Роль личности в развитии информационных технологий. Информационные технологии в развитии личности. Выдержка из работы

Выявление и формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Усыновление. Понятие, условия и порядок усыновления.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми.

Установление опеки и попечительства над совершеннолетними.

За последние десятилетия в мировой практике произошли определенные изменения в направлении работы служб помощи детям, что было вызвано ростом численности нуждающихся в помощи социальных служб групп детей.

Это дети, растущие в бедности, воспитываемые одним родителем, внебрачные дети подростков и дети молодых работающих матерей.

Проблема в том, что службы социального обеспечения детей имеют дело с очень большим процентом так называемых недобровольных клиентов-детей, страдающих от плохого обращения или запущенных своими родителями. В отдельные возрастные периоды работа с детьми данной категории заключается в том, чтобы избежать изьятия ребенка из семьи. Изьятие предусматривается лишь в том случае, если нахождение ребенка дома невозможно, рассматривается вопрос о помещении его в другие условия. Службы поддержки и вспомогательные службы, оказывающие помощь ребенку на дому, имеют приоритет перед службами, заменяющими семейное воспитание. Предпринимаются значительные усилия по организации новых услуг на дому и расширение их применения.

Деятельность в защиту детей, целью которой является создание стабильных благоприятных условий для детей, сопровождается всевозрастающим признанием прав ребенка наряду с правами родителей и распространением на детей права социальной и судебной защиты.

Сейчас превалирует более широкий подход в отношении факторов, которые следует учитывать при решении проблем, попадающих в сферу деятельности социальных служб для детей. В качестве основного клиента таких служб рассматривают, скорее, всю семью, чем ребенка. Поэтому основной упор делается на работу именно с семьей.

Социальные службы для детей всегда несли ответственность за обеспечение детской безопасности, создание приемлемых условий проживания и хорошей обстановки в семье. В настоящее время на социальную службу возложена ответственность за поддержание цельности и стабильности хороших отношений между родителями и детьми, причем не только применительно к вполне благополучным детям, но и к имеющим серьезные социальные и эмоциональные отклонения и физические недостатки.

Все больше внимания на современном этапе уделяется группам детей, которые до сих пор выпадали из поля зрения работников социальных служб. Постоянно пополняются семейные детские дома с усыновленными и приемными детьми.

Службы социального обеспечения детей все более обретают правовой статус и подлежат судебной ответственности.

В последнее время наблюдается закономерное «вторжение» в данную сферу представителей других профессий, в частности медиков и юристов, первых - в связи со случаями физического и сексуального насилия над детьми, вторых - для решения таких вопросов, как усыновление, изъятие ребенка из семьи, права родителей и детей.

По мере усиления внешнего контроля за деятельностью социальных служб полномочия самих социальных работников уменьшаются. И хотя разработка точных и детальных законодательных норм ограничила гибкость деятельности социальных служб, осуществляется периодический контроль со стороны судов или гражданских комитетов за решениями социальных органов, касающимися жизни ребенка.

Социальная работа играет доминирующую роль в деле защиты детей. Соответствующие государственные ведомства уполномочены получать сообщения о случаях плохого ухода и обращения. Социальные работники в этих ведомствах отвечают за проверку и подтверждение достоверности сообщений.

Вмешательство в семейные дела в случаях жестокого обращения с детьми и их нейтрализация разрабатываются и осуществляются преимущественно социальными работниками в государственных и частных организациях. Даже если подготавливаемые планы предполагают сотрудничество ряда служб и специалистов, социальным работникам часто поручаются координирующие функции. Таким образом, они исполняют уникальную роль стражей детства и способны воздействовать на проводимую политику и практические действия в этой сфере. Несовершеннолетние дети могут оказаться без попечения родителей в результате различных обстоятельств в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от исполнения родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

В большинстве случаев, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры по устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения. Однако, в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями, дети могут оказаться в угрожающем положении.

Еще большую опасность для детей представляет уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц без определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи.

В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите является весьма актуальной задачей на сегодняшний день.

Порядок организации учета детей, оставшихся без попечения родителей, определен в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 919 «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей».

Выявление таких детей является непосредственной обязанностью должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или обьяв-лении лица умершим станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующего решения (о лишении родительских прав, признании гражданина недееспособным и др.), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей деятельности связаны с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные обьедине-ния, которые имеют сведения о таких детях, или учреждения и граждане.

Эта обязанность, предусмотренная ч. 1 п. 2 ст. 122 СК, не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного повеления в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Как правило, органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.) могут обратиться в органы опеки и попечительства.

Согласно правилу, установленному ч. 2 п. 1 ст. 122 СК, органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно провести первичное обследование (в течение трех дней). Его цель - проверка достоверности полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный (ст. 123 СК) присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное учреждение социальной защиты населения.

При первичном обследовании составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества - составлена опись и т. д.

Данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы и принимаются меры по его устройству.

В отличие от п. 1 ст. 122 СК п. 2 данной статьи устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка или по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью.

При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней с того дня, когда им стало об этом известно, т.е появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители указанных в п. 2 ст. 122 СК учреждений (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты) привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Новый Семейный кодекс вносит существенные изменения в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных).

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ. Основная черта и цель учета - оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ. Однако при нахождении такой семьи ни органы исполнительной власти, ни органы Минобразования РФ не вправе принять решение вместо органов опеки и попечительства по поводу того, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам и допустима ли она с точки зрения закона. При невозможности передать ребенка в семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории за пределами РФ (за исключением родственников ребенка) по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет.

При выборе органами опеки и попечительства форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, преимущество отдается семейным формам воспитания (передача на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и другие формы такого воспитания, установленные законами субъектов РФ (ч. 3 п. 1 ст. 123).

Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и состояния здоровья) на полное государственное обеспечение: в детские дома всех типов, дома ребенка, реабилитационные центры и другие аналогичные учреждения.

Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется исходя из интересов ребенка, с учетом конкретных обстоятельств - утраты родительского попечения и с обязательным соблюдением требований, установленных законом для каждой формы устройства в семью.

При устройстве ребенка должны также учитываться обстоятельства, указывающие на то, что деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Законами субьектов РФ могут быть определены и другие (кроме форм, установленных в СК) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов защиты несовершеннолетних детей. Во многих регионах РФ идет их активный поиск. Это - мини-детские дома, детские деревни и другие формы.

Органы опеки и попечительства сами могут временно осуществлять функции опекунов или попечителей, если не удалось в срок, установленный законом, подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение.

Усыновление является предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему.

Усыновление - сложный правовой институт. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Ошибки при усыновлении могут нарушить также права и интересы как родителей ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. Поэтому закон подробно регламентирует условия и порядок производства и прекращения усыновления.

Впервые в интересах детей устанавливается судебный порядок усыновления ребенка. Преимущества судебного порядка очевидны: суд независим и подчиняется только закону, он не связан никакими узковедомственными интересами. Судья профессионально сведущ в вопросах права, и судебный, а не административный порядок усыновления существует во всех цивилизованных странах мира.

Однако для того, чтобы не нарушить процесс усыновления и обеспечить примененияе нового порядка усыновления в практической деятельности судов, судебный порядок в соответствии со ст. 169 СК введен в действие после внесения в ГПУ необходимых процессуальных правил о рассмотрении дел об усыновлении - Федеральный закон от 21 августа 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР».

Закон при усыновлении исходит из основополагающего принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Соблюдение их интересов является обязательным условием любого усыновления. Под интересами ребенка при усыновлении понимается обеспечение, прежде всего, необходимого уровня жизни для его полноценного физического, психического и духовного развития.

Очевидно, что каждый случай усыновления особо индивидуален. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы: учесть особенности склада характера ребенка, его психологического склада; определить психологическую совместимость семьи и данного ребенка и др. Именно с этой точки зрения надо подходить к решению вопроса о допустимости усыновления.

При этом интересы ребенка ни в коем случае нельзя понимать в узком смысле как обеспечение удовлетворительных материальных и жилищных условий. Главное - чтобы ребенок постоянно ощущал благотворное влияние семьи, чувствовал родительскую любовь, заботу, чтобы каждый из детей рос человеком культурным, всесторонне развитым, получил образование, был подготовлен к активной общественой жизни.

Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение. С вступлением решения суда об усыновлении в законную силу между усыновителем и усыновленным возникают правоотношения, аналогичные родительским. В этом состоит его правоустанавливающее значение. Одновременно усыновление влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его родителями и родственниками.

Усыновленные дети и их родители и родственники взаимно освобождаются от всех имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей. Из этого правила могут быть предусмотрены исключения. Например, если ребенок усыновляется только одним лицом, возможно сохранение правовой связи между ним и родителем противоположного усыновителю пола.

Субъектами отношений по усыновлению являются усыновляемые дети и усыновители. В соответствии с п. 1 ст. 124 усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Это связано с тем, что целью усыновления является обеспечение детям семейного воспитания и наделение усыновленных и усыновителей взаимными правами и обязанностями.

С достижением совершеннолетия дети более не нуждаются в семейном воспитании, а родительские права и обязанности в отношении совершеннолетних детей прекращаются. Фактическому усыновлению правового значения не придается, поэтому если фактическое усыновление не было оформлено до совершеннолетия ребенка, впоследствии возможность такого усыновления утрачивается.

К лицам, которые могут быть усыновителями, предъявляются многочисленные требования. Прежде всего, эти лица должны быть совершеннолетними и полностью дееспособными. Также определенные требования предьявляются к возрасту усыновителя. Он должен быть старше ребенка не менее чем на 16 лет. Однако при усыновлении ребенка отчимом или мачехой наличие такой разницы в возрасте уже не требуется.

Не могут усыновить ребенка супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным, лица, ограниченные судом в родительских правах, бывшие опекуны, попечители и усыновители, если они по своей вине ненадлежащим образом осуществляли воспитание ребенка, а также лица, страдающие заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка или являются опасными для самого ребенка.

Усыновление всегда носит добровольный характер. Поэтому если нет препятствий к передаче ребенка данному лицу, оно само решает, какого именно ребенка усыновить.

Возможно усыновление двух и более детей. В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение. Разобщение братьев и сестер по общему правилу не допускается. Оно может быть допущено как исключение в случаях, если дети никогда вместе не проживали, не воспитывались, а также в других случаях, когда усыновление будет отвечать интересам конкретного ребенка.

Российский закон допускает усыновление детей - граждан РФ - и иностранными гражданами, и лицами без гражданства. Такое усыновление проводится на общих основаниях, однако с соблюдением дополнительных требований, которые с учетом п. 3 ст. 62 Конституции РФ установлены непосредственно в Федеральном законе СК РФ.

Условием усыновления является получение согласия всех предусмотренных законом лиц: самого ребенка, его родителей или заменяющих их лиц, супруга усыновителя, если он не является усыновителем ребенка.

Согласие ребенка, достигшего 10 лет, является необходимым. Мнение ребенка, не достигшего 10 лет, также должно быть выявлено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать.

Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей. Порядок дачи согласия родителями регулируется ст. 129 СК. Родители вправе дать согласие на усыновление ребенка определенным лицом или без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление дается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Нотариальное удостоверение может быть заменено заверением руководителя детского учреждения, в котором находится ребенок, или органа опеки и попечительства. Родители вправе отозвать свое согласие на усыновление ребенка до вынесения судом решения об усыновлении. При отказе родителей дать согласие на усыновление невозможно.

В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком.

В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление дается их опекунами или попечителями, приемными родителями или руководителями детских учреждений, в которых находится ребенок.

Для обеспечения усыновителям и усыновляемым равных условий и облегчения контроля за усыновлением дети, подлежащие усыновлению и лица, желающие усыновить ребенка, регистрируются отдельно. Лица, желающие усыновить ребенка, подают заявление с приложением необходимых документов в муниципальный орган управления по месту своего жительства. На основании этих документов указанный орган готовит заключение о том, может ли данное лицо быть усыновителем. Если заключение является положительным, лицо, желающее стать усыновителем, становится на учет в качестве кандидата на усыновление. Кандидатом подбираются дети, подлежащие усыновлению, и предоставляется возможность получить информацию о них и познакомиться с самими детьми. Если кандидату на усыновление не удается подобрать ребенка по месту его жительства, он может обратиться в орган управления образованием субьектов РФ.

Таким образом, формируются банки данных, на основании которых производится подбор лиц, желающих стать усыновителями детей.

Если усыновление производится родственниками ребенка или супругом его родителя, оно происходит помимо указанной системы учета. После того, как конкретным усыновителям подобран ребенок, органы опеки и попечительства решают вопрос о том, соответствует ли усыновление интересам ребенка. Их вывод основывается на заключении о возможности лица, желающего усыновить ребенка, быть усыновителем. Принимается во внимание также отношение ребенка к будущему усыновителю и другая информация. Эти данные кладутся в основу заключения, которое органы опеки и попечительства представляют суду.

Согласно ст. 125 СК РФ, усыновление производится судом в порядке особого производства по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. Процедура усыновления регулируется Гражданским процессуальным кодексом (ст. 261- 263(5)). В соответствии со ст. 263 ГК при подготовке дела к судебному разбирательству судья обязывает орган опеки и попечительства представить акт обследования жизни усыновителя и получить письменное согласие на усыновление лиц, чье согласие должно быть получено. Дела об усыновлении нуждаются в тщательной подготовке, поэтому судебному рассмотрению дела всегда предшествует административная процедура.

Рассмотрение заявления об усыновлении осуществляется судом в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей, представителя органа опеки и попечительства и прокурора. Суд может привлечь к участию в деле родителей ребенка, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достигшего возраста 10 лет.

Усыновление подлежит регистрации в органах ЗАГСа. Однако регистрация усыновления не имеет правообразующего значения и не входит в состав юридических фактов, необходимых для его возникновения. Правовые последствия усыновления возникают с момента вступления решения суда в законную силу. Суд в течение 3 дней с момента вступления решения в законную силу должен направить выписку из решения в орган ЗАГСа по месту нахождения суда.

В процессе усыновления могут быть произведены специальные действия, направленные на сохранение тайны усыновления. Совершение этих действий не является обязательным, они производятся лишь по желанию усыновителя и в случаях, если это соответствует интересам ребенка.

Если при усыновлении производится изменение имени, отчества, фамилии ребенка, даты и места рождения или если усыновители записываются в качестве родителей, об этом делается специальное указание в решении суда об усыновлении. На основании выписки из такого решения органы ЗАГСа производят соответствующие записи и вносят изменение в свидетельство о рождении ребенка. При этом на усыновленного ребенка выдается дубликат свидетельства о рождении с новыми данными.

Действующее законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления. Не только должностные лица, принимающие участие в процессе усыновления, но и иные граждане, осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления. Никто без согласия усыновителей не вправе выдавать сведения и документы, из которых может быть установлено, что имело место усыновление.

За разглашение тайны усыновления к виновным лицам в соответствии со ст. 1241 УК применяются меры уголовной ответственности. Однако ребенок, достигший совершеннолетия, должен иметь право получить доступ ко всем касающимся его сведениям, в том числе и к данным об усыновлении. В некоторых случаях это может быть необходимым, например для диагностики наследственных заболеваний или для предотвращения брака с близкими родственниками, о родстве с которыми усыновленный и не подозревает.

В процессе реформы законодательства произошло определенное перераспределение «сфер влияния» между гражданским и семейным законодательством. Большинство норм об опеке и попечительстве, традиционно содержащихся в СК, в настоящее время помещено в новый ГК РФ. Новый СК содержит лишь некоторые положения, касающиеся воспитания опекунами и попечителями несовершеннолетних подопечных. В институте опеки и попечительства семейные и гражданские элементы переплетаются настолько тесно, что разделить их невозможно, что подтверждает очередной раз тот факт, что гражданское и семейное право составляют одну отрасль права.

Опека и попечительство в широком смысле этого слова являются способом восполнения дееспособности и защиты прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. Опека и попечительство в узком смысле слова рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство в узком смысле назначаются над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними от 14 до 18 лет. Установление опеки производится органами опеки и попечительства.

Функции по опеке над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными учреждениями, образовательными и иными детскими учреждениями, а также самими органами опеки и попечительства. После выявления ребенка, лишившегося родительского попечения, функции по опеке и попечительству временно осуществляют органы опеки и попечительства.

В дальнейшем орган опеки должен в течение месяца назначить ребенку опекуна или попечителя или принять решение об иной форме устройства ребенка. Назначение опекуна или попечителя производится по месту жительства ребенка или при наличии заслуживающих внимания обстоятельств, по месту жительства опекуна или попечителя (п. 3 ст. 32 ГК РФ). Заинтересованные лица, которыми чаще всего являются родители или родственники ребенка, вправе обжаловать назначение опекуна или попечителя в суд.

Опекун или попечитель назначается только с его согласия. При таком назначении обязательно учитывается и мнение ребенка. Родители ребенка могут просить орган опеки и попечительства назначить ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, возраст, необходимость длительного отъезда) не могут сами осуществлять воспитание ребенка. В этом случае органы опеки и попечительства, как правило, назначают опекуном или попечителем лицо, указанное родителем ребенка. Опека по просьбе родителей может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из отъезда.

Существуют определенные требования к характеристике лица, которое может быть назначено опекуном или попечителем. Согласно п. 2 ст. 34 ГК, опекуном или попечителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, не лишенное родительских прав. Ст. 146 п. 3 СК предусматривает ряд дополнительных ограничений, например, не назначаются лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица в прошлом отстраненные от выполнения обязанностей опекунов и попечителей, лица, ограниченные в родительских правах, лица, в отношении которых усыновление было отменено в результате их виновного поведения, а также лица, которые не могут выполнять обязанности по опеке и попечительству по состоянию здоровья.

Орган опеки и попечительства проводит обследование условий, которые опекун или попечитель может обеспечить ребенку. При принятии решения о назначении опекуна или попечителя орган опеки и попечительства принимает во внимание и иные качества, его характеризующие. Учитываются также отношения между ребенком и будущим опекуном или попечителем, а также членами его семьи.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначаются с целью обеспечения их прав на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение предусмотрено в отношении детей, достигших 16 лет. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить ребенку проживать раздельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой. При этом раздельное проживание попечителя не должно неблагоприятно сказываться на воспитании последнего. Опекун или попечитель тем не менее с согласия органа опеки вправе в случае необходимости поместить несовершеннолетнего в детское учреждение (временно). При этом его права по опеке и попечительству над ребенком не прекращаются.

Отличие прав опекунов и попечителей от родительских заключается в том, что они несколько уже по объему поставлены под более жесткий контроль органов опеки и попечительства. Опекуны, также как и родители, обязаны заботиться о нравственном и физическом здоровье подопечного и его здоровье. Право опекунов и попечителей самостоятельно определять формы и способы воспитания ребенка ограничено их обязанностью следовать при этом рекомендациям органов опеки и попечительства. При выборе форм и методов воспитания опекуны и попечители обязаны считаться с мнением самого ребенка. Опекуны обязаны обеспечить ребенку получение основного общего образования. Выбор формы образования и конкретного образовательного учреждения определяется ими с учетом мнения самого ребенка.

Ребенок, находящийся под опекой или попечительством, сохраняет право на общение со своими родителями и родственниками, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. Опекуны и попечители обязаны обеспечить детям осуществление этого права. Однако, если родительские права родителей ограничены, опекуны и попечители вправе не допускать общения ребенка с родителями при условии, что такое общение противоречит интересам ребенка.

Опекуны вправе требовать возвращения ребенка от любого лица, включая родителей, которое удерживает его без судебного решения. В удовлетворении иска опекуна о возвращении ребенка может быть отказано, если такое возвращение противоречит интересам ребенка.

Порядок восполнения дееспособности несовершеннолетних опекунами и попечителями и распоряжения имуществом подопечного определяется гражданским законодательством. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании ребенка. Содержать ребенка за счет собственных средств они не обязаны. Между ребенком и попечителем или опекуном не существует алиментарных обязательств. Содержание ребенка осуществляется опекуном или попечителем за счет причитающихся ребенку пенсий, пособий, алиментов и иных средств, а также специальных средств для детей, находящихся под опекой.

Опекун должен организовать разумное расходование этих средств в интересах ребенка и предоставлять органу опеки и попечительства отчет об их использовании. Само осуществление функций по опеке и попечительству над несовершеннолетними выполняется безвозмездно.

Если ребенок находится на государственном попечении, опекун или попечитель ему не назначаются (если ребенок в детском учреждении). Функции по опеке и попечительству выполняет администрация детского учреждения. Дети, находящиеся под опекой, имеют такие же права, как и дети, воспитывающиеся в семьях своих родителей или усыновителей.

Прекращение опеки происходит по достижении ребенком 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство, которое прекращается при достижении ребенком 18 лет, эмансипации несовершеннолетнего или вступлении его в брак до 18 лет. Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна, попечителя или подопечного.

Прекращение опеки и попечительства в соответствии со ст. 39 ГК возможно также в форме освобождения от обязанностей опекуна или попечителя или отстранение от их исполнения. Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи на постоянное воспитание в детское учреждение.

В определенных случаях, если это необходимо для защиты интересов несовершеннолетнего, ему может быть сохранен опекун или попечитель в случае помещения в детское учреждение на постоянное воспитание. Отношения по опеке и попечительству являются строго добровольными, поэтому опекуну или попечителю предоставлено право самому обратиться с просьбой об освобождении его от несения обязанностей.

В п. 2 ст. 39 ГК говорится о том, что такое обращение возможно при наличии уважительных причин: болезни, изменения материального положения, отсутствия взаимопонимания с подопечным. Если причины, по которым опекун или попечитель отказывается от своих обязанностей, не являются уважительными, это может послужить основанием для отстранения опекуна вместо его освобождения, но отношения по опеке все равно подлежат прекращению, поскольку они не могут продолжаться помимо воли опекуна или попечителя.

Если опекун оказался не в состоянии выполнять свои обязанности по воспитанию ребенка по независящим от него обстоятельствам, орган опеки и попечительства освобождает его от исполнения опекунских обязанностей и при отсутствии просьбы с его стороны. Такая ситуация может сложиться в силу болезни, преклонного возраста опекуна и по иным причинам. Перечень оснований для освобождения опекуна или попечителя от обязанностей не является исчерпывающим. Орган опеки и попечительства вправе осуществить такое прекращение во всех случаях, когда этого требуют интересы ребенка. Освобождение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей, по своей правовой природе является мерой защиты и для его применения достаточно наличия определенных объективных обстоятельств. Наличия вины опекуна или попечителя для применения этой меры не требуется.

Отстранение опекуна или попечителя от своих обязанностей, напротив, применяется лишь в качестве санкций за виновное поведение. По своей правовой природе оно является мерой ответственности и влечет за собой целый ряд обязанностей и неблагоприятных последствий, в частности, такие лица в будущем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

Опекуны или попечители отстраняются от своих обязанностей, если они виновно не исполняли свои обязанности надлежащим образом, уклонялись от выполнения своих обязанностей по воспитанию или злоупотребляли своими правами. Частым случаем такого злоупотребления является использование опеки в корыстных целях. При обнаружении подобных нарушений орган опеки и попечительства выносит решение об отстранении и принимает меры к возвращению причиненного несовершеннолетнему вреда и привлечению опекуна или попечителя к ответственности.

Опека может устанавливаться не только над малолетними детьми, но также и над гражданами, признанными недееспособными. На содержание дееспособности более не оказывают влияния возрастные факторы. Однако способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. При наличии указанных проявлений необходимо защитить имущественные интересы этого гражданина или его семьи. Этой цели служит признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, признается недееспособным.

В этом случае гражданин не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые. От его имени все сделки совершает опекун.

Злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими веществами само по себе достаточно свидетельствует о необходимости вмешательства в его действия со стороны государства, однако гражданское право не имеет цели наказать их за подобные злоупотребления.

Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими спиртными напитками или наркотиками, предполагает вмешательство государства только при условии, что этот гражданин своими действиями ставит в тяжелое материальное положение всю семью. Ограничение дееспособности имеет целью защиту имущественных интересов семьи.

Если одинокий гражданин злоупотребляет спиртными напитками и вследствие этого пропивает собственное имущество, можно ставить вопрос о его лечении, но основания для ограничения его дееспособности нет.

В отличие от признания лица недееспособным, при ограничении дееспособности гражданин вправе сам совершать все сделки при условии, что имеется согласие попечителя. Лишь одну категорию сделок он вправе совершать, не спрашивая согласия - мелкие бытовые сделки.

Перечень оснований для ограничения дееспособности граждан в законе исчерпывающий, однако практика показывает необходимость введения дополнительных оснований, в частности, поставить в тяжелое материальное положение семью можно и азартными играми и рискованным ведением предпринимательской деятельности и неуемным коллекционированием и т. д.

Опекунами или попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Являясь законными представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства, особенно это касается сделок, направленных на отчуждение имущества.

Не вправе опекуны, попечители, а также супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или представления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом. Указанное ограничение вытекает из отношений законного представительства, с одной стороны, и отсутствия дееспособности, с другой.

В случае, если подопечный обладает ценным движимым и недвижимым имуществом, которое требует специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства может определить управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК). Назначение доверительного управляющего может быть обусловлено не только особыми свойствами имущества подопечного, но и нахождением имущества подопечного в другой местности, что препятствует назначенному опекуну или попечителю управлять этим имуществом.

Из состава имущества подопечного, которое находится в ведении опекуна, исключается имущество, переданное в доверительное управление. Доверительный управляющий осуществляет свои функции на основании договора о доверительном управлении, заключенного с органом опеки и попечительства, который должен предусматривать источник и размер вознаграждения доверительному управляющему, его ответственность и права в отношении имущества.

Попечительство может устанавливаться не только над частично или ограниченно дееспособными гражданами, но и над дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и интересы. Такая форма попечения называется патронажем.

Попечительство в форме патронажа назначается над дееспособными лицами по их просьбе. Его попечитель (помощник) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого лица. Распоряжение имуществом совершеннолетнего дееспособного лица осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем с согласия подопечного.

Патронаж над дееспособным совершеннолетним гражданином, установленный по его просьбе, прекращается также по требованию гражданина, находящегося под патронажем.

При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное, учреждение социальной защиты или другое аналогичное учреждание орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного помощника от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам по-печного.

При наличии уважительных причин опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

В случаях ненадлежащего исполнения помощником лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора или необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

Гражданский кодекс РФ. СПб.: НИЦ «Альфа», КИФ «РА-ВЕНА», 1994.

Семейный кодекс РФ с постатейными материалами. М.: Альфа, 1997.

Проблемы опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми

Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. К потенциальным опекунам (попечителям) законом предъявляются определенные формальные требования, которые определены в п. 2, 3 ст. 35 ГК РФ и ст. 146 СК РФ. Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными (т.е. не ограниченными в дееспособности и не признанными и судебном порядке недееспособными). Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). Назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности (Приложение А).

Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (с изм. от 19 марта 2001 г.) «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять под опеку (попечительство) несовершеннолетнего.

Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими (прежде всего нравственными) качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству. Такая оценка является субъективной, поэтому в дальнейшем, к сожалению, могут выявиться негативные черты личности опекуна (попечителя).

Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка. Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь, 2006, № 12, С. 15

В связи с этим необходимо:

обеспечить разработку программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;

обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы на добровольной основе. В настоящее время законодательство РФ не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание. При наличии в субъекте РФ иных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта РФ может быть установлено требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на указанную форму устройства, программы подготовки к приему в семью ребенка (детей).

Для граждан, решивших принять ребёнка в семью в Челябинской области функционирует 10 Школ приемных родителей (Челябинский городской округ, Магнитогорский городской округ, Миасский городской округ, Верхнеуфалейский городской округ, Усть-Катавский городской округ, Озерский городской округ, Снежинский городской округ, Нагайбакский муниципальный район, Саткинский муниципальный район, Карталинский муниципальный район).

Школы приёмных родителей проводят не только тестирование с целью определения психологической готовности граждан принять ребёнка в семью, но и проводят курсы для будущих замещающих родителей. На этих занятиях психологи, медики, юристы и другие специалисты рассказывают об особенностях воспитания таких ребят, подсказывают возможные пути решения часто встречающихся проблем, дают юридическую консультацию.

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.

Обязанность содержать подопечных не установлена законом ни для опекунов, ни для попечителей (гл. 13, 14, 15 СК РФ). Они не связаны с подопечным алиментными обязательствами. Это связано с тем, что данные лица добровольно берут на себя заботу о недееспособном или не полностью дееспособном лице и исполняют эти функции безвозмездно. Закон исходит из того, что все необходимые действия (как фактические, так и юридические) совершаются опекуном или попечителем за счет самого подопечного (его доходов, алиментов, пенсий, пособий и иных выплат). Однако с целью обеспечения исполнения опекунами своих функций предусмотрена, например, выплата ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей. При этом сумма денежных средств на содержание ребенка определяется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В соответствии с п. 3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей. ГК РФ и СК РФ не устанавливают обязанность опекунов и попечителей представлять органу опеки и попечительства отчет в своих действиях, и это можно назвать упущением законодателя. Для надлежащего надзора за деятельностью опекунов (попечителей) необходима четкая регламентация их взаимоотношений с органами опеки, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны тех и других. Орган опеки и попечительства вправе получать информацию о жизни подопечного любыми доступными ему способами, а также реагировать на ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей, не обладая при этом возможностью налагать на нарушителя административные взыскания. У него есть только право произвести отстранение опекуна или попечителя и предъявить в суд иск о возмещении за счет этого лица вреда, причиненного личности или имуществу подопечного.

В соответствии со ст. 37 ГК РФ орган опеки и попечительства дает предварительное разрешение на совершение опекуном и дачу попечителем согласия на совершение подопечным сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Кроме того, такое же предварительное разрешение требуется и в тех случаях, когда опекун или попечитель намерен расходовать доходы подопечного не на необходимое содержание последнего, а в иных целях.

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако, по данным Министерства образования РФ, примерно половина сирот помещены в детские учреждения. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института, хотя последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, на расформирование детских домов и приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

На протяжении трёх последних лет в Челябинской области устраивается в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, больше, чем выявляется. А это значит, что ежегодно уменьшается и количество детей, нуждающихся в семье. Приложение Б.

Следует отметить, что в Челябинской области за 3 года существенно увеличилось количество приемных семей. Так на 01.01.2009 года в области было 25 приемных семей, в которых воспитывалось 89 детей. По состоянию на 01.01.2011 года таких семей уже 542, в которых воспитывается 743 ребёнка. опека попечительство несовершеннолетний

Таким образом, отметим, что законодатель с помощью института опеки и попечительства перемещает бремя основных забот с государственных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики. Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. Забота человека о ближнем должна сегодня культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами. Необходимо издать законы, об оказании материальной поддержки семьям, в которых воспитываются опекаемые дети.

В то же время, должны быть четко закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Поскольку несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

В настоящее время основополагающие нормы этого института содержатся в Гражданском кодексе (ст. 31–40), который устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой и попечительством, является предметом ведения семейного права (п. 1 ст. 15 °CК РФ). Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36–38 ГК РФ.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Ее сущность состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун. Опекуны полностью заменяют своих подопечных в имущественных отношениях, они являются их представителями в силу закона.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и исполнять обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий (помимо сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно).

Опека и попечительство находятся в ведении органов местного самоуправления. Выполнение функций в области опеки и попечительства возлагается на отделы (управления) образования. Наиболее важные вопросы (например, издание постановления о назначении конкретного гражданина опекуном или попечителем) решает непосредственно глава районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя).

По общему правилу, опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК РФ). Согласно ст. 20 ГК РФ, п. 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать и о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где зарегистрировано место его жительства.

Постановление главы местной администрации об установлении опеки (попечительства), действия (бездействие) лиц, занимающихся повседневной работой по опеке (попечительству), могут быть обжалованы на общих основаниях в соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции, ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866‑1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Правом на обжалование обладают следующие заинтересованные лица:



родители (один из них);

близкие родственники ребенка, подлежащего устройству на опеку (попечительство);

воспитательные, медицинские учреждения, учреждения социальной защиты населения и др.

Жалоба подается непосредственно в суд или в вышестоящий орган в порядке подчиненности органов исполнительной власти.

Установление опеки (попечительства) Гражданский кодекс связывает с определенным сроком – один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка (ст. 35). Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему‑либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии с п. 2 ст. 123 Семейного кодекса.

Согласно п. 2 ст. 35 ГК РФ опекунами (попечителями) не могут быть несовершеннолетние граждане, недееспособные, а также лишенные родительских прав лица.

После установления опеки (попечительства) опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного, где хранится вся документация по опеке (попечительству), а также акты обследования условий жизни подопечного. Орган опеки и попечительства, выполняя требования п. 3 ст. 34 ГК РФ, осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых этим органом не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, улучшении его быта, материального обеспечения и т. д.

Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на этот счет решения (п. 2 ст. 40 ГК РФ). Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) либо в случае его эмансипации (ст. 27). Кроме того, опека и попечительство могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст. 39).

Утрата попечения со стороны родителей может не всегда носить постоянный характер (родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье и т. п.). В таких случаях возвращение ребенка к родителям и прекращение вследствие этого опеки (попечительства) не всегда соответствует интересам ребенка. При этом может возникнуть спор между не лишенным родительских прав родителем и опекуном (попечителем), который нужно рассматривать по аналогии со ст. 68 СК РФ. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. После удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.

Опека (попечительство) может прекращаться и при усыновлении подопечного опекуном (попечителем) или другими лицами. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется.

Иногда опекун (попечитель) не может справиться со своими обязанностями по причинам как объективного, так и субъективного свойства. В этих случаях ребенок может быть помещен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения. Если подопечный по решению органа опеки и попечительства передается в данные учреждения на полное государственное попечение, существовавшая ранее опека (попечительство) прекращается. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения.

Опекун (попечитель) может по уважительным причинам (серьезная болезнь, инвалидность, тяжелые семейные обстоятельства и т. п.) отказаться от заботы о ребенке.

От прекращения опеки (попечительства) путем освобождения опекуна (попечителя) следует отличать его отстранение от исполнения им своих обязанностей вследствие нежелания заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя) и вынести при этом соответствующее постановление. То же самое должно произойти, если опекун (попечитель) не просто бездействует, но совершает поступки, противоречащие интересам подопечного (при этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия неправомерного поведения опекуна (попечителя), и если опекун (попечитель) оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи, когда его жизнь и здоровье в опасности.

Прекращая опеку (попечительство) в таких случаях, орган опеки и попечительства не только отстраняет опекуна (попечителя), но и вправе все имеющиеся у него материалы направить прокурору. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию подопечного ребенка опекун (попечитель) может быть привлечен к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ), а если это связано с жестоким обращением с ребенком – к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ).

1.1. История развития опеки и попечительства в России

1.2. Современная опека и попечительство

Глава 2. Органы опеки и попечительства в рф

2.1. Понятие и цели органов опеки и попечительства

2.2. Источники правового регулирования опеки и

попечительства над несовершеннолетними

2.3. Структура органов опеки и попечительства

2.4. Организация работы органов опеки и попечительства

Глава 3. Изменение и прекращение опеки и попечительства

3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей

от исполнения ими своих обязанностей

3.2. Прекращение опеки и попечительства

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящий момент, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране, проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними являетсякак никогда актуальной.

По причине общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Практика, используемая сегодня в социальной работе с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Разрушительный для судьбы ребенка развод родителей и прекращение семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, напротив создает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии и ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья – самое важное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви и заботы родителей, не способны стать полноценными членами общества. Семья традиционно представлялась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы, защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из главных задач нашей страны. Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, которые связаны и с семейным, и с гражданским законодательством. Понятие опеки и попечительства тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, а их решением занимаются одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Одинаковым является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных. Тем не менее, между опекой и попечительством существуют некоторые различия. В связи с тем, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия, в то время как попечитель является лишь помощником своего подопечного.

В течение многих лет законодательство об опеке и попечительстве практически не изменялось. Формирование нового отечественного гражданского законодательства в начале 90-х-годов, изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, почти не коснулось. К числу произошедших перемен можно отнести: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия "опека над имуществом" Наиболее значимым для института опеки и попечительства изменением является "перемещение" его основных положений в гражданское законодательство.

Изучив вышесказанное, мы видим, что тема данной дипломной работы является действительно актуальной.

Степень изученности проблемы. Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целым рядом известных ученых. Можно выделить работы таких ученых, как М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других.

Данной проблеме были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова и другие), 1993 г. (A.M. Нечаева) .

Объектом исследований является институт опеки и попечительства в РФ.

Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.

Исходя из актуальности данной проблемы, цель проводимого в дипломной работе исследования - анализ института опеки и попечительства в России: его становление, развитие и действие в настоящее время.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи :

Изучить историю развития опеки и попечительства в РФ

Рассмотреть структуру и организацию работы органов опеки и попечительства в РФ

Раскрыть основания и порядок установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;

Осветить права детей, находящихся под опекой (попечительством);

Охарактеризовать права и обязанности опекуна (попечителя).

Законодательное регулирование выбранной темы работы осуществляется Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

В процессе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими являются методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, используются метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, которые используются в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы помогают наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения и списка литературы.

В зависимости от того, устанавливается ли опека и попечительство над ребенком или над взрослым, она имеет свои особенности, которые я бы хотела освятить в отдельных пунктах.

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, a попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Как я уже отмечал ранее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Говоря об опеке над несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращением правоотношений с родителями. Сюда бесспорно относится и возможность общаться с ними.

Возможны случаи, когда родители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежание подобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать через суд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.

Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.

Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

  • 1) Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;
  • 2) Может ли это лицо отвечать за свои действия;
  • 3) Нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

3. Установление попечительства над совершеннолетними гражданами.

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано в постановлении Верховного Суда РФ 4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 11, от 25.10.96 10) “О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами”: “Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение”.

Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ).

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

Следует, однако, помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

Между попечителем и подопечным может быть заключен договор поручения или доверительного управления, который позволит попечителю распоряжаться имуществом подопечного.