Влияние компьютера на ребенка: в чем оно заключается? Позитивное воздействие на детей. Ребенок отдаляется от родителей

За последние десятилетия мир очень изменился. Развитие науки или бизнеса немыслимо без надежных инструментов, одним из которых является компьютер. Когда и как знакомить детей с ним? Чем он так привлекает детей? Как его использовать?

Зачем детям компьютер?

Многие родители все еще склонны считать компьютер инновацией, слишком ценным для детей или вообще едва не злом для детской психики и здоровья. Таким родителям стоит понять, что жизнь их детей будет вполне окружено компьютерами. Этого уже не изменить. Совет родителям - помочь детям научиться видеть в нем инструмент, который очень поможет для доброй цели и конструктива.

Нельзя понять родителей, которые отгораживают детей от компьютера. Это все равно, что они сами, в своем детстве, не знали, что такое пластилин или мультфильм «Ну, погоди!».

О потребности в компьютере, могу заверить родителей: ребенок сам найдет, что ему с ним делать. Это взрослые часто боятся что-то «не то» нажать. У детей этого страха нет. Именно поэтому сейчас наблюдаем, что у детей часто значительно лучше гаджеты, чем у их 35-40-летних родителей. Что дети гораздо быстрее осваивают возможности электронных средств, тогда как их родители уже вообще не понимают потребности в них.

В двухлетнем возрасте дети еще не могут различить особенности компьютера. Им гораздо интереснее смотреть рекламу на телевидении, потому что там ничего не надо делать, а захватывающие цветные картинки меняют сами друг друга. Поэтому и компьютер для ребенка в этом возрасте может служить лишь как средство для просмотра мультфильмов. Но сам ребенок с ним еще не сотрудничает. В этом возрасте ребенок будет воспринимать его как предмет-игрушку. Мне знакомы случаи, когда двухлетние дети за полчаса разбирали клавиатуру и даже ноутбуки!

В 3 года ребенок уже может взаимодействовать с компьютером: извлекать из него звуки, двигать изображение. Если родители не против идти в этом направлении, то компьютер может быть своеобразным «развивающим ковриком» для ребенка.

В 4 года дети могут довольно неплохо пользоваться программой для рисования Paint.

В пятилетнем возрасте детям интересно знакомиться с азбукой и цифрами, но не в кубиках, а на мониторе.

Лично я однозначно за то, чтобы ребенок еще до своего Первого звонка садился за компьютер. Информатика - это наука, которая не требует базовых знаний. Например, чтобы изучать историю, нужно сначала уметь читать, чтобы изучать физику - научиться перед тем считать.

С компьютерной грамотностью - это как с письмом: даешь инструменты и орудия, показываешь, что хочешь, - и ребенок учится. А поскольку детям за компьютером всегда очень интересно, то это также существенно способствует общему развитию, в частности логического мышления, которого родители так желают своим детям!

Кому компьютер нужен больше всего?

Наша школьная программа составлена так, что уже в 1-2 классе детей поощряют искать дополнительную информацию. Например, о животных родной местности, о праздниках национальных меньшинств. Когда дети приходят в библиотеку, им могут выдать готовую книжечку. А могут и не выдать, потому что ее нет.

Зато в Интернете ребенок найдет все. Уже в 7-8 летнем возрасте родителям стоит учить ребенка выбрать именно ту страницу, где лучше описано желаемую тему. А если нужно еще и изображения, то ребенок в этом опознается лучше, чем сами родители. Потому что он лучше знает, что понравится его одноклассникам.

Но младшие классы - это еще не тот возраст, когда ребенку компьютер необходим. Чем старше класс, тем он становится нужнее. Но больше - ученикам гимназий и лицеев. Вполне возможно, что им вообще придется время от времени ходить к своему учебному заведению с планшетом.

Когда покупать ребенку персональный компьютер?

Когда ребенок может сам четко сформулировать, для чего он ему нужен. Даже если родителям не жалко денег для ребенка на эту «крутую игрушку», пока ребенок не знает, что он будет с ней делать, - дарить не стоит.

В диапазоне от 5 до 15 лет ребенок может говорить, что хочет компьютер потому, что другие имеют. Но это еще не причина. Если ребенок формулирует ответ: «Играться в игры», - то должен отметить, в какие именно.

Сейчас родители покупают детям отдельный компьютер уже примерно от десятилетнего возраста. Еще 2-3 года назад этот возрастной показатель был ощутимо выше: 13-17 лет.

Когда возникает потребность в некоем электронном приборе, то в этом уже не сомневаются ни родители, ни ребенок. Это как с мобильным телефоном: наступает момент - и все понимают, что надо приобрести мобилку ребенку. Так будет и родителям спокойнее, и ребенку удобнее.

Есть один уже совершенно точный показатель, когда ребенку надо покупать персональный комп. Это когда он проводит за компьютером больше времени, чем сами родители.

Покупать компьютер ребенку?


Зависит исключительно от потребностей. Если, например, в школе делается акцент на графических программах (игры, видео, а может, ребенок интересуется фотошопом), то надо учитывать, что компьютер потянет много ресурсов.

Ноутбук дает преимущество мобильности. Если, например, у ребенка нет устойчивого подходящего места для работы за компьютером. Если наибольшая потребность именно в Интернете, то можно приобрести тот же ноут, нетбук, планшет.

Какие правила безопасности?

Должна отметить, что общепринятые нормы писались во времена мониторов с электронно-лучевой трубкой, которые имеют незаметное глазу мерцание. Поэтому говорилось, что до десятилетнего возраста дети должны сидеть за компьютером не более 30 минут в день.

С современными TFT мониторами это время можно спокойно увеличить до полутора-двух часов в этом возрасте. Я считаю, что дошкольник уже может сидеть полтора часа, но, желательно, с промежутками.

Поскольку дети очень любят игры, нужно выбирать те, которые не относятся к кровавым «бродилок-стрелялок». А в будущем установить ограничения на нежелательные сайты в Интернете.

Чтобы ребенок слишком долго не сидел за компьютером, у него должна быть альтернатива в жизни: то, к чему его также будет тянуть. Решающим также пример родители, которые им самим знают границу.

Отношении здоровья глаз. Оно действительно стоит под угрозой, если у ребенка есть склонность к нарушениям зрения, в частности генетическая.

Но есть и правила безопасности для самого компьютера. Как говорилось, дети не боятся испытывать функции и везде щелкать. Поэтому они могут так нащелкать, что родителям придется искать специалистов, чтобы восстановить параметры и настройки.

Очень. Уже просто играя, ребенок многое изучает. Несмотря на игры, школьник будет использовать компьютер и для школьных предметов. Программы для изучения иностранных языков тоже могут принести немалую пользу. А набирать тексты «слепым» способом я бы советовала учить детей еще до того момента, когда возникнет необходимость вообще то набирать. Ведь сейчас это умение чрезвычайно полезное.

Кстати, когда человек набирает текст на клавиатуре, у нее работает не одно полушарие головного мозга (как при ручном письме), а обе. И задействованы вдвое больше мышц. Соответственно, моторика рук и мозг развиваются у детей явно не хуже, чем при письме.

Исследованы также, что благодаря сосредоточенности, сидя за монитором, человек моргает в 4 раза реже, чем просто куда глядя.

Желаю всем деткам интересной учебы и изобретательности!

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения.

Причины и виды зависимости

Компьютерная зависимость у детей – это, прежде всего, уход от реальности, поэтому главной причиной желания с головой уйти в виртуальный мир – недостаток чего-то в реальности. Детям может не хватать внимания и участия со стороны родителей, уверенности в себе, признания в компании сверстников. В итоге ребёнок пытается удовлетворить свои реальные потребности не в реальном, а в виртуальном мире.

Зависимость может быть двух видов:

  1. Игровая зависимость (кибераддикция) – зависимость от компьютерных игр. Некоторые игры персонализированы, то есть человек играет от лица конкретного героя, наращивая могущество, завоёвывая города, приобретая сверхспособности. В этом случае можно говорить о ролевой зависимости. В других играх как такового персонажа нет, но суть игры – в наборе очков, получении выигрыша. В этом случае зависимость неролевая.
  2. Сетевая зависимость (сетеголизм) . Это зависимость ребенка от Интернета, которая может проявляться в разных формах, но в глобальном смысле суть одна – человек не мыслит своей жизни без выхода в Сеть. Просиживание времени в соцсетях, чатах, за прослушиванием музыки – это варианты сетевой зависимости. Даже безобидный интернет-сёрфинг – это вид сетевой зависимости, ведь человек тратит уйму времени на просмотр и чтение совершенно не нужной информации, переходя со ссылки на ссылку.

Когда нужно бить тревогу: 10 признаков компьютерной зависимости

Компьютерной зависимости подвержены и дети, и взрослые, однако у детей зависимость формируется значительно быстрее. Чем раньше ребёнок познакомился с компьютером, тем более вероятно, что компьютер будет вытеснять реальную жизнь. Распознать зависимость у ребёнка можно по следующим признакам.

  1. Ребёнок не может использовать компьютер в рамках установленных границ. Даже если есть предварительная договорённость, он не может вовремя оторваться от компьютера, а попытки навести порядок и отстранить его от компьютера заканчиваются истерикой.
  2. Ребёнок не выполняет порученные ему домашние дела. Обычно у детей всегда есть обязанности по дому: помыть посуду, прибрать свои вещи, погулять с собакой. Зависимый ребёнок не может планировать своё время и пропускает домашнюю работу, засиживаясь за компьютером.
  3. Побыть за компьютером становится более предпочтительным занятием, нежели пообщаться с близкими или друзьями. Даже семейные праздники и походы в гости не становятся исключением.
  4. Даже естественные нужды не могут заставить ребёнка отвлечься от сети , поэтому он не расстаётся с телефоном/планшетом ни за едой, ни в ванне.
  5. Ребёнок постоянно находится в поиске устройств, с которых можно выйти в сеть или поиграть. Если забрать у него планшет или компьютер – он тут же возьмёт в руки телефон. ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать «НЕТ»! —
  6. Ребёнок общается преимущественно в сети, постоянно заводит там новые знакомства, которые так и остаются в виртуальном мире. Даже с реальными знакомыми (одноклассниками, друзьями) ребёнок предпочитает общаться в интернете.
  7. Ребёнок пренебрегает учёбой: не выполняет домашние задания, становится рассеянным, неряшливым, снижается успеваемость.
  8. Лишение компьютера вызывает «ломку»: ребёнок становится агрессивным, раздражительным.
  9. В отсутствие компьютера ребёнок не знает, чем себя занять , его ничем невозможно заинтересовать.
  10. Ребёнок не посвящает вас в то, чем он занимается в сети. Любые расспросы вызывают негативную реакцию.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Видео 2 — Интернет зависимость у подростков:

Вред от компьютера

Презентация: «Компьютер: польза или вред». Выполнила: ученица 6 «Б» класса, Мулашева Элина (кликабельно):

Постоянное нахождение и взрослых, и детей за компьютером стало уже привычной картиной, именно поэтому родители рискуют недооценить опасность зависимости от игр или интернета. В действительности же зависимость от компьютера несёт негативные последствия и для организма, и для психики. Причём когда речь идёт о детях, эти последствия более глубокие и трудноустранимые, ведь организм и психика подрастающего человечка ещё формируются.

Читаем также:

О вреде компьютера:

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В жизни ребёнка значение, которое вы придаёте компьютеру, влияет на его восприятие. Относитесь к технике спокойно, аккуратно, почти равнодушно и используйте её с пользой. Не преувеличивайте страхи и значимость компьютера. Это позволит избежать деформации системы ценностей у ребёнка.

Никаких компьютеров и приставок до 3-х лет

Пребывание за компьютером в раннем возрасте может привести к тому, что он отучится отличать реальность от виртуального мира. Восприятие ребёнка должно формироваться естественным образом. В более старшем возрасте, время за компьютером должно быть дозировано, не более 30 минут, а лучше, если эти пол час буду разделены на промежутки по 15 минут. Или заведите правило, что компьютер только по выходным. Не оставляйте ребёнка один на один с компьютером, используя возможность отдохнуть. Игра на компьютере может вызвать нежелательную зависимость у ребёнка и привести к занижению самооценки. Недостаток любви, нежности, внимания, ласки и общения создаёт риск возникновения компьютерной зависимости. Уделяйте ему больше времени, общайтесь и играйте с ним.

Создавайте возможность пребывать в реальном мире

Находясь долго за компьютером ребёнок может потерять интерес к окружающему миру. Ваша задача адаптировать его в реальности и научить общаться со сверстниками. Объясните ему, что телу нужно побегать, попрыгать и поиграть. Дайте ребёнку почувствовать, что есть вещи более интересные, чем компьютер.

Проводите время за компьютером только вместе

Это сформирует правильное отношение к играм. Моделируйте у ребёнка правильное отношение к компьютеру, своим примером. Ограничьте время и покажите ребёнку, как легко вы можете остановиться.

Чередуйте компьютер и подвижные игры

Детям нравятся разные интересные занятия, они легко переключаются с одного на другое. Постарайтесь правильно объяснить ребёнку, что ограничение времени – это не наказание, а естественное явление.

Дисциплина и компьютер

Останавливайте долгое пребывание за компьютером. Не прерывайте игру агрессивно. Лучше спокойно объясните ребёнку, что его ждут дела поинтереснее, что все дети его возраста не проводят столько времени за компьютером.

Нет ничего главнее и дороже здоровья наших детей. Его не купишь за деньги и не поменяешь, как использованную батарейку. Очень важно понимать, какие органы и системы малыша страдают от компьютера. И принять меры, чтобы этого не допустить.

  1. Зрение.

В первую очередь страдают глаза. Они находятся в постоянном напряжении. При длительном пребывании у монитора возникают такие симптомы, как двоение, временная близорукость, сухость и жжение. Детские глазки быстро утомляются за счёт своей незрелости.

Зрение падает, и скоро придётся надевать очки. Чаще всего дети играют на ноутбуке или планшете, лёжа на диване, что усиливает нагрузку на глаза. За последние годы, по статистическим данным, в два раза чаще встречается (близорукость) у первоклассников. Это свидетельствует о пагубном воздействии компьютера на зрение.

  1. Осанка.

Вред наносит компьютер и на осанку у детей. Как правило, место для игры или обучения за компьютером не оборудовано под рост малыша. Например, он играет на ноутбуке, сидя на диване, на полу, развалившись на кресле.

Спина находится в неправильном положении. Ребёнок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на боли головы и в спине.

  1. Нервная система.

Слабая, ещё не до конца сформированная нервная система у детей даёт сбой при длительном контакте с компьютером. Проявляется это повышенной возбудимостью, плохим сном, резкой сменой настроения.

Снижается внимательность, появляется немотивированная агрессия. Впоследствии у детей развивается компьютерная зависимость. Кроме любимой «игрушки», зависимого ребёнка уже ничего не волнует.

Признаки компьютерной зависимости у детей

  • реальный мир заменяется виртуальным;
  • теряются коммуникативные способности. Проще найти друзей в интернете, чем вживую;
  • достижения в настоящей жизни заменяются на прохождение уровня какой-нибудь игры;
  • пропадает желание куда-либо выходить, что-либо делать;
  • избегаются контакты с другими людьми;
  • снижается аппетит;
  • ухудшается сон;
  • игнорируется учёба и домашние обязанности;
  • проявляется агрессия на любую попытку ограничить контакт с компьютером.

Данное состояние требует врачебного вмешательства. Родителям в одиночку уже трудно справиться.

С какого возраста можно играть на компьютере?

Дети и компьютер – очень обсуждаемая тема. Считается, что чем позже дитя познакомится с электронной вычислительной машиной, тем лучше. Но нужно рассмотреть и пользу от компьютера.

Когда малыш совсем мал и только начинает познавать мир, ему интересно посмотреть забавные картинки на мониторе и понажимать клавиши.

В таком возрасте не объяснить слова «нельзя» или «хватит». Попытка увести их от компьютера закончится плачем и . Польза от этого сомнительная.

Детям предпочтительнее начать осваивать компьютер не раньше 3 — 4 лет. Они уже понимают слово «нельзя». И с ним можно договориться о времени.

Психологи придумали формулу. При её помощи рассчитывается приблизительное время, которое малыш может проводить за компьютером без вреда для здоровья:

Возраст × 3 = количество разрешённых минут. Далее полученные минуты × 3 = время отдыха.

Пример. Малышу 5 лет. 5 × 3 = 15 минут – игра за компьютером. 15 × 3 = 45 минут – отдых.

Компьютерная игровая индустрия не стоит на месте. Регулярно выходят новые игры, и одна лучше другой. Немало хороших игр, которые помогают детям развивать память, логику, мышление. Также некоторые игры дают раскрыться природным талантам, позволяют узнать много нового, интересного и полезного.

Главное — индивидуальный подход, при котором учитывается характер и интересы маленького «геймера». Помимо пользы, есть и вред от компьютерных игр. Он проявляется в сильном увлечении, что в итоге приводит к зависимости от компьютерных игр.

Дети перестают контролировать время, которое проводят за компьютером, забывают обо всём на свете. Как результат – переутомление, ухудшение памяти, появление проблем в школе.

Обязательно смотрите презентацию к игре, которую собираетесь купить. Убедитесь, что в ней нет насилия, чрезмерной жестокости, а также эротических сцен. Неправильно подобранная под темперамент маленького пользователя игра быстро переутомит его, окажет сильное давление на психику.

Есть очень восприимчивые дети. Они часто переносят полученные впечатления в реальный мир. Это может проявиться агрессией по отношению к окружающим людям, страхами, кошмарами по ночам, замкнутостью.

Профилактика вреда от компьютера

  • организация детского места для игры в компьютер;
  • правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°. Расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;
  • хорошее и правильное освещение;
  • зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;
  • ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста;
  • тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей;
  • контроль за сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.

Чем заменить компьютер?

Многие родители только рады появлению компьютеров. Ведь это ещё один способ увлечь чадо и заняться своими делами. Но для тех, кто знает о вреде компьютера и хочет побольше проводить времени с детьми, эта информация будет полезна.

Как разнообразить досуг?

  • использовать развивающие и настольные игры;
  • проявить фантазию и придумать игры с безопасными предметами, которые есть дома;
  • прогулки на свежем воздухе. Лучше позвать на прогулку других детишек или познакомиться с ними на улице;
  • посещать развивающие кружки и спортивные секции;
  • совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, прослушивание музыки;
  • занятие рукоделием или другим творчеством.

И это далеко не весь список. С ребёнком можно заняться чем угодно. Главное – найти время и желание.

Мы живем в эпоху развитых информационных технологий. Без знания компьютера современному человеку будет сложно. Стоит относиться спокойно к тому, что наши дети рано или поздно освоят эту «чудо-машину». Это поможет им в обучении и в поисках хорошей работы.

Главное – помнить о вреде, который может принести компьютер, если не соблюдать элементарные правила пользования.