что касается познавательного развития, большинство ученых сходятся во мнении, что основная часть умственных навыков остается относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей в поздней взрослости - снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые больше молодых ценят точность. Они чаще стараются правильно ответить на каждый вопрос и реже пытаются угадать нужный ответ. Кроме того, для них могут быть непривычными некоторые типы заданий, используемых в ситуации тестирования. Пожилые люди могут действовать медленнее потому, что в последнее время не пользовались каким-то навыком. Однако они могут компенсировать недостаток быстроты реакции за счет опыта. Потренировавшись, пожилой человек в состоянии почти полностью восстановить прежнюю скорость реакций.

Исследования показывают, что в позднем возрасте немного ухудшаются функции сенсорной памяти, которая удерживает поступающую на вход сенсорную информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. По-видимому, пожилые люди способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. Их объем восприятия несколько меньше, особенно, когда два события происходят одновременно. Возможно, это происходит, потому что у пожилых людей хуже работают зрительная и слуховая системы. Первичная память, которая делает возможным осознанное переживание информации, остается без изменений. Во вторичной, долговременной, памяти, наблюдаются очевидные изменения. Пожилые люди склонны запоминать то, что для них важно, или может пригодиться в жизни. Они с трудом запоминают бесполезные списки слов, но могут продемонстрировать прекрасный результат при пересказе разбитого на параграфы текста. Пожилые обычно лучше выполняют задания, если получили инструкции по классификации и организации запоминаемого материала. Однако даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Третичная память (на отдаленные события), видимо сохраняется у пожилых людей почти полностью. Пожилые люди различаются по уровню мнемических способностей. Образованные лучше выполняют тесты памяти, а люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют тесты лучше тех, кто им не занимается.
Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Распространенность деменции в старости сильно преувеличена. Не являясь неизбежной, сенильная деменция, попадающая в разряд органических заболеваний мозга, поражает 3-4% людей старше 65 лет. Частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде (до 47% после 85 лет).
К косвенным причинам снижения интеллектуального уровня относятся психологические ожидания, психическое здоровье, физическая форма, пищевая недостаточность, употребление алкоголя в течение длительного времени, лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые при самолечении, интеллектуальная бездеятельность.
Многие выдающиеся и обычные люди в старости успешно справляются с ухудшением познавательной способности. По мере того как они осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация "Я". Уровень интеллекта физически здорового пожилого человека, видимо, может быть значительно выше предполагаемого. Однако несправедливые вердикты, которые обычно выносятся старым людям, могут существенно повлиять на их душевное состояние и привести к занижению самооценки и свойств личности. Поэтому в Китае, где, в отличие от западных стран (на идеалы которых сейчас во многом ориентирована и Россия), согласно вековым традициям старость уважают и почитают, пожилые люди даже убеждены, что обладают более острой памятью, чем молодые. В то же время результаты тестирования показывают приблизительно одинаковый уровень развития памяти у китайских пенсионеров и у американских.

Хотя в использовании возможностей памяти молодые явно превосходят пожилых, в том, что касается мудрости, верно обратное. Мудрость - это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные суждения по жизненно важным вопросам. Мудрость - это когнитивное свойство, в основе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект, и которое, по всей вероятности, связано с опытом и личностью человека Согласно П.Б.Балтесу, существуют две причины, по которым с возрастом может увеличиться объем и повышаться качество знаний, связанных с мудростью человека. Во-первых, для полного понимания и использования, усиливающих мудрость факторов нужен многолетний опыт поведения в различных ситуациях. Во вторых, когда люди стареют, у них развиваются благоприятствующие проявлению мудрости свойства, включая генеративность, связанные с личностным и когнитивным ростом.

Тот факт, что мудрость накапливается именно по прошествии лет, делает опыт старших поколений невообразимо бесценным. Житейские знания пожилых, несмотря на быстро меняющиеся условия современной жизни, могут и должны найти себе применение. Особенно это касается общения стариков и детей. Далеко не все старики закосневают в своих взглядах, и далеко не все подростки, а тем более дети других возрастов категорически против усвоения опыта старших. К тому же, не зря ведь народная пословица гласит: «Старый, что малый». Порой дети лучше понимают стариков, чем людей среднего возраста.

Несмотря на то, что в старости снижаются уровень запоминания и мыслительных способностей, быстрота запоминания, это не исключает возможности обучения. Более того, для пожилых людей характерны большая выносливость в достижении цели, он может использовать опыт для нахождения готового решения вместо поиска нового. Психическое обогащение в старости не происходит автоматически, как это было раньше, оно требует высокого уровня развития самосознания и большой работы над собой. Для сохранения достаточно высокого уровня интеллекта в старости чрезвычайно важно сохранение мотивов для получения информации.

В целом нужно отметить следующее.

Несмотря на некоторое снижение скорости познавательных процессов, у пожилых людей сохраняется способность к ее восстановлению при тренировке, а также способность к возмещению потери скорости за счет опыта. Познавательные возможности во многом зависят от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека и его желания к саморазвитию. Пожилой человек обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым.

Старость - Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Большинство людей в процессе старения вдруг обнаруживают, что им требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию.Сенсорная система - совокупность физиологических и психических механизмов, обеспечивающих получение чувственной информации об окружающих предметах и явлениях реальной действительности.

Старение может по-разному сказываться на мужчинах и женщинах: мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными. Некоторые исследования обнаружили общие тенденции склонности пожилых людей к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. В старости большинство жизненных планов уже реализованы или утратили свою актуальность, а наиболее продуктивные периоды жизни остались в прошлом. Поэтому именно прошлое приобретает для человека наибольшую ценность.

«Если юноши все измеряют надеждой,- писал еще Скалигер,- то старики - прошлым». Это положение находит подтверждение при исследовании возрастной динамики эмоциональных процессов. В старости «ослабление аффективной сферы лишает красочности и яркости новые впечатления, отсюда - привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний».

РРРРазвитие психики не завершается в период юности. Опре­деленная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза. Специфику возрастного характера определяют следующие условия: физиологические; психологические (индивидуальные личностные особенности, уровень знаний, мышления); социальные (особенности условий жизни и требований общества, особенности взаимоотношений с окружающими). Возраст можно определять по хронологическим, биологическим или психологическим признакам. Причем не всегда обнаруживается жесткая связь между психологическим возрастом и данным метрического свидетельства. Как определить хронологический возраст понятно: откройте свой паспорт. Биологический - это состояние вашего организма. Психологический возраст отражает свойство личности, его психику, включает познавательные, мотивационные, эмоциональные возможности человека.

Период геронтогенеза - это поздний период человеческой жизни. В нем приня­то выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года); старческий возраст - 75-90 лет; долгожители - 90 лет и старше. В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белко­вого обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-вос­становительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же вре­мя отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления. Падает активность, перестраивается психическая деятельность, происходят сдвиги в поведенческих и эмоциональных процессах, снижаются умственная и физическая работоспособность, нарушается память. Человек эмоционально неустойчивый, восприятие нового снижено. Происходит ухудшение слуховой и зрительной чувствительности. Снижение скорости выполнения умственных действий, установка на точность.

Негативное влияние на психологию пожилого человека может оказать неблагоприятный социальный фон. Уже выход пожилого человека на пенсию может принять характер "пенсионной болезни". Это стресс, смена одной социальной роли на другую, для чего обязательно потребуется перестройка сознания и психологии поведения. Сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение, которое навязывает весьма непривлекательный образ старости. В интеллектуальной сфере - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Текучий интеллект включает способности, с помощью которых мы научаемся чему-либо новому; к ним относятся запоминание, индуктивное мышление и восприятие новых связей и отношений между объектами и явлениями. Термин «текучий интеллект» - метафора. Он подразумевает, что эти базисные процессы «вливаются» во множество иных видов интеллектуальной деятельности, включая восприятие, узнавание, анализ и решение различных задач. Кристаллизованный интеллект - способность, которая приходит с опытом и образованием; это общая осведомленность и объем знаний, накопленных в течение длительного времени. Мн. людям старческого возраста удается сохранить нормальный уровень К. с., к-рый они демонстрировали в период взрослости.


Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной сте­пени определяется индивидуальными особенностями человека. Только в старости может прийти настоящая зрелость и мудрость, "осознание безусловного значения жизни перед лицом смерти". У многих людей в старости характер даже улучшается. Все мелочное неважное отпадает, на передний план выходит главное, "вечное". Человек начинает порой смотреть на мир и на жизнь как бы "с птичьего полета", с некоторым равнодушием и снисходительностью, наблюдая за хлопотами, стремительностью и неистовством людей молодого возраста. Иногда даже появляется ощущение бренности происходящего, пробуждаются размышления о смысле жизни, возрастает интерес к философским обобщениям. Сенека говорил: "И старость полна наслаждений, если только уметь ею пользоваться". На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему об­щественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество. Сегодня мы знаем много примеров выдающихся ученых и деятелей искусств, ко­торые очень долго сохраняли трудовую и творческую активность. Так, И. П. Пав­лов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полуша­рий головного мозга» - в 77 лет. Л. Н. Толстой написал «Воскресение» в 71 год, а «Хаджи-Мурата» - в 76 лет. Высокой творческой активностью и продуктивно­стью в поздние годы жизни отличались Микеланджело, О. Ренуар, Вольтер, Б. Шоу, И. В. Гёте и др. Таким образом, любой человеческий возраст по-своему прекрасен.

Советы долгожителей Кавказа: - старые люди, в том числе старше 90 лет, ежедневно беседуют с родственниками и ближайшими соседями, по крайней мере раз в неделю встречаются со своими друзьями. Цель общей части бесед молодежи и людей среднего возраста со стариками- получить совет по важным вопросам повседневной жизни; - старики в Абхазии пользуются большим уважением, что укрепляет в них столь выраженное чувство собственного достоинства; - стремление быть здоровым, отсутствие привычки жаловаться на болезни, отсутствие интереса к болезням (известно, что самооценка возможностей собственной кончины является порождением депрессии или другими эмоциональными осложнениями); - у стариков Абхазии нет признаков депрессии, часто являющейся причиной старческого маразма;- старики Абхазии не испытывают одиночества- они ежедневно чувствуют заботу со стороны родственников и соседей. Характеристика долгожителей . Все убеждены, что лучшее лекарство- любовь и забота окружающих;- многообразие интересов, желание жить полной жизнью;- это люди с особым чувством юмора, стремлением быть всегда в окружении других людей;- о стариках заботятся, это естественное проявление философии жизни;- дружелюбное и гостеприимное отношение к людям других национальностей;-долгожители склонны воспринимать все, что происходит в их жизни, результатом их собственных действий, а не каких-то внешних сил; это относится к возможности преодолевать жизненные стрессы. Долгожители чаще всего являются личностями, берущими на себя ответственность за все, что с ними происходит, чувствующие себя хозяевами своей судьбы;- в Абхазии ни один старик не отозвался о старости явно и резко отрицательно. В Абхазии невозможно преступление против нее, как невозможно представить в роли преступника старика.