Что такое модуль dos паскаль. Описание применения программы. Процедуры для работы с датой и временем

Опытные пользователи Linux часто используют терминал, потому что так можно намного быстрее выполнить необходимые действия. Во время настройки системы нам довольно часто приходится редактировать различные файлы. Это могут быть настройки программ, какие-нибудь данные или обычные текстовые файлы.

В операционной системе Linux есть несколько текстовых редакторов, которые работают в терминале. Чаще всего новички используют редактор nano, но если вы заметили на нашем сайте во всех статьях используется текстовый редактор vi. Nano неудобный, и недостаточно функционален. Я сознательно не пишу в своих статьях о nano. Есть намного лучший текстовый редактор, это редактор vi. Здесь поддерживается быстрое перемещение по тексту, удобное редактирование, команды для изменения настроек работы, выполнение команд терминала из редактора, а также плагины для расширения функциональности. Но он немного сложный для новичков и очень непривычный.

В этой статье мы рассмотрим как пользоваться vim, рассмотрим основы работы с этим редактором, а также его основные команды.

На данный момент существует две версии редактора - vi и vim. Vim расшифровывается как Vi Improved, улучшенный vi. Это новая версия, которая принесла очень много улучшений. В большинстве современных дистрибутивов используется именно она. Поэтому если я буду писать vi, это значит, что я предполагаю использование vim.

Текстовый редактор Vim может работать в двух режимах. Это и есть его главная особенность. Первый режим, который используется по умолчанию при открытии редактора - это командный. В этом режиме вы можете вводить команды vi, а также использовать символьные клавиши для управления редактором. Второй режим - обычное редактирование текста, он работает так же как и редактирование текста в nano. Для переключения в командный режим используется клавиша Esc . Для переключения в режим редактирования - клавиша i . Если вас интересует только как в редакторе vi сохранить и выйти, листайте вниз, но если вы хотите узнать как пользоваться текстовым редактором vim, эта статья для вас.

Перед тем как идти дальше я бы посоветовал вам пройти курс обучения встроенный в редакторе. Выполнение всех обучающих заданий займет 25-30 минут. Но после того как вы освоите все что там написано, эта статья поможет вам закрепить материал. Дело в том, что команд и сочетаний клавиш у vim очень много и запомнить их все без практики невозможно. Для запуска обучения наберите:

Но делать это сейчас необязательно, в этой статье есть вся необходимая базовая информация и после ее прочтения вы уже сможете уверенно пользоваться vim, а обучение пройти чуть позже.

Как использовать редактор Vim

Начнем мы, как обычно с запуска программы, а также опций, которые ей можно передать. Синтаксис Vim очень прост:

$ vim опции имя_файла

$ vi опции имя_файла

Простой запуск vim без указания имени файла приведет к созданию пустого файла. А теперь давайте рассмотрим основные опции запуска:

  • +номер - переместить курсор к указной строке после запуска.
  • +/шаблон - выполнить поиск по шаблону и переместить курсор к первому вхождению
  • "+команда" - выполнить команду после запуска программы
  • -b - двоичный режим, для редактирования исполняемых файлов.
  • -d - режим поиска различий в файлах, нужно указать несколько файлов для открытия.
  • -g - графический режим.
  • -n - не использовать автосохранение для восстановления файла при сбое.
  • -R - режим только для чтения.
  • -w - сохранить все действия в файл.
  • -x - шифровать файл при записи.
  • -C - режим совместимости с Vi.

Круто, правда? Но это только начало. Опции ничего по сравнению с командами редактора.

Командный режим Vim

В командном режиме вы можете перемещаться по редактируемому тексту и выполнять действия над ним с помощью буквенных клавиш. Именно этот режим открывается по умолчанию при старте редактора. Здесь вы будете использовать краткие команды, перед которыми может устанавливаться номер, чтобы повторить команду несколько раз. Для начинающих может быть поначалу очень запутанно то, что в командном режиме символы интерпретируются как команды.

Для перемещения используются такие команды:

  • h - на один символ влево;
  • l - на один символ вправо;
  • j - на одну строку вниз;
  • k - на одну строку вверх;
  • w - на слово вправо;
  • b - на слово влево;
  • H - перейти в низ экрана;
  • G - перейти в конец файла;

Можете запустить редактор и поэкспериментировать, чтобы было легче понять как это работает. Если перед тем как нажать кнопку буквы нажать цифру, то эта команда будет повторена несколько раз. Например, 3j переведет курсор на три строки вверх.

Для переключения в режим редактирования используются такие команды:

  • i - вставить текст с позиции курсора, символ под курсором будет заменен;
  • I - вставить текст в начало строки;
  • a - добавить текст начиная от позиции курсора;
  • o - вставить новую строку после этой и начать редактирование;
  • O - вставить новую строку перед этой и начать редактирование;
  • r - заменить текущий символ;
  • R - заменить несколько символов.

К этим командам тоже применимы символы повторения. Поэкспериментируйте, можно получить интересный и не совсем ожиданий результат.

Более сложны команды редактирования текста. Вы можете править текст не только в обычном режиме, но и в командном с помощью команд. Для этого применяются такие команды:

  • d - удалить символ;
  • dd - удалить всю строку;
  • D - удалить символы начиная от курсора и до конца строки;
  • y - копировать символ;
  • yy или Y - скопировать всю строку;
  • v - выделить текст;

Эти команды редактора vim работают немного по-другому после нажатия одной из них ничего не произойдет. Мы еще можем задать количество символов, к которым будет применена команда и направление, с помощью кнопок перемещения курсора. Например, чтобы удалить два символа справа от курсора нажмите d3l, а чтобы удалить три строки вниз - d3j. Команды yy, dd, Y - не что иное, как сокращения.

Кроме этих команд, есть еще несколько полезных, которые мы не можем не рассмотреть:

  • p - вставить после позиции курсора;
    P - вставить перед позицией курсора;
  • u - отменить последнее действие;
  • . - повторить еще раз последнее действие;
  • U - отменить последнее действие в текущей строке;
  • /шаблон - искать вхождение;
  • %s/шаблон/заменить - заменить первое слово на второе;
  • n - продолжить поиск вперед;
  • N - продолжить поиск назад;

С основными командами разобрались. Но у нас есть еще командная строка Vim, которая сама по себе тоже представляет огромный интерес.

Командная строка Vim

Командная строка Vim запускается в командном режиме нажатием двоеточия - ": ". Здесь доступны команды для сохранения файла и выхода из редактора, настройки внешнего вида и взаимодействия с внешней оболочкой. Рассмотрим наиболее часто используемые команды редактора vim:

  • :w - сохранить файл;
  • :q - закрыть редактор;
  • :q! - закрыть редактор без сохранения;
  • :e файл - прочитать содержимое файла в позицию курсора;
  • :r файл - вставить в содержимое файла в следующую строку;
  • :r! - выполнить команду оболочки и вставить ответ в редактор;
  • :set переменная=значение - установить значение переменной, например, tabstop=4, или set number, с помощью этой команды можно управлять многими аспектами работы vim.
  • :buffers - посмотреть открытые файлы.

Со всеми основами разобрались, и вы теперь использование vim не будет казаться вам таким сложным. Но это еще далеко не все, этот мощный редактор может еще очень многое. Дальше мы рассмотрим несколько примеров использования vim, чтобы вам было легче справиться с новой программой.

Редактирование файла в Vim

Несмотря на то, что из всего вышесказанного можно понять как это делается рассмотрим еще раз. Чтобы открыть файл выполните:

vim имя_файла

Затем, если вы не хотите пока использовать возможности командного режима просто нажмите i, чтобы перейти в режим редактирования. Здесь вы можете редактировать файл так же, как и в nano. После того как завершите нажмите Esc, чтобы перейти в командный режим и наберите:wq. Записать и выйти. Все, готово.

Поиск и замена в Vim

Довольно часто нам нужно найти определенную последовательность в тексте. Текстовый редактор Vim умеет это делать.

Во-первых, если нужно найти символ в строке, нажмите f и наберите нужный символ, курсор будет перемещен к его позиции.

Для поиска по всему файлу используйте команду /. После нее нужно ввести слово, которое нужно найти. Для поиска следующего вхождения используйте n, для предыдущего - N.

Для замены будет использоваться немного другая конструкция:

:%s/искать/заменить/g

Двоеточие запускает командную оболочку с командой s для замены. Символ % означает что обрабатывать нужно весь файл, а g значит, что нужно обработать все найденные строки, а не только первую. Чтобы программа спрашивала перед каждой заменой можно добавить в конец строки опцию c .

Одновременное редактирование нескольких файлов

Чтобы открыть несколько файлов, просто передайте их в параметры при запуске программы:

vim файл1 файл2 файл3

Редактор vim linux откроет первый файл, для переключения ко второму используйте команду:n, чтобы вернутся назад:N.

С помощью команды :buffers вы можете посмотреть все открытые файлы, а командой:buffer 3 переключится на третий файл.

Буфер обмена Vim

Текстовый редактор Vim имеет свой буфер обмена. Например, вам нужно скопировать в четыре строки и вставить их в другое место программы, для этого выполните такую последовательность действий:

  • Нажмите Esc, чтобы перейти в командный режим;
  • Наберите 4yy чтобы скопировать четыре строки;
  • Переместите курсор в место где нужно вставить эти строки;
  • Нажмите p для вставки.

Также можно использовать выделение vim, чтобы скопировать строки. Выделите текст с помощью v, а затем нажмите y, чтобы скопировать.

Кириллица в Vim

Кириллица в Vim работает превосходно. Но есть одно но, когда включена кириллица в системе, все команды vim не работают, им и не нужно работать, они же не приспособлены для кириллицы.

Но переключать каждый раз раскладку, когда работаете в командном режиме тоже не очень удобно, поэтому открываем файл ~/.vimrc и добавляем туда такие строки:

set keymap=russian-jcukenwin
set iminsert=0
set imsearch=0

Теперь раскладка клавиатуры в командном режиме переключается по Ctrl+^ и все команды работают.

Выводы

В этой статье мы рассмотрели как пользоваться текстовым редактором vim. Это еще далеко не все его возможности, но теперь вы можете уверенно обращаться с редактором и забыть о nano. А вы уже пользуетесь Vim? Или другим редактором? Напишите в комментариях!

Еще немного информации по использованию Vim можно почерпнуть из видео:

3.1 Процедуры для работы с датой и временем.

Процедура

Описание

Возвращает текущую дату, установленную в операционной

Возвращает дату и время последней записи файла.

Возвращает текущее время, установленное в операционной

Преобразует запись DateTiме в четырехбайтовое упакован-

ное символьное представление даты и времени длинного цело-

го типа, которое используется в процедуре SetTiме . Поля за-

писи DateTiме не проверяются на допустимость границ.

Устанавливает для операционной системы текущую дату.

Устанавливает время и дату последней записи файла.

Устанавливает в операционной системе текущее время.

Преобразует четырехбайтовое упакованное символьное пред-

ставление даты и времени длинного целого типа, возвращаемо-

го процедурами GetFTiме ,FindFirst ,FindNext в распа-

кованную запись DateTiме .

Функции, проверяющие состояние диска.

Фуннкция

Описание

Возвращает число свободных байт на диске в заданном диско-

Возвращает полный объем в байтах заданного диска.

Процедуры обработки файлов.

Процедура

Описание

Воспринимает имя файла и возвращает полное уточненное имя

(диск, каталог, расширение).

Ищет файл в списке каталогов.

Производит поиск в заданном (или текущем) каталоге записи,

содержимое которой совпадает с заданным именем файла и ат-

рибутами.

Возвращает следующую запись, имя файла и атрибуты в кото-

рой совпадают с теми, которые были заданы при предыдущем

обращении к процедуре FindFirst .

Возвращает атрибуты файла.

Устанавливает атрибуты файла.

3.4 Функции управления операционной средой.

Описание

Возвращает число строк, содержащихся в операционной среде

Возвращает заданную строку операционной среды.

Возвращает значение заданной переменной операционной сре-

3.5 Прочие процедуры и функции.

3.6 Переменные и константы модуля.

Многими подпрограммами модуля Dos для сообщения об ошибке используется переменная

Константы возвращаемые DosError.

Значение

Описание

Файл не найден

Путь к файлу не найден

В доступе отказано

Ошибочный заголовок

Not enough memory

Недостаточно памяти

Invalid environment

Ошибочное окружение

Ошибочный формат

Нет файлов

Константы атрибутов файла . Используется для построения атрибутов файлов при работе с процедурамиGetFAttr ,SetFAttr ,FindFirst иFindNext .

Константа

Значение

Описание

Только для чтения

Системный

Метка тома

Архивный

Любой файл

Константы являются аддитивными, так что оператор:

FindFirst("*.*", ReadOnly + Directory, S);

будет находить все обычные файлы, а также файлы, доступные только для чтению и подкаталоги текущего каталога. Константа AnyFile представляет собой просто сумму атрибутов.

3.7 Предопределенные типы.

В модуле Dos определяются следующие типы:

Тип DateTime . Используется подпрограммамиUnpackTime иPackTime для проверки и построения 4-байтовых упакованных значений даты и времени, которые используются вGetTime ,SetFTime ,FindFirst иFindNext .

Описание: type

DateTime = record

Year, Month, Day, Hour, Min, Sec: Word; end ;

Примечания: Допустимыми значениями являются для Year − 1980..2099 , для

Month − 1..12, для Day− 1..31, для Hour− 0..23, для Min− 0..59, для Sec− 0..59.

Тип FileRec . Определение записи, предназначенное для внутреннего использо-

вания в Borland Pascal.

Описание: type

FileRec = record Handle: Word; Mode: Word; RecSize: Word;

Private: array of Byte; UserData: array of Byte; Name: array of Char;

end;

Тип SearchRec . ПроцедурыFindFirst иFindNext используют переменные типаSearchRec для просмотра каталогов.

Описание: type

SearchRec = record

Fill: array of Byte; Attr: Byte;

Size: Longint; Name: string;

end;

Информация о каждом файле, найденном в одной из этих процедур, записывается в SearchRec . ПолеAttr содержит атрибуты файла (построенные из констант− атрибутов),Time содержит упакованную дату и время (для распаковки этого значения используетсяUnpackTime ),Size содержит размер в байтах, аName содержит его имя. ПолеFill резервируется DOS и не должно модифицироваться.

Типы работы со строками . Строковые типы используются различными проце-

Модули.

Описание модулей.

В Паскале под модулем понимают чаще всего подразумевают комплекс подпрограмм, который находится в отдельном файле и может быть использован другими программами.

Модуль состоит из заголовка, интерфейсной части , исполнительной части и секции инициализации .

Заголовок модуля похож на заголовок программы, однако вместо слова program ставится зарезервированное слово unit.

Модуль должен находится в файле, имя которого совпадает с именем в заголовке, файл должен иметь расширение .pas .

Интерфейсная часть служит для взаимодействия основной программы с модулем. Она начинается с зарезервированного слова interface. В ней должны быть указаны константы, типы данных, переменные, процедуры и функции, которые может использовать основная программа, вызывающая этот модуль. Если модуль использует еще какие-то модули, то они должны быть указаны в интерфейсной части следующим образом: пишется зарезервированное слово uses, затем перечисляются необходимые модули (заметим, что так же обозначаются и модули в разделе описания основной программы). Цепочка используемых модулей может быть сколь угодно длинной, однако она не может содержать циклы. Например, допустима цепочка:

А цепочка

недопустима, поскольку она содержит цикл A uses B uses A.

Процедуры и функции тоже объявляются в интерфейсной части модуля, но при этом разрешено лишь перечислять их заголовки, подобно предварительному объявлению с директивой forward.

В исполнительной части модуля содержаться процедуры и функции модуля. Здесь могут быть так же и локальные типы, константы, метки или переменные. Исполнительная часть начинается с зарезервированного слова implementation, далее следует описания локальных констант, типов данных и переменных, а затем обычное описание процедур и функций, но с использованием сокращенных заголовков, т.е. без указания в них параметров.

Иногда при вызове модуля следует произвести некоторые действия, например инициализировать какие-либо переменные, установить какие-либо связи и т.д. Все эти действия указываются в секции инициализации , которая выглядит, как обычное тело программы: между словами begin и end с точкой находятся операторы. Если при вызове модуля никаких подобных действий производить не нужно, то секция инициализации состоит лишь из слова end с точкой.

Чтобы использовать процедуры, функции и другие объекты модуля в основной программе, необходимо написать зарезервированное слово uses, затем имя модуля. После этого объекты модуля можно использовать так, как если бы они были описаны в основной программе.

Рассмотрим теперь модули, которые поставляются в стандартном комплексе Turbo Pascal, но функции и процедуры которых не являются стандартными.

Модуль CRT.

Модуль Crt содержит процедуры, функции и константы для работы с экраном в текстовом режиме, работы с клавиатурой и генерации звука.

Подпрограммы этого модуля позволяют управлять текстовыми режимами экрана, использованием цветов и окнами, яркостью свечения символов, а также расширенными кодами клавиатуры и звуком.

В текстовом режиме весь экран разбивается на строки (их, как правило, 25), а каждая строка - на отдельные позиции (их обычно по 80 в каждой строке) находится в левом верхнем углу экрана.

Модуль DOS.

Здесь собраны процедуры и функции (а также переменные и константы), позволяющие из программ получать доступ к средствам MS DOS и управлять файлами.

Модуль GRAPH.

Содержит множество подпрограмм, а также констант, типов и переменных, предназначенных для управления графическим режимом экрана. Ресурсы модуля позволяют обратится к любому пикселю экрана и управлять его свечением.

Запустить программу, использующую модуль GRAPH, без графического драйвера (одного или нескольких - это файла с расширением.BGI) не удастся. Указанные драйверы не входят в состав модуля, но поставляются с Turbo Pascal (они содержаться в каталоге BGI). А если в программе используются векторные шрифты, в дополнение е драйверам потребуются также файлы шрифтов (файлы с расширением.CHR).

Чтобы использовать в программе величины, описанные в интерфейсной части модуля, имя модуля следует указать в разделе uses . Можно записать несколько имен модулей через запятую, например:

program example; uses Average, Graph, Crt;

После этого все описания, расположенные в интерфейсных секциях модулей, становятся известными в программе, и ими можно пользоваться точно так же, как и величинами, определенными в ней непосредственно. Поиск модулей выполняется сначала в библиотеке исполняющей системы, затем в текущем каталоге, а после этого - в каталогах, заданных в диалоговом окне Options (Directories .

Если в программе описана величина с тем же именем, что и в модуле, для обращения к величине из модуля требуется перед ее именем указать через точку имя модуля.

ПРИМЕЧАНИЕ К любой программе автоматически подключается стандартный модуль System , который содержит библиотеку исполняющей системы Паскаля.

Пример использования модуля из пример 4.6 приведен в пример 4.7 . Программа находит разность средних арифметических значений двух вещественных массивов.

Program dif_average; uses Average; var a, b: mas; i: integer; dif, av_a, av_b: real; begin for i:= 1 to n do read(a[i]); for i:= 1 to n do read(b[i]); average(a, av_a); average(b, av_b); dif:= av_a – av_b; writeln("Разность значений ", dif:6:2); end. Листинг 4.7. Разность средних арифметических значений массивов (модуль)

Стандартные модули Паскаля

В Паскале имеется ряд стандартных модулей, в которых описано большое количество встроенных констант, типов, переменных и подпрограмм. Каждый модуль содержит связанные между собой ресурсы. Ниже приводится краткая характеристика модулей Паскаля.

Модуль System

Модуль System содержит базовые средства языка, которые поддерживают ввод-вывод, работу со строками, операции с плавающей точкой и динамическое распределение памяти. Этот модуль автоматически используется во всех программах, его не требуется указывать в операторе uses . Он содержит все стандартные и встроенные процедуры, функции, константы и переменные Паскаля.

Модуль Crt

Program luck; uses crt; const max = 10; var i, k, n: integer; begin clrscr; { очистить экран } randomize; i:= random(max); { загадать число } window(20, 5, 60, 20); { определить окно } TextBackGround(Blue); { цвет фона – синий } clrscr; { залить окно фоном } TextColor(LightGray); { цвет символов – серый } k:= –1; { счетчик попыток } GotoXY(12, 5); writeln(" Введите число: "); repeat { цикл ввода ответа } GotoXY(20, 9); { установить курсор } readln(n); { ввести число } inc(k); until i = n; window(20, 22, 60, 24); { определить окно результата } TextAttr:= 2 shl 4 + 14; { желтые символы за зеленом фоне } clrscr; { залить окно фоном } GotoXY(6, 2); { установить курсор } writeln(" Коэффициент невезучести: ", k / max:5:1); readkey; { ждать нажатия любой клавиши } TextAttr:= 15; { белые символы на черном фоне } clrscr; { очистить после себя экран } end. Листинг 4.8. Пример использования модуля Crt

Генератор случайных чисел формирует число, находящееся в диапазоне от нуля до max – 1 . Пользователь вводит числа в одну и ту же позицию на экране до тех пор, пока не угадает это число. При угадывании с первого раза коэффициент невезучести равен нулю.

Модули Dos и WinDos

Модули Dos и WinDos содержат подпрограммы, реализующие возможности операционной системы MS-DOS, такие как переименование, поиск и удаление файлов, получение и установка системного времени, выполнение программных прерываний и т. д. Эти подпрограммы в стандартном Паскале не определены. Для поддержки подпрограмм в модулях определены константы и типы данных.

Модуль Dos использует строки Паскаля, а WinDos - строки с завершающим нулем.

Модуль Graph

Модуль обеспечивает работу с экраном в графическом режиме.

Экран в графическом режиме представляется в виде совокупности точек - пикселов (pixel, сокращение от picture element ). Цвет каждого пиксела можно задавать отдельно. Начало координат находится в левом верхнем углу экрана и имеет координаты (0, 0). Количество точек по горизонтали и вертикали (разрешение экрана ) и количество доступных цветов зависят от графического режима. Графический режим устанавливается с помощью служебной программы - графического драйвера .

В состав оболочки входят несколько драйверов, каждый из которых может работать в нескольких режимах. Режим устанавливается при инициализации графики либо автоматически, либо программистом. Самый "мощный" режим, поддерживаемый модулем Graph , - 640 480 точек, 16 цветов. Модуль Graph обеспечивает:

Модуль Strings

Модуль Strings предназначен для работы со строками, заканчивающимися нуль-символом, то есть символом с кодом 0 (их часто называют ASCIIZ-строки). Этот вид строк введен в Паскаль специально для работы с длинными строками и программирования под Windows. Модуль Strings содержит функции копирования, сравнения, слияния строк, преобразования их в строки типа string , поиска подстрок и символов.

Модуль (unit) представляет собой набор констант, типов данных, переменных, процедур и функций. Каждый модуль аналогичен отдельной программе на Паскале: он может иметь основное тело, которое вызывается перед запуском Вашей программы и осуществляет необходимую инициализацию. Короче говоря, модуль представляет собой библиотеку описаний, которую можно вставить в свою программу и которая позволит разбить программу на части, компилируемые отдельно.

Турбо-Паскаль обеспечивает Вам доступ к большому числу встроенных констант, типов данных, переменных, процедур и функций. Некоторые из них специфичны для Турбо-Паскаля; другие специфичны для персонального компьютера РС фирмы IBM (и совместимых с ним компьютеров) или для операционной системы MS-DOS. Их количество велико, однако, в своей программе Вы редко используете их все сразу. Поэтому они разделены на связанные группы, называемые модулями. В этом случае Вы можете использовать только те модули, которые необходимы в программе.

Структура модуля

Модуль обеспечивает набор средств благодаря процедурам и функциям при поддержке констант, типов данных и переменных, однако действительная реализация этих средств скрыта в силу того, что модуль разделен на две секции: интерфейса и реализации. Если программа использует модуль, то все описания модуля становятся доступными этой программе, как если бы они были определены в ней самой.

Структура модуля аналогична структуре программы, однако есть несколько существенных различий. Например, рассмотрим модуль:

unit <идентификатор>; interface uses <список модулей>; {Необязательный} {открытые описания} implementation {закрытые описания процедуры и функции } begin {код инициализации } end .

Заголовок модуля начинается зарезервированным словом unit, за которым следует имя модуля (идентификатор) точно так же, как и в случае имени программы. Следующим элементом в модуле является ключевое слово interface. Оно обозначает начало секции интерфейса модуля - секции, видимой всем другим модулям или программам, в которых он используется.

Модуль может использовать другие модули, для этого они определяются в предложении uses. Предложение uses, если имеет место, то следует сразу после ключевого слова interface. Отметим, что здесь выполняется общее правило использования предложения uses: если модуль, имя которого указано в предложении uses, использует другие модули, то имена этих модулей также должны быть указаны в предложении uses, причем до того, как они будут использованы.

Стандартные модули

Файл TURBO.TPL содержит все стандартные пакеты, кроме Graph и пакетов совместимости (Graph3 и Turbo3): System, Overlay, Crt, Dos и Printer. Эти пакеты загружаются в память вместе с Турбо-Паскалем и всегда вам доступны. Обычно файл TURBO.TPL хранят в одном каталоге с TURBO.EXE (или TPC.EXE). Вы можете хранить его и в другом каталоге, если он описан как каталог Турбо-Паскаля. Для этого необходимо с помощью TINST.EXE установить этот каталог в файле TURBO.EXE.

Используемые пакеты: нет

System содержит все стандартные и встроенные процедуры и функции Турбо-Паскаля. Любая подпрограмма Турбо-Паскаля, не являющаяся частью стандартного Паскаля и не находящаяся ни в каком другом модуле, содержится в System. Этот модуль присоединяется ко всем программам.

Используемые пакеты: нет

DOS определяет многочисленные паскалевские процедуры и функции, которые эквивалентны наиболее часто используемым вызовам DOS, как например, GetТime, SetТime, DiskSize и так далее. Кроме того, он определяет две программы низкого уровня МsDos и Intr, которые позволяют активизировать любой вызов MS-DOS или системное прерывание. Registers представляет собой тип данных для параметра в МsDos и Intr. Кроме того, определяются некоторые другие константы и типы данных.

Используемые пакеты: нет

Overlay - содержит инструменты для создания оверлейных программ. Программа OVERKAY - программа, которая загружается не вся, а по частям.

Используемые пакеты: нет

Crt обеспечивает набор специфичных для РС описаний констант, переменных и программ для операций ввода/вывода. Последние можно использовать для работы с экраном (задание окон, непосредственное управление курсором, цвет текста и фона). Кроме того, Вы можете осуществлять "необработанный" ввод с клавиатуры и управлять платой генерации звукового сигнала персонального компьютера. Этот модуль обеспечивает множество подпрограмм, которые были стандартными в версии 3.0.

Используемые пакеты: Crt

В модуле Printer дано описание переменной текстового файла Lst, которая связывается с драйвером устройства, позволяющим направлять стандартный для Паскаля вывод на печатающее устройство с помощью Write и Writeln. Например, включив Printer в свою программу, Вы можете сделать следующее:

Write (Lst,"Сумма " ,A:4 ," и " ,B:4 ," равна " ) ; C:=A + B; Writeln (Lst,C:8 ) ;

Используемые пакеты: Crt

Graph3 поддерживает полный набор графических подпрограмм для версии 3.0 - для обычной, расширенной графики и графики, использующей относительные команды. Они идентичны по имени, параметрами функции подпрограммам версии 3.0.

Используемые пакеты: Crt

Этот модуль содержит две переменные и несколько процедур, которые больше не поддерживаются Турбо-Паскалем. Они включают встроенную файловую переменную Кbd, булеву переменную CBreak и первоначальные целочисленные версии MemAvail и MaxAvail (которые возвращают размер свободной памяти в параграфах, а не в байтах, как это делают настоящие версии).

Используемые пакеты: Crt

Graph обеспечивает набор быстродействующих, эффективных графических подпрограмм, которые позволяют использовать в полной мере графические возможности Вашего персонального компьютера.

Этот модуль реализует независимый от устройства графический драйвер фирмы "Борланд", позволяющий поддерживать графические адаптеры типа СGА, ЕGА, Hercules, АТТ 400, МСGА, 3270 РС и VGА.

Написание собственных модулей

Допустим, Вы написали модуль IntLib, записали его в файл INTLIВ.PAS и оттранслировали на диск; получившийся в результате код находится в файле INTLIВ.ТРU. Для использования этого модуля в программе необходимо включить в нее оператор uses, указывающий компилятору, какой модуль используется. Ваша программа может выглядеть следующим образом:

program MyProg; uses IntLib;

Отметим, что Турбо-Паскаль предполагает, что файл, в котором находится модуль, имеет такое же имя, что и сам модуль. Если имя Вашего модуля МyUtilities, то Турбо-Паскаль будет искать файл с именем МYUTILIТ.PAS.

Компиляция модуля

Модуль компилируется точно так же, как компилируется программа: он создается с помощью редактора, а затем вызывается команда Соmpile/Соmpile (Компилировать/ Компилировать) (или нажимаются клавиши Аlt-С). Однако, вместо файла с расширением.ЕХЕ Турбо-Паскаль создает файл с расширением.ТРU (Turbо Раscal Unit - модуль Турбо-Паскаля). После этого Вы можете оставить этот файл как есть или же вставить его в ТURВО.TPL с помощью TPUMOVER.ЕХЕ.

В любом случае имеет смысл переслать файлы с расширением *.ТРU (вместе с исходными файлами) в каталог модулей, который определен с помощью команды О/D/Unit directories (Каталоги модулей). В одном исходном файле может находиться только один модуль, поскольку компиляция прекращается, как только обнаружен завершающий оператор end.

Пример :

Напишем небольшой модуль. Назовем его IntLib и вставим в него две простые подпрограммы для целых чисел - процедуру и функцию:

unit IntLib; interface procedure ISwap(var I,J: integer ) ; function IMax(I,J: integer ) : integer ; implementation procedure ISwap; var Temp: integer ; begin Temp:=I; I:=J; J:=Temp end ; {конец процедуры ISwap } function IMax; begin if I > J then IMax:=I else IMax:=J end ; {конец функции IMax } end . {конец модуля IntLib }

Введем эту подпрограмму, запишем ее в файл INTLIВ.PAS, а затем оттранслируем на диск. В результате получим код модуля в файле INTLIВ.ТРU. Перешлем его в каталог модулей. Следующая программа использует модуль IntLib:

program IntTest; uses IntLib; var A,B: integer ; begin Write ("Введите два целочисленных значения: " ) ; Readln (A,B) ; ISwap(A,B) ; Writeln ("A=" ,A," B=" ,B) ; Writeln ("Максимальное значение равно " ,IMax(A,B) ) ; end . {конец программы IntTest }

Все описания внутри модуля связаны друг с другом. Например, модуль Crt содержит все описания, необходимые для подпрограмм работы с экраном на Вашем персональном компьютере.