Почему я не снимаю в формате JPEG. Или как я обрабатываю свои фотографии в RAW. Обработка RAW: как выжать максимум из фотографий

Если ваш фотоаппарат снимает в RAW - поздравляем. Вы сможете выжать из своих снимков гораздо больше, чем владельцы компактных камер, способных снимать только в JPEG.

Данная статья не претендует на полноценное руководство по обработке RAW, однако, на наш взгляд, окажется полезной для тех, кто пока не придавал значения потенциалу работы с RAW.

RAW и JPEG, что лучше?

Конечно, важно понимать, что RAW и JPEG изначально создавались для решения разных задач, поэтому утверждать, что RAW лучше, чем JPEG, нельзя.

Формат изображений JPEG был создан для того, чтобы демонстрировать максимально качественную картинку с минимальными затратами памяти. При съемке в JPEG у вас сразу получается готовая картинка, которую можно тут же отправить на форум, сайт, в социальную сеть, а может и в печать. JPEG-файлы занимают относительно мало места и являются негласным стандартом хранения изображений в пользовательских альбомах.

Цвета на ваших фотографиях будут именно такими, какими их видит система обработки изображений вашего фотоаппарата. В случае с RAW вам придется или прибегать к помощи родного RAW-конвертера, или использовать правильные профили в специально предназначенном для этого ПО. Если профилей не будет (такое возможно в краткосрочной перспективе, к примеру если ваша камера новая, а компания - производитель софта еще не успела подготовить правильные профили), параметры изображения нужно будет настраивать самостоятельно.

Важно знать, что в RAW снимают абсолютно все фотоаппараты. Просто сохранение в RAW у них заблокировано, и камера самостоятельно конвертирует сигнал в JPEG по собственному, известному только разработчикам алгоритму. Таким образом, JPEG - конечный результат обработки снимка фотоаппаратом, данный процесс протекает в несколько последовательных этапов. Этим занимается система обработки изображения - именно так производители называют сейчас связку из специального процессора, дополнительных микросхем и программных алгоритмов.

Зная любовь фотографов к съемке в JPEG, разработчики оснащают почти все современные камеры, включая зеркальные и гибридные модели, расширенными параметрами обработки JPEG. В зеркальных фотоаппаратах Canon это функция Picture Style, в зеркалках Nikon - Picture Control, в зеркалках Sony - стили изображения. Кроме нескольких часто используемых предустановок есть возможность настроить все параметры самостоятельно.

Конечно, вычислительная мощность и интеллектуальность систем обработки постоянно эволюционируют. К примеру, новая система обработки в камерах Lumix, именуемая Venus Engine VHD, и система обработки изображений в камерах Casio оснащаются трехъядерными процессорами; интегральная микросхема Canon DIGIC IV укомплектована быстрой памятью и обеспечивает многоканальное считывание с сенсора. Установка двух этих процессоров в фотоаппарат Canon EOS 7D позволила добиться скорости считывания данных в 144 Мп/с.

Трехъядерный процессор обработки Venus Engine FHD

Программная часть также важна, и она зачастую базируется на обширной базе типовых сюжетов съемки. Камера сравнивает яркостную композицию кадра с базой данных, в которую уже занесено несколько тысяч типовых сюжетов, и использует оптимальные настройки съемки. При распознавании определенного цвета в кадре, например голубого неба, фотоаппараты повышают насыщенность именно голубого цвета. Доходит до того, что камеры учитывают часовой пояс, а также дату и время съемки. Таким образом, ваш фотоаппарат может, к примеру, при съемке закатов автоматически поднимать насыщенность красных и желтых оттенков, делая кадр более «вкусным», а владельца камеры - более радостным.

К сожалению, часто автоматические программы дают сбои либо обеспечивают нежелательные эффекты, сильно завышая/занижая контрастность или насыщенность снимка.

Есть много ситуаций, в которых съемка в JPEG более приемлема. В этом формате имеет смысл снимать в том случае, если вы уверены, что фотографиям не нужна существенная обработка, при съемке больших серий (большим буфером для RAW обычно обладают не самые дешевые зеркальные модели, а у компактных фотоаппаратов и бюджетных зеркальных камер буфер для RAW традиционно не более 10 кадров в серии), а также тогда, когда карта памяти близка к заполнению.

Как протекает путь от момента съемки до сохранения изображения на карту памяти?

Сигнал, полученный с сенсора, интерполируется в RGB, процессор проводит цветокоррекцию в соответствии с установками баланса белого, а затем применяет цветокоррекцию, исходя из установок насыщенности, контраста и других настроек цвета.

После этого система обработки изображения применяет один из спецэффектов, если они были выбраны пользователем, например эффект миниатюры, имитации работы tilt-shift-оптики, искажений объектива типа «рыбий глаз». Если спецэффекты не задействованы, то, наоборот, проводится программная коррекция виньетирования, хроматических аберраций и оптических искажений.

Кстати, именно эти программные методы позволили уменьшить стоимость и размеры таких популярных фотоаппаратов, как Canon S90 и Lumix LX-3 . Чтобы снизить цену устройств и их габариты, компании-производители решили отказаться от сложной оптической схемы объективов, минимизирующей нежелательные искажения.

Малые габариты и высокое качество снимков в Canon S90
стали возможны благодаря программной коррекции искажений объектива

Наконец, камера применяет заданные пользователем настройки шарпинга (повышения резкости) или размытия, параметры шумоподавления на длинных выдержках или высоком ISO и только после этого конвертирует результат в 8-битное изображение, т. е. JPEG.

Самый печальный момент заключается в том, что каждая стадия преобразований приводит к необратимой потере информации в фотографии. И если снимки для вас представляют определенную ценность, то очень глупо отдавать все эти стадии на обработку фотоаппаратом.

Съемка в формате RAW позволяет редактировать изображение в недоступных для формата JPEG рамках. Исправить экспозицию, настройки баланса белого, повысить резкость и удалить шум на изображении можно после. Грубо говоря, все, что вам нужно при съемке в RAW, это получить технически удовлетворительный снимок. Остальное можно доработать.

RAW - это специфический формат, в котором хранится информация о сигнале, снятом напрямую со светоулавливающего сенсора без дальнейшей обработки камерой. Данные в RAW-контейнере могут быть как несжатыми, так и сжатыми, с потерями или без. Однако даже в самом худшем случае сжатия с потерями RAW-файл содержит существенно больше информации по сравнению с JPEG-изображением максимального качества: 12- или 14-битные RAW-файлы гораздо более лояльны к пользовательской обработке, чем сильно сжатые 8-битные JPEG.

Почти все производители имеют собственные форматы RAW: у Canon это *.acr и *.cr2, у Sony - *.arw, *.srf, *.sr2, у Nikon - *.nef, *.nrw, у Pentax - *.ptx и *.pef, а у Samsung - *.srw. Во многих новых моделях используется разработанный Adobe открытый формат DNG (Digital Negative, цифровой негатив).

RAW - это своеобразный непроявленный цифровой снимок. Он хоть и распознается многими современными программами просмотра (со специальными плагинами или без), однако непригоден для печати, а сам файл разными редакторами может быть интерпретирован по-разному. К примеру, один и тот же RAW при просмотре в ACDSee и Picasa существенно отличается.

Формат RAW дает обширные возможности постобработки в некоторых пределах без потери качества. Все те операции, которые процессор фотоаппарата делает самостоятельно, нужно будет проводить вручную. Награда здесь одна - значительно более качественные и эффектные фотографии.

Однако RAW-файлы занимают значительно больше места, они в 3-6 раз крупнее, чем аналогичные JPEG-файлы, а для конвертации необходимы некоторые знания и время на обработку. К счастью, процесс этот достаточно увлекателен, и если у вас в исходнике хороший RAW, вы определенно порадуетесь конечному результату.

RAW-конвертация на примере Adobe Lightroom

Мы рассмотрим RAW-конвертацию на примере Adobe Lightroom версии 3.2. Эта программа заслуживает внимания по нескольким причинам: она достаточно проста в работе, регулярно обновляется и поддерживает почти все выпущенные камеры, способные выдавать RAW-файлы. Приложение хорошо интегрировано с семейством Photoshop и очень функционально, оно одинаково удобно при работе как с отдельными фотографиями, так и с большим числом изображений.

Из недостатков Lightroom стоит отметить требовательность к вычислительным ресурсам компьютера и необходимость ее покупки. Отсутствие русскоязычного интерфейса также зачастую отпугивает начинающих фотографов. Скачать программу можно на официальном сайте Adobe.

Несмотря на достаточно большое число программ такого типа, из которых мы бы отметили бесплатную RawTherapee, Apple Aperture, Phase One Capture One и Bibble Pro, приложение Lightroom, на наш взгляд, является золотой серединой.

Все эти программы заслуживают внимания, так как более сильны в определенных моментах. К примеру, Aperture очень проста в использовании, а Capture One дает лучшие возможности контроля цвета.

В вольном переводе слово lightroom трактуется как место для проявки снимков. В принципе, так оно и есть - это удобный и мощный интерфейс для проявки RAW-изображений и даже работы с JPEG. Приложение Lightroom представляет собой недеструктивный алгоритм обработки изображений. До момента конвертации внесенные в программу снимки остаются нетронутыми, а предварительный просмотр эффектов и настроек доступен из кэша приложения. Каждому файлу назначается документ с подробными пользовательскими изменениями, которые записаны в инструкции и затем исполняются при конвертации изображений из RAW.

Такой подход достаточно удобен, и благодаря ему реализована бесконечная история действий со снимком или снимками.

Программа Lightroom позволяет сихронизировать выбранные настройки для группы фотографий, что очень удобно, к примеру, если вы сделали много однотипных кадров и хотите перенести правку сразу на несколько снимков.

В модуле Library заключается особенность программы для каталогизации изображений. Мы не будем заострять на ней внимание. Отметим лишь, что кадры можно сортировать по времени создания, заголовку, координатам съемки, объективу, фокусному расстоянию и т. д. Есть возможность создавать динамические коллекции, автоматически пополняемые по выбранным критериям, и многое другое.

Модуль Library очень мощный и удобный, так же как и модули подготовки к печати (Print), создания слайд-шоу (Slide-show) и публикации в интернете (Web). Их описания хватило бы на еще одну статью, поэтому мы уделим внимание самому важному модулю - модулю обработки (Develop).

В самом верху находится гистограмма изображения по цветам и информация о съемке. Гистограмму можно двигать мышкой, ее определенные участки отвечают за контроль экспозиции, темных и светлых участков кадра. Гистограмма достаточно наглядна и позволяет провести быструю коррекцию кадров, которые изначально были не очень удачными.

Следует отметить, что все настройки следуют в логическом порядке, и если вы не совсем представляете, что желаете улучшить в снимке, можно двигаться по настройкам сверху вниз.

Панель Basic

White Balance (баланс белого). В данном окошке пользователь может выбрать одну из предустановок баланса белого, доступных в вашей камере, или же доверить выбор оптимальных настроек автоматике, обеспечивающей на удивление весьма качественный результат. Если вас не устроили вышеописанные настройки, можно воспользоваться ползунками Temperature (цветовая температура) и Tint.

Самый простой и удобный способ правильно задать баланс белого - это использовать инструмент White Balance Selector (пипетка), которым можно указать нейтральный тон на снимке, например белый или серый участок. При этом показывается сильно увеличенная область под пипеткой, чтобы можно было точнее выбрать правильный нейтральный участок на неоднородных текстурах.

Exposure - один из важнейших инструментов в конвертации. Именно с его помощью производится первичное «вытягивание» деталей из неправильно экспонированных снимков.

Параметр устанавливает общую яркость снимка и его белую точку. Если во время работы зажать Alt, подсветятся участки кадра, которые выбиты в света, т. е. в них не будет никакой информации, кроме чистого или почти чистого белого цвета. Если в этом нет художественной задумки, потерянные в светах детали стоит попробовать вернуть. Это применимо и к яркому белому свадебному платью, и к текстуре облаков на небе.

Инструмент Recovery призван нам в этом помочь. Он убирает пересветы именно в нужных местах, почти не затрагивая остальные участки фотографии. Если же вы до этого проводили цветокоррекцию, после применения Recovery на снимке может появиться легкая серая вуаль или могут немного измениться цвета.

Инструмент Fill Light (заполняющий свет), наоборот, увеличивает яркость темных участков, не затрагивая при этом светлые участки.

Если Recovery почти всегда можно выкручивать до максимума, то с Fill Light стоит проявлять аккуратность - неестественная яркость темных участков может придать даже хорошему снимку плоский и неестественный вид. Оба инструмента помогают попасть в гистограмму, а их разумное применение можно считать легкой вариацией HDR, изображений с расширенным динамическим диапазоном.

Параметр Blacks устанавливает черную точку изображения.

Параметр Brightness очень многие считают клоном инструмента Fill Light, однако это не так - он изменяет яркость для всего тонального диапазона вашего снимка.

Параметр Contrast отвечает за контрастность фотографии. Понижение контрастности делает тоновые переходы более мягкими, а повышение - более резкими.

Три интересных инструмента находятся в подблоке Presence (внешний вид), а их изменение очень сильно меняет саму фотографию.

Инструмент Clarity влияет на микроконтрастность снимка, а именно - на плавность контрастных переходов, таких как грани, контуры объектов. Повышение значения этого параметра создает ощущение резкого кадра, а понижение - эффект мягкого, почти расфокусированного изображения.

Инструмент Vibrance - это, пожалуй, один из самых эффектных, простых и любимых инструментов Lightroom. После его успеха Adobe внедрила аналогичный инструмент в Photoshop CS4. Vibrance - это умная функция повышения насыщенности. Она не затрагивает уже насыщенные цвета, а выборочно и не линейно повышает насыщенность тусклых оттенков. Такой подход позволяет избежать перенасыщения, потери оттенков и различных артефактов на изображении. Кроме того, Vibrance избирательно повышает насыщенность телесных тонов и не дает коже людей превратиться в желто-бежевую субстанцию.

Инструмент Saturation увеличивает насыщенность всех цветов сразу. Легкое повышение насыщенности вместе с применением Vibrance позволит получать еще более сочные и яркие цвета. Однако пользоваться Saturation стоит осторожно, выкручивать значение параметра на максимум не следует.

Следующий блок - кривые . Тональная кривая в Lightroom нужна для настройки контрастности в каком-то определенном диапазоне тонов. Несмотря на то, что это очень мощный инструмент в плане улучшения изображения, мы пока не будем его рассматривать, так как для начинающих он достаточно сложен, а лучший способ его изучить - это просто экспериментировать.

Блок цветокоррекции

Данный блок предназначается для коррекции оттенка, насыщенности и яркости (светимости) отдельных цветов. Цвета изначально разбиты на несколько оттенков: красный, оранжевый, желтый, зеленый, аква, голубой, фиолетовый, пурпурный.

На каждой вкладке параметров Hue (тон), Saturation (насыщенность), Luminance (яркость) имеется список с ползунками для контроля каждого цвета. Однако наиболее удобным способом избирательной цветокоррекции будет использование инструмента-точки. Все, что вам нужно, - переместить ее на необходимый цвет в кадре, к примеру на небо, и с зажатой клавишей мыши подвигать вверх-вниз. Результат применения сразу отображается на фотографии, а такой подход делает очень удобным метод работы на глаз.

В режиме Grayscale все цвета на снимке также можно варьировать и пользоваться инструментом-точкой.

Блок Split Toning

Этот блок будет интересен для людей, желающих добиться творческой обработки, сопоставимой с такими эффектами, как сепия или имитация пленочных цветов. Здесь доступно раздельное тонирование определенным цветом светлых и темных участков изображения. Предлагаем вам поэкспериментировать с блоком самостоятельно.

Блок Details (детализация) включает два весьма важных пункта - Sharpening и Noise Reduction.

Инструмент Sharpening ответственен за повышение резкости снимка. Он работает по тому же принципу, что и инструмент Unsharp Mask в Adobe Photoshop. В этой вкладке находится фрагмент изображения в масштабе 1:1 и параметры настройки алгоритма - Amount, Radius, Detail, Masking.

Параметр Amount отвечает за интенсивность работы алгоритма повышения резкости.

Параметр Radius отвечает за толщину области на границах объектов, в которых будет работать алгоритм. Для современных зеркальных камер с разрешением выше 10 Мп рекомендуемые значения - 0,8-1.

Любой мало-мальски продвинутый фотоаппарат позволяет снимать не только в формате JPEG, но и в «сыром» формате, он же формат RAW.

В обиходе как только его не называют. Знатоки английского правильно произносят «ро-формат». Почти повсеместно устоялось жаргонное наименование «рав».

Структура RAW-файла сильно зависит от конкретной модели фотоаппарата. Даже у одного и того же производителя разные модели камер выдают отличающиеся RAW-файлы. Поэтому обычно RAW-файл нельзя открыть какой-нибудь стандартной программой для просмотра изображений – для этого программа должна знать сотни разных форматов от сотен моделей фотоаппаратов. Нужна специальная программа.

Кстати, расширение RAW-файлов также разные. У Canon – CRW и CR2, у Nikon – NEF, у Pentax – PEF, у Minolta – MRW и т.д.

Зачем же такой геморрой? Зачем вообще нужен «сырой» формат? Дело в том, что из RAW-файла можно получить гораздо более качественную фотографию, чем из стандартного JPEg-файла. Что значит «более качественную»? Это значит – с меньшим цифровым шумом, с лучшими цветами, с хорошо проработанными деталями в светах и тенях.

Расплатой за более высокое качество будут дополнительные манипуляции с программой-конвертером.

Если же вас устраивает качество JPEG-формата, то и не парьтесь с сырым форматом

Итак, чем конвертировать RAW-файлы в привычные графические форматы JPEG и TIFF?...

Есть целая куча программ разной степени сложности, стоимости и качества результатов.
Ниже перечислены самые популярные (а значит – и самые качественные). Сразу предупреждаю – лучшего конвертера не существует. У каждого конвертера есть свои достоинства и недостатки. Все упоминаемые здесь конвертеры дают в своем роде отличный результат (при условии грамотного применения). Если не знаете, на что смотреть – смотрите на внешний вид Тоже не самый худший критерий выбора.

Adobe Camera RAW (ACR)

Это – составная часть последних версий фотошопа, начиная с Photoshop CS. Ее можно обновить как обычный plug-in. ACR запускается при попытке открытия RAW-файла в фотошопе. Поддерживает большое количество фотокамер, включая новые модели.

Так что, если у вас есть фотошоп, то вам больше ничего и не нужно. ACR довольно неплохо конвертирует RAW-файлы. Я долгое время пользовался им и был вполне доволен, но со временем перешел на Capture One (по сумме баллов C1 все-таки лучше).

При конвертировании файлов Adobe Camera RAW позволяет исправлять недостатки изображения. Для хороших кадров это не существенно, а вот слишком темные или слишком светлые снимки, нерезкие, с цветовым дисбалансом можно «вытянуть» и превратить в конфетку. Не всегда, впрочем.

Что можно делать:

    Делать тонкую настройку цветовой температуры
    Регулировать яркость, контраст и насыщенность цвета
    Довольно неплохо регулировать резкость
    Бороться с шумом
    Исправлять погрешности объектива (хроматические аберрации, виньетирование, геометрические искажения)
    Контролировать гистограмму во время всех манипуляций.
В общем, если «подергать за усы» ACR, то можно из не слишком хорошего оригинала извлечь вполне приемлемое качество, а потом дошлифовать изображение в самом фотошопе.

Adobe Lightroom

Это специализированная программа «полного цикла», нацеленная только на работу с фото. Она может использоваться как каталогизатор фотографий, конвертер RAW-файлов, редактор изображений и демонстрация слайд-шоу в одном флаконе.

Некоторые мои знакомые фотографы совершенно справедливо тащатся от этой программы. Можно сказать, что это урезанный только для работы с фото фотошоп, дополненный функциями библиотеки фотографий.

Стоимость Adobe Lightroom гораздо ниже, чем у старшего брата – фотошопа, и составляет около $300.

Apple Aperture

Работает только на компьютерах Apple под операционной системой MacOS . Под Windows не работает в принципе. Поэтому для абсолютного большинства российских фотолюбителей не интересна.

Один из самых удобных интерфейсов и очень неплохое качество результатов (у последних версий). Плюс вменяемая цена – около $350.

Как и Adobe Lightroom, эта программа представляет собой полное решение для фотографа «в одном флаконе» - файловый менеджер, RAW-конвертер, программу редактирования фотографий и демонстрации слайд-шоу.

Bibble Labs Pro

Bibble - один из старейших конвертеров, его первая версия восходит к 2000 году. Bibble может работать и под Windows, и под MacOS, и под Linux .

Bibble немного уступает Adobe Camera RAW по количеству поддерживаемых цифровых камер, поэтому проверьте на сайте производителя, есть ли ваша камера в списке.

Коронная фишка Bibble – пакетное конвертирование.

(Пакетное конвертирование или Batch Processing – это обработка большого количества фотографий одним нажатием кнопки).

Пакетная обработка есть почти у всех конвертеров, но только Bibble работает с большим объемом фотографий очень быстро, выдавая стабильно качественный результат. 90% снимков, конвертированных с настройками по умолчанию, будут выглядеть прекрасно. Я не знаю, в чем тут прикол, но по отзывам, главное преимущество Bibble – это интеллектуальный алгоритм автоматической обработки.

Bibble очень хорошо работает с пересвеченными и недоэкспонированными участками изображения, «вытягивая» максимум деталей. Также Bibble имеет один из лучших шумоподавителей.

Цена Pro-версии вполне адекватная – $130 .

DxO Optics Pro

По заявлению разработчика, преимуществом последней версии (5.0) является полностью переработанная технология цветовой интерполяции, которая обеспечивает “лучший результат в плане детализации и цветопередачи”. это одна коронная фишка.
Другая ключевая возможность DxO Optics Pro v5 - принципиально новый подавитель цифрового шума, который работает на раннем этапе конвертации, сохраняя больше деталей.

Очень полезная функция конвертора – технология удаления следов пыли на матрице и артефактов. Она работает примерно так же, как средство автоматической коррекции красных глаз. Достаточно щелкнуть мышкой по участку с артефактом, и он сразу же «замазывается» программой.

Стоимость версии Pro - $170, версии Elite - $300 (различие между версиями состоит в классе совместимых камер - для крутых зеркалок типа Canon Mark III потребуется версия Elite).

Имеются загружаемые модули для конкретных объективов. Эта особенность программы повышает эффективность при автоматической обработке – конвертор автоматически отслеживает, каким объективом снят кадр и соответственно подстраивает параметры конвертирования.

Отсюда вытекает одно из главных преимуществ DxO Optics - в хороших результатах пакетной обработки. Разработчики уделили особое внимание автоматическим функциям, позволяющим добиться качественного результата без участия пользователя (устранение оптических искажений, параметры цвета, экспокоррекция).

Здесь можно ознакомиться с возможностями версии 4.5:
http://www.ixbt.com/soft/dxo-optics-451-1.shtml
(Внятного обзора версии 5.0 – без рекламной шумихи и громких заявлений – я пока не нашел).

Lightcrafts LightZone

LightZone - это программа «полного цикла», обеспечивающая не только конвертирование RAW-файлов, но и полноценные возможности обработки файлов RAW, TIFF, JPEG и DNG. Стоимость полной версии для Windows и MacOS - $250, а под Linux программа распространяется бесплатно.

LightZone использует «визуальный» подход к работе с изображениями. Все операции осуществляются в 16-битном представлении, что обеспечивает максимальное сохранение информации на снимке. Программа позволяет работать со слоями и масками, а также имеет несколько уникальных инструментов, аналогов которых нет в других программах редактирования изображений.

Как архиватор/каталогизатор LightZone значительно уступает Aperture, Picasa и Lightroom.

Зато отличительной особенностью LightZone является набор «стилей» обработки: High Dynamic Range (HDR-обработка), Contrast and Pop (в стиле поп-арт), Lomo Look (ломография) и другие. Стили - это не просто набор конкретных параметров. При выборе одной из предустановок запускается алгоритм автоматической обработки, который учитывает свойства исходного файла, даже когда идет пакетная обработка данных. Стили можно объединять в группы (папки) и даже обмениваться ими со своими коллегами.

Обзор возможностей программы:
http://www.ixbt.com/soft/lightzone1.shtml

Официальная страница программы:
http://www.lightcrafts.com/products/index.html

Nikon Capture NX

Очень хорошая программа конвертирования файлов NEF, кроме того работает с TIFF и JPEG. Поставляется в комплекте с зеркальными камерами Nikon D300 и D3. Поддерживает все выпущенные за последние несколько лет цифровые камеры Nikon, имеющие режим RAW. Без фотоаппарата стоит около $200.

Capture NX позволяет отметить отдельные участки изображения и выполнить сложное маскирование или обработку слоев.
Программа имеет стандартные средства коррекции оптических искажений (аберрации, виньетирование, эффект бочки), экспозиции (кривые, уровни), цвета, шумоподавления и т.д.

Функциональность программы можно расширять с помощью подключаемого модуля фильтров Color eFex Pro от компании Nik Multimedia.
Описание функциональности Nikon Capture NX можно найти на сайте производителя. Делайте поправку на объективность производителя:)
http://www.nikon.ru/product/ru_RU/products...0/overview.html

Phase One Capture One Pro

Один из самых известных в кругах профи конвертер. Стоит очень не слабо - $500. По совместимости уступает Adobe Camera RAW или LightZone, так как ориентирован на «профессионалов» , имеющих «профессиональные» камеры.

Плохие новости. Работает не слишком быстро (несколько минут на обработку одной фотографии). При установках по умолчанию дает не самые лучшие результаты.

Хорошие новости. Если поработать с каждым изображением индивидуально, можно получить отличные результаты.

Фильтр шумов довольно простой, поэтому лучше работать шумами после конвертирования в хорошем редакторе, например, в фотошопе.

Silkypix Developer Studio

Конвертер от японских разработчиков. Поддерживает массу фотокамер, зеркалок и компактов – около 120. Цена лицензии - $150.

У Silkypix большое количество предустановок баланса белого и повышения резкости. Поэтому те, кто чувствуют себя неуверенно при цветокоррекции и других ручных манипуляциях, наверняка найдут среди предлагаемых готовых вариантов что-то подходящее. Для знатоков имеется возможность тонких настроек цвета, экспозиции и шумоподавления, в том числе раздельно для цветовых каналов и яркости, что часто позволяет спасти мелкие детали.

Подобранные параметры конвертирования можно сохранять как индивидуальные предпочтения пользователя (Tastes), а затем применять к другим изображениям.

Silkypix версии 3.0 - один из лучших конвертеров с точки зрения детализации изображения. Еще одним достоинством программы является стабильно верная цветопередача при использовании установок по умолчанию.

Что еще?

Думаю, вы уже устали читать про конвертеры. Вот еще несколько достойных программ, и я закругляюсь.
Итак, еще стоит упомянуть:

ACDSee Pro 2 от компании ACD Systems
Официальная страница продукта:
http://store.acdsee.com/DRHM/servlet/Contr...ductID=78701700

UFRaw – бесплатная программа.
«Официальная» страница программы:

Digital Photo Professional (DPP) от компании Canon
Описание
http://www.ixbt.com/digimage/canon_dppix.shtml

Ох... Вы не поверите, но я на самом деле забыл про один из самых интересных (и бесплатных!) конвертеров-каталогизаторов-редакторов-менеджеров. Это Google Picasa -

Каким бы конвертером Вы не пользовались, рекомендую установить у себя Google Picasa. Он отлично помогает при поиске картинок, разбросанных по сотням папок. Он неплохо конвертирует из RAW в JPEG (в TIFF не умеет).

Как редактор эта программа довольно странно выглядит, и мне лично не нравится. Я бы сказал, что это курам на смех. Сказал бы... Если бы не одна моя знакомая - фотограф Елена Онищенко . Она пользуется "пикасой" при обработке своих фотографий. И вот, что получается:

Другие ее работы можно посмотреть здесь:
http://www.photosight.ru/users/66659/
Насколько я знаю, вся обработка сделана "пикасой".

Сегодня практически все зеркальные и беззеркальные фотоаппараты со сменной оптикой, а также некоторые «мыльницы» умеют снимать в RAW-формате. Это цифровой формат с минимальной обработкой данных процессором камеры, благодаря которому фотограф может получить больше возможностей при последующей обработке отснятых фотографий. Хотя JPEG по-прежнему остается самым популярным форматом изображения, это все-таки формат со сжатием, вследствие чего каждое сохранение файла неизбежно отражается на его качестве. Формат RAW больше востребован профессионалами, поскольку позволяет вытащить из сохраненного файла как можно больше информации. Для работы с файлами, записанными в формате RAW, сегодня используются различные программные средства.

Программы для конвертирования RAW-файлов могут выпускаться компаниями-производителями фотокамер и в этом случае они являются «родными» для конкретной фототехники. Либо такие программы разрабатываются сторонними компаниями как универсальный инструмент, поддерживающий различные модели цифровых камер и способный решать самые разнообразные задачи при обработке RAW-файлов.

Универсальные конверторы отличаются более широкими функциональными возможностями и хорошей скоростью обработки. Каждая такая программа для конвертирования файлов в формате RAW имеет свои особенности. Например, она по-своему сохраняет свои настройки, временные файлы и файлы пользователя. Конверторы различаются между собой и по качеству настроек при обработке RAW-файлов, и по функциональной насыщенности, и, конечно, по удобству работы. Предлагаем Вашему вниманию знакомство с наиболее популярными RAW-конверторами.

Первым в этом списке идет программа , разработанная специально для целей обработки RAW-файлов и каталогизации фотоснимков. Помимо полноценной поддержки RAW, программа работает и с другими распространенными форматами — JPEG,TIFF, PSD, DNG. Adobe Lightroom представляет собой мощный инструмент «полного цикла», то есть после обработки фотографий в формате RAW их можно тут же каталогизировать, подготовить для публикации в сети или для печати.

Сам программный движок, используемый в Adobe Lightroom для обработки RAW-файлов, абсолютно аналогичен тому, что применяется в плагине Adobe Camera RAW для программы Photoshop. С помощью данного инструмента можно осуществить обычную цветовую коррекцию снимка, удалить цифровой шум, присутствующий на фотографиях, или увеличить резкость изображения.

Важно, что здесь, как и во многих других продвинутых RAW-конверторах, действует принцип неразрушающего редактирования: информация обо всех операциях, выполненных пользователем, записывается в служебный файл. Исходное же изображение сохраняется в неизменном виде, благодаря чему всегда можно вернуться к оригиналу при обработке файлов. По окончании обработки RAW-файла можно просто сохранить его измененный вариант в виде отдельного графического файла.

Конечно, программа Adobe Lightroom привлекательна не только своими достаточно широкими средствами для обработки RAW-файлов, но и мощной системой каталогизации фотографий с отдельными инструментами для создания слайд-шоу и веб-страниц. Плюс программа имеет продуманную интеграцию с Photoshop, поэтому после обработки RAW-файла изображение можно тут же, практически в один клик мыши, перевести в Photoshop для дальнейшей работы с ним.

Программа – один из главных конкурентов Adobe Lightroom. Она также представляет собой программу «полного цикла», предлагая пользователю не только продвинутый RAW-конвертер, но и инструменты для организации и хранения изображений, средства для обработки и печати фотографий, создания фотоальбомов и публикации снимков в сети Интернет. Программа сохраняет все изображения в одном месте (Vault), что делает более удобным процесс резервного копирования на внешние накопители и открывает возможности для переноса всех операций по систематизации файлов в Apple Aperture.

Обработка RAW-файлов построена на собственном движке, который по качеству распознаванию цветов и другой информации с исходной цифровой картинки зачастую превосходит возможности Adobe Lightroom. Также Apple Aperture отличается большей эффективностью с точки применяемых алгоритмов повышения резкости изображения и борьбы с цифровым шумом.

Данный RAW-конвертер может похвастаться очень продуманным и удобным интерфейсом, что делает работу с программой комфортной даже для новичков. Хорошо организована работа с несколькими файлами: изображения можно выводить на экран одновременно с целью сравнения, передвигать и масштабировать их в пределах рабочей области. В то же время, если в Adobe Lightroom существует возможность создания пресетов (рабочих режимов настройки программы, которые можно применять в дальнейшем ко всем изображениям), то в Apple Aperture такая опция не предусмотрена. Кроме того, здесь, естественно, нет такой удобной интеграции со средствами Adobe Photoshop.

(Corel AfterShot Pro) можно назвать одним из самых «старых» конверторов, ведь его первая версия появилась еще в далеком 2000 году. Особенностью данной программы является то, что она способна работать не только под операционной системой Windows и Mac, но и под Linux. Текущая версия Bibble Labs Pro поддерживает большое количество моделей профессиональных цифровых фотокамер и наряду с RAW-файлами допускает обработку изображений, сохраненных в JPEG. Преимуществом этой программы считается пакетное конвертирование – Bibble Labs Pro позволяет быстро обрабатывать большие объемы RAW-файлов с достаточно качественным конечным результатом.


Что же касается функциональных возможностей программы, то они довольно стандартные. В частности, здесь имеются кривые, возможность корректировки резкости, экспозиции, баланса белого, инструменты для устранения нежелательных оттенков и настройки контрастности. Для исправления оптических искажений предусмотрена специальная вкладка BPTLens Correction, а для эффективной борьбы с шумами на фотоснимке предлагается фильтр Noise Ninja. Программа полностью поддерживает управление цветом с возможностью создания отдельных профилей для каждой цифровой камеры. В сравнении со многими своими конкурентами, Bibble Labs Pro отличается сравнительно невысокой стоимостью лицензии.

Phase One Capture One

Профессиональным фотографам, безусловно, придется по вкусу мощный и функциональный RAW-конвертер с поддержкой широкого модельного ряда современных фотокамер. Он называется . Эта программа предоставляет все возможности для одиночной и пакетной обработки RAW-файлов, корректировки баланса белого, настройки резкости снимка и цветовой температуры, а также средства для эффективного устранения цифрового шума. Phase One Capture One поддерживает широкий модельный ряд современных фотокамер и даже предоставляет возможность выбора сюжетных программ, традиционных для многих цифровых фотоаппаратов.


Для каждой модели камеры разработан свой ICC профиль, призванный значительно повысить качество обработки RAW-файлов с обеспечением максимально возможной цветопередачи.. Phase One Capture One — это целевой профессиональный RAW-конвертер, который предназначен исключительно для работы с RAW и ни в коем случае не призван заменить графический редактор или программу для создания фотогалерей.

Поскольку речь идет о полноценном профессиональном инструменте, то интерфейс программы, как следствие, отличается большей сложностью и, в целом, Phase One Capture One потребует от пользователя соответствующих знаний о специфике цветовой обработки. Чтобы работать с данной программой, необходимо иметь представление о том, каким должен быть конечный результат обработки и какими инструментами следует его добиваться.

Phase One Capture One позволяет оптимизировать динамический диапазон, корректируя слишком темные или слишком светлые детали изображения. С помощью данной программы можно исправить хроматические аберрации, дисторсию, виньетирование и прочие оптические дефекты изображения. Те пользователи, кто имеет дело с большими объемами фотоизображений, наверняка оценят по достоинству функцию пакетного конвертирования в Phase One Capture One.

По качеству обработки, работе с шумом и резкостью данная программа превосходит многих своих конкурентов. Нужно отметить, что наилучшие результаты обработки RAW-файлов достигаются в Phase One Capture One только при серьезной индивидуальной работе со снимками, что требует определенного опыта и знаний.

Lightcrafts Light Zone

Еще одна программа «полного цикла». При обработке RAW-файлов позволяет исправить ошибки баланса белого, смазать область картинки или увеличить резкость всего изображения, устранить следы пыли или цифровой шум, часто возникающий при съемке с высоким значением параметра ISO. Также данный программный инструмент предоставляет возможности для регулировки экспозиции, насыщенности, цветопередачи и баланса белого. Все выполняемые операции в программе являются обратимыми, что всегда позволяет вернуться к исходному изображению.

Несмотря на то, что Light Zone позиционируется разработчиком как профессиональный инструмент, программа обладает приятным пользовательским интерфейсом. Благодаря этому разобраться в настройках и функциях не представляет труда даже новичку.

Особенностью Lightcrafts Light Zone является использование так называемых «стилей» обработки, каждый из которых представляет собой не просто набор предустановленных параметров, а полноценный алгоритм автоматической обработки, учитывающий свойства исходного файла. В частности, здесь присутствуют такие «стили», как High Dynamic Range (HDR-обработка) или Lomo Look (ломография). Также программа содержит уникальные инструменты Zone Mapper и Tone Mapper, разработанные на основе зональной системы известного американского фотографа Ансела Адамса.

Помимо универсальных программ для обработки RAW-файлов, можно отметить и популярный «родной» конвертер , который предназначен для работы с форматом изображений NEF (RAW), создаваемым цифровыми фотокамерами Nikon. Эта программа позволяет пошагово проводить весь процесс обработки изображений в формате NEF и отменять сделанные изменения в любой момент с сохранением промежуточных результатов.


Интерфейс программы основан на «контрольных точках» (U-point). В каждой такой «точке» сохраняются выбранные для данной области настройки, связанные с коррекцией цвета. Степень изменения параметров регулируется слайдерами, располагающимися все в тех же «точках». Эти слайдеры позволяют вносить изменения и сразу же отслеживать их на соответствующем участке в изображении. «Контрольные точки» дают возможность многократно изменять те или иные параметры, не затрагивая исходные данные.

Nikon Capture NX располагает программными инструментами для коррекции оптических искажений (аберрации, виньетирование, эффект бочки) и борьбы с шумом. Функциональность программа может быть дополнена с помощью подключаемого модуля фильтров Colore Fex Pro от компании Nik Multimedia.

Если ваш фотоаппарат поддерживает формат фото RAW и вы хотите узнать, чем он лучше стандартного jpeg, то эта статья написана для вас.

Главная особенность формата RAW в том, что он записывает намного больше информации о снимке чем jpeg. А полная информация позволяет дорабатывать снимок, менять экспозицию, затемнять пересветы и высветлять темные участки. И превращать даже самый обычный снимок в шедевр.

Для обработки формата RAW используют в основном две программы: Adobe Photoshop и Adobe Lightroom. В более новых версиях Photoshop появилось встроенное приложение Camera Raw по обработке формата RAW. самая мощная программа, специально созданная для сортировки и обработки целых альбомов фотографий в формате RAW.

В целом окно редактирования практически одинаковое. В конце статьи в видео уроке вы сможете увидеть как обрабатывать фото в формате RAW с помощью Adobe Photoshop.

Перетаскиваем наш снимок RAW в окно программы Adobe Photoshop. Запускается дополнение Camera Raw.

В верхней части окна есть такие кнопки как: масштабирование, перетаскивание, кадрирование. Корректирующая кисть, позволяет делать коррекцию на отдельных участках фотографии.

Справа отображено основное окно корректировок. Здесь можно поправить экспозицию, температуру, цветность, а также высветлить или затемнить различные тона фотографии. Именно эта панель оживляет фотографию. Правильно подобранные настройки позволяют "увидеть" детали, теряющиеся при обычной фотографии отснятой в формате JPEG.

В верхней части, изображена гистограмма изображения, а под ней дополнительная информация о снимке.

Следующее окно называется "Тоновая кривая".

Следующая вкладка "Детализация" позволяет избавиться от цифрового шума на фотографии.

Следующая вкладка позволяет задать цветовой тон теням и светам фотографии.

Эффект "виньетирование после кадрирования" позволяет затемнить или высветлить края фотографии для того, чтобы обратить больше внимания в центр.

Нажмем на кнопку Y под снимком и посмотрим каким он был и каким стал. Если результат устраивает нажимаем сохранить или откроем в Photoshop для дальнейшей доработки.

Готовый результат выглядит вот так:

В следующем видео уроке вы увидите как обработать фото RAW в Adobe Photoshop :

(Visited 7 354 times, 9 visits today)

Обработка фотографий формата RAW в Lightroom 6

В качестве жертвы я выбрала свою подругу. Даже у красавиц есть недостатки которые лучше скрыть на художественном фото. Так что мы будем избавляться от прыщиков и неровностей кожи, выкручивать красивые цвета, подчеркивать достоинства и всячески украшать наш снимок.


Для работы с RAW файлами можно воспользоваться большим количеством плагинов и программ. Я работаю в Camera RAW . Это достаточно популярный плагин для фотошоп (начиная с Photoshop CS3 встроен в программу). Скачать можно с сайта www.adobe.com


Примечание: Советую использовать версии выше CS2 . Интерфейс и функции намного удобнее.


Открываем наш raw файлик в фотошоп и видим перед собой интерфейс Camera RAW :


Работа с RAW файлом намного удобнее и пластичнее чем c JPEG форматом. Поработав в Camera RAW , вы это по достоинству оцените достаточно быстро.


И так, начинаем работу с сырым материалом!

Уже в первой закладке огромное количество настроек:


Первая - баланс белого! Тут можно выбрать из стандартного набора или, выбрав Custom (Заказная), при помощи бегунков Temperature и Tint , вручную подобрать нужные вам параметры. Я настраивала баланс белого вручную бегунком температуры. Сделала свой снимок «холоднее ».


Вторая настройка, которую я использовала это Exposure (Экспозиция). Для своего снимка я немного подняла экспозицию.


Третья настройка - Brightness (Яркость). Изменение этого значения как вы уже догадались меняет яркость вашего снимка.


И последняя настройка в этой закладке это Saturate (Насыщенность).


Переходим на следующую закладку Tone Curve (Цветовая кривая):


В этой закладке выполняется настройка света/тени . Я немного подтянула настройку Lights (Света) и сделала насыщеннее темные тона бегунком Darks (Тени):


Следующая закладка HSL/Grayscale (HSL/Градации серого) - работа с цветами.


Тут есть 3 вкладки:


В первой вкладке вы можете изменять цвета на вашем снимке.


Во второй - менять насыщенность цветов на вашем снимке. Я сделала небольшие настройки:


Последняя закладка помогает управлять яркостью ваших цветов.


Это немногие из функций Camera RAW , но на этом я успокоюсь. Нажимаем кнопку Open Image (Открыть изображение), и наше фото загружается непосредственно в Photoshop !


Обработку фото я начну с ретуши кожи. Первое, что мы делаем это копируем слой. Так как, если вы накосячите, то можно легко удалить испорченный слой и попробовать снова.