Скачать программы 3d моделирования на андроид

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

Г. Владимир

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕК A КАК СУЩНОСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ключевые слова: социальная активность, воспитание, молодежь, условия развития социальной активности, социальная компетентность.

Key words: social activity, upbringing, young people, condition development social activity, social competence.

Результаты международных исследований PISA актуализировали внимание современного российского общества на необходимости в образованных, конкурентоспособных, отличающиеся конструктивным мышлением молодых людях, которые могут самостоятельно принимать решения, находить и внедрять новое, преодолевать трудности.

Сегодня качественная подготовка специалиста немыслима без воспитания развитой личности молодого человека с широкой эрудицией, высшим профессиональным образованием , обладающим социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента.

Исторически сложилось так, что в нашем государстве еще 15 лет назад существовала система социального воспитания, обеспечивающая поддержку и сопровождение молодого человека в процессе его социального становления фактически до момента его полноценного социального и личностного самоопределения. В условиях современного воспитания единственным инструментом взаимодействия молодого человека и общества становится инициатива самих молодых людей, которые посредством ее реализации могут достигать собственных целей, удовлетворения персональных потребностей.

Поэтому основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей.

В рамках этого подхода, мы поддерживаем позицию, что социальная активность является одной из характеристик социальной компетентности, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся социуме (обществе) и экономических ситуациях.

Что такое социальная компетентность?

В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный -- межличностный; компетенция, от лат. competere, - встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям». Обладая сформированным уровнем социальной компетентности, молодые люди готовы участвовать в совместном принятии решений, брать ответственность на себя и самостоятельно принимать решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании общественных институтов.

Социальную компетентность можно рассматривать и как меру личной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения .

Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания , социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). В качестве необходимого условия достижения более высокого уровня социальной компетентности личности является развитие социальной активности.

Что такое социальная активность?

Понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время в педагогической науке это понятие рассматривают с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

развитие социальной активности личности рассматривает, как «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира.

«В идеале, - отмечает, - социально активный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако мы видим, что чаще всего молодые люди, фактически растворившихся в социуме, не готовы и не способны к той активности, которая нужна для противостояния среде и воздействия на нее. Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом общества, в котором развивается человек, с тем типом воспитания – характерным, как для общества в целом, так и свойственным отдельным учебным заведениям» .

и считают, что социальная активность молодых людей это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений.

Сейчас в педагогике наметился новый подход к пониманию активности с точки зрения ее субъектности. Суть его сводится к тому, что личность рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и нужно только помочь ей, предоставив соответствующие педагогические условия раскрыть этот потенциал.

трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека .

Это позволяет нам субъектность молодого человека рассматривать в нескольких плоскостях.

Во-первых, в плоскости саморазвития: субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека; без нее сам процесс саморазвития утрачивает свою целостность.

Во-вторых, в плоскости воспитательно-образовательного процесса: субъектные характеристики студента обеспечивают активность, творческость, обеспечивают сотрудничество между преподавателем и молодым человеком.

· наличии педагогической поддержки, коррекции самовосприятия;

· преодоления и профилактики личных комплексов;

· включения молодых людей в социально направленную деятельность с учетом индивидуальных потребностей и возможностей;

· обязательная интеграция деятельности участников в воспитательном пространстве учреждения.

В - третьих, наличие творческой среды для самореализации. Мы считаем, что в результате самореализации молодого человека в общественно-значимой и творческой деятельности, он приобретает и овладевает актуальными социально-психологическими навыками, раскрывает и воплощает практически субъективные качества собственной личности, овладевает методами рефлексии, анализа и организации обратной связи с внешним миром. Именно в самореализации молодые люди приобретают опыт самопроявления, самовыражения в виде активных действий в реализации проектов и начинаний.

В - четвертых, наличие ситуации эмоционального переживания, например, переживание успеха - неуспе­ха, которое имеет ряд особенностей. Достигнутый успех или неудача, пе­реживаемые коллективом, обладают способностью создавать за­пас активности человека для последующей деятельности. Ярким примером такого эмоционального состояния может являться яркое эмоциональное событие (фестиваль, сборы, школьные праздники и др.), которое объединяет усилия всех участников воспитательного взаимодействия и отличает постоянный поиск, обновление, упорная борьба за победу.

Потребность в новых впечатлениях, в том числе эмоциональ­ных, - одна из важнейших потребностей человека. Она несет в себе изначальную силу, стимулирующую психическое развитие человека, растущую вместе с ним, являющуюся базой для разви­тия других его социальных потребностей. Не нужно считать, что потребность в новых впечатлениях - приобретение только ран­него детского возраста, она продолжает играть свою роль в раз­витии и становлении подростка, юноши и взрослого человека.

В работе с коллективом молодежи ситуация новизны приобре­тает особое значение. Ее воздействие на эмоциональные состоя­ния коллектива отличается от воздействия на состояния отдель­ного человека. Во-первых, не всё, что производит впечатление новизны на одних, может производить такое же впечатление на других. Во-вторых, в коллективе эффект воздействия новой си­туации может усиливаться или ослабляться из-за особенностей коллективного восприятия и действия законов взаимовлияния человека на человека. При неожиданности воздействия может возникнуть специфическая переходная эмоциональная ситуация, которая тут же, в зависимости от содержания информации, может вызвать состояние позитивного или негативного характера, а может и ос­тавить человека безразличным к ее воздействию. Внезапность возникновения достаточно значимой ситуации сильно воздей­ствует на активизацию поведения людей при выборе тех или иных действий, на принятие необходимого решения. Например, реализация патриотической акции «Наказ ветеранов – молодому поколению», наполненная новым содержанием и формами деятельности, может привлечь внимание очень большего количества молодых людей, которые станут активно в ней участвовать.

Анализ имеющихся теоретиче­ских подходов к проблеме развития социальной активности в педагогике, позволил нам определить собственный взгляд на данную категорию. Развитие социальной активности личности, на наш взгляд, представляет собой целостный процесс (психобиологический, социальный и педагогический) активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционирова­нию в ней, активного освоения окружаю­щего пространства с целью жизненного, профессионального, социального само­развития личности.

Социальная активность молодых людей рассматривается нами и как процесс освоения разнообразных со­циальных ролей, в том числе и профес­сиональных, и как овладение человеком систе­мой знаний, умений и навыков, обретение ими норм и ценностей, личност­ных качеств и опыта эмоционально-цен­ностных отношений.

Умение молодого человека быть активным в обществе, а это значит свободно выражать свои знания, мнение и желания; быть готовым выслушивать критику и спорить с другими; способным слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе; быстро адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации и т. д., говорит о его социальной компетентности.

Список источников:

1. Дурова, социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций.: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1995.

2. Караковский, В. А., Селиванова? Воспитание... Воспитание!.. - М.: «Новая школа», 19с.

3. Кульневич, С. В., Лакоцепина, работа в средней школе : от коллективизма к взаимодействию. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2000.

4. Мудрик, педагогика. - М.: Академия, 20с.

5. Смолеусова компетентность – электронная статья, 2009

6. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. Проф. . Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. – 480 с.

23/09/2016

Социальная активность - это и мировоззрение, и особое состояние души. Быть в центре общественной жизни человека побуждают неравнодушие, обостренное чувство справедливости, невозможность мириться со злоупотреблениями, желание помогать другим, работать на благо села, города, страны… Мы уделим внимание не крупным общественным деятелям, а тем активистам, которые совсем рядом с нами. мы уже писали

Активист со знаком «плюс»

О качествах, которыми должен обладать идеальный общественный деятель, говорили на одном из тренингов, прошедших в Киево-Святошинском центре социально-психологической реабилитации населения (г. Боярка). Предлагаем читателям резюме по мотивам высказываний членов общественных организаций города.

Активист должен быть:

  • патриотом, социальным оптимистом, немного романтиком;
  • неравнодушным, отзывчивым, доброжелательным;
  • спокойным, уравновешенным, самодостаточным;
  • честным, неподкупным, верным своим принципам и идеалам;
  • стойким, смелым, чуть-чуть авантюристом;
  • информированным, компетентным, креативным;
  • организованным, целеустремленным, готовым к действиям;
  • уверенным в себе, коммуникабельным, дипломатичным;
  • открытым к переменам.

Активист должен уметь:

  • вести системную, созидательную и результативную деятельность;
  • взаимодействовать с местной властью, представителями бизнеса и общественных организаций;
  • объединяться с единомышленниками, работать в команде, находить общий язык с представителями разных слоев общества;
  • оформлять свою деятельность в программы и проекты, искать для них финансирование;
    общаться с представителями СМИ, давать интервью, освещать свою деятельность;
  • выбирать сферу деятельности с учетом своих способностей и знаний;
  • соразмерять свои силы, выстраивать приоритеты, дозировать нагрузки;
  • предугадывать результаты своих действий, противостоять попыткам манипулировать собой;
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес, объективно оценивать, в чем она справедлива, учиться на собственных ошибках.

Читайте также:

Активист должен быть готов:

  • постоянно учиться, уважать законы, действовать в правовом поле;
  • вести свою деятельность в русле современных тенденций социального и технического прогресса;
  • корректировать свою позицию в зависимости от изменившихся обстоятельств;
  • переключаться на новые направления, если они значимы для города или страны;
  • быть публичной личностью, объектом несправедливых нападок и даже клеветы;
  • держать удар и защищаться;
  • следить за своим физическим и психическим здоровьем, обращаться при необходимости за помощью к врачу или психологу.

Активист должен обладать:

  • системным мышлением, стратегическим видением, практическими навыками общественной деятельности;
  • позитивным настроем, конструктивным подходом, широтой взглядов;
  • адекватной самооценкой, здоровой самоиронией и чувством юмора.

И это, конечно, далеко не все качества, присущие идеальному активисту, ибо совершенству нет предела.

Активист со знаком «минус»

К сожалению, реальная жизнь далека от идеала. Вот и среди активистов попадаются совершенно разные люди (впрочем, как и среди представителей любых иных сфер деятельности). Болезненной социальной активностью отличаются те, кого нередко называют «городскими сумасшедшими»: люди демонстративные, истеричные, любящие быть в центре внимания, постоянно провоцирующие публичные склоки и свары. Скандальную протестную деятельность ведут также «вечные революционеры», понимающие только язык борьбы, проплаченные провокаторы из числа наемников политических сил или бизнес-структур, работники спецслужб (в том числе зарубежных), всякого рода дельцы, которые решают свои проблемы, прикрываясь красивыми лозунгами. Встречаются также закомплексованные неудачники, стремящиеся самоутвердиться за счет других. К счастью, нормальных, адекватных и просто хороших людей в общественной жизни намного больше. При этом, как ни парадоксально, именно они часто становятся мишенью для нападок и необоснованных обвинений.

Почему нас порой раздражают социально активные люди?

Так уж устроен мир, что двигателем социального прогресса всегда были люди думающие, неравнодушные, идущие впереди своего времени: активисты, общественники, борцы за справедливость, правозащитники, диссиденты. Эти «возмутители спокойствия» не всегда удобны, нарушают привычное течение жизни, так называемую стабильность. К ним чаще всего относятся как к чудакам - с недоумением, раздражением, непониманием. И вместо того, чтобы оказывать активистам посильную помощь в служении обществу, многие, напротив, враждебно настроены против них, обвиняя во всех смертных грехах.

Объяснение лежит в области человеческой психологии. К сожалению, больше всего раздражают те, кто лучше нас, активнее, успешнее. Бесят те, кто нарушают нашу зону комфорта, вскрывают факты несправедливости, заставляют усомниться в правильности нашей жизни, устыдиться собственного бездействия. В результате правозащитники воспринимаются как кляузники, пламенные борцы - как истерики, последовательные - как зацикленные.

Что нужно знать об активистах?

Предлагаем несколько тезисов, которые помогут адекватно воспринимать социально активных людей.

  • Активист - это обычный человек, который часть своего личного времени безвозмездно тратит на нужды сообщества. Он действует по велению души, сердца, собственных принципов, убеждений и представлений о справедливости.
  • Никто не вправе указывать социально активному человеку, чем ему и в каком объеме заниматься. Это его ответственность и его личный выбор – какой сфере деятельности отдавать предпочтение, сколько времени и средств отнимать у своей семьи, какой частью своего досуга жертвовать.
  • Жертвуя свое время и силы, активист не обязан нести еще и материальные потери. Честь ему и хвала, если он умеет хоть частично компенсировать расходы на свою деятельность (программы, проекты, международные гранты, пожертвования).
  • Внимательно следите за тем, кто больше всего настраивает сообщество против конкретных активистов. Спросите себя, что нужно этим людям или силам: прийти/вернуться к власти или сохранить ее; бесконтрольно распоряжаться ресурсами (местным бюджетом, землей и пр.); скрыть факты злоупотребления, свою неэффективность и некомпетентность; решить свои коммерческие вопросы.
  • Перед тем как критиковать активиста, спросите себя: 1) по какому праву вы это делаете; 2) обладаете ли всей полнотой информации относительно его личности, деятельности и собственно сути вопроса; 3) готовы ли сами заняться тем, что советуете ему; 4) чем именно вы можете помочь.

И пусть вы пока не участвуете в общественной жизни, но если при этом вы внимательно следите за деятельностью других и знаете проблемы своего населенного пункта, вас уже можно причислить к начинающим активистам. И даже если вам кажется, что в большинстве своем они занимаются не тем, чем следует, это свидетельствует о том, что вы уже выстраиваете приоритеты и готовы перейти от слов к делу.

Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «социализация».

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность.

Социализация - это процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой.

В ходе социализации реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки. Общество посредством образования и воспитания приобщает человека к культуре, создаёт условия для саморазвития. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение – результат упущений в ходе социализации.

Социализация - это процесс овладения человеком социальными ценностями и нормами, опытом и знаниями. Благодаря социализации человек становится полноправным членом общества.

Процесс социализации складывается из определённых этапов.

В отечественной литературе преобладала точка зрения, согласно которой главным критерием сформировавшейся личности является ее трудовая деятельность.

В соответствии с этим выделяют три основных периода социализации: дотрудовой; трудовой; послетрудовой, связанный с выходом на пенсию.

Критерий «трудовая деятельность» подвергается критике. Он плохо учитывает особенности первой фазы социализации. В эти этапы не вписывается понятие “ресоциализация”.

Более простым и удобным является выделение двух этапов социализации.

Первый - это “первичная социализация” - от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности.

Второй этап, период “вторичной социализации” или ресоциализации. Под этим этапом понимается своеобразная перестройка личности в период её социальной зрелости.

К социальным институтам социализации принято относить различные социальные группы и организации, осуществляющие этот процесс.

Среди них на первом месте стоит семья, затем дошкольные учреждения, школа, другие учебные заведения. Сюда же относятся средства массовой информации, формальные и неформальные организации, в которых участвует молодой человек.

Каждый из перечисленных социальных институтов в социализации личности выполняет свои функции.

Необходимость вторичной социализации диктуется условиями современного производства, динамичностью социальной среды, необходимостью осваивать новые социальные роли, достигать определённого статуса в обществе.

Что такое социальная роль?

Социальная роль личности - это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности.


Деятельность личности происходит в различных сферах жизни: материальной (экономической), социальной, политической, духовной. В каждой из этих сфер личность занимает определённое положение и место. То есть в каждой сфере она выступает в конкретной роли. В реальной жизни один человек чаще всего выполняет несколько социальных ролей.

Ролевая теория личности активно разрабатывалась американскими социологами Парсонсом, Мидом и др.

Попытки характеризовать личность в рамках ролевой теории популярны и в работах отечественных авторов. Так, И.С.Кон характеризует личность главным образом через выполняемые ею основные роли. Другие авторы определяют личность как «единицу в системе социальных отношений» (В.Е.Давидович) либо как меру усвоения социальных отношений (П.Е.Кряжев).

Социальная роль непосредственно связана с социальным статусом .

Социальный статус личности - общее положение личности в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей. Социальный статус - это интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

Американский социолог Р.Мартон всё это назвал «статусным набором».

Социальный статус подразделяется на предписанный (приписанный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст, национальность и др.) и достигнутый (достигаемый), т.е. приобретённый собственными усилиями личности. Индивид может иметь и смешанный социальный статус, сочетающий черты двух указанных. Обычно личность имеет несколько социальных статусов, но один из них является основным (например, должность по основному месту работы).

Социальная активность личности

В научной литературе под ней понимается общественное качество людей, их способность к взаимодействию со средой, энергичная самодеятельность, направленная на удовлетворение потребностей и интересов путём преобразования различных областей действительности и самого себя. Социальная активность личности - это способ самовыражения себя.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отношений. Её можно рассматривать в двух основных аспектах.

Во-первых , как свойство личности, обусловленное прежде всего её природными данными и усиленное качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности.

Во-вторых , активность рассматривается в качестве некоторой конкретной меры деятельности. В таком случае активность может быть выражена в определённых количественных показателях.

Социологи предполагают матричный подход к измерению активности, т.е. анализ её в вертикальном и горизонтальном срезах. При вертикальном расчленении учитываются уровни активности, её интенсивность, а при горизонтальном - её различные виды.

Основные виды активности совпадают с основными сферами общественной жизни - трудовой, социальной, политической, духовной, семейно-бытовой и др. Активность может быть индивидуальной, групповой, организованной или стихийной. Можно выделить даже преступную активность. Однако, если рассматривать мотивы, содержание, цели и направленность активности, то её можно оценить как социальную и асоциальную. Последняя часто характеризуется как антиобщественное поведение. Критерием социальной активности выступают результаты деятельности, т.е. те изменения существующей ситуации, которые достигаются путём затрат энергии, соотнесённой с общественными интересами.

Антиподом социальной активности в этом смысле является социальная пассивность, бездеятельность, равнодушие к окружающей действительности.

Высшим проявлением социальной активности является творчество . Оно всегда имеет личностное измерение.

Каковы же источники социальной активности? Существуют внутренние и внешние источники социальной активности. К внутренним относятся материальные и духовные потребности, интересы, сознательность, уровень культуры. Внешние - те условия, в которых живут и действуют люди. Особенно важное значение для развития социальной активности имеет здоровый морально-психологический климат в коллективе, хорошая, чёткая организация труда, забота о людях, их труде и отдыхе, справедливая оценка труда и его оплата и т.д.

Социальная активность проявляется через деятельность, которая протекает во всех сферах общественной жизни. Это обусловливает многообразие форм и видов социальной активности; выделяют политическую, экономическую, социокультурную, организаторскую и др. Естественно, что в реальной жизни все они взаимосвязаны.

3.Отчуждение личности: причины, формы проявления и пути преодоления

Проблема отчуждения личности в нашем обществоведении была слабо теоретически разработана. Главная причина такого положения коренилась в господствовавшей советской идеологической доктрине. Согласно ей проблема отчуждения присуща только капитализму. Характерно, что даже в настоящее время в справочниках и словарях по социологии и политологии этот термин чаще всего отсутствует (см., например: Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996).

Что такое отчуждение, каковы формы его проявления?

Общее определение отчуждения дали К.Маркс и Ф.Энгельс в ”Немецкой идеологии”.

Отчуждение , по их мнению, есть «консолидирование нашего собственного продукта в какую-то вещественную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчёты...” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.3.с.32).

В социологии отчуждение трактуется так: “… отношение между социальными субъектами и какой-то его социальной функцией, складывающейся в результате разрыва их изначального единства, ведущего к обеднению природы субъекта и изменению (извращению, перерождению) природы отчужденной функции, а также сам процесс разрыва этого единства” (Западная социология: Словарь. М., 1990. С. 252).

Иными словами, отчуждение - это такое состояние отношений между личностью и обществом, при котором продукт труда отчуждается от неё и превращается в противостоящую ей силу. Не только продукт деятельности, но и сам процесс деятельности.

Существуют различные источники и причины отчуждения . К их числу относятся отношения собственности. Причиной отчуждения могут быть субъективные факторы. Например, экономическая и социальная политика может вестись в интересах узкой группы людей, что приводит к противопоставлению интересов одних групп другим.

Отчуждение в нашей стране в недавнем прошлом было связано с природой авторитарно-тоталитарного режима.

В условиях господства административно-командных методов хозяйствование привело к отчуждению человека от собственности. Диктат в сфере политики породил отчуждение в сфере властных отношений, к формализму. Аналогично отчуждение проявилось и в социальной и духовной сферах.

Радикальные преобразования во всех сферах жизни российского общества должны положить начало преодолению отчуждения личности.

Сегодня уже более чётко просматриваются пути решения этой сложнейшей проблемы.

Проблема должна решаться по следующим направлениям:

Экономическое отчуждение преодолевается за счёт экономических реформ (приватизации, многообразия форм собственности). В результате рождается чувство хозяина, формируется «средний класс», развивается инициатива;

Реформа политической системы, демократизация всех сторон жизни способствуют преодолению политического отчуждения личности;

Проблемы преодоления социального отчуждения должны решаться путем коренного улучшения социальных условий жизни и труда;

Отчуждение в духовной сфере преодолевается на основе нравственного возрождения народа, повышения уровня культуры.

Здесь необходимо иметь в виду, что одно дело выделить приоритетные направления, заявить о них и другое – реализовать в реальной жизни. Последнее решается непоследовательно, половинчато и некомплексно.

В силу этого острота проблемы отчуждения в современной России не только не снизилась, но даже произошло ее обострение. Это проявляется в снижении мотивации на труд, в росте преступности, бюрократизации общественной жизни, продолжающем обнищании значительной части населения, росте социальной неудовлетворенности людей своим положением и др.

Современные теоретические изыскания и передовая практика показывают, что в полной мере преодолеть отчуждение личности от общества, личности от социальных групп и институтов невозможно.

Серьёзным препятствием на пути преодоления отчуждения личности является ориентация её на потребление.

А.Н.Леонтьев пишет: «... Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. С.25).

Существенным барьером на пути снижения степени отчуждения является усиливающийся индивидуализм .

Сравнение результатов исследования проблем российской молодежи, проведенное автором пособия в 1993 г., с данными аналогичного исследования американских ученых позволило сделать вывод, что коллективность в американском обществе, как это ни может показаться странным, проявляется более широко, чем в российском. От коллективизма наше общество резко повернуло в сторону индивидуализма. Но от преувеличенного индивидуализма даже американское общество начинает задыхаться. Не случайно, как на государственном, так и муниципальном уровне в США разработаны программы внедрения общинного сознания у горожан.

В российском обществе важно гармонизировать отношения личности с коллективом, демократизировать коллективные отношения. Эта мера, с учетом социокультурных факторов, обеспечит более благоприятные условия для преодоления высокого уровня отчужденности граждан от труда, власти и др. Наглядный пример - Китай, где сумели найти оптимальное сочетание между идеологией и современными методами организации и управления экономикой и обеспечить экономическое благосостояние огромной массы населения.

Характерной чертой российского общества является нетерпимость к идеологии, которую не разделяет либо власть предержащие, либо оппозиционеры. И те и другие пока не поднялись до уровня диалога.

Современное состояние развитых стран подтверждает значимость данной проблемы отчуждения в общественном прогрессе.

В заключение данной лекции можно сделать такие обобщающие выводы:

1) развитие человека как личности предполагает развитие и обогащение взаимосвязи человека и общества.

Отдельный человек может существовать и реально развивать свои способности, удовлетворять потребности и многообразные интересы только в обществе других людей;

2) не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Личность является носительницей социального в человеке. Это мера развития социального в человеке, целостное воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества;

3) для социолога личность предстает прежде всего как объект и продукт социальных отношений, как носитель определённой социальной программы.

Социология учитывает и активные отношения самого человека в системе социальных отношений.

При предельно общем подходе к структуре личности она характеризуется двумя аспектами: с одной стороны, как объект, с другой - как субъект социальных отношений.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием - активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Что же такое социальная активность?

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.



Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности .

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня, делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких



социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил, потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.

Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и развитие общественных организмов и общественных процессов.

В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рассматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая интегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе .

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность, может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь, высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных установок и деятельности личности.

При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели, дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.

При изучении форм активности - самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития. И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

Можно дать следующую схему основных показателей социальной активности личности.

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах.

Социальная активность - это системообразующее качество, характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство.

Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение . Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие, это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Основными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь, структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.