Как делать скрины с телефона андроида. Как сделать скрин на андроиде. Длинный снимок экрана

«Предмет и задачи анатомии»

Анатомия – это наука, изучающая происхождение и развитие человека, формы и строение человеческого тела в связи с функцией, биологической и социальной средой.

Методы изучения анатомии:

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая и описательная анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая и рельефная анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия); изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия); изучать состояние и форму органа при патологических процессах (патологическая анатомия); изучение и сравнение особенностей строения различных органов человека и животных (сравнительная анатомия).

Систематическая (описательная) анатомия – излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии и т.д.

Пластическая анатомия – содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, толщиной подкожной клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении.

Функциональная анатомия – дополняет данные описательной анатомии. Цель функциональной анатомии: изучение строения органов в связи с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия – изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Возрастная анатомия – изучает строение человека в различные возрастные периоды.

Сравнительная анатомия – анатомия животных. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ.

Организм человека состоит из клеток, тканей, органов и систем, функционирующий под управлением нервной, эндокринной и сосудистой систем. Нервная система не только объединяет и согласовывает функции всех органов и систем, но и устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой.

Выделяют несколько уровней изучения организма:

    Молекулярный.

    Клеточный.

    Тканевый.

    Органный.

    Системный.

    Организменный.

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек появился на земле в результате сложного и длительного историческо-эволюционного процесса. В его строении имеются черты сходства с животными формами, стоящими на разных уровнях своего развития. Но человек является высшей ступенью живых организмов, он способен производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Под влиянием социальных факторов получило развитие абстрактное мышление, что позволило соотнести его к виду - человек мыслящий.

С древнейших времен человека интересовало строение и жизнь различных животных населяющих землю. Животные обладают особыми специфическими качествами отличающие живые организмы от неживой природы. Изучением живых организмов, в том числе и человека, во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Как одна из ветвей биологии сформировалась наука, изучающая строение и форму организмов, органов, систем органов и образующих их тканей, которая получила название анатомия.

Параллельно развивалась наука физиология - о закономерностях функционирования живых организмов, их отдельных органов, систем, тканей во взаимодействии с окружающей средой, а также поведенческих реакциях в различных условиях и на разных стадиях развития и роста.

В тесной взаимосвязи с анатомией и физиологией находиться гигиена - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни. Изучив строение тела, физиологию и правильно поняв, как влияет на организм человека внешняя среда, разработаны и разрабатываются критерии здорового физического развития и правильной организации труда и отдыха.

Лекция №1

Тема «Введение в предмет»

План:

1) Понятие о предмете Анатомия и физиология человека

2) Основные физиологические термины

3) Конституция человека. Великие ученые анатомы и физиологии.

1. Анатомия и физиология как науки

Это составные части биологии - науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознано вмешаться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей.

Анатомия - это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей.

Анатомия - морфологическая наука (от греч.morhe - форма ). На современном этапе различают анатомию

- описательную - описание органов при вскрытии трупов;

-систематическую - изучает строение тела человека по системам - систематический подход;

-топографическую - изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;

-пластическую - внешние формы и пропорции тела человека;

-функциональную - структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией- функциональный подход;

-возрастную - строение тела человек в зависимости от возраста;

-сравнительную - сравнивает строение различных животных и человека;

-патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органа и ткани.

Современная анатомия является функциональной, так как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями. Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.

Физиология - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органов, системах органов и целостном организме человека.

Физиология человека делится на нормальную - изучает деятельность здорового организма - и патологическую - закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.

Нормальную физиологию делят:

На общую , изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;

- специальную (частую) - особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;

-прикладную - закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).

Основной метод исследования - эксперимент :

-острый - искусственная изоляция органов, введение лекарств и т.д.;

-хронический - целенаправленные хирургические операции.

Во всех случаях во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека- индивидуума (индивидуальный подход), одновременно выясняют причины и факторы, влияющие на человеческий организм (причинный подход) , анализируются особенности каждого органа (аналитический подход, по системам (систематический подход) тела человека, изучается целостный организм, подходя к нему систематически.

Систематическая анатомия изучает строение нормального , то есть здорового, человека, у которого ткани и органы не изменены в результате болезни или нарушения развития. В связи с этим нормальным (от лат. normali s - нормальный, правильный) можно считать такое строение человека, при котором обеспечивается полноценное выполнение функций организма. Это понятие условно, так как существуют варианты строения тела здорового человека, крайние формы и типичные, наиболее часто встречающиеся, которые определяются как наследственными факторами, так и факторами воздействия внешней среды.

Наиболее резко выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы аномалиями (от греч. anomalia- неправильность). Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение сердца), другие резко выражены и имеют внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука тератология (от греч. teras, род.падеж teratos-урод).

V группа. Воздухоносные. Имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой, заполненную воздухом. К этим костям относятся кости черепа (лобная, клиновидная, решетчатая и верхняя челюсть).

На костях имеются возвышения и неровности – апофизы (бугорок, бугор, гребень и отросток). Также имеются ямки – это место прикрепления мясистой части мышцы. Поверхности костей ограничены краями. Также имеются борозды, каналы и питательные отверстия.

3.Анатомия как наука.

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов. Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Основателем в изучении человеческого тела является Леонардо да Винчи - художник и учёный, начинающий систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

В России Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую илиописательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией , если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Макроскопическая анатомия – изучает строение тела отдельных органов и их частей при помощи небольшого увеличения. Микроскопическая анатомия – изучает строение органов при помощи микроскопа.

4. Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica) - совокупность анатомических терминов.

Первые анатомические термины (названия отдельных органов) появились около 3000 лет назад в Древней Греции и в дальнейшем создавались также стихийно в зависимости от наблюдательности и фантазии исследователя. Древнегреческие врачи употребляли около 700 анатомических наименований. В анатомических терминах фигурировали географические (insula), геометрические (trigonum) понятия, а также термины, основанные на сравнениях с другими предметами. Все это затрудняло изучение анатомии.

Одним из первых предпринял попытку упорядочить анатомические названия Леонардо да Винчи (1452-1519). Он дал первую классификацию мышц человеческого тела, взяв за основу их положение и функцию.А. Везалий (1514-1564), пытаясь устранить путаницу, господствовавшую в номенклатуре, отверг арабские определения и латинские слова средневековья, перевел греческие слова на классический латинский язык и ввел исключительно латинские обозначения. Однако нек-рые из этих выражений в переводе звучали неудачно.

К концу 18 в. число анатомических наименований превышало 30000, они нуждались в отборе и научной систематизации. Большой вклад в развитие анатомической терминологии внес Генле, который вместе с Оуэном предложил ряд терминов, обозначающих; плоскости и оси человеческого тела (ventralis - брюшной; dorsalis - спинной; medialis - направленный кнутри, к срединной плоскости; lateralis - направленный кнаружи от нее), что значительно облегчило и упростило изложение анатомии.

Наука анатомия, что она изучает

Анатомия - это наука, изучающая форму и строение человеческого тела . Она относится к числу медико-биологических наук. Наряду с биологией , физиологией , биохимией , биомеханикой , спортивной медициной и другими дисциплинами она создает естественнонаучную базу физического образования и физического воспитания.

Анатомия исследует закономерности развития и строения человеческого тела в связи с его функцией, особенностями происхождения человека и взаимодействия его с окружающей средой. Анатомию человека невозможно понять, не зная его антропогенеза - происхождение как вида, филогенеза - эволюционного развития низших и высших организмов и онтогенеза - процесса индивидуального развития человека начиная с оплодотворения и заканчивая смертью.

Отечественная анатомия благодаря выдающемуся ученому П.Ф. Лесгафту (1837-1909) развивалась как анатомия функциональная. Она не ограничивалась описанием строения организма человека, а стремилась все особенности строения связать со своеобразием функций. В 1884 г. П.Ф. Лесгафт издал «Основы теоретической анатомии», в которых впервые изложил новые взгляды и подходы к изучению строения человека.

П.Ф. Лесгафт отчетливо показал, что формирование организма происходит в определенной биологической и социальной среде, причем влиянию внешней среды он отводил особенно значительную роль. Из своих теоретических положений П.Ф. Лесгафт сделал важный практический вывод: специальный комплекс систематических тренировочных нагрузок, направленных на повышение функции органов, неизбежно должен вести за собой изменение их формы и структуры, поддерживающих и закрепляющих новую функцию.

П.Ф. Лесгафт первым установил и доказал связь между анатомическим строением организма и воздействием на него физических нагрузок, создав научно обоснованную систему физического воспитания.

Традиционно основным методом исследования в анатомии является изучение трупа путем вскрытия полостей тела и препарирования режущими инструментами органов и тканей, т.е. методом расчленения целого трупа на части, отчего и пошло название анатомии (anatomio - «рассекаю»). Однако, по меткому замечанию П.Ф. Лесгафта, основным объектом изучения анатомии должен быть живой человек, а труп должен служить как дополнение общего процесса познания. В последнее время в анатомии широко используется изучение живого человека с помощью различных методов исследования: антропоскопии, или соматоскопии (внешнего осмотра), антропометрии, или соматометрии (измерение размеров и пропорций тела). Большими возможностями в изучении «живой анатомии» обладает рентгеновский метод. Он позволяет изучать расположение и строение органов на живом человека и применяется в виде рентгенографии (с последующим изучением снимков) и рентгеноскопии - просвечивания на специальном экране. Основоположниками рентгеновского метода в анатомии были отечественные анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Тонков.

Исследования на человеке часто дополняются экспериментами на животных (экспериментальная анатомия), так как в эксперименте возможно создание широкого спектра воздействия на организм, в том числе и дозированных физических нагрузок.

Еще одним преимуществом экспериментальной анатомии является возможность применять все современные методы для обработки и исследования полученного материала: гистологические, цитогенетические, электронно-микроскопические, иммунногистохимические и другие.

Изучение внешней формы и внутреннего строения органов может идти на двух уровнях: невооруженным глазом или приборами с малым увеличением - это макроскопическая анатомия (macros - «большой», scopeo - «смотрю»). В противоположность ей существует микроскопическая анатомия (micros - «малый»). Она изучает детали тонкого строения организма с помощью светового микроскопа, увеличивающего изображение в 400-800 раз, а также электронного, увеличивающего объект в 100 000 раз и более.

В микроскопической анатомии выделяют науку о клетке - цитологию (cytos - «клетка», logos - «учение»), науку о тканях организма - гистологию (gistos - «ткань»).

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morphe - «форма»).

В зависимости от целевой и практической направленности анатомии различают:
- нормальную анатомию;
- патологическую анатомию;
- топографическую анатомию;
- пластическую анатомию;
- возрастную анатомию;
- динамическую анатомию;
- спортивную морфологию.

Каждая из перечисленных разновидностей имеет определенное значение для специалистов по физической культуре. Наиболее важной является нормальная анатомия, так как она составляет общую основу знаний спортсмена о здоровом человеке.

Знания патологической анатомии необходимы, когда речь идет о перетренировках, хронических и острых травмах у спортсменов.

В практической деятельности педагогу или тренеру приходится иметь дело с лицами различного пола и возраста, поэтому необходимы знания о возрастных и половых особенностях организма человека, что является предметом возрастной анатомии.

Большое значение имеет топографическая анатомия, изучающая взаимное распо-ложение органов, особенно для тех, кто будет осваивать спортивный массаж и травматологию.

Внешние формы и пропорциональные особенности человека (пластическая анатомия) играют большую роль в отборе и спортивной ориентации.

Умение использовать знания анатомии при анализе положений и движений тела, т.е. динамическую анатомию (изучающую анализ работы мышц и движений в суставах), необходимо будущим специалистам по физической культуре и спорту.

Значительного развития в последние годы достигла спортивная морфология. Эта ветвь функциональной анатомии изучает воздействия систематических физических нагрузок в спорте на строение организма спортсмена (адаптация); изучает особенности строения тела, помогающие добиться высоких результатов в спорте (ориентация) и учит методам, позволяющим оценивать физическое развитие спортсмена (контроль тренированности). Эта дисциплина непосредственно вторгается в спорт высших достижений, где результаты настолько плотны, что умение использовать индивидуальные особенности строения организма при прочих равных условиях помогает добиться победы.

У истоков отечественной спортивной морфологии стоял П.Ф. Лесгафт, который впервые выявил закономерности перестройки костей под влиянием мышечной тяги: кость увеличивается в своих размерах тем значительнее, чем больше деятельность окружающих ее мышц.



Дальнейшее развитие спортивной морфологии связано с именами таких ученых, как В.В. Бунак, М.Ф. Иваницкий, М.Р. Сапин, А.А. Гладышева, В.И. Козлов, Б.А. Никитюк, Г.Э. Мартиросов, П.К. Лысов и др. Исследованиями в области спортивной морфологии активно занимаются и ученые кафедры анатомии НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА . В современной морфологии различают пять уровней организации тела человека (рис. 1).

1. Субклеточный . На биохимическом уровне ткани состоят из молекул, которые объединяются в микро- и макромолекулы.
2. Клеточный . Клетка является элементарной частицей живого, способной передавать генетическую информацию путем самовоспроизведения, которая представляет собой сложную систему биополимеров, образующих внутриклеточные структуры - органеллы.
3. Тканевый . Ткань - это эволюционно сложившаяся совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функцию.
4. Органный . Органы - сложные структуры, состоящие из различных тканей и имеющие определенную пространственную форму, специализированные на выполнение определенной функции.
5. Системный . Различные по строению органы, связанные выполнением одноименной функции, объединяются в системы или аппараты органов. Организму свойственна совокупность всех вышеперечисленных уровней структурной организации. Целостность его обеспечивается благодаря тесным функциональным и межтканевым взаимоотношениям, а также нервной и гуморальной регуляции.

Понимание человеком строения, состава, образа жизни и типов взаимодействия всех живых существ на планете помогает ему использовать эти знания в своих целях, на благо развития человеческой цивилизации. Причем интерес к окружающему миру был присущ людям всегда. С самой древности человек пытался выяснить, как устроены организмы, какие они бывают, что собой представляют и какое значение имеют.

Именно поэтому со временем зародилась и получила самую колоссальную популярность среди наук такая дисциплина, как биология. Сначала она касалась только растений, затем животных, человека, микроорганизмов и, наконец, дошла в своем развитии до этапа, когда стало возможным заглянуть внутрь самых крошечных существ. На пути формирования от биологии отпочковались многие дочерние науки, которые теперь все комплексно и составляют ее сущность.

Биологические науки

Существует целый ряд различных наук, которые включает в себя биология. Рассмотрим их классификацию.

I. Общие науки

  1. Систематика.
  2. Морфология (анатомия, гистология, цитология).
  3. Физиология.
  4. Эволюционное учение.
  5. Биогеография.
  6. Экология.
  7. Генетика.

II. Комплексные

III. Частные науки

  1. Ботаника.
  2. Зоология.
  3. Антропология.

Этот способ подразделения биологических дисциплин был предложен ученым Б. Г. Иоганзеном в 1969 году, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Данная классификация охватывает практически все основные дисциплины, кроме самых современных - биотехнологию, биохимию, генную и клеточную инженерию и некоторые медицинские науки.

Анатомия и смежные с ней дисциплины

Одной из самых ранних и важных биологических дисциплин является анатомия. Вот ее мы и рассмотрим подробнее.

Во-первых, возникает вопрос: анатомия - что такое? Что она изучает? Ответов можно сформулировать несколько. Но сама суть в следующем.

Анатомия - это наука о форме органов и систем органов, их строении и функционировании. Данная дисциплина является разделом морфологии и сама по себе включает две разновидности:

  • анатомия растений - строение, форма и расположение органов и тканей у растительных существ;
  • анатомия животных и человека - все то же самое, только для представителей фауны.

Анатомия с другими науками находится в тесном взаимодействии, и это неудивительно. Сложно изучить молекулярное строение клетки печени, если не знать, что собой представляет печень, где она находится и какие функции выполняет. Поэтому данная дисциплина занимает очень важное место в общей системе биологических наук.

Сама по себе анатомия подразделяется на следующие разновидности:

  • сравнительная;
  • систематическая;
  • возрастная;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • функциональная;
  • экспериментальная морфология.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи изучения, свой объект и предмет исследования и вносит очень большой вклад в накопление теоретической базы знаний по биологии.

Цели и задачи науки

Анатомия - что такое конкретно изучает данная дисциплина? Для ответа обратимся к целям и задачам этой науки.

Цель: сформировать точные теоретические знания, подкрепленные экспериментальными практическими исследованиями, о строении тела человека, форме и положении его органов и систем, их формировании в процессе эволюции и преобразования с течением времени под действием окружающих факторов.

В связи с поставленной целью анатомия - это наука, решающая следующие задачи:

  1. Изучить этапы формирования человека и его организма в процессе эволюционного развития.
  2. Рассмотреть строение органов, их систем и изучить закономерности изменения в результате возрастных преобразований.
  3. Исследовать влияние условий и факторов внешней среды на развитие и формирование органов и систем человеческого организма.

Таким образом, мы получили конкретный и полный ответ на вопрос "Анатомия - что такое?" и можем перейти к рассмотрению истории развития данной науки.

История анатомии как науки

Как наука данная дисциплина сформировалась только в XVIII веке. Однако теоретические знания начали копиться еще в древние времена, благодаря трудам таких великих людей, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и других.

Более полно и наглядно рассмотрим, как формировалась анатомия (наука о человеке) по эпохам в виде таблицы.

Древняя Греция, Египет, Персия и Китай (460 г до н. э. - XIII век нашей эры) Средневековье и эпоха Возрождения (XIII - XVIII века) Новое и Новейшее время (XVIII - XXI века)
1. "Аюрведа" (индийская книга). Содержала описания некоторых органов человека, мышц и нервов. Начало Средневековья характеризуется застоем в развитии анатомических знаний. Ничего не изучается и не исследуется, так как это запрещено церковью. Но уже конец XVII - начало XVIII века - это период Ренессанса. В это время разворачивается целый ряд событий, ставших важной вехой в истории науки. Данный период характеризуется созданием которые позволяют открывать мелкие структуры и микроорганизмы. Появляется медицинская анатомия. Формируются новые методы исследования живых организмов, в том числе и человека. Определяется четкое понятие того, что анатомия - это наука, изучающая не просто органы, а целые системы, их работу и формирование в течение жизни.
2. "Нейцзин" (китайская книга). Включала описания сердца, почек, печени и других человеческих органов. 1. Итальянец Мондино в 1316 году создает первую книгу-учебник, в которой говорится, что анатомия - это наука об органах человека, их жизни. 1. Карл Бэр (1792-1876 гг) - открыл яйцеклетку человека, изучил механизмы формирования и начало образования органов из них. Стал основоположником (повторения) в эмбриогенезе зародыша человека некоторых внешних признаков животных.
3. Египетский врач Имхотеп изучал составные части человеческого организма на основе трупов для мумификации. Все наблюдения описывал и таким образам создал свой труд. 2. 1473 г - издаются труды Авиценны и Цельса, производится первый медицинский анатомический словарь терминов. 2. Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин внесли огромный вклад в развитие эволюционного учения. Дарвин - автор самой распространенной теории происхождения видов человека и их исторического развития.
4. Римлянин Герофил и главный его труд "Анатомика". Он целенаправленно изучал внутреннее строение трупов людей, внес большой вклад в развитие анатомии человека, его называют отцом данной дисциплины. 3. Особый вклад в развитие дисциплины внес живописец Леонардо да Винчи, который умело использовал свои таланты художника для точного зарисовывания мышц, органов, частей скелета человеческого тела. Ему принадлежит более 600 отличных, точных и четких рисунков, отражающих работу мышц и их строение, различные органы и кости. 3. Луи Пастер - гениальный ученый, химик, микробиолог. Сумел доказать невозможность самозарождения жизни без участия микроорганизмов. Провел много опытов, доказывающих этот факт, является отцом микробиологии. Им же разработаны первые попытки прививки людей от болезней.
5. Эразистрат (Греция) также изучал анатомию на трупах осужденных законом. Опровергал выдвинутое Гиппократом учение о жидкостях, управляющих телом человека и его болезнями. Описал некоторые органы и мышцы. 4. - врач, исследователь, создатель семитомника по анатомии. Один из величайших исследователей анатомии своего времени. Признавал только наблюдения и эксперимент, все результаты получал путем и собирания костей на кладбищах. 4. Каспар Вольф - основоположник эмбриогенеза, основных его течений и направлений.
6. Клавдий Гален - его трудам принадлежат 400 источников, в которых он подробно описал десятки структурных частей организма, в том числе нервы и мышцы. Его работы были первым методическим материалом для других людей при изучении анатомии. 5. - внес неоценимый вклад в развитие представлений о движении крови по сосудам. Основатель он высказывал мысль о происхождении всего живого из одного яйца. 5. Луиджи Гальвани - знаменитый физик, открывший нервные импульсы электрической природы в тканях живых существ животного происхождения. Основоположник электрофизиологии.
7. Цельс - основоположник многих медицинских аспектов анатомии. Занимался изучением перевязки сосудов, основ хирургии и гигиены. 6. Евстахий - открыл слуховую трубу, названную в его честь (евстахиева), которая соединяет среднее ухо и наружную атмосферу. Также ему принадлежит открытие и описание надпочечников. Многие описанные им органы помещены были в общий труд, который закончить он так и не смог. 6. Огромный вклад в развитие анатомии и медицины в России внес Петр I. Именно он задал темп, благодаря которому ученые нашей страны сумели сделать целый ряд важных и значимых открытий и дать наукам возможность интенсивно развиваться. Сам же царь перенимал этот опыт у иностранных деятелей. Создание Российской Академии наук имело решающее значение в становлении многих дисциплин.
8. Персидский врач Абу-Ибн-Сина (Авиценна) - разработал свою теорию, согласно которой в организме человека 4 основных органа, которые отвечают за всю его работу: сердце, яичко, печень, мозг. 7. Габриэле Фаллопий - ученик Везалия. Ему принадлежат описания и открытия ряда мелких структурных частей организма: барабанная перепонка, глазные и небные мышцы, элементы органа слуха. Им были описаны основы строения женских половых органов. 7. Пирогов Н. И. - выдающийся хирург, основоположник сравнительной анатомии, изобретатель метода "ледяная анатомия" (распиливание частей замороженных трупов для изучения и сравнения). Его работы стали основой для развития хирургии.
9. Греки Эмпедокл и Алкмеон. Внесли вклад в развитие знаний об ухе и органах зрения, и нервах, к ним прилегающих. 8. Томас Виллис - медик, который известен открытием ряда человеческих заболеваний, а также тщательным изучением нервной системы людей. 8. П. А. Загорский и И. В. Буяльский первые разработали и выпустили анатомические атласы и методические пособия для учащихся.
10. Греки Анаксагор и Аристофан. Изучали независимо друг от друга головной мозг и его оболочки, описывали увиденное. 9. Глисон. Описывал органы и более тщательно занимался изучением детских заболеваний человека. 9. П. Ф. Лесгафт - родоначальник функциональной анатомии. Изучал и описывал мышцы, кости, работу их и строение, суставы.
11. Эврипид и Диоген сумели рассмотреть воротную вену, описали некоторые части кровеносной системы, многие другие органы и их работу. 10. Каспаро Азелли. Сделал достаточно точное описание лимфатических сосудов кишечника. Много труда вложил в развитие представлений о действии кровеносной и лимфатической системы. 10. В. Н. Тонков. Предложил использовать рентген для изучения скелета. Основатель экспериментальной анатомии как дисциплины.
12. Аристотель. Изучал растения, животных и человека. Создал свыше 400 трудов из разных областей биологии. Считал основой всего живого душу, указывал на сходство в строении животного и человека. 11. Очень важным шагом вперед в развитии анатомии стали вскрытия трупов прилюдно. На такие мероприятия допускались желающие обучаться медицине. Во время вскрытия проводилось совместное обсуждение увиденного. Послабление со стороны Церкви также благоприятно отразилось на изучении основ анатомии. 11. Д.А. Жданов, Б.И. Лаврентьев, Н.М. Якубович внесли большой вклад в развитие знаний о строении и механизмах работы головного мозга, о проведении импульсов.
13. Гиппократ - автор идеи о четырех движущих организм жидкостях: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Отрицал богословские взгляды на анатомию людей и животных. 12. И. И. Мечников - автор теории иммунитета, открыватель процесса фагоцитоза. Удостоен Нобелевской премии за свои труды в этой области.

Конечно, это не полный список имен, чьи работы имеют большую теоретическую и практическую ценность в становлении такой науки, как анатомия.

Что такое анатомия сегодня? Современные ученые тоже не останавливаются на достигнутом. Периодически происходят все новые открытия тех или иных структур, их функций. А значит, какие-то процессы все еще непонятны человеку, и ему есть к чему стремиться.

Связь анатомии и физиологии

Очень тесно связаны друг с другом анатомия и физиология. Как науки, они только в комплексе могут предоставить полную информацию о структуре, форме, строении и функционированию того или иного органа, системы. Именно поэтому наравне с соответствующими анатомическими науками существует физиология растений и животных, в том числе человека.

Это очень важное взаимодействие, позволяющее более глубоко понимать механизмы работы человеческого организма. А значит, правильно ими управлять. В свою очередь, такие данные чрезвычайно важны для медицины. Вот и получается, что практически все биологические науки - тесно переплетенный клубок, потянув за ниточку которого, можно получить уникальную и полную информацию о любом живом существе.

Анатомия для школьников

В курсе школьной программы одним из важных предметов для старшеклассников является анатомия. В каком классе начинается ее изучение? Как наука она преподается, начиная с восьмого. Но первые знания о строении человеческого тела и функционировании органов даются уже в начальной школе.

Изучение предмета в начальной школе

Естественно, изучать данную дисциплину начинают не с первого класса, хотя отвлеченно и в доступной форме детям объясняются некоторые анатомические понятия. Например, неправильное сидение за партой может привести к искривлению позвоночника. Как правило, в этом возрасте уже все дети знают, где находится позвоночник. И лишь в четвертом классе начинается "настоящая" анатомия. 4 класс - это завершаюший этап начального обучения. Дети достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы научиться понимать самые основные анатомические процессы. Обучение предусмотрено программой в курсе дисциплины "Окружающий мир". Детям дается общая топография органов в теле человека, их название и название систем, которые они формируют. Также делается акцент на выполняемых функциях.

Анатомия для 8 класса

На средней ступени обучения наиболее подробно и полно изучается анатомия человека. 8 класс предполагает целый год тщательного и объемного рассмотрения вопросов этой дисциплины. В этот период изучается все, начиная от истории развития анатомии и заканчивая вопросами высшей нервной деятельности и деторождения.

Детям рассказывается обо всех особенностях строения и функционирования систем органов, отдельных их частей, приводится подробная информация о влиянии сторонних факторов на развитие людей. Затрагиваются вопросы эволюции и становления человеческого рода. То есть комплексно с другими науками изучается анатомия человека.

Учебник "8 класс. Анатомия" содержит ярко иллюстрированную, качественную и доступно изложенную информацию по всем вопросам дисциплины. Кроме того, к нему прилагаются электронные пособия, предполагающие изучение вопросов науки виртуально. К учебнику созданы рабочие тетради для учащихся, а также целый ряд методических пособий для учителей.

Это дает возможность закреплять знания, которые дает биология (анатомия человека). 8 класс - не единственный, в ходе которого затрагиваются анатомические вопросы, однако основной.

Изучение дисциплины в 9 классе школы

В некоторых школах данная наука актуальна в более позднее время - в курсе 9 класса. Многие считают, что из-за сложности предмета лучше всего усвоение будет происходить именно в этот подростковый, более взрослый период формирования детского сознания.

Однако нет никаких сомнений в том, что и более раннее изучение дисциплины не менее эффективно. Ведь есть много разделов, которые предлагает учащимся биология. 9 класс "Анатомия человека" сдвигает на более ранние этапы изучения такие сложные вопросы, как молекулярное строение клетки и организмов в целом, эволюционное учение. Поэтому сказать, в каком возрасте лучше изучать курс анатомии, сложно. Анатомия - это наука, изучающая в первую очередь строение и функции человеческого организма. Поэтому откладывать изучение "в долгий ящик" вряд ли имеет смысл.

10 класс и анатомия

Раньше (до 1980-х годов) данная дисциплина вообще имела место быть только в старших классах. Именно на последней ступени обучения появлялась анатомия. 10 класс считался наиболее подходящим временем для этого.

Современные дети растут в эпоху интенсивных преобразований в науке и технике. Их сознание более наполнено, они стали гораздо развитие и способнее. Объем материала для изучения также значительно возрос, изменились (улучшились) методы и способы преподавания. Поэтому перенос изучения анатомии на 8 класс имеет свои логические объяснения и не является чем-то отрицательным.