Американка 1 2 наружная наружная. Конусные или плоские? Форма ручки шаровой «американки»

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Поэтому психологии отводится совершенно особое место. Слово «психика» (греч. Psyche) означает «душа», «логос» - учение, т.е. наука о душе, душеведении, о внутреннем, субъективном мире человека. Согласно общеизвестному мнению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Однако это не совсем так. История психологии утверждает, что «уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с наполнением первых знаний и развиваются в борьбе с зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности».

Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не так-то просто. Термин психология был предложен немецким схоластом Гоклениусом в конце 16 века. Долгое время психология развивалась как составная часть философии и только в середине 19 века выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможным в силу того, что психология постепенно превращалась из описательной науки в экспериментальную.

Предметом изучения психологии служит психика человека, которая представляет собой социальный феномен и в отличии от психики животных является осознанным познанием. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых осуществляется регуляция поведения, адаптация к окружающей среде.

Постепенно психика была приравнена к сознанию (т.е. способность думать, чувствовать, желать). На смену психологии души пришла психология сознания, которая оказалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием способа производства.

Во втором десятилетии 20 века в основе психологии становится поведение. Такое понимание предмета психологии привело к новым противоречиям - как изучать поведение без исследования мыслей, чувств, побуждений человека. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма - первичным является материя (мозг); психика, сознание - это вторичное отражение мозгом объективной действительности.



Все объекты окружающего нас мира обладают свойствами физического отражения. Живые организмы отражают влияние из вне, сохраняя свою целостность, поскольку изменения происходят во внутренней среде (свет вызывает раздражение нервных клеток в сетчатке глаза, при ударе по сухожилию происходит сокращение мышцы и т.д.), другими словами, между раздражающими и ответными действиями возникает более или менее сложная цепь промежуточных процессов. Данная форма отражения получила название физиологической.

И наконец, раздражение извне может трансформироваться в такое состояние организма, когда вещь, исчезнувшая в действительности, сохраняется в виде идеального образа. В основе указанного явления лежит способность нервной клетки сохранять следы пережитого возбуждения, эта форма отражения называется психической.

Психическое отражение возникает, осуществляется и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает на нее обратное организующее влияние. Вне деятельности и общения нет человека и его психики.

Таким образом, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека.

Важнейшими элементами предмета научного знания в психологии являются:

а) конкретные факторы психической жизни человека;

б) существующие закономерности связей и отношений;

в) определение механизма психологической деятельности.

Факт психологической (лат. Faktum - свершившееся, сделанное) - это психическое явление, истинность познания которого может быть доказана. Например, в качестве психологического факта может выступать индивидуальный опыт человека, т.е. память.

Но задача психологии не собирать факты, а раскрывать их сущность и связи, включая в систему других фактов. И.П. Павлов, обращаясь к молодежи, писал: «Не превращайтесь в архивариусов фактов».

Психология призвана раскрыть закономерности существования необходимых, устойчивых и повторяющихся связей (отношений) между фактами (явлениями). Например, память имеет свои закономерности функционирования. В частности, закон повторения материала позволяет лучше его запомнить.

Механизмы психической деятельности предполагают работу конкретных анатомо-физиологических аппаратов, осуществляющих тот или иной психический процесс. Общеизвестно, что анатомия человека (например, деятельность мозга) тесно связана с психикой. Психические болезни - это результат нарушения деятельности мозга.

Методической базой изучения психики человека служит теория отражения, а основной естественно-научной теории является учение И.М. Сеченова, И.п. Павлова и их последователей (П.К.Анохина, К.М. Быкова, А.Д. Сперанского и др.) о высшей нервной деятельности. В работе «Рефлексы головного мозга» (1863) И.М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Теоретические положения И.М. Сеченова были экспериментально подтверждены и конкретизированы И.М. Павловым, открывшим важнейшие законы взаимодействия человека со внешней средой, которые стали основой учения о двух сигнальных системах.

В научных трудах К.М. Быкова, П.К. Анохина, А.Д. Сперанского продолжались исследования в области соотношения субъективной и объективной реальности теории и практики психических процессов, состояний и свойств.

Психические процессы связаны с той стороной жизни, которая обеспечивает познание окружающей действительности (ощущение, восприятие, память, мышление, т.е. важнейшие составные механизма приобретения, хранения, использование информации о внешней среде). Психические процессы есть элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности.

Психические состояния определяют активность познающей и преобразующей деятельности человека. В основе их лежат эмоции (пробуждающая сила) и воля (сила, организующая психическую деятельность). К психическим состояниям относятся: эмоции, настроения, аффекты, бодрость, активность, вялость, апатия и т.д. По сравнению с психическими процессами психические состояния представляют собой более сложную форму психической деятельности.

Психические свойства личности придают отражению индивидуальные черты. Они обусловлены особенностями протекания психических процессов у данного человека, а также его характером, темпераментом, склонностями, убеждениями, навыками и привычками.

Таким образом, психология изучает возникновение и формирование психических явлений (процессов, состояний, свойств), закономерности связей (отношений) между ними и механизм психической деятельности.

Классификация психических явлений необходима, чтобы разобраться в сложном потоке душевной жизни человека, однако нужно иметь в виду, что познание, чувства и воля не существуют отдельно друг от друга. Познавая и преобразуя окружающий мир, мы исходим из определенных мыслей и чувств, свойственных как нашему сегодняшнему состоянию, так и нашей личности вообще.

Важнейшая функция психологии состоит в том, что она, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегрантом всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек

Закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека подчерпывают тесную связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности, естествознанием, общественными науками (историей, экономикой, социологией, этнографией, искусствоведением, юриспруденцией, педагогикой и др.)

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология . Главный объект исследования - это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Помимо теоретических проблем изучения закономерностей развития психики в задачу общей психологии входит исследование различных видов деятельности человека и их связи с высшими психологическими функциями. Имеется ряд отраслевых (прикладных) психологий: авиационная, военная, возрастная, зоологическая, инженерная, консультативная, космическая, медицинская, музыкальная, политическая, педагогическая, искусства, спорта, труда, творчества, социальная, сравнительная, экономическая, экологическая, юридическая (правовая) и др.

Остановимся на некоторых из них.

Педагогическая психология изучает психологические закономерности воспитания и обучения (усвоения знаний, формирование умений и навыков, активного, самостоятельного, творческого мышления).

Одна из важнейших задач педагогической психологии - разработка психологических основ дальнейшего совершенствования процесса обучения, связанного с перестройкой содержания образования.

Социальная психология исследует закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные принадлежностью к той или иной социальной группе, а также психологические особенности самих этих групп.

К основным разделам социальной психологии относятся: психологические характеристики социальных групп; психология личности; закономерности общения и взаимодействия людей в совместной деятельности; складывающиеся в различных общностях межличностные взаимоотношения.

В компетенцию военной психологии входят проблемы личности воина и воинского коллектива, психологических основ воинского мастерства, подготовки воинов к ведению боевых действий и правонарушении Командиры, военные инженеры и другие специалисты работают в постоянном контакте с подчиненными. Их деятельность основывается не только на опыте офицера, его профессиональных знаниях, но и на умении понять каждого воина в отдельности и в той общности, коллективе, которые составляют экипаж, расчет отделение, подразделение.

Медицинская психология изучает личность больного; личность медицинского работника (в том числе будущего); их взаимоотношения в различных условиях(при посещении больного на дому, в амбулатории, клинике); роль психики в профилактике заболеваемости; состояние психики во время болезни, психические нарушения, возникающие при тех или иных заболеваниях.

Медицинская психология делится на общую и специальную (частную). В ведении частной (специальной) медицинской психологии находятся те же самые вопросы, но уже применительно к конкретной медицинской дисциплине: терапии, хирургии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет трудовой психологии - психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося (профессиональные способности) и его взаимодействия с производственной средой. Из задач, решаемых трудовой психологией, можно назвать психологические особенности подбора кадров, психологию профессионального отбора, роль личного фактора в несчастных случаях и производственном браке, психологию трудового воспитания и обучения, профилактику усталости, борьбу с монотонией, управление межличностными отношениями и микроклиматом в коллективе.

Инженерная психология изучает психофизиологические возможности человека в процессе его взаимодействия с техникой, закономерности функционирования системы «человек - машина». Как технологическая наука инженерная психология исследует системы управления, выясняя, какие требования к системам в целом и их элементам вытекают из характера этих процессов и свойств.

Правовая психология раскрывает психологические аспекты правосознания (правопонимание); правотворчества; специфику вхождения психологических терминов в уголовно-правовые (вина, личность преступления, мотив, сильное душевное волнение и др.)и гражданско-правовые (дееспособность лица, психическое состояние истца, ответчика и т.д.) понятия;

Юридическая психология изучает психические явления, механизмы, закономерности, проявляющиеся в сфере практической реализации права. (деятельности правоохранительных и правоприменительных органов).

Синтез психологии, правовой психологии, юридической психологии послужил основанием для возникновения новой отрасли науки и практики - психологии юриспруденции.

Следует выделить психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Особого внимания заслуживает и психология развития, которая имеет ряд отраслей: возрастная психология, психология аномального развития и сравнительная психология.

Возрастная психология изучает особенности психических процессов и психических качеств личности. Она имеет ряд подотраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека и психология старческого возраста (геротгоисихология).

Психология аномального развития (специальная психология)

Исследует психику людей с отклонениями от нормального развития, связанными с врожденными или преобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы. Например психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология) и др.

Психология — дисциплина, изучающая поведение человека и его психические реакции с научной точки зрения. Она включает в себя символьные интерпретации анализа социального поведения. Существует много видов психологии : когнитивная психология , аномальная психология и т.д.

Много лет психологов интересовало поведение человека. Восприятие, личностные свойства, познание, поведение, реакции и эмоции не только отражают огромное разнообразие умственных способностей человека, но и влияют на наши взаимоотношения в обществе. Анализ сознательных и бессознательных процессов, происходящих в сознании человека, также находится в ведении науки Психология применяется во многих сферах деятельности человека. Наши реакции на бытовые вопросы на работе или дома отражают состояние здоровье нашей души.

Виды психологии:

Психология исследует человека как личность , изучает семью и общество для того, чтобы понять какие существуют психические функции и триггеры для необъяснимых факторов социального поведения человека. Различные виды психологии исследуют нервные процессы в сознании человека. Исследования естественных наук служат источником задач для психологии. Среди отраслей психологии выделяют следующие:

Клиническая психология

В этой отрасли психологии, исследования направлены на то, чтобы помочь человеку избавляться от стресса и различных дисфункций, происходящих по различным психологическим причинам. Клиническая психология помогает лучшему развитию личности, росту эмоционального и физического благополучия. Психологи, занимающиеся исследованиями в этой области, изучают судебные показания и случаи клинической нейропсихологии. Специалисты используют специально разработанные и адаптированные модели терапии для создания терапевтического альянса . Последующее изучение психологических проблем помогает определять и применять новые формы мышления и поведения.

Аномальная психология

Как следует из названия, эта отрасль психологии занимается исследованием ненормального поведения человека. Цель аномальной психологии: понять изменения в естественных и аномальных моделях взаимодействия, выбираемых человеком. Аномальная психология использует методы и приемы психопатологии и клинической психологии для исследования причин психических расстройств. Эта область психологии изучает признаки неадекватного состояния человека при нарушении каких-либо функций или стрессе.

Когнитивная психология

Эта отрасль психологии изучает психические процессы, определяющие поведенческие особенности человека. В когнитивной психологии проводятся эксперименты с обучением, восприятием, памятью и вниманием человека с целью разработать методы эффективной обработки информации. Именно по этой причине, когнитивную психологию еще называют экспериментальной психологией . Когнитивная психология – это результат вклада различных нейробиологов, логиков и лингвистов, которые определяют важность не только теоретических разработок, но и их формализации и применения.

Сравнительная психология

Этот вид изучает модели поведения животных. Эта отрасль науки имеет важное значение в психологическом исследовании. Сравнительные результаты данного направления психологии помогают выявить характерные общие черты в поведении человека и животных и доказать их эволюционную связь. Изучение поведения животных также позволяет психологам получить более глубокое понимание человеческой психологии . Эксперименты, проводимые с животными, помогают лучше изучить и понять эмоции и поведение человека.

Консультативная психология

Изучает межличностные отношения. Эта отрасль психологии акцентирует внимание на социальных, эмоциональных вопросах в образовательной и профессиональной сфере, связанными с серьезными изменениями в поведении людей. Психологи-консультанты применяют методы консультативной психологии.

Психология развития

Эта наука в основном сосредоточена на изучении процесса развития человеческого разума. Все усилия направлены на более глубокое понимание восприятия и развития. Объектом изучения психологии развития служит интеллектуальное и нравственное развитие человека. Пристальное внимание исследователи уделяют триггерам поведения в естественных условиях и при воздействии физических факторов.

Педагогическая психология

Эта отрасль психологии изучает образовательный процесс. Психологи проводят эксперименты на основе данных образовательной и социальной психологии, получаемых в школах и колледжах. Педагогическая психология помогает разрабатывать эффективные методы обучения.

Биологическая психология

Изучает психическую составляющую человека в биологическом срезе. Эта отрасль психологии изучает поведение человека на основе реакций его нервной системы. Большая часть исследований проводится с помощью экспериментов с поведенческими и когнитивными данными нейронауки. Цель: понять функции мозга в отношении различных психологических триггеров и процессов. Исследования биологической психологии помогают установить связи между реакциями мозга человека и его поведением.

Другие виды психологии:

Эволюционная психология : Наука о генетическом воздействии на ментальные шаблоны и поведение человека.
Психология здоровья : Наука о психологическом воздействии на психическое и физическое здоровье человека.
Юридическая психология : Изучение мотивов решения присяжных, доказательств и показаний очевидцев.
Психология личности : изучает личностные черты, поведение и эмоции человека.
Судебная психология : исследует клиническую оценку показаний для зала суда.
Количественная психология : изучает статистические модели для психологического измерения черт личности.
Социальная психология : изучает психические процессы, влияющие на специфические реакции на социальные стимуляторы.
Глобальная психология : изучает вопросы, связанные с глобальными проблемами в области устойчивого развития.

Систематическим описанием процесса оказания психологической помощи занимается консультативная психология. Оказание психологической помощи в той или иной форме является консультативной практикой .

По результатам психологических исследований слово «помощь» в сознании людей прежде всего ассоциируется с поддержкой, заботой, состраданием, пониманием, которые необходимы каждому человеку, независимо от специфики решаемой проблемы. Психологическая поддержка в консультативной психологии выражается через позитивное отношение, то есть через выявление позитивных сторон и ресурсов человека .

Психологическая помощь – оказание человеку поддержки, а также представлении человеку информации о его психическом состоянии и активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессо и неврозоустойчивости .

Выделяют следующие основные формы оказания психологической помощи :

1. Психологическое консультирование.

2. Психологическая коррекция.

3. Психотерапия .

Существует проблема разграничения основных форм психологической помощи. Выделяют критерии:

· Степень воздействия на другого человека . В психологическом консультировании воздействие минимально. Психотерапия же характеризуется максимальным воздействием на клиента.

· Контингент, с которым работает психолог . Большинство исследователей считают, что:

– психоконсультирование и психокоррекция работают со здоровыми людьми;

– психотерапии (особенно клинической) соответствует контингент, выходящий за рамки нормы, имеющий патологические состояния.

В отечественной психологии различают:

Психотерапия:

1) клинически ориентированная – субъектом является врач-психотерапевт. Объект – пациент. Цель – ликвидация симптомов;

2) личностно-ориентированная – субъектом является врач, психолог, социальный работник. Объектом – больной или здоровый клиент. Цель – личностные или межличностные изменения.

3) Неврачебная психотерапия. Субъект – психолог, объект – клиент. Цель – оптимизация взаимоотношений.

4) Психологическая коррекция. Одни считают, что субъектом должен быть врач, другие – психолог. Объектом может быть и клиент, и больной. Цель – исправление тех или иных расстройств и нормализация психической деятельности.

Различают психокоррекцию:

– краткосрочную;

– среднесрочную – до 15 встреч;

– долгосрочную – несколько лет.

5) Психологическое консультирование. Субъект – психолог-консультант и социальный работник. Объект – клиент, семья, группа. Цель – адаптация к жизни за счет активизации жизненных ресурсов .

Психотерапия в буквальном переводе означает «лечение души». Возникла в медицине. Психотерапия – система медико-психологических средств, применяемых врачом при лечении различных заболеваний .

Психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков в психологии или поведении психически здорового человека. Очень часто проводится или как профилактика психических заболеваний, или как реабилитация .

Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решения относительно брака, семьи, карьеры, совершенствования личности и межличностных отношений .

Психология - дисциплина, которая направлена на изучение психических состояний. Психология – особенная наука, изучающая особенности психики с разных сторон в разных направлениях и ракурсах. Психология подразделяется на несколько видов.

На протяжении всех веков существования человечества ученых уделяли большое значение изучению:

  • личностных качеств;
  • типов характера;
  • различий в восприятия мира;
  • поведения в каждой конкретной ситуации.

Анализируя полученные результаты, ученые пытались найти ответ на вопросы такие, как: что, как и почему, так случилось, по какой причине, как избежать определенных ситуаций, как не попасть под влияние себя самого и так далее.

Современная психология, продолжая исследования поведения человека, особенностей и состояния, двигается в нескольких направлениях, использует разные методы.

Виды психологии

Таким образом, психология направлена на изучение нервных психологических процессов человеческого сознания. Все виды психологии в зависимости от отрасли изучения подразделяются на:

  • клинические;
  • аномального развития;
  • когнитивные;
  • сравнительные;
  • консультативные;
  • психологию развития;
  • педагогическую психологию;
  • биологическую психологию.

Все виды психологии направлены на то, чтобы прогнозировать реакцию, поведение человека, поступки. Различные направления используются в медицине, учебных заведениях, воспитательных центрах, местах лишения свободы, судебной практике и так далее.

Клиническая психология

К первому виду – клинической психологии, относятся исследования человека в стрессовой ситуации, во время его влияния, изучается воздействие стресса, которые приводят к разным изменениям, которые происходят в организме по психологической причине. Клиническая вид психологии – дисциплина, главная задача которой изучить развитие личности, его влияние на эмоциональность и благополучие.

Занимаясь изучением психических особенностей во внимание берутся судебные показания в случаях выявленной клинических показателей нейропсихологии. Для этого специалистами используется модель адаптированной терапии, с целью создания терапевтического эффекта, что помогает изучить психологические проблемы, чтобы определить новую форму мышления и формы поведения человека.

Аномальная психология

Ко второму виду относится отрасль аномальный вид психологии, занимающаяся изучением ненормального поведения. Основная задача аномальной психологии – распознать, изучить и своевременно выявить изменения психического состояния, для того чтобы своевременно принять меры и избежать появления аномального психического расстройства.

Когнитивная психология

Третий вид – когнитивная психология. Ее основная задача – изучение психических процессов, с целью определения поведенческих особенностей человека. Когнитивный вид психологии использует разного рода эксперименты, обучающего характера, направленные на оценку восприятия памяти и внимания. Поэтому этот вид психологии очень часто называют экспериментальным.

Когнитивный вид психологии – результат, полученный за счет вклада нейробиологов, лингвистов, логистов, благодаря которым и определяется важность теоретической разработки в формировании и реализации в психике.

Сравнительная и консультативная психология

Это особый вид психологии, изучающий модель поведения животных, полученные результаты которых, сравнивая с моделью поведения человека, помогают влиять на поведение людей. Анализ поведения животных, оценка полученных результатов в ходе проведённых экспериментов с животными, дает ученым возможность применения новых знаний с акцентированием внимания на эмоциональной, социальной, профессиональной образовательной сферах.

Психология развития

Психология развития — это вид науки, результат которого направлена на определение закономерностей развития человеческого разума. Объект изучения психологии развития — это:

  • нравственность;
  • интеллект;
  • развитие двух перечисленных составляющих.

Особое внимание ученые отдают изучению поведения человека в естественных условиях с воздействием на человека физического фактора влияния. Психология развития – направление и вид науки, изучение которой тесно связано с воздействие внешних факторов и особенностях развития человеческого разума.

Педагогическая психология

Задача педагогической психологии – изучение образовательного процесса. В данном методе психологии используются эксперименты, направленные на исследование образования, его влияния на психику человека, изучение особенностей человека определенного возраста. Это необходимо, для того чтобы применить полученные результаты в школах, в институтах, с целью улучшения эффективности образовательного процесса.

Биологическая психология

Биологическая психология исследует человека в биологическом срезе. Этот вид психологии направлен на изучение биологических особенностей психики, которые могут влиять на развитие, поведение и психику человека. Большая часть дисциплины направлена на анализ результатов, полученных в ходе проведенных экспериментов с использованием нейронауки, то есть оценки нейронных процессов.

Главная задача вида биологической психологии, определить все функции головного мозга. Это необходимо, для того чтобы понять связь реакции мозга и восприятия психики, а также их влияние на поведение человека.