Zbrush как отключить влияние на обратную сторону. Горячие клавиши ZBrush и т.д. Файлы и форматы

В второй главе о разработке игры на Unity мы добавим игрока и его врагов в сцену

Создание игрока в Unity

Создание объекта, контролируемого игроком, требует наличия определенных элементов: спрайт, способ управления им и способ его взаимодействия с игровым миром. Рассмотрим этот процесс шаг за шагом и начнем, пожалуй, со спрайта. Вот изображение, которое мы будем использовать:

  1. Скорируйте картинку в папку "Textures"
  2. Создайте новый спрайт и назовите его "Player"
  3. Настройте спрайт так, чтобы он отображался в свойстве "Sprite" компонента "Sprite Renderer"

Если у вас возникли проблемы, обратитесь к предыдущему уроку. Мы проделали точно такие же действия для фона и "реквизита".

  1. Поместите игрока в слой "2 - Foreground"
  2. Измените масштаб на (0.2, 0.2, 1)

Теперь несколько слов о компонентах. Мы только что говорили о компоненте "Sprite Renderer". Если вы еще не заметил, объект игры состоит из нескольких компонентов, видимых в панели "Инспектор".

По умолчанию пустой объект игры выглядит так:


Этот объект имеет только один компонент: Transform . Этот компонент является обязательным и не может быть отключен или удален. Вы можете добавить к объекту столько компонентов, сколько захотите. Например, скрипты добавляются в качестве компонента. Большинство компонентов может быть включено или отключено пока существует объект.


(Вы можете нажать на галочку чекбокса, чтобы отключить его. Вы можете щелкнуть правой кнопкой мыши на компоненте, чтобы вернуть прежнее свойство, удалить его и т.д.

Компоненты могут взаимодействовать с другими компонентами. Если объект имеет сомпонент, который требуется другому компоненту объекта для работы, вы можете просто перетащить весь объект внутрь этого компонента, и тогда компонент сам найдет все, что ему нужно.

Sprite Renderer является компонентом, который способен отображать спрайт-текстуру. Теперь, когда мы узнали о концепции компонента, давайте добавим один к игроку!

Добавляем бокс-коллайдер (Box Collider)

Нажмите на кнопку "Добавить компонент" объекта игрока. Выберите "Box Collider 2D". Вы можете увидеть коллайдер в редакторе "Сцена" зрения и настройки его размера в "Инспекторе" в поле "Размер" (Size).

Существует еще один способ редактирования бокс-коллайдера. Выберите игровой объект с помощью бокс-коллайдера и зажмите клавишу shift на клавиатуре. Вы увидите, что на бокс-коллайдере (зеленый прямоугольник ) появились четыре маленьких рычажка. Перетащите один из них, чтобы изменить форму бокс-коллайдера. Будьте осторожны, синий прямоугольник представляет собой компонент Transform вашего игрового объекта, а не коллайдер.

Мы будем устанавливать размер коллайдера равным (10, 10) .

Это слишком много для настоящего шмапа, но все же меньше, чем спрайт:


В настоящее время, этого вполне достаточно.

Совет : Если вы планируете создать шмап , вам придется уделить много времени настройке хитбоксов – они должны точно соответствовать маленькому элементу внутри игрового спрайта. Вы также можете изменить такой параметр коллайдера, как shape – например, с помощью "Circle Collider 2D". Благодаря Unity, его поведение при этом не меняется, но это позволяет немного улучить геймплей.

Сохраним объект игрок как префаб. Теперь у вас есть базовую сущность игрока!


2D полигональный коллайдер

Если вы хотите супер точный и произвольный формы хитбокс, воспользуйтесь компонентом Unity "Полигоннальный коллайдер 2D" (Polygon Collider 2D). Эффект от этого будет незначительный, но зато вы получите такую форму, какую вы хотите.

"Polygon Collider 2D" похож на остальные коллайдеры: вы можете изменять форму с помощью мышки в режиме "Scene". Для удаления точки зажмите cmd или ctrl , а чтобы отрегулировать положение точки или добавить ее в форму коллайдера, используйте shift

Магия Rigidbody

Последний компонент, необходимый для добавления на нашего игрока: "Rigidbody 2D". Это поможет физическому движку правильно задействовать объект в игровом пространстве. Более того, это позволит вам использовать столкновения в скрипте.

  1. Выберите объект Player в "Hierarchy".
  2. Добавьте компонент "Rigidbody 2D".

Теперь, нажмите кнопку "играть" и смотрите, что у нас вышло:

Корабль падает! И как падает! Передвайте привет нашей любимой силе тяжести. По мере того, как сменяются кадры с заранее заданной гравитацией и rigidbodies прибавляет объекту массы, корабль притягивается к нижней части экрана.

По-умолчанию, ускорние свободного падения в Unity равно 9.81 , т.е. мы имеем дело с земной гравитацией.

Гравитация может быть использована в любой игре, но нам она не нужна. К счастью, гравитацию на Rigidbody можн легко отключить. Просто установите "гравитационный масштаб" равным нулю. Вот и все, корабль снова летит. Не забудьте поставить галочку в окошке "Fixed Angles", чтобы предотвратить вращение корабля, обусловленное такой физикой.

Окончательные настройки:

Перемещение игрока

Настало время написать скриптик (вы ведь не думали, что все будет двигаться само)? Создайте в Unity C#-скрипт в папке "Scripts" и назовите это "PlayerScript". Откройте ваш любимый редактор или используйте подменю "Sync" (нажмите на "Assets" в строке меню, затем на "Sync MonoDevelop Project") для правки созданного Unity скрипта.

"Sync MonoDevelop Project" : Это подменю немного странное.Во-первых, невозможно изменить имя, даже если сменить редактора.
Мы также рекомендуем использовать это меню при создании первого скрипта, так как Unity создаст решения и привяжет их к библиотекам Unity (для Visual Studio, Xamarin Studio или MonoDevelop).
Если вместо этого вы просто откроете скрипт, компилятор вашего IDE, скорее всего, зарегистрирует определенные ошибки, не Unity. Это не имеет значения, потому что вам не придется использовать его напрямую, но функция автоматического завершения объектов Unity не помешает.

По умолчанию в скрипте уже прописаны методы Start и Update . Вот краткий список наиболее часто используемых функций:

  • Awake() вызывается один раз, когда объект создается. По сути аналог обычной функции-конструктора.
  • Start() выполняется после Awake() . Отличается тем, что метод Start() не вызывается, если скрипт не включен (remember the checkbox on a component in the "Inspector").
  • Update() выполняется для каждого кадра in the main game loop.
  • FixedUpdate() вызывается каждый раз через определеннок число кадров. Вы можете вызывать этот метод вместо Update() когда имеете дело с физикой ("RigidBody" и др.).
  • Destroy() вызывается, когда объект уничтожается. Это ваш последний шанс, чтобы очистить или выполнить код.

У вас также есть некоторые функции для обработки столкновений:

  • OnCollisionEnter2D(CollisionInfo2D info) выполняется, когда коллайдер объекта соприкасается с другим коллайдером.
  • OnCollisionExit2D(CollisionInfo2D info) выполняется, когда коллайдер объекта не соприкасается ни с одним другим коллайдером.
  • OnTriggerEnter2D(Collider2D otherCollider) выполняется, когда коллайдер объекта соприкасается с другим коллайдером с пометкой "Trigger".
  • OnTriggerExit2D(Collider2D otherCollider) выполняется, когда коллайдер объекта перестает соприкасаться с коллайдером, помеченным как "Trigger".

Итак, с теорией покончено, пора в бой. Или нет, погодите еще немного: обратите внимание, что почти все, о чем мы говорили с вами имеет, суффикс "2D". Box Collider 2D , a Rigidbody 2D , OnCollisionEnter2D , OnTriggerEnter2D и т.д. Эти новые компоненты или методы появились с Unity 4.3. Используя их, вы работаете с физическим движком, встроенным в Unity 4.3, для 2D-игр (на основе Box2D) вместо движка для 3D-игр (PhysX). Два движка имеют аналогичные концепции и объекты, но они не работают точно так же. Если вы начинаете работать с одним (например, Box2D для 2D-игр), придерживаqntcm его. Именно поэтому мы используем все объекты или методы с суффиксом "2D".

В скрипт для нашего игрока мы добавим несколько простых элементов управления, а именно: клавиши со стрелками, которые будут перемещать корабль.

Using UnityEngine; /// /// Контроллер и поведение игрока /// public class PlayerScript: MonoBehaviour { /// /// 1 - скорость движения /// public Vector2 speed = new Vector2(50, 50); // 2 - направление движения private Vector2 movement; void Update() { // 3 - извлечь информацию оси float inputX = Input.GetAxis("Horizontal"); float inputY = Input.GetAxis("Vertical"); // 4 - движение в каждом направлении movement = new Vector2(speed.x * inputX, speed.y * inputY); } void FixedUpdate() { // 5 - перемещение игрового объекта rigidbody2D.velocity = movement; } }

Поясню цифры в комментариях к коду:

  1. Сначала определим публичную переменную, которая будет отображаться в окне "Инспектор". Это скорость, используемая для корабля.
  2. Сохраним движение для каждого кадра.
  3. Используем дефолтную ось, которую можно отредактировать в "Edit" -> "Project Settings" -> "Input" . При этом мы получим целые значения между [-1, 1] , где 0 будет означать, что корабль неподвижен, 1 - движение вправо, -1 - влево.
  4. Умножим направление на скорость.
  5. Изменим скорость rigidbody. Это даст движку команду к перемещению объекта. Сделаем это в FixedUpdate() , предназначенном для всего, что связано с физикой.
Заметка о соглашениях C# : Посмотрите на видимость speed члена класса – он обозначен как публичный. В C# переменная члена класса должна быть приватной для соответствующего сохранения его внутренней репрезентации.
Но смена типа переменной на публичный позволяет редактировать ее в Unity через панель "Inspector", даже в процессе игры. Это одна из самых мощных возможностей Unity, позволяющая изменять геймплей без использования кода.
Помните, что в данном случае мы создаем скрипты, а это не то же самое, что классическое программирование на C#. Это предполагает некоторых правил и соглашений.

Теперь добавим скрипт к игровому объекту. Для этого перетащите скрипт из окна "Проект" (Project) на игровой объект в "Иерархии" (Hierarchy). Вы также можете нажать на "Add Component" и добвить его вручную.

Нажмите кнопку "Play" в верхней части окна редактора. Корабль движется! Congratulations, Вы только что сделали эквивалент "Hello, World!" для игры:)

Попробуйте настроить скорость: нажмите на игрока, измените значения скорости в "Инспекторе", и посмотрите что из этого получится.

Будьте осторожны: изменения параметров, сделанные во время, игры теряются, когда вы ее остановите! Инспекторе - это отличный инструмент для настройки геймплея, но запомните или запишите, что вы делали, если хотите сохранить изменения. Этот же трюк подходит, если вы хотете проверить что-то новое, но не хотите вносить изменения в реальный проект.

Первый враг

Теперь добавим неприятелей, стремящихся уничтожить наш корабль. Пусть им будет зловещий спрут, названный "Poulpi":


Создадим новый спрайт. Для этого:

  1. Скопируйте картинку в папку "Textures".
  2. Создайте новый спрайт, используя это изображение.
  3. Измените свойство "Масштаб" (Scale) в разделе Трансформирование (Transform) на (0.4, 0.4, 1) .
  4. Добавьте "Box Collider 2D" размером (4, 4) .
  5. Add a "Rigidbody 2D" with a "Gravity Scale" of 0 and "Fixed Angles" ticked.

Сохраните префаб и... вуаля!


Скрипт

Теперь напишем простенький скрипт, отвечающий за движение осьминога в определенном направлении. Для этого создайте новый скрипт, назвав его "MoveScript".

Модульность обеспечивается системой на основе компонентов Unity. Это отличный способ отделить друг от друга скрипты с различными функциями. Конечно, вы можете написать один гигантский скрипт с большим количеством параметров. Это ваш выбор, но я настоятельно не рекомендую вам делать это.

Скопируем некоторые части кода, который мы написали в «PlayerScript" для движения персонажа. We will add another designer (a public member you can alter in the "Inspector") variable for the direction:

Using UnityEngine; ///

/// Просто перемещает текущий объект игры /// public class MoveScript: MonoBehaviour { // 1 - переменные /// /// Скорость объекта /// public Vector2 speed = new Vector2(10, 10); /// /// Направление движения /// public Vector2 direction = new Vector2(-1, 0); private Vector2 movement; void Update() { // 2 - Перемещение movement = new Vector2(speed.x * direction.x, speed.y * direction.y); } void FixedUpdate() { // Применить движение к Rigidbody rigidbody2D.velocity = movement; } }

Прикрепите скрипт к осьминогу. Нажмите "Play" и убедитесь, что спрут движется так, как показано на рисунке ниже:

Если вы будете перемещать игрока перед врагом, оба спрайта столкнутся. Они просто заблокируют друг друга, так как мы еще не определили их поведение при столкновении.

Вы узнали, как добавить игрока, движущегося с помощью клавиатуры. Также, мы создали врага с зачаточным AI. Теперь мы хотим иметь возможность уничтожить его! А для этого, нам нужны боеприпасы, которые мы создадим в следующем уроке .

Если вы думаете, что ZBrush - это всего лишь программа для скульптинга, то пришло время посмотреть на неё немного глубже.

Благодаря большому набору инструментов, ZBrush - это универсальная программа для скульптинга, и любой её пользователь может выработать свой собственный папйлайн работы, который подходит ему лучше всего. Из-за огромного количества функций, которые можно выполнить в ZBrush, очень легко пропустить менее используемые, но не менее полезные фичи.

Внимательно изучив ZBrush, я выделил 10 полезных функций, о которых вы могли забыть, а, возможно, даже и не знали. Скорее всего, это будет полезно новичкам, а может быть и старожилы почерпнут в этой статье что-то для себя.

01. Скетч в PaintStop

Любой 3D-художник знает о важности создания скетча перед тем, как приступить непосредственно к скульптингу. Для этого мы обычно открываем Photoshop, чтобы набросать идеи в двухмерном пространстве. В ZBrush есть не менее удобный встроенный плагин для тех же целей. Это PaintStop. Найти его можно в Documents > PaintStop.

При запуске PaintStop слегка меняет интерфейс ZBrush. Инструментов становится в разы меньше. Сверху, над сценой, появится панель настройки вашего рабочего пространства, а слева - типы кисточек. Плагин PaintStop не настолько богат функциями, как Photoshop, Art Rage, Sketchbook Pro, но вполне подходит для быстрых схематических набросков наших идей. К тому же, вам не придется загружать референс с компьютера - он будет сразу в ZBrush.

02. Spotlight в качестве инструмента референса.

Хотя Spotlight - это в первую очередь инструмент для текстурирования, его так же можно использовать для позиционирования референсов. Это особенно удобно для тех, у кого маленький экран или нет второго монитора. Схема такова: загрузите картинку через Texture-Import, выберите ее и нажмите Add to Spotlight. Теперь необходимо выключить Spotlight Projection: идем в Brush > Samples > Spotlight Projection. Готово! Можете переходить к моделированию J

03. Transpose Move для экструда и нестандартного масштабирования

Я использую Transpose Move в сочетании с масками, чтобы быстро вытянуть те или иные части геометрии. Очень полезная фича, которая поможет оптимизировать и ускорить процесс работы. Например, вам нужно «вытянуть» из тела руки персонажа. Можно взять кисть Move или SnakeHook, а можно замаскировать область, которая должна оставаться не тронутой, выбрать Transpose Move (W) и вытянуть руки до нужной длинны в один клик.

Если вы работаете над хардсерфейсом, советую зажимать Shift при работе с Transpose Move, тогда части будут экструдиться вдоль нормалей. Transpose Move так же можно использовать для нестандартного масштабирования вместо Transpose Scale (E). В большинстве случаев я нахожу такой способ отскейлить объект более интуитивным и удобным.

04. Риг с помощью Zspher

Transpose Tool в ZBrush часто используется, чтобы поставить персонажа в позу, однако тут есть свои недостатки. Гораздо удобнее и с меньшими потерями будет воспользоваться ригом Zspher-ами. Так как это один из самых древних способов рига в ZBrush, многие не помнят о нем, а новички, скорее всего, даже не знают.

Для начала выбираем Zspher-у, идем в Tool > Rigging > Select Mesh, выбираем наш меш и строим скелет из Zspher-ок. Это очень похоже на создание скелета для рига в других программах для 3D-моделирования, таких как Maya и Softimage. Как только риг нас устраивает, идем в Tool > Rigging > Bind Mesh. Теперь можно поворачивать персонажа как душа пожелает J.

05. Настройка интерфейса

ZBrush часто называют резиновой программой, так как в ней можно абсолютно все подстроить под себя: от размера шрифта и цвета окна до перетаскивания менюшек и кнопок в абсолютно любое место. Как это сделать? Очень просто! Идем в Preferences > Config > Enable Customise. Вот теперь можем перетаскивать, что хотим и куда хотим. Если вы теряетесь в догадках, какую конфигурацию лучше придать интерфейсу, можете посмотреть различные варианты в интернете либо же подождите пока определитесь с набором клавиш и кистей, которые используете чаще всего, и тогда выносите их на внешние панели.

06. Мульти-экспорт и мульти-импорт

В ZBrush по умолчанию встроено много плагинов, которые упрощают и ускоряют работу. Одним из самых незаменимых является SubTool Master.С его помощью вы можете управлять всеми сабтулами сразу и организовывать их по своему желанию. Если вы работаете с огромным количеством сабтулов, то этот плагин становится просто манной небесной.

Представим, что, например, в Maya вы создали персонажа с тридцатью сабтулами, и вам нужно экспортировать их всех в ZBrush. Если делать это по одному сабтулу, то это займет уйму времени и вряд ли вызовет позитивные эмоции, а еще если ZBrush при этом слетит, то разочарованию не будет конца и края. С помощью SubTool Master вы можете импортировать и экспортировать все сабтулы одним махом. Для импорта идем в Plagin > Subtool Master > MultiAppend, выбираем наши сабтулы и отправляемся заваривать чай J. Когда вернемся, всё уже будет в ZBrush.

07. Функция Backface masking

Очень часто, когда дело доходит до скульптинга тонких объектов, возникают проблемы с тем, что, работая над передней поверхностью, мы также деформируем заднюю. Как же тут быть? Волшебство всего лишь в одной единственной функции, и это Backface masking. С её помощью вы активируете маскирование задней стороны объекта, и она не деформируется. Найти эту чудо-кнопку можно в меню Brush > AutoMasking > BackfaceMasking. Очень полезная функция. Из собственного опыта советую вынести эту кнопку на панель быстрого доступа . Тем не менее в отсутствии необходимости её стоит отключать, дабы не вызвать неправильной работы некоторых кистей, таких как Move, Move Elastic, Move Topological.

08. Функция Initialize primitives

Примитивные объекты работают немного иначе, чем те, что были сделаны в других 3D-софтах. Чтобы деформировать их, нужно не забыть в меню Tool нажать Make PolyMesh3D. Однако у примитивов в ZBrush есть набор своих индивидуальных функций деформации. Их можно найти в Tool > Intialize. Поигравшись со значениями, можно изменить объект до наиболее подходящей вам формы. Набор таких деформаций у каждого примитива уникальный.

09. Топология и маскирование по полигруппам.

Мы уже упоминали о таком способе маскирования, как backface Masking, однако есть множество и других способов наложения маски. Два моих самых любимых - это Topology и Polygroup masking. Они доступны в меню Brush > Auto Masking. Рассмотрим каждый способ отдельно. С помощь Polygroup masking можно не просто замаскировать полигруппы, а также и настроить интенсивность влияния кисти на определенные полигруппы. Topology Masking позволяет работать исключительно над какой-то одной выбранной полигруппой, что весьма удобно, если сабтул состоит из нескольких полигрупп. Такое маскирование целесообразно использовать при работе над детализацией.

10. Установка и настройка референсов

Несмотря на то, что в ZBrush только одна камера, в отличие от Maya, Softimage, 3DS Max, референсы все же можно установить под разными углами, чтобы было удобнее работать. Итак, идем в тулбар справа, включаем отображение поверхностей по X, Y,Z, переходим в меню Draw и находим Front-Back, Up-Down и Left-Right. Здесь вы можете подгружать картинки по любой оси, которая вам нужна. Тут же вы найдете настройки отображения и размещения референсов.

Вы научитесь создавать простой твердотельный объект и текстурировать его при помощи новых инструментов появившихся в версии 3.5. Вы узнаете о новых возможностях Surface Noise, новых настройках кистей Planar, а так же убедитесь в том, что создание карты нормалей стало проще простого. Помимо этого вы научитесь работать с Projection Master. Ну а в качестве примера вы будете создавать надгробье.

Шаг 1

Итак, запустите Zbrush и первым делом создайте примитив Cube 3D (Куб). Куб является параметрическим объектом, о чем свидетельствует «полюс» в центре с двух сторон (показано ниже). Параметрические объекты нельзя редактировать при помощи кистей, но они очень полезны для начальной настройки формы. После того, как добавите куб на холст, активируйте режим Edit Mode (клавиша «Т») и откройте суб-палитру Deformation, которая расположена справа в панели Tool (рис ниже):

Шаг 2

В открывшейся вкладке найдите параметр Size. Благодаря этому параметру можно менять размер объекта по всем или по одной из трех плоскостей x, y, z. (Другими словами менять пропорции). Справа от ползунка вы увидите кнопки x, y, z. Обязательно отключите координаты x и y, изменение размера затронуло только плоскость по z. Сдвиньте ползунок вправо или влево. Затем включите только плоскость y и двигайте ползунок. Постарайтесь добиться такого же результата, как показано ниже:

Шаг 3

Хорошо пропорции вы поменяли, но что делать с надоедливыми треугольниками, которые будут мешать при скульптинге? Ведь, как известно Zbrush плохо дружит с треугольниками, от которых нужно стараться избавляться. К счастью для этого в программу включен инструмент Unified skins, позволяющий создавать новую сетку из четырехугольных полигонов, пригодных для лепки. Инструмент находится в панели Tool. (Рис ниже)

Давайте немного поговорим о его настройках. Создавая новую сетку вам нужно сделать ее с минимальным количеством полигонов, так как скульптинг лучше начинать именно при малом количестве полигонов, и вам нужно взять это за правило. Поэтому установите параметру Resolution минимальное значение (в данном случае 8). Параметр Smooth отвечает за сглаживание (скругление) объекта. Вам нужно получить ровную форму без каких либо закруглений, поэтому поставьте этому параметру значение 0. (Если поставить значение 100, то получится закругленный цилиндр).

После этого нажмите по кнопке Make Unified Skin для создания новой формы с правильной сеткой. Новая созданная форма находится в панели Tool, среди остальных объектов и примитивов.

Шаг 4

Теперь нужно сделать закругленный верх для этого будущего надгробья. Для этого используйте маску в нижней части. Удерживая клавишу Shift, разверните объект ровно по одной из осей, а затем, удерживая клавишу Ctrl, примените маску к нижней части объекта, как показано ниже:

Шаг 5

После того, как поверхность будет замаскирована, нужно открыть суб-палитру Deformation и использовать параметр Spherize. Обязательно включите только ось Y и двигайте ползунок, пока не получите нужного результата.

Шаг 6

Теперь пришло время добавить больше полигонов нашему объекту. Для этого откройте суб-палитру Geometry, отключите параметр Smt (Если этот параметр включен, то при добавлении полигонов края на модели будут закругляться) и два раза нажмите по кнопке Divide. Потом вновь включите параметр Smt и нажмите по кнопке Divide столько раз, пока не получите достаточную детализацию (около миллиона полигонов)

Шаг 7

Что же теперь можно переходить к самому интересному — скульптингу. Но сначала я расскажу вам о некоторых новых возможностях и настойках кистей типа Planar. Такой тип кисти будет использован для создания фасок по краям надгробья. Что же давайте рассмотрим настройки кисти.

Опция Backtrack должна быть включена. Это позволит делать ровный, одинаковой глубины срез по определенному направлению. Когда включена опция Backtrack, доступны четыре дополнительных опции Plane, Line, Spline и Path.

  • Plane — позволяет свободно делать срез по поверхности объекта.
  • Line — позволяет создать сначала, создать начальную и конечную точки для создания среза. (Сначала ставите одну точку, потом другую, а затем делаете срез)
  • Spline — позволяет сделать разрез вдоль сплайна
  • Path — позволяет нарисовать мышью любую кривую, а затем делать по ней вырез

Что бы лучше понять о чем я говорю, вам нужно обязательно попрактиковаться и испробовать все опции.

Шаг 8

Включите симметрию по оси X (клавиша X). Выберите кисть Planar Cut и сделайте ею фаски по краям памятника. Лучше включите перспективное отображение (кнопка Persepctive)модели, что бы сделать работу приятнее и удобнее.

Шаг 9

Помимо предыдущих настроек вам нужно познакомиться и с другими не менее важными параметрами кисти. В палитре Brush откройте вкладку Depth. Вы увидите график и ползунок Imbed (Рис ниже). Эти параметры позволяют настроить относительную силу глубины кисти. Ниже вы можете увидеть разницу использования этого параметра (на верхней части показано обычное положение, а на нижней значение было увеличено):

Шаг 10

После создания срезов и фасок у меня получился такой результат:

Шаг 11

Для создания надписи будем использовать альфа. Я сделал это изображение (см. ниже) в фотошопе.
Я сделал документ размером 1024 × 1024 залил фон черным цветом, сделал белую надпись и сохранил документ. Можно выбрать любой из трех форматов: PSD, BMP или JPG.

Шаг 12

Импортируйте изображение в качестве альфа в Zbrush, перейдя на вкладку Alpha (находится сбоку или сверху) и нажмите кнопку Import.
Выберите кисть Inflate и тип наложения альфа DragRect.
При наложении альфа вы заметите, 2 проблемы:

  • Изображение накладывается вверх ногами.
  • По краям текст «размывается»

Шаг 13

В Для решения первой проблемы вам нужно повернуть Альфа изображение на 180 градусов:

А для решения второй проблему вам нужно поставить параметру Focal Shift значение -100:

Шаг 14

На этом шаге добавим надгробью скульптуру. Для этого будет использоваться Projection Master. Для начала с зажатой клавишей Shift разверните модель как показано ниже.
После этого нажмите по кнопке Projection Master и нажмите по кнопке drop now:

Шаг 15

В качестве скульптуры я использовал модель Dog (можно и нужно делать лучше, чем это). Постарайтесь поместить модель ровно по центру, не забывая о том, что бы собака наполовину пересекалась с надгробьем, как показано на рисунке ниже:

Шаг 16

После вновь нажмите по кнопке Projection Master. Вы заметите что собака и надгробье стали одним объектом.

Шаг 17

Чтобы придать поверхности рельеф и небольшие потертости можно использовать новые возможности создания шума в суб-палитре Surface. Раскройте эту вкладку и включите кнопку Noise. Вы заметите как на поверхности появился небольшой шум:

Если увеличить параметры ползуна Noise Scale, то увеличится и шум:

Изменяя кривую графика можно управлять размером, глубиной и формой шероховатости:

Когда результат будет вас удовлетворять, нажмите по кнопке Apply to Mesh, что бы применить шум к объекту:

Шаг 18

После применения шума, вы можете добавить еще несколько разных видов шумов! Я например добавил небольшое зерно для создания эффекта коррозии:

Шаг 19

После этого нужно создать текстурную развертку для надгробья. Вернитесь на самый первый уровень подразделения и выберите Export на палитре Tool. Экспортируйте модель в формате Obj:

Шаг 20

Откройте модель в Maya. При импортировании обязательно снимите флажок напротив параметра Create Multiple Objects, иначе в дальнейшем будут проблемы с сеткой:

Шаг 21

Я использую Maya, потому что она позволяет быстро создать простую UV развертку (Рис ниже). После создания развертки экспортируйте модель в формате Obj.

Шаг 22

Не закрывая первую модель в режиме редактирования импортируйте сетку с текстурной разверткой. (Модель должна быть на первом уровне подразделения):

Шаг 23

Для проверки наличия UV развертки, откройте Суб-вкладки » UV Map» и » Texture Map».
В Map size установите значение в2048 и нажмите кнопку » New from UV Check «. Если вы увидите, схема, напоминающую ранее созданную UV развертку (вверх ногами), то значит сделали все правильно.

Шаг 24

Теперь можете открыть суб-палитру Normal Map. Убедитесь что включены кнопки Tanget и Adaptive, а кнопка Smooth UV отключена. Ушли в прошлое те дни, когда нужно было колдовать в Zmapper. Теперь это все, что нужно сделать для создания карты нормалей за пару минут!

Для экспорта карты, нажмите кнопку » Clone NM». Эту карту вы сможете найти среди галереи текстур. Оттуда вы сможете экспортировать ее в фотошоп. В фотошопе переверните карту и сохраните ее в формате Targa для последующего открытия в Maya.

Пример созданной карты нормалей:

Шаг 25

Вы убедились насколько это круто? Создание карты смещения в Zbrush 3.5 тоже проще простого. Откройте суб-палитру Displacement Map включите кнопку Adaptive и отключите кнопку SmoothUV. Параметру DPsubPix поставьте значение 2 (если ваша карта 2048, 1, если 1024, 4, если 4096 … вы поняли). Нажмите Create Displacement Map, для создания карты смещения.

Через пару минут (или секунд) карта смещения будет создана. Нажмите Clone Disp чтобы отправить эту карту в палитру альфа, где она может быть экспортирована в фотошоп.

Теперь осталось загрузить модель в Maya, назначить карты и сделать рендеринг сцены. Вот так получилась низкополигональная модель с хорошими текстурами.

Простые советы помогут оптимизировать работу и ускорится, работая в ZBrush.

1. Производительность

Задавайте значение Compact Memory сами вместо значений по умолчанию. ZBrush изначально переоценивает возможности вашей машины, поэтому на компьютере средней мощности оптимальное значение = 4096. Ищите его по адресу Preferences > Mem > Compact Mem. Не забудьте сохранить эти значения при помощи Preferences > Config > Store Config (либо хоткей Ctrl+Shift+I ).

2. Lazy mouse

Поленитесь немного и чаще используйте Lazy mouse . Она поможет при моделировании волос, швов, складок. Lazy mouse — гибкий инструмент и более чувствительный (в сравнении с обычной кистью). Ищите её в меню Stroke> Lazy Mouse либо используйте горячую клавишу L .

3. Использовали Lazy mouse и хотите усилить эффект?

Нажимаем 1 и этот хоткей усиливает последнее действие.

4. DynaMesh и ZRemesher

Если до этого вы работали в другом пакете и подгружаете модель с Maya или 3dsMax, то быстро накинуть полигонов можно при помощи DynaMesh . Настройка DynaMesh: включаем Polish и ставим значение Blur=100. Лучше сначала устанавливать невысокое разрешение (для треугольников будут актуальны высокие значения).

ZRemesher работает противоположно DynaMesh. Он предназначен для понижения кол-ва полигонов.

Если ваша модель содержит сложные углы, которые не поддерживаются DynaMesh, вы можете использовать ZRemesher для создания полигрупп. Просто примените Auto Groups With UV либо Groups by Normal, который поддерживает формы вашей модели.

Затем примените crease (но это не всегда необходимо) к каждой полигруппе Geometry > Crease > Crease PG.

Вы можете делать ZRemesh моделе несколько раз, чтобы добраться до уровня подразделений, который будет готов к polypaint. В приведенном ниже примере, к сетке был применен ZRemesh 4 раза.

5. Clowning geometry

Если в пайплайне вы используете Substance Painter или Quixel, то вы наверняка создавали ID-маску . В ZBrush эту маску также можно использовать (чтобы рисовать только по необходимым в данный момент мешам).

Импортировать маску можно в меню Preferences > Importexport > Import > Import Mat As Groups . Эта настройка означает, что цвет, назначенный в другом 3д-пакете будет применятся к сетке.

6. Флипайте

Для генерации нормалей ищите меню Tool > UV Map . В инструменте Normal Map мы включаем кнопки Tangent и Adaptive on. Экспорт нормалей с правильными настройками обычно переворачивает текстурные карты. Помните, что -Y — это DirectX и + Y — это OpenGL. Параметр FlipG используйте только для DirectX перед экспротом.

Если на рендере всё равно текстура отображается не совсем корректно это инвертнуть зелёный канал в Photoshop.

7. Настройки кисти

Не забывайте включать Backface masking (по умолчанию эта функция выключена. Ищите эту функцию в настройках кисти.

8. Ещё пару слов о кистях

Включайте BRadius для моделинга hard surface и блокинга.

Используйте Alt . Если зажимаете один раз при использовании кисти, то получится кривая, если два раза — то можно построить угол.

9.Morph Target Modeling

Morph Target — это способность геометрии применять форму меша, который мы укажем. Настройки инструмента следует выставлять следующие.

ГОРЯЧИЕ КЛАВИШИ

T – включить редактирование объекта

Ctrl+Shift+Z - действие вперед

Ctrl+Z - действие назад

CTRL+N - очистить холст от невыделенного

F - фокус на объект

CRTL+SHIFT+mouse - скрыть или открыть невыделенное

CRTL+SHIFT(шифт потом отжать) - скрыть выделенное

ALT - инверсия вдавливания и выдавливания. Жать во время рисования

Пробел - вызов всплывающего меню.

S - меню размера кисти.

V - переключения между двумя образцами цвета под палитрой.

CTRL+D - повышает уровень полигонов (D и SHIFT+D используются для переключения между уровнями).

L - плавное ведение кисти.

Q - Скульптинг

W - Перемещение

Ctrl+курсор в режиме перемещения - дублировать модель или элемент модели (элемент можно выделить маской либо по полигруппе)

E - Масштабирование

R - Поворот

SHIFT+F - сетка объекта, полигруппы

N - переключение между сабтуллами

X - включить-выключить симметрию. (Transform - M - идентичные преобразования кистью при симметрии)

- и + - отодвинуть-приблизить холст(но не модель)

U - вызов панели регулировки интенсивности кисти

O - вызов панели фокуса кисти

P - включить-выключить перспективу.

M – лупа. Настройки лупы - Preferences - MaghifyGlass

Если вызвать палитру кистей и нажать клавишу с буквой, то в палитре останутся те кисти, названия которых начинаются на эту букву.

Двухстороннее отображение: Tool/Display properties

Transrarence - прозрачность. Параметр работает только при наличии двух и более сабтуллов.
Прозрачными становятся все невыделенные сабтуллы.

Render -Flat - убирает светотень. Удобно в режиме нанесения маски

Иконка R – стандартная для некоторых меню. Предназначена для сброса пользовательских настроек. Например, Tool – R очищает память сцены от неиспользуемых на холсте моделей, облегчая тем самым вес файла.

Tab – убирает/ восстанавливает с рабочего стола прилегающие к холсту панели

Пипетка

Навигация:

Переместиться по холсту - удерживать ALT +ЛКМ и перемещать мышь
Отдалить - приблизить - щелкнуть один раз ALT и перемещать мышь
Вращение - навести курсор на чистый участок холста и перемещать мышь. При зажатой Shift модель выровняется по одной из осей координат

Файлы и форматы

ZTL – формат ZbushTool . Сохранение и загрузка - Tool – Save as/Load Tool
Служит для сохранения геометрии. Содержит только геометрию модели.

ZBR – холст. Открыть или сохранить - Document – Open/Close.
Не содержит никакой информации, кроме двухмерного изображения законченного проекта. Функции Half и Double уменьшают/ увеличивают разрешение холста в два раза

ZPR – формат проекта (сцены). Открыть или сохранить - File – Open/Close.
Содержит всю информацию о сцене - геометрию, настройки материалов, освещения, рендеринга. File - Revert – заново открывает сцену, отменяя последние несохраненные изменения.

Чистка проекта:
для уменьшения веса файла необходимо вручную удалить неиспользуемые в проекте модели, кроме установленных по умолчанию примитивов. Для этого следует выбрать ненужную модель из выпадающего списка и удалить все ее сабтуллы в панели Toll – Subtoll

Настройка панелей ЗБ:
1. Preferences - CustomUi - EnableCustomaze
2. Ctrl+Alt и тащить мышью - перенос опций на панель
3. Preferences - Config - Store Config
4. Preferences - Config - SaveUI

Режимы работы с геометрией
Zadd/ZSub – режимы для лепки
M – режим назначения материала
Rgb – режим для раскраски модели
Mrgb – режим для работы с материалом и цветом одновременно

Примечание:
Для назначения цвета или материала всему объекту следует применить Color–FillObject . При работе с материалами после примения Color–FillObject назначенный модели материал запоминается и сохраняется, после чего заменить материал на другой можно только опять же функцией Color–FillObject .
Если модель имеет раскраску, и требуется замена материала, то следует переключиться в режим M (!!!) и применить Color–FillObject . Работа в режиме Mrgb сбросит раскраску!
Режимы могут сочетаться попарно. Можно одновременно лепить и раскрашивать (плюс применять материал), лепить и применять материал. Режимы Mrgb и M не сочетаются (!!!)
В режиме раскраски при применении сглаживания (по нажатой Shift ), нужно вручную отключить сглаживание геометрии, чтобы размывалась только раскраска.

Masking
CTRL + ведение кистью по модели - нанесение маски;
CTRL + Нажмите по модели - Сглаживание краев маски;
CTRL + ALT + Нажмите по модели - Более четкие края маски;
CTRL + Нажмите по холсте - Инвертирование маски;
CTRL + Выделить мышью пустой холст - Очистка маски.

Masking - Row -Col - GRD - функции автоматического выделения полигонов. Удобно для работы с примитивами.
настройки функции (Sel, Skp ) позволяют задать в полигонах интервал между маскируемыми участками и ширину этих участков.

Продедура:
1. Masking - MaskAll
2. настроить значения Skp - Sel - Intens - Blend
3. Выбрать одну из опций Row, Col, GRD
4. Работать с полученной маской

Masking - Mask by Intencity - в сочетание с инструментами вкладки Deformation позволяет выдавливать
или вдавливать полигоны по контурам текстуры или полипайнтинга

Начинаем с примитива
Если вы хотите начать работу с установленного по умолчанию в программе Zbrush примитива, то нужно:
В панели Tool щелкните по самому большому изображению объекта, чтобы появилось всплывающее окно с примитивами. Выберите примитив.
Настройте свойства примитива в панели Toll - Intiliaze . Включите опцию PolyF (справа от холста), чтобы видеть сетку объекта
Примените функцию Tool – MakePolyMesh3D , чтобы преобразовать примитив в полигональный объект

Трансформации модели
Перемещение:
Выбрать Move (клавиша W ) . Навести курсор на модель и двинуть мышью. Появится пиктограмма в виде линейки и трех колец. Если потянуть за среднее кольцо, модель будет перемещена без деформации, если за крайние, модель будет растянута вдоль линейки. Чтобы переназначить направление линейки, щелкните еще раз в другой части модели и потяните мышь. Если во время этого действия зажать Shift, то линейка выровняется по оси координат. Если держать Shift и тянуть за одно из колец, перемещение модели будет происходить строго по заданной оси координат.
Масштабирование:
Выбрать Scale (клавиша E ). В случае с масштабированием среднее кольцо масштабирует модель с растяжением, а крайние кольца без растяжения.
Вращение:
Выбрать Rotate (клавиша R )

Двигать, вращать и масштабировать по осям и числовым значениям объекты можно во вкладке Tool - Deformation

Если во время перемещения. масштабирования или вращения зажать Alt , то часть объекта, прилегающая к точке трансформации,
будет трансформироваться отдельно.
Чтобы переназначить точки трансформации, курсор следует держать на объекте(!!!)

Размножаем сущности! Не проходите мимо!
Если зажать при перемещении зажать Ctrl+Shift , то объект дублируется . При этом он является не отдельным сабтуллом, а частью одного и того же объекта. После процедуры дублирования к скопированной части объекта будет автоматически применена маска. Эта маска позволяет скопировать отдельную часть объекта еще несколько раз. Если маску снять, то дубликаты объединятся в один объект, который копироваться будет уже весь целиком.
Данная процедура удобна при создании массива волос, травы, водорослей, щупалец и.т.п
При последующем редактировании модели можно применить кисть Move для перемещения всего массива частей объекта, либо кисть MoveTopo , чтобы перемещать каждую часть(волос, щупальце) по отдельности

Выдавливание полигонов
1.Выделить маской полигоны
2.Инвертировать маску
3.Перейти в режим перемещения
4.Установить точку перемещения на маскированную область
5.Потянуть с зажатым Ctrl .

SubTool
управление элементами(сабтуллами) проекта
ListAll – вызвать список всех элементов
стрелки вверх/вниз - перемещаться по колонке элементов
стрелки влево/вправо - перемещать элементы по колонке
Rename – переименовать элемент
All Low – сбросить все элементы на нижние сабдивы
All high – поднять все элементы на высшие сабдивы
Duplicate – дублировать элемент
Append – добавить элемент
GroupsSplit – разобрать модель на сабтуллы по полигруппам
MergeDown – объединить сабтулл с нижестоящим в колонке

Если на поверхности модели нарисовать что-либо маской, а затем нажать SubTool - Extract , то нарисованное выдавится в отдельный
трехмерный сабтулл. Чем выше разрешение модели, то выше разрешение полученного сабтулла. Параметр Thick регулирует толщину
выдавливаемого контура.

SplitHidden – рассечение одного сабтулла на два.
Процедура:
Скрыть часть сабтулла по Ctrl+Alt.
Применить SplitHidden.
Раскрыть все. Сабтулл разделен по границе со скрытой частью

Remesh – создает на основе разных сабтуллов новый сабтулл с единой полигональной сеткой. Иконки на сабтуллах позволяют выполнять булевые операции. Требуется настроить правильное сочетание иконок сабтуллов - операнд, чтобы получить желаемый результат (объединение, вычетание, интерсекцию)

Layers
функция слоев по типу фотошопа.
Помимо основного скульптинга и полипайнтинга, на модели можно создать несколько дополнительных слоев скульптинга и полипайнтинга,
которые редактируются каждый по отдельности.

Для редактирования слоя в его свойствах должна быть активна опция REC (!!!)

Слои можно регулировать по прозрачности

CTRL+DOWN - менять местами в иерархии (либо по стрелкам)

MergeDown - объединить несколько слоев в один.

Duplucate Layer - дублировать слой.

Layers - Bake All - запекает геометрию и раскраску слоев в одно целое с основной геометрией и раскраской модели.
Все слои после этого исчезают.

При работе с Layers можно по ползунку-регулятору задавать интенсивность геометрии слоя. Одновременно с геометрией
изменяется цветовая насыщенность раскраски. Особенность процесса -
при нажатии в свойствах слоя на REC преобразования интенсивности сбрасываются. Чтобы зафиксировать изменения
интенсивности, следует выполнить запекание слоев Bаke All .(но после этого все слои будут потеряны)

Функция Invert инвертирует скульптинг и полипайнтинг слоя.

Geometry
работа с геометрией модели

Divide - Разбиение на сабдивы

Del Lower/ Del Higher - удаление уровней сабдивов

Reconstruct Subdiv - восстановление уровней сабдивов

Geometry - Divide -Smt - при разбиении на сабдивы сглаживает углы

CloseHoles - закрыть дыры.

Delete Hidden - удаляет все, что скрыто маской.

Mirror and Weld - отражение по осям и слияние в одно целое

Egle loop - если скрыть часть модели, то функция разделит нескрытую часть на две полигруппы.

Подрезка
1. Выбрать специальную кисть Clip
2. Зажав Ctrl+Shift , выделить область на модели. Невыделенное обрежется. Можно (с тем же зажимом) выбрать кривую или прямую обрезки
в окне Stroke .
При наметке линии среза нажать Alt для корректировки изгиба кривой. Двойной Alt для создания прямого угла.
При зажатом пробеле можно перемещать форму для среза.
Alt выбирает алгоритм выреза - вырезать внутри или снаружи области
Чтобы срезать на контролируемую глубину, нужно с зажимом CTRL+SHIFT навестись на регулятор размера кисти, нажать ПКМ и активизировать функцию BRadius , после чего можно регулировать глубину срезки размером кисти. Для ровности обреза выровнять модель по Shift.

Polygroups
Режим полигруппы делит модель на зоны, которые доступны для преобразований по отдельности.

Переключение между полигруппами по Ctrl+Shift

Во вкладке Polygroups доступно несколько видов разделения: Автоматический.
По UV-координатам.
По рисунку.
По маске.

Например:
На модель наносится рисунок или маска.
Нажать на соответствующую опцию во вкладке Polygroups - FromPolypaint (FromMasking)
Перейти в режим полигрупп (можно по Shift+F ). Полигруппы будут разделены по границам рисунка или маски. Границы желательно делать четкими.
Выделить нужную полигруппу по Ctrl+Shift , полигруппу можно редактировать во вкладке Deformation

Shift+CTRL+ЛКМ на холст - открыть все полигруппы.

Polygroups - Group Visible - Объединяет полигруппы в одну.

Вкладка Geometry - GroupsLoop - между полигруппами образуются дополнительные пограничные полигруппы,

Brush- AutoMasking- Mask by Polygroups - настройка для работы кистью по отдельным полигруппам. Для полной изоляции полигруппы от соседних счетчик выставляется на максимум. Работает в режиме отображения полигрупп.

Полигруппы можно выделять маской, после чего редактировать как обычную геометрию. Для этого следует:
1. Выбрать полигруппу.
2. Наложить на нее маску по CTRL
3. Раскрыть все полигруппы.
4. Выйти из режима полигрупп (можно по Shift+F ).
5. Работать с оставшейся на модели маской.

Полигруппы можно создавать, скрыв часть модели и нажав Polygroups - Group Visible

По CTRL+Shift+щелчок на полигруппе полигруппа выделятеся в режиме отображение обычной геометрии

ShadowBox
Инструмент для создания заготовок на основе ортогональных проекций. Активируется в Tool – ShadowBox , либо загружается из файла, который входит в комплект Zbrush . Готовый файл уже имеет сетку координат.
Прежде, чем начать работу в ShadowBox , желательно определиться с разрешением сетки инструмента. По умолчанию разрешение установлено на 128. Если этого разрешения недостаточно, нужно выйти из режима работы в ShadowBox , нажав Tool – ShadowBox , и перенастроить значение Res. В режиме работы с ShadowBox эта функция недоступна.
Работа в ShadowBox происходит в режиме маскирования. Зажав Сtrl , рисуем в проекциях изображения, на основе которых ShadowBox создает трехмерный объект. В панелях Brush и Stroke можно выбрать специальную маскировочную кисть и форму выделяемой области. Для правильных геометрических форм предусмотрены функции Stroke – Square и Stroke – Center . Кроме того, маскировать можно по альфа-карте. Комбинация Ctrl+движение мышью по холсту полностью очищает ShadowBox
Комбинация Ctrl+Alt вычитает выделенную область из изображения. Щелчок с зажатой Ctrl по холсту инвертирует модель. Модель можно сделать полупрозрачной, если применить опцию Transp (панель справа от холста)
Панель ShadowBox содержит настройку Polish для регулирования сглаженности модели

Color
Настройки цвета.
Fill object - назначает образец цвета всей модели

Draw
Редактирование модели. Содержит настройки параметров кистей (размер, интенсивность), параметры холста (сетка, угол обзора)

Edit
Действие назад - действие вперед. Количество запоминаемых действий настраивается в Preferens - Mem

Deformation
Polish - сглаживание
Deformation - Smart ReSym - делает объект симметричным по указанной оси.
Inflat - выпуклость

Кисти (Brush)
Выпадающая из левого столбца иконок панель кистей содержит все доступные кисти. Кисти можно выделять из списка по буквам алфавита соответственно с началом названия кисти.

Добавление новых кистей:
Открыть папку Program Files – Pixologic – Zbrush(номер версии) – Zbrushes и скопировать содержимое. Можно из другой версии программы или любой другой папки с кистями.
Открыть папку Program Files – Pixologic – Zbrush - Zstartup- BrushPresets и вставить скопированное. Все кисти должны быть вынуты из папок (!!!)
В панели кистей появятся новые кисти

Верхняя полка Stroke содержит настройки способов работы кистями.

Stroke -ReplayLast - повторяет последнее действие. Например, мазок кисти на одном и том же месте можно усилить в несколько раз.
При использовании Stroke - RepeatLast можно предварительно переключить Zadd - Zsub . Тогда мазок кисти повторится в инверсии.
Модель при этом не следует вращать, иначе будет повторяться вращение, а не действие кистью.

Функция Backtrack позволяет предварительно наметить путь, по которому будет работать кисть. Движение по этому пути мышью в обратную сторону автоматически задействует кисть. Например, кисть Planar с функцией Backtrack - Plane срезает углы под углом 45 градусов.

LazyMouse - ведение кистью становится более плавным

Brush - Modifiers - Smooth - на максимуме позволяет сделать мазок идеально плавным.

Stroke - LazyMouse - LazyStep - задает расстояние между модулями альфа-карты. Для большей гладкости мазка следует включить Stroke - LasyMouse. LasyStep = 0. LasySmooth - максимум

Brush - Modifiers - TiltBrush - регулирует наклон кисти к поверхности.

Stroke-Rol l - задает цикличное повторение мазка кисти.

Опция Snap to track в сочетании с Line позволяет проводить кистью идеально прямые мазки. Если во время проведения пути (но не раньше) зажать Shift , то можно делать мазки по осям координат, предварительно выровняв модель

Brush - Depth позволяет регулировать глубину воздействия кисти на поверхность
Brush - Dept h - Gravity Strenght - величина параметра делает след кисти более прижатым к повехности модели. "Гравитатор" можно вращать, позиционируя прижимание мазка.

Brush - Curve - AccuCurve - заостряет форму любой кисти (в том числе кистей-деформаторов). Подходит для создания острых, граненых, иглообразных форм.
Wrap Mode - окружает основной мазок кисти другими мазками, затухающими по экспоненте. Подходит для создания массива складок одежды или кожи.

Кисть Planer Flatten выравнивает поверхность полностью.

Кисть Couge оставляет геометрически ровные впадины или выпуклости в режиме Stroke . Форма впадин и выпуклостей зависит от альфы.

Кисть Planar с большой глубиной резкости в режиме Stroke оставляет полусферические впадины или выпуклости. Либо любой другой формы в зависимости от альфы.

Кисть MatchMaker предназначена для того, чтобы один сабтул повторял форму другого по типу ткани, ложащейся на рельефную повехность. Процедура:
Выбрать налагаемый сабтул, настроить нужный вид,
выбрать кисть, применить.
Кисть ZProject позволяет срисовать на модель текстуру с фонового изображения, загруженного плагином Image Plane

Кисть Morph или MorphLine работают как ластик для скульптинга. Но (!!!) предварительно следует задействовать опцию
MorphTarget - StoreMT для запоминания первоначального вида модели.

Brush - Samples - PressureEdge - параметр регулирует плавность сглаживания при использовании кисти Polish . При низких значениях углы размываются сильнее, при высоких - форма угла сохраняется.

Brush - AutoMasking - BackfaseMas - на тонких плоских моделях включает-отключает
воздействие кисти на обратную сторону поверхности

Brush - AutoMasking - Colormask - позволяет накладывать маску на цветовые пятна и работать другими цветами по фиксированным маской зонам. Подходит для перекрашивания определенных участков в другие цвета.

Alpha
Содержит настройки альфа-карты: размытие краев, интенсивность, контрастность, цикличность.

Тайлинг альфа-карты :

Функция Alpha - HTiles/VTiles наносит альфа-карту упорядоченно по вертикали и горизонтали.
Функция Brush - Alpha and Texture - AlphaTile наносит заданное количество экземпляров альфа-карты хаотически

Alpha - GrabDoc – снимает с холста альфа канал, который можно сохранить и использовать как альфа карту для работы на поверхности другой модели.

Создание бесшовной текстуры

1. Заполнить холст в режиме 2.5D объектами (желательно как можно полнее, но не пересекая границы холста.
2. Зажав тильду (буква Ё), сдвинуться в сторону. Появятся бесконечно повторяющиеся модули созданного массива объектов.
3. Заполнить пустое пространство между соседними модулями по осям икс и игрек. Пустые пространства автоматически заполнятся между всеми модулями, образовав непрерывную бесконечную альфа-карту.
4. Применить Alpha - GrabDoc и сохранить карту. Карту можно использовать с функцией Alpha - Htiles/VTiles , наносимая карта будет бесшовной.

Импорт и GoZ
Функция переноса моделей из ZBrush в другие графпакеты.
Требуется настроить путь к EXE другой программы, после чего перенос выполняется автоматически.
Настройки GoZ находятся в Preferens - GoZ

Из ZBrush в другой пакет можно переносить только полигональный объект, примитивы не переносятся

Процедура работы с моделью, предназначенной для другой графической программы:
1. Создать в ZBrush или перенести извне низкополигональную модель.
2. На низких сабдивах создать UV развертку с помощью UV Master . Выбрать в плагинах UV-master и нажать в нем Unwrap . Посмотреть на созданную развертку можно по функции UV-master-Flatten(Unflatten). Кроме того, в развертнутом виде эту развертку можно отредактировать обычной кистью Move.
3. Поднять сабдивы
4. Отредактировать модель
5. Сгенерировать карт расцветки и нормалей
6. Использовать GoZ

Примечание:
Карта цвета (Texture Map – New From Polipaint ) создается с последним, самым высоким уровнем сабдивов, чтобы передать высокую детализацию раскраски.
Карта выдавливания (Normal Bump – Create Normal Bump ) создается на том уровне сабдивов, на котором создавалась развертка UV координат, то есть на низшем уровне, иначе вместо рельефа получится ровный фиолетовый фон
Для адекватной передачи карты выдавливания должна быть включена опция Tangent

Геометрия Макса в ЗБ и обратно без искажений сглаживания:
Во избежании искажений в сглаживании низкополигональных моделей в ЗБ следует в боковой вкладке Morph Target нажать Store MT ,
тогда обратно в Макс модель пойдет без искажений. После работы на высоких сабдивах сбросить на нулевой сабдив и там же нажать
Swith , тогда вершины вернутся в изначальное положение. Можно импортировать.

Некоторые особенности:
В некоторых случаях развертка, созданная в Здмаксе, предпочтительнее развертки, сгенерированной в ZBrush . Например, для правильных геометрических объектов типа ящика или бочки. Однако, при экспорте модели из ЗдМакса в ZBrush иногда возникает проблема - развертка UV координат теряется. Решение проблемы в следующем:
1. Экспортировать модель из Макса в ZBrush .
2. Сделать в ZBrush любую развертку.
3. Экспортировать из ZBrush в Макс.
4. Сделать в Максе необходимую правильную развертку.
5. Снова экспортировать из Макса в ZBrush
После этой процедуры ZBrush будет работать с созданной в Максе разверткой.

UV Master
Unwrap следует делать на низких сабдивах.

Flatten - позволяет посмотреть развертку на весь экран.

Unflatten - сворачивает развертку, возвращает модель

Shift+S - создает копию развертки, позволяя иметь на экране модель и ее развертку одновременно.

CheackSeams - показывает швы развертки на модели (при этом отбражение текстуры надо выключить)

Enable Control Painting - позволяет вручную настроить развертку.
разметить предполагаемые швы на модели. Включает в себя следующие функции:
Protect - предназначена для разметки областей
модели, которые нельзя расшивать.
Attract – разметить предполагаемые швы
Erase – стереть разметку

Для проверки качества развертки можно назначить текстуру "шахматная клетка".
Во вкладке UV map настраивается тайлинг тектуры по Hrepeat и Vrepeat

Work on clone - позволяет работать с клоном модели.(переключение между клоном и оригиналом происходит в панели Toll)
На низкополигональном клоне можно сделать развертку, после чего при помощи функций (панель UV Master) Copy UVs и Paste UVs
перенести координаты разверки на высокополигональный оригинал.

Dencity - регулирует плотность сетки на отдельных выделенных участках

Polypaint
Раскраска объекта включается в панели Polypaint - Colorize

Пипетка - щелкнуть на цветовой образец, не отпуская(!!!) мышь навести на нужный участок

Sufrage
Tool - Sufrage позволяет создавать пористые поверхности типа пемзы. Параметр Noise регулирует вариативность и глубину шума. Если, кроме геометрии, нужен еще и цветовой шум, использовать цветовые образцы в той же вкладке, включив Polypaint - Colorize .
После применения каждого цвета и редакции шума нажимать Apply to Mesh .
(до нажатия этой опции шум и цвет являются отдельным слоем, к геометрии модели они не принадлежат). Несколько раз повторенная процедура редакции цвета позволяет получить пятнистую разноцветную поверхность.

Шум можно нанести на выделенную маской область. Перед снятием маски нажать Apply to Mesh , иначе шум будет применен ко всей поверхности модели.
Кроме того, шум можно наносить специальной кистью Morph. Для этого:
1. Нанести шум
2. Перед нажатием Apply to Mesh (панель Noise) во вкладке Morph Target активизировать StoreMT .
3. После нажатия Apply to Mesh (панель Noise) во вкладке Morph Target нажать Swith . Шум исчезнет.
Если применить кисть Morph , шум восстановится в местах применения кисти. Кисть для хаотичности шума можно применять с альфой.
При повторном применении кисти Morph перед нанесением нового шума во вкладке Morph Target нажать DelMT. Повторить процедуру с пункта 1.

Аналогичная панель для нанесения шума есть в верхней полке Brush - Surface-Noise . С ее помощью можно рисовать в режиме Polypaint - Colorize или геометрией (или комбинированно) шумом стандартной кистью (с альфой, если нужно), причем стандартный цвет может смешиваться по карте шума с цветовым образцом панели Noise . Кнопка By Brush включает пропорциональное соотношение размера шума к размеру кисти.

Spotlight
Инструмент для проецирования изображения на модель.

Импорт картинок производится из верхней полки Texture .

Режим Spotlight активизируется специконкой в полке Texture . Иконка Add to Spotlight добавляет в инструмент новую текстуру.

Z - скрывает или открывает инструмент Spotlight (кольцо)

Shift+Z - скрывает текстуру, позволяя работать с моделью.

Двойной ЛКМ на картинке -текстура во весь экран.

Зажатый Ctrl позволяет свободно трансформировать текстуру(поворот, масштаб, разворот, растягивание)

Текстуру можно перемещать, щелкнув на ее любом месте, после чего, зажав ЛКМ, тащить.

Поворот с Shift позволяет поворачивать под углом в 90 градусов.

Кольцо Spotlight можно таскать отдельно, щелкнув на его центр (оранжевое кольцо)

иконка кольца Unified выравнивает несколько текстур в один блок. После чего отвести кольцо на пустое место, щелкнуть ЛКМ в пустой холст(!!!),
затем по кольцу можно трансформировать весь блок текстур сразу.

Из блока можно выбрать текстуру и трансформировать только ее. После ЛКМ в пустой холст, можно снова трансформировать весь блок.
Иконки кольца Back и Front выводят на первый или второй план выбранную текстуру.

Контраст, рисование, затемнение и так далее работают по вращению кольца, изменяя вид всей текстуры. Либо можно использовать кисть со стандартной
регулировкой. Зажатая ALT инвертирует действие. Вращение кольца усиливает или ослабляет изменения, сделанные кистью.

В режиме Paint можно обычным способом изменить образец цвета. Переключения между двумя образцами по зажатой АLT. Вращение кольца усиливает один из цветов в общей гамме. При зажиме Ctrl происходит заливка активным цветом области. Зажав и двигая мышь, можно увеличивать размер заливаемого участка.

Tiling , если зажать Shift , умножает текстуру пропорционально по вертикали и горизонтали.

Иконка кольца Nudge позволяет при помощи кисти искажать изображение. Стандартно регулируется размер кисти, интенсивность, сглаживание по Shift .
Поворот кольца возвращает текстуру в прежний вид, поворот в обратную сторону возвращает к искажениям. Внимание! Искажение не работает в режиме кисти Stroke

Иконка Clone копирует участок текстуры из центра кольца и позволяет рисовать этим участком как кистью.
Чтобы рисовать клонированным участком на другой текстуре, следует активизировать ту картинку, на которой нужно рисовать(!!!), навести кольцо на другую текстуру, клонировать участок, переместить участок на выделенную текстуру, рисовать как кистью. Регуляция кисти стандартная.

Иконка Smudge по вращению кольца размывает всю картинку, либо размывает кистью.

Иконка Restore восстанавливает кистью или вращением кольца все изменения в картинке до первоначального вида.

Иконка Pin Spotlight позволяет, не переключаясь на инструмент Spotlight, перемещать текстуру вместе с кистью по модели.

Иконка Spotlight Radius задает диаметр области текстуры, наносимого на модель. Эпицентр нанесения находится в центре кольца инструмента Spotlight

Для текстурирования или скульптурного выдавливания лучше установить режим кисти Stroke, задать стандартную альфу "размытие по краям". Навести кольцо Spotlight на картинку так, чтобы оно было в ее центре. Небольшие одинаковые участки удобнее наносить с включенным Pin Spotlight .
Многократное применение кисти в режиме Stroke равномерно усиливает эффект рельефности без регулировки интенсивности кисти.

Stencil
Инструмент для прицельного нанесения альфа-карты на модель в режиме скульптуры и рисования.(приблизительно то же, что и Spotlight )
Активизируется либо из из верхней полки Stencil - Stencil On , либо из Alpha - Make St .
По зажатому пробелу появляется кольцо-навигатор инструмента Stencil , предоставляющий несколько вариантов перемещения и масштабирования альфа-карты по модели.
Кроме того, в полке Stencil есть дополнительные настройки выравнивания и тайлинга.
Функция полки Alpha - Make Tx позволяет сделать альфу текстурой.
Сделать текстуру альфой можно по всплывающему окну выбора текстуры, кнопка MakeAlpha
Процедура:
1. Назначить альфа-карту. Настоить тайлинг, если нужно
2. Нажать во вкладке Alpha-Transfer – MakeSt . Инструмент активизируется.
3. Зажав пробел, настроить положение альфа-карты на модели
4. Убрать альфа-карту в общей панели
5. Редактировать модель
6. Выключить инструмент Stencil - Stencil On
7. Включить повторно там же

ZAppLink
Плагин для совместной работы ЗБ с Фотошопом. Находится в панели Document - ZAppLink . Дополнительные настройки - Document - ZAppLink Properties.
Процедура:
1. Выбрать нужный ракурс модели.
2. Нажать Document - ZAppLink
3. В появившемся окне отметить нужные параметры DoubleSides (редактирование вместе с оборотной стороной модели), Fade (плавность перехода между видимой стороной и невидимой), Enable Perspective (учитывать перспективу), после чего нажать Drop Now .
4. В Фотошопе будет создан PSD файл, состоящий из трех слоев. Для редактирования предназначен только слой с названием Layer1. Редактируем слой.
5. Закрываем PSD файл, сохранив изменения
6. В ЗБ появится всплывающее окно, в котором нажимаем либо Re-Enter ZBrush - Pickup Now / Cancel , чтобы принять (или не принять) изменения, либо Return to external editor , чтобы вернуться в Фотошоп и продолжить редактирование.
В дополнительных настройках Document - ZAppLink Properties можно задать сразу несколько видов для редактирования. Каждый вид будет создан в Фотошопе отдельным слоем.

ZSphere. ZSketch
Инструменты для быстрого создания болванки модели. Зетсфера выполняет задачу "костей", зетскетч - "мяса", которое на "кости" наращивают.

Чтобы начать работу с Zsketch , следует создать корневую зетсферу.

Shift+A - переключает зетсферу (только зетсферу, с другими объектами не работает) в режим EditSketch .

Display Properties - Density - количество отображаемых элементов зетсферы. На реальную геометрию не влияет.

А - предпросмотр зетсферы или зетскетча в виде геометрии.

Shift - сглаживает сферы скетча

ALT - удаление элементов зетскетча и зетсферы.

Для зетскетча есть одноименные материалы.

Элементы зетскетча и сферы можно трансформировать стандартным образом.

Добавление элемента сферы происходит по ЛКМ.

Чтобы оболочка скетча повторяла трансформации зетсферы, во вкладке ZSketch надо при отключенной функции Edit Sketch (режим работы со скетчем) нажать на ShowSketch для отображения оболочки скетча, а затем Bind .
Кнопка Reset Binding сбрасывает предыдущую фиксацию "мяса" к "костям", позволяя новым и измененным элементам скетча привязаться к сфере.

Зетскетч имеет собственный набор кистей, недоступный в режиме обычного моделирования.

Скетч можно преобразовать в геометрию во вкладке Unified Skin - Make Unified Skin . Предварительно нажать Preview

Кисть Zsketch может работать по поверхности другого сабтулла, повторяя его форму, если объект Zsketch переключить в режим полигрупп.

Shift+Alt - создавать элементы зетскетч по прямой.

Shift+Ctrl - в режиме полигрупп работает как маска для элементов зетскетча. По щелчку на элементе скрывает все остальные.
Инверт