Выстроить по порядку элементы структуры веб квеста. Образовательный веб-квест. Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам

Тысячи лет назад территория Скандинавии была основным центром оледенения в Европе; толщина ледника доходила в этих местах до трёх километров. Однако, если 17000 лет назад численность населения этих областей составляла всего около 1000 человек, то уже 11000 лет назад, сразу после окончания ледникового периода, их количество возросло в десятки раз. Учёные относят древнейшее население Северной Европы к атланто-балтийской подрасе. Их поселения обнаружены в разных частях Скандинавского полуострова, Великобритании и материковой Европы. Это Маглемосе в Дании и Эртебёлле на юге Скандинавии, Комса и Фосна на атлантическом побережье Норвегии, Сандариа в юго-западной Швеции, Стар-Карр в Йоркшире (Англия) на берегу древнего озера - всё это приморские и приречные культуры, возраст которых 11000-9000 лет.

В древнейших скандинавских поселениях как правило было до 20 домов, в которых жило около 100 человек. Прочные трапецевидные домики столбового типа имели площадь от 5,5 до 30 кв.метров, полы домиков были обмазаны известью. Их обитатели занимались в основном рыбной ловлей, сбором моллюсков и охотой, применяли кремниевые топоры, костяные изделия, знали лук и стрелы, пользовались лодками-однодеревками, приручали собак. Люди изготовляли костяные, роговые и янтарные изделия с художественными изображениями, а также рисунки, выполненные на мыльном камне. В деревнях существовали специальные жертвенные места и святилища. Древнейшими Божествами были Богиня Земли и плодородия, плывущая в ладье, и Богиня Воды - обнажённая дева, держащая перед собой двумя руками сосуд со священной водой. Верховного невидимого Творца всех вещей древние скандинавы называли Все-Отцом, а верховными Божествами нашей Вселенной считались Отец Ху и Мать Керидвен.

Около 7000 лет назад в Скандинавию начали прибывать первые арийские переселенцы с Южного Урала. Тогда в Северной Европе начинают появляться жилые районы с центром в виде крупного поселения, окружённого несколькими малыми. Население таких районов достигало уже от 400 до 2000 человек (например - Уэссекс в Англии). Люди охотились на тюленей, содержали свиней, выращивали злаки, применяли шлифовку и полировку своих орудий (ножей, серпов), использовали свёрла, изготавляли посуду и другие керамические изделия из обожжёной глины. Более тысячи предметов керамики и украшений найдено в Скандинавии на берегах Литторинового моря. Возле поселений располагались длинные курганы - места погребений вождей и других людей высокого ранга. Для каждого из них сооружались колоссальные насыпи из крупных камней или мегалитические гробницы из каменных плит. Нередко гробницы и различные предметы быта украшались рунами - своеобразными иероглифами-символами, имевшими религиозное либо мистическое значение.

Отцом и Учителем древних скандинавов считался одноглазый Бог Один (или Вотан). Согласно легендам, когда-то из тумана, возникшего в первобытном Хаосе, получился ледяной гигант Имир. От Имира произошёл род могучих и жестоких великанов. Сыновья одного из них - Бури, которых звали Один, Вили и Ве, восстали против Имира и после долгой и жестокой борьбы убили его. Из тела Имира они создали Землю в виде плоского круга в океане крови Имира. Землю они назвали Митгард и населили её людьми, сделанными из деревьев. А для себя высоко над Землёй Боги построили небесный город Асгард, дорогой в который служила радуга. В Божественном Асгарде обитало 12 Божеств: сыновья Одина - Тор (Гром) и Бальдр (Весна), мать Тора - Ёрд (Земля), мать Бальдра - Фригг (Мудрость), а также древний арийский Бог Тивас (Дьяус) или Тюр (Война), Хёд (Судьба), Локи (Огонь), Фрейя (предводительница небесных дев-воительниц "валькирий") и др. Один из обитателей Асгарда содержал в себе корень Зла. Это был Локи. Он подговорил Хёда, слепого Бога Судьбы, убить любимого сына Одина - Бальдра. Со смертью Бальдра исчезли свет и радость из жизни Богов. Потрясённые Боги собрались на совет, чтобы открыть секрет оживления этого Духа молодости и жизни.

Хранителями знаний на территории Северной Европы были жрецы "друиды" (на санскрите "дру" - "лес", по галльски "друидх" - "мудрец, волшебник", по ирландски "друи" - "люди дубовых деревьев"). Главные друиды были в Британии, Ирландии, Галлии и Скандинавии. Согласно установленному порядку, друиды обладали правом давать имена городам и местностям и выступать на собраниях перед их правителями. Священным деревом для друидов был дуб, священными символами - змея и крест из дубовых веток, священным Божеством - Мадонна, Непорочная Мать с младенцем на руках. Друиды жили в полном воздержании и аскетизме, местами их обитания были уединённые пещеры или хижины и грубые дома из камня, где они проводили время в молитвах и медитациях, выходя только для исполнения религиозных ритуалов. Друиды всегда были одеты в белые одежды - символ чистоты и невинности и приближенности к Солнцу; головы друидов украшали тиары в виде круга из солнечных лучей. Высшие друиды носили спереди на поясе брошь, в центр которой был вделан большой белый камень - увеличительное стекло, которым они зажигали огонь на алтаре. Божество Солнца, поклонение которому пришло в Скандинавию в незапамятные времена из близкой к Британии Атлантиды, изображалось в виде золотого диска, окружённого ореолом, в колеснице, влекомой лошадью; символом его было колесо со спицами или крест в круге.

Обычных людей друиды учили морали, а посвящённых - высшим эзотерическим учениям. Они говорили, что душа бессмертна, и верили в её воскрешение. Друиды верили в три мира и в переселение души человека из одного тела в другое для наказания и поощрения. На Земле Добро и Зло так переплетены и уравновешены, что человек имеет свободу каждое мгновение выбирать между ними. Друиды утверждали, что все люди в итоге должны быть спасены, но многие из них должны ради этого возвращаться на Землю неоднократно, пока не преодолеют в себе все элементы Зла. Ад - это наказание за грехи и чистилище души. Посвящения происходили в дни равноденствий и солнцестояний в специальных храмах, имевших форму круга или яйца, из которого, согласно мифам, произошла когда-то вся Вселенная. Существовали также храмы в виде змеи и креста. Святилища друидов обнаружены практически по всей территории Северной Европы. В одной только Франции имеется более ста мегалитических каменных кругов и более 6000 других древних сооружений. Все они были возведены в интервале 5000-2500 лет до н.э. Самый крупный в Северной Европе мегалитический комплекс расположен в Карнаке, на территории Западной Франции. В длину он простирается на 8 километров и включает каменные глыбы высотой до 7 метров. В Англии крупнейшим каменным сооружением является Эйвбёрихендж в графстве Уильтшир. Мегалит имеет внешний круг диаметром 427 метров и два внутренних круга диаметром около 100 метров, а входящие в него валуны весят от 60 до 90 тонн!

Наиболее знаменитое из древних святилищ - Стоунхендж на юго-западе Англии. "Стоунхендж" в буквальном переводе с английского означает "висящий камень". Это сооружение преставляет собой огромное каменное кольцо, окружённое двумя валами, диаметром более 100 метров, разделёнными рвом. Внешний вал имеет ширину 2,5 метров и высоту 0,8 метра, внутренний вал - ширину 6 метров и высоту 1,8 метра. С северо-востока находится вход - аллея шириной 12 метров и длиной 25 метров, ведущая в сердце Стоунхенджа. Направление аллеи указывает на точку горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит Солнце. Центральная часть Стоунхенджа - окружность диаметром 31 метр, по которой стоят 30 каменных блоков массой по 25 тонн; высота блоков 5,5 метров, глубина, на которую они вкопаны, 1 метр, а всего в сооружении использовано свыше 80 каменных блоков весом до 35 тонн. Строительство Стоунхенджа было начато в 2800 году до н.э. и завершилось в 1600 году до н.э.. Мегалит служил одновременно местом культовых обрядов, астрономической обсерваторией и своеобразным календарём, так как фиксирует на горизонте точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. В расположении камней хитроумным способом зашифрованы данные обо всех лунных и солнечных затмениях прошлого, настоящего и будущего.

Древние кельты называли Стоунхендж "Работой Эмриса", поскольку его создателем считался прорицатель Эмрис, которого скандинавы знали под именем Мирддина, а британцы - как Мерлина, ставшего позднее главным советником легендарного короля Артура (? - 516 г.г. н.э.). Согласно легендам, изначально под его наблюдением было возведено целых три подобных мегалитических храма, располагавшихся на расстоянии нескольких десятков километров друг от друга. Сам Эмрис обитал в гигантском Стеклянном Дворце, возведённом им на острове Энлли вблизи ирландского побережья, позднее погрузившемся в океан. Благодаря особой конструкции Дворца, форма которого напоминала треугольную пирамиду, течение времени внутри него было сильно замедлено, и прорицатель мог оставаться молодым в течение тысяч лет. Если проплывавшие мимо острова Энлли корабли подходили к нему слишком близко, они попадали под влияние невидимых сил Стеклянного Дворца, и те из людей, кто проводил на острове всего лишь три дня, возвращаясь на родину обнаруживали, что на самом деле прошло уже целых 30 лет. скандинавия культура мегалитический стоунхэндж

Эмрис и другие посвящённые древности знали, что любой магический круг, от маленького кольца на пальце руки до гигантского Стоунхенджа, может служить приёмником и генератором энергетических сил Земли. Тот же Стоунхендж был возведён Эмрисом при помощи магического кольца, воздействовавшего на передвижение каменных блоков. Исследователи предполагают, что на одной из граней каждого монолита строители вырезали несколько концентрических колец определённого диаметра, ширины и глубины и перераспределяли массу монолита по объёму таким образом, что его центры масс и инерции оказывались смещёнными друг относительно друга. Затем Эмрис воздействовал на мегалит своим кольцом, заклинанием или прикосновением жезла, создавая в нём вибрации определённой частоты. Возникавший в системе концентрических колец устойчивый колебательный резонанс порождал инерционные силы, которые компенсировали силу тяжести каменного блока. Благодаря этому многотонный блок становился практически невесомым и легко перемещался по воздуху в нужное для строителей место.

Список статей:

Культура викингов - сердце Древней Скандинавии

Традиции викингов - это особый пласт мирового культурного наследия, ведь в данном случае мы говорим о целой эпохе (которая, кстати, так и называется - эпоха викингов). Скандинавские традиции включают в себя обширный перечень культурологических, в частности - обрядовых действий и явлений, дошедших до нас отнюдь не в одной лишь фольклорной и мифологических оболочке. Богатый археологический материал и сохранившиеся исторические документы (в первую очередь - работы средневековых хронистов) являются научной базой для современных знаний о скандинавской культуре.

Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном - Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности - территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).

Но в связи с этим возникает закономерный вопрос - что конкретно мы подразумеваем, когда говорим о культуре викингов или скандинавских традициях? Ведь это не только могучие боги и непоколебимые герои, эпические мифы о становлении и гибели Вселенной. Традиции викингов - это гордые драккары, рассекающие свинцовую гладь северных морей. Традиции викингов - это далекое путешествие в райский Винланд за сотни лет до Колубма и Веспуччи. Традиции викингов - это эффектные «длинные дома», жестокие обряды вроде знаменитого «кровавого орла» и легендарные воины - берсерки и ульвхендары. Это эрили - резчики по камню, и скальды - поэты, сжимающие в одной руке - меч, в другой - искусство стихосложения. В этом - вся глубина скандинавской культуры, во многой до сих пор непонятой нами.

Эпоха викингов: кто построил Европу?

Традиционно эпохой викингов называют период Раннего Средневековья, соответствующий следующим хронологическим рамкам - VIII-XI век нашей эры. Эпоха викингов в Северной Европе следует сразу за так называемым «германским железным веком» (IV-VIII вв). Легендарный период владычества северных воителей предваряет нападение скандинавских воинов на английский город Дорсет в 789 году. В дальнейшем викинги регулярно совершают набеги на Англию, Ирландию, Францию. В 860 году скандинавы в составе войска русов приходят в Константинополь. Через десять лет норвежские мореплаватели открывают Исландию, еще через пять лет - Гренландию.

В эпоху викингов скандинавские воины, исследователи и первопроходцы неоднократно осаждали европейские города, правили отдельными регионами и даже целыми странами. Они обильно торговали и путешествовали, и поэтому эпоха викингов в Европе справедливо считается особым историческим феноменом, который оставил глубочайший след в культурном и историческом наследии всех европейских государств. Финалом эпохи викингов в Европе (да и во всем мире) считается легендарная битва при Стамфорд-Бридже (1066 год) и гибель последнего скандинавского конунга, короля Норвегии, Харальда III Сурового.

То есть фактически эпоха викингов представляет собой трехсотлетнее главенство скандинавской культуры над средневековыми европейскими народами. Как результат - многие правящие династии Позднего Средневековья ведут свою родословную именно от викингов, неустрашимых иноземных захватчиков (именно так их называли в южных районах). Посему неудивительно, что быт, религия и культура викингов так интересны нам сегодня, ведь именно эти отчаянные воины во многом создали мир, который известен нам сегодня из школьных учебников истории. Мир, который мы видим вокруг себя. Мир, который многим из нас хотелось бы видеть…

Отдельным блоком стоит тема язычества викингов. Это тоже неотъемлемая часть скандинавской культуры, однако данному вопросу посвящены другие разделы информационного портала «РУНАРИУМ». В разделе «Культура» как таковое язычество викингов не отражено, разве что - в обрядах и тех материалах, где рассмотрение конкретных элементов традиции викингов невозможно вне культурно-религиозного контекста. В основном речь здесь пойдет о кораблях викингов, их оружии, воинской культуре, быте и, конечно, о знаменитых (и не очень) людях, чьи деяния скандинавские скальды прославляли в веках.

Если судить по археологическим раскопкам, викингов хоронили вместе с теми предметами, которые могли пригодиться им в загробной жизни. Это были оружие, пища, пиво, украшения. Иногда богатых людей погребали вместе с рабами, лошадьми и собаками. Их могилы были очень большими, ведь там должно было свободно разместиться все то, что они забирали с собой в другой мир. Стены могил состоятельных викингов отделывали деревом, инкрустированным серебром. Над могилой возводился курган и памятник в виде выложенных из камней кораблей, размеры которых также зависели от степени богатства умершего.Чем был выше статус викинга, тем более роскошным был обряд его погребения.

Особое место занимало погребение конунгов. Рядом с телом умершего вождя на палубе корабля размещали все ценные вещи, украшения, пищу, воду и пиво, убитых лошадей и собак, бывало, и предметы мебели, а в руки вкладывали оружие. Затем корабль на поднятых руках переносили на место захоронения. Были случаи, когда девушки-рабыни сознательно принимали решение не расставаться со своим хозяином, чтобы прислуживать ему и в загробном мире. Чтобы облегчить страдания добровольных жертв, перед тем, как лишить их жизни, старуха - "ангел смерти", давала рабыням выпить сильнодействующий болеутоляющий наркотический напиток. После умерщвления их тела переносили на палубу и укладывали рядом с прочим добром. Честь предать конунга огню принадлежала близким родственникам или же знатным викингам.

Смущало ли что-нибудь душу викинга, отправляющегося на завоевание чужих земель? Почему он так невысоко ценил как свою, так и чужую жизнь? Ответ на эти вопросы нужно искать в их вере и обычаях. Внутренний мир викинга покоился на устоях, отличных от христианских, уже давно господствовавших в ту пору в Европе.

Их религия гласила, что первым в мире живым существом был злой великан (ван) Имир. Он, а затем и другие ваны в свою очередь родились из капель растаявшего инея Нифльхейма. От камня произошел Родитель, давший жизнь Одину и его братьям Вили и Ве - первым асам (богам). Убив Имира, боги бросили тело великана в Мировую Бездну. Так появилась Земля. Из его крови они сделали моря и океаны, из черепа - небосвод. Так асам удалось потеснить "зло" в мрачную преисподню - "страну льда" и "страну огня".

Вселенная представлялась скандинавам в виде дерева-исполина, ясеня Индрасиль. Среди его корней, в подземном царстве, сосредоточены силы зла. От корней до кроны - в Мидгарде, живут люди. На вершине, в густых зеленых ветвях, касающихся Луны и Солнца, - обитель богов. От деревьев произошли и первые люди Земли. Мужчина Аск - из ясеня, а женщина Эмбла - из ивы. Бог Один вдохнул в них жизнь и дал душу, Вили - разум, а Ве - речь, слух, зрение и обоняние.

Верховный бог пантеона Всеотец, или Один, - одноглазый старец, сопровождаемый двумя воронами - Хьюгином (Разум) и Мюгином (Память) и двумя волками, рассказывающими ему обо всем, что происходит в мире. Один живет во дворце Вальхалле вместе с павшими на поле брани смелыми воинами. Главный небожитель подарил им вторую жизнь, обязав и ее целиком посвятить войне. Здесь они проводят время не только на пирах, где им прислуживают девы-воины - валькирии, но и на обязательных ежедневных занятиях боевым искусством, необходимых для того, чтобы воины не потеряли форму в ожидании последней битвы между асами и великанами. Ведь боги, как полагали викинги, смертны. А затаившиеся великаны в любой момент готовы нанести им сокрушительный удар. Тогда-то, как предсказывают пророки, и грянет последняя схватка и настанет час "сумерек богов" - конец света. Но так как мир вечен, "сумерки богов" пройдут и народится новая жизнь, воцарятся иные высшие властители, разумные и добрые.

Бог знаний и поэзии - тоже Один. Ради первого он отдал глаз великану Мимиру, а ради второго - выпил магический напиток квасир - "мед поэзии". Любопытна легенда о появлении квасира. Однажды, чтобы заключить перемирие с богами, ваны оставили в качестве заложника великана Ньерда, а затем, в подтверждение искренности своих намерений, вместе с асами плюнули в чашу, и из этой слюны был создан мудрец и скальд (сказитель) карлик Квасир. Но злые гномы, обитающие в корнях дерева Индрасиль, убили его. Кровь же карлика смешали с медом и получили магический напиток, обладающий способностью наделять любого незаурядным умом и даром сочинительства.

Тор - старший сын Одина - бог-громовержец. Этот рыжеволосый исполин был вооружен молотом Мьелльниром, разрушающим силы зла, а его удары были подобны грому небесному. Кроме того, он - покровитель Мидгарда, а значит, защитник всех людей. Ему поклонялись как простой люд, так и воины. К концу эпохи викингов в их обширном пантеоне культ Тора стал главенствующим.

Бальдр - второй сын Одина - бог добра и счастья. Фрея - богиня любви, забирающая часть мертвых воинов у Одина себе. Тюр - однорукий бог победы.

Викинги поклонялись и возносили молитвы своим богам кто как умел. Нередко асам, чьи фигурки имелись в любой семье, приносили кровавые жертвы, в том числе и человеческие. Но настал в истории эпохи викингов такой момент, когда их языческие воззрения, культивирующиеся на протяжении столетий, стали постепенно вытесняться совершенно другими представлениями.

Викинги, повидавшие за долгие годы путешествий разные страны и народы, и зачастую остававшиеся служить богатым европейским правителям, считали, что неуклонно растущее благосостояние последних - это вознаграждение за их христианскую веру. А потому скандинавы, со своим извечным стремлением к лучшей доле, все чаще и чаще стали задумываться о том, что христианский бог, возможно, быстрее сделает их мечты явью.

Первыми из новообращенных среди северных народов стали датчане, вероятно, потому, что их король Харальд I, принявший крещение в 960 году, во многом ускорил этот процесс. Норвежскому королю Олафу Трюгвассону пришлось заставлять своих подданных принимать крещение силой, распространяя необходимость этого и на заселенные норвежцами Исландию, Гренландию, Фарерские, Гибридские и Шетландские острова.

Шведский король Олаф Шетконунг позже других скандинавских правителей заставил свеев и готов отказаться от язычества, которое, несмотря на указ о запрете, продолжало сохраняться там вплоть до XIII века.

Обращение в новую веру приняло массовый характер и у викингов-варягов. Христианами стали Аскольд и Дир, киевская княжна Ольга и правнук Рюрика - князь Владимир.

Но даже став христианами, викинги в большинстве своем так и не смогли окончательно забыть веру своих предков, а потому носили на груди рядом с нательным крестом талисман в виде молота Тора.

Русь и варяги

Славяне, хазары и арабы называли викингов варягами. Обитали эти люди за Балтийским морем, которое вплоть до XVIII века называлось Варяжским. На своих крепких ладьях ходили они и в соседние, и в дальние земли. Через Финский залив, Неву, Ладожское озеро и Волхов - до Ильмень-озера, по Ловати и Западной Двине, не страшась затяжных волоков, добирались до Днепра, а по нему - к Черному морю. Этот путь получил название "из варяг в греки". Первые упоминания о присутствии варягов на Руси встречаются в "Повести временных лет". Согласно летописи уже в начале IX века на речных путях Руси стали появляться эти заморские пришельцы. Изначально для русичей были они купцами и воинами, идущими через Русь в Византию послужить императору и по дороге выгодно поторговать. Именно на такой род занятий и указывает значение русского слова "варяг" - разносчик, мелочной торговец, "варяжить" - заниматься торговлей.

Кроме того, варяги, за которыми закрепилась слава бесстрашных воинов, приглашались в наемные дружины для охраны торговых путей, конвоирования купеческих караванов, защиты территорий удельных князей и участия в междоусобных войнах с другими народами. Именно варяги составляли ядро дружин. Скандинавы, с малолетства обученные военному искусству и почитавшие отца, мать и всех предков, превыше всего ставили "кровное" родство братства, то есть сотоварищей по дружине, мстя за смерть "брата" до последней капли крови. А потому представляли собой идеальное войско, четко соблюдающее субординацию и дисциплину. Во главе заморских пришельцев стояли конунги.

Очень скоро поняв свое превосходство перед миролюбивыми соседями, воинственные скандинавы в 859 году обложили данью чудь, мери, веси, ильменских славян и кривичей. Устав от бесконечных поборов иноземцев, русичи, объединившись, выдворили ненасытных варягов. Но мирного сосуществования все равно не получалось. Измученные бесконечными междоусобицами, они вновь обратились к варягам: "Приходите княжить и владеть нами". Именно это обстоятельство и послужило началом перехода викингов из амбициозных соседей в правители. По одной из существующих версий, на призыв откликнулись три варяжских вождя - Рюрик, Трувор и Синеус - и стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске и Белоозере. По другой - только Рюрик, но своим домом ("сине-хус") и верной дружиной ("тру-воринг"). Пришедшие варяги составляли существенную прослойку населения, наибольшее же их количество скапливалось в крупных торговых городах, смешиваясь с местными жителями и принимая их веру.

Существует предположение, что, явившись на Русь, Рюрик пришел в город на реке Волхов. Здесь он жил сам, а после него - княжеские посадники. При его правлении Новгород достиг своего расцвета. Видимо, поэтому "Рюриков" Новгород и затмил собой уже существовавший здесь ранее город.

Рюрик, сосредоточив всю власть в своих руках, не устраивал жителей подвластных ему территорий политикой своего правления и бесчинствами его дружины. Возникали частые смуты. О подавлении одной из них - новгородской, возглавленной неким Вадимом, который и был убит вместе со своими единомышленниками и советниками, сохранилось упоминание в летописи. Многие недовольные бежали из Новгорода и других городов в Киев.

Два дружинника Рюрика, Аскольд и Дир, испросили у него разрешения уйти в Царьград вместе со своими родами. На самом же деле их целью был Киев. Владеть ключами Киева - города, основанного племенным князем-вождем полян Кием, значило иметь власть над всем торговым людом. Довольно легко объединив местных и пришедших вместе с ними варягов и всех бежавших от власти Рюрика, Аскольд и Дир подчинили себе полян. Но, придя в Киев не по приглашению племени, а в качестве завоевателей, к тому же не имея достаточных материальных средств, организовать прочный порядок в городе они не смогли.

В 869 году, передав всю власть своему родственнику Олегу и оставив на его попечении малолетнего сына Игоря, Рюрик умер. После трех лет княжения в Новгороде Олег, собрав войско из варягов и всех подвластных ему племен - чудей, ильменских славян, мери, веси и кривичей, двинулся походом на юг, чтобы подчинить себе другие племена и расширить территориальные границы своего княжества. Дойдя до Киева, он хитростью выманил Аскольда и Дира, убил их и утвердился в городе, сделав его столицей. Правил киевский князь, опираясь на дружину, которая делилась на бояр - советников и гридей - воинов.

Так как именно на Киеве замыкалась греко-варяжская торговая цепь, то все ведущие торговлю города находились в полной зависимости от Киевского князя, который мог, закрыв спуск по Днепру, полностью перекрыть все связи с Византией. Это обстоятельство позволило Киеву добиться существенного преобладания над другими русскими городами.

Объединение Киева и Новгорода (условная дата - 882 год) считается временем возникновения Древнерусского государства. Правление Олега продолжалось с 882 до 912 года и было отмечено подчинением большинства восточнославянских племен и значительным укреплением границ Руси.

Иноземные завоевания

В конце IX столетия норвежские викинги в поисках плодородных земель высадились у берегов Исландии и постепенно начали заселять понравившийся им остров. Первый поселенец, некий Инголфар Арнарсон, так удачно выбрал место для своей фермы недалеко от удобной бухты, что впоследствии именно там начала расти исландская столица Рейкьявик.

От Норвегии до острова при благоприятном ветре добирались примерно за неделю, и это было очень удобно, так что викинги довольно скоро обосновались на острове, и к 930 году сюда перебралось, прихватив с собой домашнюю утварь, скот и семена, около 30 000 норвежцев, в том числе и тех, кто не пожелал подчиниться власти жестокого Харольда Прекрасноволосого, основавшего в Норвегии свое королевство.

Несколько веков независимой Исландией управляли уважаемые и влиятельные предводители - годары, каждое лето собиравшиеся на заседания альтинга - одного из первых прообразов парламента.

Среди предводителей викингов, обживавших Исландию, был Эйрик Рауди (Рыжий). После совершенного убийства он был приговорен к трехлетнему изгнанию с острова. Вспомнив рассказ морского бродяги Гуньбера, видевшего издали заснеженную сушу на краю Западного моря, Эйрик решил собрать команду и идти на запад - так он и вердикту суда подчинялся, и надеялся не упустить шанс первым ступить на ничью землю. А достигнув ее, велел заложить поселение Братталид у края ледниковой шапки. Окрестил эту суровую пустыню предприимчивый Эйрик Зеленой страной - Гренландией. По его мнению, это многообещающее название должно было манить сюда простодушных исландцев, норвежцев и датчан - искателей счастливой доли. И его расчет оказался верен.

Четыре с лишним века в трудах и борьбе с суровой природой жили викинги на юге острова. Население полусотни поселков занималось скотоводством, земледелием, рыболовством, промыслом морского зверя и китов. Вместительные высокобортные кнорры и когги без устали курсировали между Гренландией и европейскими портами. Что-то гренландские поселенцы отправляли на продажу, а что-то из своих товаров меняли на самое необходимое в хозяйстве, в первую очередь на лес, который ценился на острове на вес золота.

…А тем временем до Североамериканского материка оставался всего один шаг, вернее, морской переход в том же западном направлении. И шаг этот был сделан. Кто из викингов первым сошел на американский берег, неизвестно. Но имя сына Эйрика Рыжего - Лейфа, прозванного Счастливым, сделавшего это примерно в 1000 году, известно едва ли не всем. Лейф Эйрикссон со своим отрядом высадился на полуострове Лабрадор, затем, спустившись на юг, открыл остров Ньюфаундленд. Как утверждают саги, несколько позже отряд добрался до края, где росли дикий виноград и маис, а в реках во множестве водился лосось. Этот край викинги назвали Винланд - Страна винограда.

По тому, что северная граница распространения дикорастущих лоз и южная граница обитания лосося проходят по широте 41 - 42 градуса, много позже был сделан вывод: Лейф Счастливый достиг места, где сегодня находится Бостон. Именно там нынешние американцы и соорудили ему памятник как истинному первооткрывателю Нового Света.

Спустя год брат Лейфа - Торвальд возглавил очередную исследовательскую экспедицию, но, попав в стычку с индейским племенем скрелингов, был убит. Эта потеря не остановила его товарищей, и они все-таки попытались основать на этих землях свою колонию. Но не желавшие мириться с таким соседством, скрелинги не давали им покоя ни днем, ни ночью, и через 3 года поселенцы вынуждены были покинуть негостеприимную Америку.

Не ясны до конца причины, заставившие викингов покинуть Гренландию. Одни исследователи объясняют это резким похолоданием, произошедшим там в XIII веке, другие - агрессивностью эскимосов, третьи - эпидемией чумы... Как бы то ни было, окончание эпохи викингов отмечено практически бесследным исчезновением их из Нового Света.

Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с 1 века до н. э. Одним из первых проявлений "германского духа" стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами).

Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла германского вождя Ариовиста, разгромленного Цезарем. Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание "державы" маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара.

Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, он в состоянии сохранить независимость.

Однако, германские племена не желали покоряться и собственным королям. Арминий погиб в междоусобице, а Маробод был изгнан. На два с половиной века между империей и Свободной Германией установилось равновесие сил, прерываемое, конечно, конфликтами.

Новая эпоха наступила в середине 3 в. н. э. – так называемое Великое переселение народов. Рим находился в состоянии политического коллапса, а среди германцев появились молодые агрессивные народы, которых Л. Гумилев считал порождением пассионарного толчка: алеманны, готы и франки. Последним двум было суждено большое будущее.

Согласно готскому историку 6 века Иордану, остготы, вестготы и вандалы происходили из Южной Скандинавии. Они высадились в устье Вислы и постепенно продвинулись до Черного моря. Затем готы, использовав боспорские корабли, разграбили Элладу и побережье Малой Азии. В 4 веке, на территории Восточной Европы существовала обширная держава Эрманариха. Однако готы не поладили со многими местными этносами (за исключением аланов) и были изгнаны гуннами. Убежище они нашли на землях империи, но с той поры представляли перманентную угрозу Риму. В конечном счете, вестготы захватили Галлию и Иберию (Испанию), а остготы – Иллирию и Италию. Не отставали и другие племена: франки, вандалы, англо-саксы, бургунды, герулы, руги, гепиды, лангобарды, фризы...

Участие древних германцев в многочисленных войнах и частая перемена мест сказалась на социальной структуре. У этих племен не сохранилось древнего индоевропейского сословия жрецов и религиозные обряды выполнялись вождями, либо наиболее уважаемыми людьми. В силу этого, а также ранней христианизации (которая на континенте проходила не столь мягко), германская мифология не дошла до нас в своем первозданном виде. Зато сохранился ее скандинавский вариант.

Скандинавские племена за исключением готов не приняли участие в Великом переселении народов. В эти годы они проявляли относительное миролюбие. Предки шведов образовали сильную Свейскую державу (описанную еще Тацитом). С 5 в. н. э. она входит в полосу экономического и культурного расцвете – так называемый Вендельский период. Культурные связи скандинавов распространяются от Британских островов до Средней Волги. В искусстве сложился международный "вендельский стиль", в котором прослеживаются и римское и восточное (сарматское) влияние. Особое значение для его создания имела ирландская традиция. Посредниками между скандинавами и кельтами в это время, видимо, выступали англо-саксы. Но подлинным центром нового искусства, охватывавшего европейский континент до Франкской державы и лангобардской Италии была Швеция и такие ее центры, как Упсала, Хельге, Вальсъерде, Вендель.

Однако, период процветания и относительного покоя сменило событие, напомнившее эпоху Переселения народов и получившее название "движение викингов" (само слово "викинги" происходит то ли от "вик" – "бухта, залив", то ли от "викингр" – "пират, налетчик"). Жертвами их набегов стали Англия, Ирландия, Франция, Северная Германия, Пиренейский полуостров, Южная Италия. Известна значительная, хотя и неоднозначная роль викингов в создании Киевской Руси.

Викинги открыли и заселили Исландию. Ее освоение имело ключевое значение для сохранения скандинавской мифологии. Здесь надо иметь в виду, что культура викингов развивалась уже в христианское время, представляя своего рода "запоздалые цветы северного язычества". Втягивание скандинавов в жизнь континентальной Европы влекло за собой их крещение, нередко сопровождавшееся культурными эксцессами. В Исландии же этот процесс происходил сравнительно мирно (как и в Ирландии), здесь долгое время процветало двоеверие, а затем древние боги перешли в разряд поэтических метафор.

С точки зрения сохранности мифологии скандинавы подобны кельтам. С одной стороны, это грандиозный пласт языческого декоративно-прикладного искусства, относимого к нескольким историческим периодам. Наиболее значительными из этих периодов явились: Период великого переселения народов (3 – 5 вв. н. э.), оставивший знаменитые брактеаты – золотые бляхи, носимые на шее; Вендельский период (5 – 8 вв. н. э.) с его великолепно украшенным оружием; Век викингов (конец 8 – 11 вв.), когда были созданы знаменитые изображения на камнях и памятники деревянной резьбы.

С другой стороны, это тексты. Скандинавы имели Исландию, ставшую для них таким же резерватом мифологии, каким для кельтов явилась Ирландия. (Вообще замечено, что на островах чаще сохраняются реликтовые формы, и не только культуры, но и природы). И вновь, позитивную роль здесь сыграло христианство с его традиционной ученостью. В 13 в. н. э. В Исландии были созданы две замечательные книги. Это "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда". Первая представляет анонимный сборник мифологических, эпических и дидактических песен. Вторая, принадлежащая перу знаменитого Снорри Стурлусона и являющаяся по замыслу учебником скальдической поэзии, по сути, есть прозаическое и структурированное переложение значительного корпуса мифов. При этом очень важно, что обе "Эдды" включают важнейшие креативные и эсхатологические мифы. К этим памятникам примыкает и "Деяния датчан" датского историка Саксона Грамматика (также упоминающего древни богов, хотя и в эвгемерическом ключе) и ряд скальдических стихов. Временной разрыв между текстуальным и изобразительным материалом не столь велик как у кельтов, что также облегчает изучение мифологий.

В $XVI$-первой половине $XVII$ века наблюдалось два направления:

  1. крестьянское, проникнутое самобытностью и древнейшими традициями дофеодального времени (довольно быстро исчезло в Дании);
  2. дворянско-бюргерское, основанное на влияние иностранных государств.

Замечание 1

Дошедшими до наших дней ценностями крестьянской традиции является деревянная архитектура и резьба по дереву. Народные песни, сказки и саги составляют основу устного народного творчества. Основным хранителем национального языка в Исландии и Финляндии стало крестьянство, в Норвегии оно единственное из сословий продолжало говорить на языке своей народности.

Культура дворянства и бюргерства сильно отличалась от крестьянской культуры. Эти социальные группы были ясно связаны с королевскими дворами европейских государств и их городами. Выходцы из-за границы постоянно пополняли состав важнейших феодальных сословий. Так, на улицах Гётеборга преобладала голландская речь, а на улицах Бергена часто звучала немецкая речь. Именно поэтому итальянские живописцы и французские градостроители, голландские учёные и немецкие богословы оставили заметные следы в духовном развитии народов Скандинавских стран в $XVI- XVII$ веков.

Развитие культуры в Дании и Швеции

Культурное развитие Дании в $XVI- XVII$ веках опережало другие Скандинавские страны. Датские учёные анатом Каспар Бартолин Старший и астроном Тихо Браге получили европейскую известность. Бартолин Старший описал работу обонятельного нерва. Тихо Браге вывел законы движения планет. Архитектура Дании отразила расцвет дворянской монархии. Великолепие дворцов и замков, возведённых при Кристиане IV, вошло в историю как датское Возрождение.

Литературные произведения на национальном языке не получили мирового признания, но составляют важную часть скандинавской культуры. На национальные языки переводилась Библия, что способствовало формированию национальных языков. В Дании и Швеции в $XVII$ веке распространяются религиозные стихи протестантизма, появляется поэзия с гуманистическими идеями. Это стимулирует изучение родной истории и языка. Историк Андерс Ведель составил сборник из более 100 датских баллад, перевёл на датский язык историю Саксона Грамматика, чем пробудил интерес к чтению и изучению родной истории.

Шведский писатель Олаус Петри написал «Шведскую хронику», в которой описал историю страны. Для литераторов того времени характерно преувеличение роли Швеции, что является следствием былого «великодержавия» страны.

Скандинавская поэзия оставалась в основном придворной. Она строилась по классическим формам. К середине $XVII$ века появляется шведская светская лирика и историческая драма. «Золотой век» дворянства выразился в строительстве задний с тиле барокко. Художники и композиторы Швеции находились при королевском дворе, и, соответственно, были либо иностранцами, либо находились под сильным иностранным влиянием. Французский рационалист Декарт жил долгое время при дворе королевы Кристины и был её постоянным собеседником (Кристина считалась образованнейшей женщиной того времени).

Норвежская культура

Упадок Норвегии сказался на развитии норвежской культуры. Для примера: в Дании и Швеции университеты были открыты в $XV$ веке, в Норвегии – только в $XIX$ веке. Живопись норвежского народа оставалась церковной. Архитекторы могли использовать для строительства зданий в основном только дерево. Норвежские гуманисты издавали исторические и литературные труды. Первые норвежские учёные писали на латыни, например историк Клауссен и его сочинение «Описание Норвегии». Первые поэты также сочиняли на латинском языке. Поэтому можно говорить, что истинно норвежской национальной культуры ещё не сложилось. Не было национальной культуры у финнов исландцев.

Замечание 2

Перерастание средневековых народностей и формирование буржуазных наций проходил только в Дании и Швеции. Остальные скандинавские народы не были политически независимыми и отставали в своём развитии.