Что является главной ценностью в информационном обществе. Трансформация ценностных ориентаций личности в период становления информационно общества: философский аспект. Информация и ее виды. Информационный ресурс

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

Для людей, обладающих свободой выбора, этические проблемы неизбежны. Имея перед собой множество вариантов действий, они вынуждены решать, какой из вариантов является правильным с моральной точки зрения, а это предполагает знание характеристик «этического выбора».

Для характеристики проблемы этического выбора используются несколько базовых понятий.

Ответственность -- характеристика людей и ключевой элемент этичных действий. Ответственность означает, что вы принимаете на себя потенциальные издержки, долги и обязательства за ваши решения.

Подотчетность -- характеристика систем и социальных институтов. Подотчетность означает, что существует механизм для определения, кто предпринимает те или иные действия и кто несет ответственность за них. ИС и организации, в которых невозможно выявить, кто предпринимает действия и какие именно, нельзя подвергнуть этическому анализу.

Обязанности расширяют понятие ответственности и переносят его в законодательную область. Обязанность -- характеристика общественных систем, в которых предусмотрено возмещение индивидам вреда, причиненного людьми, предприятиями или организациями.

Введенные понятия создают основу этического анализа ИС и действий людей, которые ими управляют.

Сталкиваясь с ситуациями, в которых возникают этические вопросы, нужно уметь анализировать причины их возникновения. Для этого можно использовать следующую процедуру.

1. Выявите и явно опишите факты. Выясните, кто, что делает, для кого, где, когда и как. Нередко первоначальные сообщения бывают ошибочными, и зачастую простое упорядочение фактов помогает найти решение. Это также способствует достижению согласия с оппозиционной стороной, вовлеченной в этическую дилемму.

2. Сформулируйте причины конфликта или дилеммы и договоритесь о ценностях, которые должны лечь в основу решения. Этические, социальные и политические вопросы всегда связаны с определенными ценностями. Стороны в споре должны установить ценности более высокого порядка (свободу, право на конфиденциальность, защиту частной собственности и свободные предпринимательские системы), которые соответствуют ситуации конфликта.

3. Выявите заинтересованные стороны. В решение каждого этического, социального или политического вопроса вовлечены стороны, которые заинтересованы в том или ином результате. Необходимо выяснить, что это за группы и чего они хотят. Это обязательно принесет пользу впоследствии, когда будет обсуждаться выход из ситуации.

4. Обобщите мнения, которые разумно учесть. Вы можете обнаружить, что ни один выбор не удовлетворяет все заинтересованные стороны и что некоторые варианты все же лучше других. Хорошее и этичное решение не всегда одинаково выгодно для всех заинтересованных сторон.

5. Оцените потенциальные последствия принимаемого решения. Некоторый вариант решения может быть этично корректным, но неудовлетворительным с других точек зрения. Определенный вариант выбора может быть приемлем в одной ситуации, но его нельзя обобщать на другие случаи. Всегда спрашивайте себя: «Что будет, если я стану выбирать такой вариант постоянно?»

Как только анализ завершен, подумайте, какие этические принципы и правила нужно учесть, чтобы принять решение. Какие ценности высокого порядка используются в обосновании решения?

При решении вопроса, каким этическим принципам следовать и каким из них отдать предпочтение, полезно рассмотреть те принципы, которые прошли исторический отбор.

1. Ведите себя с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они вели себя с вами (Золотое правило). Поставьте себя в ситуацию других и подумайте о себе как об объекте решения -- это поможет вам понять, насколько «справедливо» ваше решение.

2. Если действие не должен предпринимать один человек, тогда его не должен предпринимать и никто другой (императив Иммануила Канта). Спросите себя: «Если кто-то будет поступать так, может ли организация или общество выжить?»

3. Если действие нельзя повторять неоднократно, тогда его нельзя предпринимать ни разу. (Правило Декарта). Некоторое действие может создать изменения, которые сейчас приемлемы, но его повторение могло бы привести в долгосрочной перспективе к неприемлемым последствиям. Это может означать, что «вступив на ненадежный путь, вам невозможно остановиться».

4. Предпринимайте действия, которые помогают достигать более высоких ценностей (Принцип полезности). Это правило означает, что у вас есть определяющие приоритеты и вы способны оценить последствия различных стратегий.

5. Отдавайте предпочтение действиям, которые ведут к наименьшему злу или наименьшим издержкам. (Принцип неприятия риска). Некоторые действия обладают недопустимо высокой стоимостью неудачи при очень низкой ее вероятности (постройка ядерной электростанции в городской черте), или высокой «стоимостью» неудачи при умеренной вероятности (увеличение скорости -- автомобильные аварии). Избегайте действий, которые могут вызвать большие издержки, особенно если вероятность такого рода последствий достаточна высока.

6. Предположите, что кто-то фактически владеет какими-то материальными и нематериальными объектами, хотя возможно, что это и не так. (Этическое правило «Нет бесплатного завтрака»). Если нечто, созданное другим полезно и для вас, значит это «нечто» имеет ценность, и вам следует предположить, что его владелец захочет получить компенсацию за свою работу.

Этические правила носят общий характер и у них так много исключений, что нельзя считать их абсолютным руководством к действию. Тем не менее, мероприятиям, которые не проходят через сито этих правил, следует уделить повышенное внимание, поскольку даже отдаленное сходство с неэтичным поведением может принести вашему предприятию столько же ущерба, как и само такое поведение.

Когда группа людей претендует на то, чтобы называться профессионалами, они придерживаются определенных правил и берут на себя обязательства, базирующиеся на знаниях, осмотрительности и ответственному отношению к своему делу. Соответствующие кодексы поведения создаются профессиональными ассоциациями, которые берут на себя ответственность за регулирование деятельности своих коллег, определяя квалификацию и компетенцию для вступления в ассоциацию. Кодексы этики гарантируют, что профессионалы осуществляют свою деятельность в интересах всего общества, в свою очередь, они получают высокую оплату и уважение к их статусу.

Помимо этих моральных императивов, профессионалы должны учитывать право на частную жизнь, здоровье и благополучие людей при выполнении своей работы и выражать нанимателям свое мнение относительно любых негативных последствий их решений для коллектива и для общества в целом.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ситкевич, Наталья Вячеславовна. Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества: этико-философский анализ: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.05 / Ситкевич Наталья Вячеславовна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Новомосковск, 2011.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/43

Введение

Глава первая. Ценностные ориентации человека в информационном обществе

1. Мировоззренческие предпосылки и основания информационной трансформации нравственных ценностей

2. Проблема нравственной идентификации человека в информационном обществ

3. Ценностные конфликты и коллизии информационного общества... 50

Глава вторая. Основные тенденции изменения нравственных ценностей в информационном обществе

1. Место нравственных ценностей в аксиологическом пространстве информационного общества

2. Функционирование нравственных ценностей в системе средств массовой информации

3. Нравственные ценности и права человека в ситуации новых информационно-коммуникационных технологий

Заключение 122

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных продуктов, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Исследователи связывают происходящие изменения с информатизацией, все более ощутимо заявляющей о себе во всех сферах. Они констатируют процесс перехода глобальной цивилизации
в новое качественное состояние – информационное общество.

Несмотря на разнообразие подходов, оценок и прогнозов становления информационного общества, они оказались выстроенными в основном по одной схеме: современные средства связи и информационные технологии создали новую ситуацию, в которой, с одной стороны, имеются дополнительные возможности для прогресса и, в том числе решения мировоззренческих противоречий, а с другой стороны, возникает все большее количество обостряющихся проблем, которые авторы относят то
к помехам на пути к новому обществу, то к его неизбежным следствиям. Проявлениями информационного общества не без оснований принято считать утверждение информационной картины мира, изменение жизнедеятельности и социального мироустройства на основе активного
и полного использования знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, осознание единства законов функционирования информации в природе и обществе, практическое их применение, создание индустрии производства и переработки информации.

Переход общества к новой эпохе способствует вводу в философский дискурс понятий «информация», «информационное общество», «общество знаний». Наряду с материей и энергией, информация, превращаясь
в важнейший глобальный ресурс человечества, стала рассматриваться как одна из трех не сводимых друг к другу составляющих окружающего мира. Новая информационная среда нацеливает на формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии
с которыми изменяются и воспроизводятся нравственные характеристики информационного общества. Из имманентного ему оперирования идеями, образами, интеллектом, знаниями возникает исследовательский интерес
к изучению символических реальностей и их этических копий. Актуализируется также вопрос о влиянии подобных реальностей на сознание как индивидуальное, так и общественное, а кроме того, формирование персональной картины мира человека, его мировоззрения. В связи, с чем появляется возможность интерпретации динамики развития нравственных ценностей, сопровождающей мировоззренческие трансформации.

Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные положения, характеризующие качественно новую цивилизацию информационного типа, были выдвинуты в трудах известных западных философов, в числе которых Т. Адорно, М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет,
А. Тойнби, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, К. Ясперс и др.

Сама идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. Исследователями и разработчиками теории информационного общества стали М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин,
Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, З. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит,
А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др.

Одним из первых исследователей, попытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И. Масуда, уделивший особое внимание трансформации человеческих ценностей
в информационном обществе и выдвинувший утопическую концепцию
о бесконфликтности данного вида общественного устройства (см.: Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society. – 1981).

Изучение социально-философских аспектов становления информационного общества продолжилось исследованиями Дж. Барлоу,
Д. Белла, Д. Келлнера, М. Маклюэна, Л. Мановича, Б. Петерса, Т. О`Рейли,
Г. Рейнгольда, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы, Т. Хариссона, а также российских специалистов И.Ю. Алексеевой, Д.В. Иванова, А.И. Ракитова, Л.В. Скворцова, М.Ю. Тихонова и др.

Проблемам мировоззренческой и духовной трансформации общества
в новой стадии развития – информационной цивилизации, особое внимание было уделено Д. Беллом, М. Кастельсом, Н. Луманом, Т. Парсонсом,
Э. Тоффлером, Ф. Уэбстером, а также отечественными авторами –
Р.Ф. Абдеевым, В.Л. Иноземцевым, Н.Н. Моисеевым, В.Б. Симоненко,
А.И. Ракитовым и др.

Определенный вклад в развитие данной проблематики внесла саратовская философская школа в лице таких ее представителей, как
В.Б. Устьянцев, О.Ф. Филимонова, А.Ю. Шеховцев и др.

Виртуальные и симулятивные аспекты новой информационной реальности были рассмотрены в трудах классиков постмодернизма
Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ф. Гваттари. В отечественной философии проблемы виртуалистики нашли свое отражение в работах
Э.А. Бирюковой, Д.В. Иванова, Н.А. Носова, В.П. Котенко, Ю.Т. Яценко и др.

Аксиологической составляющей проведенного исследования, определяющей сравнительный этико-философский анализ традиционного
и информационного типов ценностей, являются этические труды Н. Гартмана,
Д. фон Гильдебранда, М. Шелера, а также работы современных отечественных авторов в области философской и прикладной этики –
Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского, А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко,
О.Г. Дробницкого, П.Е. Матвеева, В.Н. Назарова и др.

Вместе с тем существует ограниченное число работ, посвященных специальному этико-философскому анализу проблем информационного общества и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Особое место среди них занимают Материалы Европейской региональной конференции «Этика и права человека в информационном обществе», организованной Комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы (Страсбург, 13–14 сентября 2007 г.), а также аналитический обзор «Этические аспекты новых технологий» в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех», подготовленный Мэри Рандл и Крис Конли (см.: русский перевод «Этические аспекты новых технологий. Обзор». М., 2007), сыгравшие важную роль в разработке авторской концепции нравственных ценностей информационного общества.

Анализ, имеющейся литературы показывает, что на данный момент
в гуманитарной науке накопился значительный пласт исследований, посвященных информационному обществу в целом и отдельным аспектам информационной этики в частности. Однако, они не дают целостного представления о состоянии и характере трансформации нравственных ценностей информационного общества, особенно в контексте их сравнительного анализа с традиционными нравственными ценностями. Данное исследование является попыткой систематизировать и обобщить представления о характере и механизмах развития и изменения нравственных ценностей информационного общества, что является существенным основанием для прогнозирования нравственных и этико-правовых последствий информационной революции в обществе, а также необходимой предпосылкой для построения не только прикладной, но и фундаментальной теории информационной этики.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе этико-философского анализа исследовать механизмы изменения и процесс трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества и новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи :

– выявить нравственно-философские основания мировоззренческих трансформаций в информационном обществе;

– определить границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

– описать и проанализировать нравственные конфликты и коллизии информационного общества;

– определить основные тенденции изменения нравственных ценностей
в информационном обществе;

– дать сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностей;

– показать механизмы функционирования нравственных ценностей
в системе средств массовой информации (СМИ);

– проанализировать влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей
в современном мире.

Объект исследования – мировоззренческие и аксиологические аспекты становления информационного общества.

Предмет исследования нравственные ценности информационного общества как совокупность этических принципов, нравственных норм социума, нравственных качеств личности (добродетелей и пороков)
в процессе их трансформации.

Методология исследования. В качестве методологических оснований исследования выбраны:

– системный подход, позволяющий установить взаимную обусловленность мировоззренческих, антропологических, аксиологических и собственно нравственных компонентов информационного общества;

– метод сравнительного анализа, способствующий выявлению особенностей нравственных ценностей информационного общества на основе их сопоставления с традиционными, классическими нравственными ценностями;

– аксиологический метод, позволяющий проанализировать и выстроить ценностный срез мировоззрения современного информационного общества, и определить иерархию принятых в нем ценностей, структурное соотношение элементов ценностной системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– определены границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

– выявлены и проанализированы причины и особенности нравственных конфликтов и коллизий информационного общества;

– проведен сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностей; доказан инверсированный характер последней;

– проанализированы особенности трансформации нравственных ценностей в системе средств массовой информации на основе ключевых дилемм медиаэтики;

– рассмотрено влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей
в современном мире в их соотношении с правами человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззренческие трансформации в информационном обществе определяют основные тенденции изменения нравственных ценностей. Главными из них являются: перемещение интересов субъекта с духовной, интеллектуальной сферы в материальную, телесно-вещную; превращение культа знания и просвещения в культ удовольствия и естественности; освобождение от стремления к нравственному идеалу и ориентация на нормы гедонизма
и утилитаризма; подмена творчества – потреблением, жизни – игрой, реальных отношений – виртуальными. Это, в свою очередь, обуславливает и виртуальное (иллюзорное по содержанию) поведение субъекта – активность без возможности ответственности за принятое решение.

2. В информационном обществе существуют два основных типа идентичности: ipse-идентичность (ощущение собственной личности) и idem-идентичность (формальный тип идентичности, зависящий от виртуальной ситуации). Создание компьютерных профилей, формирует, прежде всего, idem-идентичность пользователя, которая подменяет его ipse-идентичность. Это оказывает существенное влияние на позитивную свободу и моральный выбор индивида, поскольку мир, с которым он взаимодействует, навязывается ему и выбирается за него. Нравственно мотивированный подход заключается в том, чтобы информационное общество защищало ipse–идентичность в качестве исходной точки для idem-идентичности. Это должно способствовать стимулированию ответственности, как результата признания ценности самого индивида, а не его профилей. Необходимой предпосылкой для этого должны стать контроль и защита человеком личных данных.

3. Ценностные конфликты и коллизии в информационном обществе во многом провоцируются некачественной, ложной и иллюзорной информацией, создаваемой для замещения базовых фактов артефактами. Данный информационный феномен получил в научной литературе название «инфологема». Инфологемы появляются как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий, нравственный вред которых определяется тем, что у человека - объекта манипулирования - создается впечатление, что он сам управляет своим поведением, осуществляя осознанный выбор на основе рационального анализа ситуации. Инфологемы формируют устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения. Значительная часть ценностных инфологем имеет в своей основе единство двух присущих человеку стереотипов: ксенофобии – ненависти к иному (чужому) и стремление найти врага – виновника всех бед.

4. Сравнение классической системы ценностей с системой ценностей информационного общества позволяет говорить о перевернутости, инверсированности последней. Высший ряд занимают здесь ценности приятного и неприятного, основанные на ощущении наслаждения
и страдания, удовольствия и боли. Они детерминируют другие ценностные ряды, в том числе ряд нравственных ценностей, принимающих в силу этого универсальную гедонистическую и утилитаристскую окраску. При этом имеет место не только изменение структуры ценностей, снижение или возвышение их в иерархическом ряду, но главным образом их субъективная трансформация, сужение ценностного смысла, ограничение рамками информационного пространства.

5. Современные медийные средства оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. При этом эффект трансформации возникает в силу ряда причин: онтологической двусмысленности телевизионного изображения (эффект фантома); рассеянности восприятия (индивидуум как дивизум); возникновения обывательской ограниченности; утраты пропорций; отношения к новости как к решению; прививки лжи; восприятия мира как матрицы (шаблонизация опыта); превращения телевизионной передачи в товар.

6. Особенностью трансформации нравственных ценностей в условиях новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), к которым относятся управление цифровой идентичностью и биометрия, радиочастотная идентификация, геопространственная сеть и сети с ячеистой структурой и др., является их преломление через естественно-правовую культуру общества, через права человека, что позволяет ввести их в новый глобальный этико-правовой контекст. Поскольку выбор вариантов исполнения и использования таких технологий влечет за собой моральные последствия и оказывает прямое влияние на характер трансформации нравственных ценностей, эти технологии создают значимые инфоэтические проблемы, главными их которых являются соблюдение прав человека
и основных свобод в киберпространстве, а также содействие большей доступности информации и средств коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит
в том, что его результаты могут стать стимулом для дальнейшего изучения процессов развития и трансформации нравственных ценностей
в современном информационном обществе, способствовать становлению
и развитию информационной этики в качестве прикладной и фундаментальной дисциплины знания. Представленные в работе материалы и выводы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов по дисциплинам «Философия», «Социология», «Культурология», «Культурные ценности мировых цивилизаций»; при чтении спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области профессиональной и прикладной этики.

Апробация диссертации.

Положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию в научных докладах и выступлениях на 15 конференциях:
I Международном симпозиуме «Социальная теория и проблемы информационного общества» (Ижевск, 30–31 октября 2009 г.), международной научно-практической конференции «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (Саратов, 21 декабря 2009 г.), VII международной научно-практической конференции «Пси-фактор: психологические факторы жизнедеятельности» (Новомосковск, февраль 2010), всероссийской методической конференции «Информатизация образования – Поволжье-2010» (Пенза, 2010 г.), XII научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (Новомосковск, 2010 г.), международной научно-практическая конференции «Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право» (Саратов, 22 марта 2010 г.), межвузовской конференции преподавателей
и студентов «Россия: дни боевых побед и трудовых подвигов», посвященной 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Новомосковск, 2010 г.), международной научно-практической конференции «Модернизация и перспективы развития современного общества (экономический, философский, социальный, философский, правовой аспекты)» (Саратов, 30 июня 2010 г.), седьмой научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 24–25 сентября 2010 г.), межвузовской конференции преподавателей и студентов «Россия: прорыв через тернии к звездам», посвященная 50-летней годовщине первого в мире полета в околоземное пространство советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (Новомосковск, 2011), всероссийской научной конференции: Двенадцатые Петровские чтения (Санкт-Петерсбург, 17–18 ноября 2010 г.), XIII научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (Новомосковск, 2011), восьмой научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 24–25 сентября 2011 г.), международной научно-практической конференции «Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен (экономика, социология, философия, право)» (Саратов, 24 июня 2011 г.), XXVIII научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева (Новомосковск, 2011).

По теме диссертации опубликовано 25 научных работ (в том числе
3 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 5,58 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры «История, философия и культурология» ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Новомосковский институт (филиал) (НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка литературы. Структура
и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Проблема нравственной идентификации человека в информационном обществ

Данный параграф посвящен рассмотрению нравственных аспектов мировоззренческих трансформаций, сопровождающих становление информационного общества. В нем исследуется динамика нравственных ценностей, обусловленная возрастающими темпами информатизации, и связанная с этим процессом виртуализация общества, способствующая формированию информационного сознания, изменяющего нравственно-философские приоритеты в мировоззрении.

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания и характеристики качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

Информационное общество характеризуется следующими чертами:

1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений.

2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность.

3. Информация становится предметом массового потребления через систему средств массовой информации (СМИ). Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации, что гарантируется законом и техническими возможностями. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

4. Формируется новое мировоззрение, в рамках которого -существенное место занимают виртуальные ценности. Это ведёт к трансформации традиционных нравственных норм запретного и разрешительного характера, к возникновению нравственных конфликтов и коллизий, оказывающих существенное влияние на духовно-нравственный мир человека, его самоидентификацию.

5. Деловая активность и культура общения в целом переносятся в информационно-коммуникативную среду, вследствие чего в обществе формируются виртуальные сферы жизни (экономика, политика, образование, право и т.п.), порождающие новый тип виртуального мировоззрения, которое определяет специфическую систему нравственных ценностей символическо симулятивного характера.

Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х -начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества явились М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит, А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др.

Одним из первых исследователей, попытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И.Масуда, уделивший специальное внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе и выдвинувший утопическую концепцию о бесконфликтности данного вида общественного устройства (см.: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. - Washington, dc:. World Future Society, 1981). М. Постер высказывает мысль, что для адекватного понимания социальных отношений и мировоззренческих трансформаций в эпоху информационного общества необходимо исследование изменений в структуре коммуникационного опыта. Постер вводит понятие «способа информации»,- выражающего трансформации языковой культуры, связанной с электронным письмом, базами данных, компьютерными сетями и т.п.

Автор теории «цифровой цивилизации» Д. Тапскотт, подчеркивает, что информационное общество - это общество знаний, производящее интеллектуальные предметы на основе цифровой формы представления объектов. Вследствие преобразования информации в цифровую форму, на смену физическим предметам приходят объекты виртуальной природы. Компьютерные технологии являются новым средством опосредования деятельности, а сама компьютеризированная деятельность выступает средством опосредования внутреннего мира человека: его мировосприятия и мироощущения, что находит отражение в формировании своего рода «компьютерного сознания», обладающего специфической мировоззренческой и ценностной ориентированностью. Компьютерные технологии изменяют мировоззренческие и нравственно-психологические характеристики личности, как на уровне субъекта деятельности, так и на уровне субъекта познания и субъекта общения, вызывая различного рода трансформации в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах личности.

В информационном обществе изменятся уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным. Это влечет за собой повышение удельного веса нравственных ценностей и их виртуальную трансформацию.

Ценностные конфликты и коллизии информационного общества

Что касается этических категорий, то для зрелого индустриального общества было характерно доминирование понятий, имеющих коллективную окраску. Мораль информационного" общества выражается не только в доминировании «Я» над сверхличностными общественными ценностями, но и объединение последних в одно понятие - «стиль» («имидж»), как нечто внешнее, прикладное, легко меняющееся в зависимости от среды пребывания личности. Люди меняют собственные мировоззренческие установки так же легко, как и костюмы, вследствие чего этический релятивизм переносит индивида в мир без базовых ценностей и идей.

Однако утерянные моральные установки требуют замещения, и исследователи обычно отмечают несколько способов восстановления общих ценностей в мировоззренческой системе, и чаще всего ими выступают агрессия, игра с иллюзиями, телоцентризм. Подобный набор объясняется следующими моментами. Усиление агрессии связано с тем, что в то время как универсальные ценности утрачиваются, происходит универсализация насилия как явления максимально избавленного от ценностей. «Человек, вступая в информационное общество, обнаружил и свою уязвимость и даже беззащитность перед потоком идей, индуцирующих массовые психозы... [Все это] не только дестабилизирует психику населения, но часто приводит и к кровавым жестоким преступлениям» . Что же касается смерти, то современный человек, утратив надежду объяснить ее (чтобы смирится с ее существованием), пытается просто забыть о ней. Благодаря большому количеству телевизионных документальных, художественных и развлекательных программ с образами смерти, эта тема оказалась настолько привычной, что перестала быть глубоко личностной проблемой.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М., 1997. С. 165. Информационное общество становится похожим на виртуальную реальность и может описываться с помощью ее характеристик. Виртуализация в данном случае - это любое замещение реальности ее симуляцией/образом с применением логики виртуальной реальности. Результатом подобного ретуширования границ деятельностного ареала человека становится эмоциональная нестабильность, стремление прикрыться игрой, отрицанием иерархий, беззаботным весельем. Кроме того, происходит смещение центра внутреннего духовного мира в сторону культа тела как самой очевидной и неустранимой ценности. Для телоцентризма оказывается характерным переход от слова к телу, от интеллектуальности и духовности к телесности, от вербальности к зрительному образу, от рациональности к "новой архаике", когда в центре ментальносте оказывается тело, плоть. Также возникает повышенное внимание к катастрофам, сюжетам Конца Света - всему тому, что может разрушить тело и ко всему тому, что доставляет плотское удовольствие. Сексуальная свобода, наркотики, развлечения, ведущие к смене ощущений. Современные рекламные технологии лишь усиливают подобные интенции, активно эксплуатируя и культивируя изображения и практики тела41.

В современном мире важнейшим объективным обстоятельством становления человека оказывается информационная доступность, которая трактуется как всеобщая информационная прозрачность, максимальная информационная насыщенность, интенсивность информационных потоков и фантастически скоротечная их смена. В информационном обществе все люди выступают потребителями массовой информации - сейчас практически каждый подключен к информационным сетям так же, как к жилищно-хозяйственным коммуникациям; радио, телевидение, газеты, телефон,

Дети, как показывают исследования бюджета времени населения, проводят перед телевизором столько же времени, сколько в школе (5-6 часов)42. Потребитель информации превращается порой в ненасытного поглотителя информации.

Индивидуальное, групповое и массовое сознание все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, наносящим ущерб психологическому и нравственному здоровью населения, разрушающим моральные нормы жизни и приводящие к дестабилизации социальной ситуации. Получаемая человеком информация часто оказывает непосредственное воздействие на его эмоциональное состояние, вызывает ответную реакцию и побуждает к определенным действиям. Для группового сознания особенно важны общие интересы группы, принятые и осознаваемые членами группы и отраженные в их индивидуальном сознании - правила поведения, их способность к удовлетворению своих интересов, достижению поставленных целей и готовность к противодействию. В массовом сознании важнейшими являются его консервативная и динамическая составляющие. Консервативная составляющая массового сознания образуется совокупностью: общих интересов масс (социальных групп или классов, национальных образований, этносов, населения страны в целом); признаваемых ими культурных, нравственных и социальных ценностей, усиливающих общественно допустимые правила поведения и образа жизни; готовность различного рода объединений, ассоциаций к противодействию существующим угрозам своим интересам, ценностям, традициям и нравам. Динамическая составляющая массового сознания образуется совокупностью отражений информации о социально важных событиях и вызывает соответствующую эмоциональную оценку этих событий.

Функционирование нравственных ценностей в системе средств массовой информации

Что представляет собой информационное средство и каковы его этико-философские характеристики? Этимологически понятие информационного средства восходит к латинскому слову medium, что означает буквально «находиться в середине», «средний». Это указывает на его функцию осуществлять посредничество, быть передатчиком и носителем информации и в частности транслировать нравственные ценности. Вместе с тем это говорит также о технической организации информационного средства.

Организация информационных средств никогда не может считаться законченной. В своем развитии она каждый раз стремится ликвидировать недостатки существующих информационных средств, а также собственной организации. Так письменность преодолела временную и локальную привязанность речи, электронные средства - относительную инертность и недостаточную накопительную способность печатных средств; визуальные средства - недостаточность абстрактности письма и т.д. Все это оказывало непосредственное воздействие на культуру нравственного общения и способы функционирования нравственных ценностей и периодически приводило к информационным кризисам и перестройкам морали.

В чем же выражается особенность информационного средства, прежде всего, в плане его влияния на моральное сознание человека?

Информационное средство не может существовать без своего материального носителя, точно также как его не существует и без формального, т.е. идеального компонента. Эта его особенность вполне соответствует сущности «материальной этики ценностей», развитой в трудах Макса Шелера и Николая Гартмана, и представляющей собой синтез идеальности нравственного закона и материальности целей и благ.

Информационное средство устраняет непосредственное телесное присутствие и открывает новые реальности, которые мы не можем достичь из-за нашей собственной пространственной и временной ограниченности. К ним относятся в частности представления об иных культурах, с которыми мы не можем встретиться непосредственно, а также представления о прошедших эпохах. Без медийного трансцендирования не было бы практически никакой передачи из поколения в поколение исторических и культурно-научных традиций. И, прежде всего, была бы невозможна трансляция нравственного опыта.

С одной стороны, информационное средство устраняет пространство и время непосредственного телесного присутствия, однако, с другой - создает место и время для новых форм коллективного присутствия и собрания лиц в медийно обусловленном месте. Так театр с самого начала оказывается местом совместного восприятия и переживания людей, которые вне данного пространства могут быть не связаны какими-либо социальными отношениями или нравственными обязательствами.

Несмотря на то, что основной задачей информационного средства является преодоление пространственно-временной ограниченности, оно одновременно создает новый вид дистанции к изображаемому предмету, который предстает перед нами не сам по себе, а в форме проекции или перспективы. Даже самое лучшее информационное средство не способно дать сам предмет. Следовательно, информационное средство является не только инстанцией передачи и представления, но и инстанцией дистанцирования. Материальный состав информационного средства как бы отстраняет нас от предмета и задает его идеальную перспективу. В какой-то степени это соответствует специфике морального сознания, ценностное содержание которого является идеальной проекцией материальных механизмов поведения.

Медийная близость определяется расширением пространственно-временных границ и увеличением скорости передачи. Однако это порождает серьезную проблему. Современные информационные средства сводят жизненный опыт к отношениям близости и одновременности, что приводят к утрате чувства перспективы и способности к дальнодействию. Там, где все одинаково близко, для ориентирования необходимо искусственно воссоздавать горизонт и иллюзию дальности, что открывает возможности манипулирования моральным сознанием и поведением человека.

Оценивая в целом особенности информационного средства необходимо в заключении указать на характер его конкретного влияния на этику и моральное сознание в современном мире. Современные медийные средства (телевидение, Интернет и др.) оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. Как показал Г. Андерс в своем исследовании о влиянии аудиовизуальных средств на поведение человека, эффект трансформации возникает в силу следующих причин:

Нравственные ценности и права человека в ситуации новых информационно-коммуникационных технологий

Итак, реконструировав перечень основных дилемм информационной этики в области защиты прав человека при использовании информационно-коммуникационных технологий, проанализируем их влияние на изменение традиционных нравственных ценностей.

В первом параграфе второй главы данного исследования был проведен обзор иерархии нравственных ценностей по М.Шелеру, в результате чего был сделан вывод, что информационное общество формирует определенные ценности потребления информации, которые условно можно отнести к низшему (по Шелеру) ряду ценностей, что выражается в информационном обществе в ориентации лишь на получение удовольствия или утилитаристское отношение к информации; знания получаются с целью удовольствия; интересы при получении знаний вращаются в материальной, а не в духовной сфере; творчество превращается в потребление; реальные отношения уступают место виртуальным; жизнь подменяется игрой. Несмотря на то, что у М. Шелера вышеперечисленные ценности относятся к низшему ряду, в современном информационном обществе они детерминируют другие ценностные ряды, придавая им ярко выраженную гедонистическую и утилитаристскую окраску. В данной ситуации, права человека могут играть роль некого нравственного минимума, ориентира, помогающего при принятии решений в рамках информационной этики, при разборе конфликтов ценностей. Нравственные ценности информационной этики имеют свою специфику, по сравнению с традиционными нравственными ценностями, обусловленную как самой сферой их применения (ИКТ), так и спецификой прикладной этики в целом:

тенденция к глобализации общества требует ориентацию на создание неких универсальных этических правил, в основании которых должен лежать ряд базисных нравственных ценностей. На данном этапе такими правилами является Всеобщая декларация прав человека. История прав человека началась с концепции английского конституционализма, в основании которого лежали идеи Т. Гоббса и Дж. Локка65. Предпосылкой этой концепции является эгоистическая форма мотивации; закон и гражданская ответственность представляются как единственный безопасный способ общения между людьми, каждый из которых по природе своей является эгоистом, заинтересованным лишь в соблюдении своих личных интересов. Таким образом, отношения человека с государством (соблюдение законов и интересов целого общества) являются разумным гарантированным способом сохранения благополучия и безопасности человека. Впоследствии Декларации прав человека были пронизаны утилитаристским духом этой идеи, несмотря на то, что базисные ценности со временем несколько изменялись, в соответствии с исторической, социальной и культурной ситуацией. Понимание «естественных прав» в истории философии не всегда было однозначным. Так, в философии Нового времени, идея естественных прав человека исходила из теории «разумного эгоизма» - личной безопасности и общественного договора (Т. Гоббс). Содержание естественных прав представлялось по-разному в разных философских концепциях и политических документах: так, они представлялись как «жизнь, свобода, собственность (Дж. Локк)»; как «безопасность, свобода, право на жизнь (Г. Спенсер, который в своей концепции естественных прав придерживался классического представления о правах)»; «жизнь, свобода, стремление к счастью» (Американская Декларация независимости Т. Джефферсона, который считал, что право собственности не является естественным правом человека); «свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению» (Французская Декларация независимости, где идея свободы, тем не менее, господствовала над идеей собственности). И. Кант полагал, что единственным естественным правом является только право человека на свободу66.

В соответствии с духом времени, в XX веке, после двух мировых войн, революций, конфликтов, во время которых массово нарушались естественные права человека, такие, как право на жизнь и право на свободу, основной идеей всеобщего блага, нашедшей свое выражение в Декларации прав человека, стала триада целей - мир, свобода, справедливость. Эти три цели можно обозначить, как базисные нравственные ценности современного общества, лежащие в основании прав человека. В рамках информационной этики ценность свободы, например, может конкретизироваться в принцип свободы убеждений, мнений, совести, доступности информации; справедливость - в принципе равного и полного доступа к информации; мир - в праве на участие в управлении своей страной и так далее.

2. Каждая сфера прикладной этики (биомедицинская этика, этика науки, политическая этика, экономическая этика и проч.) характеризуется набором характерных дилемм, разрешение которых никогда не бывает однозначным, и рассматривается ситуативно. Тем не менее, инструментом при разборе любой из таких ситуаций являются основные традиционные нравственные ценности, применяемые с учетом специфики определенной сферы прикладной этики. С одной стороны, в таком случае, ценности универсализируются и упрощаются; с другой стороны в каждой из прикладных этик - конкретизируются, кодифицируются, усложняются, приобретая правовую окраску, формируя специфические нравственные принципы и

Информационное общество (постиндустриальное общество) ­­ общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Отличительные черты:
1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
3. возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
4. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 5. cоздание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей,
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам,
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное общество в трудах философов XX века:
Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Традиционно считается, что это понятие было введено в научный оборот американском социологом Д.Рисменом, который в 1958 году применил его в заглавии одной из своих статей. Между тем, пусть и не так широко, известно, что еще в 1917 году А.Пенти, один из теоретиков английского либерального социализма, использовал это понятие, вынеся его даже в заглавие одной из своих книг. И совсем забытым остается тот факт, что сам А.Пенти отдавал приоритет в применении данного термина А.Кумарасвами, автору ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. (из Иноземцева “Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире”)
В XX в. у философов и социологов появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации (Шпенглер).
В 40­е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями.
В 50­е гг. экономист Фриц Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром. В дальнейшем - развито в работах Ёнэдзи Масуды (японский социолог, 1905­1995), американского социолога Дэниэла Белла.
К концу 60­х годов данная проблематика стала одной из наиболее актуально обсуждавшихся западными социологами. Приблизительно с 70­х годов в западной литературе знание и информация воспринимались не как некая субстанция, воплощённая в средствах производства, а как самостоятельная производственная сила. Таким образом, новое информационное или постиндустриальное общество (в котором информация и знание являются основной производственной силой) противопоставляется обществу индустриальному и доиндустриальному. В экономической сфере информация превращается в самостоятельную производственную силу, значит, часть населения оказывается задействованной в сфере получения и передачи информации. Новый этап в развитии теории был открыт выходом в 1973 году книги Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вызвавшей взрыв интереса. В течение этого и следующего десятилетий появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. (из Иноземцева)
Идея постиндустриального общества остается сегодня весьма популярной, а соответствующий термин широко применяется в философских, социологических и экономических работах. Между тем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры. (из
Иноземцева)
Д. Белл пишет: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». (из Иноземцева)
Естественно, что определить хронологические рамки подобного социума оказывается достаточно сложно. Обычно утверждается, что новые тенденции стали нарастать после второй мировой войны, хотя зачастую это происходило в формах, дававших, казалось бы, возможность говорить об экспансии индустриализма. В случае применения в качестве критерия степени развитости третичного сектора (сферы услуг, остальные 2 ­­ первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность) своеобразной критической точкой считается середина 50­х годов, когда в США количество работников сферы услуг превысило количество занятых в материальном производстве. Однако реальные изменения, заставившие подавляющее большинство западных футурологов говорить о современных развитых обществах как о постиндустриальных, относятся к середине и концу 70­х годов и включают радикальное ускорение технического прогресса, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения, а также возникновение ряда ситуаций, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической науки. (из Иноземцева)
Постиндустриалисты разграничивают этапы общественной эволюции
революционными переходами; подобная периодизация осуществляется ими на основании трёх критериев. Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим важнейшим направлениям: основному производственному ресурсу, которым выступает информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе таковым являлись, соответственно, сырье и энергия; характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. (из Иноземцева)

  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 107
Диссертация добавить в корзину 500p

V Глава 1. Особенности системы ценностей информационного общества.

§ 1. Характеристика системы ценностей информационного общества.

§ 2. Роль симулякров или мнимостей в системе ценностей информационного общества.

§ 3. Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества.

Глава 2. Место человека в сфере экономических, политических и эстетических ценностей информационного общества.

§ 1. Человек в сфере экономических ценностей информационного общества.

§ 2. Человек в сфере политических ценностей информационного общества.

§ 3. Человек в сфере эстетических ценностей информационного общества.

Глава 3. Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе.

§ 1. Проблема самоидентификации человека в информационном обществе.

§ 2. Проблемы самореализации человека в информационном обществе.

§ 3. Образование как основное условие творческой самореализации человека

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Человек в системе ценностей информационного общества"

Актуальность темы исследования* При переходе к информационному обществу, инфраструктуру которого составляют информационные и телекоммуникационные сети, происходит качественное изменение всех сфер жизни общества, а также его системы ценностей. Человек оказывается в новой реальности, состоящей из знаков, символов, образов] и начинает осознавать ее сконструированную, символическую природу.

В этих условиях знание, информация, образование выступают системообразующими ценностями, - без них невозможно существование информационного общества. Образ превращается в самостоятельную ценность: с одной стороны как образ, отражающий реальность, с другой - как симулякр или мнимость, т.е. образ, за которым не стоит никакая реальность. Идеальные ценности начинают доминировать над материальными. Ценности (экономические, политические, эстетические) становятся все более доступными для человека. Плюрализм выступает как неотъемлемая черта системы ценностей информационного общества. Все это придает демократические черты системе ценностей.

1 В то же время ряд других особенностей системы ценностей вызывают к жизни антидемократические тенденции. Так, например,/ мнимости или симулякры дают широкие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением.

Диссертация посвящена анализу системы ценностей информационного общества, тем возможностям, которые она предоставляет человеку, и проблемам, которые она для него создает. В работе рассматривается влияние ценностей и информационного общества на процессы самореализации и самоидентификации человека.

Информационное общество могло возникнуть только вместе с глобализацией, под воздействием которой происходит становление противоречивых тенденций в системе ценностей. Наряду с демократизацией системы ценностей и всего информационного общества проявляется тенденция ослабления демократии за счет того, что власть субъектов глобального рынка не ограничена никакими демократическими процедурами, а также тенденции, одновременно ведущие к универсализации и индивидуализации ценностей информационного общества.

В связи с этим, представляется очень важным заявить особенности системы ценностей информационного общества, проанализировать социокультурную среду, которую создают для человека экономические, политические и эстетические ценности, и, наконец, проследить, как все эти факторы влияют на самоидентификацию и самореализацию человека.

Состояние научной разработанности темы. В зарубежной литературе концепция информационного общества разрабатывается с начала 80-х годов в трудах американских футурологов Э.Тоффлера, X. Тоффлера и японского футуролога И. Масуды. Можно отметить следующие работы: Э. Тоффлер«Третья волна», «Предварительные взгляды и предпосылки», «Сдвиг власти: знание, богатство и насилие на пороге XXI века», Э. Тоффлер и X. Тоффлер «Война и анти-война - выживание на рассвете XXI века», И. Масуда «Менеджмент в информационном обществе: освобожденная синергетика японского стиля » и другие. Э. Тоффлер и И. Масуда уделяют особое внимание экономической и социальной сфере информационного общества, проблемам власти и управления.

В отечественной литературе концепция информационного общества разрабатывается Абдеевым Р.Ф., Ворониной Т.П., Мелюхиным И.С.* и рядом других авторов. В частности, Т.П. Воронина, давая комплексный анализ информационного общества, особое внимание уделяет проблемам образования.

Философия постмодерна, возникшая в 80-х годах, не использует термин «информационное общество», а говорит об обществе постмодернизма, базисные характеристики этого общества (существование в системе информационных и телекоммуникационных сетей в период глобализации производства знаний, информации, массовой культуры) совпадают с характеристиками информационного общества. Поэтому труды философов постмодернизма привлечены нами для рассмотрения данной темы. Здесь могут быть отмечены следующие работы: Р.Рорти «Случайность, ирония и солидарность», Ж.-Ф. Лиотар «Условия постмодернизма: сообщение о знании», Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодернизма», Ж. Бодрийар «Избранные труды», Ф. Вагнер «Изобретение культуры» и другие. Во всех перечисленных работах, в основном, анализируются социокультурные характеристики общества постмодернизма. К тому же философия постмодернизма, принципиально оставаясь на фрагментарной позиции и отрицая возможность систематизации фило См., напр.: Абдеев Р.Ф. «Философия информационной цивилизации ».-М., 1994; Воронина Т.П. «Информационное общество: сущность, черты, проблемы». - М., 1995; Мелюхин И.С. «Информационные технологии и бизнес». - М., 1997 софского знания, не рассматривает ценности общества постмодернизма как систему.

Все это позволяет сделать вывод, что проблема исследования системы ценностей информационного общества, ее характеристик и места человека в ней еще недостаточно разработана. Этим объясняется выбор автором темы диссертации.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание уровень исследования проблемы, следует сформулировать цель и задачи предлагаемой диссертации.

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать систему ценностей информационного общества и определить, какие возможности она предоставляет человеку, и какие проблемы ставит перед ним.

Отсюда вытекают решаемые в диссертации задачи:

Определить особенности системы ценностей информационного общества;

Проанализировать роль симулякров или мнимостей в системе ценностей (в сфере экономических, политических и эстетических ценностей);

Рассмотреть, какие возможности предоставляют человеку, и какие проблемы создают для него симулякры или мнимости;

Выявить воздействие на человека тенденций в системе ценностей, появившихся вследствие глобализации;

Рассмотреть особенности среды, создаваемой для человека экономическими, политическими и эстетическими ценностями;

Раскрыть проблему выбора ценностных ориентиров человеком и проблему самоидентификации;

Рассмотреть, как решается человеком проблема самореализации, и в этой связи выявить факторы, способствующие этому процессу.

Основные положения, выдвигаемые автором к защите. Автор считает, что при анализе ценностей информационного общества следует основываться на принципах системного подхода. В работе выявляются специфические особенности системы ценностей информационного общества: положение знания и системообразующих ценностей, связанных с ним (информации, образования), от которых зависит само существование информационного общества; доминирование идеальных ценностей над материальными; превращение образов в самостоятельную ценность; демократизация, выражающаяся в общедоступности и плюрализме ценностей.

В диссертационном исследовании выделяются структурные элементы системы ценностей, и характеризуется противоречивая роль образов и симулякров в сфере экономических, политических и эстетических ценностей. Автор показывает, что без мнимостей невозможно существование системы ценностей информационного общества.

Представляется важным обратить внимание на противоречивые процессы, возникающие в системе ценностей общества под влиянием глобализации, а также раскрыть особенности среды, которые создают для человека экономические, политические и эстетические ценности.

В работе рассматриваются особенности системы ценностей информационного общества на самоидентификацию и самореализацию человека, что имеет важное практическое значение, т.к. позволяет прогнозировать общие тенденции развития информационного общества, а также те изменения, которые происходят в человеке.

Автор анализирует различные подходы к проблеме самоидентификации и показывает, что при переходе от индустриального общества к информационному меняется характер образования, которое становится одной из системообразующих ценностей информационного общества, т.к. способствует творческой самореализации человека.

Уровень и качество образования являются основной характеристикой трудовых ресурсов информационного общества, поэтому основные инвестиции в таком обществе - это инвестиции в человеческие ресурсы, образование. При этом подчеркивается, что информационное общество характеризуется постоянным образованием и самообразованием. Оно становится неотъемлемой формой существования всех возрастных групп (life-long education). В диссертационном исследовании отмечается, что информационное общество потенциально создает все условия для творческой самореализации человека, т.к. образование является общедоступным, глобальным и индивидуальным.

Теоретическая и методологическая база диссертации. В диссертации использованы труды основателей концепции информационного общества Э. Тоффлера, X. Тоффлера, X. Масуды; работы отечественных исследователей информационного общества Р.Ф. Абдеева, Т.П. Ворониной, И.С. Мелихина, А. Неклесса; труды философов постмодернизма В. Андерсона, С. Квейла, М.О. Хара. К. Цвейга, Э. Стерн-берга, Р. Лифтона; отдельно следует отметить работы М. Фуко; а также группы социальных мыслителей А. Шлессинджера и В. Грейдера.

Объем и структура диссертации. Вышеперечисленные аспекты исследования определяют структуру работы. Она состоит из введения, трех глав (9 параграфов), заключения и библиографии.

В первой главе «Особенности системы ценностей информационного общества» анализируются специфические особенности системы ценностей в информационном обществе. В ней выделены основные принципы системного подхода, которые автор применял при анализе системы ценностей информационного общества, и рассматри ваются основные черты, характеризующие систему ценностей (§ 1. «Характеристики системы ценностей информационного общества»); рассматривается место мнимостей в сфере экономические, политические и эстетические ценностей (§ 2. «Роль симуляк-ров или мнимостей в системе ценностей информационного общества»); дается характеристика процессу глобализации (§ 3. «Глобализация как условие существования системы ценностей информационного общества»).

Во второй главе «Место человека в сфере экономические, политические и эстетические ценностей информационного общества » раскрываются особенности среды, которые создают для человека экономические (§ 1. «Человек в сфере эконо мических ценностей»), политические (§ 2. «Человек в сфере политических ценностей») и эстетические ценности (§ 3. «Человек в сфере эстетических ценностей») информационного общества.

В третьей главе «Проблемы самоидентификации и самореализации человека в информационном обществе» рассматриваются особенности влияния системы ценностей информационного общества на самоидентификацию человека (§ 1. «Проблема самоидентификации человека в информационном обществе»); его самореализацию (§ 2. «Проблема самореализации человека в информационном обществе»); выявляется место и роль образования (§ 3. «Образование как основное условие творческой самостоятельности человека в информационном обществе»).

Теоретическое и практическое значение диссертации. Проведенное исследование направлено на дальнейшее развитие теории информационного общества и его системы ценностей. Выводы работы имеют важное значение для научно-теоретического осмысления специфики информационного общества, места человека в нем. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании курса философии и в спецкурсах по философии.

Заключение диссертации по теме "Социальная философия", Зайцева, Лариса Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение темы диссертации позволяет сделать выводы о качественном изменении системы ценностей при переходе к информационному обществу.

Знание, информация, образование выступают в информационном обществе как системообразующие ценности, без которых невозможно само существование этого общества.

Знание оказывает существенное влияние на все ценности информационного общества, но прежде всего на сферы экономических, политических и эстетических ценностей.

Такие экономические ценности как собственность, богатство начинают основываться на знании, так как ведущим сектором экономики информационного общества является производство знаний и информации.

Под влиянием знания качественно меняется такая политическая ценность как власть. Если в индустриальном обществе власть основывалась на физической силе и силе денег, то в информационном обществе появляется власть, основывающаяся на знании.

Под влиянием знания меняется также природа насилия, которое начинает принимать форму манипулирования общественным мнением.

Знание оказывает существенное воздействие на сферы эстетических ценностей информационного общества и способствует возникновению новых видов искусства.

В системе ценностей информационного общества идеальные ценности доминируют над материальными, наблюдается тенденция замещения материальных ценностей идеальными. Например, такие базовые экономические ценности как собственность и капитал принимают идеальную форму.

В информационном обществе образ превращается в реальную ценность, которая оказывает большое влияние на всю систему ценностей, особенно на сферы экономические, политические и эстетические. Образ приобретает власть над человеком, формирует и во многом определяет стиль жизни.

Без образа невозможно существование сферы экономических ценностей информационного общества, так как важной составляющей его экономики является производство, передача и продажа образов. Без формирования образа, имиджа не может быть продан в современной экономике ни один товар.

В сфере политических ценностей появляется такая особенность образа, как власть над людьми. Образ, имидж политика оказывает на человека зачастую значительно большее влияние, чем его программа.

Очень важна роль образов в сфере эстетических ценностей, т.к. искусство информационного общества характеризуется доминированием образа над словом.

Формирование своего имиджа, образа является одним из способов самореализации, специфичным для информационного общества.

В системе ценностей информационного общества особое место занимают образы, за которыми не стоит никакой реальности, то есть мнимости, или, в терминологии постмодернизма, симулякры. Без симулякров невозможно существование системы ценностей информационного общества; особенно велика их роль в экономических и политических и эстетических сферах. Значительная роль мнимостей повышает творческие возможности человека, не сковывает творчество границами материального мира; повышает возможности образования; расширяет границы искусства; придает различным сферам общественной жизни игровой характер. Но мнимости могут заменить человеку реальный мир.

Система ценностей, которая не может существовать без таких элементов, как знание, информация, образы, мнимости или симулякры, создает для человека совершенно новые условия существования. Существование человека в информационном обществе превращается в существование в суперсимволической реальности. Важно отметить, что информационное общество начинает осознавать свою символическую, сконструированную природу, осознавать сделанность своих социальных институтов, ценностей, верований, ритуалов, традиций. Все это дает человеку много возможностей, но и порождает новые проблемы.

С одной стороны, система ценностей информационного общества характеризуется демократическим тенденциями. Это проявляется прежде всего в общедоступности и плюрализме ценностей, что создает для человека более демократические условия существования. Инфраструктура информационного общества, представляющая информационные и телекоммуникационные сети, нацелена на передачу таких системообразующих ценностей, как знание, информация. В частности, за счет распространения дистанционных образовательных программ становится все более доступным и такая системообразующая ценность, как образование.

Плюрализм системы ценностей, во-первых, выражается в том, что инфраструктура информационного общества дает человеку доступ ко всем существующим культурным, эстетическим, политическим, религиозным, этническим и т.п. ценностям; а во-вторых, в том, что система ценностей информационного общества представляет из себя не пирамиду, а паутину без единого центра.

С другой стороны, система ценностей информационного общества может вызывать к жизни и антидемократические тенденции. Это прежде всего выражается в том, что образ, как одна из ведущих ценностей, и особенно образ, за которым не стоит никакой реальности, то-есть мнимость или симулякр, дают широчайшую возможность для манипулирования общественным мнением людей. Здесь можно отметить противоречие, характерное для информационного общества: с одной стороны его инфраструктура делает практически невозможным скрывать или контролировать информацию, но в то же время дает широчайшие возможности для манипулирования сознанием людей и общественным мнением. Антидемократические тенденции также могут проявляться в том, что технологии и инфраструктура информационного общества делает возможным контролировать поведение людей и нарушает права человека на частную жизнь. Эти тенденции особенно присущи экономическим и политическим сферам жизни информационного общества.

Информационное общество предоставляет широчайший выбор всех существующих ценностных ориентиров, самоидентификацию очень сложной. Можно выделить следующие подходы к проблеме самоидентификации человека в информационном обществе:

Подход, базирующийся на релятивистском восприятии ценностей, который делает иронию единственно возможным механизмом самоидентификации;

Подход, сводящий проблему самоидентификации к растворению человека в системе мультикультурных ценностей и ведущий к смерти индивидуализма;

Подход, заключающийся в формировании человека Протея (от мифологического персонажа, который, встречая препятствия, всякий раз менял свою форму), отличительными чертами которого являются нестабильность и нелояльность, выражающиеся в готовности сменить одну и принять другую систему ценностей;

Подход, базирующийся на таких системообразующих ценностях, как знание и образование.

Способы самореализации человека в информационном обществе обусловлены особенностями его системы ценностей. Можно выделить следующие способы самореализации:

Самореализация посредством творческой деятельности, в основе которой роль знания и образования, как системообразующих ценностей. Особенно следует подчеркнуть, что образование является решающим фактором, способствующим творческой самореализации человека;

Самореализация через создание своего образа. Такой способ самореализации основан на очень большой роли образов в системе ценностей, ее игровом характере;

Самореализация в мире симулякров (мнимостей) или в мире виртуальной реальности. Такой способ самореализации может привести к тому, что компьютер, подключенный к Интернету, заменит реальный мир. Это вызывает серьезные психологические и социальные последствия.

Самоидентификация и самореализация решаются человеком в условиях развертывающихся процессов глобализации, без которых было бы невозможно возникновение информационного общества. Глобализация означает переход мира к новому качественному состоянию, к возрастающей взаимозависимости мира, к функционированию мира как единого рынка. Глобализация оказывает влияние на все сферы жизни информационного общества и на его систему ценностей. Под влиянием глобализации в системе ценностей информационного общества возникают противоречивые тенденции.

Глобализация способствует демократизации системы ценностей информационного общества, что выражается, в первую очередь, в их общедоступности. Это относится и к таким системообразующим ценностям, как знание, информация, образование, так и к такой основной экономической ценности, как богатство. Большая доступность богатства для всех способствует преодолению разрыва между развитыми и развивающимися странами, между Севером и Югом.

Но процесс демократизации экономических ценностей не происходит автоматически, т.к. проблема выхода на глобальный экономический рынок для развивающихся стран, на рынок, где основные места уже заняты мультинациональными корпорациями, представляется очень сложной.

В то же время глобализация может привести и к антидемократическим тенденциям в системе ценностей информационного общества. Это связано, прежде всего, с тем, что глобализация ведет к ослаблению суверенитета национальных государств и переходу власти к мультинациональным корпорациям и к субъектам глобального финансового рынка. Но если власть в большинстве национальных государств основана на демократической процедуре и подотчетна гражданам этих стран, то национальные корпорации подчиняются только собранию акционеров, а не гражданам стран, где они расположены. Поэтому власть, как одна из основных политических ценностей, может не основываться на демократических принципах. Глобализация вызывает в системе ценностей информационного общества процессы, ведущие и к универсализации, и к индивидуализации ценностей.

Универсализация ценностей выражается в господстве одних и тех же потребительских ценностей, доминированию эстетических ценностей массовой культуры. Индивидуализация создает среду, включающую в себя ценности, принадлежащие различным культурам, эпохам, обществам.

Условия существования человека в информационном обществе характеризуются изменчивостью и нестабильностью. Единственно постоянным является необходимость непрерывного образования, как основного фактора творческой самореализации человека.

Рассмотрение темы диссертации позволило выделить проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Прежде всего требуют изучения процессы, вызываемые глобализацией, так как они будут определять будущее мира. Переход к глобальной цивилизации требует нового подхода ко всем социальным вопросам, рассмотрения экономических, социальных, культурных ценностей во взаимозависимости с применением системного метода. Например, изменения, вызываемые глобализацией в экономической сфере, требуют не только рассмотрения экономистами, но и философами, социологами, психологами и культурологами. Представляется очень интересным рассмотреть, какое влияние оказывает глобальный рынок на социальный и культурные процессы, как воздействует на образ жизни людей; как общества с очень большими секторами экономики, представляющими аграрный и индустриальный этапы развития, встречают вызов глобальной экономики. Очень интересна проблема взаимодействия ценностей глобальной культуры и ценностей национальных культур. Требует рассмотрения проблема власти в условиях функционирования глобальной цивилизации. Также очень важно понять, какое воздействие на социальные процессы в информационном обществе оказывает складывающаяся глобальная система международной преступности. Очень интересно проанализировать такое явление, как глобализация прав человека.

Очень много проблем, связанных с информационным обществом, также требуют тщательного рассм отрения и анализа. К ним можно отнести:

Символическую и знаковую культуру информационного общества;

Влияние мнимостей или симулякров на культуру информационного общества;

Возможности мнимостей и симулякров в манипулировании сознанием людей и в формировании нужного общественного мнения;

Проблему свободы воли в информационном обществе, в условиях глобализации;

Проблему игровых тенденций и характеристик в информационном обществе и место игры в нем в целом;

Проблему насилия как манипулирования общественным мнением и сознанием человека;

Проблему взаимодействия искусства в обыденной жизни в информационном обществе;

Проблему власти образа, видеократии в информационном обществе;

Анализ творчества, где значительную роль играют мнимости или симулякры.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.