Как ставится диск. Установка жесткого диска. Металлизированные тормозные колодки

Обычно «десятки» имеют задние барабанные тормоза, но сегодня можно купить и даже самостоятельно установить на ВАЗ 2110 задние дисковые тормоза, которые идеально подходят, без особых усилий и сложностей монтируются. Все, кто их установил, утверждают, что у них масса преимуществ.

Минусы

Не обошлось в замене тормозов на дисковые и без знаменитой «ложки дегтя», хотя касается она скорее именно тех проблем, которые может вызвать их установка.

Во-первых, их монтаж на ВАЗ 2110, наши органы правопорядка рассматривают как изменение конструкции.

Что это может повлечь за собой?

Следующее:

  • Штраф при прохождении техосмотра;
  • Можно оказаться элементарно неправым в спорном ДТП, если сотрудники ГИБДД акцентируют внимание что у вас «не правильные» тормоза;
  • Да и страховая компания тоже может счесть это причиной для невыплаты страховки.

Во-вторых, дополнительно нужно будет дорабатывать ручник – или менять его на гидроручник, хотя последний со временем ослабевает.

В-третьих, необходима доработка или тщательная регулировки колдуна, чтобы на ВАЗ 2110 задние колеса не тормозили сильнее передних, так как это непременно вызовет занос, особенно на льду или мокром асфальте. Для этого иногда даже приходится на четверть, а то и больше стачивать колодки.

Особенности конструкции

Задние дисковые тормоза лучше приобретать полным комплектом. На Ваз 2110 подходят тормозные диски 13 или 14 дюймов (вентилируемые или не вентилируемые). Постарайтесь приобрести сертифицированные диски, чтобы их не пришлось дорабатывать.

Нужен также суппорт, бывающий трех видов, поэтому подбирать его нужно именно под соответствие диску. С суппортом идут шланг и тормозные колодки. В комплект входит универсальный, подходящий для всех суппортов фиксатор – планшайба.

Демонтаж

Прежде чем устанавливать дисковые, нужно демонтировать старые задние тормозные механизмы ВАЗ 2110.

Делается это так:

  • Снимаем колесо;
  • Снимаем тормозной барабан;
  • Убираем колодки;
  • Снимаем с колеса ступицу, предварительно открутив тормозную трубку.

Следует подготовиться к тому, что демонтаж будет нелегким. Мало того, что при эксплуатации тормоза имеют неприятное свойство прикипать, так еще и болты «приваривает» коррозия. Поэтому желательно гайки и сами болты обработать специальным средством (например WD 40), чтобы не сорвать их грани.

Снятую трубку важно чем-нибудь заглушить, чтобы не вытекала тормозная жидкость, а в систему не подсасывало воздух. После этого – сбивать ступицу. Лучше всего это получается, если приложить к опорному диску с обратной стороны доску или рейку, и бить по ней молотком, перемещая удары: один – снизу, другой – сверху. Так вы не нанесете серьезных повреждений диску.

Установка

Пришел черед монтировать дисковые тормоза, вместо удаленных задних барабанных.

Сбив ступицу, будем ставить ее обратно, но другим образом:

  • Устанавливать ее следует через пластину, в которую уже вмонтирован суппорт. Внимательно следите за совпадением всех отверстий. Особое внимание – центровке;
  • Далее молотком следует подрихтовать угол балки, чтобы в нее не упирался суппорт;
  • Теперь можно одевать на ступицу тормозной диск, проложив между этими деталями дистанционные шайбы, и закрепить диск скобой;
  • Ставим тормозные колодки от ВАЗ 2110;
  • Сначала к суппорту, а затем к трубке тщательно и надежно прикрепляем тормозной шланг;
  • Чтобы уменьшить тормозные усилия задних тормозов по сравнению с передними, нужно частично сточить фрикционный материал колодок.

Проверка

Проведя все вышеописанные операции – сначала на одном колесе, а затем и на втором, нужно еще проверить систему на герметичность. Первая фаза – просто нажать на педаль.

На то, что все сделано нормально, указывает то, что педаль нажимается с усилием, довольно туго.

Но этого недостаточно. Попросите кого-то другого жать на тормозную педаль, а сами в это время попробуйте повернуть детали, составляющие ваши новые задние дисковые тормоза.

Если ничего не движется, значит, у вашего ВАЗ 2110 теперь есть новые задние дисковые тормозные системы - лучше и надежнее прежних.

Прокачка и регулировка

После любых манипуляций с тормозной системой (неважно, ремонтировали вы задние, передние или стояночный), на ВАЗ 2110 жизненно необходимо еще прокачать тормоза, чтобы в них нигде не образовалась воздушная пробка, способная свести на нет возможность затормозить в нужный момент.

Делать это удобно вдвоем, но можно и самому, хотя для этого нужно кое-какое дополнительное оборудование. , знают многие. Главное, не забывать это делать по диагонали, всегда начиная с передних колес, причем первым прокачиваем правое.

После прокачки еще нужна проверка на тормозные усилия. Для этого нужен наблюдатель со стороны. Вы разгоняетесь и резко тормозите, а он наблюдает, как срабатывают тормоза. Должны сработать вначале передние, затем (с небольшим отрывом) – задние, причем тормозное усилие должно быть большим у передних.

Вставлять диск в ноутбук могут все. Ведь это же очевидно. Но все ли делают это правильно? Может, есть какие-то секреты или рекомендации? В этой статье мы постараемся наиболее детально описать весь процесс, а также дать рекомендации по грамотной эксплуатации дисковода.

Как же все-таки правильно?

Ответ на вопрос: «Как правильно вставить диск в ноутбук?» - очень прост.

1. Нажимаем кнопку на дисководе, после чего с характерным щелчком высвобождается лоток.

2. Так как обычно лоток выдается вперед на пару сантиметров, поэтому вручную вытаскиваем его до упора.

3. Аккуратно, не задевая оптическую (лазерную) головку, вставляем диск в круглый держатель диска до полной фиксации последнего. Диск должен вставляться этикеткой (картинкой, рисунком, надписями, не глянцевой стороной) вверх. То есть оптическая (лазерная) головка должна иметь доступ к «блестящей» поверхности, так как именно на ней записана вся информация.

4. Осторожно вставляем лоток обратно до щелчка.

5. Чтобы вытащить диск, необходимо проделать все с первого пункта, но уже диск не вставляем, а аккуратно вытаскиваем.

Ни в коем случае не применяйте силу. Если лоток не закрывается или диск не вставляется в держатель - значит, вы делаете что-то неправильно. Начните все сначала, но уже более внимательно.

Правильно вставить диск в дисковод ноутбука не составляет особого труда. Но как быть, если устройство дисковода вашего ноутбука отличается от описанного выше?

Как вставить диск в ноутбук, если в дисководе нет выдвижного лотка?

Некоторые ноутбуки оснащены щелевыми приводами оптических дисков, у них не имеется лотка для дисков. Но не стоит пугаться - ничего сложного и необычного в этой ситуации нет. Вставить диск в ноутбук, как и случае с лотковым вариантом, необходимо этикеткой вверх. Диск просунуть в щель привода, но не запихивать силой, а не очень быстро проталкивать, пока не почувствуете мягкий упор. Далее дисковод сам его затянет в себя.

У щелевых дисководов надо найти специальную кнопку, которая в большинстве случаев находится в той части ноутбука, где расположена клавиатура.

Экстренные случаи

Иногда бывают случаи, когда лоток для дисков не выходит из привода - может, кнопка сломалась или повредился механизм высвобождения. Не спешите нести ноутбук в сервисный центр. Вполне может быть, что привод еще может послужить и без неисправных деталей. Итак, как вставить диск в ноутбук при неисправности некоторых механизмов?

1. Во всех популярных операционных системах есть функция, которая выполняет работу физической кнопки. Например, в ОС Windows для этого необходимо открыть проводник, выбрать дисковод, нажать на него правой кнопкой мыши. В появившемся контекстном меню выбрать и кликнуть строчку «Извлечь».

2. Для второго варианта нам понадобится иголка или скрепка. Если посмотреть внимательно, то можно заметить на крышке лотка для дисков маленькую дырку. Надо вставить туда иголку или кончик скрепки и слегка нажать. Скорее всего, после этих действий лоток откроется. Вытащить диск можно таким же способом.

В дисководах без лотка, к сожалению, нет специальных отверстий. И если вам не помог первый вариант, то смело несите свой ноутбук в сервис.

Что еще необходимо знать

Советы пользователям.

  1. Не пытайтесь разобрать оптический привод самостоятельно. Это сложное устройство со множеством мелких деталей. Поэтому вы можете окончательно его сломать без возможности ремонта.
  2. При покупке сделайте выбор в пользу ноутбука с лоточным дисководом. Такие дисководы более распространены, при необходимости замены они обойдутся дешевле и их технически легче заменить.
  3. Не протирайте подручными материалами лазерные головки. Последние изготовлены из специального мягкого пластика и легко царапаются. Для этой цели существуют различные средства, которые можно приобрести в специализированных магазинах.
  4. Не держите диск в дисководе просто так, без необходимости. Во-первых, ноутбук будет расходовать заряд батареи. Во-вторых, так быстрее изнашиваются детали.
  5. Перед тем как вставить диск в ноутбук, убедитесь, что он не имеет сильных царапин или деформаций. Плохой диск может стать причиной поломки дисковода.

Дисковые, или роторные, тормоза широко используются на многих моделях горных велосипедов. Роторная тормозная система обладает высокой эффективностью торможения и модуляцией, и это позволяет использовать ее в жестких условиях передвижения на высоких скоростях. Чтобы установить дисковые тормоза, можно воспользоваться услугами веломастерской или с удовольствием сделать это самостоятельно.

С процедурой по установке дисков на велосипед можно столкнуться в нескольких случаях:

  • когда нужно починить отдельную деталь или поменять ее в системе;
  • заменить комплект на новый;
  • установить на велосипед без дисковых тормозов.

По устройству дисковый тормоз имеет аналогию с v-brake:

  • рычаг;
  • привод системы;
  • корпус тормоза – калипер;
  • колодки;
  • поверхность торможения – диск.

Из чего состоят тормоза роторного типа (на примере механики)

По виду привода велосипедные дисковые тормоза разделены на два типа – механика и гидравлика. На первых используют металлический трос в оплетке (как у V-brake), на вторых – гидролинию с жидкостью и силовыми цилиндрами.

Промежуточный вариант занимают механико-гидравлические, или гибридные дисковые тормоза.

Диски с нуля на «ви-брейковые» велосипеды

Велосипедов, на которые можно поставить и ви-брейки и диски, не так много, отсутствие универсальности – существенный недостаток роторов. Поэтому перейти с ободных тормозов на дисковые не так просто, ведь понадобится вносить изменения в конструкцию байка.

Переделка тормозной системы касается колеса. Его втулка должны быть «заточена» под диск, то есть иметь специальные посадочные места под него. На байках с v-brake это обычно не предусмотрено. Здесь можно пойти двумя путями: поставить новое колесо с втулкой под ротор или поменять только втулку. Первый способ проще:

  • можно сразу приступать к установке диска;
  • нет риска собрать колесо неправильно (самостоятельная переборка);
  • не придется дополнительно тратиться на установку новой втулки в мастерской.

При этом новое колесо под диск будет стоить денег, по цене особых различий не будет. Зато по времени покупка сразу собранного колеса – более выгодный вариант.

Качественный дисковый тормозной комплект стоит недешево. Для первой пробы не нужно затеваться с двумя дисками – достаточно сменить систему на передней части. Возможно, диски не оправдают желаний или на практике окажутся не лучше V-brake, так что лучше поэкспериментировать с одним колесом.

На пальцах процедура установки дискового тормоза выглядит так:

  1. Поставить калипер на раму через адаптеры.
  2. Прикрутить на руль тормозную ручку.
  3. Соединить приводной рычаг с калипером через привод (трос или гидролиния) и выровнять его положение.
  4. Закрепить ротор на втулку колеса.
  5. Поставить колесо.

Важным моментом является . Неправильно или вовсе не настроенный тормоз будет неэффективно работать и мешать передвижению.

Раз диски разделяются на механические и гидравлические, стоит подробнее остановиться на установке и тех и других.

Как поставить дисковые тормоза с механическим приводом

Механика взамен ободных тормозов – лучшее решение, особенно для бюджетного велосипеда. Ее и поставить просто, и запчасти по сравнению с гидравликой выйдут дешевле. Переход также оправдан искривлением поверхности обода – ви-брейки плохо тормозят при таких условиях и часто расстраиваются. Конечно, кривая поверхность, даже при отсутствии «восьмерок» – это не очень хорошо. Но если втулка позволяет крепить диск, а само колесо за несколько лет хорошо зарекомендовало себя, почему бы не попробовать?


Да и на восьмерках диск намного лучше в торможении

Замена старого изношенного тормоза также не вызовет трудностей: все перед глазами, главное, купить то же самое и установить в нужной последовательности.

Для работы понадобятся:

  • рычаг, калипер с колодками и переходником (в комплект должны входит болты);
  • ротор, болты и шайбы для закрепления на втулку;
  • трос;
  • кусачки для укорочения троса;
  • шестигранник (для калипера и тормозного рычага);
  • хомутики (фиксация троса на раме для ).


Комплект роторных велосипедных тормозов

Любители используют для монтажа диска на втулку подходящие по диаметру и длине болты.

В принципе, это можно сделать, главное условие – винты должны полностью входить в отверстия крепления, иначе диск не будет держаться.

Установка механических тормозов:
1. Перевернуть байк и демонтировать колесо.

2. Снять старый калипер и диск, высвободить трос из приводного рычага и снять его (для замены).

3. Разжать тормоза V-brake и демонтировать их с велосипеда.

4. Прикрутить ротор к втулке колеса на 6 крепежных винтов. Затянуть до упора, равномерно распределить усилия помогут шайбы под болтами.

5. Установить (или настроить) ручку тормоза. С помощью шестигранника зафиксировать положение рычага и приводного троса.

6. Поставить калипер на раму через адаптер. На первом этапе закреплять до упора не нужно, так как придется выставлять его положение под поверхность ротора.

7. Протянуть трос на калипер.

8. Поставить колесо на эксцентрик или гайки.

Последний этап правильного монтажа – регулировка калипера относительно поверхности диска. Необходимо выставить положение колодок – оно будет в несколько раз меньше, чем у ободных, и в среднем – 0.3 – 0.4 мм.

На величину зазора между поверхностью и колодками влияет натяжение троса. Его настройка проводится шестигранником со стороны прижимного механизма. Лишнюю длину троса убираем кусачками. Когда колодки выставлены в правильное положение, а тормоза срабатывают на половину сжатия рычага, полностью зафиксировать калипер на болтах.

Итак, после установки и тщательной настройки выкатываем велосипед и проверяем работу системы в реальных условиях.

Установка гидравлической системы

Гидравлика в сравнении с механикой имеет ряд преимущество:

  • отсутствие «промежуточных потерь усилия» - давление жидкости одинаково, что в гидролинии, что на выходе из нее на цилиндры;
  • лучше тормозят и модулируют;
  • регулируются один раз и надолго (за исключением однопоршневых моделей, например, Hayes Sole), благодаря чему не сбиваются и не свистят после случайного падения велосипеда.

Вместе с этим, гидравлика более дорогая, неремонтопригодная в полевых условиях, «боится» воздуха.

Итак, перед установкой необходимо заправить систему жидкостью. В Shimano используется специальное масло на минеральной основе, для других моделей дисковых тормозов – жидкости стандарта DOT.

Для удаления воздуха используется – проталкивание жидкости под давлением. Чтобы система не завоздушивалась при эксплуатации, необходимо герметичное крепление гидролинии к рабочему и силовому цилиндру – именно здесь появление пузырьков наиболее вероятно, за исключением разрыва самого шланга.


Общая схема велосипедной гидравлики

Для работы по установке гидравлического дискового тормоза на велосипед понадобятся те же инструменты, что и с механикой, а последовательность работ аналогична:

  1. и установить на его втулку тормозной диск.
  2. Установить тормозной рычаг и подключить к нему гидролинию.
  3. Поставить калипер с адаптером на раму. Как и в случае с механикой, не нужно фиксировать его до упора.
  4. Прикрутить колесо с ротором.
  5. Выпрямить гидролинию, используя хомутики. На велосипеде, где гидравлика предусмотрена производителем, есть специальные направляющие ячейки.
  6. Подключить гидролинию и проверить ее работоспособность плавными нажатиями ручки – колодки должны одинаково сжать диск.
  7. Прижим колодок к диску ставит калипер на рабочее положение, после чего крепежные болты затянуть до упора.
  8. Если колодки трутся с диском или подходят к нему неравномерно, понажимать на ручку 10 – 20 раз, зажав калипер вручную.

Неправильное положение калипера на гидравлике – основная причина, почему тормоз срабатывает плохо. По необходимости нужно открутить деталь и повторить ее установку.

Заключение

Поставить диски на велосипед вполне реально своими руками. Процедура не отличается сложностью, к тому же тормоза обычно сразу принимают рабочее положение. Установленная система требует обязательной обкатки, чтобы выявить недостатки и сразу же устранить их.

При сборке ПК, его модернизации и ремонте порой требуется установка жесткого диска на компьютер.Рассмотрим основные правила и требования, которые необходимо учитывать для того, чтобы получить отличный результат, потратив минимум времени.

Основные этапы установки жесткого диска

Самая частая причина, побуждающая к установке нового жесткого диска, - отказ в работе предыдущего. В этом случае процесс замены удивительно прост. Для начала, естественно, необходимо открыть крышку системного блока, для чего предварительно открутите по 2 фиксирующих винта на каждой стенке задней стороны корпуса (винты лучше положить на виду, чтобы их не потерять). Далее нужно отсоединить сгоревший винчестер от кабеля питания и шины данных, освободить его от винтов крепления и извлечь.

Имея его в качестве образца, отправляйтесь в магазин. А купив новый аналог, достаньте жёсткий диск из упаковки, осмотрите на момент отсутствия серьезных внешних повреждений и царапин. Если таковыне обнаружили, то приступайте к его установке. Подсоединять нужно все в обратном порядке. Проведя эту процедуру один раз, вы уже будете знать, как установить жесткий диск на компьютер

Важно отметить, что все работы производятся при отключенном питании, также для удобства отключите все кабели, подключенные к корпусу ПК, и поставьте его на стол.

Особенности установки винчестеров разных форматов

Давайте рассмотрим, как установить новый жёсткий диск, если вы впервые взялись за это дело. Присоединение винчестера будет не намного труднее, но для тех, кто не имеет соответствующего опыта и сталкивается с этой задачей впервые, изложенная информация будет полезна.

Прежде всего, необходимо помнить, что разные поколения винчестеров имеют и различные стандарты подключения, а соответственно, разные разъемы.

Правила установки

Если основываться на мнении большинства специалистов о том, как правильно установить жесткий диск, то для начала советуем убедиться, что материнская плата поддерживает устанавливаемый винчестер, а также подтвердить их совместимость. На некоторых материнских платах могут присутствовать сразу два типа: SATA и IDE, но обычно в таких к IDE-шлейфам подключаются DVD-приводы. Хотя они пригодны и для жестких дисков.

Ранее в компьютерах упор делался именно на проверенный практикой формат IDE, который подтвердил свою надежность и совместимость со многими известными моделями. Но поскольку технологии непрерывно развиваются, от устаревших постепенно отказываются, им на замену приходят новые, более современные. С внедрением нового формата SATA, IDE уже уходит в прошлое, и хотя диски с ним уже не продаются, он все еще массово используется.

Особенности форматов

Электронно-механическая основа обоих форматов идентична, различия - в типе применяемого интерфейса. имеет максимальную 133 Мбайт/сек. Существующие стандарты SATA1, SATA2 и SATA3 обеспечивают до 150, 300 и 600 Мбайт/сек соответственно.

К плюсам IDE можно отнести возможность подключения двух устройств на один шлейф (при этом общая делится между ними), а каждое SATA-устройство подключается отдельным интерфейсным кабелем.

Еще один минус IDE — необходимость вручную выбирать и при помощи джамперов устанавливать режимы — Master/Slave, а также вносить в настройки в BIOS, какой из жестких дисков считать главным в случае подключения второго.

Особенности установки нового диска в системный блок

Рассмотрим вопрос о том, как установить новый жесткий диск. Для начала потребуется вставить наш винчестер в специально отведенное для него место, обычно его следует искать ближе к лицевой части корпуса.

Выберите его расположение в отсеке для нужно устанавливать там, где лучше всего обеспечивается его охлаждение кулерами ПК. Оптимальное его положение - по центру. Установите новый винчестер горизонтально и жёстко зафиксируйте. Прикрепите винтами хорошо, чтобы они располагались по обеим сторонам.

Надежное крепление будет препятствовать возникновению вибраций самого винчестера в процессе работы. Вибрации для жесткого диска, имеющего подвижные механические элементы, губительны. Кроме того, при плотном контакте диска и корпуса стенки, подобно радиатору, отводят вырабатываемое винчестером тепло. Далее подключаем кабели питания и передачи данных.

Как установить новый диск формата SATA

В отличие от устаревшего IDE, более совершенный подсоединяется намного проще. Как мы уже знаем, у этого стандарта подключение каждого из винчестеров происходит при помощи отдельного кабеля.

Интерфейс винчестера SATA тоже из двух разъемов: узкого и широкого. Но здесь вопрос о том, как установить новый жесткий диск, заключается в наличии иного разъема, через который идет передача данных с материнской платы, а через широкий - подается напряжение.

SATA-кабель подключается к разъему данных. Они бывают различными: прямыми и угловыми, без защелок и с ними. Но перепутать и воткнуть кабель неправильной стороной невозможно, поэтому бояться тут нечего.

Винчестер можно подключить к разъему SATA произвольно. Хотя существуют варианты стандартов SATA-1, 2 и 3, они отличаются только скоростью передачи информации и абсолютно совместимы как на уровне физического подключения, так и логически.

В разъем на материнской плате подключается второй конец кабеля. Они также могут быть угловыми и прямыми, обычно они раскрашены в яркие цвета и легко узнаваемы.

Подключение питания к диску

После того как самые трудоемкие операции проведены, и мы выяснили, как установить новый винчестер, теперь осталось лишь подключить его к питанию.

Оно как на IDE-, так и на SATA-винчестеры подается напрямую с блока питания ПК. На IDE-диски оно поступает через разъемы Molex, а SATA-стандарту свойственен свой разъем - более широкий.

Имейте в виду, что питание SATA не всегда изначально присутствует в наборе разъемов на самом блоке питания компьютера. Может оказаться, что у вас ПК с блоком старой модели, и данного разъема там нет. Как установить винчестер на компьютер в таком случае?

Все зависит от конкретной модели блока питания. В этом случае вам поможет переходник IDE-SATA. Они бывают в различном исполнении, и порой некоторые экземпляры выступают и как разветвители на несколько устройств. В принципе, это все, что необходимо, чтобы знать, как установить жесткий диск на компьютер. А что, если один винчестер у вас стоит, но вы хотите добавить второй?

Как установить второй жесткий диск

Порой возникает ситуация, когда при закачке новых файлов вы вдруг обнаруживаете, что на вашем жестком диске отсутствует необходимое для этого свободное место. Конечно, есть выход - удалить старые ненужные документы и провести дефрагментацию, но все эти попытки освободить несколько сотен мегабайт (или в лучшем случае гигабайт) - лишь временный успех. Спустя какое-то время обнаруживается, что диск опять забит под завязку, и у вас нет места для новых фильмов или музыки.

Как поступить в этом случае? Есть несколько способов решения проблемы. Вы можете поменять свой старый винчестер на новый, у которого гораздо больший объем памяти. Как установить новый жесткий диск, уже было описано выше. Но нужно понимать, что это влечет за собой обилие дополнительных проблем. Необходимо заново переустанавливать ОС, а соответственно, и все ранее закачанные драйверы, приложения и программы. Также придется переносить всю важную информацию со старого диска на новый. Масса времени будет потрачена на эту операцию.

Но есть и еще один путь решения проблемы - приобрести второй, дополнительный винчестер. Как установить второй жесткий диск, рассмотрим далее.

Установка дополнительного винчестера SATA на практике доказала повышение скорости работы системы. Взаимодействуя с тяжелыми программными комплексами, можно качественно почувствовать превосходство нового формата. Приложения и программы абсолютно не тормозят, а загрузка происходит моментально. Кроме того, энергопотребление и мощность SATA-дисков минимальны, что практически не приводит к возможному перегреву винчестеров.

Как подключить второй жесткий диск?

Процедура подключения второго, дополнительного, жесткого диска, ничем не отличается от того, как установить жесткий диск на компьютер в первый раз, и соответствует ранее описанному процессу.

При подключении второго жесткого диска формата IDE существует небольшой нюанс - джампер. Нужно установить его статус при помощи особой перемычки. Для главного винчестера ее необходимо поставить в положение Master, а для дополнительного - в положение Slave. В новых дисках формата SATA этого делать уже не надо.

У каждого винчестера в системном блоке есть свой отсек. Необходимо позаботиться лишь о том, чтобы расстояние между устанавливаемыми устройствами было достаточным для обеспечения хорошей вентиляции. Не размещайте их близко друг к другу, лучше оставить свободный пролет. Если возможность распределить два диска по разным полочкам отсутствует, можно установить дополнительный вентилятор, чтобы не допустить перегрева носителей, который негативно сказывается на долговечности элементов и сохранности вашей информации.

После этого тщательно закрепите каждый жесткий диск на корпусе, чтобы избежать воздействия вибраций. Если после включения второго винчестера они все же появились, это говорит о явной неполадке. Вибрации угрожают вам ошибками жесткого диска и возможностью потерять информацию. Поэтому не пренебрегайте крепежом. Это поможет максимально уменьшить возможность возникновения вибрации.

На что обратить внимание после установки

В последнее время к винчестеру стали прилагать соответствующую инструкцию, где сказано, как установить жесткий диск на компьютер, так что если дополнительно заглянуть туда, трудностей в процессе возникнуть не должно. После проделанной работы позаботьтесь о том, чтобы не просто правильно подсоединить кабели, а проложить их аккуратно, чтобы они не торчали. Если возможно, заведите их подальше вовнутрь, а при необходимости скрепите изолентой или пластиковыми стяжками.

Лайкнуть

Лайкнуть

Твитнуть

Жесткий диск в компьютере и значок диска в окне «Мой компьютер» - это разные понятия. Например, в компьютере может быть установлен один жесткий диск, в то время в «Моем компьютере» их может быть несколько. Причина столь странного несоответствия заключается в том, что жесткий диск может быть поделен на так называемые разделы. Это называют логической разметкой диска.

Я расскажу о том, зачем нужна такая разметка, как правильно ее делать (и нужно ли делать вообще), а также расскажу о бесплатных программах для столь тонкой процедуры.

Зачем нужно делить жесткий диск на разделы

Причин делить жесткий диск на разделы несколько:

  1. Разделы на жестком диске в первую очередь нужны для грамотного хранения информации. Например, некоторые пользователи предпочитают следующее деление: операционная система и программы на одном диске (обычно это C ), документы - на втором (D ), архив фотографий на третьем (E ) и так далее. При этом жесткий диск вполне может быть один.
  2. Если жесткий диск у вас один, но хочется иметь две или более операционных систем, придется поделить жесткий диск на разделы, так как Windows и другие операционные системы можно устанавливать только на разные разделы или жесткие диски.
  3. Производители ноутбуков (и некоторых компьютеров именитых производителей, таких как Acer) имеют свой резон делить разделы жесткого диска: на разделе, который виден как диск C, установлена Windows, второй (D ) абсолютно пуст, а третий (который никак не виден в окне «Мой компьютер») хранит в себе сжатую копию раздела C . Этот скрытый раздел жесткого диска называют разделом восстановления . Если что-то случилось с операционной системой («Windows полетела» - как любят говорить некоторые пользователя), то при включении ноутбука достаточно нажать сочетание клавиш (какое - смотрите в инструкции к ноутбуку) и специальная программа очистит диск C , затем распакует туда содержимое скрытого раздела. В итоге пользователь получит ноутбук с программами, которые были на нем изначально, на момент покупки в магазине. Диск D при этом изменен не будет. Напрашивается вывод: если на ноутбуке с такой системой восстановления все документы хранить не на диске C , а только на D , можно будет в любой момент восстановить поврежденную Windows новенькой, при этом не потеряв важные для себя данные. Кстати, такую систему восстановления может сделать себе любой продвинутый пользователь, но о ней я расскажу как-нибудь в другой раз.
  4. Операционные системы Windows 7 и Windows 8 при установке на чистый, «неразделенный» жесткий диск создают скрытый раздел размером 100-350 мегабайт. В этом маленьком разделе хранится загрузчик, предназначенный, как ни странно, для загрузки Windows. Не будет этого раздела или его содержимое будет повреждено - и компьютер не запустит операционную систему, выдав надпись на черном экране «Boot fail», «Cannot find boot device», «Boot error» или аналогичную, смысл которых один - не найден загрузочный диск с операционной системой. Вообще-то загрузчик может храниться и на диске C: , и/или в скрытых секторах жесткого диска (вне разделов), но разработчики решили в Windows 7/8 использовать отдельный скрытый раздел, чтобы как-то их обезопасить загрузчик от повреждения другими программами, вирусами или пользователем.
  5. Существуют и другие причины разделения жесткого диска на разделы. Например, для корректной работы операционных систем GNU/Linux следует создать несколько разделов, но это тема отдельной статьи, здесь их рассматривать не будем.

Итак, основные причины разделения жесткого диска на разделы: для удобства хранения информации, для установки нескольких операционных систем, для работы системы восстановления, для хранения загрузчика Windows 7/8.

Немного теории: файловые системы, типы разделов

Информация о разделах (т.е. логических дисках) хранится в «таблице разделов». Каждый логический диск может иметь свою собственную файловую систему. Подробнее обо всем этом можно почитать в статьях Википедии: Раздел диска , Логический диск , Файловая система . Начинающему пользователю достаточно знать самый минимум:

  1. Если поделить жесткий диск на логические диски (разделы), емкость диска не увеличится - свободному месту взяться просто неоткуда! Вы можете делать разделы любых размеров, но в сумме они не могут быть больше объема реального жесткого диска. Вот меньше - пожалуйста. Тогда вы получите неразмеченное свободное пространство, не видимое в «Моем компьютере», из которого вы можете получить один или более новых разделов. Это вопрос я часто получаю от новичков, поэтому размещаю на первом месте.
  2. Существуют первичные (основные) и расширенные (дополнительные) разделы. На одном жестком диске не может быть больше четырех основных разделов (почему так - по ссылкам выше), поэтому придумали расширенный раздел - это первичный раздел, который может включать в себя сколько угодно разделов. В итоге, благодаря расширенному разделу, на жестком диске может быть сколько угодно разделов - десятки, сотни.
  3. Каждый раздел может иметь свою собственную файловую систему. В данный момент для установки Windows Vista, 7 и 8 можно использовать только NTFS , а устаревшая Windows XP умеет устанавливаться на диски с файловой системой FAT32 . Впрочем, не рекомендую так делать, так как при этом накладывается слишком много ограничений. Делайте все разделы в NTFS - все будет работать так, как надо.
  4. Любой жесткий диск так или иначе должен быть размечен. В один или более логических дисков - решать вам. При покупке жесткий диск обычно уже размечен в один раздел - так решил производитель. Если вас устраивает такой способ организации информации - не трогайте.
  5. В ноутбуках делать разметку диска очень нежелательно - в большинстве из них есть скрытые разделы восстановления, которые могут повредиться (см. пункт 3 предыдущей главы).
  6. Если вы купили жесткий диск объемом 2 терабайта, а в «Моем компьютере» - «всего лишь» 1,86 терабайт (1860 гигабайт), то не спешите бежать обратно в магазин. Все дело в том, как считают объем производители и Windows. Подробнее об этом написано в статье Жесткий диск Википедии. Чем больше размер жесткого диска - тем нагляднее видно, что реальных гигабайт меньше.
  7. Разделы можно удалять, создавать, сдвигать (менять их физическое положение на диске), изменять их размер, форматировать, конвертировать файловые системы на разделах из одной в другую. Причем многие программы умеют это проделывать с сохранением всех данных. Существуют и другие операции, но начинающим пользователям чаще всего нужны вышеперечисленные.
  8. В случае ошибки в процессе изменения разделов (см. пункт 7) информация почти всегда теряется. Да, ее можно будет восстановить (или ее часть) специальными программами при участии специалистов, но лучше всего заранее сохранить всю важную информацию на другие диски (не логические, а реальные диски) или флешки, чтобы не платить деньги за восстановление данных.

Оснастка «Управление дисками» в Windows

Windows имеет стандартное средство изменения разделов - «Управление дисками «. В зависимости от версии Windows, возможности этой программы немного меняются, но в целом за прошедшие годы (если говорить о Windows Vista, 7, 8) серьезных изменений не было. Windows XP в этом плане выглядит более скромно - кроме форматирования и изменения буквы диска, там мало что можно сделать.

В качестве примера возьму «Управление дисками » Windows 7. Открыть эту программу можно несколькими способами:

  1. Простейший - нажимаем правой кнопкой по строчке Компьютер в меню Пуск - выбираем пункт Управление - в новом окне выбираем Управление дисками .
  2. Открываем Панель управления - Администрирование - Управление компьютером - Управление дисками .
  3. Нажимаем Пуск - Выполнить (или сочетание клавиш Win+R) - вводим в открывшемся окне diskmgmt.msc - нажимаем ОК .

Управление дисками выглядит так:

Здесь видны как физические диски (в том числе DVD-дисководы, флешки и прочие устройства для хранения информации), так и логические, т.е. виртуальные - скрытый раздел загрузчика Windows 7, диски C и D . На вашем компьютере количество дисков может быть другим.

Основные действия доступны по нажатию правой кнопкой мыши на нужном разделе:

Список действий довольно скудный:

  • Пункты Открыть , Проводник позволяют посмотреть содержимое дисков
  • Сделать раздел активным - указать, на каком диске (разделе) находится загрузчик. В Windows 7 и 8 это зарезервированный системой раздел. Делать активным другой раздел нельзя - операционная система перестанет загружаться.
  • Изменить букву диска или путь к диску - можно сменить отображаемую в окне «Компьютер» букву диска либо отобразить его как папку. Да, разделы могут отображаться не только как диски, но и как папки на каком-либо диске.
  • Форматировать - об этом можете почитать в статье Форматирование Википедии. Пункт открывает окно, с помощью которого можно запустить высокоуровневое форматирование.
  • Расширить том - если на жестком диске есть место, не помеченное как раздел, то можно расширить размер раздела за счет этого свободного пространства.
  • Сжать том - этот пункт позволяет уменьшить размер раздела. Итогом будет образование неразмеченного пространства, которое можно пустить в дело - расширить объем другого раздела (см. предыдущий пункт).
  • Удалить том - удалить раздел. Не нажимайте на пункт без основательного обдумывания последствий. Если удалите раздел, то информацию на нем будет возможно спасти только с помощью специальных программ, да и то не всегда.
  • Свойства - откроется окно свойств с информацией о выбранном диске (разделе).

Конечно, это далеко не полный перечень возможностей Управления дисками . Можно создавать динамические диски , например. Однако начинающим пользователям это ни к чему, данная статья рассчитана как раз на них.

Итак, чтобы создавать, удалять, изменять размер разделов через Управление дисками , нужны всего лишь три пункта меню: Расширить том, Сжать том, Удалить том.

Все операции происходят в реальном времени, т.е. после нажатия нужного пункта и утвердительного ответа на вопрос - хотим ли мы это сделать - происходит собственно действие.

Не забывайте, что есть риск сбоя, из-за которого мы можем потерять как один раздел, так и все. Это касается в первую очередь компьютеров с большим количеством ненужных программ - каждая из них может оказаться виновником удаления всех данных. Причем сценарий, когда надо изменить раздел, с которого и запущена Windows (обычно это диск C ), является самым наихудшим - чаще всего проблемы у пользователей возникают именно при попытке изменить системный раздел.

Чтобы минимизировать риск сбоя, существует три метода:

  1. Вставить жесткий диск в другой компьютер и с него изменить разделы, запустив Управление дисками или любую другую программу для изменения разделов. Из-за того, что Windows будет запущена с другого диска, никакие программы не будут лезть на посторонний диск, мешая ответственной операции.
  2. Загрузиться с Live CD диска - операционная система и программы будут запущены не с жесткого диска, а с CD или DVD, флешки - опять-таки ничто не будет мешать изменению разделов.
  3. Использовать для изменения разделов программу, умеющую работать в Native-режиме . Например, проверка диска C всегда работает в этом режиме - черное окно с белым текстом до загрузки Рабочего стола. В этом режиме запущен минимум программ, риск сбоя минимален.

Третий вариант самый простой, потому что пользователю по сути ничего делать не надо - просто перезагрузить компьютер и подождать несколько минут. Это умеют две следующие программы обзора.

Бесплатная для домашнего использования программа изменения разделов жесткого диска.

Surface test - проверка поверхности диска (физического). Позволяет обнаружить плохие сектора (так называемые «бэды», «бэд-блоки»).

View properties - показ информации о диске.

Да, знание английского тут явно требуется, особенно если учесть, что почти каждый пункт вызывает окно с настройками выполняемого действия. После того, как вы произведете необходимые манипуляции, нужно применить изменения нажатием кнопки Apply (Применить):

Только тогда начнется изменение разделов. Этот процесс может занять некоторое время - от пары минут до нескольких часов.

В зависимости от того, затрагивается системный раздел или нет, операции проводятся либо сразу же в окне, либо потребуется перезагрузка компьютера и запуск изменения раздела в Native-режиме:

У программы очень много функций, все не перечислить. Рекомендую ознакомиться со справкой к EaseUS Partition Master . Она на английском языке, к сожалению, но можно воспользоваться переводчиком Google . Перевод получается вполне понятный.

Плюсы EaseUS Partition Master Home Edition:

  • Очень много функций.
  • Все действия «виртуальные» до нажатия кнопки Apply. Значит, можно отменить операции до этой «точки невозврата» и попробовать сделать что-то еще с разделами. Или не делать вовсе, если передумали.
  • Работает стабильно и предсказуемо. Например, в процессе тестирования во время изменения разделов я запустил копирование файлов на раздел, который должен быть изменен. Итог - появилось окно о том, что не удается заблокировать раздел, все операции были прерваны, данные никуда не исчезли.
  • Программа бесплатна для домашнего использования.

Минусы EaseUS Partition Master Home Edition:

  • Интерфейс только на английском языке.
  • Возможностей, пожалуй, даже слишком много - это может запутать новичков.
  • Серьезный сбой в процессе операции приведет к серьезным последствиям.
  • Например, если в момент изменения раздела выключить компьютер, данные с раздела исчезнут. Впрочем, это минус абсолютно всех программ для изменения разделов.

Вывод: программа хорошая. Пользоваться можно и нужно, альтернативы среди бесплатных программ нет.

Paragon Partition Manager 11 Free

Бесплатная программа для изменения разделов от компании, основанной в России. К сожалению, программа англоязычная. Что заставило разработчиков пойти на такой шаг - непонятно. Причем платная версия программы русскоязычная.

Главное окно программы ничем не отличается от окна героя предыдущего обзора, разве что кнопки изменили свой порядок:

Отдельного упоминания заслуживает Express Mode (Упрощенный режим). Нажав на эту кнопочку, мы получим окно со списком самых частых действий:

Можно было бы сказать, что это идеальный режим для новичков, если бы не одно «но»: здесь все на английском. Причем у меня возникло подозрение, что английский здесь какой-то неправильный, словно переводил не человек, а машина.

Плюсы Paragon Partition Manager 11 Free:

  • Многие окошки имеют достаточно наглядный вид, чтобы разобраться в функциях.
  • Часть операций проводится сразу в окне программы, часть (если требуется) в Native режиме. То есть программа делает все для снижения шанса потери данных.
  • Программа бесплатна для использования дома.

Минусы Paragon Partition Manager 11 Free:

  • Англоязычная, причем из-за странного построения фраз достаточно трудно воспринимается.
  • Упрощенный режим Express Mode работает с точностью до наоборот: во-первых, описания операций и сами операции имеют больше технических тонкостей, чем это требуется; во-вторых, этот режим очень капризный и толком не работает, выдавая бессмысленные ошибки.
  • Программа работает слишком медленно. Например, у меня удаление раздела жесткого диска на 38 Гб заняло около 5 минут - достаточно долго для такой простой операции.

Вывод: программа работает, но как-то непредсказуемо. Я не рекомендую использовать эту программу, благо есть альтернатива в виде EaseUS Partition Master Home.

Изменение разделов во время установки Windows 7, 8, 10

Этот инструмент тоже заслуживает упоминания.

Берем любой установочный диск с Windows Vista, Windows 7, 8 или 10, запускаем установку диска, доходим до выбора раздела и нажимаем Настройка диска :

Вроде бы все просто: надо нажать по разделу в списке, затем кнопку действия. К сожалению, действий тут мало: удаление, форматирование, создание раздела и расширение .

Можно, например, удалить раздел и за счет освободившегося места увеличить размер другого раздела или разделов (выбирая нужные разделы, надо по очереди нажать кнопки Удалить и Расширение).

Увы, очень востребованной операции - уменьшение размера разделов - здесь нет. Можно удалить раздел, затем заново создать новый с меньшим разделом, но, к сожалению, данные при этом мы потеряем.

Все операции происходят в реальном времени, т.е. после нажатия кнопки происходит действие.

Итог: редактирование разделов во время установки Windows - крайне примитивный инструмент. Работает, но выполняет лишь ограниченный список действий, среди которых единственный, который сохраняет данные - это увеличение (расширение) размера раздела. Если вам надо установить Windows и при этом не требуется сохранять данные на разделах, то инструмент пригодится.

Если вдруг вы нечаянно удалили раздел во время установки Windows или через какую-либо программу, не отчаивайтесь - функция восстановления разделов есть в EaseUS Partition Master Home Edition.

Для того, чтобы восстановить удаленный раздел жесткого диска, не трогайте разделы , сразу загрузитесь в Windows (или вставьте жесткий диск в другой компьютер, если удалили системный раздел и загрузка Windows невозможна), затем запустите вышеупомянутую программу, нажмите в списке на строчку со словом Unallocated («Нераспределенное»), затем нажмите кнопку Partition recovery .

Остальное, как говорится, дело техники - мастер действий подскажет, куда нажимать, где ставить галочки, затем восстановит ваш удаленный диск.

Совет №2: Установка двух и более операционных систем Windows на один жесткий диск

Все, что для этого нужно - несколько разделов. Если на жестком диске уже есть второй раздел, который виден в окне «Компьютер » - убедитесь, что там свободного места хотя бы 20 гб (больше - лучше), затем во время установки Windows просто укажите этот второй (третий, четвертый и т.д.) диск. После установки вы сможете выбирать Windows с помощью меню, которое будет появляться во время включения компьютера.

Если же диск у вас один (C ), предлагаю самый простой вариант: Через Управление дисками сначала дать разделу С команду Сжать , уменьшив хотя бы на 20 гигабайт (а лучше - больше, ведь кроме Windows вы будете устанавливать и программы):

Нажимаем правой кнопкой по диску С…

После нажатия кнопки Сжать размер диска C уменьшается, в карте разделов появляется не распределенное (свободное) пространство:

Указываем незанятое пространство. Раздел создаст программа установки сама.

После установки у вас будут две операционных системы. Можно сделать еще незанятых пространств либо пустых дисков, указывать их для установки.

Спасибо читателю Владимиру, что поднял эту тему.

Вы могли заметить, что на скриншотах окна Управления дисками все разделы помечены синей полоской. У вас могут быть разделы с зелеными полосками. В чем разница синих и зеленых разделов?

Зеленая полоска в Управлении дисками - это признак расширенного (дополнительного) раздела. Как я уже писал выше, внутри могут находиться «вложенные» разделы, которые с точки зрения пользователя ничем не отличаются от основных (первичных). Есть у вложенных разделов одна особенность - если уменьшить их размер, то за счет появившегося свободного места просто так расширить основной раздел не удастся. Нужно сначала сжать еще и сам расширенный раздел (который хранит в себе свободное место и уменьшившийся раздел), чтобы образовалось свободное место вне каких-либо разделов, только потом можно расширить диски.

Лайкнуть

Лайкнуть