Общие характеристики кейс средств для проектирования ис. CASE-средства для проектирования информационных систем. Case-средство Универсальный язык моделирования UML
Обзор некоторых CASE-систем.
Список производителей CASE - инструментов и ряд полезных ссылок можно найти по адресу http://sunny.aha.ru/~belikov/index.htm, вопросам использования CASE посвящена русскоязычная конференция news://fido7.su.dbms.case/, в Internet также доступна книга Вендрова А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем..
Power Designer компании Sybase.
В состав Power Designer входят следующие модули:
· Process Analyst - средство для функционального моделирования, поддерживает нотацию Йордона - ДеМарко, Гейна - Сарсона и несколько других. Имеется возможность описать элементы данных (имена, типы, форматы), связанные с потоками данных и хранилищами данных. Эт элементы передаются на следующий этап проектирования, причем хранилища данных могут быть автоматически преобразованыв сущности.
· Data Analyst - инструмент для построения модели "сущность-связь" и автоматической генерации на ее основе реляционной структуры. Исходные данные для модели "сущность-связь" могут быть получены из DFD-моделей, созданных в модуле Process Analyst. В ER-диаграммах допускаются только бинарные связи, задание атрибутов у связей не поддерживается. Поддерживаются диалекты языка SQL примерно для 30 реляционных СУБД, при этом могут быть сгенерированы таблицы, представления, индексы, триггеры и т.д. В результате порождается SQL-сценарий (последовательность команд CREATE), выполнение которого создает спроектированную схему базы данных. Имеется также возможность установить соединение с СУБД через интерфейс ODBC. Другие возможности: автоматическая проверка правильности модели, расчет размера базы данных, реинжиниринг (построение модельных диаграмм для уже существующих баз данных) и т.д.
· Application Modeler - инструмент для автоматической генерации прототипов программ обработки данных на основе реляционных моделей, построенных в Data Analyst. Может быть получен код для Visual Basic, Delphi, а также для таких систем разработки в архитектуре "клиент-сервер" как PowerBuilder, Uniface, Progress и др. Генерация кода осуществляется на основе шаблонов, соответственно управлять генерацией можно за счет изменения соответствующего шаблона.
Ознакомительную версию Power Designer, в которой заблокированы функции сохранения построенных моделей, можно получить с российского web-сервера комании Sybase.
Silverrun компании Silverrun Technologies Ltd.
CASE-система Silverrun состоит из следующих инструментов:
· BPM - построение DFD-диаграмм. Поддерживает нотации Йордона-ДеМарко, Гейна - Сарсона, Уорда-Меллора и многие другие. Данный инструмент позволяет автоматически проверить целостность построенной модели, причем список критериев проверки определяется пользователем (например: отсутствие имен у элементов модели, потоки данных типа "хранилище - хранилище" или "внешняя сущность - внешняя сущность" и т.д.)
· ERX - построение диаграмм "сущность-связь". Поддерживаются не только бинарные связи, но и связи более высоких порядков, имеется возможность определения атрибутов у связей. Построенные ER-модели с помощью внешней утилиты могут быть сконвертированы в реляционный структуры (в той версии, с которой я работал, при этом, к сожалению, терялись атрибуты связей).
· RDM - инструмент реляционного моделирования, позволяет генерировать SQL-скрипты для создания таблиц и индексов примерно для 25 целевых СУБД.
Следует отметить, что компания Silverrun Technologies Ltd является не только разработчиком CASE - инструментария, но также создала собственную методологию создания информационных систем, получившую название Datarun. Эта методология включает описание всех этапов жизненного цикла информационной системы, перечень и последовательность работ, требования к содержанию и оформлению документов и многое другое.
Ознакомительную версию Silverrun, можно скачать с сервера комании Argussoft. В этой версии имеются ограничения на количество элементов в создаваемых моделях.
BPWin и ERWin компании LogicWorks.
LogickWorks выпускает два взаимнодополняющих инструмента проектирования информационных систем:
· BPWin - функциональное моделирование на основе методологии IDEF0. Допускается также использовние нотации IDEF3 и DFD в нотации Йордона - ДеМарко. Имеется возможность экспорта построенных моделей в системы функционально-стоимостного анализа (ABC - Activity Based Costing) и информационного моделирования ERWin.
· ERWin - средство информационного моделирования, используется нотация IDEF1X. Поддерживаются свыше 20 целевых СУБД, имеется возможность генерации прототипов прикладных программ для Visual Basic, Delphi и т.д.
Использование SilverRun
Методология
Планирование и разработка комплексных информационных систем невозможны без тщательно обдуманного методологического подхода. Какие этапы необходимо пройти, какие методы и модели использовать, как организовать контроль за продвижением проекта и качеством выполнения работ - эти вопросы решаются методологиями программной инженерии. Методологий существует много, и главное в них - единая дисциплина работы на всех этапах жизненного цикла системы. Если учитываются все критические задачи и контролируется их решение, качество создаваемых систем значительно возрастает. При этом, в общем случае, не важно, какие конкретно методы были выбраны для решения этих задач.
Для различных классов систем используются свои методы разработки. Они определяются как типом создаваемой системы, так и средствами реализации. Вероятно, самыми распространенными по объемам разработок являются информационные системы бизнес-класса. Практически в каждой организации имеются специалисты, разрабатывающие или сопровождающие информационные системы. Спецификация этих систем в большинстве случаев состоит из двух основных компонентов: функционального и информационного. По способу сочетания этих компонентов подходы к представлению информационных систем можно разбить на два основных типа - структурный и объектно-ориентированный. Разумеется, объектно-ориентированные методы также являются структурными в прямом понимании этого слова. Но исторически в программной инженерии этот термин закрепился за рядом дисциплин: структурное программирование, структурный дизайн, структурный анализ. В структурных технологиях функциональная и информационная модели строятся отдельно, чаще всего в виде диаграмм потоков данных и диаграмм "сущность-связь". Объектно-ориентированные технологии рассматривают информацию неотъемлемо от процедур ее обработки. Модели объектно-ориентированных технологий описывают структуру, поведение и реализацию систем в терминах классов объектов.
Объектно-ориентированные технологии доминируют в области создания операционных систем, средств разработки и исполнения приложений, систем реального времени. Концепция объекта помогает бороться с быстро растущей сложностью систем. Кроме того, взаимодействующие электронные устройства, как и элементы программ, естественно представляются объектами.
В области создания бизнес-систем лидируют структурные технологии, так как они максимально приспособлены для взаимодействия с заказчиками и пользователями, не являющимися специалистами в области информационных технологий. А анализ опыта разработок информационных систем показал, что активное привлечение пользователей на этапах выявления требований и постановки задачи является критическим фактором успеха крупных проектов. При разработке систем бизнес-класса основные усилия затрачиваются именно на понимание и спецификацию требований пользователя, а для реализации используются покупные средства разработки приложений (чаще всего языки четвертого поколения) и системы управления базами данных (чаще всего реляционные).
В терминах вышесказанного, место системы SILVERRUN в технологиях программной инженерии можно определить следующим образом: это CASE-система верхнего уровня, предназначенная для инструментальной поддержки структурных методологий создания информационных систем бизнес-класса. Таким образом, эта система может быть использована специалистами, занимающимися анализом и моделированием деятельности предприятий, разработчиками информационных систем, администраторами баз данных.
Методология RAD
Одним из возможных подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ является получившая в последнее время широкое распространение методология быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development). Под этим термином обычно понимается процесс разработки ПО, содержащий 3 элемента:
· небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);
· короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);
· повторяющийся цикл, при котором разработчики, по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.
Команда разработчиков должна представлять из себя группу профессионалов, имеющих опыт в анализе, проектировании, генерации кода и тестировании ПО с использованием CASE-средств. Члены коллектива должны также уметь трансформировать в рабочие прототипы предложения конечных пользователей.
Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырех фаз:
· фаза анализа и планирования требований;
· фаза проектирования;
· фаза построения;
· фаза внедрения.
На фазе анализа и планирования требований пользователи системы определяют функции, которые она должна выполнять, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности. Определение требований выполняется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков. Ограничивается масштаб проекта, определяются временные рамки для каждой из последующих фаз. Кроме того, определяется сама возможность реализации данного проекта в установленных рамках финансирования, на данных аппаратных средствах и т.п. Результатом данной фазы должны быть список и приоритетность функций будущей ИС, предварительные функциональные и информационные модели ИС.
На фазе проектирования часть пользователей принимает участие в техническом проектировании системы под руководством специалистов-разработчиков. CASE-средства используются для быстрого получения работающих прототипов приложений. Пользователи, непосредственно взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы. Анализируется и, при необходимости, корректируется функциональная модель. Каждый процесс рассматривается детально. При необходимости для каждого элементарного процесса создается частичный прототип: экран, диалог, отчет, устраняющий неясности или неоднозначности. Определяются требования разграничения доступа к данным. На этой же фазе происходит определение набора необходимой документации.
После детального определения состава процессов оценивается количество функциональных элементов разрабатываемой системы и принимается решение о разделении ИС на подсистемы, поддающиеся реализации одной командой разработчиков за приемлемое для RAD-проектов время - порядка 60 - 90 дней. С использованием CASE-средств проект распределяется между различными командами (делится функциональная модель). Результатом данной фазы должны быть:
· общая информационная модель системы;
· функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдельными командами разработчиков;
· точно определенные с помощью CASE-средства интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами;
· построенные прототипы экранов, отчетов, диалогов.
Все модели и прототипы должны быть получены с применением тех CASE-средств, которые будут использоваться в дальнейшем при построении системы. Данное требование вызвано тем, что в традиционном подходе при передаче информации о проекте с этапа на этап может произойти фактически неконтролируемое искажение данных. Применение единой среды хранения информации о проекте позволяет избежать этой опасности.
В отличие от традиционного подхода, при котором использовались специфические средства прототипирования, не предназначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасывались после того, как выполняли задачу устранения неясностей в проекте, в подходе RAD каждый прототип развивается в часть будущей системы. Таким образом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация.
На фазе построения выполняется непосредственно сама быстрая разработка приложения. На данной фазе разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных в предыдущей фазе моделей, а также требований нефункционального характера. Программный код частично формируется при помощи автоматических генераторов, получающих информацию непосредственно из репозитория CASE-средств. Конечные пользователи на этой фазе оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее требованиям. Тестирование системы осуществляется непосредственно в процессе разработки.
После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения с остальными, а затем тестирование системы в целом. Завершается физическое проектирование системы:
· определяется необходимость распределения данных;
· производится анализ использования данных;
· производится физическое проектирование базы данных;
· определяются требования к аппаратным ресурсам;
· определяются способы увеличения производительности;
· завершается разработка документации проекта.
Результатом фазы является готовая система, удовлетворяющая всем согласованным требованиям.
На фазе внедрения производится обучение пользователей, организационные изменения и параллельно с внедрением новой системы осуществляется работа с существующей системой (до полного внедрения новой). Так как фаза построения достаточно непродолжительна, планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на этапе проектирования системы. Приведенная схема разработки ИС не является абсолютной. Возможны различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых ведется разработка: разрабатывается совершенно новая система; уже было проведено обследование предприятия и существует модель его деятельности; на предприятии уже существует некоторая ИС, которая может быть использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с разрабатываемой.
Следует, однако, отметить, что методология RAD, как и любая другая, не может претендовать на универсальность, она хороша в первую очередь для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. Если же разрабатывается типовая система, которая не является законченным продуктом, а представляет собой комплекс типовых компонент, централизованно сопровождаемых, адаптируемых к программно-техническим платформам, СУБД, средствам телекоммуникации, организационно-экономическим особенностям объектов внедрения и интегрируемых с существующими разработками, на первый план выступают такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Для таких проектов необходимы высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки.
Методология RAD неприменима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления космическими кораблями, т.е. программ, требующих написания большого объема (сотни тысяч строк) уникального кода.
Не подходят для разработки по методологии RAD приложения, в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы (например, приложения реального времени) и приложения, от которых зависит безопасность людей (например, управление самолетом или атомной электростанцией), так как итеративный подход предполагает, что первые несколько версий наверняка не будут полностью работоспособны, что в данном случае исключается.
Оценка размера приложений производится на основе так называемых функциональных элементов (экраны, сообщения, отчеты, файлы и т.п.) Подобная метрика не зависит от языка программирования, на котором ведется разработка. Размер приложения, которое может быть выполнено по методологии RAD, для хорошо отлаженной среды разработки ИС с максимальным повторным использованием программных компонентов, определяется следующим образом:
В качестве итога перечислим основные принципы методологии RAD:
· разработка приложений итерациями;
· необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла;
· обязательное вовлечение пользователей в процесс разработки ИС;
· необходимое применение CASE-средств, обеспечивающих целостность проекта;
· применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;
· необходимое использование генераторов кода;
· использование прототипирования, позволяющее полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя;
· тестирование и развитие проекта, осуществляемые одновременно с разработкой;
· ведение разработки немногочисленной хорошо управляемой командой профессионалов;
· грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ.
Структурный подход
Сущность структурного подхода к разработке ИС заключается в ее декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов.
Все наиболее распространенные методологии структурного подхода базируются на ряде общих принципов. В качестве двух базовых принципов используются следующие:
· принцип "разделяй и властвуй" - принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения;
· принцип иерархического упорядочивания - принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне.
Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, поскольку игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям (в том числе и к провалу всего проекта). Основными из этих принципов являются следующие:
· принцип абстрагирования - заключается в выделении существенных аспектов системы и отвлечения от несущественных;
· принцип формализации - заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы;
· принцип непротиворечивости - заключается в обоснованности и согласованности элементов;
· принцип структурирования данных - заключается в том, что данные должны быть структурированы и иерархически организованы.
В структурном анализе используются в основном две группы средств, иллюстрирующих функции, выполняемые системой и отношения между данными. Каждой группе средств соответствуют определенные виды моделей (диаграмм), наиболее распространенными среди которых являются следующие:
· SADT (Structured Analysis and Design Technique) модели и соответствующие функциональные диаграммы;
· DFD (Data Flow Diagrams) диаграммы потоков данных;
· ERD (Entity-Relationship Diagrams) диаграммы "сущность-связь".
На стадии проектирования ИС модели расширяются, уточняются и дополняются диаграммами, отражающими структуру программного обеспечения: архитектуру ПО, структурные схемы программ и диаграммы экранных форм.
Перечисленные модели в совокупности дают полное описание ИС независимо от того, является ли она существующей или вновь разрабатываемой. Состав диаграмм в каждом конкретном случае зависит от необходимой полноты описания системы.
Лекция 8. Case средства разработки информационных систем
Характеристики современных операционных систем
Год за годом происходит эволюция структуры и возможностей операционных систем. В последнее время в состав новых операционных систем и новых версий уже существующих операционных систем вошли некоторые структурные элементы, которые внесли большие изменения в природу этих систем. Современные операционные системы отвечают требованиям постоянно развивающегося аппаратного и программного обеспечения. Они способны управлять работой многопроцессорных систем, работающих быстрее обычных машин, высокоскоростных сетевых приспособлений и разнообразных запоминающих устройств, число которых постоянно увеличивается. Из приложений, оказавших влияние на устройство операционных систем, следует отметить мультимедийные приложения, средства доступа к Internet, а также модель клиент/сервер.
Неуклонный рост требований к операционным системам приводит не только к улучшению их архитектуры, но и к возникновению новых способов их организации. В экспериментальных и коммерческих операционных системах были опробованы самые разнообразные подходы и структурные элементы, большинство из которых можно объединить в следующие категории.
· Архитектура микроядра.
· Многопоточность.
· Симметричная многопроцессорность.
· Распределенные операционные системы.
· Объектно-ориентированный дизайн.
Отличительной особенностью большинства операционных систем на сегодняшний день является большое монолитное ядро. Ядро операционной системы обеспечивает большинство ее возможностей, включая планирование, работу с файловой системой, сетевые функции, работу драйверов различных устройств, управление памятью и многие другие. Обычно монолитное ядро реализуется как единый процесс, все элементы которого используют одно и то же адресное пространство. В архитектуре микроядра ядру отводится лишь несколько самых важных функций, в число которых входят работа с адресными пространствами, обеспечение взаимодействия между процессами (interprocess communication - IPC) и основное планирование. Работу других сервисов операционной системы обеспечивают процессы, которые иногда называют серверами. Эти процессы запускаются в пользовательском режиме и микроядро работает с ними так же, как и с другими приложениями. Такой подход позволяет разделить задачу разработки операционной системы на разработку ядра и разработку сервера. Серверы можно настраивать для требований конкретных приложений или среды. Выделение в структуре системы микроядра упрощает реализацию системы, обеспечивает ее гибкость, а также хорошо вписывается в распределенную среду. Фактически микроядро взаимодействует с локальным и удаленным сервером по одной и той же схеме, что упрощает построение распределенных систем.
Многопоточность (multithreading) - это технология, при которой процесс, выполняющий приложение, разделяется на несколько одновременно выполняемых потоков. Ниже приведены основные различия между потоком и процессом.
· Поток. Диспетчеризуемая единица работы, включающая контекст процессора (куда входит содержимое программного счетчика и указателя вершины стека), а также свою собственную область стека (для организации вызова подпрограмм и хранения локальных данных). Команды потока выполняют ся последовательно; поток может быть прерван при переключении процессора на обработку другого потока 4 .Процесс. Набор из одного или нескольких потоков, а также связанных с этими потоками системных ресурсов (таких, как область памяти, в которую входят код и данные, открытые файлы, различные устройства). Эта концепция очень близка концепции выполняющейся программы. Разбивая приложение на несколько потоков, программист получает все преимущества модульности приложения и возможность управления связанными с приложением временными событиями.
Многопоточность оказывается весьма полезной для приложений, выполняющих несколько независимых заданий, которые не требуют последовательного исполнения. В качестве примера такого приложения можно привести сервер базы данных, который одновременно принимает и обрабатывает несколько запросов клиентов. Если в пределах одного и того же процесса обрабатываются несколько потоков, то при переключении между различными потоками непроизводительный расход ресурсов процессора меньше, чем при переключении между разными процессами. Кроме того, потоки полезны при описанном в последующих главах структурировании процессов, которые являются частью ядра операционной системы.
До недавнего времени все персональные компьютеры, рассчитанные на одного пользователя, и рабочие станции содержали один виртуальный микропроцессор общего назначения. В результате постоянного повышения требований к производительности и понижения стоимости микропроцессоров производители перешли к выпуску компьютеров с несколькими процессорами. Для повышения эффективности и надежности используется технология симметричной многопроцессорности (symmetric multiprocessing - SMP). Этот термин относится к архитектуре аппаратного обеспечения компьютера, а также к образу действий операционной системы, соответствующему этой архитектурной особенности. Симметричную многопроцессорность можно определить как автономную компьютерную систему со следующими характеристиками.
1. В системе имеется несколько процессоров.
2. Эти процессоры, соединенные между собой коммуникационной шиной или какой-нибудь другой схемой, совместно используют одну и ту же основную память и одни и те же устройства ввода-вывода.
3. Все процессоры могут выполнять одни и те же функции (отсюда название симметричная обработка).
Операционная система, работающая в системе с симметричной многопроцессорностью, распределяет процессы или потоки между всеми процессорами. У многопроцессорных систем есть несколько потенциальных преимуществ по сравнению с однопроцессорными, в число которых входят следующие.
· Производительность . Если задание, которое должен выполнить компьютер, можно организовать так, что какие-то части этого задания будут выполняться параллельно, это приведет к повышению производительности по сравнению с однопроцессорной системой с процессором того же типа. Сформулированное выше положение проиллюстрировано на рис. 2.12. В много задачном режиме в один и тот же момент времени может выполняться только один процесс, тогда как остальные процессы вынуждены ожидать своей очереди. В многопроцессорной системе могут выполняться одновременно несколько процессов, причем каждый из них будет работать на от дельном процессоре.
· Надежность. При симметричной мультипроцессорной обработке отказ одного из процессоров не приведет к остановке машины, потому что все процессоры могут выполнять одни и те же функции. После такого сбоя система продолжит свою работу, хотя производительность ее несколько снизится.
· Наращивание . Добавляя в систему дополнительные процессоры, пользователь может повысить ее производительность.
· Масштабируемость. Производители могут предлагать свои продукты в различных, различающихся ценой и производительностью, конфигурациях, предназначенных для работы с разным количеством процессоров.
Важно отметить, что перечисленные выше преимущества являются скорее потенциальными, чем гарантированными. Чтобы надлежащим образом реализовать потенциал, заключенный в многопроцессорных вычислительных системах, операционная система должна предоставлять адекватный набор инструментов и возможностей
Рис. 2.12. Многозадачность и многопроцессорность
Часто можно встретить совместное обсуждение многопоточности и многопроцессорности, однако эти два понятия являются независимыми. Многопоточность - полезная концепция для структурирования процессов приложений и ядра даже на машине с одним процессором. С другой стороны, многопроцессорная система может обладать преимуществами по сравнению с однопроцессорной, даже если процессы не разделены на несколько потоков, потому что в такой системе можно запустить несколько процессов одновременно. Однако обе эти возможности хорошо согласуются между собой, а их совместное использование может дать заметный эффект.
Заманчивой особенностью многопроцессорных систем является то, что наличие нескольких процессоров прозрачно для пользователя -за распределение потоков между процессорами и за синхронизацию разных процессов отвечает операционная система. В этой книге рассматриваются механизмы планирования и синхронизации, которые используются, чтобы все процессы и процессоры были видны пользователю в виде единой системы. Другая задача более высокого уровня - представление в виде единой системы кластера из нескольких отдельных компьютеров. В этом случае мы имеем дело с набором компьютеров, каждый из которых обладает своей собственной основной и вторичной памятью и своими модулями ввода-вывода. Распределенная операционная система создает видимость единого пространства основной и вторичной памяти, а также единой файловой системы. Хотя популярность кластеров неуклонно возрастает и на рынке появляется все больше кластерных продуктов, современные распределенные операционные системы все еще отстают в развитии от одно- и многопроцессорных систем. С подобными системами вы познакомитесь в шестой части книги.
Одним из последних новшеств в устройстве операционных систем стало использование объектно-ориентированных технологий. Объектно-ориентированный дизайн помогает навести порядок в процессе добавления к основному небольшому ядру дополнительных модулей. На уровне операционной системы объектно-ориентированная структура позволяет программистам настраивать операционную систему, не нарушая ее целостности. Кроме того, этот подход облегчает разработку распределенных инструментов и полноценных распределенных операционных систем.
Лекция 16-1 CASE-ТЕХНОЛОГИИ В СОЗДАНИИ ИС
Решение задач проектирования больших размерностей требует применения соответствующих методов и моделей. Иерархические CASE-модели (Computer-Aided Software/System Engineering - проектирование программного обеспечения/ системы на основе компьютерной поддержки) во многом отвечают предъявляемым к ним требованиям.
Практически ни один крупный зарубежный программный продукт не создается в настоящее время без использования CASE-средств, а во многих отраслях ведущих стран (особенно госсектор, оборонный комплекс, добывающая промышленность) подготовка проектной документации с использованием CASE-средств является необходимым требованием стандартов.
Областью применения CASE-технологий является, прежде всего, создание экономических ИС, особенно там, где проблематика отличается большой сложностью, например, в корпоративных ИС.
Основой CASE-методологии является моделирование. CASE-технология - это модельный метод автоматизации проектирования системы.
CASE-технология основана на взаимосвязи:
методология - метод - нотации - средства
Методология определяет общие подходы к оценке и выбору варианта системы, последовательность стадий и этапов проектирования, подходы к выбору методов.
Метод конкретизирует порядок проектирования отдельных компонентов системы (например, известны методы проектирования потоков данных в системе, задания описаний процессов, представления структур данных в хранилище и т.д.).
Нотации - графические средства обозначения и правила, предназначенные для описания структуры системы, этапов обработки информации, структуры данных (графы, диаграммы, таблицы, блок-схемы, формальные и естественные языки).
Средства - инструментарии, средства для обеспечения интерактивного режима проектирования (создание и редактирование графического проекта ИС и кодогенерацни программ).
Построение CASE-модели системы предусматривает декомпозицию системы и иерархическое упорядочивание подсистем.
Модель системы должна отражать: функциональную часть системы; отношения между данными; переходы состояний системы при работе.
Для моделирования ИС в указанных аспектах используются разновидности графических средств:
1. Диаграммы потоков данных - DFD (Data Flow Diagrams). Они используются совместно со словарями данных и спецификациями процессов.
2. Диаграммы „сущность-связь" - ERD (Entity Relationship Diagrams), показывающие отношения между данными.
3. Диаграммы переходов состояний - STD (State Transitign Diagrams) для отражения зависящего от времени поведения системы (в режиме реального времени).
Ведущая роль в моделировании принадлежит DFD.
DFD предназначена для отражения взаимосвязей источников и приемников данных, потоков данных, процессов обработки (вычислительных процессов, соответствующих функциям системы), хранилищ данных (накопителей).
Графическое представление диаграммы потоков данных на экране дисплея обеспечивает наглядность моделирования и удобство корректировки в интерактивном режиме. Поскольку графического представления недостаточно для точного определения компонентов DFD, используются текстовые описания.
Каждый процесс (функция системы) может быть детализирована с помощью DFD нижнего уровня, где он разделяется на несколько процессов с одновременной детализацией потоков данных. Детализация процессов заканчивается, когда описание каждого детализированного процесса может быть сделано с помощью выбранного метода написания алгоритма процесса.
Визуальные языки обеспечивают автоматическую кодогенерацию, но представленные с их помощью спецификации процессов сложно корректировать.
Важным методологическим принципом CASE-технологии создания информационной системы является четкое разделение процесса создания системы на 4 стадии:
Предпроектную (стадию анализа, прототипирования, и построения модели требовании к системе);
Проектную, предполагающую логическое проектирование системы (без программирования);
Стадию программирования (включая проектирование физической базы данных);
Послепроектную, включающую в себя ввод в действие, эксплуатацию и сопровождение системы.
На предпроектной стадии строится модель требований к системе, т. е. подробное описание того, что она должна делать, без указания путей реализации требований.
На проектной стадии происходит уточнение модели требований (разработка подробной иерархической модели на основе DFD и спецификаций процессов) и расширение ее до модели реализации на логическом уровне.
На стадии программирования осуществляется физическое проектирование системы. Эта стадия предусматривает автоматическую кодогенерацию по спецификациям процессов программного обеспечения системы и физическое проектирование базы данных.
Заключительная послепроектная стадия начинается с приемосдаточных испытаний. Далее следуют ввод в постоянную эксплуатацию, сопровождение и развитие системы.
Достоинства CASE-технологии:
1. CASE-технология создает возможность и предусматривает перенос центра тяжести в трудоемкости создания системы на предпроектную и проектную стадии. Тщательная проработка этих стадий в интерактивном режиме с компьютерной поддержкой уменьшает число возможных ошибок в проектировании, исправлять которые на последующих стадиях затруднительно.
2. Доступная для понимания пользователей-непрограммистов графическая форма представления модели позволяет осуществить принцип пользовательского проектирования, предусматривающий участие пользователей в создании системы. CASE-модель позволяет достичь взаимопонимания между всеми участниками создания системы (заказчиками, пользователями, проектировщиками, программистами).
3. Наличие формализованной модели системы на предпроектной стадии создает возможность для многовариантного анализа с ориентировочной оценкой эффективности вариантов. Анализ прототипа системы позволяет скорректировать будущую систему до того, как она будет реализована физически. Это ускоряет и удешевляет создание системы.
4. Закрепление в формализированном виде требований к системе избавляет проектировщиков от многочисленных корректировок.
5. Отделение проектирования системы от программирования создает устойчивость проектных решений для реализации на разных программно-технических платформах.
6. Наличие формализованной модели реализации системы и соответствующих средств автоматизации позволяет осуществить автоматическую кодогенерацию программного обеспечения системы и создать рациональную структуру базы данных.
7. На стадии эксплуатации системы появляется возможность внесения изменений на уровне модели, не обращаясь к текстам программ, возможно, силами специалистов отдела автоматизации фирмы.
8. Модель системы может использоваться не только как основа ее создания, но и в целях автоматизированного обучения персонала с использованием диаграмм.
9. На основе модели действующей системы может выполняться бизнес-анализ для поддержки управленческих решений и бизнес-реинжиниринг при изменении направления деятельности фирмы.
В зависимости от функционального назначения программные средства, обеспечивающие CASE-технологию, подразделяются на следующие классификационные группировки, обеспечивающие:
Анализ и проектирование информационной системы;
Проектирование баз данных;
Программирование;
Сопровождение и реинжиниринг;
Управление процессом проектирования.
Средства анализа и проектирования служат для построения CASE-модели как действующей, так и реализуемой системы управления. Они поддерживают графическое построение и контроль иерархической модели диаграмм потоков данных и описание ее компонентов. Эти средства позволяют аналитикам и проектировщикам получить доступ к базе данных проектируемой системы. К таким средствам относятся: отечественный пакет CASE. Аналитик, Design/IDEF (Meta Software), The Developer (ASYST Technologies) и др.
Для согласования требований пользователей создаются прототипы пользовательских интерфейсов, включающих в себя меню, экранные формы и отчеты в виде таблиц или графиков. Примером является Developer/2000 (Oracle).
Средства проектирования баз данных обеспечивают логическое моделирование данных, автоматическое преобразование моделей данных в третью нормальную форму и генерацию схем баз данных. Примерами таких средств является Designer/2000 фирмы Oracle, ERWin (Logic Works) и др.
Средства программирования поддерживают автоматическую кодогенерацию из спецификаций процессов, тестирование и документирование программы. К их числу относятся Programmer/2000 (Oracle), DECASE (DEC), APS (Sage Software) и др.
Средства сопровождения и реижиниринга позволяют вносить изменения в систему при меняющихся условиях бизнеса (Adpac CASE Tools фирмы Adpac и др.).
Средства управления процессом проектирования поддерживают планирование и контроль выполнения комплекса проектных работ, а также взаимодействие аналитиков, проектировщиков и программистов на основе общей БД (Project Workbench фирмы Applied Business Technology).
За последнее десятилетие сформировалось новое направление в программотехнике: CASE (Computer-Aided Software/System Engineering - Технология автоматизированной разработки программного обеспечения). CASE-технология представляет собой совокупность методологий анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных систем программного обеспечения (ПО), поддерживаемую комплексом взаимосвязанных средств автоматизации. CASE - это инструментарий для системных аналитиков, разработчиков и программистов, позволяющий автоматизировать процесс проектирования и разработки ПО.
Практически ни один серьезный зарубежный программный проект не осуществляется без использования CASE-средств. Известная методология структурного системного анализа SADT (точнее ее подмножество IDEFO) принята в качестве стандарта на разработку ПО Министерством обороны США. Более того, среди менеджеров и руководителей компьютерных фирм знание основ SADT считается правилом хорошего тона; при обсуждении каких-либо вопросов упомянутые работники способны нарисовать простейшую диаграмму, поясняющую суть дела.
CASE позволяет не только создавать "правильные" продукты, но и обеспечивать "правильный" процесс их создания. Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование ПО от его кодирования и последующих этапов разработки, а также скрыть от разработчиков все детали среды разработки и функционирования ПО. Предполагается, что чем больше деятельности будет вынесено из кодирования в проектирование, тем лучше,
В большинстве современных CASE-систем применяются методологии структурного анализа и проектирования, основанные на наглядных диаграммных техниках. При этом для описания модели проектируемой системы используются графы, диаграммы, таблицы и схемы. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней.
Таким образом, CASE-технологии развивают структурные методологии и делают более эффективным их применение за счет автоматизации.
Помимо автоматизации структурных методологий и, как следствие, возможности применения современных методов системной и программной инженерии, CASE обладают следующими основными достоинствами; они улучшают качество создаваемого ПО за счет средств автоматического контроля (прежде всего, контроля проекта); позволяют за короткое время создавать прототип будущей системы, что дает возможность оценить ожидаемый результат на ранних этапах; ускоряют процесс проектирования и разработки; освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части разработки; поддерживают развитие и сопровождение разработки; поддерживают технологии повторного использования компонентов разработки.
Главная особенность современного подхода к созданию ПО состоит в концентрации сложности на начальных этапах ЖЦ (анализ, проектирование) при относительно невысокой сложности и трудоемкости последующих этапов.
CASE-технологии предлагают новый, основанный на автоматизации подход к концепции ЖЦ ПО. При использовании CASE изменяются все фазы ЖЦ, при этом наибольшие изменения касаются фаз анализа и проектирования.
В табл. 3.1 приведены оценки трудозатрат по фазам ЖЦ. В табл. 3.2 представлены основные изменения в ЖЦ при использовании CASE-технологий сравнению с традиционной разработкой.
Таблица 3.1
Оценки трудозатрат по базам жизненного цикла изделия. %
Таблица 3.2
Основные изменения в жизненном цикле изделия при использовании
CASE-технологий
Традиционная разработка |
CASE-технология |
Основные усилия направлены на кодирование и тестирование |
Основные усилия направлены на анализ и проектирование |
Бумажные спецификации |
Быстрое итеративное прототипирование |
Ручное кодирование |
Автоматическая кодогенерация |
Ручное документирование |
Автоматическая генерация документации |
Тестирование кодов |
Автоматический контроль проекта |
Сопровождение кодов |
Сопровождение спецификаций проектирования |
Мощная графика для описания и документирования систем ПО, а также для улучшения интерфейса для пользователя, развивающая творческие возможности специалистов и не отвлекающая их от процесса проектирования на поиск решения второстепенных вопросов;
Интеграция, обеспечивающая легкость передачи данных между средствами и позволяющая управлять всем процессом проектирования и разработки ПО непосредственно через процесс планирования проекта;
Использование компьютерного хранилища (репозитария) для всей информации о проекте; эта информация может разделяться между разработчиками и исполнителями, составляя основу для автоматического продуцирования ПО и повторного его использования в будущих системах.
Помимо перечисленных основополагающих принципов (графической ориентации, интеграции и локализации всей проектной информации в репозитарии), в основе концептуального построения CASE-средств лежат следующие положения:
широкое использование базовых программных средств, получивших массовое распространение в других приложениях (БД и СУ БД, компиляторы с различных языков программирования, отладчики, документаторы, издательские системы, оболочки экспертных систем и базы знаний, языки четвертого поколения и др.);
автоматизированная или автоматическая кодогенерация, выполняющая несколько видов генерации кодов: преобразования для получения документации, формирования БД, ввода/модификации данных, получения выполняемых машинных кодов из спецификаций ПО, автоматической сборки модулей из словарей и моделей данных и повторно используемых программ, автоматической конверсии ранее используемых файлов в форматы, соответствующие новым требованиям;
ограничение сложности, позволяющее получать компоненты, поддающиеся управлению, обозримые и доступные для понимания, а также обладающие простой и ясной структурой;
доступность для разных категорий пользователей;
сопровождаемоетъ, обеспечивающая способность адаптации при изменении требований и целей проекта.
Интегрированный CASE-пакет в совокупности должен:
поддерживать графические модели;
контролировать ошибки;
организовывать и поддерживать репозитарии;
Поддерживать процесс проектирования и разработки.
Графическая ориентация CASE заключается в том, что программы представляют собой схематические проекты и формы, которые оказываются намного более простыми в использовании, чем многостраничные описания.
Для CASE существенны четыре типа диаграмм:
диаграммы функционального проектирования (для этих целей наиболее часто употребляются DFD-диаграммы потоков данных);
диаграммы моделирования данных (как правило, ERD-диа- граммы "сущность-связь");
3) диаграммы моделирования поведения (как правило, STD-диаграммы переходов состояний);
4) структурные диаграммы (карты), применяемые на этапе про ектирования и описывающие отношения между модулями и внутри- модульную структуру,
Создание и модификация подобных диаграмм осуществляется с помощью специальных графических редакторов (диаграммеров), которые представляют собой сервисные средства на этапах анализа требований и проектирования спецификаций.
Важность контроля ошибок на этапах анализа требований и проектирования спецификаций обусловлена возможностью их автоматического обнаружения на ранних этапах ЖЦ, CASE-средства обеспечивают автоматическую верификацию и контроль проекта на полноту и состоятельность на ранних этапах ЖЦ, что влияет на успех разработки в целом. В подтверждение можно привести следующие статистические данные, основанные на отчетах фирмы "TRW" по анализу пяти крупных проектов: при традиционной организации работ ошибки проектирования и кодирования составляют 64 и 32% от общего числа ошибок, соответственно. Обнаружить ошибки проектирования на этапе сопровождения ПО в 100 раз труднее, чем на этапах анализа требований и проектирования спецификаций.
Основные функции средств организации и поддержки репозитария - хранение, доступ, обновление, анализ и визуализация всей информации по проекту ПО. Содержимое репозитария включает не только информационные объекты различных типов, но и отношения между их компонентами, а также правила использования или обработки этих компонентов.
На основе репозитария осуществляется интеграция CASE-средств и разделение системной информации между разработчиками.
Репозитарий служит базой для стандартизации документов по проекту и контроля состоятельности проектных спецификаций.
Поддержка структурных методологий осуществляется за счет средств их автоматизации на следующих двух уровнях:
подготовка документации, графическая поддержка построения структурных диаграмм различных типов, продуцирование спецификаций для детализации функциональных блоков в диаграммах и структур данных на нижних уровнях;
корректное использование шагов обработки в методологиях.
Кодогенерация осуществляется на основе репозитария и позволяет автоматически построить до 80...90% объектных кодов или текстов программ на языках высокого уровня. Все CASE-средства делятся на типы, категории и уровни. Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE-средств в технологическом процессе.
Анализ и проектирование. Средства этой группы используют для создания спецификаций системы и ее проектирования; они поддерживают широко известные методологии проектирования. К таким средствам относятся CASE. Аналитик (Эйтэкс), The Developer (ASYST Technologies), POSE (Computer Systems Advisers), ProKit *Workbench (McDonnell Douglas), Excelerator (Index Technology), Design-Aid (Nastec), Design Machine (Optima), MicroStep (Meta Systems), VS Designer (Visual Software), Analist/Designer (Yourdon), Design/IDEE (Meta Software), BPWin (Logic Works), SELECT (Select Software Tools), System Architect (Popkin Software & Systems), Westmount I-CASE Yourdon (West-mount Technology B. V. & CADRE Technologies), CASE/4/0 (mic-roTOOL GmbH). Их цель заключается в определении системных требований и свойств, которыми должна обладать система, а также создание проекта системы, удовлетворяющей этим требованиям и обладающей соответствующими свойствами. На выходе продуцируются спецификации компонентов системы и интерфейсов, связывающих эти компоненты, а также "калька" архитектуры системы и детальная "калька" проекта, включающая алгоритмы и определения структур данных.
Проектирование баз данных и файлов. Средства этой группы обеспечивают логическое моделирование данных, автоматическое преобразование моделей данных в форму, обеспечивающую автоматическую генерацию схем БД и описаний форматов файлов на уровне программного кода. В число таких средств входят: ERWin (Logic Works), Chen Toolkit (Chen & Associates), S-Designer (SDP), Designer/2000 (Oracle), Silverrun (Computer Systems Advisers).
Программирование. Средства этой группы поддерживают этапы программирования и тестирования, а также автоматическую кодогенерацию из спецификаций, получая полностью документированную выполняемую программу: COBOL 2/Workbench (Mikro Focus), DECASE (DEC), NETRON/CAP (Netron), APS (Sage Software). Помимо диаграммеров различного назначения и средств поддержки работы с репозитарием, в эту группу средств включены и традиционные генераторы кодов, анализаторы кодов (как в статике, так и в динамике), генераторы наборов тестов, анализаторы покрытия тестами, отладчики.
Сопровождение и реинжениринг. К таким средствам относятся документаторы, анализаторы программ, средства реструктурирования и реинжениринга: Adpac CASE Tools (Adpac), Scan/COBOL и Superstructure (Computer Data Systems), Inspector/Recoder (Language Technology). Их цель -корректировка, изменение, анализ, преобразование и реинжениринг существующей системы. Средства позволяют осуществлять поддержку всей системной документации (включая коды, спецификации, наборы тестов); контролировать покрытие тестами для оценки полноты тестируемости; управлять функционированием системы и т.п. Особый интерес представляют средства обеспечения мобильности (в CASE они получили название средств миграции) и реинжениринга.
Управление проектом. К этим средствам относятся поддерживающие планирование, контроль, руководство, взаимодействие, т.е. функции, необходимые в процессе разработки и сопровождения проектов: Project Workbench (Applied Business Technology).
За последнее десятилетие сформировалось новое направление в программотехнике - CASE (Computer-Aided Software/System Engineering) - в дословном переводе - разработка программного обеспечения информационных систем при поддержке (с помощью) компьютера. В настоящее время не существует общепринятого определения CASE, термин CASE используется в весьма широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения, в настоящее время приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных автоматизированных информационных систем в целом. Теперь под термином CASE-средства понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения (ПО) (приложений) и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование, обеспечение качества, конфигурационное управление и управление проектом, а также другие процессы. CASE-средства вместе с системным ПО и техническими средствами образуют полную среду разработки ИС.
CASE-средства позволяют не только создавать "правильные" продукты, но и обеспечить "правильный" процесс их создания. Основная цель CASE состоит в том, чтобы отделить проектирование ИС от его кодирования и последующих этапов разработки, а также скрыть от разработчиков все детали среды разработки и функционирования ИС. При использовании CASE-технологий изменяются все этапы жизненного цикла программного обеспечения (подробнее об этом будет сказано ниже) информационной системы, при этом наибольшие изменения касаются этапов анализа и проектирования. Большинство существующих CASE-средств основано на методологиях структурного (в основном) или объектно-ориентированного анализа и проектирования, использующих спецификации в виде диаграмм или текстов для описания внешних требований, связей между моделями системы, динамики поведения системы и архитектуры программных средств. Такие методологии обеспечивают строгое и наглядное описание проектируемой системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. CASE-технологии успешно применяются для построения практически всех типов ИС, однако устойчивое положение они занимают в следующих областях:
обеспечение разработки деловых и коммерческих ИС, широкое применение CASE-технологий обусловлены массовостью этой прикладной области, в которой CASE применяется не только для разработки ИС, но и для создания моделей систем, помогающих решать задачи стратегического планирования, управления финансами, определения политики фирм, обучения персонала и др. (это направление получило свое собственное название - бизнес-анализ);
разработка системного и управляющих ИС. Активное применение CASE-технологий связано с большой сложностью данной проблематики и со стремлением повысить эффективность работ.
CASE - не революция в программотехнике, а результат естественного эволюционного развития всей отрасли средств, называемых ранее инструментальными или технологическими. С самого начала CASE-технологии развивались с целью преодоления ограничений при использовании структурных методологий проектирования 60-70-х гг. XX в. (сложности понимания, большой трудоемкости и стоимости использования, трудности внесения изменений в проектные спецификации и т. д.) за счет их автоматизации и интеграции поддерживающих средств. Таким образом, CASE-технологии не могут считаться самостоятельными методологиями, они только развивают структурные методологии и делают более эффективным их применение за счет автоматизации.
Помимо автоматизации структурных методологий и, как следствие, возможности применения современных методов системной и программной инженерии, CASE-средства обладают следующими основными достоинствами:
улучшают качество создаваемых ИС за счет средств автоматического контроля (прежде всего контроля проекта);
позволяют за короткое время создавать прототип будущей системы, что позволяет на ранних этапах оценить ожидаемый результат;
ускоряют процесс проектирования и разработки;
освобождают разработчика от рутинной работы, позволяя ему целиком сосредоточиться на творческой части разработки;
поддерживают развитие и сопровождение разработки;
поддерживают технологии повторного использования компонента разработки.
Появлению CASE-технологии и CASE-средств предшествовали исследования в области методологии программирования. Программирование обрело черты системного подхода с разработкой и внедрением языков высокого уровня, методов структурного и модульного программирования, языков проектирования и средств их поддержки, формальных и неформальных языков описаний системных требований и спецификаций и т. д. В 70-80-х гг. стала на практике применяться структурная методология, предоставляющая в распоряжение разработчиков строгие формализованные методы описания ИС и принимаемых технических решений. Она основана на наглядной графической технике: для описания различного рода моделей ИС используются схемы и диаграммы. Наглядность и строгость средств структурного анализа позволяла разработчикам и будущим пользователям системы с самого начала неформально участвовать в ее создании, обсуждать и закреплять понимание основных технических решений. Однако широкое применение этой методологии и следование ее рекомендациям при разработке контактных ИС встречалось достаточно редко, поскольку при неавтоматизированной (ручной) разработке это практически невозможно. Это и способствовало появлению программно-технических средств особого класса - CASE-средств, реализующих CASE-технологию создания и сопровождения ИС.
Необходимо понимать, что успешное применение CASE-средств невозможно без понимания базовой технологии, на которой эти средства основаны. Сами по себе программные CASE-средства являются средствами автоматизации процессов проектирования и сопровождения информационных систем. Без понимания методологии проектирования ИС невозможно применение CASE-средств.