Обновленная версия nokia 3310. Дизайн, размеры, управляющие элементы. Nokia, где мессенджеры

Жан-Этьен Лиотар и его «Прекрасная шоколадница»
К 270-летию создания знаменитой картины

«Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана
зрения в искусстве, вроде гроздей винограда на картине
древнего художника, который пытались клевать птицы»
М. Алпатов. Академик искусствоведения

Кто не помнит одну из жемчужин Дрезденской галереи, изящную картину «Шоколадница», на которой изображена молоденькая венская красавица, грациозно несущая на подносе хрупкую фарфоровую чашку с новомодным шоколадным напитком и стакан чистой прозрачной воды? Написанная почти три века тому назад на пергаменте в технике пастели, картина поражает живописным мастерством и поэтической свежестью.
Автором «Шоколадницы» (другие названия - «Прекрасная шоколадница», нем.„Das Schokoladenm;dchen“, фр. „La Belle Chocolati;re“) является швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (1702 - 1789). Его считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Сохранилось множество легенд о его странствиях и приключениях.
Лиотар родился в Женеве в семье ювелира из французов-протестантов, которым когда-то пришлось эмигрировать в альпийскую республику. Склонность к рисованию он проявил еще в детстве. Любил рисовать портреты друзей, сцены из римской истории, увлекался миниатюрами и эмалевой живописью. Начав заниматься в мастерской у Гарделя, за несколько месяцев превосходит своего учителя. Лиотар виртуозно копирует полотна старых мастеров.
В 1725 году художник отправляется на три года в Париж, чтобы совершенствовать свою технику. Через несколько лет он оказывается в Риме, где создает множество пастельных портретов, в том числе папы Климента XII и ряда кардиналов, это послужило началом его известности в Европе.

Надо сказать, что у Жана-Этьена было два главных увлечения: живопись и тяга к странствиям, и многое в жизни художника складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, связанных именно с путешествиями. Однажды, благодаря знакомству со знатным англичанином, Лиотар совершает поездку на Восток (Мессина, Сиракузы, Мальта, Смирна, острова Делос и Парос), которая завершилось в Константинополе. Здесь художник «задержался» на целых 5 лет. Свои впечатления он воплотил в великолепных рисунках, в которых мастерство и свобода владения техникой (причудливая вязь узоров, линий, утонченные тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины) сочетались с документально точным воспроизведением облика персонажей, их костюмов, фактуры тканей и даже кроя одежды. Люди органично вписывались в пышное убранство помещений с обилием ковров, драпировок, столиков, ваз, подушек. Правда, его восточные красавицы иногда напоминали изысканных парижанок.
Вернувшись в Европу, Лиотар продолжал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище «художник-турок». Он постоянно переезжал из одной страны в другую, общался с интересными людьми, писал их портреты, оставив потомкам достоверный «...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей». Синтез декоративности французского рококо и ясности голландского реализма XVII века в творчестве художника, принес Лиотару большой успех.

В 1745 году судьба занесла Жана-Этьена Лиотара в Вену, где в 1740 году императорский трон заняла 23-летняя Мария Терезия, старшая дочь императора Карла VI. Императрица оказала известному художнику теплый прием и поручила князю Дитрихштайну, человеку близкому ко двору, опекать гостя.
Вскоре Лиотар создает здесь свою Галатею – «Прекрасную шоколадницу» (82,5 ; 52,5 см). Непритязательность композиции, лёгкая атмосфера и почти фотографическая точность пастели, после условности и манерности, характерной для мастеров XVIII века, произвели на современников впечатление откровения. Пастель воспринималась ими как шедевр в одном ряду с работами Шардена и Вермеера, с их персонажами, углублёнными в свои повседневные занятия. Венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи в одном из своих писем писал о «Шоколаднице»: «Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели».
Шедевру Лиотара посвящено огромное количество статей и исследований, дающих подробное ее описание. Вот небольшая выборка из них: «...В этой простой жанровой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. ...Здесь все ласкает глаз - миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой походкой, спокойные, гармоничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. ...Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом.
Художник располагает ее левее центра картины, как бы давая героине возможность двигаться вперед. Направление ее движения подчеркивается жестом вытянутых рук, несущих изящный лаковый поднос, линиями пола. ...Разглядывая эту картину, восхищаешься тем, как виртуозно и точно переданы тонкость фарфоровой чашки (пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый мейсенский фарфор), стакан с прозрачной водой отражает окно, и преломляет линию верхнего края подноса.
Замечательно передана фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упругими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. ...Цвета одежды «Шоколадницы» подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый розовый чепчик».

Достоверных сведений о том, кого художник изобразил в образе «Прекрасной шоколадницы» нет. В самой романтичной и самой красивой версии легенда о создании «Шоколадницы» звучит примерно так. Однажды в промозглый зимний день 1745 года князь Дитрихштейн заглянул в небольшую венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный горячий шоколадный напиток, о котором в это время шло много разговоров. Приятный напиток считался еще и лечебным, а подавали его со стаканом воды. Обслуживала аристократа молодая официантка Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина. Князь был настолько увлечен грацией и красотой девушки, что сразу влюбляется в нее. Чтобы знакомиться с Анной поближе, он отныне посещал кофейню почти ежедневно. Вопреки сильному сопротивлению придворного дворянства, еще в том же самом году Анна становится женой Дитрихштейна и австрийской княгиней. В качестве свадебного подарка молодожен заказал художнику Лиотару картину «Прекрасная шоколадница». Мастер создал шедевр, на котором изобразил Анну в костюме официантки-шоколадницы, воспев любовь с первого взгляда.

Круг жизни Лиотара замкнулся 12 июня 1789 года, когда «художник королей и красивых женщин» умирает, вернувшись на родину в Женеву. Он создал немало прекрасных работ, особенно пастелей, но в памяти потомков остался знаменит именно как автор «Шоколадницы».
С 1855 года "Шоколаднца" находится в коллекции знаменитой Дрезденской галереи.

Во время Второй мировой войны картина вместе с другими шедеврами была перевезена нацистами в крепостной замок Кёнигштейн над Эльбой в Саксонской Швейцарии, недалеко от Дрездена. Здесь в глубоком заминированном каземате в плоских сосновых ящиках сокровища из Дрездена были обнаружены советскими войсками. Это чудо, что они не были взорваны во время отступления немецких войск, уцелели и не успели погибнуть от холода и сырости.
В 1955 году пастель Лиотара демонстрировалась на прощальной выставке в Москве среди других немецких художественных трофеев перед возвращением ее в Дрезденскую галерею. Картины выставлялись со 2 мая по 20 августа 1955 года. Народ приезжал издалека, иногда днями выстаивая в очереди, чтобы увидеть легендарные сокровища, среди которых не затерялась и скромная «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.

La Belle Chocolatière , нем. Das Schokoladenmädchen ) - наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара , изображающая служанку , несущую на подносе горячий шоколад . Выполнена в технике пастели на пергаменте .

История

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню , чтобы попробовать новый шоколадный напиток , о котором так много шло разговоров в это время . Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия - настоящая история золушки - была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме - так гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery» . Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённого красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии , звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна . В любом случае, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил пастель знаменитого Лиотара.
Она исполнена в незаметных градациях
света и с превосходным рельефом.
Переданная природа нисколько не
изменена; будучи европейской работой,
пастель исполнена в духе китайцев…
заклятых врагов тени. Что же касается
законченности работы, то можно сказать
в одном слове: это Гольбейн пастели.
На ней изображена в профиль молодая
немецкая девушка-камеристка, которая
несёт поднос со стаканом воды и
чашкой шоколада» .

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию , где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти , занимавшемуся наполнением коллекции Августа III , короля Польши , и Фридриха II Прусского .

В массовой культуре

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate » приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире . Часто встречается вариант её использования в виде черно-белого силуэта. Ещё одна копия картины находится в доме-музее компании Бейкер, в Дорчестере , штат Массачусетс .

Напишите отзыв о статье "Шоколадница (картина)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шоколадница (картина)

Выглядело это, надо сказать, весьма неприятно... Коньки у меня были с короткими сапожками (достать высокие в то время у нас было ещё невозможно) и я увидела, что вся моя нога у лодыжки перерезана чуть ли не до кости… Другие тоже это увидели, и тут уже началась паника. Слабонервные девочки чуть ли не падали в обморок, потому что вид, честно говоря, был жутковатый. К своему удивлению, я не испугалась и не заплакала, хотя в первые секунды состояние было почти что шоковое. Изо всех сил зажав руками разрез, я старалась сосредоточиться и думать о чём-то приятном, что оказалось весьма не просто из-за режущей боли в ноге. Через пальцы просачивалась кровь и крупными каплями падала на лёд, постепенно собираясь на нём в маленькую лужицу...
Естественно, это никак не могло успокоить уже и так достаточно взвинченных ребят. Кто-то побежал вызывать скорую помощь, а кто-то неуклюже пытался как-то мне помочь, только усложняя и так неприятную для меня ситуацию. Тогда я опять попробовала сосредоточиться и подумала, что кровь должна остановиться. И начала терпеливо ждать. К всеобщему удивлению, буквально через минуту через мои пальцы не просачивалось уже ничего! Я попросила наших мальчишек, чтобы помогли мне встать. К счастью, там находился мой сосед, Ромас, который обычно никогда и ни в чём мне не противоречил. Я попросила его помочь мне подняться. Он сказал, что если я встану, то кровь наверняка опять «польётся рекой». Я отняла руки от пореза... и какое же было наше удивление, когда мы увидели, что кровь больше не идёт вообще! Выглядело это очень необычно – рана была большой и открытой, но почти что совершенно сухой.
Когда наконец-то приехала скорая помощь, осмотревший меня врач никак не мог понять, что же такое произошло и почему у меня, при такой глубокой ране, не течёт кровь. Но он не знал ещё и того, что у меня не только не текла кровь, но я также не чувствовала никакой боли вообще! Я видела рану своими глазами и по всем законам природы должна была чувствовать дикую боль... которой, как ни странно, в данном случае не было совсем. Меня забрали в больницу и приготовились зашивать.
Когда я сказала, что не хочу анестезию, врач посмотрел на меня, как на тихо-помешанную и приготовился делать обезболивающий укол. Тогда я ему заявила, что буду кричать... На этот раз он посмотрел на меня очень внимательно и, кивнув головой, начал зашивать. Было очень странно наблюдать, как моя плоть прокалывается длинной иглой, а я, в место чего-то очень болезненного и неприятного, чувствую всего лишь лёгкий «комариный» укус. Врач всё время за мной наблюдал и несколько раз спросил всё ли у меня в порядке. Я отвечала, что да. Тогда он поинтересовался, происходит ли подобное со мной всегда? Я сказала, что нет, только сейчас.
Не знаю, то ли он был весьма «продвинутым» для того времени врачом, то ли мне удалось его каким-то образом убедить, но, так или иначе, он мне поверил и больше никаких вопросов не задавал. Примерно через час я уже была дома и с удовольствием поглощала на кухне тёплые бабушкины пирожки, никак не наедаясь и искренне удивляясь такому дикому чувству голода, как если бы я была не евшая несколько дней. Теперь я, естественно, уже понимаю, что это просто была слишком большая потеря энергетики после моего «самолечения», которую срочно требовалось восстановить, но тогда я, конечно же, ещё не могла этого знать.
Второй случай такого же странного самообезболивания произошёл во время операции, на которую уговорила нас пойти наш семейный врач, Дана. Насколько я могла себя помнить, мы с мамой очень часто болели ангиной. Это происходило не только от простуды зимой, но также и летом, когда на улице было очень сухо и тепло. Стоило нам только чуточку перегреться, как наша ангина была тут, как тут и заставляла нас безвылазно валяться в постели неделю или две, чего моя мама и я одинаково не любили. И вот, посоветовавшись, мы наконец-то решили внять голосу «профессиональной медицины» и удалить то, что так часто мешало нам нормально жить (хотя, как позже оказалось, удалять это необходимости не было и это опять же, было очередной ошибкой наших «всезнающих» врачей).
Операцию назначили на один из будних дней, когда мама, как и все остальные, естественно, работала. Мы с ней договорились, что сначала, утром, пойду на операцию я, а уже после работы сделает это она. Но мама железно пообещала, что обязательно постарается прийти хотя бы на пол часа перед тем, как доктор начнёт меня «потрошить». Страха я, как ни странно, не чувствовала, но было какое-то ноющее ощущение неопределённости. Это была первая в моей жизни операция и я ни малейшего представления не имела о том, как это будет происходить.
С самого утра я, как львёнок в клетке, ходила вперёд-назад по коридору, ожидая, когда же уже всё это наконец-то начнётся. Тогда, как и сейчас, мне больше всего не нравилось чего-либо или кого-либо ждать. И я всегда предпочитала самую неприятную реальность любой «пушистой» неопределённости. Когда я знала, что и как происходит, я была готова с этим бороться или, если было нужно, что-то решать. По моему понятию, не было неразрешаемых ситуаций – были только нерешительные или безразличные люди. Поэтому и тогда, в больнице, мне очень хотелось как можно быстрее избавиться от нависшей над моей головой «неприятностью» и знать, что она уже позади…
Больниц я не любила никогда. Вид такого множества находящихся в одном помещении, страдающих людей внушал мне настоящий ужас. Я хотела, но не могла им ничем помочь и в то же время чувствовала их боль так же сильно (видимо полностью «включаясь»), как если бы она была моей. Я пыталась от этого как-то защититься, но она наваливалась настоящей лавиной, не оставляя ни малейшей возможности от всей этой боли уйти. Мне хотелось закрыть глаза, замкнуться в себе и бежать, не оборачиваясь от всего этого, как можно дальше и как можно быстрей…
Швейцарского художника Ж.-Э. Лиотара называли "живописцем королей и красивых женщин". Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.

В свое время семья Ж.-Э. Лиотара вынуждена была эмигрировать из Франции в Женеву. Будущий художник одно время учился в Париже у гравера и миниатюриста Массе. Потом в жизни Ж.-Э. Лиотара начались годы странствий, во время которых он побывал во многих городах и странах. Он путешествовал как спутник знатных особ, как это часто приходилось делать многим художникам XVIII века.

Путешествия давали Ж.-Э. Лиотару разнообразный материал для наблюдений и приучили его почти к документальной точности зарисовок. Для портретов Ж.-Э. Лиотара характерна исключительная точность в воспроизведении модели, и именно этим художник стяжал себе европейскую славу и приобрел высоких покровителей. Он встретил радушный прием и у австрийской императрицы Марии-Терезии в Вене, и у римского папы в Риме, и у турецкого султана в Константинополе. Всем нравилось в портретах Ж.-Э. Лиотара сходство лиц, законченность в изображении материалов одежды и украшений и красочность его полотен.

Портрет красавицы Анны Бальдауф (Anna Baltauf), всемирно известный под названием «Шоколадница» (фр. «La belle chocoladiere») и несчетное число раз копированный и гравированный (находится в Дрезденской галерее) был написан в Вене.
Скорее всего, Анна была служанкой при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, где живописец и заметил девушку. Анна, дочь обедневшего рыцаря, служила горничной при дворе.
Говорят, именно там ее красоту заметил и молодой принц Дитрихштейн.
Он влюбился и - к ужасу аристократии - женился на ней.
В качестве свадебного подарка Принц Дитрихштейн заказал Жану Этьену Лиотару, работавшему при венском дворе в то время, портрет своей невесты в той самой одежде, в которой он впервые ее увидел.
Говорят, в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: "Вот! Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку."
Эта картина примечательна также тем, что на ней впервые был изображен первый фарфор Европы - Meissen

Сейчас это полотно находится в Дрезденской картинной галерее, но первоначально его купил венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи. В одном из своих писем он сообщал: "Я купил знаменитого Лиотара пастель. Она исполнена в незаметных детрадациях света и с превосходным рельефом. Переданная природа нисколько не изменена; будучи европейской работой, пастель исполнена в духе китайцев... заклятых врагов тени. Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели. На ней изображена в профиль молодая немецкая девушка-камеристка, которая несет поднос со стаканом воды и чашкой шоколада.

Действительно, на картине изображена всего одна женская фигура.
Но она изображена так, что привораживает к себе большинство зрителей, посещающих знаменитую галерею в Дрездене. Ж.-Э. Лиотар сумел придать картине характер жанровой сценки. Перед "Шоколадницей" - свободное пространство, поэтому впечатление складывается такое, что модель будто не позирует художнику, а проходит перед зрителем мелкими шажками, заботливо и осторожно неся поднос.

но сознание своем привлекательности освещает все ее нежное и милое личико. Осанка ее, положение головы и рук - все полно самой естественной грации. Ее маленькая ножка в серой туфельке на высоком каблучке скромно выглядывает из-под юбки.

Цвета одежды "Шоколадницы" подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый чепчик - розовый и нежный, как лепесток розы... Художник с присущей ему точностью ни на черточку не отступает от самого детального воспроизведения формы тела "Шоколадницы" и ее одежды. Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.

Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Художник работал исключительно в технике пастели, очень распространенной в XVIII веке, и владел ею в совершенстве. Но Ж.-Э. Лиотар был не только виртуозным мастером этой техники, но и ее убежденным теоретиком. Он считал, что именно пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Самая задача показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены - это сложная живописная задача, но у Ж.-Э. Лиотара в сочетании серо-сизого и белого фартука с бледно-сизыми тенями и стальным оттенком воды есть настоящая поэзия красок. Кроме того, применяя в "Шоколаднице" тонкие прозрачные тени, он достиг совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.