Найди оригинальное название картины превед медвед. Скандалы рунета. Превед, медвед! История рождения «медведа»

Ну вот, добрались наконец до небольшой монографии о «плохих» и «хороших» свадебных фотографиях. О качестве фотографий свадебных фотографов. Сразу скажу — речь пойдет здесь о низкой и возможно немного средней ценовой категории предложений на рынке. Ибо говорить о качестве фотографий настоящих, дорогих профессионалов нет смысла! :) Они априори хороши! Итак, последний раз о ценах здесь: стоимость фотографа на свадьбу от 500 до 3000 рублей за час — именно категорию этих предложений буду анализировать. (Хотя 500 рублей в час сейчас в Москве наверно, не берут даже те, кто снимает на «зеленом» режиме камеры, купленой вчера:)) В этой монографии не обойтись без примеров. Они будут, кстати, только моими работами. Есть огромное желание использовать работы других авторов, (для иллюстрации плохого качества) но делать это не могу из этических соображений. И еще одно замечание — я обратил внимание, что разные люди по-разному видят фотографии! Например мы с супругой смотрим портфолио свадебного фотографа в сети — я жутко ехидный и злой, ибо вижу что фото так себе, а стоит он дороже меня! :) Но супруге фото нравятся!!! Как, дорогая?! Посмотри! Нет фокуса, пересветы на платье, а про композицию снимка вообще молчу! Женская логика — А невеста мне нравиться — прическа хорошая и вышла она не крокодилой а ничего так… Занавес! :)

Итак первый вопрос технический.

Как ваш будущий свадебный фотограф снимает? В RAW формат или JPG ? Это крайне важный вопрос!!! Я неоднократно сталкивался с мнением, что мол снимать надо сразу так, чтоб не надо было потом ничего обрабатывать и фотошопить… мол научусь так снимать и буду крутым!!! Учитесь! Учиться почетно, но согласитесь не на вашей свадьбе!? Пусть на кошках тренируются! :) Хотя есть один фотомэтр в Индии кажется — он не делает никакой обработки в принципе!!! У него все просто — 40 или 50 человек команда: стилисты, вызажисты, осветители, декораторы и прочая и он один кадр делает щщелк! на печать! в день! один кадр в день! ему его команда весь фотошоп делает вручную непосредственно на модели и декорациях перед съемкой этого кадра:). Короче RAW! Что такое RAW и почему он такой хороший подробно напишу в отдельной монографии. А пока пару примеров с одной из моих первых работ (самую первую свадьбу снимал бесплатно на Никон Д40, без внешней вспышки, с одной флешкартой, одним аккумулятором и поэтому в середине банкета бесславно, но не позорно:) ибо предупреждал что не настоящий сварщик — ретировался:) хотя в последствии был одарен невестой небольшой суммой все таки:))

Итак это JPEG с камеры, снято на полуавтомате. Камера Никон Д80. Объектив 18-135. Незнаю насчет художественной ценности данного кадра, кажется оно стремиться к нулю:), а вот покачеству полное г… Хорошо что к тому времени у меня была не одна флешка и я мог не экономить место снимая только в формате JPEG. Я снимал в режиме RAW+JPEG. До сих пор так работаю и если кадр малоценен и не требует сильной коррекции — оставляю JPEG (как правило это однообразные кадры из ресторана, танцы, пляски, вообщем ненавязчивая фиксация происходящего) Вернемся к картинке. Что тут плохо по качеству? Темно. Неверный баланс белого. Цвета невыразительные, грязные. Однако для автоматики камеры сюжет не сильно сложный и в целом многих такой кадр удовлетворит. Тем не менее засунув этот JPEG в фотошоп попробуем исправить ситуацию. Вот что вышло.

Чуть лучше стало. Но и условия как я говорил не сложные. Короче, редактировать файл JPEG можно только в ограниченных пределах.

Теперь что вышло при «проявлении» фотографии из RAW формата.

Ну и уж чтоб совсем совсем стало понятно особо тяжкий случай….

JPEG с фотоаппарата — баланс белого совсем плохой (платье белое должно быть) и очень темно — я забыл переключить режимы фотоаппарата выходя из здания ЗАГС и итог такая вот ацкая картинка:(можно ее отдать молодоженам? НЕТ! Пробуем JPEG тянуть Фотошопом.

Ууу… Стало вроде светло, но платье по прежнему синее и вылезли цифровые шумы. Да конечно, волшебники фотошопа скажут — я не умею им пользоваться! Возьмут эту фотографию и за трое суток сделают из нее конфетку, но друзя мои — со свадьбы выходит до 2000 кадров!!! Если на каждый тратить трое суток?… И наконец вариант получившияся из формата RAW.

Есть разница? :) Конечно, эти примеры для наглядности утрированы. Но, думаю, теперь, когда вы будете разговаривать со свадебным фотографом, вы обязательно зададите вопрос в каком формате его камера при съемке записывает файлы? :) Кстати, тот результат что вы видите на примере последним — есть следствие светотональной коррекции при конвертации из формата RAW в формат JPEG. Это не в коем случае не «я вам сделаю обработку ваших фотографий» как говорят. И еще — поскольку я всегда снимаю в RAW формат, я всегда делаю светотональную коррекцию кадров не продавая ее как отдельную услугу «обработки фотографий».

Вопрос второй — обработка.

О! — «обработка». Обработка фотографий, коллажи!

Плавно приехали к обработке. Что я понимаю под этим термином? Художественная обработка фотографий, ретушь, стилизация — наверно так я могу охаректеризовать это понятие. Некоторые продают за обработку такие вещи… выкладываю примеры неумелой, безвкусной и корявой стилизации и ту же фотографию но уже более менее отретушированную и стилизованную. Итак оригинал, плохая стилизация, хорошая стилизация.

Что тут? Попытка сделать более красивую, «гламурную фото», сгладить неровности и деффекты кожи. И «плохом» и «хорошем» варианте применены плагины фотошопа, только в «хорошем» варианте пришлось немного поработать ручками над кожей лица. (Опять же все сделано за 5 минут)

Еще один пример.

Имитация и стилизация под черно белую старую фото. Не совсем удачный пример вышел. Ну да ладно, фиг с ним. :) Просто не каждая фото, переведенная в ЧБ того стоит. И не стоит считать перевод в ЧБ какой то сильной обработкой в Фотошопе:).

Ну вот примерно так, ребята. Тут я уже устал порядком… Да и вы наверно устали, если дочитали до конца. Надеюсь я немного прояснил ситуацию с качеством свадебных фотографий и необходимостью съемки в RAW формат с последующей светотональной коррекцией и, если необходимо, ретушью и стилизацией?! Всем спасибо!

ЗЫ. Естественно, что в этом ключе можно говорить не только о свадебных фотографиях… а о любых цифровых фотографиях.

Одной из основных причин плохого качества снимков многие специалисты называют отсутствие резкости. Размытые и нерезкие снимки считают браком, который заметен не только профессионалу, но и обычному пользователю. Такие фотографии не интересно смотреть, ведь они не могут передать красоту и глубину реальной картины.

Причины плохой фотографии

Давайте сперва разберемся в первопричинах того, что же делает потенциально качественную фотографию абсолютно никудышной?

Шевеленка

Шевеленка – это смешанность или размытость полученной фотографии. Это происходит из-за движения фотокамеры в момент спуска затвора фотоаппарата. Шевеленка может возникнуть из-за дрожи в руках или достаточно быстрого нажатия кнопки спуска. Установлено, что достаточно 1/60 доли секунды при выдержке для проявления на кадре шевеленки, поэтому, чтобы полученный кадр был достаточно резким, время выдержки нужно сократить.

Также необходимо учитывать, что для разного фокусного расстояния должно быть подобрано свое время выдержки, за которое шевеленка не будет видна. Оптимальное время выдержки не всегда можно рассчитать по формуле, поэтому для съемки часто используют штатив (о том, как его выбрать я ). Если время выдержки составляет около секунды, то к ухудшению резкости снимка может привести даже нажатие на кнопку или поднятие зеркал. Для этого во многих аппаратах установлен таймер автоспуска, встроена функция предварительного подъема зеркал, а некоторые камеры могут управляться дистанционно.

Покупая фотоаппарат, вопрос о том, как научиться делать хорошие фотографии, возникает сам собой. Поэтому выучите основное правило, которое поможет избежать последствий шевеленки на кадрах: оно заключается в плавном нажатии на спусковую кнопку затвора и в установке минимально возможной выдержки.

Малая ГРИП

ГРИП – это один из самых мощных инструментов, применяемых фотографами для визуализации полученных снимков. ГРИП означает глубину резко изображаемого пространства и на разных снимках может отличаться.

Снимая оптикой с длинным фокусом или макрообъективом с открытой диафрагмой, на снимках получают небольшую ГРИП. Обычно фокусировка делается в одной точке, для этого спусковую кнопку затвора нажимают только наполовину, затем фокусируются на выбранном объекте и только после этого кадрируют снимки и нажимают кнопку до конца.

Фокус не изменит своего местоположения, а возникнет незаметная, на первый взгляд, проблема. Техника может ошибаться, поэтому объект может сместиться, а вместе с ним изменится и ГРИП, что и приведет к нерезкому кадру. Дам небольшой совет : чтобы этого избежать, необходимо выбирать самую ближнюю точку фокусировки по отношению к объекту.

Всегда необходимо учитывать, что фактически размер фокусируемой точки превышает видимое на экране отображение, на это влияют и параметры используемой фототехники. У техники Nikon фактические размеры на экране практически всегда совпадают с настоящей областью фокусировки, а фокус камер Canon бывает не отображает реальные границы.

Погрешность оптики

Все объективы отличаются по диапазону значений диафрагмы, в котором можно получить наиболее резкие и качественные фотографии. Снимки самого лучшего качества можно получить в диапазоне f:8 - f:13. При приближении диафрагмы к наиболее открытому или закрытому значению, качество полученных фотографий будет ухудшаться.

Погрешности фокусировки

При детальном разборе вопроса о том, как делать хорошие фотографии, не следует забывать, что камера может выполнять ошибочную фокусировку. Чтобы избежать проблем из-за неправильной фокусировки, необходимо знать, каким образом камера фокусируется и постоянно за этим следить.

Камера может неправильно фокусироваться по таким причинам:

  1. Незначительный контраст между фоном и предметом , в этом случае камере сложно правильно сфокусироваться в автоматическом режиме.
  2. Наличие нескольких ярких предметов в автофокусе фотоаппарата. При этом камера сфокусируется на объекте с переднего плана, а предметы с заднего плана получаются размытыми.
  3. Попадание в кадр повторяющегося рисунка практически всегда приводит к потере контрастности на снимке.
  4. Резкая смена контраста, цвета и тени в зоне фокуса мешают правильной фокусировке камеры.
  5. При съемке небольших предметов, которые намного меньше зоны фокусировки. Мелкие объекты сливаются с фоном, потому что камера не может их различить с большого расстояния.
  6. Когда фотографируемый предмет состоит из большого количества маленьких частиц, то полученное изображение, как правило, получается размытым. Это хорошо можно увидеть на фотографиях цветущих садов или луга.

Бэк и фронт фокус

Во время съемки многие фотографы допускают ошибки , которые ухудшают качество полученных снимков. К таким ошибкам относят бэк и фронт фокус.

Смещение данной фокусировки в сторону фотографа характеризуется фронт фокусом. Бэк фокус смещается дальше от точки фокуса. Специалисты справляются с этим при помощи юстировки объектива.

Иногда любители фотографии для проверки объектива камеры на фронт и бэк фокусы пользуются обычной линейкой, но это не совсем корректный способ. Линейка не позволяет измерить область фокусировки, так как в видоискателе и на дисплее эта область отображается не полностью. Погрешность при измерении области фокусировки таким способом не является недостатком камеры.

Для проверки фотоаппарата на бэк и фронт фокусы используйте лист бумаги, на котором нарисованы линии с промежутком в пару сантиметров.

Объекты в движении

Казалось бы, что тут все предельно ясно, чем выше скорость движения (транспорта, людей, животных и т.д.), тем короче выдержка. Многие фотографы на своем опыте убедились в том, что достаточно выдержки 1/60 секунды, чтобы качественно снять статичные объекты, 1/250 секунды для съемки предметов, которые движутся с небольшой скоростью и 1/500 секунды для съемки быстро перемещающихся объектов.

Фотографии, заснятые на короткой выдержке, всегда получаются очень четкими, а длинную выдержку предпочтительнее использовать для съемки под водой или в ночное время .

Избегайте дрожания фотоаппарата во время съемки

Если в фотоаппарате есть функция компенсации вибраций или стабилизации изображений, то эту настройку необходимо включить. Когда камера находится в таком режиме, то ее небольшое движение не будет влиять на четкость полученных снимков. В тех случаях, когда для съемки используется штатив, режим VR/IS лучше выключить, так как он может наоборот сделать снимки не такими четкими и резкими.

Фотограф: Сергей Прозвицкий.

Понравилась фотография? Кстати, подобные снимки можно найти вот в этой статье: фотосессия на мотоцикле . Ладно, продолжим! Во время съемки старайтесь подходить как можно ближе к объекту, а для работы используйте объективы с коротким расстоянием фокуса, можно также убрать зум. Не забывайте, что уменьшение расстояния фокуса приводит к снижению вибрации камеры и это не зависит от скорости затвора. Если для съемки используется зум с изменяемой диафрагмой, то обычно большие значения диафрагмы получаются на меньших фокусных расстояниях. А съемка объектов с небольшого расстояния (например, цветов) требует от фотографа хорошей фантазии при кадрировании снимков.

Опять же, по возможности используйте для съемки штатив или монопод. Делая снимки со штатива, не забывайте о ветре, который приводит к колебаниям конструкции. Многие штативы имеют специальный крючок, который поможет избежать шевеленки, на него можно повесить рюкзак или сумку, а также тяжелый груз для фиксации устройства.

Используя зеркальный фотоаппарат в условиях плохой освещенности , придется делать снимки на длинных выдержках. Приобретите дистанционный спуск для съемки. Не забывайте использовать функцию фиксации зеркала (то бишь режим задержки экспозиции), тогда это самое зеркало не будет вибрировать, а полученные снимки будут качественными и не размытыми.

Обязательно детально изучите инструкцию к фотоаппарату, чтобы точно знать какие функции и режимы в нем имеются. Функция фиксации имеет и другое предназначение, когда затвор с зеркалом прячутся при нажатии спуска и дают возможность почистить матрицу камеры. Если в фотоаппарате не предусмотрена фиксация зеркала, то необходимо использовать автоспуск.

Не фотографируйте при открытой диафрагме камеры

Не используйте значение менее f/9 при съемке пейзажей и без надобности не делайте снимки на самой малой диафрагме.

Приобретите специальный нейтральный светофильтр, если необходимо, чтобы для получения длинной выдержки диафрагма была закрытой.

Техническая проверка

Как же можно делать хорошие фотографии без настройки техники? Ведь ошибки в фокусировке могут случаться как по оплошности самого фотографа, так и из-за неправильных установок непосредственно на камере. Старайтесь избегать подобных промахов во время съемки. При фокусировке в ручном режиме нужно использовать вспомогательные функции фотоаппарата.

Фотограф: Сергей Родионов.

Перед началом съемки необходимо изучить инструкцию к камере, научиться правильно фокусировать ее в ручном режиме и использовать дополнительные настройки. Многие камеры, имеющие функцию автофокуса, могут подавать визуальный или звуковой сигнал, который подтверждает попадание объекта в фокус камеры, используйте эту удобную опцию.

Помните, что автофокус может промахнуться. Такие ошибки могут случаться только при определенных комбинациях камеры и объектива. Если на давно используемом объективе промахи фокуса случаются регулярно, то фотоаппаратуру нужно проверить.

Пользуйтесь функцией блокировки автофокуса. Если снимаемый предмет не попадает в автофокус, то необходимо сфокусироваться на ближайшей к нему точке и после блокировки автофокуса переместиться на нужный объект и перекадрировать. Учитывайте, что во время блокировки автофокуса также включается и блокировка автоэкспозиции, поэтому необходимо использовать опцию компенсации экспозиции.

На многих камерах есть видоискатель, не забывайте его калибровать, так как со временем он может расстроиться.

Следите за ISO

Регулярно контролируйте ISO фотоаппарата. Во многих камерах шум подавляется на высоких показателях ISO, поэтому мелкие детали на таких снимках выглядят не достаточно резкими или совсем смазываются. При дневном свете не рекомендуется снимать с высоким ISO.

Фотограф: Максим Черенков.

Если функция шумоподавления ухудшает резкость фотографий, то ее необходимо отключать.

Серийная съемка

Пользуйтесь для съемки многокадровым режимом (об этом я подробно ). Во время нажатия пальцем на спуск затвора камера может слегка двигаться. Внутреннее движение зеркала приводит к дрожанию фотоаппарата изнутри. Используя режим многокадровой съемки, таких колебаний камеры можно избежать. Это очень удобно, так как фотоаппарат делает несколько кадров поочередно, а уже после из них можно будет выбрать наилучший.

Даже любой современный телефон (смартфон) обладает подобным функционалом: взять, к примеру, iPhone или Samsung Galaxy – снимки с данных девайсов для последующей публикации в инстаграм получаются просто потрясающими.

Настройки фотоаппарата

Предпочтительнее выбирать формат RAW. Обработку снимков осуществляет процессор камеры. Формат RAW подходит для так называемых сырых кадров, поэтому в последующем он позволяет в наилучшей степени обрабатывать снимки в конверторах и графических редакторах. Сжатый формат JPG подходит для сохранения уже обработанных фотографий.

Повысить резкость изображений в JPG формате также можно при помощи разнообразных программ. Обо многих дефектах на фото можно почитать в этой статье .

Вывод

Мы рассмотрели основные ошибки, которые чаще всего приводят к ухудшению резкости фотографий. Неправильная ГРИП или шевеленка – это главные причины, которые приводят к получению некачественных снимков. Учитывая все настройки камеры, а также изучив особенности правильной съемки, можно избежать многих погрешностей.

Вот такая получилась немного сложная для восприятия, но довольно полезная статья. Уверяю вас, что полностью разобравшись во всех терминах и понятиях, вы будете воспринимать данный материал, как инструкцию по очистке мандаринов, не более, а со временем и вовсе перестанете задумываться о том, как делать хорошие фотографии – все будет происходить само собой.

А пока, дабы продолжать познавать фотоискусство, предлагаю подписаться на обновления моего блога. И не забудьте, пожалуйста, оставить комментарий – свое мнение о статье.

С уважением, Максим Измайлов.

Почему одну фотографию можно назвать хорошей, и все согласятся, а другую - плохой, и это тоже не вызовет особых возражений? Какие критерии позволяют нам отличить первую от второй? И почему, собственно, это вообще важно? Если рассматривать проблему в общем виде, эти три вопроса можно объединить в один - «Как добиться всенародного признания?», и тогда любые сомнения в их актуальности отпадут. Разумеется, не все ставят перед собой глобальные цели применительно к фотографии, но каждому приятно, когда его карточки смотрят с интересом и восхищением.

Однажды, придя на встречу против обыкновения вовремя, я сидел в кафе и скучал в ожидании вполне прогнозируемо задерживающегося арт-директора. За соседним столиком беседовали двое приятелей. Подслушивать, конечно, нехорошо, но удержаться я не мог. Диалог их разворачивался примерно следующим образом:

- Ты помнишь, я тебе на прошлой неделе фотку показывал?
- Смутно... Напомни еще раз.
- Ну, там девушка, блондинка... И деревья.
- Нет, не помню.
- Ну как же, она смотрит прямо в глаза, платье у нее такое все...
- Что-то припоминаю... Сегодня хоккей, полуфинал. Поедем ко мне, на большом экране посмотрим.
- Ага, поехали. Там у девушки рука так, вдоль тела. Правда, красиво лежит?
- Да, здорово. Слушай, а эта блондинка кто? Ничего так подруга. Познакомишь?
- Да работаем вместе, она замужем.
- А нафига ты ее фотал? Познакомь, чем черт не шутит.
- Ну как нафига? Красиво же!
- Ты зимнюю резину уже поставил?

Так продолжалось минут двадцать, пока они не расплатились и ушли. Слушать их было очень забавно: один пытался говорить о какой-то фотографии, а второй всеми силами старался отклониться от темы. Это было смешно, но при этом очень интересно с точки зрения фотографа. Почему собеседник не хотел говорить о карточке? Я мысленно поставил себя на его место. Скорее всего, ему было неинтересно, что, в свою очередь, могло быть вызвано двумя причинами: или его не интересует фотография вообще, или именно этот конкретный портрет блондинки в платье с деревьями не тронул струн его, в принципе, чувствительной души. Подумав еще немного, я склонился ко второй версии, потому что если фотография хорошая, она в состоянии тронуть любого зрячего. Ведь в конце концов среди миллионов людей, специально приезжающих в Париж, чтобы посмотреть в Лувре Джоконду, наверняка встречаются те, кто не умеет писать маслом? Видимо, предмет беседы между двумя приятелями был слабее Моны Лизы.
Стоп... Хорошая-плохая, лучше-хуже...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧЕМ ОНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ «ПЛОХО»

В изобразительном искусстве, частью которого является и фотография, не существует универсального рецепта качества. Более того, зрительское восприятие субъективно, поэтому невозможно создать произведение, которое понравится в одинаковой степени (или вообще понравится) всем. Однако знание основных критериев оценки фотографий поможет вам стабильно создавать карточки, не вызывающие у собеседника желания немедленно уснуть.

Помните, как в средней школе оценивались сочинения? Одна отметка ставилась за содержание, а другая - за грамотность, и всегда было до слез обидно получить 5/2 или, хуже того, наоборот. В фотографии система оценки практически такая же: на основании художественных и технических критериев. Давайте рассмотрим их по порядку.

Главным общим критерием технического качества является соответствие результата замыслу автора. Кроме этого существуют частные критерии: резкость, контрастность, экспозиция, композиция, качество печати (отсутствие пятен и царапин). Конечно, в большинстве случаев изображение (или по крайней мере его смысловая часть) должно быть четким, тональный диапазон - полным, а композиция - гармоничной. С другой стороны, нерезкость, вызванная движением фотоаппарата или какого-то объекта в кадре, может вызвать ощущение динамичности, а преобладание черного или белого цветов - сделать фотографию более выразительной (эмоционально насыщенной). Небольшой дисбаланс в композиции или негармоничное сочетание цветов тоже могут преднамеренно влиять на восприятие снимка. Важно то, что любая «неправильность» должна быть оправданной с точки зрения конечного результата, а не объясняться фразой «я художник, я так вижу».

Для фотографа вынесение работы на суд зрителя сродни экзамену, в котором техника исполнения - ответ на вопросы билета, всего лишь дающий право на личную беседу с профессором. Вот там-то и выясняется, что хорошая фотография представляет собой нечто большее, чем красиво оформленные правила пользования лифтом, напечатанные без единой грамматической ошибки.

Карточка должна быть не «про композицию» или «про объектив»

Технические приемы должны трактоваться как средство выражения содержания и/или эмоционального состояния, закодированных в фотографии при помощи визуальных метафор. В этом смысле фотография удивительно похожа на поэзию, в которой умение рифмовать слова необходимо, но его недостаточно для создания чего-то вроде «Ночевала тучка золотая». Приведенный пример довольно прямолинеен, но позвольте мне провести параллель с «Евгением Онегиным». Несмотря на разный формат и стиль изложения оба эти произведения похожи в одном: ни один нормальный человек не скажет, что первое - про климатическое явление, а второе - о том, как один бездельник пристрелил другого из-за соседской дочки. В этом смысле хорошие стихи кардинально отличаются от песни акына. Впрочем, песня акына, несмотря на своеобразный характер этого жанра, как любое творчество, может быть гениальной или никудышной. Что будет определяющим фактором - выбор темы или исполнительское мастерство? Что важнее - о чем песня или как исполнена? Что сильнее подействует на слушателя - тембр голоса, рифма и ритмический рисунок, чистота и глубина музыкального сопровождения, красота звуковысотной композиции или острый, конфликтный сюжет, выхваченный наблюдательным акыном из повседневности?

Все вышеизложенное имеет прямое отношение к фотографии. Техническое качество снимка - это комплекс очень важных характеристик, но по сути - инструментальная составляющая, точно так же, как голос певца и звучание музыкального инструмента.

- Хороший портрет не бывает «про резкое, правильно экспонированное изображение красиво повернутого лица». В хорошем портрете зритель увидит не только цвет глаз и форму носа, но и черты характера: мудрость, надменность, доброту, лукавство, храбрость, женственность...

- Хороший пейзаж не бывает «про закат, водопад, или поросший мхом камень». Хороший пейзаж может рассказать о свежести, одиночестве, жаре, опасности, спокойствии...

- Хороший репортажный снимок - не про десантника, стреляющего на лету из автомата, а про войну, или про героизм, или про бессмысленность насилия...

Этот список можно продолжать ad nauseam, но вы наверняка уже догадались, что художественное произведение должно выражать абстрактное, универсальное понятие. Почему? Потому что зритель - эгоист и лентяй. Он не будет тратить свое время и внимание на то, что ему неинтересно или непонятно. «Как же так? - непременно возмутится кто-нибудь из читателей. - Я смотрю на этот прекрасный закат, сфотографированный мною восемь лет назад, и дух захватывает от накатывающих воспоминаний! А почему они этого не чувствуют? Наверняка это все потому, что я - натура тонкая, а они все толстокожие». Самое удивительное здесь то, что этот читатель не лукавит. Действительно, глядя на эту фотографию, он чувствует нечто большее, чем все остальные. Но это вовсе не потому, что они «толстокожие». Секрет в том, что с ним играет злую шутку так называемое субъективное восприятие. Ему эта карточка близка потому, что порождает ассоциативную цепочку, ведущую к воспоминаниям об обстоятельствах съемки. Остальная часть человечества там не присутствовала, поэтому она видит просто закат. В этом-то и преимущество оперирования общими понятиями, близкими и доступными пониманию даже тех, кто не видел тот самый закат. Глядя на фотографию, вызывающую определенную эмоцию, переданную через общее понятие, зритель испытывает эту эмоцию, то есть сопереживает. Именно сопереживание делает изображение запоминающимся, потому что человек фиксирует эмоции напрямую (причем для этого не требуется никаких сознательных усилий, как при заучивании стихотворения или прочтении главы учебника по квантовой механике), а информацию - ассоциативно.

«Ну конечно, - подумали вы, - легко сказать: снимайте визуально-эмоциональные метафоры общих понятий, и успеха вам не избежать. А как, как снимать-то?» Без паники - у вас еще почти год впереди!

Медведами в интернете часто называют людей, пользующихся в основном сайтами, которые расположены в доменной зоне.ru – иначе говоря, рунетом. Искаженное слово «медведь» – очередная насмешка над уже давно набившими оскомину стереотипами из разряда «русский, водка, балалайка». Тем не менее, медвед настолько полюбился людям, что превратился в самостоятельный мем, притом очень часто его используют в виде образа, т.е. забавного мишку и добавляют к картинки разнообразные надписи.

Что касается слова «превед», то это уже ставшее традиционным искажение, получившее невероятную популярность наравне с «аффтар жжот» и «красавчег». Превед медвед – это широко распространенный способ поздороваться с русским человеком, тонко отметив при этом «секретность» используемого языка и отношение к одной интернет-группе.

История рождения «медведа»

Как и большинство мемов, «превед медвед» появился на свет спонтанно и приобрел популярность только потому, что пользователям интернета понравился предложенный образ, и они стали использовать его в самых разных контекстах. Впервые мем появился на одном из крупных сайтов, участники которого развлекались созданием фотожаб – смешных на основе предложенных пользователями картинок. Седьмого февраля 2006 года один из участников решил вместо демонстрации потрясающего уровня владения Photoshop отделаться самым простым вариантом создания коллажа, и заменил на картинке, где медведь здоровается с туристами, которых он застал за занятием любовью на природе, надпись «Surprise!» на «Превед».

Картинка приобрела популярность не сразу. Поначалу она изредка появлялась в блогах и социальных сетях, однако со временем, когда ее увидело достаточное количество людей, вдруг обрела всенародную любовь. Сразу после этого стала популярной и забавная рифмованная фраза «Превед медвед», которую люди полюбили настолько, что она стала появляться даже на кружках и на футболках.

Интересно, что автора картинки с антропоморфным медведем, на которой и появился первый «Превед», определили не сразу. Долгое время интернет-пользователи полагали, что имеют дело с рисунком ребенка, которому не более 10 лет и который не имеет никакого таланта художника и может похвастаться только свойственной детям страстью к рисованию. Оказалось, что на самом деле изображение принадлежит Джону Лури – американскому актеру и, по совместительству, художнику, работы которого были признаны как минимум спорными, но зато идеально подошли на роль мемов.

Превед Медвед

В предыдущих главах речь шла о словах, связанных с интернетом или компьютером. Однако не менее интересно следить за тем, как ведут себя в олбанском языке самые обычные слова. Я думаю, что если бы состоялись выборы главного слова в олбанском языке, то, скорее всего, в них победило бы самое обычное приветствие. Бессмысленно нагнетать интригу, поскольку это слово всем известно. Это превед. Его судьба примечательна, ибо демонстрирует поразительные возможности коммуникации в интернете и механизмы, делающие слово, выражение, картинку, да что угодно, сверхпопулярным в интернете. Я еще не добрался до главы про интернет-мемы, а ведь превед, пожалуй, самый выдающийся интернет-мем в истории рунета. Правда, мемом следует считать не только слово, но и слово вместе с картинкой. Разговор про мемы я все же отложу до соответствующей главы, а сейчас расскажу историю славы слова превед.

В очередной раз придется начать с лингвистического нравоучения. Мы конечно же не знаем, кто первый написал слово привет таким изысканным образом, и никогда этого не узнаем. Легенда выделила одного человека, и он вполне заслужил это. Он не был первооткрывателем преведа, но именно он дал толчок его небывалому взлету. А началось все в Америке. В 2006 году американский художник-примитивист Джон Лури (John Lurie) нарисовал акварелью рисунок «Bear Surprise». На нем были изображены парочка любовников, совершающих половой акт на лугу, и человекоподобный медведь, по-человечески стоящий на задних лапах и взмахивающий передними, как руками. Очевидно, что медведь только что застал любовников, потому что он произносит: Surprise! (то есть «Сюрприз!»). Восклицание, как в комиксах, пририсовано в облачке к его пасти. Собственно, поэтому рисунок и называется в переводе на русский - «Медвежий сюрприз».

Далее начинается российская история. Роман Яценко из Донецка под ником Lobzz публикует 3 февраля 2006 года на сайте dirty.ru в специальном разделе «Лепрозорий» (leprosorium.dirty.ru ) текст о диких животных, который иллюстрирует рисунком Джона Лури, но заменяет на фотографии английское восклицание «Surprise!» русским приветствием, записанным с искажением орфографии: «Превед!». Далее «Лепрозорий» по техническим причинам на некоторое время прекращает работу, но рисунок успевают опубликовать в других местах, в том числе в Живом журнале. Он воспринимается как рисунок неизвестного российского художника и мгновенно становится популярным. Уже 15 февраля возникает сообщество в Живом журнале ru_preved, где публикуются фотографии с преведом, и там же некто mugz (ник на dirty.ru ), или mixmugz (ник в livejournal.com), без особого успеха выдвигает кандидатов в авторы.

Но 17 февраля в комментариях к чужому посту Lobzz наконец восстанавливает справедливость, указывая на авторство Джона Лури и, отчасти, на собственное. Он пишет, обращаясь к mugz:

Интересно, что на самом сайте dirty.ru начинается борьба с новым жаргонизмом. 9 марта основатель сайта Йован Савович публикует следующий текст:

В связи с ситуацией вокруг открытия иранской нефтяной биржи и назревающего дефолта в США у нас тут небольшие изменения в правилах, касающихся выдачи лопат пользователям. До сих пор модераторы выдавали лопату на неделю за любые нарушения правил, недостаточные для обычного бана. Теперь все будет немного иначе, как в Иране

* Мелкие издевательства над русским языком, бессмысленные комментарии и вопросы, которые не было смысла задавать - лопата на два дня.

* Продолжительные издевательства над языком, транслит и очень бессмысленные комментарии - лопата на пять дней.

* Подонковский сленг и подобная фигня, а также бессмысленные комментарии в промышленных размерах - лопата на неделю.

* Любое упоминание слова «превед» - лопата на две недели.

Но остановить победную поступь преведа уже невозможно. В этом же году превед номинируется на премию РОТОР сразу в двух номинациях: «Влияние на офлайн» и «Разочарование года» - и побеждает в первой. О преведе выходят статьи в журнале «Я» (с очень важными фактами, касающимися авторства), в Компьютерре, серия статей на Ленте.ру, материалы в других изданиях. Это слово появляется на баннерах, майках, наружной рекламе. О деньгах, зарабатываемых на преведе, рассказывают легенды. Домен preved.ru , купленный за 20 долларов, на следующий день перепродается за полторы тысячи, но и покупатель внакладе не остается. Более того, употребление этого слова оторвалось от рисунка Лури. Это приветствие перестало быть частью сложного вербально-изобразительного мема, а стало самостоятельным словом и, как я сказал в самом начале, наиболее ярким символом олбанского языка.

Любопытны попытки поднять на щит и слово превет, а для начала найти его автора. Поиски проходят на том же сайте dirty.ru , видимо, по принципу «а где же еще!». Таковым объявляется некто с ником lunix, написавший 15 июля 2003 года:

ПРЕВЕТ, СКУЧНЫЕ ЛЮДИ ИЗ ИНТЕРНЕТА!

Но без поддержки изобразительного искусства и удачи, как в случае с преведом, шансов у слова превет практически нет. Поиски автора оказываются напрасной потерей времени, это никому не интересно. Справедливости ради надо еще раз сказать, что первые употребления обоих искажений зафиксированы и раньше, о чем свидетельствуют и поисковые машины, и Пульс блогосферы. Например, в ЖЖ в 2002 году встречается фраза Мите превет. В 2003 году в блогосфере отмечена фраза: Превед, как принято говорить в современном мире. Она, безусловно, означает, что превед пусть и ограниченно, но уже используется.

С лингвистической точки зрения превед интереснее, чем превет, ибо в нем сделаны обе возможные орфографические ошибки, которые не влияют на произношение слова: вместо безударного и написано е, а вместо конечного т написано д. Изысканность заключается еще и в том, что это написание противоположно фонетическому письму. Неграмотный и наивный носитель языка такие ошибки делает довольно редко. Самое же интересное лингвистическое наблюдение я сделал в 2006–2007 годах, когда обратил внимание на то, что в устной речи студентов, здоровавшихся друг с другом, порой встречается именно превед, хотя это и противоречит русским нормам произношения. Мы не произносим в безударной позиции отчетливый звук [э], а на конце слова - звонкий [д]. Такое «неестественное» произношение означало, что превед из письменной речи прорвался в устную и стал полноценным знаком, отличным от обычного русского слова привет. Еще одной интересной особенностью этого приветствия можно считать то, что оно, с одной стороны, формально является типичным примером орфоарта, характерного для контркультуры падонков, с другой стороны, с этой культурой никак не ассоциируется, возможно, потому, что сразу стало всеобщим достоянием.

И все же мы знаем, как проходит мирская слава. Пик частотности употребления в блогосфере для слова превед пришелся на тот самый 2006 год. С 2009 года началось довольно резкое падение, продолжающееся и теперь, что свидетельствует о выходе слова из моды.

В олбанском языке верным спутником интернет-приветствия превед стало обычное существительное медвед, обычное, если не считать отсутствия на конце мягкого знака. Напомню, что рисунок Лури назывался по-английски Bear Surprise. По аналогии к русскому варианту почти сразу приклеилось название Превед Медвед, например, в сообществе ru_preved, созданном 15 февраля, это словосочетание появилось уже на следующий день. Нужно заметить, что искажение слова здесь нетрадиционно для орфоарта, поскольку медвед произносится иначе, чем медведь. В начале 2000-х по интернету гуляла псевдогрузинская басня со словом медвед, что якобы имитирует грузинский акцент.

Впрочем, это были единичные упоминания. Почему же в названии русского варианта рисунка рядом с нормальным антиграмотным словом превед возникло странное слово медвед? Пожалуй, единственное объяснение связывает потерю мягкого знака у медведа с возникающей в этом случае рифмой со словом превед. Это подтверждается и обменом репликами в блогах такого типа:

Превед, я медвед!

Превед, я твой дед.

превед, атлед!

И само объяснение, и подобного рода «поэтические» игры появляются уже в феврале 2006 года.

Медвед был в большей степени связан с рисунком, чем превед. Медвед прямо ассоциировался с изображением медведя на картинке Лури, то есть был образцовым мемом. Об этом свидетельствует появление специального эмотикона медвед в виде латинской прописной буквы Y, похожей на прямоходящего медведя, поднявшего лапы. У него были свои пики популярности, связанные с политической конъюнктурой (точнее сказать, контрконъюнктурой). Отдельные пики популярности медведа объясняются сближением его с символом «Единой России» и с фамилией Дмитрия Медведева.

В заключение имеет смысл рассказать о важном эпизоде в судьбе медведа, немало способствовавшем его популярности вне интернета. 6 июля 2006 года прошла так называемая интернет-конференция президента Владимира Путина. По форме это была видеоконференция, но вопросы к ней, в частности, собирались через сайт Яндекса (другая часть вопросов собиралась английской компанией ВВС, которая и транслировала конференцию). На сайте Яндекса можно было задавать вопросы и голосовать за них.

В результате с большим отрывом победили два сугубо сетевых вопроса:

Как вы относитесь к МЕДВЕДУ? 28 424

Собирается ли Российская Федерация использовать для обороны своих рубежей огромных боевых человекоподобных роботов? 26 602

Однако ведущие их так и не задали, а незадолго до завершения конференции один из ведущих, Александр Гурнов, сказал следующее:

И прежде чем задать свой последний вопрос, я хотел бы извиниться, наверное, перед сотнями тысяч абонентов рунета, которые не услышат сегодня ответа на свои вопросы, это просто физически невозможно. Хотя такие рейтинговые вопросы, как, например, правда ли, что наши границы будут охранять огромные боевые человекоподобные монстры (20 тысяч вопросов на эту тему), как Президент относится к журналу «Медведь», тоже больше 20 тысяч, почему в Питере такие пробки и как с ними бороться, - не были сегодня заданы. И я еще раз извиняюсь, время программы заканчивается. Тем не менее, я думаю, коллеги, так хорошо знающие Россию, поймут, что под конец мы не могли не подготовить философского вопроса. Михаил, 55 лет, вот что пишет: «Почитал в Интернете, о чем Вас, Владимир Владимирович, спрашивают, и был поражен содержанием вопросов. Действительно важные вопросы существенно уступают в популярности несерьезным. Интернет - территория молодых и относительно успешных граждан, - продолжает Михаил. - Есть ли будущее у страны, молодежь которой столь поверхностна?»

Ведущий таким образом не только покритиковал «абонентов рунета», но и позорным образом перепутал Медведа с журналом «Медведь», который, как в известном анекдоте, не является даже его однофамильцем. Едва ли многочисленные «абоненты» остались довольны такой коммуникацией.