То, что вам не скажут про High EndГригор Микаэлян. Подключение к сети питания

Десять лет назад, в рамках недавно появившейся тогда серии Azur, английская компания Cambridge Audio впервые анонсировала стереоаппараты под индексом 700. На прошедшей в январе выставке в Лас-Вегасе этот производитель избавился от приставки Audio в своем названии, обновил логотип, а заодно представил новую серию аппаратуры под индексом CX

Сохранить и прочитать потом -

Десять лет назад, в рамках недавно появившейся тогда серии Azur, английская компания Cambridge Audio впервые анонсировала стереоаппараты под индексом 700. На прошедшей в январе выставке в Лас-Вегасе этот производитель избавился от приставки Audio в своем названии, обновил логотип, а заодно представил новую серию аппаратуры под индексом CX. В настоящий момент в нее входит CD-транспорт, сетевой проигрыватель, два полных стереоусилителя и два многоканальных AV-ресивера. Стоимость новинок чуть выше таковой у классических компонентов «шестисотой» серии и существенно ниже флагманской «восьмисотой», так что условно их можно считать пресловутыми «семисотыми». Мы решили протестировать стереокомплект: CD-транспорт CXC, сетевой проигрыватель CXN и полный усилитель CXA80.

Блок питания транспорта построен на базе тороидального трансформатора, а в качестве привода используется модель S3, аналогичная той, что устанавливается во флагманскую «восьмисотую» серию. Выходы, естественно, только цифровые, на то он и транспорт, но с учетом невысокой стоимости и коммутационно-функциональных особенностей остальных компонентов серии это решение выглядит на редкость логичным.

Проигрыватель, в отличие от транспорта, оснащен импульсным БП, а вот сигнальная «начинка» у него значительно шире. За сетевые подключения отвечает контроллер LAN9512-JZX, USB обслуживается контроллером XMOS, а для цифровых входов используется CS8416. Помимо воспроизведения файлового контента с разрешением вплоть до 24/192 с локальных накопителей и по сети, аппарат имеет Интернет-радио, Spotify, AirPlay и Bluetooth aptX. Вынесение беспроводной коммутации из базового функционала в список дополнительных опций (за счет пары проприетарных «свистков») поначалу выглядит несколько замысловато, но потом понимаешь, что пресловутые «свистки» сертифицировать значительно легче, нежели полноценный аппарат, отсюда проистекает экономия времени и денег для конечного потребителя.

Благодаря технологии Anagram Technologies ATF2 (Adaptive Time Filtering) исходный цифровой поток пересчитывается до сигнала с разрешением 24 бит/384 кГц, а уже затем преобразуется в аналоговую форму посредством пары конвертеров WM8740. Проигрыватель оснащен полноцветным дисплеем диагональю 110 мм и пультом ДУ: в принципе, этого уже достаточно для полноценного управления, но при желании можно установить приложение для мобильных устройств на iOS или Android.

В блоке питания усилителя установлены тороидальный трансформатор и банк фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью около 30 тысяч мкФ. Традиционные цифровые входы обслуживаются приемником CS8416, за USB отвечает контроллер XMOS, а цифро-аналоговое преобразование возложено на конвертер WM8740. Кроме этого, имеется возможность Bluetooth-коммутации. Регулировка уровня сигнала осуществляется моторизованным потенциометром Alps, а в оконечных каскадах каждого канала установлена пара полевых транзисторов Sanken, STD03P и STD03N (160 В/15 А/160 Вт) - нетипичный выбор усилительных элементов для этого производителя, ранее они попадались мне в гораздо более дорогой продукции - в частности, в усилителях Jeff Rowland.

Прослушивание

Продукция компании Cambridge Audio впервые попала в мои руки почти 20 лет назад. На официальном сайте компании тому временному отрезку соответствует исключительно цифро-аналоговый преобразователь Dacmagic, но я прекрасно помню оба CD-проигрывателя: и «четверку» с цифровым BNC-разъемом, и верхнюю «шестерку», оснащенную немыслимым по тем временам балансным выходом. В любом случае, в то время, когда между понятиями Hi-Fi и Made in Japan было принято ставить знак равенства, а на передних панелях аппаратов с трудом хватало места для органов управления, английский минимализм выглядел, как минимум, экстравагантно. И будил интерес, а прослушивание делило людей на две категории. Большая часть изрекала что- то вроде «Не может этого быть, это же не... (в этом месте подставляется практически любой японский бренд тех лет, в том числе и те, о которых давно ни слуху ни духу), и вообще, у проигрывателя нет регулировки громкости и программы треков, как я буду с этим жить?».

Другая - малочисленная - часть посетителей уходила в глубокой задумчивости, и некоторые из них потом возвращались и после долгих расспросов просили завернуть товар. Именно тогда я задумался о том, что часто люди покупают не звук - они покупают средство, которое должно им помочь поверить в то, что именно оно отвечает их чаяниям, взращенным на чужом мнении, почерпнутым из чужих комментариев. С тех пор во мне поселились стойкая антипатия к фразам типа «я тут прочитал на форуме» и огромное уважение к ныне покойному Полу Массону, который на пальцах и на графиках показывал, как должна строиться стратегия компании и как она должна реагировать на постоянно изменяющиеся мировые тенденции. Всё, что я наблюдаю с тех пор, безукоризненно укладывается в концепцию «мониторинг/анализ/выработка собственной стратегии/реализация на аппаратном уровне/ комплекс мероприятий, разъясняющих широкой общественности преимущество нового товара». Профит. Как для компании, так и для потребителя. Без этого все остальное - monkey business.

В усилителе заявлено 80 Вт на 8 Ом, что не кажется избыточным для вполне полновесного форм-фактора. И даже 120 Вт для 4 Ом в классе АВ выглядят, по крайней мере, не впечатляюще. Другой вопрос, что класс АВ допускает, как бы помягче выразиться, достаточно широкие вариации относительно того, принадлежит он к расточительному классу А или плавно смещается в глубокий класс В, к тому же данный класс не подлежит ни контролю, ни экспертизе, ни наложению штрафных санкций. И, следовательно, самый честный из производителей, который все сделает по уму и по совести, рискует оказаться не в самом выгодном положении. Чаще всего - попросту в дураках.

Но здесь начинает работать один достаточно важный фактор - известность. И потому за CXA80 я переживаю менее всего. Усилитель со встроенным ЦАПом, обладающий фамильным звуком Cambridge Audio, не может не прийтись ко двору. Вдобавок ко всему, он «упакован» по полной программе. Для неофитов - самый полный из возможного функционал, для знатоков и почитателей - настоящий фирменный звук от Cambridge. И позволю себе заметить, что система, состоящая из транспорта, сетевого плеера и усилителя, - не самый распространенный способ комплектации, хоть и кажется более чем логичным в мире цифровых технологий усекать излишние опции источника, особенно с учетом того, что сетевой плеер медленно, но неумолимо вытесняет физические носители.

У будущего обладателя системы появляется возможность использовать ЦАП усилителя либо преобразователь медиаплеера. Отслушав тестовый материал, я однозначно сделал выбор в пользу второго варианта. К ЦАПу усилителя нет никаких претензий, но ровно до тех пор, пока не подключишь транспорт к сетевому плееру. Что называется, почувствуйте разницу.

Попутно замечу, что CXN проигрывает такое количество форматов, что альтернативы ему очень долго поискать, плеер читает контент с диска в файловой системе NTFS, чего ближайшие конкуренты делать не умеют - и не факт, что когда-нибудь научатся, а это, как минимум, означает, что вам придется иметь два отдельных накопителя для аудио и для видео, поскольку отбирать фильмы по принципу «менее 4 ГБ», чтобы они могли быть записаны файловой системой FAT32, - занятие бесперспективное и лишенное всякого смысла. Используется ли в качестве источника CD-транспорт или сетевой плеер - система воссоздаёт убедительные звуковые образы, наделяя их адекватными тембральными характеристиками.

Что касается мощностных параметров, усилитель без видимых усилий «прокачал» все акустические системы, которые были в нашем распоряжении, в том числе и напольные, с весьма серьёзным набором динамиков. Громкость в этом случае можно регулировать либо на сетевом плеере, либо на усилителе. У меня есть свои соображения, как это делается в первом и во втором случае, но оставлю их при себе, замечу только, что на слух управление громкостью через усилитель предпочтительней. И это не из области «кажущегося», а из разряда устойчивых ощущений. Образы обретают телесность, сцена раздвигается, и просыпается ощущение, что именно так все сделано правильно. Словно внутренний голос говорит фрекен Бок, отправляющейся на передачу о привидениях, что она выбрала правильные стельки. Одним словом, ты понимаешь, что ты прав, - и точка. Чувствуешь это кожей и внутренними органами, и сама мысль о предъявлении доказательств кажется оскорбительной. В конце концов, каждый может повторить мой опыт и убедиться самолично.

Некий сумбур в отчете о прослушивании данной системы связан с тем, что, как ни странно, это, пожалуй, единственная система из представленных на рынке, которая самой структурой расставляет приоритеты по части источников. У подавляющего большинства конкурентов сетевые плееры - опции, здесь же он не просто встроен в структуру, но и выполняет функции ЦАПа. Казалось бы, это нынче весьма логично, но многие ли способны собирать пирамидку наоборот вследствие изменившихся тенденций?

Вывод

На мой взгляд, протестированный комплект Cambridge представляет собой самую интересную систему из появлявшихся на свет за последние несколько лет. Это не просто результат ребрендинга. Это взгляд в будущее. И помяните мои слова: когда масса изделий нынешних мейджоров будет украшать полки музеев и комиссионок, полки магазинов будут заняты продуктами Cambridge, потому как держать руку на пульсе - значит владеть миром. Но это, скорее, головная боль дирекции компании, а что до рядового покупателя - то у него появился шанс приобрести что-то действительно стоящее, и на его месте я бы этот шанс не упускал.

Контрольная система

Акустические системы KEF Reference 5;
сетевые кабели QED Qonduit P-MC;
цифровой кабель QED Qunex Signature;
цифровой кабель QED Reference Optical QUARTZ;
цифровой кабель QED Performance USB A-B Graphite;
межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603

Подготовлено по материалам журнала "Pro High End", №10, 2015 г. http://prohighend.ru

Страница 10

Важные рекомендации относительно сети питания и механической установки (инсталляции)

Теперь, когда нам известны все подробности относительно истории и конструкции аппаратов-участников тестирования, можно приступить к прослушиванию. Но перед этим необходимо рассказать о важнейших подготовительных операциях.

1. Подключение к сети питания

Многие часто забывают или не обращают внимания на правильность включения в электрическую розетку „фазы“ и „нуля“ .

Мы советуем проделывать эксперименты даже в том случае, если вы приобрели мини-систему со встроенным кабелем. О дорогой аппаратуре говорить излишне - при ее использовании ошибки подключения заметны куда сильнее. При неправильном включении нарушается верность динамических переходов, разрушается тембр, искажается музыкальная вертикаль и маскируются многие тончайшие интонационные ансамблевые взаимодействия звуков. Поэтому мы еще раз напоминаем, что при подключении любой аппаратуры, и тем более high end, необходимо с помощью специального фазового индикатора определить полярность включения.

Если кабель включен в сеть, то на разъеме, который должен вставляться в соответствующий разъем аппарата, проба на фазу должна быть положительной (загорается светодиод) тогда, когда индикатор прикасается к правому контакту (при положении „крыша домика сверху“, если смотреть на выход разъема).

Особое внимание при работе компонентов класса high end следует уделить качеству и конструкции самих сетевых кабелей. Желательно, чтобы они были сделаны из очищенной меди и имели диэлектрик с низким коэффициентом диэлектрической постоянной. Проверить диэлектрик кабеля (как сетевого, так и акустического) очень просто: нужно потереть его шерстяной тряпочкой или о волосы, после чего проверить, как прилипает к нему мелко разорванная бумага. Если прилипает с трудом и только при непосредственном прикосновении, то диэлектрик подходящий. Если же бумажки буквально подлетают к диэлектрику, то кабель плохой. Звучание системы, работающей с такими сетевыми или акустическими кабелями, будет „свинцовым“, неповоротливым, не передающим моторику исполнения, вязким, неинтересным на классике и т. д. Наряду с этим оно может обладать характеристиками, привлекательными для аудиофилов: звучание может быть чистым, прозрачным, крупным и иметь все достоинства, за которые дилетанты обычно любят звучание.

Существуют специальные, разработанные для аудиоаппаратуры сетевые кабели и удлинители. И опять следует сделать предупреждение. Очень часто эти кабели не улучшают, а ухудшают звучание, разрушая музыкальную вертикаль. Поэтому приобретать такие кабели надо только в том случае, когда вы абсолютно уверены, что они улучшают воспроизведение. Нам дали на тестирование несколько сетевых кабелей разных ценовых категорий. Мы использовали их не только в данном тестировании, но и при тестировании других комплектов, представленных в этом номере. Отметим, что кабели средней ценовой категории по-разному вели себя в разных комплектах. Порой они на порядок улучшали качество воспроизведения, укрупняя масштаб сцены, делая звуки чище, а тембры богаче. В другой раз звучание становилось привлекательным с аудиофильской точки зрения: звуки становились крупнее и чище, но при этом разрушалась микродинамика, огрублялись интонации, пропадали связи между оркестровыми линиями. Те варианты комплектов, в которых эти кабели приносили особую пользу, мы отметили, включив эти кабели в состав комплекта.

Хочется особо представить кабель „The Gryphon Online Mk 3“. Словно оправдывая свою высокую цену (1030 долларов), он во всех комплектах вел себя превосходно. При его использовании становились слышны мельчайшие музыкальные детали, „всплывала на поверхность“ утонченность музицирования крупных музыкантов, в лучших комплектах создавался почти реальный масштаб тембровой драматургии. Применение этого кабеля улучшит воспроизведение любой системы, и мы рекомендуем его приобретать, если, конечно, позволяют возможности.

Необходимо подчеркнуть еще один очень важный момент. Это последовательность включения аппаратуры в розетки удлинителя (кстати, желательно, чтобы кабель удлинителя был той же конструкции, что и соединительные сетевые кабели аппаратуры). Первым по ходу тока, то есть тем, который находится ближе к кабелю удлинителя, непременно должен быть включен источник сигнала (проигрыватель CD, DVD, LP и т. д.). Причем если проигрыватель состоит из двух блоков - транспорта и конвертера, то первым должен быть включен транспорт, а уже за ним конвертер. Далее следует предварительный усилитель, и только в конце - усилители мощности.

Если имеется такая возможность, то лучше использовать две линии кабелей от щитка-распределителя до аппаратуры: одну на цифровые компоненты (скажем, транспорт и ЦАП), другую – на аналоговые (усилители). При этом следует всегда помнить, что заземляющие контакты сетевых вилок должны быть всегда соединены между собой! Это обеспечивает соединение всех корпусов компонентов, что необходимо для верного воспроизведения записей. Всегда следует использовать европейские розетки (с “земляным” контактом), независимо от того, есть у вас в квартире отдельное заземление или нет. Если используются несколько независимых розеток или колодок с розетками, то необходимо всегда проверять наличие связи между их земляными контактами. Опытные специалисты должны уметь точно определять наличие или отсутствие проблем с сетевым питанием на слух.

При подключении нужно знать еще некоторые нюансы. В колодке удлинителя, где находятся розетки, провод в подавляющем большинстве случаев подведен не к началу контактных пластин, а между первой и второй розеткой. Разберите колодку и проверьте. Если это так, то мы советовали бы вообще не использовать первую розетку, а начать подключение только со второй. Но лучше приобретать розетки и колодки, специально разработанные для высококачественной домашней аудиоаппаратуры. Одна из рекомендаций – продукция фирмы “Furutech”.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ В КАЧЕСТВЕ УДЛИНИТЕЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫЙ СЕТЕВОЙ ФИЛЬТР ТИПА „PILOT“!!! Он очень пагубно влияет на качество воспроизведения аппаратуры. При использовании компьютерных сетевых фильтров, в воспроизведении теряются динамические оттенки, классическая музыка становится скучной и невыразительной. НЕ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТАКЖЕ УДЛИНИТЕЛИ С ВЫКЛЮЧАТЕЛЕМ: любая лишняя преграда или контакт на пути тока пагубно влияют на звук.

В идеале к месту, где будет располагаться аппаратура класса high end, должна быть проведена отдельная обычная, а лучше, специальная электрическая линия сети питания, желательно с заземлением (не удивляйтесь, ведь именно так поступают со стиральными машинами и электроплитами). Кабель для этой цели в магазине электротоваров следует выбирать так же, как описано выше: потереть кусочком шерсти или о волосы, чтобы проверить, не очень ли сильно электризуется диэлектрик. Кабель должен быть обязательно многожильным. Из простых отечественных, хорошо зарекомендовал себя “ПВС” (сечением четыре или шесть квадратов). Из специальных, отлично ведут себя кабели японской фирмы “Furutech”.

2. Установка

Стойки . Приобретая аппаратуру такого уровня, вам следует приобрести и специальные виброгасящие стойки.

Они очень сильно влияют на качество воспроизведения, это не простой элемент дизайна квартиры. К сожалению, мы пока не тестировали стойки разных производителей, но можем дать общие важные советы. Лучшие результаты при воспроизведении акустической музыки дают стойки, в которых полки сделаны из дерева или фанеры. Следующими идут стекло и акрил. Качественные стойки никогда не качаются и не шатаются, даже если вы их толкаете с усилием.

СОВЕРШЕННО НЕДОПУСТИМО СТАВИТЬ АППАРАТУРУ НА МРАМОР ИЛИ ГРАНИТ!!!

Эти материалы полностью разрушают тембры акустических инструментов. На мраморе исчезает объемность звука, выделяются шумы звукоизвлечения, которые создают эффект ложной детальности, духовые крупные звуки инструментов превращаются в сфокусированные маленькие игрушки. Использовать камень могут советовать только те аудиофилы, для кого отдельные звуки понятнее, а главное, важнее самой музыки. Они, как правило, не разбираются в классической музыке. Миф о том, что мрамор улучшает звучание, возник именно в рядах аудиофилов, а не меломанов. Аудиофилы объясняют эффект от использования камней тем, что мрамор и гранит будто бы абсолютно гасят резонансы. Но это неверно. Резонансы могут абсолютно отсутствовать только при одном условии: камни должны находиться в пространстве с температурой ноль градусов по Кельвину (абсолютный ноль). Во всех остальных случаях, все что находится в земных условиях, имеет частоту собственных колебаний и резонансов. Спектры колебаний всех предметов, соприкасающихся друг с другом, складываются. В случае с аппаратурой, такое сложение вибраций может либо положительно сказаться на конечном качестве воспроизведения, либо нет. Что касается стоек, то нужно, чтобы резонансы их составных частей были небольшими. Спектральные составляющие собственных колебаний стоек и полок должны гармонично накладываться на спектральные состовляющие звучания акустических инструментов, которые воспроизводит аппаратура. Спектральные и резонансные свойства мрамора и гранита не имеют ничего общего с аналогичными свойствами музыкальных инструментов. Характер распределения гармоник у дерева и металла, из которых делаются инструменты, сильно отличается от характера распределения гармоник у камня.Собственные механические колебания мрамора и гранита вносят дисгармонию в передающийся музыкальный сигнал, делают незаметными важнейшие спектральные составляющие тембров акустических инструментов. Если мраморную плиту ударить о твердый предмет и поднести к уху, то можно услышать ее немузыкальный звук. Такими же становятся тембры акустических инструментов, когда воспроизводящая аппаратура стоит на каменных полках. К тому же, в музыке пропадает моторика исполнения.

Шипы . Обязательно уделите особое внимание шипам акустических систем и стоек. После того как вы, вращая шипы, установите акустические системы и стойку горизонтально (с помощью спиртового уровня), нужно очень туго закрутить контргайки. Чем сильнее вы их закрутите, тем более четким, сфокусированным и детальным будет воспроизведение. Если какие-либо модели не предусматривают наличия контргаек в конструкции шипов, то следует туго закрутить сами шипы или ножки.

Соединения кабелей . Надежность и плотность соединения акустических кабелей имеют очень большое значение. Никогда не соединяйте аппаратуру тем кабелем, который уже несколько раз был подсоединен к клеммам и отсоединен от них. Окончательное соединение должно быть произведено заново очищенным кабелем. Используя высококачественные „бананы“ и „лопатки“, вы можете улучшить звучание, но надо иметь в виду, что высококачественные коннекторы стоят дорого. Не пользуйтесь дешевыми коннекторами, они капитально разрушают звук: теряется цельность акустической сцены, разрушается плавный переход от низких к средним и от средних к высоким, на голосах и оркестровых тутти появляются неприятные резонансы. Перед тем как подсоединить кабель к разъемам акустических систем, лучше его залудить специальным припоем, предназначенным для монтажа hi-fi-техники. „Бананы“ или „лопатки“ лучше припаивать. Сухое зажимание провода недопустимо для качественного воспроизведения - это очередной миф, пришедший от аудиофилов. Если конструкция кабеля называется “литцендрат”, то припаивание с обоих концов к лопаткам и бананам объязательна. Перед пайкой “литцендрата” непременно надо острым лезвием зачистить волоски проводников от слоя эмали.

Перед соединением всех кабелей контактные поверхности следует промыть специальной жидкостью или чистым спиртом (но ни в коем случае не одеколоном). Грязные разъемы приводят к потери прозрачности воспроизведения, сильному ограничению частотного диапазона, разрушению переходов между регистрами, нарушению динамического баланса между низкими, средними и высокими. Отлично подходит для чистки контактов специальное средство “Kontakt”, выпускаемое финской фирмой ” Taerosol”.

И еще одна очень важная рекомендация. Если АС имеют возможность подключения по схеме bi-wiring или tri-wiring, то мы настоятельно рекомендовали бы использовать именно такое подключение. Если по финансовым причинам вы не можете приобрести такого количества кабеля, то следует запустить глубоко очищенный голый провод через ВЧ-разъем на СЧ/НЧ-разъем, или наоборот (следует проверить как лучше в каждом конкретном случае, это зависит от модели АС). Эта рекомендация важна прежде всего потому, что перемычки между ВЧ- и СЧ-разъемами, имеющиеся в комплектах большинства АС, очень сильно ухудшают звучание. (Кстати, перемычки тестируемых АС „ProAc Response D100“ не исключение.) Также никогда не следует подключать один проводик кабеля к ВЧ-, а второй - к СЧ/НЧ-разъему акустической системы. В этом случае получается, что сигнал так или иначе (и на ВЧ-секцию и на СЧ-секцию) протекает через перемычку. Перемычки, казалось бы мелочь, но способны испортить воспроизведение настолько, что можно перепутать, и отнести акустическую систему к более низкой ценовой группе, чем в случае, если бы она воспроизводила музыку без этих перемычек или по bi-wiring.

При несовместимости, чаще всего речь может идти только о проблемах неизвестных нам электрических конфликтов в схемах, так как в компонентах от разных производителей могут быть неучтенные особенности.

И, наконец, последняя важная рекомендация относительно того, на какие публикации ориентироваться при выборе аппаратуры. Нам кажется, что следует обращать внимание, в первую очередь, на общий уровень автора публикации. По манере выражаться, ясности изложенного, четкости формулировок и тому подобному, обычно можно оценить степень ценности публикации. Читатели просто часто невнимательны, считая, что все опубликованное имеет ценность. Это особенность нашего характера пришла с советских времен, когда по-умолчанию считалось, что все напечатанное прошло строгую научную проверку. Далее мы приводим пример полета словоблудия, который значительно чаще, чем хотелось бы, можно увидеть в прессе. Чтобы скрыть недостатки аппаратуры, а еще хуже, свою некомпетентность и полное непонимание сути вопроса, авторы наработали определенные штампы. К сожалению, сегодня часто можно встретить в западных и российских публикациях тексты, примерно следующего характера: композитор Бубликов, когда писал свою симфонию, был влюблен; тестируемый усилитель славно справился с задачей, мы услышали всю душевную драму композитора: тутти во второй части симфонии звучало необычайно проникновенно и очень убедительно, а соло на скрипке вызывало в душе необычайный прилив - словно в теплую майскую ночь, выехав на загородный пикник, мы слушали пение птиц из открытых окон салона „Мерседеса“. Или пишут о том, что на первом усилителе рояль был размазан по комнате, а на втором собран, на первом эмоции передавались лучше, а на втором хуже. Особенно удивляет словосочетание “звучит убедительно”. Очевидно, что эти выражения употребляются авторами тогда, когда нет достаточных знаний в предмете. Глядя на тех, кто при покупке аппаратуры руководствуется рекомендациями авторов подобных журналов, невольно вспоминаешь грузинскую пословицу: „Сумасшедший не тот, кто сидит на дереве, а тот, кто ходит к нему в гости“.

High-end-audio — это увлечение самой музыкой и ее воспроизведением с наилучшим качеством, это воссоздание в домашних условиях слушателя музыкальной идеи композитора или исполнителя с максимальной естественностью, эмоциональностью и силой. Поскольку важна сама музыка, необходимо обеспечить максимально возможную, безукоризненную точность ее воспроизведения.

Звуковые high-end-компоненты — это уникальные образцы аппаратуры звуковоспроизведения, которые имеют лишь весьма отдаленное сходство со всеми „стереосистемами", продаваемыми в универмагах. Звуковоспроизводящие системы — это не домашние бытовые приборы вроде стиральных машин или тостеров, это средство выражения безбрежного эмоционального и интеллектуального потенциала музыки, закодированной на наших кассетах и компакт-дисках. Чем выше качество воспроизведения, тем глубже наше погружение в музыку.

Основная идея high-end"а, выраженная в high-end-annapaтype: музыка и качество ее воспроизведения превыше всего. Энтузиасты вкладывают техническое мастерство и музыкальную восприимчивость в создание компонентов, шаг за шагом приближающих нас к оригинальному музыкальному событию. High-end-аппаратуру разрабатывают при помощи слуха, конструируют вручную и используют для углубленного восприятия музыки.

Общее заблуждение среди потребителей hi-fi-товаров состоит в том, что high-end-аудио — это обязательно что-то дорогостоящее, а по сути — не более чем усовершенствованная стереоаппаратура с причудливыми функциями и ценниками, расчитанными на миллионеров. Несомненно, ее характеристики могут быть намного лучше, чем у hi-fi-аппаратуры, продаваемой в местном магазине радиотоваров, но кто может себе это позволить?.. Аппаратура high-end-аудио представляется чем-то, созданным только для тренированных, разборчивых слушателей — снобов или фанатов технических новинок, но не для среднего человека с улицы.

Нет, high-end-аудио — нечто совсем другое.

Во-первых, термин „high-end" относится к техническим характеристикам изделия, но не к его цене. Многие настоящие high-end-системы не дороже, а зачастую и дешевле, чем продаваемые в магазинах музыкальные центры, сконструированные по принципу „все в одном". Я прослушал множество недорогих, легко вписывающихся в бюджет среднего потребителя систем, в которых воплощена самая сущность высококачественного воспроизведения музыки. Хотя многие компоненты high-end-систем могут стоить дорого, это не означает, что для приобретения высококачественной аппаратуры вы должны брать кредит в банке. Системы с великолепным звучанием иногда бывают значительно дешевле, чем можно себе представить.

Во-вторых, звуковая high-end-аппаратура служит для передачи музыкального переживания, и не нуждается в дополнительных усложнениях, затрудняющих ее использование. Фактически, high-end-системы значительно проще в эксплуатации, чем бытовые системы среднего качества. Этика проектирования аппаратуры класса high-end заключается в отказе от бесполезных функций и вложении сэкономленных средств в совершенствование качества звучания. Эта аппаратура — для поклонников музыки, а не для любителей электронных эффектов.

В-третьих, любой, кто увлекается музыкой, может сразу оценить значение высококачественного воспроизведения звука. Не нужно иметь абсолютный слух, чтобы определить, какое звучание лучше. Разница между хорошим и посредственным воспроизведением музыки ощущается сразу. Обычная реакция любого, кто впервые слушает истинные high-end-системы — радость и удивление, а это доказывает, что high-end-аудио может оценить каждый. Если вы любите музыку, то благодаря high-end-системе получите от нее еще большее удовольствие. Это так просто!..

В заключение, нужно отметить, что целью high-end-аудио является эффект „исчезновения" аппаратуры. Когда это происходит, достигается высочайшая степень взаимопонимания музыканта и слушателя. По большому счету, high-end-аудио скорее относится к музыке, чем к аппаратуре.

Кредо high-end"а состоит в следующем: чем меньше сигнал обрабатывается, тем лучше. Любая электронная схема, провод, регулятор тембра или переключатель искажают сигнал, а следовательно, и музыкальное восприятие. Вот почему вы не найдете в high-end-аппаратуре графических эквалайзеров, „расширителей стереоэффекта", „синтезаторов субгармоник" и других хитроумных приспособлений. Эти устройства не только уводят от музыкальной реальности, — они добавляют к тракту передачи сигнала ненужные схемы. Минимизируя количество электроники между вами и музыкантами, high-end-аппаратура может максимально усилить непосредственность музыкального восприятия. Здесь „меньше" означает „больше".

Представьте, что вы стоите на краю Большого Каньона, ошеломленные его великолепием. Вы испытываете не только бездонность этого гигантского ущелья, уходящего глубоко под землю, но и видите все мельчайшие подробности рельефа, яркие и живые. Вы можете различать тонкие градации оттенков в наслоениях горных пород — нюансы красного хорошо заметны. Тонкие детали громадных образований становятся более отчетливыми, стоит только вглядеться в них, и это углубляет ваши ощущения. Контраст света и тени выделяет бесконечность лабиринта трещин и расселин. Чем дольше и пристальнее вы смотрите, тем больше замечаете. Изобилие ощущений удерживает вас на краю обрыва в благоговейном трепете перед непостижимой красотой природы.

Теперь вообразите себя рассматривающими Большой Каньон через окно, сделанное из многослойного стекла, каждый слой которого снижает отчетливость изображения. Первый слой немного дымчатый, он приглушает яркие тона и исключает тонкие различия между оттенками цветов. Тонкая гранулированная структура следующего слоя уменьшает вашу способность созерцать подробности каменного рельефа. Еще один слой снижает контрастность света и тени, превращая необъятность глубины и ширины Каньона в плоскую картину. В довершение, оконная рама ограничивает ваше поле зрения и окончательно уничтожает образ Каньона. Вместо непосредственного и прямого ощущения того, что вы стоите на краю Большого Каньона, перед вами предстает серый, ненатуральный и, в сущности, мертвый пейзаж. Такое можно увидеть и по телевидению, особенно, если „картинка" неважная...

Прослушивание музыки на посредственной звуковой аппаратуре похоже на осмотр Большого Каньона через многослойное стекло. Каждое устройство в тракте воспроизведения — CD-плейер, предусилитель, усилитель мощности, громкоговорители и кабели, которые их соединяют, некоторым образом искажают проходящий через них сигнал. Один компонент может придавать грубый, зернистый характер фактурам инструментов, другой — снижать динамические контрасты между громкими и тихими пассажами, искажая замысел композитора или экспрессию исполнителя. Такая система „набрасывает плотную, темную пелену" поверх музыки, уничтожая ее тонкие тональные оттенки и делая тембры всех инструментов неразличимыми. В довершение ко всему, „оконная рама", роль которой играют электронные и механические узлы системы воспроизведения, сжимают пространство, созданное художественным замыслом музыкантов.

High-end-аудио стремится убрать из системы как можно больше „слоев стекла", а те, что останутся, сделать максимально прозрачными. Чем меньше „слоев" и чем слабее каждый из них воздействует на проходящую через него информацию, тем ближе мы подходим к непосредственному восприятию, тем теснее наш контакт с музыкальным произведением.

Почему high-end-компоненты являются более прозрачными „окнами" в мир музыки, чем массовые „стереосистемы"? Они разработаны для того, чтобы хорошо звучать, — в идеале, подобно „живой" музыке, а не для достижения „хороших" оценок в соответствии с некоторыми произвольными техническими критериями. Настоящий разработчик high-end-аппаратуры „прислушивается" к компоненту в процессе его проектирования, изменяя детали и пробуя различные методы получения максимально естественного звучания. Он использует как свои технические навыки, так и музыкальную восприимчивость, создавая изделие, наилучшим образом способствующее восприятию музыки. Эта самоотверженность часто становится манией, заставляющей тратить многие сотни часов на прослушивание и кропотливый анализ каждого фактора, влияющего на звук. Часто в аппарате используют более дорогие детали, чтобы улучшить звучание, сохраняя розничную цену изделия неизменной. Почему? Потому что истинный разработчик high-end-аппаратуры прежде всего увлечен музыкой и проблемами ее воспроизведения.

Напротив, массовые аудиокомпоненты часто разрабатывают в расчете на то, чтобы они хорошо выглядели „на бумаге" — в таблице технических параметров, — иногда жертвуя качеством звука. Хороший пример этого: „THD-войны" 19"70-х и 80-х годов. THD — это Total Harmonic Distortion (полный коэффициент гармонических искажений), технический параметр, широко используемый необразованными потребителями в качестве критерия качества усилителя. Если вы тоже так поступали, то не огорчайтесь. До того, как мне удалось больше узнать о звуке, я тоже принимал в расчет значения THD. Считалось, что чем они ниже, тем лучше усилитель. Это побуждало гигантов электронной промышленности выпускать аппаратуру с предельно низкими значениями THD. Развернулось соревнование за то, чья аппаратура имеет наибольшее количество нулей после запятой в коэффициенте гармоник (например, 0,001%).

Многие покупают приемники или усилители, ориентируясь исключительно на этот технический параметр. Хотя низкий THD — достойная цель разработки, существо вопроса заключается в том, за счет чего были получены такие чрезвычайно низкие значения искажений. Для снижения искажений в усилителях используют „обратную связь" — это означает, что часть выходного сигнала подается обратно на вход усилителя. Большие значения сигнала обратной связи уменьшают THD, но создают различные другие проблемы, которые плохо влияют на качество звучания усилителя. Заботило ли гигантов электронной промышленности то, что увеличение глубины отрицательной обратной связи для снижения THD ухудшает звучание их аппаратуры? Ни в малейшей степени! Единственное, что их волновало — производство предмета потребления, который можно продавать в больших количествах. Они поступались музыкальным качеством ради малосущественных технических параметров, преподносимых публике как очень важные. Покупатели, выбирающие компоненты на основе таблицы технических параметров, а не по результатам прослушивания, приобретали в итоге системы с посредственным звуком. Любопытно, что усилители, имеющие самые маленькие значения THD, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.

Этот пример иллюстрирует существенную разницу между взглядами фирм-изготовителей массовой продукции и high-end-компаний на то, какими должны быть аудиокомпоненты. Фирмы, производящие high-end-аппаратуру, заботятся больше о том, как звучит их продукция, нежели о параметрах, какие она показывает на испытательном стенде. Они знают, что их аудитория музыкально восприимчивых слушателей будет делать покупки, учитывая качество звука и не обращая внимания на технические параметры.

High-end-аппаратура не только разрабатывается с помощью слуха, но и часто вручную изготавливается высококвалифицированными мастерами, гордящимися своей работой. Сборщики часто сами являются аудиофилами. Они изготавливают аппаратуру с такой тщательностью, словно делают ее для себя лично. Такое дотошное внимание к мелочам дает в результате более высокое качество разработки и изготовления. Особая тщательность разработки способствует не только улучшению звука изделия, но и увеличивает надежность аппаратуры. Более того, красивые, выполненные вручную компоненты могут возбудить в их обладателях гордость, которой производителям массовых изделий нечего противопоставить.

High-end-системы часто обеспечиваются лучшим сервисом, чем mid-fi-изделия. Поскольку фирмы-изготовители high-end-аппаратуры больше заботятся о своей продукции и клиентах, они обычно предлагают более длительный гарантийный срок, более либеральную политику замены деталей и лучшее обслуживание. Для фирм-изготовителей нет ничего необычного в том, чтобы бесплатно починить изделие по истечении гарантийного срока. Это не означает, что вы должны рассчитывать именно на такое отношение, но подобное иногда случается только с high-end-аппаратурой и совершенно немыслимо с массовой продукцией. High-end-компании по-настоящему заботятся о своих клиентах.

Эти качества присущи и тем, кто занимается розничной торговлей. Дилер high-end-аппаратуры разделяет страсть к высококачественному воспроизведению музыки и обязательствам в обслуживании клиентов. Если вам доводилось приобретать звуковую аппаратуру в обычной торговой сети, то вы будете приятно удивлены, посетив high-end-магазин. Вместо того, чтобы любой ценой побудить вас купить первую попавшуюся аппаратуру, добросовестный дилер high-end"а будет стремиться собрать систему, которая позволит вам наслаждаться музыкой в течение длительного времени. Такой дилер поставит ваше музыкальное удовлетворение выше показателя месячной выручки.

Наконец, большая часть high-end-аппаратуры разработана и изготовлена в США американскими же компаниями. Фактически, аудиокомпоненты американского производства высоко ценят во всем мире. Более 40% американской high-end-продукции экспортируется в другие государства, особенно, на Дальний Восток. И это при том, что цена high-end-аппаратуры за границей почти вдвое выше, чем в США — из-за расходов на транспортировку, ввозных пошлин и наценок импортеров. Интерес к американским high-end-товарам за границей удивителен еще и в силу популярного заблуждения американцев в том, что лучшая аудиоаппаратура — японского производства.

High-end-аппаратура существенно отличается от изделий массового производства. По своей концепции, цели, разработке, конструкции, маркетингу и тому, как они используются, компоненты high-end-аппаратуры очень не похожи на своих mid-fi-собратьев.

Что более всего отличает high-end-аппаратуру от массовой продукции, так это заботливое отношение разработчика к музыке. Он создает не товары массового спроса, а инструменты, высочайшее качество которых позволит его клиентам глубже воспринимать музыку. Компоненты high-end-системы — это вещественное доказательство глубоко прочувствованного интереса к тому, насколько хорошо воспроизводится музыка и, более того, насколько она приятна слушателям.

Разработчик аппаратуры high-end-класса создает изделия, которые он сам хотел бы слушать. Поскольку он заботится о музыке, для него имеет существенное значение, получает ли удовольствие от музыки неизвестный слушатель. Чем больше слушатель вовлечен в музыку, тем лучше разработчик выполнил свою работу.

Один мой знакомый, проектировщик цифровых процессоров — живое воплощение этих качеств. В каком-то из узлов своего нового процессора он использовал резистор экстра-класса, который стоит $1, а не несколько центов, как большинство других резисторов. В тот момент, когда надо было передавать разработку в производство, он еще раз тщательнейшим образом проверил, возможны ли еще какие-нибудь усовершенствования, способствующие повышению качества звука. Шутки ради, проектировщик применил в схеме совсем уж экзотический резистор за $10 вместо 1-долларового. Он был удивлен тем, насколько лучше зазвучало изделие после этой замены, и не захотел, чтобы начались поставки процессора в варианте с резистором за $1. Компания выпустила аппарат с деталью за $10, хотя розничная цена уже была установлена с учетом использования однодолларовых резисторов. Конструкторы high-end-аппаратуры стараются любыми путями улучшить качество, вместо того, чтобы подчинить технологию единственной цели — уменьшению стоимости.

Для high-end-разработчика проектирование электроники или механики — не просто техническая деятельность, это проявление любви и преданности. Каждый аспект работы изделия — как технический, так и музыкальный, проверяется способом, который удивил бы тех, кому непривычен такой подход. Этика воспроизведения музыки является самой сутью бытия разработчика high-end-аппаратуры; это работа, в которой он выражает себя каждодневно. И как результат: вовлеченность слушателя в музыку намного более мощная и интимная, чем в случае, когда разработкой занимаются без этой самоотверженности.

Что такое high-end-аппаратура? Что такое high-end-звук? Это когда забываешь о системе воспроизведения, когда в комнате прослушивания ее место словно бы занимает исполнитель. Это когда вы ощущаете, что композитор или исполнитель, говорят с вами сквозь годы и расстояния. Это ощущение необычайного подъема во время музыкальных кульминаций. Это непередаваемые „американские горки" эмоций, которые композитор каким-то волшебным способом сумел закодировать в комбинации звуков. Это исчезновение материального мира, когда остаются только ваше сознание и — музыка...

Вот что такое high-end-аудио.

По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio»
Автор Роберт Харли