Сколько оперативы. Почему не хватает оперативной памяти и что делать в такой ситуации? Решение проблемы. Производители оперативной памяти: какой лучше. И – заключительные советы

Объём оперативной памяти

Далее остановимся подробнее на следующей важной характеристике оперативной памяти – ее объеме. Вначале следует отметить, что он самым непосредственным образом влияет на количество единовременно запущенных программ, процессов и приложений и на их бесперебойную работу. На сегодняшний день наиболее популярными модулями являются планки с объемом: 4 Гб и 8 Гб (речь идет про стандарт DDR3).

Исходя из того, какая операционная система установлена, а также, для каких целей используется компьютер, следует правильно выбирать и подбирать объем ОЗУ. В большинстве своем, если компьютер используется для доступа к всемирной паутине и для работы с различными приложениями, при этом установлена Windows XP, то 2 Гб вполне достаточно.

Для любителей «обкатать» недавно вышедшую игру и людей, работающих с графикой, следует ставить как минимум 4 Гб. А в том случае, если планируется установка виндовс 7 , то понадобится еще больше.

Самым простым способом узнать, какой для вашей системы необходим объем памяти, является запуск Диспетчера задач (путем нажатия комбинации на клавиатуре ctrl+alt+del) и запуск самой ресурсопотребляющей программы или приложения. После этого необходимо проанализировать информацию в группе «Выделение памяти» - «Пик».

Таким образом можно определить максимальный выделенный объем и узнать, до какого объёма её необходимо нарастить, чтобы наш высший показатель умещался в оперативной памяти. Это даст вам максимальное быстродействие системы. Дальше увеличивать необходимости не будет.

Выбор оперативной памяти

Сейчас перейдем к вопросу выбора оперативки, наиболее подходящей конкретно вам. С самого начала следует определить именно тот тип ОЗУ, который поддерживает материнская плата вашего компьютера. Для модулей разных типов существуют разные разъемы соответственно. Поэтому, чтобы избежать повреждений системной платы или непосредственно модулей, сами модули имеют различные размеры.

Об оптимальных объемах ОЗУ говорилось выше. При выборе оперативной памяти следует акцентировать внимание на ее пропускную способность. Для быстродействия системы наиболее оптимальным будет тот вариант, когда пропускная способность модуля совпадает с той же характеристикой процессора.

То есть, если в компьютере стоит процессор с шиной 1333 МГц, пропускная способность которого 10600 Мб/с, то для обеспечения наиболее благоприятных условий для быстродействия, можно поставить 2 планки, пропускная способность которых 5300 Мб/с, и которые в сумме дадут нам 10600 Мб/с.

Однако, следует запомнить, что для такого режима работы модули ОЗУ должны быть идентичны как по объему, так и по частоте. Кроме того, должны быть изготовлены одним производителем. Вот краткий список производителей хорошо себя зарекомендовавших: Samsung, OCZ, Transcend, Kingston, Corsair, Patriot.

В конце стоит подытожить главные моменты:

  • Исходя из определения: оперативная память или ОЗУ - это составная часть компьютера, необходимая для временного хранения данных, которые в свою очередь необходимы процессору для его работы.
  • После завершения каких-либо операций (закрытия программ, приложений) все связанные с ними данные удаляются из микросхемы. А при запуске новых задач в неё с жесткого диска загружаются данные, которые необходимы процессору в данный момент времени.
  • Скорость доступа к данным, находящимся в оперативной памяти, в несколько сотен раз больше скорости доступа к информации, которая находится на жестком диске. Это позволяет процессору использовать нужную информацию, получая к ней мгновенный доступ.
  • На сегодняшний день самые распространенные 2 типа: DDR3 (с частотой от 800 до 2400 МГц) и DDR4 (от 2133 до 4266 МГц). Чем выше частота, тем быстрее работает система.

Если у вас возникли трудности с выбором оперативной памяти, если не можете определить, какой тип ОЗУ поддерживает ваша материнская плата и какой объем будет больше соответствовать нуждам, то вы всегда можете обратиться в сервис сайт. Мы - это компьютерная помощь на дому в Москве и Подмосковье. Наши специалисты помогут с выбором, заменой и установкой в компьютер или ноутбук.

Те пользователи, кто хотя бы раз испытал восторг от увеличения размера оперативной памяти своего компьютера в два или более раз, уверены, что чем больше памяти, тем быстрее работает компьютер. Однако правило «больше памяти — быстрее компьютер» работает не всегда. После определенного значения эффект уменьшается, а затем и вовсе пропадает. Сейчас попробуем разобраться, сколько памяти теоретически можно установить в компьютер, а сколько действительно нужно для оптимальной работы приложений и операционной системы.

Сколько памяти можно установить?

Теоретический предел для 32-разрядных систем — 3 с небольшим гигабайта. 64-разрядная же система теоретически могла бы работать с 16.8 миллионов террабайт!

Сегодня, когда программы оптимизированы под работу с большими объемами памяти, RAM-диск теряет часть своей привлекательности. А если учесть, что все данные на нем потеряются при сбое питания, то идея создания такого виртуального накопителя в домашних условиях теряет актуальность.

Итак, оптимальный объем памяти для домашнего компьютера — 8 Гб. В этом случае планки памяти будут оправдывать те деньги, которые вы в них вложили.

А лучший ответ на вопрос «Куда девать свободную память?» звучит для современных операционных систем так: «Не мешайте работать!». Т.е. просто оставьте память в покое — система сама знает, как ее лучше использовать, просто работайте с программами и играми.

Обязательно обратите внимание на статью , в которой раскрываются многие моменты по работе памяти.

Если объем оперативной памяти позволяет одновременно использовать большое количество программ — это замечательно, потому что можно быстро переключаться между ними, не прибегая к закрытию программ.

Если вы любите играть в современные компьютерные игры и вас интересует, сколько нужно для игр в 2018 году, то этот пост будет вам полезен. Ориентироваться также я буду и на игры 2016-2017 годов, но данная информация будет актуальной и в 2018 году, ведь игровая индустрия не развивается большими скачками.

У продвинутых геймеров стоит память типа DDR-4, это самая последняя, которую можно приобрести в магазине. Но и память DDR-3 далеко не отошла, она скорее у большинства пользователей и стоит. И только у некоторых, вроде меня, стоит еще DDR-2 память. Постараюсь в этом году притянуть к себе созидательные силы вселенной , которые поспособствуют мне сделать апгрейд в этом году и перейти на систему с райзен плюс DDR-4. Кстати установлено у меня 6 гб оперативной памяти.

Pro Evolution Soccer 2018. Несмотря на название, игра вышла в 2017 году. В системных требованиях указано 8 гб оперативной памяти. Графика отличная, впрочем, как и у других современных игр. Не фанат футбола и не проверял пойдет ли игра с меньшим объемом ОЗУ.

Sonic Forces. Игра 2017 года. С Соником я впервые познакомился на сеге, когда обменялся с другом картриджем поиграть на приставке. Потом еще на телефон ставил эту игру. На дворе 2018 год, а игры с Соником до сих пор выпускают. Здесь можно еще играть за Шэдоу — черного антропоморфного ежа. Игра требует наличие 4 гб оперативной памяти.

Wolfenstein II: The New Colossus. Игра вышла в 2017 году. Реально требовательная игруля, в комментариях к игре не то что об оперативной памяти, там все о видео памяти общаются, у кого сколько гб игра использует. Там у некоторых по 5.5 гб. Так что, если у вас слабоватый комп — не думайте об этой игре даже. Возможно она и пойдет на 6 гб с пониженными настройками и не высоким разрешением, если у вас не плохой и , но лучше иметь 8 гб ОЗУ, для комфортной игре.

ARK: Survival Evolved. Вышла в 2017 году. Вышла в 2017 году. Игра требует 4 гб оперативки. Даже процессор двухъядерный указан. Но что меня удивило, так это 106 гб места на , после установки занимает. Многовато конечно. Как я понял, игра еще слабо оптимизирована. Т.е. вылеты, синие экраны смерти. Отзывы смешанные. Тем не менее в стиме я вижу 177 тысяч покупок этой игры, а стоит она на момент написания игры — косарь. Возможно были скидки, может даже бесплатные раздачи лицензионной версии, но взять половину этой цифры это уже получается за игру заплатили ~85 миллионов рублей. Так что наверняка игру будут допиливать и улучшать. Но она больше многопользовательская, нежели одиночная.

Prey. Игру выпустили в 2017 году. В системных требованиях указано 8 гб оперативной памяти. Чисто игра для одного игрока. Отзывы очень положительные, к тому же есть русская озвучка, хотя игру купило всего 13 тысяч человек. Тот же Fallout 4 купило более 130 тысяч человек, а русской озвучки нету даже. Обидно. В игре вам предстоит уничтожать таинственных существ на орбитальной станции и не только.

Call of Duty: WWII. Вышла в 2017 году. Последнюю Колл оф Дьюти, которую я прошел, была: Модерн варфаре. Её я к тому же на ноутбуке прошел. Если вы любите пострелять и игры про Вторую мировую, то должно быть WWII вам понравится. Отзывов в стиме можно почитать массу. В среднем игру оценили на 6 из 10 баллов, многим не понравилась. Игра требует 8 гб ОЗУ.

Дамы и господа, на этом я данный список игр закончу. Нет смысла сюда прикреплять много игр. Как вы наверное уже поняли, современные игры требуют 8 гб оперативной памяти. Данный пост публикуется в январе 2018 года и многие игры только выйдут в этом году, но можно смело предположить, что они будут требовать по железу не менее 8 гб ОЗУ. Лишь некоторые игры будут менее требовательны к памяти и им будет достаточно 4-6 гб.

Судя по комментариям, сейчас уже у многих по 16-24 гб памяти в игровом компьютере. Так что менее 8 гб — это уже ни о чем, для новинок игровой индустрии. У меня вот 6 гб, но я и играю в старые игрушки, в Soulstorm с товарищами или в Fallout 3. Вот не знаю четвертый Фаллаут пойдет или нет, но на пониженном разрешении я точно играть не буду. Но с этой штукой и правильными мыслями у меня будет 32 гб озу.

Надеюсь я на ваш вопрос о том, сколько оперативной памяти нужно для игр в 2018 году ответил и вы сможете собрать себе хороший компьютер. Если у вас бюджет ограничен, то ставьте 8 гб памяти. Если же можете позволить больше, то ставьте 16 гб. Ставить 24-32 гб не вижу смысла, если только перед друзьями похвастаться или в . У кого-то может быть установлено 64 гб памяти и столько реально используется, ну это может быть у каких-нибудь музыкантов, там крутой звук, разное пение какое-нибудь хоровое высокого качества, а для игр на Full-HD или чуть шире, 16 гб более чем достаточно. Можно еще 12 гб поставить, но тогда вам понадобится 2 планки по 4 гб и 2 планки по 2 гб и плату на 4 слота под память. А так как не дорогие платы на 2 слота, то можно взять 2 платы по 4 гб, а в случае чего, можно будет купить 2 по 8 гб и у вас станет 16 гб, а старую чуть дешевле продать на том же Авито, потеряете может тысячу рублей, но у вас её с гарантией купят точно и не нужно будет покупать дорогую плату на 4 слота памяти.

Еще хочу обратить ваше внимание на тот момент, что если у вас монитор 4К, то объем оперативной памяти, указанный в системных требованиях, умножайте на 1.5-2.0. Т.е. если указано 8 гб, то на 4К игра может потреблять 12-16 гб памяти.

Желаю, чтобы у вас было хорошее на компьютере и игры доставляли удовольствие, а не негатив. Приятных вам игровых прохождений.

Пользователи, интересующиеся «на что влияет компьютера» и задающие подобные вопросы пришли по правильному адресу. В статье раскрыты все эти темы. Но прежде, чем перейти к решению проблем, давайте разберемся, что такое оперативная память и сколько оперативной памяти нужно. Оперативная память или оперативно-запоминающее устройство ОЗУ (англ. RAM) – энергозависимая (кратковременная, непостоянная) память.

При выключении компьютера она обнуляется, потому и называется энергозависимой. Она нужна для временного хранения промежуточных данных, что обрабатываются процессором, и выполняемого ныне машинного кода. В ОЗУ хранятся запущенные приложения, службы и промежуточный результаты их функционирования.

Оперативная память для компьютера изготавливается в виде так называемых «планок» с неимоверным числом транзисторов (динамическая) или транзисторов и конденсаторов (статическая). Установить оперативную память в соответствующий разъем, коим оснащена материнская плата, сможет любой пользователь.

Неправильно ее не поставишь – различные модели планок оснащаются ключами – пропилами, для которых на материнской плате расположены аналогичные по форме выпуклости. Благодаря такому выполнению пользователь сможет увеличить оперативную память компьютера или заменить неработающую «планку» в считанные секунды.

Сколько нужно оперативной памяти на компьютере

Разберемся, сколько оперативной памяти нужно, чтобы современный компьютер справлялся с поставленными задачами.

Оптимального объема ОЗУ в природе нет, и на это есть две главные причины.

  1. Компьютеры используются для решения различных задач (одному юзеру достаточно запуска проигрывателя, браузера и офисных приложений, другой – работает с ресурсоемкими приложениями для видеомонтажа, трёхмерного и прочего моделирования, третий – играет в новые игры).
  2. Закон Мура. Хоть его работа за последние пару лет подвергается сомнениям (он перестает работать), но необходимый для нормальной работы компьютера объем ОЗУ постоянно возрастает.

Рассмотрим необходимое для 2016 года количество ОЗУ.

2 ГБ

Начнем с того, что инсталляции операционных систем Windows, необходимо 2 Гб оперативной памяти. При меньшем объеме необходимо пользоваться только XP.

Компьютер с 2 ГБ RAM считается офисным – на нем комфортно работать с офисными приложениями, интернетом, смотреть фильмы.

В таком случае используйте файл подкачки или виртуальную память (аналог ОЗУ, в которой неиспользуемые на текущий момент данные записываются на жесткий диск). Она появилась со времен Vista.

4 Гб

Такое количество памяти сейчас– оптимальное. В пользователь Windows 7 -10 сможет без проблем работать в графических и видео редакторах, с веб-приложениями. То, что нужно для нормальной работы, периодического конвертирования файлов и обработки видео.

8 Гб

Почти каждая игра, выпущенная за последние год-полтора, потребляет не менее 4 ГБ ОЗУ. Потому геймерам рекомендуется использовать не менее 8 Гигабайт оперативной памяти. Помните, что скорость игр в первую очередь зависит от производительности видеокарты, а уж потом — оперативной памяти.

В 2017 году объем нужной оперативной памяти можно увеличивать в 1,5 раза. И для последних новинок игр достаточно будет 12 Гб.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Как узнать количество оперативной памяти?

Что собой представляет ОЗУ, разобрались. Теперь перейдем к методам, что помогут определить ее объем на компьютере или ноутбуке. Для этого хватит и средств операционной системы.Но для получения подробных данных (для желающих увеличить оперативную память на компьютере) придётся прибегнуть к использованию сторонних утилит.

Смотрим объем оперативной памяти средствами Windows

Первый способ – простейший и быстрейший. Чтобы увидеть данные про объем ОЗУ, заходим в информационное окно «Система». Делается это нижеприведенными методами:

  • через пункт «Свойства» каталога «Мой компьютер»;
  • заходим в «Мой компьютер» посредством клавиш «Win + E» и жмем «Система» в верхнем меню;
  • идем в «Панель управления», где находим требуемый пункт.
  • При группировке элементов пункт располагается в меню «Система и безопасность».
В открывшемся окошке находим строчку «Установленная память (ОЗУ)»
Аналогичная информация отобразится и после ввода команды «msinfo32» в поисковую строку меню «Пуск» или окошко «Выполнить», вызываемое посредством комбинации «Win + R»
Последний способ узнать количество ОЗУ через графический интерфейс – это команда «dxdiag»,введенная в то же окно «Выполнить» или поисковую строчку

Последний вариант увидеть количество байт RAM вашего компьютера – использование средств командного интерпретатора Windows.

  1. Запускаем командную строку.
  2. Вводим «cmd» в поиск или окошко «Выполнить» и кликаем «Enter».
  3. Вводим команду «winsat mem -v» в текстовой строке.
  4. Жмем «Enter».
Ищем строку «Total physical mem available to the OS»

Узнаем объем RAM посредством сторонних утилит

Увы, разработчики Windows не предусмотрели возможность посмотреть частоту оперативной памяти средствами ОС. Для этого прибегнем к помощи бесплатных утилитSpeccy от Piriform и HWinfo.

Дабы увидеть подробные характеристики оперативной памяти,запускаем утилиту HWinfo.

Она хоть и распространяется на английском языке, но затруднений в эксплуатации не вызовет.

  1. В левом фрейме отображается древовидная структура оборудования ПК.
  2. Переходим в пункт «Memory».
  3. В правом фрейме находятся подробные данные обОЗУ – в первой строчке: «TotalMemorySize» отображается ее суммарный объем.
  4. Чуть ниже, в строке «CurrentMemoryClock»,указана текущая (рабочая) частота ОЗУ.

В бесплатной программе Speccy действия осуществляются схожим образом: запускаем утилиту и переходим в соответствующий раздел.

В правой информационной панели отображена информация про память компьютера

Еще один вариант определить объём ОЗУ – открутить боковую панель компьютера и посмотреть на наклейки на планке или планках RAM. Посмотреть память для ноутбукатаким образом немногим сложнее, потому лучше используйте программные методы.

Виды оперативной памяти

Классифицируется ОЗУ по нескольким показателям. Один мы упомянули ранее – это динамическая DRAM и статическая память SRAM (в зависимости от элементов, на которых выполнены ячейки памяти).

Следующей классификацией RAM является архитектура выполнения и, соответственно, рабочая частота, пропускная способность.Типы оперативной памятив зависимости от архитектуры:

  • DDR – устаревший стандарт ОЗУ, работающей на частотах до 400 МГц.
  • DDR2 – широко используемая, но вытесняемая в последние годы ОЗУ, функционирующая на частотах от 533 до 1066 МГц.
  • DDR3 –набирающий популярность новый стандарт (рабочая частота от 1 до 2 ГГц). Прирост производительности, по сравнению с DDR 2,составляет 5-10%.
  • DDR4 – появившийся в 2014 году образец, рабочая частота которого превышает 2 ГГц.
Популярностью пока не пользуется и предназначена для геймеров, оверклокеров и прочих энтузиастов

Есть и вышедшие из обихода (за редким исключением)виды оперативной памяти: SIMM, DIMM, SDRAM.

Ввиду того, что ОЗУ выполняется в виде быстросъёмных модулей, увеличить оперативную память компьютера не составит труда никому из пользователей. Выбирая оперативную память обязательно обращайте внимание на архитектуру и рабочую частоту.

Теперь вы знаете, сколько оперативной памяти нужно.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.