Будьте конкретными, но гибкими. Ключевые экспоненциальные технологии

Через 5 лет вы:

Победитель по жизни. В хорошем смысле

Вы рискуете полностью изменить свою жизнь, если начнете двигаться к цели прямо сейчас. Возможно, переедете на новое место и станете заниматься тем, чему давно мечтали посвятить себя. Прыжки с парашютом в Новой Зеландии – о, да! Конечно, успех может быть с вами и на старом месте жительства и работы. Но все же мечта упорно зовет вас вперед.

Начальник отдела, спортсмен и комсомолец

Вы станете таким серьезным и ответственным гражданином и деловым человеком. Будете жить по расписанию, ходить на тренировки и гулять с собакой. Только в стремлении завоевать мир не превратитесь в офисного зануду или волонтера с сумасшедшим блеском в глазах. А так все исполнимо. Хотите начальствовать? Сколько угодно. Хотите свое дело? Да, пожалуйста.

Звезда YouTube

Кто тут рискует стать мега-знаменитостью? Вы, конечно! Может, уже сейчас подумать о том, чтобы завести канал на YouTube? Похоже, за вашей жизнью многим интересно будет наблюдать. Через пять лет наберете миллионы подписчиков и будете рассказывать, как ездите на концерты и гуляете по Парижу.

Тренер по йоге, мастер hand-made или покоритель Эвереста

Через пять лет в вашей жизни будут царить гармония и покой. Или нет. Потому что, когда вам угомониться, вы решите сами. Одно ясно – вы найдете себе любимое хобби, которое подарит вам миллион новых возможностей. Или разовьете доселе невиданные таланты. Остальное к этому времени у вас уже будет в достатке.

Герой семейного фронта

Похоже, через пять лет вы будете нянчить детишек. Семья станет главным ориентиром в вашей жизни и определит важные задачи. Любить вторую половинку, воспитывать детей классными, создавать дома уют, чтобы уходить не хотелось.

Пересмотрите свои долгосрочные цели, которые в большинстве случаев оказываются ошибочными. Поймите насколько важно «макро» по сравнению с «микро». Не увлекайтесь деталями и перестаньте тратить время впустую на предсказания. Лучше приступайте к работе и не забывайте мечтать о большем. Важно то, что вы верите в себя и свои силы. Вы знаете, что добьётесь своего. То, какими именно являются эти достижения – ненужная деталь.

Все статьи и книги о саморазвитии твердят, что у нас должны быть цели. Цели важны, и лично я ставлю их на 12 месяцев вперёд. Однако неправильно думать, что вы реально можете распланировать собственную жизнь на пять лет вперёд. Я больше всего ненавижу вопрос, который задают на каждом собеседовании: «Кем вы видите себя через пять лет?». Про себя я думаю: «Отдыхаю на пляже с книгой из списка бестселлеров New York Times? Чёрт возьми, я не знаю!».

Как достичь своих целей: перестаньте тратить время на предсказания

Не знать – наилучший вариант

Слишком много уверенности делает жизнь скучной. Не знать, где вы будете через пять лет – это круто!

Если бы мне задали этот вопрос в 2011 году, когда моя жизнь разваливалась на части, я бы вряд ли сказал, что стану тем, кем я есть сейчас. Тогда я ненавидел писательство и понятия не имел о том, что такое саморазвитие. Я думал, что моя жизнь всегда будет жалкой и несчастной.

Но я горжусь собой. И далось мне всё то, что я имею на данный момент, не просто так. Я упорно работал и развивал правильное мышление, и вы можете так же. В моей жизни есть вещи, которые я ценю больше всего.

Неопределённость может стать вашим лучшим другом, если вы позволите ей это сделать. Перестаньте стремиться узнать всё заранее.

Вы всё равно ошибётесь

Да, это печально слышать. Пустите слезу, вытрите её одноразовой бумажной салфеткой, примите данный факт и приступайте к работе. Жизнь полна страданий, и жизнь не раз пнёт вас под зад. Это застанет вас врасплох, и ваш «пятилетний план» рухнет.

В этот момент вы поймёте, что вы действительно цените и в чём заключается ваша жизнь. Затем вы подниметесь и снова упадёте, когда произойдёт следующее событие. Жизнь состоит из этих моделей.

Аргументы в пользу краткосрочных целей

Итак, почему я не выступаю в поддержку больших, труднодостижимых целей, которые нужно добиться за пять лет? Я просто верю в силу краткосрочных целей.

Вам нужно взять правильное направление, иначе вы будете лениться и смотреть сериалы, думая, что всё под контролем.

Мои две цели, которых я хочу достичь в ближайшее время – это сменить карьеру и больше выступать на публике. Эти две цели переплетаются со смыслом моей жизни. Они мотивируют меня каждый день, заставляя вставать утром с постели и работать.

Что касается того, кем я вижу себя через пять лет, я не знаю. У меня есть направление, но я приветствую сюрпризы.

Ваше будущее похоже на моё. Вам понадобится несколько больших целей, чтобы оказаться там, но пытаться предсказать его бессмысленно. Думать, что вы всё знаете – это болезнь.

Такое мышление принесёт вам проблемы

Смиренность отчасти заключается в том, чтобы знать, что у вас нет ответов на все вопросы. Важно то, что вы верите в себя и свои силы. Вы знаете, что добьётесь своего. То, какими именно являются эти достижения – ненужная деталь.

Не получить то, что вы хотите – это часть игры

Пятилетние планы не учитывают одну вещь: не получить то, что вы хотите, очень важно.

Если бы я получил успешный долгосрочный бизнес, который я хотел пять лет назад, я бы никогда не достиг дна и не открыл для себя личностное развитие и блоггинг. Я бы вёл бизнес, который ненавижу, чтобы впечатлить друзей, которые мне не нравятся, чтобы купить вещи, которые не приносят мне счастья.

Когда вы терпите неудачу и не получаете то, что хотите, вы должны быть счастливы. Это значит, что будет другой путь. Это знак.

Пятилетние планы и уверенность в том, что вы всё знаете, заставляют вас забыть об этой очень важной детали.

На чём тогда стоит сосредоточиться?

Две большие краткосрочные цели и смысле вашей жизни. Коротко и понятно. Именно так, как я люблю. Как только вы поймёте, почему вы существуете на этой планете, всё остальное встанет на свои места, и потребность в пятилетнем плане отпадёт.

Например, моё жизненное предназначение вдохновлять мир посредством предпринимательства и личностного развития может быть достигнуто следующими способами:

    выступления;

    написание книг;

    ведение блога;

    запуск подкаста;

    управление событиями;

    работа над глобальным брендом.

Есть так много способов достичь моей жизненной цели, и какая разница, как я это сделаю. Мне, к примеру, нравится блоггинг.

Самое сложное – понять своё предназначение. Как только вы выясните это, дело останется за малым. Перестаньте беспокоиться о том, каким образом вы в конечном итоге добьётесь своей цели – это не столь важно.

Заключительные мысли

Надеюсь, я вдохновил вас на то, чтобы пересмотреть свои долгосрочные сценарии, которые в большинстве случаев всегда оказываются ошибочными. Надеюсь, вы теперь видите, насколько важно «макро» по сравнению с «микро».

Не увлекайтесь деталями и перестаньте тратить время впустую на предсказания. Лучше приступайте к работе и не забывайте мечтать о большем.опубликовано .

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Такие вопросы HR-менеджеры задают не для того, чтобы проверить экстрасенсорные способности кандидата. Они не ожидают точного описания того, чем он будет заниматься через 3-5-10 лет. Итак, что на самом деле хотят услышать интервьюеры? Это один из вопросов, ответ на который может сказать о вас гораздо больше, чем вы себе представляете. Он дает ответы на целую серию вопросов:

  • Есть ли у вас надежный карьерный план?
  • Знаете ли вы, что хотите делать?
  • Хорошо ли вы понимаете особенности должности, на которую претендуете?
  • Как определяете успех в карьере?

Они хотят узнать больше о карьерных целях соискателя, а также понять, как должность, на которую он претендует, входит в его планы. Работодателю важно выбрать сотрудника, который мотивирован и проактивен и, кто действительно готов вкладываться и отдаваться общему делу на 100%.

Избегайте использования клише при ответе на вопросы:

  • Я просто хочу заниматься тем, отчего получаю удовольствие.
  • Я не совсем уверен.
  • Я так далеко не загадываю. Все зависит от…

Вот несколько советов о том, как подготовить ответ на вопрос: Кем вы себя представляете через три-пять-десять лет?

1. Будьте амбициозны, но реалистичны.

Работодателей всегда будут привлекать амбициозные кандидаты — в конце концов, никому не хочется видеть человека равнодушного к своей работе. Тем не менее, вы должны быть реалистами в плане того, как быстро вы сможете подняться по карьерной лестнице. Например, если вы скажете, что хотели бы управлять командой из двадцати человек в течение трех лет, а в компании, в которую вы пытаетесь устроиться, это происходит в течение десяти лет, то вы рискуете быть воспринятым слишком самоуверенным человеком.

Чтобы избежать озвучивания нереалистичных желаний, проведите исследование. Перед собеседованием изучите сайт компании и профили сотрудников в LinkedIn, чтобы понять, сколько времени уходит у них на продвижение по служебной лестнице.

2. Говорите о достижениях и обязанностях.

Еще одна распространенная ошибка, которую кандидаты совершают — говорят о деньгах и льготах, предоставляемых компанией. Например,

Я хочу зарабатывать от 300 000 руб, иметь служебный автомобиль и расширенный ДМС.

Для подавляющего большинства сфер мотивация зарабатывать много денег или получать льготы от компании не считается приемлемым. Это заставит работодателя задуматься о том, что вы больше интересуетесь не карьерой, а бенефитами, которые предлагает компания.

Вместо этого, ваш ответ должен сосредоточиться на профессиональном развитии. Говорите о навыках, которыми вы хотели бы овладеть, квалификации, которую хотели бы получить или об обязанностях, которые хотели бы выполнять.

3. Будьте конкретными, но гибкими.

Давать расплывчатый ответ на этот вопрос — это еще одна ошибка. Например,

Я не совсем уверен, 5 лет — это такой большой период. Я бы мог продолжать работать в маркетинге, но меня также интересует финансовая сфера.

Работодатели хотят быть уверенными, что вы точно знаете, чего хотите. В конце концов, нанимать, обучать и развивать людей — слишком дорогостоящее дело. Компания собирается инвестировать время и деньги для обучения нового сотрудника, поэтому вы должны стать для нее хорошей инвестицией.

Конечно, вы не должны скрывать свои настоящие планы, но вы можете быть менее откровенны в случае, если рассматриваете несколько вариантов развития своей карьеры. Говорите о своем интересе именно к той отрасли, в которой работает компания, куда вы проходите собеседование. Например,

Моя цель на данный момент - это найти должность в компании, где я смогу развиваться и принимать вызовы. Через 5 лет я хотела бы взять на себя больше обязанностей по управлению проектами, а также участвовать в разработке стратегий для новых продуктов.

Конкретные утверждения будут хорошо приняты, однако, твердость и непреклонность ваших намерений — нет. Так что тщательно составляйте формулировки ответов на этот вопрос. Вместо того, чтобы говорить:

Мне нужно получить повышение в течение максимум трех лет, и я очень надеюсь, что в течение следующих пяти лет я буду работать только с крупными клиентами.

лучше ответить так:

Я бы хотел выполнять больше обязанностей в ближайшие 3-5 лет, в идеале я бы работал с крупными клиентами компании.

Первый ответ подразумевает, что если компания не сможет удовлетворить ваши амбиции, то вы будете недовольны, а второй ответ предполагает немного уступчивости с вашей стороны.

4. Говорите о профессиональных, а не о личных амбициях.

Если интервьюер все же попросит вас прокомментировать свои личные амбиции, то самый безопасный способ — это не упоминать о них в целом. Не говорите о том, что вы хотите посетить Японию или надеетесь выйти замуж и планируете иметь двоих детей. Не ждите, что к этому хорошо отнесутся интервьюеры. Работодатели хотят услышать о том, где вы себя видите, как работник в течение следующих пяти лет, все остальное для них не имеет значения.

5. Сделайте акцент на вкладе, который вы внесете в компанию.

Несмотря на то, что основная что цель этого вопроса — определить вашу мотивацию, вы не должны упустить возможность в своем ответе сделать акцент на том, какую пользу вы можете принести компании. Будет целесообразно закончить свой ответ вот так:

В целом, я хочу внести заметный вклад в вашу компанию, поддерживая ее репутацию лидера в области Y, и способствуя общему росту и успеху компании.

Примеры ответов на вопрос: Кем вы себя видите через 3-5-10 лет?

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

Коуч-консультант по поиску работы и построению карьеры. Единственный в России тренер-интервьюер, который готовит к прохождению всех видов собеседований. Эксперт по написанию резюме. Автор книг: "Я боюсь собеседований!", "Сразить наповал #Резюме", "Сразить наповал #Сопроводительное письмо".

Как Великобритания готовится к вымиранию двигателей внутреннего сгорания

В 2017 году британское правительство объявило о запуске Faraday Challenge - в рамках этой инициативы страна надеется создать новую отрасль по производству аккумуляторов для электромобилей, основательно подготовившись таким образом к глобальному переходу на низкоуглеродный транспорт. Кэтрин Мэгнэй, один из двух директоров этого проекта, рассказала о том, как «пересадить» британские автомобили на батарейки.

- Почему именно аккумуляторы для электромобилей?

Батареи на самом деле оказались очень четко поставленной задачей: если мы вложим 246 миллионов фунтов (около 19,5 миллиарда рублей), вдобавок к инвестициям бизнеса, в исследования и разработки и в инновации, чтобы поддержать нашу работу в этой области - создание новых поколений аккумуляторов, сможем ли мы создать и вырастить такую отрасль в Великобритании? Сможем ли мы сделать все необходимое, чтобы либо привлечь в страну крупного игрока этого рынка, либо помочь местным компаниям вырасти и диверсифицироваться, создав собственные производства?

- А почему именно Великобритания?

Автомобильная отрасль в Великобритании выстроена вокруг двигателя внутреннего сгорания - это то, что у нас получается хорошо, мы умеем такие двигатели разрабатывать и делать. Но по мере того, как экономика будет «зеленеть», мы начнем отставать. Поэтому нам нужно уходить от двигателя внутреннего сгорания в более чистые технологии.

Здесь есть несколько возможностей: электромобили с аккумуляторами и на топливных элементах. У нашей страны есть большие успехи в области накопителей энергии: литий-ионный аккумулятор изобрели в 1980-х годах именно в Великобритании. Не очень большие успехи у нас в извлечении выгоды от этих изобретений внутри страны - другие страны преуспели в этом куда больше.

Мы знаем, что у нас большой академический задел в области аккумуляторов - может быть, в этом и путь вперед? У нас есть эти исследования, так давайте вложим деньги и посмотрим, получится ли у нас не просто сохранить наше автопроизводство, но и вырастить эту новую отрасль аккумуляторов.

Правительство работало над стратегией «зеленого» роста, в рамках которой большая часть транспорта должна стать низкоуглеродной или безуглеродной к 2030 году - это не такое уж далекое будущее. Кроме того, правительство работает над планом действий по улучшению качества воздуха. Все это вместе послужило обоснованием для таких инвестиций.

Мы не знаем, сработает ли это, получится ли сохранить производство автомобилей и создать производство аккумуляторов. Но мы считаем, что инвестиции в эту тему и необходимая экосистема - это наш лучший шанс. Пока еще все только начинается - посмотрим, что у нас получится, но пока все выглядит многообещающе.

Проекты по разработке и производству аккумуляторов есть в Японии, Китае, Южной Корее, США. Но если обратиться к автомобильной отрасли, первое, что они скажут, - перевозить батареи невыгодно. Если мы хотим делать машины в Великобритании, то возить сюда аккумуляторы невероятно дорого и опасно - можно ввозить отдельные элементы, но их все равно придется собирать в блок здесь. То есть либо мы вкладываемся в отрасль аккумуляторов, либо полностью теряем автомобильную отрасль в стране. А ввозить готовые машины тоже дорого.

- Как можно улучшить батареи, в каких направлениях?

Сейчас некоторое - пока небольшое - количество людей уже пользуется электромобилями. Но многие не готовы вкладываться в электромобиль, ведь люди считают, что такая машина не даст им необходимую свободу передвижения, мощность, - здесь есть самые разные моменты. Если мы хотим массового распространения электромобилей, все эти вопросы надо решать, сильно улучшая параметры аккумулятора и обучая потребителей.

Кроме того, нам интересны не только легковые автомобили - каков потенциал электротранспорта в грузовых перевозках, для техники, работающей в экстремальных условиях? Здесь, к примеру, понадобятся аккумуляторы, которые могут справляться с широким спектром температур. Электротранспорт можно использовать и для спецтехники, экскаваторов, например, - здесь нужна не столько возможность далеко уехать, сколько очень высокая удельная мощность.

Аккумуляторы работают и сегодня, и мы изучаем, как можно использовать их активнее, но главная наша задача - создать аккумуляторы, способные решать задачи будущего. Поэтому мы выбрали восемь направлений развития этой технологии, которые нам интересны. Например, сегодня есть аккумуляторы, на которых можно проехать 300 миль (примерно 480 километров), но они стоят очень дорого, а на аккумулятор приходится более 50% стоимости электромобиля. Если мы хотим, чтобы электромобили вышли на массовый рынок, цену батареи нужно снижать.

Эти цели установил Совет по автомобильной отрасли - это такое объединение бизнеса и государства, у них есть группа экспертов, которые работают над такими прогнозами. Успех нашей инициативы будет частично оцениваться именно по этим показателям: мы хотим знать, насколько далеко нам удастся продвинуться со всеми нашими инвестициями и проектами.

- Какие сейчас есть перспективные технологии для «аккумуляторов, способных решать задачи будущего»? Графен, например?

Нам есть чем заняться по части литий-ионных аккумуляторов, например, в области переработки нам совершенно точно нужно их совершенствовать, потому что именно такие аккумуляторы работают сегодня. Из других технологий для Faraday Battery Challenge мы выбрали твердотельные аккумуляторы.

Твердотельные аккумуляторы, в отличие, скажем, от литий-ионных, вместо жидкого электролита используют твердый, сделанный из керамики, стекла, натрия, сульфида лития или других материалов. Такие аккумуляторы имеют большую плотность энергии и лучше переносят высокие температуры, они безопаснее и быстрее заряжаются, но при этом они гораздо дороже и пока не готовы к массовому производству.

Твердотельными аккумуляторами ученые занимаются примерно с середины прошлого века, и в последнее время в этой области появляется все больше интересных разработок. Так, в 2017 Джон Гуденаф, один из британских изобретателей литий-ионного аккумулятора, и его коллеги в США представили свой проект твердотельного аккумулятора со стеклянным электролитом, который, по их словам, сможет работать при температуре около минус 20 градусов.

Потенциал есть и у графена. Вообще, в Великобритании есть исследования и разработки по самым разным типам аккумуляторов: натрий-ионные, графеновые - изучаем все. Но пока наши самые масштабные инвестиции направлены именно на твердотельные аккумуляторы. Дело в том, что, если посмотреть на прогнозы развития технологий для разных типов батарей, именно твердотельные аккумуляторы выглядят наиболее перспективно с точки зрения наших целей.

- Какие инвестиции вы уже сделали, о чем можно говорить сегодня?

Во-первых, 78 миллионов фунтов (примерно 6,2 миллиарда рублей) уже выделены на прикладные исследования. Научный совет по инженерным и физическим наукам (EPSRC) постоянно дает самые разные исследовательские гранты, но здесь мы создали отдельную организацию, Институт Фарадея. Это не новый университет - скорее, это несколько ведущих ученых, которые объединились, чтобы руководить этим проектом. У института будет очень небольшой штат, 10 человек, и они будут работать с академическим сообществом, чтобы направлять исследования.

По сути, они как бы говорят: вот у нас есть проблемы, которые мы хотим решить, - кто может приложить свои усилия к их решению? Эти люди очень глубоко разбираются в научной основе вопроса, понимают, какие работы сейчас ведутся, и могут действовать как лидеры в этой области, очень быстро оценивать, что нам необходимо, и доносить это до широкого научного сообщества. И мы говорим не только о химиках и физиках, о тех, кто обычно занимается аккумуляторами, - нам нужны еще и многие другие специалисты: инженеры, специалисты по общественным наукам, экономисты и так далее.

Чем институт и сама «Инициатива…» отличаются от других ваших проектов? EPSRC финансирует научные исследования в области аккумуляторов, Innovate UK (британское агентство по инновациям) финансирует совместные исследования и разработки отрасли и университетов. Но объединение всего этого под одной крышей, очень тесное взаимодействие и совместная работа - это новшество.

…И если выяснится, что результаты не те, которые нам нужны, или что вообще ничего не получится, то мы останавливаем проект, публикуем его итоги - потому что остальные тоже должны знать, что это не сработает, - и вкладываем деньги в другой проект.

- Чем институт занимается сейчас?

Мы уже запустили четыре проекта: по деградации аккумуляторов, моделированию на разных масштабах, металлическим анодам и твердым электролитам, а также по переработке и циркулярной экономике («замкнутая» экономика, где отходы возвращаются в производственный цикл). Примерно год назад ученые и бизнес собрались вместе, чтобы обсудить, какие проблемы надо решать, и все согласились, что эти четыре вопроса наиболее остры: это программа минимум, которая даст хороший результат, даже если помимо этого ничего не делать.

Деградация аккумулятора - это о том, как литий-ионный или другой аккумулятор «стареет». Как именно и почему идет этот процесс, какова его модель? Если мы понимаем этот процесс, мы можем предложить новую «химию» аккумулятора или сделать что-то, чтобы затормозить его деградацию. И можно ли создать модель, которая позволит очень быстро оценивать состояние конкретного аккумулятора?

Моделирование того, что происходит в аккумуляторе, нам необходимо на всех масштабах, от нанометрового до масштаба целого аккумулятора. Пока этого еще никто не делал. Переработкой аккумуляторов, очевидно, необходимо заниматься, и здесь мы изучаем несколько технологий: механические, органические - использование бактерий для переработки компонентов аккумулятора и извлечения металла - и так далее. Я думаю, за первые 6-12 месяцев этого проекта они уже хотят разобраться - ага, вот это выглядит интересно, а это нет, давайте это свернем. По академическим меркам это довольно быстро.

А твердотельные аккумуляторы - четвертое наше направление. Мы считаем, что если Великобритания хочет получить еще один «литий-ионный момент», если мы вновь хотим обогнать всех, именно эта технология наиболее перспективна.

- Что будет, если выяснится, что быстро с этими проблемами вам не справиться?

В этом тоже часть замысла по созданию Института Фарадея: он будет активно управлять этими проектами в постоянном режиме и его руководители будут знать, как они идут. И если выяснится, что результаты не те, которые нам нужны, или что вообще ничего не получится, то мы останавливаем проект, публикуем его итоги - потому что остальные тоже должны знать, что это не сработает, - и вкладываем деньги в другой проект.

- Эти исследовательские проекты полностью финансирует государство?

Да, но мы рассчитываем, что ученым удастся привлечь индустриальных партнеров. Те могут помогать не деньгами, а материалами, экспертизой или данными, но нам нужно, чтобы ученые теснее работали с отраслью. Другие компоненты «Инициативы…», инновационные проекты и масштабирование, о которых я еще скажу, должны финансироваться по крайней мере в равных долях государством и бизнесом.

Так вот, еще 88 миллионов фунтов мы выделили на совместные исследования и разработки - это, по сути, фонд поддержки инновационных идей бизнеса, который работает совместно с университетом или сам по себе. Это фонд, куда можно обратиться с заявкой на проект любого масштаба от короткого технико-экономического обоснования до более крупных проектов на сумму до пяти миллионов фунтов и сроком до пяти лет. В прошлом году в первом раунде мы одобрили 27 заявок, они принимаются прямо сейчас, и еще один раунд, возможно, будет позже в этом году. После этого мы пойдем к государству и скажем: «Можно нам еще денег, чтобы продолжать эту работу?»

Проекты, которые получают поддержку от этого фонда, выросли из научных исследований, которые несколько лет назад финансировал EPSRC, и мы надеемся, что новые проекты появятся из исследований Института Фарадея.

…мы знаем, что если получится достичь этих наших целей, то это заинтересует, например, аэрокосмическую отрасль. Там сейчас изучают вопрос электрификации самолетов.

- Как потом сделать шаг от исследований и разработок к производству?

Это тоже новый и интересный момент, масштабирование технологии. Такого опыта и такого комплекса у нас еще не было: у нас большая база знаний в академическом сообществе, много инновационных идей, которые можно развивать в совместных разработках, но негде их опробовать - нет способа собрать это все уже в инженерном контексте, чтобы посмотреть, как оно будет работать в реальной жизни.

80 миллионов фунтов (примерно 6,3 миллиарда рублей) правительство выделило на национальный комплекс производства аккумуляторов - по сути, это две пилотные производственные линии, где можно испытать все детали вашего аккумулятора. Придумали новую технологию, новый материал электролита, новый дизайн элемента аккумулятора - все это можно изготовить и испытать в этом комплексе.

Можно будет испытывать и производственное оборудование: по мере того как развивается технология аккумуляторов, будет меняться и то, как мы их изготавливаем. Например, мы еще не знаем, как массово выпускать твердотельные аккумуляторы, - кто-то должен изучить, как их лучше всего производить, экспериментировать и работать с отраслью.

Мы хотим, чтобы этот комплекс справлялся с достаточно большими объемами, по крайней мере, типичными для небольшой компании, чтобы разработчик мог показать, что технология масштабируется. Мы объявили о создании комплекса, но он не будет готов в ближайшие пару лет. Весной или в начале лета мы надеемся выбрать подрядчика для строительства.

- Вам выделили 246 миллионов фунтов на четыре года, а что потом?

Изначально мы запрашивали финансирование на 10 лет: мы знаем, что «одолеть» твердотельные аккумуляторы или создать аккумуляторную отрасль в Великобритании за четыре года никак не получится. Чтобы что-то получилось, нам нужны инвестиции на 10 лет. Так что мы надеемся за четыре года убедить правительство, что это перспективно, чтобы они дали нам финансирование еще на шесть лет. Никто не считает, что это дело только на четыре года, - это долгосрочные инвестиции.

Стоит еще добавить, что мы начинаем именно с автомобильного сектора, поскольку здесь у нас были наиболее убедительные аргументы. Но мы знаем, что если получится достичь этих наших целей, то это заинтересует, например, аэрокосмическую отрасль. Там сейчас изучают вопрос электрификации самолетов, гибридных технологий, в особенности для взлета и посадки в аэропортах, где из-за этого очень шумно, - можно ли взлетать и садиться на батареях? Для этого, конечно, нужно разобраться с температурами, удельной мощностью и так далее.

За аэрокосмической отраслью подтянутся железнодорожный транспорт, морские перевозки, возобновляемая энергетика. Национальная энергосистема Великобритании тоже участвует в работе «Инициативы…». Это только начало, у нас есть четкий набор целей, и мы стараемся сделать так, чтобы другие сектора тоже их видели и понимали, как они могут их применить у себя.

Если все пойдет по плану, через 15 лет мы увидим совсем другую рабочую силу в автомобильном секторе, которая ушла от двигателей внутреннего сгорания и готова работать с аккумуляторами, и растущее местное производство этих аккумуляторов. И я надеюсь, что в научных исследованиях мы будем мировыми лидерами.

- Британцы (да и россияне) довольно часто жалуются, что у нас с вами хорошо получается изобретать в академической среде, но потом мы теряем все коммерческие выгоды. Почему в этот раз все получится иначе?

На этот вопрос пока у нас ответа нет, да и ни у кого нет, я думаю. Мы надеемся, что, работая вместе, вовлекая бизнес во все процессы, в том числе в постановку задач, мы создадим ситуацию, в которой, когда эти изобретения академической среды начнут работать, можно будет сказать: ну и берите их тогда в работу.

Сейчас мы делаем двигатели внутреннего сгорания. Однажды это прекратится, потому что мир от них уйдет. Если у нас не будет аккумуляторного производства, чем мы их заменим? Все автопроизводство уйдет из страны. Академический задел у нас есть, но решения проблемы из вашего вопроса пока нет.

- Было ли какое-то сопротивление этой инициативе со стороны производителей традиционных автомобилей?

Любопытно, но нет, не было. Все они знают, что они вымирающий вид, и они заинтересованы в инновациях.

- А кто-то еще в мире занимается тем же самым?

Так, как мы, - нет, насколько мне известно. Аккумуляторный альянс ЕС делает нечто похожее, и пока мы в нем еще состоим, но я бы сказала, что мы впереди. Конечно, в Японии и других странах уже есть работающие производства аккумуляторов. Получится ли у нас перепрыгнуть этот этап сразу, выйти к технологиям следующих поколений? У нас есть сектор потребителей в виде автоиндустрии, есть эксперты, мы будем обучать специалистов как в университетских кругах, так и в отрасли, есть рынок. Достаточно ли этого, чтобы привлечь производителей аккумуляторов в Великобританию? Мы думаем, да.

- Вы хотите обеспечить переход от двигателей внутреннего сгорания к электрическим двигателям. Есть ли какие-то идеи по развитию инфраструктуры для электротранспорта?

Не в рамках «Инициативы Фарадея», но да, в это уже вложено довольно много средств. В правительстве есть департамент низкоуглеродного транспорта (OLEV), они занимаются именно этим. Непосредственно зарядные станции не входят в сферу наших интересов, но нам важно, чтобы люди, которые ими занимаются, понимали, что в это время происходит у нас с аккумуляторами, - нужна координация.

- Если резюмировать, почему именно сейчас, а не пять лет назад или через пять лет?

Почему не пять лет назад? Нужно было, чтобы ведущие автопроизводители поняли, что рынок идет именно в эту сторону, осознали риски бездействия и новые возможности, которые возникают.

Есть еще качество воздуха в Лондоне, например: по-моему, для некоторых улиц города к сегодняшней дате уже исчерпан годовой лимит по загрязнению воздуха. Это тоже проблема.

Все вместе это совпало с поддержкой правительства, которое действительно хотело добиться каких-то значимых результатов с помощью своей индустриальной стратегии (частью которой стала «Инициатива Фарадея»). Они были готовы выделить деньги, и получился такой идеальный шторм, на самом деле.

Ну, а через пять лет будет уже поздно. опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

Процессоры стали неотъемлемой частью нашей жизни, ибо они находятся во всей окружающей нас электронике - от стиральных машин и умных часов до смартфонов, компьютеров и даже самолетов. И, разумеется, их развитие достаточно серьезно влияет на нашу жизнь: ведь еще лет 10-15 назад никто и мечтать не мог, что маленькая коробочка, именуемая смартфоном, будет способна воспроизводить 4К видео и работать в шлемах виртуальной реальности, а ноутбуки будут не гробами весом под 5 килограмм с автономностью в пару часов, а тонкими устройствами с весом зачастую меньше пары кило и автономностью ближе к десяти часам. Так что давайте подумаем (и помечтаем), что же случится с десктопными процессорами спустя пять лет.

Частота процессора - прогресса не будет


Если мы посмотрим на максимальные частоты процессоров в разгоне без дополнительных ухищрений типа жидкого азота за последние лет 15, то хорошо видно, что Pentium 4 первыми «пробили» планку в 3 ГГц и остановились где-то на 3.3-3.5 ГГц. Последующие за ними Core Duo и Quad были уже двух- и четырехъядерными, и тут частоты пришлось снизить, дабы они не перегревались, и вплоть до 2008 года их снова смогли довести до уровня в 3-3.5 ГГц. Вышедшие в 2008-2009 годах Core i7 смогли поднять эту планку почти до 4 ГГц, а Core i7 второго поколения в 2011 году почти «взяли» магические 5 ГГц. И с тех пор особого прогресса нет - при переходе на новый техпроцесс частоты несколько падали, после его доработки - снова росли, и сейчас 8-ое и 9-ое поколение процессоров Intel имеет максимальные частоты на уровне 5-5.2 ГГц только из-за того, что Intel «выжимает все соки» из 14 нм техпроцесса уже на протяжении 4ех (!) поколений. Однако новое поколение процессоров будет на 10 нм техпроцессе, и с учетом того, что у Intel с ним все плохо - скорее всего частоты снова придется снизить, и в лучшем случае через поколение мы снова увидим 5 ГГц в разгоне. А дальше - переход на 7 нм и снова снижение частоты, и т.д.

Так же в одной из предыдущих статей я дал ответ на вопрос, так что можно предположить, что скорее всего максимальные частоты останутся в районе 5-5.5 ГГц. Что касается AMD, то они, прибавляя где-то по 200-300 МГц частоты в год, как раз лет через 5 дойдут до этой же планки в 5-5.5 ГГц.

Количество ядер - увеличение будет, но не скоро


Снова обратимся к истории. 2005 год - выходят первые десктопные двухядерные процессоры, Athlon X2 и Pentium D. 2007 - первый четырехъядерный, Core 2 Quad. 2010 - первый шестиядерный, Phenom II X6. И лишь в 2017 - первый восьмиядерный, Ryzen 7. Получается, что между 2 и 4-ядерными CPU прошло 2 года, между 4 и 6-ядерными уже 3 года, а между 6 и 8-ядерными - целых 7 лет, то есть явно видно замедление роста числа ядер.

Почему? Во-первых, пользовательский софт зачастую не очень хорошо распараллеливается на большое число ядер, то есть больше важна производительность на ядро. Во-вторых, это все же не сервера и не Hi-End PC, поэтому тепловыделение CPU не должно превышать где-то 100-120 Вт, а с учетом того, что уменьшать техпроцесс становится все труднее, аналогичным образом становится все труднее «впихивать» большее число ядер в тот же теплопакет без особого уменьшения частоты.

Последнее очень хорошо видно и на примере AMD, и на примере Intel: первые с выпуском Ryzen 2700X вынуждены были поднять теплопакет с 95 (у Ryzen 1800X) до 105 Вт, чтобы всего лишь повысить частоту на 300 МГц (менее 10%), и это с учетом перехода на более тонкий техпроцесс в 12 нм (14 у Ryzen первого поколения). Intel же вообще пошли в откровенный «мухлеж», сказав, что даже топовый 8-ядерный Core i9-9900K будет иметь TDP в 95 Вт - да-да, как и 6-ядерный Core i7-8700K на той же архитектуре и с меньшей частотой. Как так? Спасибо припою под крышкой - он гораздо эффективнее термопасты, которая использовалась ранее, поэтому при одинаковой частоте новый 8-ядерный CPU будет греться так же, как и старый 6-ядерный, но при этом разумеется будет выделять больше тепла - но кому это важно, если температуры не изменились, верно?

Поэтому, как видите, ждать серьезного увеличения числа ядер даже спустя 5 лет - не стоит. Конечно, AMD может взять свои модули CCX, которые сейчас имеют по 4 ядра (и все Ryzen без дискретной графики имеют по 2 таких модуля), и увеличить число ядер в них, допустим, до 6 - однако, как я писал выше, даже банальное увеличение частоты менее чем на 10% уже повлекло за собой увеличение теплопакета больше чем на 10%, а тут его увеличивать придется раза в полтора - ведь частоты «красные» снижать не могут, они и так в этом от «синих» отстают. C переходом на 7 нм в следующем году цель AMD - приблизиться к Intel по однопоточной производительности и еще нарастить частоты, так что увеличить число ядер не получится. Скорее всего на 7 нм придется посидеть пару лет, ибо с 5 нм все плохо. Поэтому в лучшем случае переход на 5 нм случится через 4-5 лет, и лишь тогда, возможно, получится нарастить число ядер в CCX без существенного уменьшения частоты.

Что касается Intel, то они все же придерживаются монолитных кристаллов, где все ядра находятся в одном кристалле - это, с одной стороны, серьезно уменьшает задержки между ними, что положительно сказывается на производительности, с другой стороны - цена таких кристаллов оказывается крайне высока: так, новый 8-ядерный Core i9 едва ли не покорил планку в 500 долларов, когда 8-ядерный Ryzen 7 2700X можно найти и за 350. А вот 10-ядерные процессоры Intel для высокопроизводительных устройств (HEDT) стоят уже от 900 долларов, то есть почти вдвое дороже 8-ядерных - разумеется, выпускать процессор с такой ценой в пользовательском сегменте смысла нет, нужно оптимизировать производство, дабы снизить цену вдвое - а это процесс небыстрый.

Так что в итоге - да, рост числа ядер разумеется будет, и поддержку софта «подтянут», но будет это очень не скоро - скорее всего, лет через 5, и ждать такого рывка, как сделала AMD с Ryzen, нарастив число ядер сразу вдвое, точно не стоит - скорее всего их число увеличится процентов на 20-25%.

Кэш - ждем массовое использование L4


Снова обратимся к истории. Intel 80486, вышедший в 1989 году, имел кэш L1, непосредственно встроенный в процессор, и кэш L2 на материнской плате. В будущем и L2 поместили в процессор, но третий уровень кэша появился только в 2008 году в Phenom II. С L4 особо тянуть не стали - впервые он появился в 2014 году в процессорах Intel Core 5-ого поколения (Broadwell), однако уже в 6-ом его из десктопных CPU убрали, оставив только в мобильных решениях с интегрированной графикой Iris.

Почему? Все просто - по факту в 4-ядерных монолитных решениях несколько мегабайт кэша третьего уровня вполне хватало для вычислений - так, L4 в Broadwell ускорил вычисления лишь в единичных случаях, и в основном он был нужен для мощной интегрированной графики, дабы сгладить последствия использования ею медленной ОЗУ. Однако теперь на рынке есть уже 8-ядерные решения, причем половина из них уже не монолитные, а сама ОЗУ стала иметь задержки выше (16-18 тактов процессора у DDR4 против 9-11 у DDR3), так что сейчас L4 может уже более серьезно увеличить производительность процессора.

Интегрированная графика - качественный скачок, рост производительности в разы


Про производительность интегрированной графики от Intel еще лет 10 назад слагали легенды, увы - нехорошие: артефакты даже в самых простых играх, отсутствие поддержки Aero, тормоза даже при воспроизведении 480р видео. С тех пор компания исправилась - современная Intel HD Graphics является хорошей заменой видеокартам-затычкам за пару тысяч рублей: она на ура отрисовывает графический интерфейс системы, способна воспроизводить даже 8К видео и помочь скоротать вечера в Dota 2.

У AMD же традиционно таких проблем не было, ибо ее интегрированная графика отличалась от десктопной лишь количеством вычислительных блоков и частотой, и по сути «красные» поставили для нее простую планку - иметь возможность тянуть все современные игры, пусть и с минимальными настройками графики при минимальных разрешениях.

Разумеется, Intel пыталась догнать AMD - так, начиная с 4-ого поколения процессоров Core i (Haswell) она выпускает процессоры с графикой Iris, которая отличается от HD Graphics увеличенным в 2 раза числом вычислительных блоков. Однако достаточно быстро стало ясно, что простым «Ctrl+C - Ctrl+V» производительность сильно не нарастить: так, по тестам Iris оказывалась быстрее HDG от силы на 30-40%, а не вдвое. И это с учетом того, что начиная с 5-ого поколения процессоров решения с Iris имели 64-128 МБ кэша L4.

Конечно, Intel это не устраивает, и они решили к 2020 году выйти на рынок дестопных видеокарт впервые с 90-ых - и, разумеется, это же заденет и интегрированные решения: так, по утечкам, мобильные процессоры нового поколения на 10 нм техпроцессе будут иметь HDG (не Iris) с 64 вычислительными блоками, когда сейчас - 24, плюс новую архитектуру, так что можно ждать прироста производительность около 2 раз - а это уже выведет HDG на уровень Vega 3 - младшей интегрированной графики в процессоры Ryzen. Что касается Iris - скорее всего, она тоже нарастит число ядер в разы, что сделает ее конкурентом уже Vega 8 - то есть, Intel должна догнать AMD по интегрированной графике.

Что же в итоге - какие (возможно) будут топовые десктопные процессоры через 5 лет? Они будут иметь 10-12 ядер с частотой в 5-5.5 ГГц, кэш L4 и мощную интегрированную графику, способную справиться с современными на тот момент играми. А насколько это верно - будущее покажет.