Все за и против компьютера. Компьютерные игры: за и против

Меньше 15 лет назад компьютер воспринимался за диковинку. Но уже сегодня мы используем этот агрегат ежедневно. Компьютерные программы позволяют обрабатывать музыку, видео и фотографии. В основном инициаторами приобретения домашнего ПК являются школьники. Поэтому родителям подростков нужно четко разбираться в плюсах и минусах приобретения компьютера....


Аргументы «за»

На данный момент технологии стремительно развиваются, поэтому овладение компьютерной грамотой в подростковом возрасте будет очень полезным. Уже в школьный период дети имеют возможность научиться работать с большим количеством данных. Ученые доказали, что компьютер в жизни школьника вещь достаточно полезная. Например, интеллектуальные игры или игры-стратегии способствуют умственному развитию ребенка. Также благодаря компьютерным технологиям, в том числе и Интернету, стираются границы между обучением в крупных городах и провинциальных, ведь с любого уголка мира можно иметь доступ к современным обучающим программам и различной информации. Существует множество специальных разработок для школьников и даже взрослых. Было замечено, что дети при помощи компьютера намного быстрее усваивают информацию, потому что процесс их увлекает.
Кроме этого игры на компьютере положительно влияют не только на интеллект, но и на формирование моторной координации. Многие родители сталкивались с проблемой усадить ребенка за какое-либо занятие. Но за компьютером школьники всегда занимаются с удовольствием, ведь он, как любая новая игрушка, привлекает внимание детей.

Аргументы «против»

Конечно, все родители беспокоятся за пагубное влияние компьютера на здоровье школьника. И это волнение не безосновательно.

Вероятность испортить зрение – один из самых главных страхов заботливых родителей. Во время глобальной компьютеризации все офтальмологи были против компьютеров, а со временем придумали специальный диагноз «компьютерный зрительный синдром». Такой недуг рано или поздно проявляется как у маленьких, так и у взрослых пользователей компьютера. Это выражается в покраснении глаз, усталости глаз, чувства тяжести на веках, ощущении пелены, слезотечении и даже в раздвоении изображения.

Эту проблему называют самой важной. Психологи заметили, что «компьютерное поколение» отличается безответственностью, эмоциональной незрелостью и рассеянностью. При неконтролируемом сидении за компьютером можно не научиться контактировать с другими людьми, обрести комплексы и не обрести понятия о привычных ценностях. Кроме этого уменьшается способность фантазировать и самостоятельно принимать решения. Однако такие проявления не страшны при работе на компьютере по несколько часов в день.

· Игромания

Таким термином называют психологическую зависимость от компьютерных игр. Игроманы обычно испытывают состояние тревоги, раздражительны и агрессивны, особенно когда им не дают заняться любимым делом, то есть игрой. Одерживая победу в виртуальном мире, они испытывают эйфорию и стремятся за новой «дозой» эмоций. Зачастую игроки проводят за компьютером больше 10 часов в день, теряют интерес к реальной жизни.

Кто подвержен игромании?

Подростки, страдающие низкой самооценкой, желающие самоутвердиться или же выиграть деньги. Ещё один важный фактор – внушаемость. Чтобы избежать такой зависимости, стоит воспитывать в ребенке самостоятельность, лидерские качества, поощрять его инициативы. О компьютерной зависимости ребенка можно узнать по следующим проявлениям. Он проводит за компьютером 6-10 часов в день. У него много виртуальных друзей, но практически нет реальных. Запрет на работу за компьютером вызывает агрессию. Ребенок пропускает школу, чтобы поиграть за компьютером, теряет интерес к обучению. В процессе игры начинает разговаривать с персонажами, как с реальными людьми, становится более агрессивным. Из-за интернета или компьютерной игры забывает о приеме пищи или личной гигиене. С трудом просыпается по утрам, при этом имея подавленное состояние. Настроение повышается при работе за компьютером. Как избежать пагубных последствий?

Описанные выше проблемы, это не данность, а возможное развитие ситуации.

Школьнику в возрасте от семи до двенадцати лет уже можно проводить за компьютером пару часов, но не в ночное время.

Период после 12 лет менее опасный для развития. В таком возрасте человек способен различать реальный и виртуальный мир.
Программы с агрессивным содержанием лучше ограничить.

Кроме этого школьника желательно увлечь другими развлечениями: кружки и секции любой направленности.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияние компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровье - сберегающих технологий.

С тех пор, как ребенок впервые сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против» раннего обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течении длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно - эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен.

Так вопрос: компьютер: вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997года выпуска, что соответствует уровню Pentium 2. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.

4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

6. Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10 - 15минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2раза в неделю.(Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)

По-моему, компьютер как футбол. Ни тому, ни другому детей учить не приходится - они сами овладевают необходимыми знаниями, необъяснимым для взрослых образом.


Помнится, как в эпоху еще первого Буша на всех часах и электронных аппаратах Белого Дома нужно было поменять время с зимнего на летнее. Секретная служба справлялась с этим делом так медленно, что президент рассердился и позвал своего 10-летнего внука, который в пять минут завершил операцию.


Конечно, чтобы компьютерные навыки смогли развиться в юном возрасте, нужно, чтобы у ребенка был компьютер. Многие считают, что именно с этого и начинается путь в новую утопию. Во всяком случае, об этом писал апостол компьютерного века Николас Негропонте. Десять лет назад, в своем бестселлере «Цифровой мир» он предсказывал, что жизнь, в которой человек работает не с вещами, а с информацией, как он выразился - «не с атомами, а с битами», станет разительно другой: она будет лучше. Особенно для жителей обойденного прогрессом Третьего мира. Негропонте писал:


Вместо того, чтобы уничтожать социальную несправедливость, «грабя награбленное», компьютер обещает выровнять шансы, дав в руки каждому ребенку тот же образовательный инструмент, что пока доступен лишь детям «золотого миллиарда». Нивелируя ущербность географических и исторических условий, тотальная компьютеризация сделает конкурентоспособными всех, начиная с папуаса из самой глухой деревни Новой Гвинеи.
Включившись в мировой круговорот информации, Третий мир сделает решительный шаг из нищеты и невежества к знаниям и процветанию.


«Конечно, не даром», - говорят критики. В одночасье на неподготовленную молодежь, которая и телевизор-то видит лишь когда показывают футбол на сельских праздниках, обрушатся все богатства интернета - вместе со всем накопленным им мусором…


О том, что получится из этой цифровой утопии, можно - хотя бы отчасти - судить по американскому примеру. Сейчас, когда к концу подходит очередной учебный год, Америка в очередной раз подводит итоги и в очередной раз огорчается ими: американские ученики по-прежнему уступают сверстникам из многих стран. Причем, прежде всего - школьникам дальневосточного региона, который как раз и составит самую опасную конкуренцию Америке в XXI веке.


Еще обиднее, что компьютер, на который педагоги возлагали такие надежды, отнюдь не всегда справляется с возложенными на него задачами. Так, результаты самого крупного исследования, проведенного техасским Центром по вопросам образования, показали, что нет разницы между уровнем успеваемости в школах, где с 2004 года учатся с лэптопами, и в школах, где учатся без них.


Этот вывод подтверждают многие учителя-практики. Последнее время среди преподавателей школ стали слышны жалобы на то, что портативный компьютер, лэптоп, не помогает, а мешает процессу обучения. Им пользуются, чтобы передавать друг другу ответы на экзаменах, загружать порнографические материалы из Интернета, проникать в местные бизнесы. Лэптопы часто ломаются, школьная сеть всегда перегружена и постоянно «замерзает». В результате некоторые американские школы пришли к заключению, что от лэптопов толку нет вообще, и отказались от них.


Как уживаются лэптоп и школьное образование? На этот вопрос корреспондент Радио Свобода Ирина Савинова попросила ответить профессора Марка Варшауэра, автора книги «Лэптопы и грамотность: беспроводное обучение» (Mark Warschauer. Laptops And Literacy: Learning in the Wireless Classroom).


- Когда в американских школах начали использовать компьютеры?
- Лэптопами в школе начали пользоваться в 1995 году. С тех пор число школ, где используют компьютеры, увеличивалось. Сперва их дороговизна была серьезным препятствием к более широкому применению. В 1990-х они стоили несколько тысяч долларов. Сегодня можно приобрести лэптоп за 300-500 долларов. Их стоимость будет еще больше уменьшаться. Сегодня 24% американских школьных районов обеспечены индивидуальными компьютерными программами. К 2011 году 50% школ перейдут на лэптопы или какие-то другие портативные компьютерные приспособления для обучения.


- Такое будущее ждет школу в Америке. А как обстоят дела в других странах?
- Есть одна очень интересная международная программа. Она называется «Один ребенок - один лэптоп». Ее создали в Массачусетском технологическом институте Николас Негропонте и Симор Паппер, основоположники компьютерного образования в США. Они разработали недорогой и прочный вид лэптопа, подходящий для детей школьного возраста. Оптовая цена одного составляет 150 долларов. В ходе переговоров они склонили правительства некоторых стран Африки, Азии и Латинской Америки к приобретению миллиона таких лэптопов для нужд образования в их странах. Я думаю, через год-два этот проект осуществится.


- Профессор, расскажите, чем преподавание в школах с помощью лэптопа хорошо и чем плохо?
- Главным преимуществом лэптопа является то, что он способствует развитию у учащихся соответствующего XXI веку умения получать и накапливать знания. Всего несколько десятилетий назад не требовалось умения самостоятельно найти и оценить информацию. Сегодня мультимедийное обучение возможно только в компьютерном классе, где учащиеся стали изучать предметы более глубоко. Это стало возможно только с помощью огромных ресурсов интернета и аналитических средств компьютера. С использованием компьютера резко улучшилось качество письменных работ - компьютер ведь располагает к редактированию. При этом, надо учесть, что компьютерные программы ввели не для того, чтобы улучшить показатели уровня успеваемости. Ответы на тесты школьники по-прежнему пишут карандашом на бумаге. Компьютерные программы нужны для того, чтобы молодые люди чувствовали себя уверенно в мире современной технологии. Мы живем в открытом и свободном обществе. Лэптоп и интернет помогают растить любопытных и независимых исследователей. Компьютер позволяет учащемуся активно участвовать в процессе обучения. Но компьютер остается сравнительно дорогим. И его применение не сказывается сразу же на отметках стандартных тестов-экзаменов, которые сдают школьники в Соединенных Штатах. Чтобы компьютер себя оправдал, должно пройти больше времени.


В своей книге вы говорите, что те школы, которые отказались от лэптопов, сделали это слишком поспешно: требуется время, чтобы научить преподавателей обращаться с новой технологией и внедрить ее в процесс обучения. Каким должен быть учитель компьютерной эпохи?
- Мы знаем, что преподавателям лучше удается обучение пользованию компьютером, если они сами хорошо умеют это делать. Учитель должен быть сравнительно молодым, из тех людей, кто выросли с компьютером. Учитель должен с таким же интересом относиться к компьютеру, как его ученики. Учитель может быть лидером, а лэптоп - всегда только машина. Учителя преподают детям теорию, факты, законы, учат процессу аналитического, творческого и критического мышления. На всех уровнях образования необходимо, чтобы фокус был на педагогике, а не на передовых технологиях.


Вы сказали, что «если мы растим стандартно образованных людей, тогда лэптопы нам ни к чему. Если мы хотим, чтобы из наших детей выросли новые гении, вроде режиссера Джорджа Лукаса и главы Apple Стивена Джобса, лэптоп незаменим». А учитель - заменим?
- Приведу пример. Есть такой проект «Сетевая наука». Школьники в американских школах, и не только в американских, но и во всем мире, собирали научную информацию. Например, одним из заданий было замерять количество осадков, другим - определять кислотность воды в местном водоеме. Эту информацию школьники сгружали в интернет. Накопилась большая база данных. Тут обнаружилось несколько проблем в использовании этих фактов. В одних школах ученики не умели соотносить местную информацию с общенациональной, в других не знали, как эти данные анализировать. К тому же, ученики из разных городов, не знали, как обсуждать научные вопросы. Но в тех же школах, где учителя научили ребят, как извлекать и анализировать информацию, как пользоваться научной терминологией и инструментами интернета, все получили пользу от участия в проектах. Отсюда вывод: там, где учителя сыграли роль наставников, обучивших школьников искусству научного эксперимента, компьютерная технология укрепила и углубила школьное знание.


- Значит, все по-прежнему зависит от профессионализма учителя?
- Хороший преподаватель - прежде всего руководитель процесса автономного приобретения и накопления учащимися знаний и навыков исследования и умения оценивать информацию. Преподаватель критикует работу учащегося, показывает, как улучшить ее. Это - как с обучением работать молотком и обучением столярному делу. Мы не учим работать молотком, не учим работать на компьютере. Говорят, дети учатся сами обращаться с компьютером. Но дело не в том, что они сами выучат «Пауэрпойнт» (Powerpoint) или «Пэйнт» (Paint), или другую программу. Важно, что они не только повышают свою эрудицию, но учатся писать и редактировать, анализировать и исследовать. И компьютер служит идеальным инструментом для обретения таких навыков.

Цели:

1. Познакомить с историей появления компьютеров.
2. Обсудить с ребятами пользу от использования компьютеров в жизни людей и вред, наносимый здоровью.
3. Познакомить с приёмами, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

Оборудование:

1. Компьютер, проектор, экран.
2. Слайды: десять пальцев; абак и Пифагор; счёты; Паскаль и арифмометр; ЭВМ, компьютер фирмы "Apple".
3. Памятки для детей "Берегите зрение", "Гимнастика для глаз", подготовленные с помощью компьютера.
4. Диски из серии "Гармония мира", "Танцевальные мелодии" с музыкальным и видео фрагментами для проведения подвижных физкультминуток.
5. Куклы из классного кукольного театра: Вовочка и Милочка.
6. Карточки со словами: "за", "против".
7. Большой надувной мяч.
8. Фрагмент из DVD "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека".
9. Фрагмент из DVD "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека".
10. Спортивный мат для показа упражнений.

Приглашены медработник школы и психолог.

Структура урока здоровья:

1. Организационный момент.
2. Сообщения по теме: "Из истории происхождения компьютера".
3. Показ сценок, подготовленных классным кукольным кружком.
4. "Дискуссионные качели".
5. Знакомство со строением человеческого глаза. (Медработник школы)
6. Знакомство с упражнениями для зрения.
7. Знакомство со строением позвоночника. (Медработник школы)
8. Знакомство с упражнениями для осанки.
9. Знакомство с упражнениями психотренинга. (Психолог школы)
10. Выводы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Учитель: Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей. Но многие учёные "трубят" о его вреде, наносимом здоровью. Сегодня на уроке здоровья мы должны решить для себя: компьютер – это наш друг или враг?

2. Сообщения по теме: "Из истории происхождения компьютера".

Во время рассказа учащихся учитель демонстрирует слайды на общий экран через проектор.

1 ученик: С момента появления на Земле человек ещё был вынужден постоянно считать. Житель каменного века обходился простейшими вычислениями. Как разделить убитого мамонта? Сколько кореньев запасти на зиму? Неужели у первобытного человека был персональный компьютер? Да, у каждого из нас он всегда под рукой! Это десять пальцев. А когда их не хватает, то и пальцы ног. Считать на пальцах просто и удобно. Только результаты вычислений хранить трудно. И тогда появились чёрточки на стенах пещер, зарубки на древках копий, узелки на верёвочках, камешки, косточки.

2 ученик: Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе "пыль" или "мелкий песок".
На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счёт на абаке обязательным для математиков.

3 ученик: Постепенно "вычислительные машины" усовершенствовались.
Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся "бусы" натянули на рамку. Получились счёты. Только на современных счётах, которыми иногда пользуются и сейчас, металлические спицы.

4 ученик: В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр.
Она выполняла любые арифметические действия. Один из экземпляров этой машины был подарен русскому царю Петру Первому великим математиком Лейбницем. Умножение в ней осуществлялось многократным сложением, деление – многократным вычитанием. Это было великое изобретение для своего времени. Главный недостаток арифмометра – передвигать колёсики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты – всё это должен был делать человек.

5 ученик: В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ. Слово "компьютер" произошло от латинского слова, означающего "считать, вычислять". Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.

6 ученик: Но какими огромными были ЭВМ! Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
Учитель: Несомненно, компьютер значительно облегчил жизнь людей. Вот и сейчас во время рассказа ребят мы пользовались компьютером. Было очень удобно и зрелищно. Но послушайте ребят, которые просто заболели благодаря компьютеру.

3. Показ сценок, подготовленных классным кукольным кружком "Теремок".

На ширме появляются куклы.

Вовочка (Кукла – голова с кругами под глазами, сутулый, очень бледный):

У меня один лишь друг,
Компом все его зовут.
Целый день с ним провожу,
На прогулки не хожу.
Спортом я не занимаюсь,
И совсем не закаляюсь.
Я сутулый и хромой,
Чувствую, я больной.

Милочка (Кукла – полная девочка в больших очках, с перевязанной головой):

Я учуся целый день,
И поверьте, мне не лень
За компьютером сидеть,
Фильмы, игры поглядеть.
На все сайты без разбора
Выхожу вплоть до упора.
Стало плохо с головою…
И с глазами …
Что со мною?!

Учитель:

Мы второй год осваиваем компьютер. Неужели станем такими же, как Вовочка и Милочка? Компьютер нам поможет или навредит?
Проводися обсуждение этих вопросов с детьми.

4. "Дискуссионные качели".

Класс делится на две команды. Капитанам команд выдаются карточки со словами: "за" или "против".
Участники команд становятся друг против друга, перекидывают большой надувной мяч, изображая "качели" и называют слова "за" и "против". Два подготовленных ученика вписывают в таблицу на компьютере, а результаты демонстрируются на экране.

Компьютер:

Учитель: Какие выводы можно сделать по этой таблице?
Выслушивается мнение детей.
Учитель: Верно, нашу жизнь невозможно представить без компьютера.
Сегодня на уроке здоровья мы подробнее обсудим три строчки таблицы: вред зрению, искривление осанки и боязнь живого общения.

5. Знакомство со строением человеческого глаза.

Выступление медработника школы.

Рассказ и показ фрагмента DVD "Загадки человеческого тела".
Глаза дают человеку около 90% всей информации об окружающем мире. Это ценнейший орган в системе органов чувств. Что же такое зрение и почему оно возможно? Всё дело в том, что глаз способен воспринимать лучи света, отражаемые предметами.
Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку – роговицу, позади которой находится радужная оболочка. Именно она делает глаза голубыми, серыми, карими. После этого свет попадает в отверстие, находящееся посредине радужной оболочки – зрачок. Особые мышцы радужной оболочки, сокращаясь и расслабляясь, могут делать зрачок то больше, то меньше.
Пройдя через зрачок, луч попадает в плотное прозрачное тельце – хрусталик. Это природная линза, которая с помощью специальной мышцы может уплощаться или становиться более выпуклой. Благодаря этому лучи света, отражающиеся от предметов, на которые смотрит человек, собираются (фокусируются) в одном месте на внутренней стороне глаза – сетчатке.
Сетчатка состоит из светочувствительных нервных клеток – рецепторов – колбочек и палочек. Палочек значительно больше. Они чувствительны к свету и позволяют видеть человеку даже при плохом освещении. А с помощью колбочек человек различает цвет.
Рецепторы сетчатки принимают световой сигнал по нервам и передают его в зрительные центры головного мозга, где и возникает образ того предмета, на который человек смотрит.
Движение глаз обеспечивают мышцы, которые соединяют их с костями черепа. Как правило, мышцы обоих глаз сокращаются одновременно, поэтому глаза одновременно моргают и поворачиваются.
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. Природа позаботилась о безопасности глаз: спрятала их в углублении черепа и снабдила веками, которые закрываются, когда глазам грозят пыль, ветер, удар или другие неприятности. Защищают глаза и слёзы. Они увлажняют глаза и вымывают из них пылинки. В слёзной жидкости есть вещество, которое убивает микробы.
Несмотря на то, что глаза способны сами себя защитить, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. Каждый четвёртый школьник имеет нарушения зрения, причём преимущественно миопию, т. е. близорукость. Способствуют возникновению миопии переутомление глаз, слабое освещение, длительные игры на компьютере, плохое питание, наследственная предрасположенность.

6. Знакомство с упражнениями для зрения.

Включается музыкальный диск из серии "Гармония мира", под звучание которой ребята выполняют упражнения для глаз.

Детям раздают Памятку "Гимнастика для глаз".

а) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
б) Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
в) Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вверх, вверх и вниз. (4–5 раз)
г) Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счёт 1–4, потом перенести взор вдаль на счёт 1–6. (4–5 раз)
д) В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счёт 1–6. (1–2 раза)
е) Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
ж) Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. (3 раза)
з) Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. (3 раза)
и) Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Детям раздают закладку для книг "Берегите глаза".

1) Оберегайте глаза от попадания вирусов и инородных тел.
2) Употребляйте в пищу достаточное количество растительных продуктов.
3) Выполняйте гимнастику для глаз.
4) Оберегайте глаза от ударов.
5) Улучшите освещение рабочего места.
6) Перестаньте читать лёжа или в транспорте.
7) Занимайтесь на компьютере не более 30 минут за один сеанс.

7. Знакомство со строением позвоночника.

Медработник школы показывает фрагмент "Скелет человека" DVD "Загадки человеческого тела".
Особую роль в организме играет позвоночник. Он является стержнем скелета. Состояние позвоночника очень важно для здоровья. Помещённый внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и двигательных нервов. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов. В "списке болезней" школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место. Каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Человек должен всю жизнь следить за своей осанкой, развивать его гибкость.

1 ученик:

Каждый день зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!

2 ученик:

За компьютером устал –
Вспомни о зарядке,
Чтоб с осанкою прямой
Было всё в порядке!

8. Знакомство с упражнениями для осанки.

Упражнения за компьютером

Дети разучивают упражнения вместе с одноклассником М.Дамиром, который занимается в спортивной секции ДЮСШ.

а) Правую руку поднять и сцепить замком за спиной, прогнуться назад. Поменять руки.
б) Руки сцепить замком перед собой и потянуться вперёд. Затем развести руки в стороны, расслабиться.
в) Руки поднять вверх, согнуть в локтях и пальцами помассировать между лопатками.
г) Выполнить наклоны вправо и влево, положив руки на пояс.
д) Опереться спиной о спинку стула, руки сцепить снизу (за спинкой стула) и потянуть плечи назад.
е) Наклоны головы вперёд – назад, вправо – влево.
ж) Медленное вращение головой в правую и левую стороны.

Упражнения на мате

Показывают Б. Юра и Т.Сергей, которые занимаются в кружке "Унибой" во Дворце детского и юношеского творчества.

а) "Лодочка" – лёжа на животе, схватив руками ступни ног, перекатываться вперёд и назад.
б) "Змея" – в положении лёжа приподнять голову как можно выше и посмотреть сначала вправо, затем влево.
в) "Мостик" – с положения лёжа выполнить высокий подъём на руках и ногах, прогнуться в спине.
г) "Брёвнышко" – в положении лёжа на спине понянуть одновременно руки и ноги. Застыть и немного полежать спокойно, вытянув позвоночник.

Подвижные упражнения

Ребята разучивают несколько движений танца "Летка-Енка" вместе с "инструктором" М. Инной, которая занимается хореографией в Детской школе искусств.
Включён диск с видеофрагментом показа движений танца.

9. Знакомство с упражнениями психотренинга.

На ширме кукольного театра вновь появляется кукла Вовочка.

Вовочка: Я не люблю общаться с ребятами, потому что считаю их капризными и жестокими. Они могут высмеять, когда отвечаю у доски. Нужно всегда быть с приятелями внимательным, любезным. Фу! Для меня это обременительно и сложно. Поэтому предпочитаю общение с компьютером. Не ладится игра – выключил и все дела! Не нужно ссориться и переживать.
Учитель: Что вы думаете по поводу откровений Вовочки?

Выслушиваются ответы ребят.

Психолог школы А.З.: Дорогие ребята! Вы правильно заметили, что Вовочка очень одинок, неуверен в себе, ленив. Сегодня я познакомлю вас с простыми упражнениями для расслабления перед общением, повышения самооценки:

а) Глубокое медленное дыхание: 1–2–3–4 (вдох), 5–6–7–8 (выдох) и т.д.
б) Из йоги: сомкнуть и немного подержать вместе большой и указательный палец, медленно вдохнуть и выдохнуть.
в) Если волнуешься перед ответом у классной доски, высоко подними голову и медленно вдохни, спокойно опусти плечи, представь себя "принцем".

10. Выводы.

Учитель: Урок здоровья подходит к концу. Наши "Дискуссионные качели" скоро остановятся. Какие выводы вы сделали для себя, ребята?
Дети перебрасывают мяч друг другу по кругу и произносят по одному короткому предложению:

Компьютер – необходим в современной жизни.
Нужно соблюдать осторожность при обращении с ним.
Обязательно позаботься о своём зрении.
Нужно "дружить" с компьютером, но не забывайте о своих друзьях.
Не забывайте об упражнениях для осанки при работе на компьютере, т.д.

Учитель: Верно, компьютер облегчает нашу жизнь, и, не только помогая детям в учёбе. Он оказывает неоценимую помощь в медицине, литературе, искусстве. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Дети хором читают слова, проецированные учителем на экран:

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.

Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб чтению книг, общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.

Широкое использование компьютеров в системе образования привело к необходимости проведения специальных исследований влияния компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее время в связи с повсеместным внедрением здоровьесберегающих технологий.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления.

У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание, формируется познавательная мотивация, моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. А развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

Озабоченность здоровьем детей высказывают медики, приводя немало аргументов «против»: воздействие электромагнитного излучения монитора, сидячее положение в течение длительного времени и как следствие этого - появление утомления, нервно-эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психического здоровья ребенка, чем полезен.

Кто же прав в этих бесконечных спорах и дискуссиях? Подпускать или нет дошкольников к компьютеру? Благо это для растущих малышей или вред? Вопрос остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося на его алтарь здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Иными словами, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие рекомендации:

Для ребенка 6 лет максимальный предел одноразовой работы на компьютере - 10 минут. При этом периодичность занятий с одним ребенком должна быть не более 2 раз в неделю. Детям до трех лет работать за компьютером и играть в компьютерные игры не рекомендуется

Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка. Хороший стул снижает нагрузку вдвое. Подойдет специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников, вращающийся вокруг своей оси. Он позволяет изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Стол должен быть компьютерным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Когда ребенок рисует или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна располагаться на 7-10 см ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти эти требования, к тому же заставляет ребенка периодически изменять позу.

Во время работы за компьютером нужно сидеть прямо напротив экрана, так, чтобы верхняя часть экрана находилась на уровне глаз. При этом расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см

Очень полезно принимать в пищу витамин A. Он отвечает за чувствительность глаз к яркому свету и резкой смене изображения.

Ни в коем случае нельзя работать за компьютером лежа. Нельзя работать за компьютером во время еды, а также сидеть, ссутулившись, иначе нарушится нормальная работа внутренних органов.

Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.

Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

Нельзя работать за компьютером в болезненном или ослабленном состоянии. Это еще больше утомит организм и замедлит процесс выздоровления.

Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором. Лучше использовать высокочастотные мониторы (с частотой регенерации не менее 75 Гц и размером зерна не более 0,28 мм). Старайтесь сделать изображение максимально четким. На всех современных мониторах есть специальная функция регулировки четкости. И не забывайте протирать экран монитора специальными салфетками. Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.

Покупая новую игру для компьютера, обратите внимание:

на ее совместимость с вашей моделью компьютера, на то, с какой скоростью она будет загружаться и запускаться, как открывается;

проверьте, соответствует ли она возрасту ребенка, уровню знаний;

достаточно ли привлекательна по оформлению и содержанию;

посмотрите, какие именно знания будут приобретаться в ходе игры;

важно, чтобы этическое содержание игры, типы положительных и отрицательных героев, характер их взаимодействия друг с другом отвечали вашим моральным установкам;

для ребенка будет иметь значение, чтобы в игре были разные этапы и уровни сложности, чтобы она требовала сосредоточенности, анализа ситуации, способности комбинировать различные элементы и была занимательной;

хорошо, если игра или задание таковы, что за компьютером может сидеть сразу 2-3 человека, потому что при работе возникает много достаточно скучных пауз, и в эти моменты можно разговаривать друг с другом;

длительные задания должны чередоваться с краткосрочными;

в конце работы необходимо проводить гимнастику для глаз.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Когда мы работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза. Зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и возникновение глазных болезней. Ради справедливости стоит отметить: не только компьютер является причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль здесь играют наследственность, телевизор, чтение при плохом освещении и многие другие факторы.

Комплекс упражнений для утомленных глаз

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз). Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.

С меткой на стекле: смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку, расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз). Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Комплекс упражнений для снятия глазного напряжения

Плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал - 30сек).

Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево-вправо, вниз-вверх, (6-8 раз).

Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз-влево, вверх-вправо), против часовой стрелки (вниз-вправо, вверх-влево) (6-8 раз).