Огэ информатика тренировочные варианты. Подготовка к огэ по информатике

    Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран

    История государства и права зарубежных стран в системе наук

    Древний Египет

    Государственный строй Древнего Египта

    Право Древнего Египта

    Древние государства Месопотамии

    Характеристика Древнего Шумера

    Общественный строй Вавилонского государства

    Государственное устройство Вавилонии

    Законы Хаммурапи

    Характеристика Древней Индии

    Общественный строй Древней Индии

    Государственное устройство Древней Индии

    Законы Ману

    Древний Китай. Государство Шан (Инь)

    Древний Китай. Государство Чжоу

    Древний Китай. Государство Цинь

    Древний Китай. Государство Хань

    Право Древнего Китая

    Древняя Греция

    Общественный строй Афин

    Государственное устройство Афин

    Рабовладельческое государство в Спарте

    Право Древней Греции

    Царский период Древнего Рима

    Римская республика

    Римская империя

    Римское право

    Государство франков

    Государственное устройство франков

    Салическая правда франков

    Общественный и государственный строй Франции в период феодальной раздробленности (IX - XIII вв.)

    Общественный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

    Государственное устройство Франции в период сословно-представительной монархии (XIV - XV вв.)

    Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

    Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии (XVI - XVIII вв.)

    Право средневековой Франции

    Государственный строй Германии в раннефеодальный период

    Германия в период феодальной раздробленности

    Англия в период раннефеодальной монархии

    Англия в XI - XIV вв.

    Англия в период абсолютной монархии

    Право средневековой Англии

    Средневековый Китай

    Право средневекового Китая

    Арабский Халифат

    Право Халифата

    Английская буржуазная революция XVII в

    Утверждение конституционной монархии в Англии XVIII в.

    Право Англии в XVII - XIX вв.

    Образование США

    Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г.

    Государство США в XIX - начале XX вв.

    Французская революция 1789 - 1794 г.

    Государственный строй Франции по Конституции 1791 г.

    Жирондистская республика (Первая республика)

    Якобинская республика

    Франция в период Империи

    Вторая республика во Франции

    Третья республика во Франции

    Гражданский кодекс Франции 1804 г.

    Уголовный кодекс Франции 1810 г.

    Германская империя

    Германское Уголовное уложение 1871 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г.

    Германское гражданское уложение 1896 г.

    Япония в XIX в.

    Китай в XIX - начале XX вв.

    "Новый курс" Франклина Рузвельта

    Развитие Великобритании в XX в.

    Четвертая республика во Франции

    Пятая республика во Франции (с 1958 г.)

    Веймарская республика в Германии

    Гитлеровская Германия

    Япония после второй мировой войны

1. Предмет, методы, периодизация истории государства и права зарубежных стран

    1. Предмет истории государства и права зарубежных стран

    2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран

    3. Периодизация истории государства и права зарубежных стран

1. Предмет истории государства и права зарубежных стран:

    изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

    исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

2. Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

    исторический;

    сравнительно-исторический;

    системно-структурный;

    статистический.

Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем:

    синхронного сравнения - сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений;

    диахронного сравнения - сопоставления самих явлений или даже одного явления с самим собой на разных временных этапах развития.

Эти методы используют следующие научные приемы:

    аналогию;

    экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов, их внутренние и внешние связи, выявление системообразующих элементов.

Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

3. История государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:

    история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н. э.-Ув. н. э.);

    история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. - XVII - XVIII вв.);

    история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII -XVIII вв.-конец XIX в.);

    история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в.).

История государства и права зарубежных стран в системе наук

История государства и права зарубежных стран тесно связана с теорией государства и права.

Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства и права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которые используются в истории государства и права.

История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.

Проблематика истории политических и правовых учений - возникновение, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теоретические установки оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны. Этим и определяется значимость изучения проблематики истории политических и правовых учений для истории государства и права.

История государства и права зарубежных стран отличается от истории государства и права России предметом изучения, однако сообща с ней решает задачи по исследованию взаимодействия государственных структур и правовых институтов.

Древний Египет

    1. Государство Древнего Египта

    2. Периодизация истории Древнего Египта

    3. Общественный строй

1. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире.

Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

2. История Древнего Египта делится на следующие периоды:

    период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

    период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

    период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

    период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.

3. Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.

Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона.

Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.

Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:

    значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;

    происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - неджесов.

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.

Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.

Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.

Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.

Государственный строй Древнего Египта

    1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства

    2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

    3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

    4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

    5. Армия

    6. Судебная система

1. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право Древнего Египта

    1. Источники права

    2. Собственность

    3. Виды обязательств

    4. Брачно-семейные отношения

    5. Уголовное право и процесс

1. Источники права в Древнем Египте:

    первоначально - обычай;

    с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

2. В Египте существовали следующие виды земельных владений.

    государственные;

    храмовые;

  • общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и царские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - дарить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдерживающим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло находиться в частной и иной собственн"ости и быть предметом различных сделок.

3. Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

    договор займа;

    договор найма;

    договор купли-продажи;

    договор аренды земли;

    договор поклажи;

    договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок перехода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

    первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

    второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

    третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собственности на землю.

4. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

5. Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

    посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступления считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

    преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

    преступления против личности - убийство, членовредительство;

    имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

    преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств Доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

Древние государства Месопотамии

1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.

Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

2. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Стадо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

Характеристика Древнего Шумера

    1. Общественный строй Древнего Шумера.

    2. Государственный строй Древнего Шумера.

1. Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохранение пережитков родоплеменной организации.

Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятельством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организованного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня выделяла своему храму участок земли, который обрабатывался крестьянами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепенно храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, присвоив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку каналов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и деревень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмовых землях.

Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или купленные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

2. Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на территории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных городов и областей, не составлявших единрго государства. Наиболее известными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского храма, носивший титул "энси" ("патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул "лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собрании.

Темы курса лекций излагаются в краткой форме в последовательном хронологическом порядке и освещаются основные институты государства и права различных зарубежных стран в соответствии с программой для юридических вузов и институтов. Предназначено для студентов I-II курсов юридического факультета университета.

Раздел 1.. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

Лекция 1. Предмет науки истории государства и права,

Лекция 2. Особенности возникновения и развития государств Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай.

Лекция 3. Особенности возникновения и развития права Древнего Востока. Древнемесопотамское право.

Лекция 4. Традиционное право Индии.

Лекция 5. Древнегреческое государство и право.

Лекция 6. Государство Древнего Рима.

Лекция 7. Римское право.

Раздел П. ИСТОРИЯ ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Лекция 1. Раннефеодальное государство франков.

Лекция 2. Государство феодальной Франции.

Лекция 3. Государство феодальной Англии.

Лекция 4. Право раннефеодальных государство. Салическая правда.

Лекция 5. Феодальное право Англии и Франции.

Лекция 6. Феодальное право Германии.

Раздел Ш. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ.

Лекция 1.Становление и развитие английского буржуазного государства.

Лекция 2. Становление независимого буржуазного государства в США.

Лекция 3. Образование и развитие буржуазного государства Франции.

Лекция 4. Становление единого буржуазного государства Германии. Германская империя

Лекция 5. Развитие государства США в ХХ веке.

Лекция 6. Развитие государства Франции в ХХ веке.

Лекция 7. Германское государство в ХХ веке.

Лекция 8. Становление и развитие буржуазного государства в Японии.

Лекция 9. Право Франции.

Лекция 10. Право Германии.

ИСТОЧНИКИ:

1. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. К.И.Батыра и Е.В.Поликарповой. М., 1996. Т.1-2.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /Под ред. З.М.Черниловского. М., 1994, 1996

ЛИТЕРАТУРА:

1. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А./. Т.1-2, М., 1996-1998.

2. Всеобщая история государства и права /Под ред. Батыра К.И./ М., 1998

3. Всеобщая история государства и права /Под ред. Омельченко О.А./ Т.1-2- М., 1998

4. Всеобщая история государства и права /Под ред. Черниловского З.М./ М., 1996

Раздел 1. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА

Предмет науки истории государства и права, методология его изучения

План лекции

1. Предмет науки истории государства и права, его место в системе юридических наук.

2. Методология науки история государства и права зарубежных стран.

3. Теоретическое и практическое значение науки. Периодизация истории государства и права.

4. Историография истории государства и права, основные направления развития историко-правовой науки.

Курс истории государства и права зарубежных стран исследует возникновение и развитие государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю мировой государственности. При этом раскрываются как общие закономерности, так и специфические черты государства и права отдельных стран, изучаются основные причинно-следственные связи, определявшие их развитие. Тем самым создаются условия, дающие возможность увидеть не только всю сложность и противоречивость названных процессов, но и глубже понять современную государственность, а также прогнозировать основные контуры ее развития в ближайшем обозримом будущем.

Предметом науки и учебного курса истории государства и права зарубежных стран являются общие закономерности и специфические черты происхождения государства и права, как в целом, так и в определенных регионах и странах, сущность и особенные формы государства и права, их развитие и функционирование.

Она анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает конкретно-исторические закономерности.

Из сказанного не вытекает, что изучение истории государства и права прошлых эпох может служить непосредственно делу применения или толкования права. Это невозможно и такая цель, естественно, не ставится. Но было бы ошибочно на этом основании отметать, как бесполезное занятие, например, изучение римского права, феодального права или историю современного государства и права. О римском праве можно сказать, что оно заслуживает внимания уже потому, что, будучи достаточно совершенным по своей внутренней структуре, по разработке в нем институтов собственности, владения, обязательственного права и других по своим определениям /дефинициям/ оно может способствовать повышению общей юридической культуры, а это немаловажно. Нельзя забывать, кроме того, и том, что римское право – не мертвое право, оно продолжает жить в современном праве.

Юридические отраслевые науки имеют дело с нормами, регулирующими определенные сферы государственно-правовых отношений. В отличие от отраслевых юридических наук история государства и права изучает государство и право в целом, в их единстве. Она не просто описывает факты, относящиеся к возникновению, развитию и функционированию государства и права, а изучает закономерности, по которым развивается государство и право.

Эти закономерности исследует не только история государства и права. Ими занимается также теория государства и права. Однако, она изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения государства и права. Теория государства и права дает логический анализ возникновения, развития и смены исторических типов государства и права в абстрактной и теоретической форме, при котором изложение освобождено от его исторической формы и нарушающих его случайностей.

История государства и права изучает государство и право в его конкретно-исторической форме с учетом скачков и зигзагов исторического процесса.

Таким образом, учебный курс истории государства и права зарубежных стран имеет задачей:

Служить возможно более широкой общей подготовке студента в вопросах функционирования государства и права;

Создать необходимые предпосылки для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история государства и права России /выделенная в силу своего значения в особый курс/, история политических и правовых учений, конституционное /государственное/ право, международное право, а также других юридических дисциплин, включая гражданское право и процесс, уголовное право и процесс.

Для исследования государства и права используются исторический, логический и сравнительный методы.

Исторический метод требует изучать общественные явления, в том числе государство и право с момента их возникновения, в конкретно исторической форме их развития, т.е. исследовать действительное развитие с учетом всех скачков и зигзагов развития.

логический /диалектический/ метод исследования является в сущности тем же историческим методом, только освобожденным от его исторической формы и от мешающих случайностей. Исторический процесс отражается в абстрактной и теоретически исследовательской форме, очищенной от всего случайного, несущественного, незакономерного.

Сравнительный исторический метод заключается в сопоставлении двух или более объектов и служит либо для установления закономерностей “путем сравнения объектов в разное время, сравнения их качества в прошлом с теми же качествами в нынешнем состоянии для установления или изменениями или тенденций развития”.

При сравнении развития государства и права, находящегося на одной стадии развития в рамках одного типа государства, выявляются общие закономерности и особенности развития. Сравнение развития государства и права, находящегося на разных этапах развития и относящихся к различным типам, позволяет выявить и объяснить противоположности, различия между ними.

При исследовании истории конкретного государства и права этот метод позволяет выявить закономерности, тенденции развития именно этого государства.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса, когда объекту изучения присущи массовые цифровые показатели. Работа с ними позволяет выявить его важные стороны: размеры, протяженность, распространенность, темпы развития и т.д.

История государства и права изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически в рамках четырех основных периодов: истории государства и права древнего мира, истории государства и права в средние века, истории государства и права нового времени, истории государства и права новейшего времени.

Эта периодизация соответствует четырем основным эпохам развития мировой цивилизации, важнейшей частью которой является государство и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов.

Но магистральное развитие каждой из них в конечном итоге формируется под воздействием определенной ведущей тенденции. Так, древний мир /IV тыс. до н.э. - V в.н.э./ - это утверждение рабовладельческого общества, средние века /с V по XVII-XVIII вв./ - утверждение феодального общества, новое время /XVII-XVII вв. - до XX в./ - утверждение буржуазного общества, новейшее время /XX в./ - это начальная ступень современной эпохи с еще недостаточно выявившейся основной линией развития, но уже отмеченная социалистическими революциями, крушением колониальных империй, структурной трансформацией буржуазного общества.

Государственная итоговая аттестация 2019 года по информатике для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. Основные проверяемые в тестировании элементы содержания из раздела информатики:

  1. Умение оценивать количественные параметры информационных объектов.
  2. Умение определять значение логического выражения.
  3. Умение анализировать формальные описания реальных объектов и процессов.
  4. Знание о файловой системе организации данных.
  5. Умение представлять формульную зависимость в графическом виде.
  6. Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.
  7. Умение кодировать и декодировать информацию.
  8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.
  9. Умение исполнить простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.
  10. Умение исполнить циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке.
  11. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем.
  12. Умение осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному условию.
  13. Знание о дискретной форме представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации.
  14. Умение записать простой линейный алгоритм для формального исполнителя.
  15. Умение определять скорость передачи информации.
  16. Умение исполнить алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.
  17. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии.
  18. Умение осуществлять поиск информации в Интернете.
  19. Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных.
  20. Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя или на языке программирования.
Даты сдачи ОГЭ по информатике 2019 года:
4 июня (вторник), 11 июня (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по информатике. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по информатике и ИКТ содержит две части. Первая часть содержит 18 заданий с кратким ответом, вторая часть содержит 2 задания, которые необходимо выполнить на компьютере. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (первые 18 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих 18 заданий варианты ответов предлагаются только в 6 первых заданиях. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов ответов для того, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


При выполнении задания 1-18 выберите только один правильный ответ.


При выполнении задания 1-8 выберите только один правильный ответ.

Вариант 1

19. 1)38% 2)55

20. Задание С2 № 100

Критерии оценивания выполнения задания 20.1

Баллы

Алгоритм правильно работает при всех допустимых исходных данных

При всех допустимых исходных данных верно следующее: 1) выполнение алгоритма завершается, и при этом Робот не разбивается; 2) закрашено не более 10 лишних клеток; 3) остались незакрашенными не более 10 клеток из числа тех, которые должны были быть закрашены

Задание выполнено неверно, т. е. не выполнены условия, позволяющие поставить 1 или 2 балла

Максимальный балл

Критерии оценивания выполнения задания 20.2

Баллы

Предложено верное решение. Программа правильно работает на всех приведённых выше тестах. Программа может быть записана на любом языке программирования

Программа выдаёт неверный ответ на одном из тестов, приведённых выше

Программа выдаёт на тестах неверные ответы, отличные от описанных в критерии на 1 балл

Максимальный балл

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды - это команды-приказы:

вверх вниз влево вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх вниз ↓ , влево ← , вправо → . Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить , при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды - это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «если» , имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие - одна из команд проверки условия. Последовательность команд - это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока» , имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Выполните задание.

На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно справа от вертикальной стены у её верхнего конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.

20.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 3. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число - сумму чисел, кратных 3.

Пример работы программы:

Входные данные

Выходные данные

3
12
25
9


Пояснение.

Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.

нц

пока не слева свободно

закрасить

вниз