Квантовый компьютер история создания. Квантовые компьютеры. Принцип суперпозиции - единственное, на чём будут основаны квантовые компьютеры

4.1. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности.

4.2. Принципы конституционного статуса личности.

4.3. Конституционные права, свободы и обязанности - основной элемент конституционного статуса личности.

4.4. Юридические гарантии конституционных прав и свобод.

4.5. Конституционный статус личности как предпосылка формирования гражданского общества.

4.1. Понятие и основные элементы конституционного статуса личности

Конституционный (конституционно-правовой) статус лично­сти - это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве. Он состоит из следующих элементов:

1) конституционные права, свободы и обязанности - это ядро правового статуса личности;

2) гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод, обязанностей;

3) принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание прав, свобод обязанностей личности, а также условий их реализации.

4.2. Принципы конституционного статуса личности

Принципыконституционного положения личности позволяют глубже раскрыть характер взаимоотношений людей друг с другом, отдельного человека с обществом и государством.

Принцип приоритета интересов личности в отношениях с государством является одним из ключевых, так как определяет исходное начало в важнейшей сфере жизнедеятельности личности - ее взаимоотношениях с государством. Данный принцип проявляется в конституционном закреплении интересов человека в качестве цели государ-ства. Государство, создаваемое человеком, призвано служить ему. Направленностью на удовлетворение интересов личности характеризуется и положение о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Принцип сочетания личных и общественных интересов проистекает из известного философского постулата - жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Он выражается посредством провозглашения Конституцией:

Совместных обязанностей индивида и государства в экономической, социальной и политической областях, ограничения прав и свобод человека в целях общей пользы (например, изъятие частной собственности за соразмерное вознаграждение и на основании закона в интересах общества);

Совместных ценностей человека, общества и государства (жизни и здоровья человека, благоприятной окружающей среды).

Принцип единства прав и обязанностей вытекает из необходимости сбалансирования поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности, соблюдения целостности общественных отношений и формально-юридического равенства индивидов. Правам и свободам отдельного лица корреспондируют соответствующие обязанности перед другими лицами, сообществом людей или государ­ством.

Принцип законности проявляется через систему специальных требований к правовому регулированию прав, свобод и обязанно­стей человека.

Принцип равноправия личности пронизывает содержание многих конституционных норм, регулирующих права, свободы, обязанности личности. Суть данного принципа - признание прав, свобод и обязанностей за каждым членом общества в равной мере.

4.3. Конституционные права, свободы и обязанности - основной элемент конституционного статуса личности

В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающие правомочия личности. И право, и свобода личности представляют собой установленную Конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни и т. п.), конкретным действием (право участвовать в управлении делами государства и пр.), указанием определенного субъекта («каждый», «граждане Российской Федерации» и т. д.). Свобода личности чаще всего увязывается с полномочиями, очерчивающими сферу самостоятельно­сти личности или защищающими от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, конституционное признание или, наоборот, запрещение ограничения либо отрицания свободы в определенной сфере чаще всего безымянно (например, гарантируется свобода массовой информации, деятельности общественных объединений и т. д.). Достаточную условность различия между правом и свободой можно обнаружить в российской Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности. Например, согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно эта условность зача­стую дает основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные права личности».

Конституционные права, свободы составляют основу прав, свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права. Они имеют всеобщий характер, поскольку закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов. Также они обеспечены повышенной защитой государства.

Таким образом, конституционные права, свободы - неотъемлемые основные полномочия человека, гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями развития общества, признаваемые в качестве естественных, принадлежащих каждому от рождения, или производных, принадлежащих каждому гражданину Российской Федерации.

По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются личные (гражданские, основные; ст. 19-28), политические (29-33), социально-экономические (34-42) и духовно-культурные (43-44) права и свободы человека и гражданина.

Личные права, свободы направлены на защиту индивидов как физических существ на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод - право на жизнь, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, право на свободный выезд за ее пределы и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести и вероисповедания и др.

Политические права и свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем отправления функции народовластия, участия в деятельности государства, политической системы, в форме само­управленческой активности. К политическим правам, свободам относят: право выборов и референдумов, право нормотворческих инициатив, право на местное самоуправление, свободу мысли, слова, право на информацию, свободу массовой информации, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, право собираться мирно, без оружия, проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.

Социально-экономические права, свободы призваныдать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы правомочий. На первое место ставились социально-экономические права (право на труд, отдых, на пенсионное обеспечение). Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права. Видимо, и сегодня, развивая всю совокупность индивидуальных прав, необходимо заботиться о социально-экономических правах. Однако в рамках этой группы прав важно сместить акценты по сравнению с советской моделью социально-экономических правомочий граждан. Вместо привычной точки отсчета - диады «право на труд - право на отдых» - на первое место выдвигается конституционное закрепление прав, позволяющих индивидам входить в экономическую сферу общества само­стоятельно, помимо государства. Первостепенное значение здесь принадлежит праву индивидуальной собственности, включая интеллектуальную собственность и производительную собственность на орудия, средства производства. Такой подход нашел отражение в современной российской Конституции: право частной собственно­сти закрепляется не только в специальной главе о правах и свободах человека и гражданина, но и в ее первой главе, учреждающей основы конституционного строя.

Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, свобода экономической деятельности. Право на труд означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд.

Духовно-культурные права, свободы нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. В числе этих прав - право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, свобода преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В последние годы стали говорить о так называемых «коллективных правах» . К ним относят права народов и права меньшинств . К первым принадлежат право на выбор государственного устрой­ства, право на выбор формы правления, даже так называемое «пра-во на революцию» и т. д. Ко вторым - право на выбор территориального устройства, право на сохранение самобытности, право на защиту от ассимиляции и т. д.

Конституционные обязанности человека и гражданина - это установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью ядра конституционного положения личности. Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, то есть посредством закрепления юридиче­ских обязанностей в широком смысле.

Конституция РФ устанавливает следующие обязанности: обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38); обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43); обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44); обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

4.4. Юридические гарантии конституционных прав и свобод

Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии - условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл. 2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно согласно ст. 64 неотъемлемой частью основ правового положения личности.

Можно выделить две группы конституционных гарантий - общие и специальные.

Общие конституционные гарантии . Особое место в ряду кон­ституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ - актом высшей юридической силы.

Еще одна общая гарантия - незыблемость основ конституционного строя . Провозглашенные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой. При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ.

Также к числу общих конституционных гарантий относится и положение о том, что Российская Федерация является демократическим государством .

Специальные конституционные гарантии . Их можно условно разделить на внесудебные и судебные.

К внесудебным относится запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15), обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) и др.

В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 года отводит судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия). По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридиче­ским средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности.

4.5. Конституционный статус личности как предпосылка формирования гражданского общества

Известно, что понятие гражданского общества является для отечественной правовой науки одним из наиболее трудноопределимых. Как в научной, так и в учебной литературе встречаются различные термины, характеризующие данный феномен. Так, например, В. Д. Перевалов определял гражданское общество как свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу доверия и миролюбия, уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим нрав­ственным и духовным идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. П. Г. Щекочихин сформулировал следующее определение гражданского общества: «Гражданское общество - это своеобразное социальное пространство, взятые в единстве экономические, политические, социально-культурные и другие коллективы и ассоциации, в рамках которых реализуются индивидуальные и коллективные интересы людей - членов российского общества».

Равноправное существование данных определений позволяет выделить два основных направления в исследовании гражданского общества - изучение соотношения государства и гражданского общества и исследование проблем становления, развития, а также законодательного воплощения институтов гражданского общества. На данных направлениях существует множество сходных моментов и общих проблем; можно даже говорить о том, что проблемы закрепления институтов гражданского общества в значительной мере обусловлены спорными моментами соотношения государства и гражданского общества.

Относительно первого направления исследования нужно отметить, что в науке пока не сложилось единого взгляда на комплекс вопросов, возникающих при рассмотрении взаимоотношений государства и гражданского общества . Объясняется это различными подходами к определению самой сути и предназначения государ­ства. Традиционно сложились две точки зрения на сущность государства: либеральная и консервативная. Суть первой заключается в том, что государство рассматривается как гарант жизнедея­тельности человека, обеспечивающий возможности его свободы. Суть второй сводится к рассмотрению государства как инструмента, направленного на ограничение произвола, защиту устоев общества.

В литературе встречается утверждение, что к непременным признакам существования гражданского общества относится невмешательство власти в частную жизнь и одновременно защита ею частной жизни. Такая формулировка видится несколько некорректной и неопределенной. Действительно, столько существует обстоятельств, допускающих либо прямо диктующих необходимость вмешатель­ства государства в частную жизнь; и столько существует объективных причин для устранения от ее защиты…

Проблемным является вопрос о мере защиты (или поддержки) государством частной жизни , соблюдения и гарантированности основных прав и свобод человека и гражданина. Не секрет, что зачастую утрачивается баланс между действительной защитой прав и свобод и акциями сугубо благотворительного характера, направленными на защиту прав отдельных категорий граждан, часто в ущерб остальному населению.

Вывод об отрицательной роли излишнего государственного регулирования подтверждает и опыт социал-демократических правительств некоторых «благополучных» стран (Испания, Норвегия, Швеция). Завышенные социальные услуги со стороны государства (разного рода социальные пособия и др.), которые превышали вклад тех или иных социальных групп в развитие общества и для реализации которых государство, по существу, не имело экономических возможностей, а также популистские лозунги приводили к бегству капитала, массовой безработице, социальной напряженности и, как следствие, к поражению социал-демократов на очередных выборах в парламент.

Становление гражданского общества в целом, как и отдельных его институтов, тоже является чрезвычайно обширным и проблемным исследовательским полем, и взгляды на данный процесс также не отличаются многообразием. Любопытный взгляд на эволюцию гражданского общества и его последующую интеграцию содержится в «Русской правде» П. И. Пестеля: гражданские общества, «будучи устроены и в порядок приведены… получают названия государств»; то есть конечной целью гражданского общества является, в соответствии с такой трактовкой, не противостояние государству, а фактическое растворение в государственноподобном образовании.

Проблемным видится процесс конституционно-правового оформления института политической системы гражданского общества. Казалось бы, принятие закона «О политических партиях» и нового закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исчерпывающим образом решило эту проблему. Однако у нее существует еще один аспект, и касается он непосредственно гражданского общества. Данный аспект нужно соотнести с утратой партиями признака публичности, огосударствления партий всероссийского масштаба, имеющих весомую долю представительства в парламенте и превращения мелких, «карманных» партий в олигархически-клановые структуры.

Получается, что партии, создаваемые, по мысли законодателя, как одна из основ гражданского общества, этой своей функции не выполняют. В связи с этим уместно предложить внесение в законодательство (в частности, в ФЗ от 13 июня 2001 года «О политиче­ских партиях» и ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») норм, содержащих положения о необходимо­сти проведения в течение определенного срока (до начала периода предвыборной агитации) акций благотворительного характера.

Проблемным является и законодательное оформление такого института гражданского общества, как средства массовой информации. Практически невозможно решить, что лучше: отсутствие всякой цензуры или же определенное ограничение информационных потоков, поскольку критерии ограничения здесь весьма расплывчаты.

Представляется, что освещение данных спорных моментов должно найти отражение в будущих нормативных актах конституционно-правового характера.

Гарантии – это система условий и сpeдств, обеспечивающих всем и каждому равные право­вые возможности для выявления, приобретения и ре­ализации своих прав и свобод. Их классификация мо­жет быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-право­вые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках регио­нальных международных. сообществ, внутригосударст­венные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, . международных пактах и других документах. Их осуществлением зани­маются ООН, ее органы, а также организации, дейст­вующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различ­ного рода международные программы и проекты; Важ­ное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Меж­дународного Суда ООН и специализированных учреж­дений - Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета против пыток. Обязательства по реализации основных прав и свобод возлагают на себя и государства, являющиеся членами ООН.

Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств, Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация го­сударств Юго-Восточной Азии, Содружество Независи­мых Государств) осуществляются также через различ­ные учреждения на основе соответствующих норматив­но-правовых актов. Так, государства – члены Совета Европы руководст­вуются в своей деятельности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и до­полнительными протоколами к ней. Контроль за их реализацией осуществляют Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Страны - члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осу­ществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств - членов СНГ. В частно­сти, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международ­ных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с испол­нением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в кон­ституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и ор­ганизационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и граж­данина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение зако­нов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положении и защита прав граждан входят в компетенцию Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам чело­века, а также органов суда и прокуратуры. Вступление России в Совет Европы придает новый импульс делу усиления защиты прав и свобод граждан, повышения эффективности этой деятельности в нашей стране.

Под автономными понимаются гарантии , получившие отражение в законодательстве составных частей федера­тивных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с Федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и га­рантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам между­народного права.

По содержанию и видам деятельности гарантии под­разделяются на экономико-правовые (закрепление свобо­ды экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципаль­ной и иных форм собственности, социальное партнер­ство), политико-правовые (механизм народовластия, раз­деление и равновесие властей, многопартийность, плю­рализм мнений), социально-правовые (запрет на разжи­гание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования) и правовые (наличие развитой системы законодательства, независи­мого правосудия, возможность получения квалифициро­ванной юридической помощи, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенны­ми законом). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нор­мах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рас­сматривать как реальный, ибо он будет носить формальный характер.

Правовые гарантии могут быть материальными (нор­мативные установления, определяющие условия реали­зации прав и свобод), идеальными (презумпция неви­новности, юридические фикции), процессуальными (ин­ституты надзора и кассации, процедура приостановле­ния и прекращения полномочий судей), технико-юриди­ческими (конструкции, отражающие предоставительно­-обязывающий характер правовых норм, конструкции гражданско-правовых исков, договоров).

В качестве правовой гарантии рассматривают и юри­дическую ответственность . Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия за совершенное правонарушение, за неисполнение или ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей лично­сти подразделяют на две группы : общие и специальные (правовые, юридические). Общими гарантиями принято считать экономические, политиче­ские, идеологические, которые представляют собой совокупность эко­номических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государ­ства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан. Специальные (юридические) гарантии - это правовые нормы, опре­деляющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использова­нием государственного принуждения или возможности такого при­нуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы.

Гарантии могут быть судебными и внесудебными .

В результате изучения главы студент должен:

  • знать понятие, структуру, принципы конституционно-правового статуса личности; международные и российские нормативные правовые акты, закрепляющие принципы конституционно-правового статуса личности; значение принципов конституционно-правового статуса личности для правового регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей личности;
  • – уметь разграничить конституционно-правовой и правовой статусы личности; применять конституционные нормы при характеристике принципов конституционно-правового статуса личности; решать задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими права и свободы личности;
  • владеть способностью восполнять пробелы конституционно-правового регулирования принципов конституционно-правового статуса личности путем применения аналогии закона и аналогии права; выделять основные проблемы в регулировании принципов конституционно-правового статуса личности, предлагать пути и способы их разрешения; анализировать решения Конституционного Суда РФ и демонстрировать навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации.

Понятие и структура конституционно-правового статуса личности

Глава 2 Конституции РФ называется "Права и свободы человека и гражданина". Однако содержание этой главы не сводится только к перечню прав и свобод человека и гражданина. Оно значительно шире и помимо конституционных прав и свобод человека и гражданина включает характеристику гражданства Российской Федерации, принципов правового статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ, хотя и не использует термин "конституционный статус личности", но фактически закрепляет его. Термины "конституционный статус личности" и "конституционное положение личности" равнозначны. Конституционный статус личности является ядром правового положения личности.

Правовое положение личности – это закрепленное нормами российского права ее положение, место в политической, социальной, экономической и культурной сферах жизни общества и государства, а также в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности человека и гражданина. Политические, социальные, культурные отношения, а также отношения в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности регулируются нормами всех отраслей российского права, в том числе и в первую очередь нормами конституционного права России. Они, и прежде всего нормы гл. 2 Конституции РФ, вследствие своего общерегулятивного характера закрепляют наиболее существенные, коренные, принципиальные отношения между личностью и государством в связи с их участием в управлении общественными и государственными делами, а также в социальной, экономической и культурной сферах жизни общества. Более подробно последние отношения регулируются нормами других отраслей российского права. Именно поэтому нормы Конституции РФ устанавливают конституционное положение личности хотя и в целом, но не во всей полноте и разнообразии, закрепляя лишь его основы.

Конституционные нормы, закрепляющие статус личности, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Совокупность норм Конституции РФ и развивающих их других норм конституционного права в сфере взаимоотношений личности, общества и государства можно подразделить на ряд конституционно-правовых институтов, являющихся элементами, структурными подразделениями конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Каждый из таких институтов, будучи составным элементом конституционно-правового статуса личности, дает представление лишь о какой-то одной его стороне, а все вместе они составляют конституционно-правовой статус личности в обществе, государстве и коллективе.

Конституционно-правовой статус личности в России существует либо в силу принадлежности данного лица к гражданству Российской Федерации, либо в силу проживания на территории России в качестве иностранца или лица без гражданства. Полным объемом прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами конституционного права, обладают только граждане России. Следовательно, наличие гражданства является предпосылкой приобретения конституционно-правового статуса гражданина в полном объеме.

Другим элементом конституционно-правового статуса личности является правосубъектность, которая включает правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность означает способность иметь права и нести обязанности. Она органически связана с гражданством, вытекает из него, служит его логическим продолжением, конкретизацией его содержания. И гражданство, и правоспособность означают устойчивую связь между Российским государством и каждым его гражданином. Гражданство устанавливает правовую связь между государством и конкретным лицом в самом общем виде. Правоспособность конкретизирует правовое состояние, закрепленное институтом гражданства. Она означает, что гражданин Российской Федерации обладает всеми правами и несет все обязанности, которые вытекают из Конституции РФ и развивающих ее нормы российских законов. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается его смертью. Ее ограничение возможно в случаях и порядке, предусмотренных российским законодательством. В силу этого правоспособность как элемент правового статуса граждан делает более определенным место лица в правовом общении, а следовательно, и его положение в обществе и государстве.

Дееспособность личности означает способность своими действиями реализовывать свои права и выполнять обязанности. Она наступает:

  • 1) по достижении определенного возраста, который различен для разных конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Так, право избирать предоставляется гражданам Российской Федерации по достижении 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы гражданам Российской Федерации, достигшим 21 года. Президентом России может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет;
  • 2) при наличии определенных обстоятельств. Так, болезнь, потеря кормильца дают право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). Наличие трудового договора гарантирует право на отдых, установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Условиями получения активного избирательного права являются: наличие гражданства Российской Федерации; отсутствие недееспособности, установленной судом; отсутствие обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

Деликтоспособность есть способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения. В зависимости от вида юридической ответственности деликтоспособность наступает с разного возраста. Так, полная гражданско-правовая ответственность наступает с 18 лет. Исключение из этого правила составляют лица, вступившие в брак до совершеннолетия или эмансипированные лица. Суть эмансипации в том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная по всем видам преступлений – с 16 лет, а по отдельным видам преступлений (убийство, разбой, грабеж, кража и т.д.) – с 14 лет.

Ядром конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации являются конституционные права, свободы и обязанности. Именно они характеризуют наибольший объем отношений, возникающих между личностью, обществом и государством в различных сферах общественной и государственной жизни. Конституционные права, свободы и обязанности выражают наиболее важные отношения между человеком, с одной стороны, государством, обществом и коллективом – с другой. В силу этого они закреплены в Конституции РФ, ее Основном Законе. Содержание и объем конституционных прав, свобод и обязанностей у граждан Российской Федерации одинаков и постоянен. Они являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения и не погашаются их неоднократным осуществлением.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшим элементом конституционно-правового статуса личности являются принципы, т.е. руководящие начала, идеи, пронизывающие его содержание, выражающие сущность всех составных институтов конституционного строя. Принципы конституционно-правового статуса личности отражают коренные отношения между личностью, с одной стороны, государством, обществом, коллективом – с другой.

К числу принципов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации можно отнести:

  • конституционное признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми;
  • принцип равенства всех перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрет любых форм ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности;
  • принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина и их признание непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемыми правосудием;
  • принцип сочетания частных и публичных интересов.

Реальность конституционно-правового статуса личности в обществе и государстве как в целом, так и в виде его отдельных элементов обеспечивается гарантиями. Под гарантиями принято понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина.

Основной смысл и назначение гарантий заключается в том, чтобы не допускать препятствий для осуществления прав, свобод и обязанностей и устранять эти препятствия в случае их возникновения. Гарантии конституционно- правового статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как правовыми, так и неправовыми (см. подробнее гл. 14 настоящего учебника).

Конституционный статус личности: понятие, структура. соотношение

с правовым и фактическим положением личности в обществе.

Конституционным статусом охватывается гарантированная Конституцией и государственной властью система основных прав, свобод и обязанностей физических лиц, характеризующая их фактическое и юридическое положение в обществе. Соответственно конституционным статусом охватываются: права и свободы человека и гражданина; основные или конституционные обязанности; гарантии прав, свобод и обязанностей. Предпосылкой конституционного статуса граждан РФ является институт гражданства.

Правовой статус - это совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закрепле­нии правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет ос­новы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксиру­ют права и обязанности в определенных сферах жизни: имуще­ственной, трудовой, семейной и т. п.

Конституционный статус - это основные права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции РФ.

Конституционный статус включает в себя относительно не­большую, но самую важную часть всех прав и свобод

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закорене­лый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ез­дить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере исполь­зует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы, сами воздержива­ются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпев­шими).

Правовое положение - это совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей.

Оно всегда отличается от правового статуса, в частности, оно уже по объему. Конституционный статус также может быть реа­лизован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Коституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу Конституцией Рос­сийской Федерации, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конститу­ционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голо­сования.

Конституционный статус личности в демократическом госу­дарстве основывается на следующих принципах:

1) человек, его права и свободы - высшая ценность,

2) все граждане имеют права и свободы от рождения;

3) граждане имеют равные права;

4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права - это такие юридически при­знанные возможности человека избирать вид и меру своего пове­дения, которые могут быть реализованы только при условии ис­полнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обя­занности государства в лице государственных органов, должност­ных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на обра­зование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъек­тов права человек не может.

конституционные свободы - это такие правомочия ин­дивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не всту­пая в правоотношения с другими органами государства, должност­ными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероиспо­ведания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежа­щих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не ос­корбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать это­му нельзя. Можно лишь при желании помочь, как сделало это Московское правительство, установив небольшое возвышение (три­буну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходи­мого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принци­пе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбо­ра, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет пла­тить большие налоги (20 или 30% от заработной платы), он может выбрать работу с меньшим заработком, отчисления от которого, согласно закону, всего 12%. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероис­поведанию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принад­лежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возла­гается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент яв­ляется гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федераль­ное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государствен­ная Дума назначает на должность и освобождает от должностиУпол­номоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении работают Правительство, органы местного самоуп­равления и общественные объединения. Сам человек, наконец, впра­ве защищать свои права и обязанности всеми способами, не запре­щенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчер­паны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего су­дебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юриди­ческие гарантии. Первые две разновидности гарантий еще назы­вают общими гарантиями.

Социально-экономические гарантии заключаются в созда­нии государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособнос­ти населения, снижение налогов, создание разветвленных транс­портных, информационных систем и т. п.

Политические гарантии будут налицо, когда граждане смо­гут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обще­стве будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

Юридические гарантии - это закрепленные в законода­тельстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуще­ствление и охрану прав и свобод человека и гражданина (каче­ственное, детализированное и беспробельное законодательство, Разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессу­альных норм и др.).

Условием полноты правового статуса личности выступа¬ет гражданство. Гражданство - это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо пра¬вовых последствий.

Гражданство как важный государственно-правовой ин-ститут сроится на системе принципов, позволяющих отра¬зить общую позицию государства в отношении своих граж¬дан. Так, Конституция России устанавливает следующие принципы:

- принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означаю¬щий, что в и межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республике в составе РФ, определенной в ч. 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, не запрещено устанавливать свое гражданство;

- принцип равенства (ч. 1 ст. 6), т.е. каждый из рос¬сийских граждан обладает одинаковым правовым ста¬тусом, независимо от оснований приобретения граж¬данства РФ и «давности лет» его приобретения;

- устойчивый характер гражданства, что характеризу¬ет гражданство как независимое от территориально- географических факторов, т.е. пересечение государ¬ственной границы не влечет за собой прекращение отношений гражданства;

- неотчуждаемость гражданства относится к весомым гарантиям статуса личности, означающая недопусти¬мость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов, что пред¬определено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства;

- недопустимость выдачи российских граждан иностран-ному государству (ч. 1 ст. 61);

- недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовно¬го, любого иного наказания;

- недопустимость автоматического изменения граждан¬ства при заключении или расторжении брака;

- принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство ино¬странного государства;

- принцип покровительства и защиты российских граж¬дан за границей (ч. 2 ст. 61), что характеризует тран¬стерриториальность связи между гражданином и го¬сударством гражданства.

- добровольность гражданства , означающая право каж¬дого человека на гражданство и на его изменение (ч. 3 ст. 6).

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные обязанности : защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба. Вне зависимости от гражданства, все обязаны платить законно установленные налоги и сборы, обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.


Основная обязанность всех субъектов права - соблюдать Конституцию России и законы страны. Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования. Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим социальным фактором, так как современный информационный мир не принимает людей без минимального образовательного уровня. Хотя, конечно, основное общее образование - слабая гарантия общественной востребованности человека.

Важной представляется обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность беречь памятники истории и культуры.

Гарантии конституционных прав и свобод представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление людьми их правомочий. Выделяют следующие виды гарантий: социально-экономические, организационно- политические, юридические.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые позволили бы людям повысить свое благосостояние. Эти гарантии таковы: социальная стабильность, развитие экономики, снижение налогов и т.п.

Организационно-политические гарантии - это предоставление гражданам возможности участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления, в деятельности политических организаций.

Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав).

К числу гарантий может быть отнесено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. Велика роль принципа презумпции невиновности, который закреплен ст. 49 Конституции России. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена судом. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность.