Предназначение и принцип применения математического модуля. Цель модульного программирования Что модуль в компьютерной программе

Модульное программирование работает по принципу «разделяй и властвуй». Стоит разобраться.

Модульное программирование подразумевает организацию программы как совокупности независимых блоков небольших размеров, которые принято именовать модулями, поведение и структура которых полностью подчинены вполне определенным принципам. Стоит разделить применение понятия «модуль», когда ввиду имеется синтаксическая программирования и когда говорится о единице дробления большой программы на несколько блоков, которые могут быть реализованы как в виде процедур, так и в Применение модульного программирования дает возможность упростить и своевременное обнаружение ошибок. Можно строго отделить аппаратно-зависимые задачи от иных подзадач, что позволит улучшить мобильность создаваемых программ. Критичные по времени модули можно переделывать отдельно, что заметно упрощает процесс и делает эффективность намного выше. Помимо этого модульное программирование намного проще понимать, так как модули могут быть эффективно использованы в качестве строительных блоков в иных программах.

Сам термин «модуль» начал использоваться в программировании в связи с внедрением модульного принципа при написании программ. В семидесятых годах модулем называли какую-то функцию или процедуру, которая была написана по определенным правилам. Так как на тот момент не было сформировано общепризнанных требований, то модулем называли любую процедуру, чей размер составлял до пятидесяти строк. Парнасом были сформированы первые конкретизированные требования к модулю: « Для формирования одного модуля должно быть достаточно самых минимальных знаний о содержании другого». Получается, именно Парнас впервые сформировал концепцию скрытия информации в программировании. Его определение приводит нас к тому, что модулем может называться любая отдельная процедура как самого нижнего, так и самого верхнего уровня иерархии. Надежно скрытие информации нельзя было обеспечить посредством использования конструкций, существующих в то время, так как они было подвержены сильному действию глобальных переменных, а их поведение в сложных программах предсказать весьма сложно. Необходимо было создать конструкцию, изолированную от этих переменных. Именно ее и назвали модулем, а на его основе и зародилось модульное программирование.

Изначально предполагалось, что реализация сложных программных комплексов может быть осуществлена при использовании модуля наравне с функциями и процедурами в качестве конструкции, объединяющей и скрывающей детали реализации какой-то конкретной подзадачи. Но в языке Turbo Pascal не был полностью реализован модульный принцип программирования. В этом языке полностью отсутствует поддержка внутренних модулей, импорт реализован недостаточно гибко, так как не позволяет осуществлять импорт объектов из каких-то других модулей. Совместное влияние этого обстоятельства с тем, что с распространением персональных компьютеров существенно расширился круг программирующих людей, что снизило средний уровень теоретической подготовленности, привело к тому, что при разработке приложений модули применялись в качестве средств создания проблемных библиотек функций и процедур. Лишь квалифицированными программистами применялась вся мощь данной языковой конструкции для операций по структурированию всех объектов.

Если смотреть на модули Pascal с точки зрения программиста, то их количество должно определяться посредством декомпозиции поставленной задачи на ряд подзадач, независимых друг от друга. В предельном случае модуль может быть использован для заключения в него только одной процедуры, если требуется, чтобы локальное действие, которое ей выполняется, было полностью независимым от влияния иных частей программы при изменениях, вносимых в код проекта.

Введение

1. Теоретическая часть

1.1.1 Процедуры и функции

1.1.2 Модули

1.1.3 Открытые массивы и строки

1.1.4 Нетипизированные параметры

1.2 Объектно-ориентированное программирование

Заключение

Список литературы

Введение

На заре развития программирования (в историческом смысле это было совсем недавно) компьютерная программа рассматривалась как результат научного творчества и искусства. Программистов было совсем немного, а их труд считался сродни волшебству. В настоящее время ситуация изменилась: к программе подходят к результату сложного технологического процесса, а программисты – это прежде всего настоящие профессионалы своего дела, искусные, т.е. квалифицированные, мастера.

В курсовой работе поставлена задача рассмотреть в теоретической части разработку программных средств для решения экономических задач, а именно рассмотреть модульное и объектно-ориентированное программирование, рассмотреть функции и назначения каждого из типа программирования. В практической части поставлены следующие задачи:

1. Построить таблицы по приведенным данным.

2. Выполнить расчет отклонения фактических показателей от плановых в абсолютной и относительной форме, подвести итоги.

3. Результаты представить в виде консолидированной таблицы.

4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости.

5. Результаты представить в графическом виде.

Объектом изучения является модульное и объектно-ориентированное программирование.

1. Теоретическая часть

1.1 Модульное программирование

Большие программы обычно разрабатывают и отлаживают по частям. Целесообразно при этом, каждая такая часть, называемая подпрограммой, была оформлена так, чтобы ее можно было использовать при решении аналогичной подзадачи в той же программе или даже при решении других задач. В BorlandPascal реализованы два типа подпрограмм: процедуры и функции.

1.1.1 Процедуры и функции

Процедуры и функции представляют собой относительно самостоятельные фрагменты программ, соответствующим образом оформленные и снабженные именем (программные блоки). По правилам BorlandPascal программные блоки – такие же ресурсы, как типы и переменные. Соответственно, они также должны быть описаны перед использованием в разделе описаний программного блока, который их использует (основной программы или вызывающей подпрограммы). Каждый блок имеет такую же структуру, как основная программа, т.е. включает заголовок, раздел описаний и раздел операторов, но заканчивается не точкой, а точкой с запятой.

Заголовок блока определяет форму вызова программы. В разделе описаний блока объявляют внутренние локальные ресурсы блока (переменные, типы, внутренние подпрограммы). Раздел операторов содержит инструкции подпрограммы в операторных скобках begin … end.

Заголовки процедур и функций описываются по-разному. В отличие от процедуры функция всегда возвращает в точку вызова скалярное значение, адрес или строку. Тип возвращаемого результата описывается в заголовке функции.

Данные для разработки процедуры и функции получают из вызвавшей их основной программы. Для размещения рабочих полей подпрограммы могут объявлять новые типы и переменные в собственном разделе описаний. Результаты же они обычно должны возвращать вызвавшей программе или подпрограмме.

Из основной программы данные могут быть получены:

· Неявно – с использованием глобальных констант и переменных;

· Явно – через параметры.

Неявная передача данных в подпрограммы. Каждой подпрограмме доступны все ресурсы программного блока, в разделе описаний которого эта подпрограмма объявлена. Ресурсы же основной программы доступны в любой подпрограмме. Они получили название глобальных.

В свою очередь локальные ресурсы, объявлены в разделе описания подпрограммы, из программного блока, в разделе описания которого она определена, не доступны. В том случае, если в подпрограмме объявляется ресурс, имя которого совпадает с именем глобального ресурса, соответствующий глобальный ресурс в подпрограмме становится не доступным, «перекрывается».

Передача данных через параметры. Список параметров описывается в заголовке подпрограммы. Параметры, перечисленные в этом списке, получили название формальных, так как для их размещения не отводится память. При обращении к подпрограмме для каждого параметра должно быть указано фактическое значение – литерал, константа или переменная того же типа, что и формальный параметр. Несоответствие типов и количества формальных и фактических параметров выявляется компилятором (или компоновщиком, если вызов подпрограммы происходит из другого модуля). Нарушение порядка следования фактических параметров, если это нарушение не связано с несовпадением количества параметров или их типов, приводит к нарушению логики работы программы и часто может быть обнаружено только при тестировании программы.

В BorlandPascal параметры в подпрограмму могут передаваться тремя способами:

· Как значения – в подпрограмму передаются копии значений параметров, и никакие изменения этих копий не возвращаются в вызывающую программу;

· Как переменные – в программу передаются адреса фактических параметров, соответственно все изменения этих параметров в подпрограмме на самом деле происходят с переменными, переданными в качестве фактических параметров; такие параметры при описании помечаются служебным словом var; в качестве фактических значений параметров – переменных нельзя использовать литералы;

· Как изменяемые переменные (именованные константы) – в подпрограмму, так же как и в предыдущем случае, передаются адреса фактических параметров, но при попытке изменить значение параметра компилятор выдает сообщение об ошибке; такие параметры при описании помечаются служебным словом const.

Вызов процедур и функций. И процедура, и функция, используя параметры – переменные, могут изменять значения переменных основной программы. Но как отмечалось выше, функция отличается от процедуры тем, что кроме изменения значений параметров-переменных всегда возвращает в точку вызова скалярное значение, строку или указатель. Поэтому в теле функции обязательно наличие специальной переменной с именем функции, которой должно присваиваться значение. Именно это значение и будет возвращено в место вызова функции в качестве его результата. Вызов функции, таким образом, можно осуществлять в составе выражений везде, где возможно использование выражений (в операторе присваивания, в операторе вывода и т.д.), например:

< переменная> :=< имя функции> (< фактические параметры> ).

Процедура же должна вызываться отдельным оператором, состоящим из имени процедуры и списка фактических параметров.

Вызов процедуры и функции по-разному изображается на схеме алгоритма: вызов функции – в блоке «процесс» или блоке вывода, а для вызова процедуры используется специальный блок «предопределенный процесс». Схемы алгоритмов же самих подпрограмм в обоих случаях оформляются отдельно, причем вместо слова «начало» указывают имя подпрограммы, а вместо слова «конец» - указывают слово «возврат» или «return».

При разработке больших программ целесообразно часть подпрограмм и других ресурсов, таких, как переменные, константы, описания типов, собирать вместе и компилировать отдельно от основной программы в виде библиотек ресурсов или модулей.

Модуль это автономно компилируемая коллекция программных ресурсов, предназначенная для использования другими модулями и программами.

Все ресурсы модуля делятся на две группы: внешние – предназначенные для использования другими программными единицами, и внутренние – рабочие ресурсы данного модуля.

Структура модуля выглядит следующим образом:

Unit < имя модуля>

Interface

<интерфейсная секция>

[ Begin

<секция инициализации>]

End .

Имя модуля должно совпадать с именем файла, в котором он содержится. Результат компиляции модуля помещается в файл с тем же именем и расширением.tpu.

Примечание. Среда языка BorlandPascal предусматривает три режима компиляции программы, использующей модули:

· Compile – компилируется только основная программа, все модули должны быть предварительно откомпилированы в файлы <имя модуля> .tpu и размещены либо в текущем каталоге, либо в одном из каталогов, указанных как источники файлов.tpu в настройках среды;

· Make – модули, для которых не обнаружены файлы.tpu, компилируются из соответствующих файлов.pas, которые должны находиться в текущем каталоге или в каталогах, указанных в настройках среды в качестве источников исходных файлов модулей;

· Build – все ранее откомпилированные модули.tpu игнорируются и все модули компилируются из своих исходных файлов заново.

В процессе отладки модулей целесообразно использовать режим Build, а при отладке программы – режим Compile

Интерфейсная секция содержит объявление ресурсов (в том числе заголовки подпрограмм), к которым возможны обращения извне.

Секция реализации содержит описание подпрограмм, объявленных в интерфейсной секции, и описание внутренних ресурсов модуля (локальных переменных, типов, подпрограмм). Обращение к этим ресурсам возможно только из подпрограмм, описанных в том же модуле.

Секция инициализации содержит операторы, которые выполняют следующие действия, необходимые для нормальной работы процедур модуля (например, открываются файлы, инициализируют некоторые переменные и т.п.). Операторы секции инициализации выполняются один раз (при подключении модуля) до начала выполнения основной программы. Эта секция в модуле может отсутствовать.

Получилось так, что те парадигмы, которые раньше потом и кровью пробивались в свет через орды приверженцев традиционных методов постепенно забываются. Эти парадигмы возникли на заре программирования и то, почему они возникали, какие преимущества они давали и почему используются до сих пор полезно знать любому разработчику.

Ладно. Введение это очень весело, но вы его все равно не читаете, так что кому интересно - добро пожаловать под кат!

Императивное программирование



Исторически сложилось так, что подавляющее большинство вычислительной техники, которую мы программируем имеет состояние и программируется инструкциями, поэтому первые языки программирования в основном были чисто императивными, т.е. не поддерживали никаких парадигм кроме императивной.

Это были машинные коды, языки ассемблера и ранние высокоуровневые языки, вроде Fortran.

Ключевые моменты:

В этой парадигме вычисления описываются в виде инструкций, шаг за шагом изменяющих состояние программы.

В низкоуровневых языках (таких как язык ассемблера) состоянием могут быть память, регистры и флаги, а инструкциями - те команды, что поддерживает целевой процессор.

В более высокоуровневых (таких как Си) состояние - это только память, инструкции могут быть сложнее и вызывать выделение и освобождение памяти в процессе своей работы.

В совсем высокоуровневых (таких как Python, если на нем программировать императивно) состояние ограничивается лишь переменными, а команды могут представлять собой комплексные операции, которые на ассемблере занимали бы сотни строк.

Основные понятия:

- Инструкция
- Состояние

Порожденные понятия:

- Присваивание
- Переход
- Память
- Указатель

Как основную:
- Языки ассемблера
- Fortran
- Algol
- Cobol
- Pascal
- C
- C++
- Ada
Как вспомогательную:
- Python
- Ruby
- Java
- C#
- PHP
- Haskell (через монады)

Стоит заметить, что большая часть современных языков в той или иной степени поддерживает императивное программирование. Даже на чистом функциональном языке Haskell можно писать императивно.

Структурное программирование



Структурное программирование - парадигма программирования (также часто встречающееся определение - методология разработки), которая была первым большим шагом в развитии программирования.

Основоположниками структурного программирования были такие знаменитые люди как Э. Дейкстра и Н. Вирт.

Языками-первопроходцами в этой парадигме были Fortran, Algol и B, позже их приемниками стали Pascal и C.

Ключевые моменты:

Эта парадигма вводит новые понятия, объединяющие часто используемые шаблоны написания императивного кода.

В структурном программировании мы по прежнему оперируем состоянием и инструкциями, однако вводится понятие составной инструкции (блока), инструкций ветвления и цикла.

Благодаря этим простым изменениям возможно отказаться от оператора goto в большинстве случаев, что упрощает код.

Иногда goto все-же делает код читабельнее, благодаря чему он до сих пор широко используется, несмотря на все заявления его противников.

Основные понятия:

- Блок
- Цикл
- Ветвление

Языки поддерживающие данную парадигму:

Как основную:
- C
- Pascal
- Basic
Как вспомогательную:
- C#
- Java
- Python
- Ruby
- JavaScript

Поддерживают частично:
- Некоторые макроассемблеры (через макросы)

Опять-же большая часть современных языков поддерживают структурную парадигму.

Процедурное программирование



Опять-же возрастающая сложность программного обеспечения заставила программистов искать другие способы описывать вычисления.

Собственно еще раз были введены дополнительные понятия, которые позволили по-новому взглянуть на программирование.

Этим понятием на этот раз была процедура.

В результате возникла новая методология написания программ, которая приветствуется и по сей день - исходная задача разбивается на меньшие (с помощью процедур) и это происходит до тех пор, пока решение всех конкретных процедур не окажется тривиальным.

Ключевые моменты:

Процедура - самостоятельный участок кода, который можно выполнить как одну инструкцию.

В современном программировании процедура может иметь несколько точек выхода (return в C-подобных языках), несколько точек входа (с помощью yield в Python или статических локальных переменных в C++), иметь аргументы, возвращать значение как результат своего выполнения, быть перегруженной по количеству или типу параметров и много чего еще.

Основные понятия:

- Процедура

Порожденные понятия:

- Вызов
- Аргументы
- Возврат
- Рекурсия
- Перегрузка

Языки поддерживающие данную парадигму:

Как основную:
- C
- C++
- Pascal
- Object Pascal
Как вспомогательную:
- C#
- Java
- Ruby
- Python
- JavaScript

Поддерживают частично:
- Ранний Basic

Стоит отметить, что несколько точек входа из всех этих языков поддерживаются только в Python.

Модульное программирование



Который раз увеличивающаяся сложность программ заставила разработчиков разделять свой код. На этот раз процедур было недостаточно и в этот раз было введено новое понятие - модуль.

Забегая вперед скажу, что модули тоже оказались неспособны сдержать с невероятной скоростью растущую сложность ПО и в последствии появились пакеты (это тоже модульное программирование), классы (это уже ООП), шаблоны (обобщенное программирование).

Программа описанная в стиле модульного программирования - это набор модулей. Что внутри, классы, императивный код или чистые функции - не важно.

Благодаря модулям впервые в программировании появилась серьезная инкапсуляция - возможно использовать какие-либо сущности внутри модуля, но не показывать их внешнему миру.

Ключевые моменты:

Модуль - это отдельная именованная сущность программы, которая объединяет в себе другие программные единицы, близкие по функциональности.

Например файл List.mod включающий в себя класс List
и функции для работы с ним - модуль.

Папка Geometry, содержащая модули Shape, Rectangle и Triangle - тоже модуль, хоть и некоторые языки разделяют понятие модуля и пакета (в таких языках пакет - набор модулей и/или набор других пакетов).

Модули можно импортировать (подключать), для того, чтобы использовать объявленные в них сущности.

Основные понятия:

- Модуль
- Импортирование

Порожденные понятия:

- Пакет
- Инкапсуляция

Языки поддерживающие данную парадигму:

Как основную:
- Haskell
- Pascal
- Python
Как вспомогательную:
- Java
- C#
- ActionScript 3

Поддерживают частично:
- C/C++

В некоторых языках для модулей введены отдельные абстракции, в других же для реализации модулей можно использовать заголовочные файлы (в C/C++), пространства имен, статические классы и/или динамически подключаемые библиотеки.

Вместо заключения

В данной статье я не описал популярные сейчас объектно-ориентированное, обобщенное и функциональное программирование. Просто потому, что у меня есть свое, довольно радикальное мнение на этот счет и я не хотел разводить холивар. По крайней мере сейчас. Если тема окажется полезной для сообщества я планирую написать несколько статей, изложив основы каждой из этих парадигм подробно.

Также я ничего не написал про экзотические парадигмы, вроде автоматного, аппликативного, аспект/агент/компонент-ориентированного программирования. Я не хотел делать статью сильно большой и опять-же если тема будет востребована, я напишу и об этих парадигмах, возможно более подробно и с примерами кода.

Модульное программирование - это такой способ программирования, при котором вся программа разбивается на группу компонентов, называемых модулями, причем каждый из них имеет свой контролируемый размер, четкое назначение и детально проработанный интерфейс с внешней средой. Единственная альтернатива модульности - монолитная программа, что, конечно, неудобно. Таким образом, наиболее интересный вопрос при изучении модульности - определение критерия разбиения на модули.

Концепции модульного программирования. В основе модульного программирования лежат три основных концепции:

Принцип утаивания информации Парнаса. Всякий компонент утаивает единственное проектное решение, т. е. модуль служит для утаивания информации. Подход к разработке программ заключается в том, что сначала формируется список проектных решений, которые особенно трудно принять или которые, скорее всего, будут меняться. Затем определяются отдельные модули, каждый из которых реализует одно из указанных решений.

Аксиома модульности Коуэна. Модуль - независимая программная единица, служащая для выполнения некоторой определенной функции программы и для связи с остальной частью программы. Программная единица должна удовлетворять следующим условиям:

· блочность организации, т. е. возможность вызвать программную единицу из блоков любой степени вложенности;

· синтаксическая обособленность, т. е. выделение модуля в тексте синтаксическими элементами;

· семантическая независимость, т. е. независимость от места, где программная единица вызвана;

· общность данных, т. е. наличие собственных данных, сохраняющихся при каждом обращении;

· полнота определения, т. е. самостоятельность программной единицы.

Сборочное программирование Цейтина. Модули - это программные кирпичи, из которых строится программа. Существуют три основные предпосылки к модульному программированию:

· стремление к выделению независимой единицы программного знания. В идеальном случае всякая идея (алгоритм) должна быть оформлена в виде модуля;

· потребность организационного расчленения крупных разработок;

· возможность параллельного исполнения модулей (в контексте параллельного программирования).

Определения модуля и его примеры. Приведем несколько дополнительных определений модуля.

· Модуль - это совокупность команд, к которым можно обратиться по имени.

· Модуль - это совокупность операторов программы, имеющая граничные элементы и идентификатор (возможно агрегатный).

Функциональная спецификация модуля должна включать:

· синтаксическую спецификацию его входов, которая должна позволять построить на используемом языке программирования синтаксически правильное обращение к нему;

· описание семантики функций, выполняемых модулем по каждому из его входов.

Разновидности модулей. Существуют три основные разновидности модулей:

1) "Маленькие" (функциональные) модули, реализующие, как правило, одну какую-либо определенную функцию. Основным и простейшим модулем практически во всех языках программирования является процедура или функция.

2) "Средние" (информационные) модули, реализующие, как правило, несколько операций или функций над одной и той же структурой данных (информационным объектом), которая считается неизвестной вне этого модуля. Примеры "средних" модулей в языках программирования:

a)задачи в языке программирования Ada;

b)кластер в языке программирования CLU;

c)классы в языках программирования C++ и Java.

3) "Большие” (логические) модули , объединяющие набор "средних" или "маленьких" модулей. Примеры "больших" модулей в языках программирования:

a)модуль в языке программирования Modula-2;

b)пакеты в языках программирования Ada и Java.

Набор характеристик модуля предложен Майерсом [Майерс 1980]. Он состоит из следующих конструктивных характеристик:

1) размера модуля;

В модуле должно быть 7 (+/-2) конструкций (например, операторов для функций или функций для пакета). Это число берется на основе представлений психологов о среднем оперативном буфере памяти человека. Символьные образы в человеческом мозгу объединяются в "чанки" - наборы фактов и связей между ними, запоминаемые и извлекаемые как единое целое. В каждый момент времени человек может обрабатывать не более 7 чанков.

Модуль (функция) не должен превышать 60 строк. В результате его можно поместить на одну страницу распечатки или легко просмотреть на экране монитора.

2) прочности (связности) модуля;

Существует гипотеза о глобальных данных, утверждающая, что глобальные данные вредны и опасны. Идея глобальных данных дискредитирует себя так же, как и идея оператора безусловного перехода goto. Локальность данных дает возможность легко читать и понимать модули, а также легко удалять их из программы.

Связность (прочность) модуля (cohesion) - мера независимости его частей. Чем выше связность модуля - тем лучше, тем больше связей по отношению к оставшейся части программы он упрятывает в себе. Можно выделить типы связности, приведенные ниже.

Функциональная связность. Модуль с функциональной связностью реализует одну какую-либо определенную функцию и не может быть разбит на 2 модуля с теми же типами связностей.

Последовательная связность. Модуль с такой связностью может быть разбит на последовательные части, выполняющие независимые функции, но совместно реализующие единственную функцию. Например, один и тот же модуль может быть использован сначала для оценки, а затем для обработки данных.

Информационная (коммуникативная) связность. Модуль с информационной связностью - это модуль, который выполняет несколько операций или функций над одной и той же структурой данных (информационным объектом), которая считается неизвестной вне этого модуля. Эта информационная связность применяется для реализации абстрактных типов данных.

Обратим внимание на то, что средства для задания информационно прочных модулей отсутствовали в ранних языках программирования (например, FORTRAN и даже в оригинальной версии языка Pascal). И только позже, в языке программирования Ada, появился пакет - средство задания информационно прочного модуля.

3) сцепления модуля с другими модулями;

Сцепление (coupling) - мера относительной независимости модуля от других модулей. Независимые модули могут быть модифицированы без переделки других модулей. Чем слабее сцепление модуля, тем лучше. Рассмотрим различные типы сцепления.

Независимые модули - это идеальный случай. Модули ничего не знают друг о друге. Организовать взаимодействие таких модулей можно, зная их интерфейс и соответствующим образом перенаправив выходные данные одного модуля на вход другого. Достичь такого сцепления сложно, да и не нужно, поскольку сцепление по данным (параметрическое сцепление) является достаточно хорошим.

Сцепление по данным (параметрическое) - это сцепление, когда данные передаются модулю, как значения его параметров, либо как результат его обращения к другому модулю для вычисления некоторой функции. Этот вид сцепления реализуется в языках программирования при обращении к функциям (процедурам). Две разновидности этого сцепления определяются характером данным.

· Сцепление по простым элементам данных.

· Сцепление по структуре данных. В этом случае оба модуля должны знать о внутренней структуре данных.

4) рутинности (идемпотентность, независимость от предыдущих обращений) модуля.

Рутинность - это независимость модуля от предыдущих обращений к нему (от предыстории). Будем называть модуль рутинным, если результат его работы зависит только от количества переданных параметров (а не от количества обращений).

Модуль должен быть рутинным в большинстве случаев, но есть и случаи, когда модуль должен сохранять историю. В выборе степени рутинности модуля пользуются тремя рекомендациями.

· В большинстве случаев делаем модуль рутинным, т. е. независимым от предыдущих обращений.

· Зависящие от предыстории модули следует использовать только в тех случаях, когда это необходимо для сцепления по данным.

· В спецификации зависящего от предыстории модуля должна быть четко сформулирована эта зависимость, чтобы пользователи имели возможность прогнозировать поведение такого модуля.

Для уменьшения сложности программной системы она разбивается на множество небольших, в высокой степени независимых модулей. Модуль - это замкнутая программа, которую можно вызвать из любого другого модуля системы. Это фрагмент программного текста, являющийся строительным блоком для физической структуры системы. Как правило, модуль состоит из интерфейсной части и части-реализации. Модули можно разрабатывать на различных языках программирования и отдельно компилировать. Высокой степени независимости модулей программной системы можно достичь с помощью двух методов оптимизации: усилением внутренних связей в каждом модуле и ослаблением взаимосвязи между ними. Модульное программирование возникло в начале 60-х гг. XX в. . При создании программных систем оно дает следующие преимущества:

  • упрощаются разработка и реализация программных систем;
  • появляется возможность одновременной (параллельной) работы исполнителей, что позволяет сократить сроки создания ПС;
  • упрощается настройка и модификация ПС;
  • возникает много естественных контрольных точек для наблюдения за продвижением проекта;
  • можно создавать библиотеки наиболее употребительных программ;
  • облегчается чтение и понимание программы;
  • обеспечивается более полное тестирование;
  • становится проще процедура загрузки в оперативную память большой ПС (эффективность распределения программы по страницам при работе в виртуальной памяти зависит от способа ее разбиения на модули).

Наряду с этими преимуществами имеются и некоторые недостатки, которые могут привести к возрастанию стоимости программной системы:

  • может увеличиться время исполнения программы;
  • может возрасти размер требуемой памяти;
  • может увеличиться время компиляции и загрузки;
  • проблемы организации межмодульного взаимодействия могут оказаться довольно сложными.

Перечислим основные свойства и требования к модулям .

  • 1. Модуль возникает в результате сепаратной компиляции или является частью результата совместной компиляции. Он может активизироваться операционной системой или быть подпрограммой, вызываемой другим модулем.
  • 2. На содержимое модуля можно ссылаться с помощью его имени.
  • 3. Модуль должен возвращать управление тому, кто его вызвал.
  • 4. Модуль может обращаться к другим модулям.
  • 5. Модуль должен иметь один вход и один выход. Иногда программа с несколькими входами может оказаться короче и занимать меньше места в памяти. Однако опыт модульного программирования показал, что разработчики предпочитают иметь несколько похожих модулей, но не использовать несколько входов и выходов в одном модуле. Это объясняется тем, что единственность входа и выхода гарантирует замкнутость модуля и упрощает сопровождение программной системы.
  • 6. Модуль сравнительно невелик. Размеры модуля влияют на степень независимости элементов программы, легкость ее чтения и тестирования. Обнаружено, что небольшие модули позволяют строить такие программы, которые легче изменять. Такие модули чаще используются, они облегчают оценку и управление разработкой, их можно рекомендовать и достаточно опытным, и неопытным программистам. Можно было бы удовлетворить критериям высокой прочности и минимального сцепления, спроектировав программу как несколько больших модулей, но вряд ли таким образом была бы достигнута высокая степень независимости. Как правило, модуль должен содержать от 10 до 100 операторов языка высокого уровня (в некоторых публикациях - до 200).

С другой стороны, небольшие модули дольше проектируются, медленнее работают. Состоят все вместе из большего числа предложений исходного текста, требуют большей документации, их написание может быть менее приятным для программиста.

  • 7. Модуль не должен сохранять историю своих вызовов для управления своим функционированием. Такой модуль называют предсказуемым. Модуль, хранящий следы своих состояний при последовательных вызовах, не является предсказуемым. Все модули ПС должны быть предсказуемыми, т.е. не должны сохранять никакой информации о предыдущем вызове. Хитрые, неуловимые, зависящие от времени ошибки возникают в тех программах, которые пытаются многократно вызвать непредсказуемый модуль.
  • 8. Структура принятия решения в модуле должна быть организована таким образом, чтобы те модули, на которые прямо влияет принятое решение, были подчиненными (вызываемыми) по отношению к принимающему решение модулю. Таким образом, обычно удается исключить передачу специальных параметров-индикаторов, представляющих решения, которые должны быть приняты, а также принимать влияющие на управление программой решения на высоком уровне в иерархии программы.
  • 9. Минимизация доступа к данным. Объем данных, на которые модуль может ссылаться, должен быть сведен к минимуму. Исключение сцепления по общей области, внешним данным и по формату - хороший шаг в этом направлении. Проектировщик должен попытаться изолировать сведения о любой конкретной структуре данных или записи в базе данных в отдельном модуле (или небольшом подмножестве модулей) -возможно, за счет использования информационно прочных модулей.
  • 10. Внутренние процедуры. Внутренняя процедура, или подпрограмма, - это замкнутая подпрограмма, физически расположенная в вызывающем ее модуле. Таких процедур следует избегать по нескольким причинам. Внутренние процедуры трудно изолировать для тестирования, и они не могут быть вызваны из модулей, отличных от тех, которые их содержат. Это не соответствует идее повторного использования. Конечно, имеется альтернативный вариант - включить копии внутренней процедуры во все модули, которым она нужна. Однако это часто приводит к ошибкам (копии часто становятся «не совсем точными») и усложняет сопровождение программы, поскольку, когда процедура изменяется, все модули нужно перекомпилировать.