Игровые тесты: The Elder Scrolls IV: Oblivion. Игровые тесты: The Witcher: Enhanced Edition

Crysis благосклонно относится к решениям серии Radeon HD 4800, что еще больше проявляется при активации сглаживания и анизотропной фильтрации уровня 16x. Отметим большой минимальный fps, который сыграет решающую роль при жарких баталиях, когда картинка на экране будет более-менее плавной и игра не превратится в пошаговую стратегию.

Выводы

Как и следовало ожидать, акселераторы Radeon HD 4830 по производительности находятся на уровне GeForce 9800/8800 GT, а с ростом разрешения и качества графики способны продемонстрировать куда лучший результат, чем конкуренты. Для современных широкоформатных мониторов, коих предлагается уже значительное количество, недорогие адаптеры серии Radeon HD 4800 становятся предпочтительней, ведь игру при интерполяции комфортной не назовешь. Но, как бы ни был хорош Radeon HD 4830, он страдает серьезным недостатком, а именно ценой. Производители не особо стремились наращивать поставки доступных видеокарт серии HD 4800 в свете скорого выхода Radeon HD 4770 на базе 40-нм RV740 с аналогичной производительностью, что и создало некий дефицит, а значит, отразилось на цене конечных изделий. В связи с этим AMD решила прекратить выпуск карт Radeon HD 4830 с 640 потоковыми процессорами. Но, скорее всего, данные адаптеры все же получат второй шанс за счет полноценного RV770, так как некоторые компании уже представили соответствующие ускорители.

Учитывая инертность нашего рынка, подобные акселераторы вряд ли нас порадуют в ближайшее время, и любителям высоких разрешений стоит все-таки присмотреться к Radeon HD 4830, благо разница в цене соответствует разнице в производительности между GeForce 9800 GT. Если же в качестве монитора используется обычная «семнашка» или «девятнашка», то выбор уже будет зависеть от личных предпочтений.

Теперь, что касается рассмотренных нами видеокарт. Force3D Radeon HD 4830 отличается от стандартных решений эффективной и тихой системой охлаждения, которая даже при разгоне без проблем справляется с тепловой нагрузкой. Старшая модель Force3D Radeon HD 4850 из серии Black Edition оснащена мощной системой охлаждения от Arctic Cooling и имеет повышенные рабочие частоты. Фанаты «Сталкера» оценят наличие полноценной игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, а любители разгона смогут выжать еще несколько десятков мегагерц. Видеокарта ASUS EN9800GT/HDTP/512MD3/A также отличается оригинальной и тихой системой охлаждения, но разгонный потенциал карты оказался немного слабоват.

ВведениеНе столь давно проведённое нами тестирование нового бюджетного видеоадаптера ATI Radeon HD 4670 показало, что прогресс добрался и до ценовой категории «ниже ста долларов» – упомянутый продукт показал себя весьма неплохо , особенно на фоне попадающих в ту же нишу решений Nvidia. Конечно, урезание подсистемы «render back-end» (RBE) и шины памяти соответствующим образом сказалось на производительности новинки, но, несмотря на это, в ряде случаев она показала, что может соперничать на равных даже с более дорогим Nvidia GeForce 9600 GT. Своему прямому ценовому конкуренту, Nvidia GeForce 9500 GT, Radeon HD 4670 не оставил ни единого шанса.

Следующим шагом в рамках текущей стратегической инициативы графического подразделения Advanced Micro Devices стал анонс семейств ATI Radeon HD 4500/4300. Здесь, в наиболее бюджетной ценовой категории, бывшей ATI Technologies также удалось добиться существенных успехов, поскольку её решения на голову превзошли разработки Nvidia, по крайней мере, в части, касающейся декодирования и вывода HD-видео и звука. К тому же, ATI Radeon HD 4550 смог показать рекордно низкий уровень энергопотребления, что, вкупе с расширенными мультимедийными возможностями, сделало его идеальным решением для недорогих, тихих, но продвинутых систем HTPC.

Таким образом, неохваченной осталась лишь одна ниша, находящаяся между ATI Radeon HD 4850 (5-6 тысяч рублей ) и ATI Radeon HD 4670 (2,5 тысячи рублей ); по крайней мере, именно так выглядела ситуация до недавнего времени. Это позволило Nvidia закрепиться в данном ценовом секторе с помощью Nvidia GeForce 9800 GT, использующей проверенное временем ядро G92, и, по результатам тестов, полностью оправдывающей свою цену. Однако в игру под названием «диверсификация на базе одного ядра» могут играть двое, и ответный ход со стороны ATI не заставил себя долго ждать.


Создание новой недорогой графической карты стоимостью менее 150 долларов на основе великолепно зарекомендовавшего себя ядра RV770 было абсолютно логичным шагом, позволяющим, помимо прочего, задействовать некондиционные кристаллы, не прошедшие частотный контроль и/или имеющие часть дефектных функциональных блоков. Таким образом, появление ATI Radeon HD 4830 нельзя назвать чем-то революционным – это событие является закономерным шагом в эволюции ATI Radeon HD 4000 и прекрасно укладывается в рамки основной стратегической концепции ATI.

Очередному пополнению в семействе ATI Radeon HD 4800 и посвящён сегодняшний обзор. Как обычно, в его рамках будет предпринята попытка выяснить практический потенциал новинки в ряде игровых тестов. Помимо этого, также будут затронуты вопросы, касающиеся вторичных, но не менее важных параметров продукта – уровней энергопотребления, тепловыделения и шума. Но сначала рассмотрим технические характеристики ATI Radeon HD 4830 в деталях.

ATI Radeon HD 4830: семейное положение

Если для ATI Radeon HD 4600 был разработан отдельный графический процессор RV730, то, как уже было сказано, для ATI Radeon HD 4830 собственного чипа не понадобилось – за основу ATI взяла обычный RV770, отключив у него часть функциональных блоков:


Такой подход вполне оправдан: себестоимость RV770 не слишком высока, особенно в сравнении c Nvidia G200, и, к тому же, можно использовать кристаллы, не прошедшие частотный контроль или имеющие дефекты в некоторых блоках. Как следствие, ATI Radeon HD 4830 отличается от ATI Radeon HD 4850 только тактовыми частотами и меньшим количеством ALU и TMU. Надо сказать, что потери сравнительно скромны – под нож попали два SIMD-массива из 10 имеющихся (160 ALU) и две группы обслуживающих их текстурных процессоров, всего 8 TMU. В результате, новинка смотрится весьма выигрышно на фоне Nvidia GeForce 9800 GT, уступая ему разве что в тактовой частоте вычислительной части ядра, но зато значительно, почти в 6 раз, превосходя соперника по количеству ALU.

Что касается подсистемы TMU, то, формально, GeForce 9800 GT наделена 56 текстурными процессорами, однако давно известно, что в реальных условиях они ведут себя примерно вдвое менее эффективно, так что в итоге имеет смысл говорить о наличии лишь 28 TMU. Как следствие, вместо формального первенства Nvidia можно уверенно говорить о реальном превосходстве ATI, чья разработка несёт на борту 32 полноценных текстурных процессора, архитектура которых уже успела великолепно зарекомендовать себя в играх. Подсистемы RBE и памяти соперничающих карт ATI и Nvidia можно считать приблизительно эквивалентными, с некоторым превосходством последней в случае работы с Z-буфером.

Если сравнивать возможности соперников, напрямую не относящиеся к играм, то нельзя не вспомнить о существенно более продвинутых мультимедийных возможностях ATI Radeon HD 4830, таких, как поддержка полноценного аппаратного декодирования VC-1/H.264 и наличие встроенного звукового ядра, способного работать с многоканальными HD-форматами звука. Nvidia GeForce 9800 GT может противопоставить этому только трансляцию поступающего со звуковой карты потока S/PDIF в HDMI, а декодирование видео выполняется полностью аппаратно только для формата H.264, в то время как работа с форматом VC-1 частично возлагается на плечи центрального процессора системы.

Итак, по крайней мере теоретически, Nvidia GeForce 9800 GT будет сложно соперничать с новым пополнением в линейке ATI Radeon HD 4800 – как в плане игровой производительности, так и в плане функциональности. Но насколько данный прогноз оправдает себя, смогут показать только результаты игровых тестов. Прежде чем перейти к ним, познакомимся с новинкой поближе.

ATI Radeon HD 4830: дизайн печатной платы, технические характеристики и конструкция системы охлаждения

В нашу тестовую лабораторию попал эталонный образец ATI Radeon HD 4830, с технической точки зрения полностью идентичный эталонному же варианту ATI Radeon HD 4850 и использующий ту же печатную плату. Стратегия ATI в очередной раз принесла свои плоды – ставка на сравнительно простой и недорогой дизайн с 256-битной шиной памяти позволила использовать уже имеющуюся разводку платы для выпуска новой, менее дорогой модели ATI Radeon HD 4800 без фатальных последствий для себестоимости новинки.


Систему питания новинка полностью унаследовала от старшего собрата. Упрощениям она не подвергалась, поскольку и без того достаточно проста, а пиковый уровень энергопотребления ATI Radeon HD 4830, по оценкам ATI, составляет те же 110 Вт, что и у ATI Radeon HD 4850; впрочем, это будет проверено отдельно. Стабилизатор питания графического ядра построен на базе двухфазного контроллера uPI Semiconductor uP6201, нагруженного восемью силовыми транзисторами, по четыре в каждой фазе. Питанием памяти управляет другая микросхема uPI, UP6101. Для подключения внешнего питания на плате установлен один стандартный шестиконтактный разъем питания PCIe 1.0 с максимальной нагрузочной способностью 75 Вт.

Как и его старший собрат, ATI Radeon HD 4830 оснащён памятью Qimonda HYB18H512321BF-10 ёмкостью 512 Мб (16Мх32), рассчитанной на частоту 1000 (2000) МГц и напряжение питания 2,0 В. Реальная частота, на которой работает память, ниже паспортной и составляет 900 (1800) МГц. При такой частоте пропускная способность составляет 57,6 ГБ/сек., что соответствует аналогичному показателю Nvidia GeForce 9800 GT. Общий объем локальной видеопамяти равен 512 МБ. Надо сказать, что столь быстрая память, скорее всего, будет встречаться лишь на картах, использующих эталонный дизайн печатной платы, в то время как нестандартные варианты ATI Radeon HD 4830, разработанные производителями графических карт с целью дальнейшего удешевления конструкции, вероятно, получат менее быструю память, что ограничит их разгонный потенциал. Следовательно, такие решения будут представлять меньший интерес для энтузиастов с ограниченным бюджетом.

Графический процессор представляет собой обычный RV770, внешне никак не отличающийся от чипов, устанавливаемых на ATI Radeon HD 4850; по крайней мере, не зная, как расшифровывается маркировка ATI, отличить их «на глазок» невозможно. Из десяти входящих в состав ядра SIMD-массивов отключено два, вместе с обслуживающими их текстурными процессорами. Таким образом, общее количество вычислительных блоков по сравнению с ATI Radeon HD 4850 сократилось с 800 до 640, а количество TMU – с 40 до 32. Тем не менее, даже после такой хирургической операции потенциал ATI Radeon HD 4830 выглядит более чем внушительно, особенно на фоне Nvidia GeForce 9800 GT, хотя последний отчасти компенсирует меньшее количество ALU значительно более высокой частотой их работы. В пользу предположения об использовании некондиционных экземпляров RV770 говорит существенно пониженная частота ядра – она составляет всего 575 МГц против 625 МГц у ATI Radeon HD 4850.

Как и ATI Radeon HD 4850, ATI Radeon HD 4830 оснащён двумя портами Dual Link DVI-I и универсальным 7-контактным портом mini-DIN, обслуживающим аналоговый видеовыход. Поддержка HDMI реализуется с помощью переходника. Дополнительно к этому на плате присутствует пара стандартных разъёмов CrossFireX, позволяющих объединять в единую систему до чётырех видеоадаптеров, хотя вряд ли кто-нибудь будет использовать в режиме CrossFire более двух ATI Radeon HD 4830.

Рассматриваемый в данном обзоре экземпляр ATI Radeon HD 4830 унаследовал от ATI Radeon HD 4850 не только дизайн печатной платы, но и эталонную систему охлаждения.

О её конструкции было подробно рассказано в обзоре, посвящённом теоретическим аспектам архитектуры ATI Radeon HD 4000. Главным достоинством этой конструкции является однослотовый форм-фактор, и он же, одновременно, главным недостатком, поскольку обратной стороной компактности неизбежно является меньшая эффективность охлаждения. Удержать её в приемлемых пределах помогает плоская тепловая трубка, впрессованная в основание и обеспечивающая более равномерный прогрев радиатора, набранного из тонких алюминиевых пластинок. С учётом усечённой конфигурации ядра, работающего, к тому же, на пониженной частоте, возможностей данной системы охлаждения должно хватать, но нагретый воздух в любом случае будет оставаться внутри системы, поэтому, в совсем тесные корпуса с плохой вентиляцией карту устанавливать не следует. Крепление системы весьма надёжно и в обычных условиях повреждение кристалла GPU практически полностью исключено.

При этом надо заметить, что все три карты на базе Radeon HD 4830, имевшиеся в продаже в нашем магазине на момент публикации статьи , оснащены «нестандартной» (то есть отличной от эталонной) двухслотовой системой охлаждения.

На этом теоретическая часть обзора заканчивается, и пора переходить к практической, описывающей поведение новинки в реальных условиях. Для начала выясним, действительно ли вышеописанная система охлаждения хорошо справляется со своими обязанностями, а попутно и узнаем, как сказалось усечение конфигурации RV770 на его уровне энергопотребления.

ATI Radeon HD 4830: уровень энергопотребления, тепловой режим и шумность

Информация об уровне энергопотребления ATI Radeon HD 4830 представляет существенный интерес, поэтому были проведены соответствующие замеры. Для этого использовался стенд, имеющий следующую конфигурацию:

Процессор AMD Athlon 64 FX-55 (2,6 ГГц)
Системная плата EPoX EP9-NPA+ SLI (Nvidia nForce4 SLI)
Память PC3200 (2x512 ГБ, 200 МГц)
Жесткий диск Western Digital Raptor WD360ADFD (36 ГБ, SATA-150, буфер 16 МБ)
Блок питания Chieftec ATX-410-212 (максимальная мощность 410 Вт)

Futuremark PCMark05 Build 1.2.0
Futuremark 3DMark06 Build 1.1.0

Согласно стандартной процедуре, для создания нагрузки в режиме 3D был использован первый тест SM3.0/HDR пакета 3DMark06, запускаемый в цикле в разрешении 1600х1200 с формированными FSAA 4x и AF 16x. Эмуляция режима «peak 2D» осуществлялась силами теста «2D Transparent Windows», входящего в состав PCMark05 и достаточно актуального в свете того, что оконный интерфейс Windows Vista Aero использует возможности графического процессора. В результате были получены следующие данные:


Несмотря на использование 55-нм техпроцесса, максимальный уровень энергопотребления ATI Radeon HD 4830 оказался несколько выше, чем у конкурента в лице GeForce 9800GT: сказалась большая сложность ядра, содержащего 32 текстурных процессора и 640 ALU. С учётом внушительно потенциала карты – это не так уж и много, во всяком случае, с охлаждением карты вполне справляется эталонная однослотовая система охлаждения, позаимствованная у ATI Radeon HD 4850. В режиме простоя температура GPU держится в пределах 50–52 градусов Цельсия, а при длительной нагрузке в режиме 3D она не превышает 80 градусов Цельсия – числа, довольно обычные для современного видеоадаптера. Но всё же, устанавливать ATI Radeon HD 4830 в тесный корпус с плохой вентиляцией не рекомендуется, как и любой другой видеоадаптер с системой охлаждения, не выбрасывающей нагретый воздух за пределы корпуса системы.

Поскольку ATI Radeon HD 4830 в эталонном варианте использует ту же систему охлаждения, что и ATI Radeon HD 4850, замеры не выявили никаких отличий в уровне шума.






Карту ни при каких условиях нельзя назвать шумной, а пониженный уровень энергопотребления означает, что проблем с её охлаждением не возникнет, ведь аналогичный кулер сравнительно неплохо справляется и с охлаждением старшего собрата, ATI Radeon HD 4850.

Конфигурация тестовых платформ и методология тестирования

Исследование производительности ATI Radeon HD 4830 в играх было проведено на тестовых платформах, имевших следующую конфигурацию:

Процессор Intel Core 2 Extreme X6800 (3,0 ГГц, FSB 333 МГц x 9)
Системная плата Asus P5Q Pro (Intel P45) для ATI Radeon HD
Системная плата Asus P5N32-E SLI (Nvidia nForce 680i SLI) для Nvidia GeForce
Память Corsair TWIN2X2048-8500C5 (2x1 ГБ, 1066 МГц, 5-5-5-15, 2T)
Жесткий диск Maxtor MaXLine III 7B250S0 (250 ГБ, SATA-150, буфер 16МБ)
Блок питания Enermax Galaxy DXX EGX1000EWL (максимальная мощность 1000 Вт)
Монитор Dell 3007WFP (30", максимальное разрешение 2560x1600@60 Гц)
Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit
ATI Catalyst 8.10 Hotfix для ATI Radeon HD
Nvidia GeForce 178.24 WHQL для Nvidia GeForce

Драйверы подверглись настройке согласно стандартной процедуре таким образом, чтобы обеспечивать максимально возможное качество текстурной фильтрации при минимальном влиянии программных оптимизаций, используемых по умолчанию. Сглаживание прозрачных текстур также было включено. В результате, настройки драйверов ATI и Nvidia стали выглядеть следующим образом:

ATI Catalyst:

Catalyst A.I.: Standard
Mipmap Detail Level: High Quality
High Quality AF: On
Wait for vertical refresh: Always Off
Enable Adaptive Anti-Aliasing: On/Quality
Method: Multi-sampling
Temporal Anti-Aliasing: Off

Nvidia GeForce:

Texture filtering – Quality: High quality
Texture filtering – Trilinear optimization: Off
Texture filtering – Anisotropic sample optimization: Off
Vertical sync: Force off
Antialiasing – Gamma correction: On
Antialiasing – Transparency: Multisampling
Остальные настройки: по умолчанию

В состав тестового пакета был включён следующий набор игр и приложений:

Трехмерные шутеры с видом от первого лица:

BioShock
Call of Juarez
Call of Duty 4
Crysis
Enemy Territory: Quake Wars
Half-Life 2: Episode Two
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky


Трехмерные шутеры с видом от третьего лица:


Dead Space
Tomb Raider: Legend


RPG:


Hellgate: London
Mass Effect
The Elder Scrolls IV: Oblivion
The Witcher: Enhanced Edition


Стратегии:

Company of Heroes: Opposing Fronts
Spore
World in Conflict


Синтетические тесты:

Futuremark 3DMark06
Futuremark 3DMark Vantage

Каждая из входящих в набор тестового программного обеспечения игр была настроена на максимально возможный уровень детализации изображения путём использования средств, доступных в самой игре любому непосвящённому пользователю. Это означает принципиальный отказ от ручной модификации каких-либо конфигурационных файлов, поскольку пользователь не обязан уметь этого делать. Исключением является шутер Enemy Territory: Quake Wars, у которого был отключён встроенный ограничитель средней производительности, зафиксированный на отметке 30 кадров в секунду. Игры, могущие использовать возможности DirectX 10, тестировались именно в этом режиме.

Помимо ATII Radeon HD 4830, в тестировании приняли участие следующие графические карты:

ATI Radeon HD 4850 (RV770, 625/625/2000MHz, 800sp, 40tmu, 16rbe, 256-bit, 512MB GDDR3)
ATI Radeon HD 3870 (RV670, 775/775/2250MHz, 320sp, 16tmu, 16rbe, 256-bit, 512MB GDDR4)
Nvidia GeForce 9800 GTX+ (G92, 738/1836/2200MHz, 128sp, 32(64)tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR3)
Nvidia GeForce 9800 GT (G92, 600/1500/1800MHz, 112sp, 28(56)tmu, 16rop, 256-bit, 512MB GDDR3)

Для тестирования использовались наиболее распространённые разрешения: 1280х1024, 1680х1050 и 1920х1200. Практически во всех случаях, где использование MSAA 4x возможно без отключения эффектов SM3.0/4.0/HDR, сглаживание дополняло стандартную анизотропную фильтрацию 16х, по умолчанию применяемую во всех тестах, кроме 3DMark. Активация сглаживания и анизотропной фильтрации осуществлялась либо средствами самой игры, либо, при их отсутствии, форсировалась с помощью соответствующих настроек драйверов ATI и Nvidia. Как уже было сказано, никакие конфигурационные файлы игр ручной модификации не подвергались.

Для получения данных о производительности использовались либо встроенные в игру средства, с обязательной записью оригинальных демо при наличии такой возможности, либо, при их отсутствии, утилита Fraps 2.9.6 в ручном режиме. В последнем случае тестовый проход повторялся несколько раз с усреднением финального результата. По возможности фиксировались данные не только о средней, но и о минимальной производительности.

Игровые тесты: BioShock


Результаты, показанные ATI Radeon HD 4830, очень неплохи, по крайней мере, в низких разрешениях он практически не уступает ATI Radeon HD 4850, да и 1920х1200 вполне может поддерживать приемлемую среднюю и минимальную скорость. Совсем неплохо для карты, чья стоимость лишь немного превышает 4 тысячи рублей. К сожалению, Nvidia GeForce 9800 GT она уступает, но отставание составляет всего около 13 %.

Игровые тесты: Call of Juarez


Движок игры благоволит к графическим решениям с внушительным вычислительным потенциалом, но «хирургия», проведённая ATI, не могла не сказаться на производительности ATI Radeon HD 4830. Заметное преимущество над Nvidia GeForce 9800 GT он демонстрирует только в разрешении 1920х1200, где показатели всех участников тестирования чрезвычайно низки. Впрочем, о приемлемых цифрах не приходится говорить и в разрешении 1280х1024.

Игровые тесты: Call of Duty 4: Modern Warfare


Соперники в лице ATI Radeon HD 4830 и Nvidia GeForce 9800 GT показывают практически одинаковые результаты, и только несколько более высокая минимальная производительность последнего в разрешении 1920х1200 делает его более предпочтительным выбором для владельцев мониторов, поддерживающих такой режим.

Игровые тесты: Crysis


Как правило, решения ATI не сильны в Crysis, за исключением наиболее мощных моделей. ATI Radeon HD 4830 к таковым не относится – и уступает в средней производительности Nvidia GeForce 9800 GT от 23 до 38 %, в зависимости от разрешения. Разница в минимальных показателях ещё более разительна – в любой момент производительность может упасть до 10 кадров в секунду или ниже, что делает невозможной сколько-нибудь успешную игру, даже несмотря на некоторые поблажки в настройках детализации.

Игровые тесты: Enemy Territory: Quake Wars

Так как официально производительность в игре зафиксирована на уровне 30 кадров/с, и обновление физической модели на сервере происходит с частотой 30 Гц, именно эта цифра является минимально приемлемой для Quake Wars.


Напротив, в Quake Wars ATI Radeon HD 4830 выглядит вполне достойно, особенно в разрешениях 1280х1024 и 1920х1200, где ему удаётся опередить своего главного соперника на 10 и 14 %, соответственно. В режиме 1680х1050 картина несколько иная, но и здесь решение ATI не пасует перед Nvidia GeForce 9800 GT.

Игровые тесты: Half-Life 2: Episode Two


Уверенное третье место – отличный результат для недорогого видеоадаптера, претендующего на принадлежность к игровому классу, особенно с учётом того, что проиграл он только ATI Radeon HD 4850 и Nvidia GeForce 9800 GTX+, относящимся к более высокой ценовой категории. Стоит отметить, что «ампутация» шейдерных и текстурных процессоров слабо сказалась на производительности ATI Radeon HD 4830, в результате чего максимальное отставание от старшего собрата составило всего 12 %.

Игровые тесты: S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky


А вот достижения героя сегодняшнего обзора в продолжении S.T.A.L.K.E.R. более чем скромны, хотя по мере роста разрешения ему удаётся сократить разрыв с Nvidia GeForce 9800 GT с 22 до 12 %. На фоне крайне низкого общего уровня средней производительности такой проигрыш выглядит несущественно. Очевидно, что без отключения некоторых ресурсопожирающих опций, таких как объёмное освещение, владельцам недорогих карт обойтись не удастся в любом случае.

Игровые тесты: Dead Space


Благодаря своему мультиплатформенному происхождению, Dead Space не относится к особенно требовательным играм, и ATI Radeon HD 4830 позволяет полностью погрузиться в атмосферу ужаса, царящего на борту «Ишимуры», при использовании любого из наиболее часто используемых разрешений, включая 1920х1200. Его соперник, Nvidia GeForce 9800 GT, несколько быстрее, но разница несущественна и никак не ощущается на практике.

Игровые тесты: Tomb Raider: Legend


Серия Tomb Raider предпочитает архитектуру Nvidia, возможно, из-за более развитой подсистемы RBE, поскольку даже наращивание мощности текстурных процессоров в RV770 не позволило решениям на его базе сразиться на равных хотя бы с предыдущим поколением Nvidia GeForce, не говоря уж о новом. ATI Radeon HD 4830 не является исключением, правда, справедливости ради надо сказать, что в разрешениях до 1680х1050 включительно его можно использовать с тем же успехом и уровнем игрового комфорта, что и Nvidia GeForce 9800 GT, а в 1920х1200 обе эти карты одинаково не могут поддерживать минимально приемлемого уровня производительности.

Игровые тесты: Hellgate: London


С самого начала у ATI Radeon HD 4830 есть неплохое преимущество в минимальной производительности перед Nvidia GeForce 9800 GT, но в абсолютных значениях показатели обеих карт комфортны только в разрешении 1280х1024. Тем не менее, в двух разрешениях из трёх решение ATI уверенно лидирует, а в 1280х1024 даже опережает Nvidia GeForce 9800 GTX+.

Игровые тесты: Mass Effect


Результаты ATI Radeon HD 4830 неплохи и он, как минимум, не уступает Nvidia GeForce 9800 GT, а в разрешениях 1280х1024 и 1920х1200 заметно превосходит его, особенно в минимальной производительности. Это делает описываемый продукт неплохим выбором для Mass Effect. Напоминаем, формально сглаживание данной игрой не поддерживается; хотя при форсировании из панели управления драйверов оно и работает, но при этом наблюдается серьёзная потеря производительности.

Игровые тесты: The Witcher: Enhanced Edition


Ситуация не нуждается в развернутых комментариях: очевидно, что лишь ATI Radeon HD 4850 и ATI Radeon HD 4830 оказались в состоянии обеспечить приемлемый уровень средней и минимальной производительности в высоких разрешениях, в то время, как уделом Nvidia GeForce 9800 GT/GTX+ является разрешение 1280х1024. Более того, в разрешении 1920х1200 ATI Radeon HD 4830 может обеспечить лучшие условия игроку, нежели Nvidia GeForce 9800 GTX+.

Игровые тесты: The Elder Scrolls IV: Oblivion






В разрешении 1280х1024 явного фаворита выделить не удаётся, но уже в 1680х1050 средняя производительность ATI Radeon HD 4830 заметно превышает аналогичный показатель Nvidia GeForce 9800 GT, а в разрешении 1920х1200 разрыв увеличивается с 22 до 28 %.

На открытой местности в лидеры выходит Nvidia GeForce 9800 GTX+, а ATI Radeon HD 4830 идёт вровень со своим прямым соперником, Nvidia GeForce 9800 GT, и лишь в 1920х1200 видно некоторое преимущество в минимальной производительности решения ATI.

Игровые тесты: Company of Heroes: Opposing Fronts


Решения Nvidia имеют солидную фору в средней производительности, но уже в разрешении 1680х1050 минимальная производительность GeForce 9800 GT падает ниже показателя ATI Radeon HD 4830, а значит, последний позволит играть с большим уровнем комфорта, благо, отставание в средней скорости составляет всего около 13 %.

Игровые тесты: Spore

Как и ряд других проектов EA, Spore содержит неотключаемый ограничитель средней производительности, поэтому в первую очередь рассматривать следует минимальные показатели графических карт.


Несмотря на невысокий барьер вышеупомянутого ограничителя – всего 30 кадров в секунду, только представителям семейства ATI Radeon HD 4800 удаётся достичь его во всех разрешениях, в то время как производительность Nvidia GeForce 9800 GT может упасть ниже приемлемых значений уже в разрешении 1680х1050. Это делает её неудачным выбором для владельцев мониторов с диагональю более 19", а также в очередной раз даёт понять, что потенциал архитектуры G80/G92 практически исчерпал себя.

Игровые тесты: World in Conflict


Результаты карт ATI нельзя назвать выдающимися, однако ATI Radeon HD 4830 выступил, как минимум, не хуже Nvidia GeForce 9800 GT, незначительно проиграв ей в разрешении 1280х1024 и столь же незначительно опередив в более ресурсоемких режимах. Общий уровень производительности остаётся чрезвычайно низким, поэтому результаты, полученные при тестировании в WiC с максимальной детализацией и включенным сглаживанием, представляют только теоретический интерес.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark06









Как нетрудно было предположить, ATI Radeon HD 4830 проиграл Nvidia GeForce 9800 GT в тестах SM2.0 и вырвался вперёд в тестах SM3.0/HDR за счёт мощного вычислительного блока. Делать какие-либо выводы на основании этого не следует, поскольку 3DMark06 давно не позволяет судить о достоинствах и недостатках современных графических архитектур и годится разве что в качестве своеобразного «секундомера» для энтузиастов-оверклокеров, фиксирующих с его помощью свои рекордные достижения.






Результаты отдельных тестов подтверждают вышесказанное – проигрыш ATI Radeon HD 4830 был зафиксирован только в первом тесте, тогда как во втором он легко опередил своего соперника, несмотря на то, что тест использует исключительно шейдеры версии 2.0.






В тестах SM3.0/HDR описываемый видеоадаптер также показал высокие результаты, причём в первом из них он практически не уступил ATI Radeon HD 4850, что говорит о достижении какого-то потолка, возможно, связанного с подсистемой памяти или RBE.

Синтетические тесты: Futuremark 3DMark Vantage

Чтобы минимизировать влияние центрального процессора, при тестировании в 3DMark Vantage применяется профиль «Extreme», использующий разрешение 1920х1200, FSAA 4x и анизотропную фильтрацию.






3DMark Vantage тоже не слишком тесно связан с реалиями мира игрового 3D, но всё-таки он использует современные технологии и неплохо подходит для сравнительной оценки графических архитектур. Результаты ATI Radeon HD 4830, показавшего в общем зачёте несколько более высокий результат, нежели Nvidia GeForce 9800 GT, довольно закономерны.






Столь же закономерно выглядит небольшое преимущество в первом тесте – ведь он активно использует сложные вычисления, а с вычислительной частью дела у RV770, даже в усечённой конфигурации, дела обстоят отлично. Результаты второго теста демонстрируют, что 32 текстурных процессора ATI Radeon HD 4830 действительно показывают себя как эквивалент 56 аналогичных блоков Nvidia GeForce 9800 GT; впрочем, давно известно, что в реальных условиях количество блоков этих карт NVIDIA следует делить на два.

Заключение

По всем признакам, ATI Radeon HD 4830 является чрезвычайно удачным продуктом. Разумеется, из-за усечённой конфигурации графического ядра RV770 он уступает ATI Radeon HD 4850; в среднем, это отставание составляет от 10 до 17 %, в зависимости от разрешения. С учётом потенциала RV770, работающего в полной конфигурации, столь скромные потери можно назвать великолепным результатом.

Таким образом, ATI Radeon HD 4830 полностью оправдывает свою цену, составляющую чуть более 4 тысяч рублей. Более подробную информацию могут дать сводные диаграммы


В разрешении 1280х1024 ATI Radeon HD 4830 проиграл Nvidia GeForce 9800 GT в восьми игровых тестах из 17, однако существенно – лишь в трёх. Причем, в S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky и Crysis его соперник также не смог обеспечить приемлемой производительности, а в Tomb Raider: Legend выигрыш Nvidia виден лишь в цифрах, но неощутим на практике.


Примерно так же можно сказать и про результаты, полученные в разрешении 1680х1050, где на счету ATI Radeon HD 4830 девять побед и восемь поражений, из которых три – вышеупомянутые S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky, Crysis и Tomb Raider: Legend. Из уверенных побед можно отметить Spore, поскольку в этой игре выигрыш ATI Radeon HD 4830 легко ощутим даже без взгляда на результаты тестирования, выраженные в цифрах.


ATI Radeon HD 4830 не относится к категории карт, для которых разрешение 1920х1200 является обычным делом. Тем не менее, и в этом режиме он чувствует себя неплохо, обеспечивая приемлемую производительность в целом ряде игр, например, в Dead Space, Enemy Territory: Quake Wars или BioShock. Более того, количество проигрышей перед Nvidia GeForce 9800 GT сокращается до шести, и общий счёт становится 11:6 в пользу ATI.

В целом, миссию ATI Radeon HD 4830, заключавшуюся в том, чтобы закрыть ценовой промежуток между ATI Radeon HD 4850 и ATI Radeon HD 4670, можно считать успешной. Со своей задачей карта справляется на все 100 %, полностью оправдывая свою цену. Да, в некоторых случаях она уступает Nvidia GeForce 9800 GT, но последняя базируется на устаревшей архитектуре и не лучшим образом чувствует себя в современных играх, во многом полагающихся на вычислительные возможности GPU. Конечно, такого громкого успеха, как ATI Radeon HD 4850, HD 4830 добиться не суждено – этот видеоадаптер, в отличие от старшего собрата, не является откровением, но претендовать на лавры лучшей недорогой игровой карты, наделённой, к тому же, полным набором современных мультимедийных возможностей, он вполне может.

ATI Radeon HD 4830: достоинства и недостатки

Достоинства:

Высокий уровень производительности для своей ценовой категории
Широкий выбор режимов FSAA
Лучшее в индустрии качество сглаживания в режиме edge detect CFAA
Великолепное качество анизотропной фильтрации
Наличие 640 ALU и 32 текстурных процессоров.
Поддержка DirectX 10.1 и Shader Model 4.1
Полноценная аппаратная поддержка декодирования HD-видео
Высококачественный постпроцессинг HD-видео, включая масштабирование
Интегрированное 8-канальное звуковое ядро с поддержкой звуковых форматов HD
Поддержка вывода звука через HDMI
Компактный дизайн
Сравнительно невысокий уровень энергопотребления
Низкий уровень шума
Отсутствие проблемы с совместимостью

Недостатки:

В некоторых случаях уступает Nvidia GeForce 9800 GT

Уточнить наличие и стоимость видеокарт на базе ATI Radeon HD 4830

Другие материалы по данной теме


Выбираем видеокарту для игр: осень-зима 2008
Чемпион в легком весе: видеокарта PowerColor PCS HD4670
Обзор Sapphire Toxic HD 4850: Sapphire + Zalman = тишина?

После выпуска новой серии видеоадаптеров Radeon HD 4800, компания AMD укрепила свои позиции в сегменте высокопроизводительных акселераторов среднего уровня. Выход тандема на базе двух RV770 и вовсе отобрал у NVIDIA лавры производителя самых быстрых видеокарт. Но чем закрыть брешь в 100-150-долларовой нише, где уже начали господствовать подешевевшие GeForce 9600 GT и 8800/9800 GT, ведь карты Radeon HD 4850 стоят порядка 175 долларов? Тем более что видеоадаптеры из новой серии начального уровня - Radeon HD 4670/4650, явно им не конкуренты, хотя по стоимости уже вплотную приближаются к данному ценовому диапазону. Ответ оказался прост и банален - уменьшить количество функциональных блоков и рабочие частоты RV770, при этом объем и шину памяти оставить на прежнем уровне. Таким образом, на рынок вышел RV770LE и видеокарта Radeon HD 4830 на его базе, призванная составить конкуренцию вышеперечисленным решениям NVIDIA.

Уменьшению количества исполняемых блоков в новом GPU подверглись лишь SIMD-ядра и текстурные блоки. Мы уже рассказывали об архитектуре RV770, но вкратце все же напомним. Итак, каждое SIMD-ядро включают по шестнадцать универсальных суперскалярных потоковых процессоров, состоящих, в свою очередь, из пяти скалярных процессоров. Всего в графическом процессоре таких ядер десять, к которым привязано по четыре текстурных блока, что дает в итоге 800 потоковых процессоров и 40 блоков текстурирования. Графический процессор RV770LE по сравнению со старшей версией лишен двух SIMD-ядер, а значит, имеет в своем арсенале всего 640 стрим-процессоров и 32 TMU. Количество блоков растеризации (ROP) осталось прежним и равняется шестнадцати штукам. По информации, которая появилась в Сети, некоторым СМИ для тестирования достались карты, у которых были активированы лишь 560 или даже 480 шейдерных блоков, что дает повод думать о том, что AMD долго решала, сколько именно оставить функциональных блоков для Radeon HD 4830. Но, как видим, все-таки 640 потоковых процессоров смогут, по мнению объединенной компании, составить достойную конкуренцию недорогим, но производительным адаптерам серии GeForce.

ATI Radeon HD 4830

ATI Radeon HD 4850

Но от теории перейдем к практике. Для выяснения возможностей новинки мы взяли референсные карты Radeon HD 4830 и Radeon HD 4850, характеристики которых приведены ниже.

Видеоадаптер

Количество транзисторов, млн. шт.

Техпроцесс, нм

Количество потоковых процессоров

Количество текстурных блоков

Количество блоков рендеринга

Частота ядра (номинал), МГц

Частота шейдерного домена (номинал), МГц

Шина памяти, бит

Тип памяти

Объём памяти, МБ

Частота памяти (номинал), МГц

Поддерживаемая версия DirectX

Интерфейс

Осматриваем видеокарты

Обе карты попали на тестирование лишь в антистатических пакетиках, но решения для розницы, естественно, будет иметь различный комплект поставки, которые обычно варьирует в зависимости от производителя.

Так как изменения все были произведены лишь внутренне, то видеокарта Radeon HD 4830 ничем внешне не отличается от старшей сестры, выполненной по референсному дизайну.

ATI Radeon HD 4830: лицевая сторона

Radeon HD 4850: лицевая сторона

Даже на обратной стороне карты расположение элементов идентично Radeon HD 4850.

ATI Radeon HD 4830: обратная сторона

ATI Radeon HD 4850: обратная сторона

Периферийные разъемы также остались на месте, а это два Dual-Link DVI с возможностью вывода многоканального цифрового звука, из интегрированного в ядро HDA-кодека, через переходник HDMI и HDTV-выход с поддержкой HDCP. Для объединения видеокарт серии Radeon HD 4800 в режиме CrossFire имеется пара интерфейсов. Учитывая энергопотребление карты - чуть менее 110 Вт, на плате присутствует один 6-пиновый разъем для подключения дополнительного питания.

Система охлаждения нисколько не изменилась и имеет все те же признаки экономии. Однослотовый кулер с турбиной охлаждает все сильногреющиеся компоненты карты, при этом отработанный воздух остается в системном блоке. Зато конечная стоимость готового решения достаточно низкая по сравнению, если бы кулер был двухслотовым с выбросом нагретого воздуха за пределы системы.

Выяснить температурный режим Radeon HD 4830 нам не удалось, так как семпл, попавший на тестирование был лишен каких-либо датчиков. Но по субъективным ощущениям разницы с Radeon HD 4850 практически не ощущалось.

Дизайн PCB рассматриваемой новинки полностью соответствует таковому старшей модели, за единственным исключением - в районе отдельной фазы питания на карте появился еще один силовой элемент.

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4830

Печатная плата видеокарты Radeon HD 4850

Графический процессор RV770LE функционирует на частоте 575 МГц в 3D-режиме, а при малой нагрузке, благодаря технологии энергосбережения PowerPlay, этот показатель снижается до 160 МГц. Напомним, что частоты GPU у Radeon HD 4850 равны 625 и 500 МГц для 3D - и 2D-режимов соответственно.

GPU на Radeon HD 4830

Если сравнивать оба кристалла - RV770 и RV770LE, то отличий между ними нет. Значит, облегченный графический процессор действительно получается методом отключения лишних блоков у старшей версии, что, возможно, даст повод в дальнейшем найти способ активировать все 800 потоковых процессоров и 40 TMU.

GPU на Radeon HD 4850

В качестве памяти используются чипы Qimonda HYB18H512321BF-10 со временем доступа 1,0 нс, что соответствует эффективным 2000 МГц. Общий объем составляет 512 МБ, шина - 256 бит.

Память на Radeon HD 4830

В отличие от старшей модели, память Radeon HD 4830 при сильной нагрузке функционирует на частоте 1800 МГц и на 500 МГц в режиме 2D (1986 и 1500 МГц соответственно у Radeon HD 4850).

Память на Radeon HD 4850

Выяснить разгонный потенциал новинки не удалось, так как ни одна из утилит не смогла определить видеоакселератор - даже в закладке Overdrive контрольной панели драйверов ATI отсутствовали возможности тонкой настройки. Возможно, это связано именно с тестовым семплом или с еще сырыми драйверами. Во всяком случае, в продаже карты будут лишены подобных недостатков.

Тестирование

Тестирование проводилось на следующем стенде:
- Процессор Intel Core 2 Extreme QX 9770 (3,2 ГГц@4 ГГц)
- Материнская плата ASUS Striker II Formula (NVIDIA nForce 780i SLI)
- Оперативная память Corsair XMS2 PC-6400 (4x1024 МБ, DDR2-800, 4-4-4-12-2T, dual channel)
- Жёсткий диск Western Digital WD1600JD-00HBB0 (160 ГБ)
- Блок питания Gigabytу ODIN (500 Вт)
- Операционная система WindowsVista x86SP1

В синтетическом пакете 3DMark’06 видеокарта Radeon HD 4830 медленнее старшей модели процентов на 11, что весьма неплохо при заявленной стоимости.

А вот в 3DMarkVantageразница между картами достигает уже 28 %, что можно объяснить либо сыростью драйверов, либо хорошей масштабируемостью RV770, когда увеличение потоковых процессоров пропорционально росту производительности.

В реальном приложении - игре World in Conflict, Radeon HD 4830 уже не так значительно отстает от старшей модели, при этом разница достигает 5-20 %, в зависимости от разрешения и качества графики. Если не активировать алгоритмы повышения качества изображения, то вряд ли можно заметь столь серьезное отставание нового решения. При включении сглаживания и анизотропной фильтрации и высоком разрешении игра может превратиться в слайд-шоу.

Вышедшая недавно демка Unigine Tropics Demo, демонстрирующая достаточно красивую графику, оказалась очень чувствительной к количеству исполняющих блоков - падение производительности на Radeon HD 4830 доходит до 35 процентов. Правда, карты работали на разных частотах, и точно определить зависимость от количества блоков можно лишь при одинаковых показателях. Но мы надеемся вернуться к данной теме после появления розничных карт, а не инженерных семплов.

В Crysis без проблем можно играть при разрешении 1280x1024 - в среднем 34 FPS на Radeon HD 4830. С ростом разрешения и качества графики соответственно падает производительность, достигая 20-процентного разрыва между оппонентами.

Вывод

Компания AMD после перехода на унифицированную архитектуру никогда не практиковала выпуск более трех моделей на базе своего топового GPU. Невнятное начало с R600, на базе которого были выпущены Radeon HD 2900 XT/Pro/GT, с последующей работой над ошибками в лице RV670 и акселераторов Radeon HD 3870 X2, HD 3870/3850 на его основе - везде было только три видеоадаптера. Данную тенденцию продолжил RV770, но конъюнктура рынка требовала недорогое, но производительное решение стоимостью порядка 100-150 долларов. Тем более что эту нишу давно освободили карты серии GeForce 8600 GTS для продуктов на базе G92, с которыми конкурировать адаптеры на базе RV670 не могли по определению. В итоге AMD попросту уменьшила количество исполняемых блоков и рабочие частоты RV770, что позволило прицепить ценник с меньшей стоимостью по сравнению с Radeon HD 4850. Разница в производительности при этом достигла 20-30 %, что соизмеримо с различием в цене. Теперь решения семейства Radeon покрывают практически все сегменты рынка, а мы, пользователи, естественно только в выигрыше от такого изобилия продуктов.

По материалам www. ferra. ru

На обратной стороне коробки можно более подробно ознакомиться с полным перечнем всех фирменных технологий и утилит компании , которыми оснащена видеокарта, а так же с ее системными требованиями из которых стоит выделить только необходимость минимум 400-ваттного блока питания с возможностью обеспечения от 26 A по цепи 12 В.

Комплект поставки видеокарты:

  • Переходник с 2×Molex на 6-контактный разъем питания видеокарты;
  • Переходник с S-Video на компонентный HDTV;
  • Краткая инструкция по установке;
  • CD-диск с драйверами;
  • CD-диск с электронной версией инструкции пользователя;
  • Переходник с DVI на D-Sub.

Видеокарта оснащена системой охлаждения Accelero L1 производства компании Arctic Cooling, которая в свою очередь занимает одну из лидирующих позиций на рынке производства качественных и эффективных систем охлаждения. Данная система охлаждения состоит из алюминиевого радиатора и тихоходного 80 мм вентилятора. Хотя вентилятор работает достаточно тихо, у него есть существенный недостаток – нет возможности управлять его скоростью. Данное обстоятельство несколько сужает возможности разгона устройства, но так ли это на самом деле покажет тестирование.

Алюминиевый радиатор системы охлаждения имеет довольно внушительные размеры. Его конструкция с многочисленными ребрами и специальными прорезами в его основании внушает доверие. С помощью специальных прокладок радиатор контактирует с пятью из восьми установленных микросхем памяти GDDR3. На наш взгляд конструкцию радиатора можно было бы использовать более эффективно в этом плане и «накрыть» радиатором все микросхемы памяти, но инженерам компании Arctic Cooling виднее. Так же алюминиевым радиатором оснащена трехфазная система питания видеокарты.

Из-за достаточно громоздкой системы охлаждения, видеокарта занимает два слота расширения. Ничего не поделаешь – эффективность требует жертв.

Из выходных разъемов на карте присутствуют два порта DVI и один телевизионный S-Video. Для создания ATI CrossFireX конфигураций на ускорителе имеются два разъема, обеспечивающие подключение соответствующих шлейфов.

Сняв систему охлаждения видеокарты, мы получаем доступ ко всем ее компонентам.

Графический процессор видеокарты изготовлен в Тайване. Он основан на GPU RV770, только количество потоковых процессоров уменьшено с 800 до 640 штук. При этом количество текстурных блоков тоже уменьшено с 40 до 32 шт., а число блоков растеризации (ROPs) осталось неизменным – 16 шт. Чип произведен по 55 нм техпроцессу и содержит 956 млн. транзисторов. Работает GPU на частоте 575 МГц.

На видеокарте распаяно 8 микросхем видеопамяти стандарта GDDR3 производства компании Qimonda. Заявленное время доступа к ним составляет 1 нс., что соответствует эффективной частоте работы памяти 2000 МГц, на которой она и работает. Отметим, что компанией AMD рекомендована чуть меньшая частота – 1800 МГц. Таким образом, инженеры расходовали весь гарантированный потенциал микросхем памяти и представили немножко ускоренную видеокарту. С графическим процессором память обменивается по шине разрядностью 256 бит.

Теперь оценим эффективность системы охлаждения.

При 100% загрузке видеокарты утилитой FurMark в закрытом корпусе, графический процессор нагрелся до 78 градусов по шкале Цельсия. Достаточно высокий нагрев для видеокарты данного уровня, но не будем забывать, что система охлаждения при этом работает практически бесшумно.

Тестирование

Процессор Intel Core 2 Quad Q9550 (LGA775, 2,83 ГГц, L2 12 МБ) @3,8 ГГц
Материнские платы ZOTAC NForce 790i-Supreme (LGA775, nForce 790i Ultra SLI, DDR3, ATX)
GIGABYTE GA-EP45T-DS3R (LGA775, Intel P45, DDR3, ATX)
Кулеры Noctua NH-U12P (LGA775, 54,33 CFM, 12,6-19,8 дБ)
Thermalright SI-128 (LGA775) + VIZO Starlet UVLED120 (62,7 CFM, 31,1 дБ)
Дополнительное охлаждение VIZO Propeller PCL-201 (+1 slot, 16,0-28,3 CFM, 20 дБ)
Оперативная память 2x DDR3-1333 1024 MБ Transcend PC3-10600
Жесткие диски Hitachi Deskstar HDS721616PLA380 (160 ГБ, 16 МБ, SATA-300)
Блоки питания CHIEFTEC CFT-850G-DF (850 Вт, 140+80 мм, 25 дБ)
Seasonic SS-650JT (650 Вт, 120 мм, 39,1 дБ)
Корпус Spire SwordFin SP9007B (Full Tower) + Coolink SWiF 1202 (120×120x25, 53 CFM, 24 дБ)
Монитор Samsung SyncMaster 757MB (DynaFlat, 2048×1536@60 Гц, MPR II, TCO’99)

По результатам тестов, разница в производительности между EAH4830 512 МБ и видеокартой со стандартными частотами совсем незначительна. В большинстве игровых приложений польза от 10% прироста частоты памяти выражается в прибавлении одного-двух кадров в секунду к среднему значению FPS. Хотя эта разница и не слишком велика, она позволяет ещё более выгодно смотреться видеокарте на фоне основного конкурента в данном сегменте игровых ускорителей – GeForce 9800GT.

Разгон

Как и обычно, разгон видеокарты осуществлялся с помощью программы RivaTuner в закрытом корпусе и с дополнительным охлаждением вентилятором VIZO Propeller. Благодаря этому, частоту графического процессора видеокарты удалось поднять с 575 МГц до 729 МГц, а память стабильно заработала на частоте 1116 МГц (2232 МГц DDR). Здесь можно сказать об отличном разгоне GPU. Почти 27-процентный прирост частоты должен обеспечить ощутимый прирост производительности.

Температурные показатели разогнанной видеокарты, благодаря дополнительному обдуву, оказались даже лучше, чем на стандартных частотах без дополнительного охлаждения. Максимальная температура графического процессора не превысила 73 градуса по шкале Цельсия.

Теперь оценим непосредственно производительность ускорителя с разгоном.

Тестовый пакет

Стандартные частоты

Разогнанная видеокарта

Прирост производительности, %

3DMark Score
SM2.0 Score
HDR/SM3.0 Score
Performance
1600×1200
2048×1536
1600×1200
2048×1536
1280×1024
1600×1200
2048×1536
1280×1024
1600×1200
2048×1536
1280×1024
1600×1200
2048×1536
1280×1024
1600×1200
2048×1536
1280×1024
1600×1200
1280×1024
1600×1200
1280×1024
1600×1200
2048×1536
1280×1024
1600×1200
2048×1536

Средняя суммарная производительность видеокарты, благодаря разгону, увеличилась почти на 18%. Самое главное то, что разгон позволяет не только догнать старшую модель HD4850 по производительности, но и вырваться вперёд на несколько процентов во всех тестовых приложениях. При этом основной соперник – видеокарта на GeForce 9800GT оказывается далеко позади.

Тестирование видеокарты в режиме ATI CrossFireX

Мы так же решили провести тесты EAH4830 512 МБ в режиме ATI CrossFireX и оценить, на сколько данный режим оправдывает покупку сразу двух таких видеокарт.

Итак, результаты:

512 МБ оказалась довольно интересным продуктом. Она оснащена системой охлаждения, которая хоть и не блещет своей эффективностью, но работает тихо и отлично реагирует на дополнительную вентиляцию в корпусе. Также видеоадаптер обладает отличным разгонным потенциалом, который не останется без внимания компьютерных энтузиастов и оверклокеров. Помимо этого, при покупке двух таких видеокарт можно практически вдвое увеличить производительность в некоторых игровых приложениях и получить существенный прирост во всех остальных, что позволяет составить конкуренцию даже «топовым» ускорителям, но целесообразность такого шага нужно оценивать исходя из текущей стоимости видеокарт. Если учесть все выше сказанное и прибавить к этому достаточно низкую цену, то видеокарту

Тестовый пакет

Прирост производительности, %

3DMark Score
SM2.0 Score
HDR/SM3.0 Score
Performance

Serious Sam 2, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1600×1200
2048×1536

Prey, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1600×1200
2048×1536

Call Of Juarez, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Call Of Juarez, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Call Of Juarez DirectX 10 Benchmark, 1600×1200, fps

Low
Balanced
High

Crysis, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Crysis, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Crisys Warhead, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200

Crisys Warhead, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200

Company of Heroes, DirectX 10, Maximum Quality, AA4x, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Devil May Cry 4, DirectX10, 1600×1200, Maximum Quality, AA4x, fps

Scene1
Scene2
Scene3
Scene4

World in Conflict, Maximum Quality, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Far Cry 2, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

1280×1024
1600×1200
2048×1536

Far Cry 2, Maximum Quality, AA4x/AF16x, fps

1280×1024
1600×1200