Зачем спецслужбы глушат GPS-навигацию возле Кремля. В навигаторах снова случился сбой (пользователи "телепортируются" во Внуково)

Жалобы в социальных сетях на искажение сигналов GPS-навигаторов в Кремле и неподалеку от него появились еще летом этого года. Тогда пользователи писали, что на территориях, прилегающих к Кремлю, время от времени их телефоны определяют местонахождение неправильно. Вместо центра города смартфоны устройства показывали, что абоненты находятся во «Внуково» или «Домодедово». Из-за этого у пользователей возникали проблемы с вызовом такси, использованием автомобильных навигаторов, навигацией в популярной игре Pokemon Go и при фиксации данных на фитнес-трекерах. Блогер Илья Варламов первым предположил , что источник проблем находится в Кремле. «Самое вероятное - беспилотники... С массовым развитием бытовых дронов они стали представлять потенциальную опасность для заходящих на посадку вертолетов», - писал в июле Варламов. Он также указывал, что в большинстве современных дронов есть запрет на взлет около аэропортов и он просто не взлетит в этой зоне. Скорее всего, так ФСО решила обезопасить Кремль от несанкционированных полетов, делал вывод Варламов.

Недавно сотрудник «Яндекса» Григорий Бакунов, более известный как блогер Bobuk, ситуации при помощи нескольких разных GPS- и «Глонасс»-приемников, а также анализатора частот. Читателям своего Telegram-канала Бакунов 19 октября сообщил, что проехался с приборами на сигвее по центру Москвы. Тестирование показало, что источник радиоволн - специальный программно-аппаратный комплекс, который имитирует работу спутника навигационных систем. Находится он на территории Кремля. Подмена места, которую совершает устройство, называется спуфинг. По мнению Бакунова, перенос во «Внуково» или «Домодедово» объясняется тем, что владелец устройства при спуфинге должен задавать конкретные поддельные координаты, которые тот будет сообщать навигатору. Их можно ввести напрямую или выбрать из списка, который предлагает производитель. Для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы, пояснил Бакунов. Он предполагает, что причина использования подобного комплекса - это в первую очередь безопасность. В частности, желание ограничить полеты над территорией Кремля беспилотных аппаратов. Бакунов объясняет, что беспилотники работают в том же диапазоне, что и другие гражданские устройства, и именно поэтому искажения затрагивают и другие пользовательские устройства.

Пользователи Twitter, прочитавшие пост Бакунова, ответили ему, что, когда президент России Владимир Путин навещал другие города, например Йошкар-Олу, они наблюдали такие же искажения сигнала GPS.

Представитель «Яндекса» говорит, что компания начала получать сообщения об ошибках геопозиции в июне. Большинство из них пользователи оставляли в «разговорчиках» на «Яндекс.Картах» и в «Яндекс.Навигаторе». По наблюдениям компании, такие «перебросы» происходят во всех сервисах и устройствах, использующих геолокацию. «Мы изучаем проблему, в том числе и версию Григория Бакунова, а также думаем, что можно сделать с приложениями, чтобы минимизировать эффект от внезапных «телепортаций», - говорит представитель «Яндекса». - С уверенностью можно сказать, что проблема существует вне инфраструктуры интернет-сервисов. Геоинформационные приложения, включая сервисы «Яндекса», получают уже готовую ошибочную координату от устройства (смартфона или планшета), а не декодируют сигнал от спутника напрямую».

Сотрудники одного из сотовых операторов рассказали «Ведомостям», что проблема действительно есть, на нее жалуются пользователи. Но причины происходящего компании никто не объяснил. Один из собеседников предполагает, что на территории Кремля расположен специальный комплекс, который, возможно, призван защищать территорию не только от вторжения беспилотников, но и от ударов оружия, которое ориентируется на данные GPS. С этой версией согласен один из федеральных чиновников. Он указывает, что речь может идти о защите от ракетных атак.

Чиновник, хорошо знакомый с аппаратным комплексом спецслужб, предположил, что на территории Кремля действует система для радиоэлектронной борьбы - «Шиповник-аэро» или какой-то близкий к ней аналог. По его словам, эта система была разработана при содействии Минобороны и должна была использоваться государственными структурами для защиты важных объектов. Газета «Известия» писала в сентябре, что этот комплекс как раз способен не только заглушить сигнал управления, но и взломать бортовые системы вражеского беспилотного летательного аппарата. По данным издания, Минобороны уже проводит испытания продукта. Сотрудник спецслужб говорит, что ему также известно о «Шиповнике», но он ли установлен в районе Кремля, ему неизвестно.

«Шиповник-аэро» - разработка одной из структур «Ростеха», всероссийского научно-исследовательского института «Эталон», входящего в Объединенную приборостроительную корпорацию (ОПК). Представитель ОПК утверждает, что «Шиповник» не используется спецслужбами в Кремле: у «Шиповника» нет функции подмены координат, лишь функция подмены канала управления, утверждает он. Кроме того, комплекс пока не выпускается серийно, на данный момент происходит его доработка и испытания.

Сотрудник сотового оператора отмечает, что навигационные системы смартфонов, планшетов и других устройств такого типа «взламываются очень легко» и комплекс для взлома, подобный «Шиповнику», группа инженеров способна сегодня собрать и в условиях «гаража». Бакунов говорит, что подобные системы сейчас разрабатывает множество компаний.

Журналисты попросили пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова объяснить происходящее. Тот пожаловался на те же проблемы, что и у всех: «Сам ехал за рулем на выходных мимо Кремля, и навигатор перекинуло куда-то». Этот вопрос специфический, сказал Песков и посоветовал адресовать его в Федеральную службу охраны (ФСО) и Минсвязь.

Представитель Минкомсвязи попросил, в свою очередь, «Ведомости» задать вопрос об искажении «Роскосмосу». Представитель «Роскомоса» не ответил по существу на вопросы «Ведомостей». Так же поступил и представитель ФСО.

Представители «Мегафона», МТС и Tele2 говорят, что не получали жалоб от своих пользователей. Их коллега из «Вымпелкома» отказался от комментариев.

Никита Лихачёв

В течение нескольких месяцев москвичи активно жалуются в соцсетях на некорректную работу мобильных приложений, использующих GPS-сигнал. С проблемами часто сталкивались пользователи «Яндекс.Навигатора», наблюдая неправильное определение местоположения машины в программе, а массовый характер жалобы приобрели после популяризации Pokémon Go в России.

Все сообщения объединяло одно: смартфоны начинают вести себя аномально при приближении к центру Москвы, где находится Кремль. Предположения и догадки пользователей проверил блогер и ведущий подкаста «Радио-Т» Григорий Бакунов, известный как Bobuk: TJ публикует рассказ с разрешения автора.

Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. В районе Кремля (и некоторых других местах) иногда возникают аномалии, которые заставляют все устройства с GPS думать, что они во Внукове.

Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы. Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS. О гипотезах «зачем» мы поговорим чуть позднее.

Дисклеймер: я не профессионал ни в GPS, ни в спуфинге, ни в журналистике, но я регулярно страдаю от сломанного сигнала GPS. Так как об этом всё еще не написали профессионалы и мобильные аналитики, мне пришлось попытаться разобраться в происходящем самому.

Что я, собственно, сделал: я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра. Кстати, три часа рассекать по городу на сигвее при температуре порядка 2 °C - то ещё удовольствие.

Красные области на картинке - зона покрытия «ложным» сигналом (чем краснее - тем сильнее сигнал), синие - замеры на направление источника сигнала, а жёлтая звездочка - моя гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.


Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Подробности о GPS читайте в «Википедии» .

Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Обратите внимание: зона покрытия передатчика очень некруглая. Обычно это значит, что часть сигнала отражается и перекрывается зданиями вокруг. В силу этого «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Я также пытался понять более точное расположение источника сигнала. Очевидно, что это не спутник! Точное расположение передатчика конечно же не было моей целью, но на картинке хорошо видно, где его можно поискать.

Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно.

Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Ещё одна загадка - почему подмена сигнала то включается, то выключается. Ответа у меня нет, единственное, что я могу придумать - систему еще только разрабатывают и внедряют. Или есть какие-то события, которые инициируют временное включение «глушилки».

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.

В силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, и для разных устройств количество искажений разное. Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций. Но, безусловно, проблемы при навигации это создает всем. Страдают пользователи всех приложений с навигацией, страдает качество прогнозов и пробок. У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша.

Что можно сделать, чтобы временно не страдать? Если у вас Android - выключить GPS. Если у вас iOS - смириться. Если у вас дрон от известных производителей - летать в других местах.

В середине октября в сети начали жаловаться на искажение сигналов GPS-навигаторов в Москве. Около Кремля гаджеты неправильно определяют местоположение и указывают, что это не Красная площадь, а аэропорт Внуково. Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в сети как блогер с ником Bobuk , провел собственный анализ ситуации и рассказал «Ленте.ру», кто и зачем подделывает GPS-сигналы, перенося москвичей, против их воли, в аэропорт.

Как все начиналось

С середины июля в Москве, в районе Кремля (и некоторых других), возникают аномалии, заставляющие все устройства с GPS думать, что они находятся в аэропорту Внуково. «Я решил разобраться, в чем дело. Ведь я постоянно езжу мимо Кремля: живу на Таганке, а работаю на "Парке культуры". И самая прямая дорога идет через Кремлевскую набережную», - говорит Бакунов.

«Эти аномалии с GPS совсем меня задолбали. И я положил в багажник несколько приборов, которые выклянчил у знакомых. Провел несколько экспериментов», - рассказывает он.

По словам блогера, когда он в очередной раз отправился на работу и обнаружил, что физически находится на Солянке, а GPS говорит: «вы во Внуково, здравствуйте», он нашел парковочное место, встал на сегвей и поехал снимать сигнал.

«Результаты моего исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к конкретному отрезку времени - с 9 утра до полудня. Кстати, три часа рассекать по городу на сегвее при температуре порядка двух градусов по Цельсию - то еще удовольствие», - отмечает Bobuk.

Следствие ведет Bobuk

В итоге блогер выяснил, что где-то внутри Кремля находится мощный передатчик. По его словам, именно этот аппарат имитирует работу GPS на частоте L1 (открытый для использования сигнал для GPS, передаваемый спутником - прим. «Ленты.ру» ).

«Что касается частот L2 и L5 (на три децибела мощнее гражданского сигнала, может использоваться в критических ситуациях, связанных с угрозой для жизни - прим. «Ленты.ру» ), то формально они считаются военными системами. По большому счету, обывателями используется L1, и именно на этой волне производится спуффинг. На L5, насколько я могу судить, даже никаких шумов нет. Скорее всего, в Кремле применяется уже готовая аппаратура, а готовой аппаратуре в качестве координат разработчиками указываются аэропорты, которые давно известны. Это одна из версий», - говорит Бакунов.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Вторая версия связана с тем, что аэропорт - это территория, над которой не летают дроны. И запрещено это не только на законодательном уровне. «Список координат аэропортов встроен во все без исключения серийно производящиеся квадрокоптеры. То есть, если вы попробуете запустить дрон в любом аэропорту мира, вам это не удастся - этим правилам следуют все производители беспилотников», - объясняет блогер.

Возможно, аппарат используется Кремлем для защиты от гражданских дронов. «Думаю, что причина здесь какая-то невинная, - считает Бакунов. - Это точно не защита от чего-то военного. Потому что военный GPS работает совершенно по-другому: на других частотах, и его, судя по всему, подделывать никто не собирается. Чисто гражданская история».

Кто виноват и что делать?

Как отмечает Бакунов, чтобы обмануть GPS на частоте L1, следует имитировать работу спутника, выдавая время и его положение в пространстве. Более того, сегодня даже есть готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. «Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - National Instruments . Их решение, на мой взгляд, самое целостное, - говорит Bobuk. - У них есть готовый комплекс, я его видел. Если порыться, можно найти у них на сайте. Довольно крупный. И он точно умеет подменять координаты. В России всего две-три компании занимаются подобными приборами».

«Пятно зашумления» простирается от Солянки до храма Христа Спасителя и от Охотного Ряда до Овчинниковской набережной.

По мнению блогера, в момент его расследования устройство находилось за стенами Кремля. Bobuk показал примерное место на карте. Однако, как выяснилось позже, аппарат, вероятно, установлен на машину и передвигается не только по территории Кремля. «У меня была точно такая же история, один в один, на Садовом кольце, в районе парка культуры (не метро, а именно парка). И я подумал, что, если сделать один такой автомобиль, то ничего не мешает сделать и десять. Они на самом деле недорогие: блоки от National Instruments стоят в районе 150 тысяч долларов. Это очень небольшая сумма для государства», - говорит Бокунов.

Сбои в работе GPS отмечаются не только в других районах Москвы, но и в других городах. «После того как я опубликовал тематическую заметку на Telergram-канале , мне посыпались сообщения, что такое происходило у метро «Динамо», и даже в Уфе тоже всех перебрасывало в аэропорт», - отмечает Bobuk.

На вопрос «Ленты.ру», что же делать, чтобы не страдать от проблем с навигацией и качества прогнозов пробок, блогер отвечает: «На Android можно отключить геолокацию, то есть непосредственно GPS. Тогда смартфон будет прокладывать маршрут с помощью сотовых вышек, Wi-Fi и прочего. Точность, конечно, не такая, как GPS, но выбирать не приходится. Для iOS такого способа я не нашел, потому что в Apple никто на такую ситуацию не рассчитывал».

Судя по всему, полностью избавиться от спуфинга GPS (подмена сигнала) не получится. Ведь в России беспилотники официально запрещены только в воздушных зонах аэропортов. А скажем, в США, в Калифорнии и Неваде, дронам запрещено летать над аэропортами, военными объектами и национальными парками (примерно над третью территорий обоих штатов). Как пояснил Бакунов, чтобы ознакомиться со списком подобных территорий, следует открыть карту No fly zone .

«Наверное, нам тоже можно было бы договориться, чтобы очертить зону Кремля, зону генштаба, зону еще чего-нибудь. Но если эта зона будет передвижной, то договориться - не вариант. Просто представьте себе, что требуется защита для кортежа, например. И что делать с беспилотниками? Запретить по всей Москве?» - резюмирует он.

С данным "глюком" сегодня уже столкнулся наш корреспондент. Используя "Яндекс.Карты", он заметил, что навигатор показывает его местонахождение на территории аэропорты Внуково, тогда как сама машина в этот момент физически едет по Рублевскому шоссе.

На территории аэропорта "Яндекс.Карты" уже отображает многочисленные комментарии тех, кто находится не только в самой Москве, но и за ее пределами. Однако навигатор упрямо переносит их во Внуково. В чем причина такого поведения электроники пока не сообщается.

Это уже не первый случай странной работы навигации в столице. Так, в 2016 году тема, когда при проезде мимо Кремля работающий навигатор показывал, что машина в этот момент находится, например, в Домодедово. Это дало повод говорить о навигационных аномалиях и "глушилках" спецслужб на территории Кремля. Причем такая версия кажется весьма правдоподобной.

В 2016 году пресс-секретарь "Яндекса" Дмитрий Горчаков объяснил в эфире радиостанции "Говорит Москва", что интернет-сервисы получают готовую координату не от спутника, а от устройства, а отправляет координаты телефон или планшет. Горчаков сообщил, что сейчас эксперты подробно изучают причины сбоев, причем наличие GPS-глушилок на территории Кремля всерьез рассматривается как одна из возможных причин возникшей проблемы.

Интересно, что проблемы с определением местоположения по GPS в центральной части столицы ранее подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков - не уточнив, впрочем, работают ли какие-либо комплексы спецслужб для подавления сигнала.

"Единственное что могу подтвердить: я тоже недавно на выходных ехал сам за рулем, и у меня в телефоне "Яндекс" действительно перекинулся куда-то в другой район... Это не наш вопрос (технические детали), я думаю, можно обратиться и в Министерство связи за разъяснениями, можно обратиться и в Федеральную службу охраны, это требует уже квалифицированных объяснений", - рассказал Песков агентству ТАСС.

Судя по жалобам пользователей, из центра Москвы система чаще всего "телепортирует" во Внуково или Домодедово, а "аномальная зона телепортации" простирается не только в пределах Кремля, но вообще по всей территории Бульварного кольца, а в отдельные дни даже достигает ТТК.

Программист "Яндекса" Григорий Бакунов, изучив проблему, предположил, что на территории Кремля действительно находится источник радиоволн, который имитирует работу спутника и специально сбивает с толку навигаторы. Блогер Илья Варламов предполагает, что такая глушилка необходима для того, чтобы не давать дронам на радиоуправлении летать над Кремлем. По версии Варламова, это объясняет, почему система "телепортирует" пользователей в район аэропортов Внуково и Домодедово. Дело в том, что дроны, как правило, не летают без привязки по GPS, а в районе аэропортов дрон не взлетит - у него запрограммирован запрет на взлет в таких зонах.

В течение нескольких месяцев москвичи активно жалуются в соцсетях на некорректную работу мобильных приложений, использующих GPS-сигнал. С проблемами часто сталкивались пользователи «Яндекс.Навигатора», наблюдая неправильное определение местоположения машины в программе, а массовый характер жалобы приобрели после популяризации Pokémon Go в России.

Все сообщения объединяло одно: смартфоны начинают вести себя аномально при приближении к центру Москвы, где находится Кремль. Предположения и догадки пользователей проверил блогер и ведущий подкаста «Радио-Т» , известный как Bobuk: TJ публикует рассказ с разрешения автора.

В закладки

Григорий Бакунов. Фото TCEH

Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. В районе Кремля (и некоторых других местах) иногда возникают аномалии, которые заставляют все устройства с GPS думать, что они во Внукове.

Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы. Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS. О гипотезах «зачем» мы поговорим чуть позднее.

Дисклеймер: я не профессионал ни в GPS, ни в спуфинге, ни в журналистике, но я регулярно страдаю от сломанного сигнала GPS. Так как об этом всё еще не написали профессионалы и мобильные аналитики, мне пришлось попытаться разобраться в происходящем самому.

Что я, собственно, сделал: я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра. Кстати, три часа рассекать по городу на сигвее при температуре порядка 2 °C - то ещё удовольствие.

Красные области на картинке - зона покрытия «ложным» сигналом (чем краснее - тем сильнее сигнал), синие - замеры на направление источника сигнала, а жёлтая звездочка - моя гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Подробности о GPS читайте в «Википедии».

Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Обратите внимание: зона покрытия передатчика очень некруглая. Обычно это значит, что часть сигнала отражается и перекрывается зданиями вокруг. В силу этого «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Я также пытался понять более точное расположение источника сигнала. Очевидно, что это не спутник! Точное расположение передатчика конечно же не было моей целью, но на картинке хорошо видно, где его можно поискать.

Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно.

Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Ещё одна загадка - почему подмена сигнала то включается, то выключается. Ответа у меня нет, единственное, что я могу придумать - систему еще только разрабатывают и внедряют. Или есть какие-то события, которые инициируют временное включение «глушилки».

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.

В силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, и для разных устройств количество искажений разное. Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций. Но, безусловно, проблемы при навигации это создает всем. Страдают пользователи всех приложений с навигацией, страдает качество прогнозов и пробок. У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша.

Что можно сделать, чтобы временно не страдать? Если у вас Android - выключить GPS. Если у вас iOS - смириться. Если у вас дрон от известных производителей - летать в других местах.

Сбои в системы GPS неприятно удивили москвичей: проезжаешь Кремль, а навигатор показывает аэропорт «Внуково». Эксперты при этом говорят о допустимых погрешностях: такое случается во всем мире

Та же проблема с другой стороны. Пассажиры в аэропорту «Внуково» хотят сесть в такси, которое на самом деле едет мимо Кремля. О сбоях в работе гаджетов с GPS и «Глонасс» в центре Москвы СМИ активно пишут уже больше месяца. Жалуются в основном водители и таксисты. Очередь дошла и до пассажиров.

История, которой с редакцией поделился один из таксистов: машина едет мимо Манежки, звонок: «Ало, я возле 12-ой колонны!» Водитель ничего не понимает. Никаких заказов рядом у него нет, но профессионализм и желание заработать заставляют мысленно пересчитать колонны Большого театра. А вдруг там клиент? Однако выясняется, что клиент видит таксиста в аэропорту «Внуково» на экране своего смартфона. Об этой проблеме мы уже рассказывали. Из-за сбоев в работе гаджетов человеку, проехавшему условно от ХХС до Солянки, может быть выставлен счет за путешествие длиной в 40 километров. У экспертов нет сомнений: на территории Кремля установили «глушилку». И в этом нет ничего удивительного. В мире это весьма распространенная практика, говорит заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Никитин.

Сергей Никитин заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистики Group-IB «Надо не забыть, что, например, американская система GPS, у нее есть специальный стандарт: военный, гражданский. В случае, например, каких-то военных действий это гражданская система, которая работает по всему миру, может давать очень большую погрешность. То есть это специально заложено в саму систему, американцы могут ее переключить так, чтобы она давала очень низкую точность для гражданских, и только военные приемники могли получать настоящую точность. Это абсолютно нормально».

Проверить возможности американцев в плане работы с GPS можно все в том же центре Москвы.

Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «У нас есть посольство США в Москве. Они так же используют подобную систему. Они могут в любой момент ее включить, и в радиусе с определенным расстоянием все отключится. Территория посольства — это территория США, там свои законы, они могут привезти любой девайс, который работает на расстоянии и 100 метров, и 5 километров».

Именно для того чтобы, в случае возникновения каких-то проблем, «не потеряться», мы запустили свою навигационную систему «Глонасс», у европейцев есть «Галилео», Китай развивает систему «Бэйдоу». К слову, когда в районе Кремля начинают сходить с ума всевозможные гаджеты, теряют связь со спутником или улетают во «Внуково», в том числе и приборы, работающие с «Глонасс». Однако во всех вышеперечисленных случаях речь идет о создании помех для оборудования, используемого гражданскими. Для подавления сигналов на военных частотах тоже есть свои «глушилки» и «антиглушилки», но это уже совсем другая история, говорит эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук Вадим Козюлин.

Вадим Козюлин эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук «Приборы глушения находятся на земле, а спутники располагаются наверху. Как ни глуши, снизу серьезная система навигационная поймет: помеха исходит снизу, подставит защитный экранчик против этой помехи и будет продолжать принимать сигналы со спутников сверху. Бороться с такими военными целями, которые наводятся по военному сигналу, значительно сложнее, но тоже возможно, есть определенные технические решения и для этой задачи».

Почему оборудование спецслужб в Москве телепортирует людей от Кремля именно во «Внуково»? Самая популярная версия: ФСО защищает Кремль от беспилотников. В ПО дронов сегодня якобы изначально зашита информация о бесполетных зонах. Это в том числе аэропорты. То есть даже если человек, управляющий коптером, захочет направить дрон поснимать с воздуха аэропорт, беспилотник не послушается.

Однако эксперты постоянно говорят об уязвимости коптеров. В частности, на недавней конференции в Токио была представлена система, которая позволяет перехватить управление любительским беспилотником с помощью простого радиоприемника. Еще раньше на другой конференции было наглядно продемонстрировано, как дрон со спецоборудованием поднялся в воздух к другим коптерам, отсканировал их и буквально увел за собой всю стаю.