Правописание гласных в приставках. Правописание гласных в приставках пре- и при-

Д/З по практическим занятиям № 3,4

1. Повторите правописание согласных в корне слова и на конце приставок. Выполните упражнения.

Правописание согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы после этих звуков был гласный (или л, м, н, р):

просьба - просить, безмолвствовать - безмолвие .

Двойные согласные.

В русских словах встречаются двойные согласные жж, сс, нн.

Согласные жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, а также в некоторых словах, образованных от глагола жечь (жжешь, жжет, жжем, жжете, жженый, жжение, жженка, возжженный, выжженный, изожженный, прожженный ).

Согласные сс пишутся в слове ссора и производных от него (ссориться ), а также в словах с корнем -росс- (Россия, россиянин, россиянка, великоросс, малороссиянин, малороссиянка ); в словах, образованных от корня -счит- при помощи приставки рас-: рассчитывать, рассчитаться ; слова с той же приставкой и корнем -чет- пишутся с одним с : расчёт, расчётливый .

Согласные нн пишутся в слове одиннадцать .

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одинаковой буквой (воззвание, рассердить ).

Двойные согласные в корне чаще всего встречаются в заимствованных словах, наличие двойных согласных определяется по орфографическому словарю.



Правописание согласных в приставках

В приставках ИЗ(С)-, ВОЗ(С)-, БЕЗ(С)-, НИЗ(С)-, РАЗ(С)-, ЧРЕЗ(С)-

пишется буква З, если корень начинается на звонкий согласный,

буква С, если корень начинается на глухой согласный.

Из д ать, ис ч ерпать, воз з вать, вос к ликнуть

Запоминаем правописание слов: здесь, здание, здоровье, зга .

Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, графически объясняя их правописание.

1. Ги...кий язык, чу...ко реагировать, ре...кие суждения, ус..ная форма, переданное предше...ственниками, праз...ное занятие, истинное бе...ствие, искус...ное использование, страс...но возр...жая, уча...ствовать в диалоге, чу...ство слова, че...ствовать победителя, опас...ная тенденция, я...ственно различим, стол с я...ствами, кос...ноязычная речь, кос...ный мозг, доблес...ный воин, вёрс...ка текста, редкос..ная ко(л,лл)екция, чрезвычайное прои...шествие, неумес...ный вопрос, лес...ный отзыв, громоз...кое сооружение, тягос...ное молчание, тяжеловес...ный слог, бесхитрос...ный наряд, уез...ный лекарь, безвес...ный поэт, повернос...ный взгляд, долго здра...ствовать, ззахолус...ный городок.

2. Экспре(с,сс)ивные средства языка, магический криста(л, лл), подли(н,нн)ое богатство, дра(м,мм)атическая красочность, улучшать гра(м,мм)отность, гра(м,мм)отное письмо, русская инте(л,лл)игенция, ко(м,мм)ентирование текста, стилистическая ди(ф,фф)еренциация, речевая ко(м,мм)уникация, проце(с,сс) общения, те(р,рр)иториальная разновидность, про(ф,фф)е(с,сс)иональная речь, иску(с,сс)тво спора, и(л,лл)юстрировать примерами, и(л,лл)юзия роскоши.

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Бе…чу…ственный, …держать, бе…ценный, чере….чур, …дача, бе…заботный, ни…падать, бе…печно, и…подтишка, чре…мерный, сни…ходительный, …жать, во…делывать, ра…считывать, бе…церемонный, …десь.

2. По любому пособие по правописанию повторите пунктуацию в бессоюзном предложении, теоретические сведения обобщите в таблице (можно воспользоваться предложенным шаблоном). Выполните упражнение.

ПУНКТУАЦИЯ В БЕССОЮЗНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

СХЕМА, смысловые отношения частей Можно заменить союзным предложением Пример
ЗАПЯТАЯ
перечисление фактов , . , и .
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
то же, но в более отдаленных по смыслу, распространенных предложениях, в которых часто уже есть знаки препинания.
ДВОЕТОЧИЕ
:[указывает причину]. , (потому что).
: [дополняетсмысл]. , (что...). (как...). [и увидел (и услышал)], (что)
: [ поясняет]. [ , а именно ]: .
ТИРЕ
быстраясмена событий, неожиданность
противопоставление - . , а .
- [сравнение]. , (словно...) (будто...)
Причинно-следственная связь: [время, условие] - . - [вывод, следствие]. Часто совмещается: [условие] - [следствие]. (когда...), (когда...), . , (так что...) (поэтому...)
2 часть - неполноепредложение
Если по смыслу надо ставить два двоеточия подряд, вместо 2-го ставится тире.

Упражнение 3. Спишите, выделите грамматические основы предложений, составьте схемы их схемы, чтобы объяснить поставновку знаков препинания (1 часть – повторение пунктуации в сложном предложении, 2 часть – в бессоюзном предложении).

I. 1. Полвека слушал он грозовую музыку сражений видел страшные картины смерти разрушений паники когда у него на глазах тают ряды неприятельской армии а уцелевшие в панике бросая оружие и артиллерию бегут отдавая территорию покидая раненых покидая немногих храбрейших готовых еще драться когда солдаты не слушают командиров и те бессильны что-либо сделать с воинскими частями превратившимися в беспорядочную толпу (М. Брагин). 2. Теперь тан­цевало много пар и так как места не хватало то каж­дая пара топталась в ограниченном пространстве: танцующие теснились и толкали друг друга (А. Куприн). 3. Молодой офицер по опыту знал как тяжело переживать подобные мину­ты когда слова много раз повторяемые точно виснут без поддержки в воздухе и когда какой-то колючий стыд заставляет упорно и безнадежно к ним возвращаться (А.Куприн). 4. Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт (Л.Толстой). 5. Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца вам кажется что всё это случилось с вами и так оно при вас и останется: хорошее или плохое восторги печали и сожаления и какая была погода (Э. Хемингуэй).

Упражнение 4. Продолжите любое из трёх предложений так, чтобы получилось:

1) простое предложение с одним рядом однородных членов;

2) простое предложение с несколькими рядами однородных членов;

3) сложносочиненное предложение;

4) сложноподчиненное с однородным соподчинением;

5) сложное предложение с разными видами связи.

Образец : Бой начался внезапно и...

1)Бой начался внезапно и продолжался около часа.

2)Бой начался внезапно и оглушительно и продолжался около часа.

3)Бой начался внезапно, и отряд был вынужден вступить в схватку.

4)Связной доложил, что бой начался внезапно и что отряд был вынужден вступить в схватку.

5)Бой начался внезапно, и когда связной вспоминал об этом впоследствии, то всегда поражался тому, что чувство страха, которое, как он боялся, охватит его целиком, отступило перед необходимостью выполнять свою работу так, чтобы не подвести товарищей и не опозориться перед ними.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ для продолжения:

1. Мы вошли в дом и...

2. Снег уже почернел и...

3. Он услышал эту мелодию и …

В основе написания приставок ПРЕ- и ПРИ- лежит смысловой принцип. т. е. выбор той или иной приставки зависит от того, какое значение она привносит в слово.

Приставка ПРЕ- пишется в следующих случаях. Во-первых, когда она привносит в слово значение предельной степени действия, качества, превосходящего меру. Например, превосходный, превозносить, преувеличивать, прехорошенький, премило .

Во-вторых, приставка ПРЕ- будет писаться в тех случаях, когда она близка по значению к приставке ПЕРЕ-. Например, предание , сравните - «передать»; преграда , сравните - «перегородить», преступить черту , сравните - «переступить».

Приставка ПРИ- может иметь следующие значения. Во-первых, близости к чему-либо, смежности. Например, пришкольный, приморский, Приамурье .

Во-вторых, в значении неполноты действия, т. е. действия, которое совершается в неполном объеме или на какой-то ограниченный срок. Например, прилечь, присесть, прикрыть.

В-третьих, приставка ПРИ- может иметь значение присоединения, приближения. Например, пришить, привязать, примерзнуть .

В-четвертых, приставка ПРИ- может иметь значение доведения действия до логического конца, до итога, до завершения. Например, приучить, прикончить.

Приставка ПРИ- также может иметь значение сопутствующего действия: пританцовывать, присвистывать .

И наконец, приставка ПРИ- может обозначать действие, которое совершается в собственных интересах: принарядиться, прислушаться .

Необходимо различать написание близких по звучанию, но совершенно разных по значению слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Таких, например, как презирать труса и призирать в значении давать приют , притворить дверь и претворить мечту в жизнь . Пребывать в значении быть, находиться где-то и прибывать в значении приезжать . Преклонить голову или приклонить ветку к земле . Значение таких приставок и этих слов определяется по контексту, т. е. по тем словам, которые находятся рядом с ними. Сложность этого правила в том, что в современном русском языке есть достаточно много слов, в которых трудно или же невозможно вычленить приставку ПРЕ- и ПРИ-. Правописание таких слов нужно проверять по орфографическому словарю. В частности, к таким словам относятся устаревшие слова, использующиеся во фразеологизмах. Например, камень преткновения или устроить светопреставление .

Правописание заимствованных слов с приставками ПРЕ- и ПРИ- или слов, просто начинающихся с ПРЕ- и ПРИ-, также нужно проверять по орфографическому словарю. Например, президент, преамбула, препарат, примадонна и т. д.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Дополнительные упражнения ().
  2. Опорная таблица ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую - с приставкой ПРИ-, во вторую - с приставкой ПРЕ-.

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов, пр...дать друга, пр...мирить врагов, пр...бытие поезда, непр...менное условие, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.

Задание №2

Замените данные обороты словами с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

«Усердный, старательный», «находящийся возле школы», «приехать куда-нибудь», «устный рассказ, история, передающееся из поколения в поколение», «склонности, ставшие обычными, постоянными», «перестать что-либо делать», «немного открыть».



















Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Приставки делятся на три группы: неизменяемые изменяемые приставки (приставки на -з,-с; пре-, при- раз-(роз-); рас-(рос-)

Слайд 2

Неизменяемые приставки
Данные приставки всегда пишутся одинаково. Их необходимо запомнить. Взо-,вы-,до,-за,-изо,-на,-над-(надо-), о-, об-, от,пере-, по-, под-(подо-), пред-, про-, разо-, с-, су-, у- Запомнить: приставки З не бывает! В словах ЗДЕСЬ, ЗДРАВСТВУЙ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, НИ ЗГИ З в корне, а не в приставке.

Слайд 3

Приставки на з-с
С буквой З С буквой С
Перед гласными и звонкими согласными Безобразие Израсходовать Возглавить Раззадорить Низвергать Перед глухими согласными Истратить Воскликнуть Рассказать Ниспадать
! Расчет, расчесть. но рассчитать, рассчитывать
На стыке приставки и корня пишутся или два З, или два С, если корень начинается с З, С (беззвездный, бессмертный)

Слайд 4

А-О в приставках РАС-(РОС-), РАЗ-(РОЗ-)
Под ударением О Без ударения А
Роспись, розвальни ИСКЛЮЧЕНИЕ: РОЗЫСКНОЙ РАСПИСАТЬСЯ РАССКАЗАТЬ РАЗВАЛИТЬСЯ

Слайд 5

Бессистемное питание, безболезненная операция, бездарный писатель, безжалостное обращение, бесхарактерный человек, безвредное средство, бессвязный рассказ, бездоказательное утверждение, бесчисленное множество, бесстрашный воин, безжизненный взгляд, бесшовный рукав, бесследное исчезновение; произвести расчет, рассчитываться с кем-либо, бесформенная груда обломков, бесценный подарок, мировоззрение, сберечь силы, восхождение на гору, здешний, рассудить, расшевелить, беззлобный, рассориться.

Слайд 9

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание приставок.
1. пр...бывать в город- пр...бывать в неволе 2. пр...емниктрадиций –радиопр…емник, пр...данье старины глубокой – пр…дать форму шара, пр… дать свою мечту - пр...дать блеск поверхности 3. презирать негодяя - пр...зреть бездомных детей 4. пр...творить планы в жизнь - пр...творить дверь 5. камень пр...ткновения - пр...ткнуться в уголок 6. пр...ходящий момент - пр...ходящая няня 7. претерпеть лишения - пр...терпеться к боли 8. пр...дел мечтаний – пр...дел в храме 9. пр...подать урок - припадать к плечу 10.приклонить ветки -пр..клонить колени 11.пр...светлый образ-пр..скорбный факт 12. пр…емлемый вариант: - пр…емственность поколений

Слайд 10

Пр..бывать к месту работы пр...городный поезд пр...открывать дверь прекращение споров пр...сесть на скамью пр...ходящий успех пр...бывать в неволе пр...ходящая медсестра пр...лагать усилия пр...клоняться перед красотой пр...морский бульвар пр...ступить закон пр... ступить к занятям пр...близиться к заветной цели пр...езд в город привилегированное сословие пр...дать оттенок пр...зирать труса пр...творить мечты в реальность пр... глушенные голоса присутствовать на пр…мьере Пр…забавный случай пр…следовать врага Пр…следовать благородные цели седой пр…вратник Пр…бывать на охоте

1. Гласные буквы в приставках пишутся одинаково как под ударением, так и без ударения (за исключением приставки раз–роз-): п езд–по здка, пр воды – про вожть, н сыпь – на сыпть, з пись – за писть.

2. Приставка роз-(рос-) пишется только под ударением, когда слышитсяо; без ударения всегда пишется раз- (рас-): р з вальни – раз валть, р с сыпь – рас сыпть (исключение: роз ыскной – прилагательное от слова розыск).

3. У приставок, состоящих из одного согласного звука или оканчивающихся на согласный, может появляться на конце беглый гласный, который всегда обозначается буквойо: входить – во йти, сложить – со брать, надрыв – надо рвать; вздумать – взо йти, разбросать – разо брать, представить – предо ставить.

Упражнение 126. Объясните правописание двойных согласных. Выделите приставки и корни.

Оттепель, преддверие, ссохнуться, наддать, подделка, поделки. оттиск, оттенок, поддержка, подержанный, поддёвка, поддувало, подданный, поданный, ссадина, ссылка.

127. Объясните правописание з и с перед согласными в следующих словах, выделяя приставки и корни.

Сделать, разделать, растревожить, сдержать; издать, сдать, сдача, издание, здание, беззаботный, низвергать, ниспадать, снисходительный, низкий, низший; сжать, разжать, сшить, расшить; чересчур, чрезвычайно.

128. Спишите, выделяя приставки и корни.

Подорожник, подоконник, подоткнуть, подойник, подорвать, подопытный, подорожать, подойти, обрить, обрисовать, оборвать, обременить, обрезать, надрубить, подрубить, надрать, надорвать, полоскать, поласкать.

129. Спишите, ставя ударения и выделяя приставки.

Розвальни – развалить, розыгрыш – разыграть, розыски – разыскивать, роспись – расписание, роспуск – распустить (на лето), золотые россыпи–рассыпать, россказни–рассказать, ростепель.

139. Спишите, вставляя нужные буквы; объяснитеих правописание. Выделите приставки и корни.

1) «Извольте встать»,– повторил Дмитрий, бе...жалостно ра...качивая меня за плечо. (Л. Т.) 2) Савка бе...шумно ступал босыми ногами по рыхлой огородной земле. (Ч.) 3) Прощанье с приятелями ра...трогало Оленина, и ему стала в...поминаться вся последняя зима, проведённая в Москве. (Л. Т.) 4) И, ни...вергаясь сквозь туман, блестит и пенится река. (Л.) 5) И пастырь ни...ходит к весёлым долинам, где мчится Арагва в тенистых брегах. (П.) 6) Ни...кие бе…конечные камыши тянулись до самых гор. (Л. Т.) 7) В продолжение утра и середины дня Оленин весь был погружён в арифметические ра... четы. (Л. Т.) 8) К вечеру, напившись чаю, он ра...считывал, что до Ставрополя осталось семь одиннадцатых всей дороги. (Л. Т.) 9) Небо везде одинаково светло, одинаково бело, бе...цветно, однообразно. (Л . Т.) 10) С.. ..жатой полосы несётся тихая песня. (Ч.) 11) Слышится...держанный неясный шёпот ночи. (Т.) 12) Он встал и, раз...стлав шинель, лёг в тени...зади костра. (Л. Т.) 13) Высоко надо мной, тяжело и ре…ко ра…секая воздух крылами, пролетел осторожный ворон. (Т.) 14) Около двери ра...чищено и стоит лопата. (Л. Т.)

§112. Буквы ъ и ы после приставок.

I. Если приставка оканчивается на согласный, то перед буквамие , ё, я, ю пишется разделительный знакъ, показывающий, что между согласным и гласным звуком произноситсяj (или и ): съ ел (сjэл), объ ём, объ явлено, предъ юбилейный.

Примечания. 1. Буква ъ пишется в иноязычных словах типа адъютант, дизъюнкция (разъединение, разделение), инъекция, конъюнктура (стечение обстоятельств), объект, субъект и под., а также в слове изъян.

2. Перед буквами а, о, у, э буква ъ никогда не ставится: сагитировать, сориентироваться, суметь, сэкономить.

II. После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и произносится и пишетсяы: играть сы грать, разы грать, итог – поды тожить, искусство – безы скусственный, имя – безы мянный и безы мённый; игла – безы глый, идея – безы дейный, интересный – небезы нтересный.

Примечания. 1. В слове взимать (взять) произносится и пишется и .

2. Буква и не заменяется на письме буквой ы после приставок меж- и сверх- (меясинститутский, сверхизысканный) или в словах с нерусскими приставками (контригра).

Упражнение 131. Спишите следующие слова и объясните постановку букв ъ и ь (или отсутствие ъ после приставки), а также правописание ы или и после приставки.

Вьюжный, въезжать, обезьяна, изъявить, рьяный, побьём, объём, съёмка, необъятный, пьяный, бурьян, съёжился, объединение, вьётся, взъерошенный, сэкономить, сострить, суметь, субъект, объект, адъютант, сыграть, подытожить, безыдейный, безынициативный.

132. Спишите, вставляя нужные буквы.

1) Но здесь опять минувшее меня об...емлет живо. (П .) 2) И раз...ярённою тигрицей косматый Терек в глубине ревел. (Л .) 3) И все кругом об...яты были страхом. (П.) 4) Человек мой с в...ючными лошадьми от меня отстал. (П.) 5) Кто обез...ян видал, те знают, как жадно всё они перенимают. (Кр.) 6) Я от...щу секрет и ларчик вам открою. (Кр.) 7) На старости я с...знова живу, минувшее проходит предо мною. (П.) 8) Когда-нибудь монах трудолюбивый найдёт мой труд, усердный, без…мянный. (П .) 9) Я всё ещё не терял надежды с...скать дорогу домой. (Т.) 10) Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые – бе...умные потехи юных лет. (П.) 11) Далее, далее глубже в лес. Лес глохнет. Неиз...яснимая тишина западает в душу. (Т.) 12) Ямская вз... ерошенная тройка потащилась из улицы в улицу. (Л . Т.) 13) Дуня безмерно любила малютку всей простой, без…скусственной душой. (Герц.) 14) Владимир принялся р...яно за дела. (Герц.)

133. Установите, в каких классах начальной школы учащиеся знакомятся с употреблением разделительных ь и ъ и как формулируются в учебниках правила правописания этих букв.

§113. Правописание приставок пре- и при-.

Чтобы не ошибиться в правописании приставокпре- и при-, надо пониматьих значение.

Приставка при- бывает глагольной и именной.

Глагольная приставкапри- указывает: 1) на сближение, соединение, добавление: при бежать, при ехать, при быть, при ставить, при лепить, при вязать, при колотить, при строить, при купить и пр.; 2) на постепенное доведение действия до конца: при учить, при охотить; 3) на неполноту действия: при открыть, при сесть, при встать.

Именная приставкапри- образует прилагательные или существительные чаще всего со значением «расположенный вблизи чего-нибудь», например: при брежный, при морский, при озёрный, При морье, при город, При балтика, а иногда и с другими значениями: при волье, при страстие, при скорбный.

Приставка пре - по происхождению старославянская; ей соответствует исконно русская приставка пере - (с полногласием): пре вратить – пере ворот, пре рвать – пере рвать и пр.

Приглагольная приставка пре- указывает: 1) на высшую степень действия, на превышение (близка к словам «чрезмерно», «в высшей степени»): пре увеличить, пре сытиться, пре успевать, пре взойти. пре высить (с тем же значением она сохраняется в отглагольных существительных: пре увеличение, пре сыщение, пре вышение и пр.); 2) напоминает по значению приставку пере- : пре градить (пере городить), пре ломиться (пере ломиться), пре рвать (пере рвать), пре ступить (пере ступить).

Именная приставка пре- имеет значение «очень», «весьма» и служит для образования прилагательных со значением высокой степени признака: пре мудрый, пре богатый, пре спокойный, пре странный и пр.

Следует заметить правописание следующих слов с приставкой пре- : пребывать (находиться где-нибудь) в отличие от при бывать (приходить или приезжать к месту назначения), пре взойти, пре возмочь, пре восходный, пре вратный (изменчивый, неверный), пре дать (изменнически выдать кого-нибудь) в отличие от при дать (дать сверх чего-нибудь, усилить или облечь в какую-нибудь форму), пре емник (тот, кто получает должность после кого-нибудь) в отличие от при ёмник (например, трёхламповый приёмник), пре клониться (оказать почтение, уважение) в отличие от при клониться (низко нагнуться к чему-нибудь), пре следовать, пре небрегать, пре зирать (считать недостойным) в отличие от при зирать (давать кому-нибудь приют и пропитание).

Примечание. Заметьте правописание слов президиум, президент, препарат, прерогатива (исключительное право, преимущество), претензия (притязание, домогательство, иск), претендент (заявляющий претензию, домогающийся), прецедент (случай, послуживший примером или оправданием для последующих случаев того же рода). По происхождению все эти слова латинские; в латинском языке есть приставка пре - (ргае – «пред»).

В слове привилегия (исключительное право) нет никакой приставки (лат. pri-vis – особенный, частный, исключительный; лат. lex – leg-is закон, право).

Упражнение 134 . Составьте и напишите предложения со следующими словами (формы слов можно менять):

Приёмник (трёхламповый), преемник (Ивана Грозного); придавать (вид, силы), предавать (кого-нибудь); презирать (труса), призирать (бедных, сироту); преклоняться (в знак уважения), приклониться (низко нагнуться); прибытие (поезда), пребывание (в столице); преследовать (врага); беспристрастный.

Упражнение 135. Спишите, вставляя пропущенные буквы (в случае затруднения справьтесь в словаре).

1) Всё это ежедневное, непр…рывное горе развило в Тихоне робость неиз...яснимую. (Т.) 2) Артиллеристы, как и всегда, вели себя пр...восходно. (Л . Т.) 3) Вольные ялики пр...наливают и отчаливают от пристани. (Л . Т.) 4) Ямщик пр...ободрился и стал ра...говаривать. (Л . Т.) 5) Я целые часы смотрю, смотрю и пр...слушиваюсь: то песня раздаётся вдали, то стук цепов, то лай собак и скрип телег... (Герц.) 6) Мадам говорила беспр…рывно, и Глафира Львовна засыпала под её бе...конечные рассказы. (Герц.) 7) Туман, пр…вратившийся в мелкую сырую мглу, мочил землю и солдатские шинели. Горизонт суживался, и вся окрес...ность пр...нимала мрачные тени. (Л . Т.) 8) Мы снова пустились плыть по беспр...дельному морю снега. (Л. Т.) 9) На лице его ост...валось одно пр...обладающее выражение испуга и торопливости. (Л . Т.) 10) Завидит старик из окна, что дворня...ка пр...следует курицу, тотчас примет строгие меры против бе...порядков. (Гонч.) 11) Голос Ванюши и чувство пр…ращённого движения нарушают здоровый, молодой сон. (Л . Т.) 12) Подходя к месту секрета, Лукашка пр...остановился и слегка свистнул. (Л. Т.) 13) Кажется, что эти люди могли бы пр...спокойно прожить до скончания века, не встречаясь. (Герц.) 14) Пр…бывание казака в станице есть исключение из правила. (Л. Т.) 15) Но вдруг перед Илюшей во...стали все толки и пр...дания об этом овраге; его об...ял ужас, и он ни жив ни мёртв мчится назад. (Гонч.) 16) За сто сажен было п…рвое препятствие – запруженная река в три аршина шириной. (Л . Т.)

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Понятие о сложных словах.

Сложными называются слова, которые создались в результате соединения нескольких основ или целых слов в одно слово. Различаются два вида образования сложных слов: 1) с соединительными гласнымио ие: вод(о )воз, пул(е )мёт и 2) без соединительных гласных: азот / содержащий, трёх / метровый.

В некоторых случаях ко второй основе добавляются суффиксы, например: миноносец, канатоходец.

Сложные слова имеют одно ударение: землеко п, письмоно сец; но иногда в ослабленном виде бывает и второе ударение: светло-кра сный (на слоге свет- – слабое ударение, на слоге крас- сильное). Основы, которые получаются в сложных словах, называются сложными.

Сложная основа может использоваться для производства родственных слов: пароход пароход/ик, пароход / ство; генерал-майор – генерал-майорский. Она сама может стать производящей основой для другой сложной основы: паровоз паровоз (о) ремонтный. Слова типа генерал-майорский, пароходик, пароходство, хотя и содержат сложную основу, образовались не сложением основ, а суффиксальным способом от сложных слов (см. § 98).

1. Конечные гласные в приставках за-, до-, на-, пере-, по - и др., конечные согласные в приставках над-, об-, от-, перед-, под -, а также приставка в - пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т. е. не изменяются на письме, хотя произносятся по-разному (в растать [в] – в ходить [ф]; обскакать [ап] – обжиг [об]; от ряхнуть [ат] – от дан [од]).

2. Приставка с- пишется по морфологическому принципу (с легка [с], с двинул [з], с шить [ш]).

3. Приставки на -з/-с (без-/бес- , воз-/вос -, вз-/вс -, из-/ис-, низ-/нис- , раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/черес-) пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная – з или с – зависит от произношения (ис следовать – из ливать, без молвный – бес славный, вос претить – воз разить ). 3апомните: без вкусный, без вкусица .

Примечание. В словах близ сидящий. близ стоящий, низ кий, низ ший пишется з , так как близ и низ являются корнями.

Исторический комментарий. Приставки «з -» в русском языке нет. В словах здесь, здание, здоровье, ни зги и однокоренных исторически звук [з] восходит к [с]; ср.: др. рус. сьдесл, где съ – местоимение сей, съдоровый с корнем доров - – дерево, дуб (т. е. «крепкий, как дуб»); стьга дорога (ср стёжки-дорожки ). Слово здание имеет исконное з (ст. сл зъдати – строить; ср. созидать , где зьдъ – глина). В современном русском языке звук [з] в указанных словах входит в корень.

4. Гласный о в приставке роз-/рос- пишется только под ударением (ро спись, ро спуск, ро ссыпь, ро звальни ро зыгрыш). В безударном положении в этой приставке пишется а а списывать, ра спускать, ра ссыпать ра зваливаться, ра зыграть). Запомните: ро зыскной (от ро зыск).

5. Правописание гласных в приставках про- и пра- зависит от значения, которое вносит приставка в слово. Приставка про- многозначна и встречается часто (про верен, про делки, про кормить). Приставка пра- употребляется редко, она указывает на давность древность, старшинство (пра славянский, пра язык пра дедушка, пращур).

Упражнение. В данных словах выделите приставки.

Архибыстро, допетровская (эпоха), контрудар, межъядерный, наивысший, ниспосланный (свыше), обесславить, отцедить, перерасход, пообсохнуть, преддипломный, ссадить, суглинистый, ультрамодный, чересполосица.

Упражнение. (Выборочный диктант.) Вставьте пропущенные буквы. Распределите данные слова в две колонки: с приставками на и с приставками на .

Бе..апелляционный, бе..боязненный, во..вращение, во..палённый, во..награждённый, во..произвести во..становленный, и..бороздить, и..бранник, и..вержение, и..коверканный, и..поведь, и..речение, и..тязать, ни..ходить, ни..провержение.

Задание 11. Павлов Антон.

2. ПРИСТАВКИ пре - и при -

Употребление приставок пре - и при - зависит от значения, которое они вносят в слово.

1. Приставка при - имеет значения:

1) доведение действия до конца, его результативность (при бить, при нести, при шить);

2) неполнота действия (при творить, при встать);

3) приближение, присоединение (при ближённый, при йти, при мкнуть);

4) нахождение вблизи чего-л. (при город, при Иртышье);

5) значение, близкое к приставке до - (иначе – действие в своих целях, интересах) (при рабатывать, при прятать, при кармливать).

2. Приставка пре - имеет значения:

1) высшая степень проявления качества или действия (пре милый, пре высокий, пре успеть);

2) значение, близкое к приставке пере - (пре градить, пре ломление, пре рванный).

3. Следует запомнить написание близких по звучанию, но разных по значению и написанию слов

пре бывать (находиться где-л.) – при бывать (при езжать);

пре дать (изменить) – при дать (добавить);

пре дел (конец) – при дел (часть храма);

пре зирать (не уважать) – при зирать (при сматривать), пре зрение – при зрение;

пре творить (воплотить) – при творить (закрыть);

пре ходящий (временный, неценный) – при ходящий (идущий, бывающий периодически);

пре клонить (полностью склониться, наклонить) – при клонить (наклониться слегка);

пре ступить (нарушить) – при ступить (начать) и др.

4. В ряде случаев значение приставок пре - и при - определить затруднительно. Запомните эти слова: присягать , приспешник , притворяться , прелестный , пресловутый , пресмыкаться и т. п.

5. Написание заимствованных слов с начальными пре - и при - устанавливается по орфографическому словарю (претензия, претендент, престиж, президент, приватный, привилегия, принципиальный, приоритет и др.).

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значения слов с пре - и при :

Пр..бывать в неведении – пр..бывать по расписанию; старинное пр..дание – пр..дание силы; пр..емник традиций – пр..ёмник «Турист»; пр..зрение к смерти – пр..зрение сироты – пр..зор; пр..ходящий медработник; пр..клонить ветви – пр..клонить колени; пр..падать к земле – пр..подать урок.

Упражнение. Прочитайте. Выделите слова с приставкой при -:

В каких из данных слов приставка отсутствует?

Прибегнуть, приведение (фактов), приветливый, привидение (в замке), привилегированный, привлекательный, пригоршня, приз, прикус, прилив, примитивизм, присловье, пристань, притча, приятный.

Задание 12. Сивкова Эльвира.