Навыки работы с информацией в начальной школе. Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования информационной компетентности школьника. Логика построения урока

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

ФГОС общего образования определяет следующие цели обучения иностранному языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. 2. Развитие личности учащихся. 3. Формирование и развитие УУД.

Формированию УУД могут способствовать задания творческого характера, например:

1. Отгадывание кроссворда.

2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

3. «Нарисуй картинку и составь ее описание». Например, при изучении отдельных тем.

4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение».

5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

6. Придумайте загадку для своих друзей.

7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту» и т. д.

Предмет «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует: общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи; формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Изучение ИЯ способствует развитию смыслового чтения; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Формированию УУД способствуют: реализация деятельностного подхода; развитие умений учебной деятельности через: проектные работы, баланс индивидуальной, парной и групповой работы на уроке, анализ информации, наличие заданий базовой и повышенной сложности и т. д.; развитие умений работать в коллективе и организовывать свою работу на всех этапах обучения; широкие возможности контроля и самоконтроля; задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников; диалоги этикетного характера; обсуждения ситуаций, требующих морального выбора; развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих; сопоставление положительных особенностей российской культуры и культуры стран изучаемого языка; развитие умений достойно представить свою страну и малую родину на иностранном языке, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям, особенностям мировоззрения различных народов.

Таким образом, формирование УУД учащихся представляет собой несомненный интерес как в общетеоретическом, так и практическом аспекте.

Формирование УУД на разных этапах урока иностранного языка.

Очень важно для учителя продумать формирование УУД на каждом этапе урока.

На первом этапе урока мотивационно-вступительная часть формируются следующие УУД:

Личностные:

формирование интереса (мотивации) к учению, умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Коммуникативные: у частвовать в диалоге; слушать и понимать других.

На втором этапе урока операционно - познавательная часть формируются следующие УУД:

Личностные : ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «настоящий друг», доброжелательное отношение к другим участникам учебной и игровой деятельности на основе этических норм; ценностное отношение к своему здоровью.

Познавательные :

отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать простые вопросы, находить нужную информацию в учебнике; наблюдать и делать простые выводы; развивать языковые способности к догадке (на основе иллюстративной наглядности);

Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные:

соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

На третьем этапе урока рефлексивно - оценочный формируются следующие УУД:

Личностные:

освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельность

Регулятивные: оценка своей работы по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; определять материал для повторения дома.

Таблица 1

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Предлагаю разработку урока английского языка в 5 классе.

Таблица 2

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе

Урок №15

Урок №16

Способности. Развитие умений употреблять модальные глаголы

Пишем электронные письма. Развитие умений письменной речи

Оборудование

  1. К.М.Баранова, Д.Дули, В.В. Копылова, Р.П. Мильруд, В.Эванс УМК «Звездный английский - 5» / “Starlight 5”, М, Просвещение, 2011
  2. Компакт-диск с аудиозаписями к УМК «Звездный английский - 5»
  3. Раздаточный материал

Цели урока

  1. Закрепление лексики по теме «Способности»
  2. Развитие умений употреблять модальные глаголы can/ can’t в (+), (-), (?) предложениях
  3. Развитие умений писать электронные письма

Планируемые результаты

Предметные

Формировать языковые навыки (фонетические, орфографические, лексические) в рамках темы «Способности»

Совершенствовать навыки говорения,

Развивать умения писать электронные письма

Личностные

Развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, осознавать степень своего усвоения материала

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация

Метапредметные

Научиться самостоятельно определять цели своего обучения

Научиться соотносить свои действия с планируемыми результатами

Научиться организовывать учебное сотрудничество

Универсальные учебные действия

Познавательные

Овладеть способностью определять, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Уметь выделять информацию из картинки и её структурирование.

Регулятивные

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Осознать уровень собственных достижений, качество знаний

Уметь использовать связные высказывания на определенную тему.

Коммуникативные

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Учиться правильному ведению диалога, учиться слушать других

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Инициативное сотрудничество в сборе информации.

Таблица 3

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

1м-м

1.Организа-

ционный этап

1.Настраивает учеников на работу; вводит в атмосферу иноязычной речи

2.Предлагает проблемные задания для оглашения темы

1.Определяют тему урока

2.Предлагают, что можно сделать на уроке для закрепления темы

Регулятивные УУД:

Определять цели и задачи урока;

Участвовать в коллективном обсуждении темы

Познавательные УУД:

Уметь строить логическое высказывание, используя личный опыт

Личностные УУД:

Проявлять интерес к содержанию

Уметь высказать свою точку зрения

2.Учебно-познавательная

деятельность

2 м-м

1.Предлагает проверить д/з: SB У.3 с.17, правило сравн.степ. прилаг.

2. Предлагает работу по цепочке, выполняя SB у.7,8 с17, WB у.2,3 с 8

3. Работа в группах

Предлагает составить рассказ о о своих одноклассниках

4.Предлагает повторить лексику по теме «Способности» (CD)

5.Предлагает прослушать Paul, используя аудиозапись, и ответить на вопросы

2. Предлагает самостоятельно поработать с грамм. справочником и найти информ. о вопросит. словах Gr 2, SB у.3 с18

3. Письмо. Предлагает вставить вопросит. слова SB у.3 с18

4. Предлагает изучить интонацию в вопросах SB у.4 с18

5.Предлагает физкультурную паузу для снятия напряжения

1.Повторяют правило сравн.степ. прилаг. SB У.3 с.17

2.работают по цепочке, выполняя SB у.7,8 с17, WB у.2,3 с 8

3. Работа в группах

Сравнивают своих одноклассников по образцу

4.Повторяют лексику по теме, слушая и повторяя аудиозапись

5.Прослушивают аудиозапись и отвечают на вопросы

1. читают таблицу

SB у.2 с18 и составляют мини-диалоги в парах

2. самостоятельно читают информацию и делают вывод, как нужно задавать вопросы

3. Письмо.

Вставляют вопросит. слова SB у.3 с18

4.Читают правило, слушают, повторяют аудиозапись SB у.4 с18

5. Выполняют физ.упр.

Предметные УУД:

Уметь сравнивать предметы, людей

Использовать модальные гл. can / can’t

Личностные УУД :

Осмысливать, что они умеют делать

Осознавать свою роль в группе

Осознавать степень своего усвоения материала

Регулятивные УУД :

Познавательные УУД:

Работать с текстом, выделяя информацию по заданию

Коммуникативные УУД :

Слушать другое мнение и озвучивать свое

Работать в группе и в парах

3 м-м

3.Интеллектуально

преобразовательная

деятельность

1. Предлагает посм. на карточку, выяснить, что пропущено, послушать диалог и заполнить SB у.5 с18

4. Работа в парах.

Предлагает составить диалоги

SB у.4 с19, у5 с 19

1.Изучают карточку,

выясняют, что пропущено, слушают диалог и заполняют SB у5 с18

2. читают теорию о написании электрон. письма SB у.1 с19

3. читают электрон. письмо SB у.2 с19

4. Работают в парах.

составляют диалоги

SB у.4 с19, у5 с 19

Предметные УУД:

Уметь употреблять изученную лексику в известных ситуациях

Совершенствовать навыки устной речи

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

Развивать творческое воображение

Выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД :

Контролировать и корректировать выполненное задание

Познавательные УУД :

Принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности

Коммуникативные УУД:

Слушать другое мнение и предъявлять свое

4.Контроль и

оценка результатов

деятельности

Рефлексия

1.Предлагает и объясняет домашнее задание:

VB 6 упр.14 рассказать о любимом виде спорта, Написать email новому другу по переписке SB у.6 с19

2. Предлагает обсудить итоги урока:

Достигли ли мы цели?

Достаточно ли попрактиковались?

Что было легко?

Что было трудно?

Что понравилось?

Что не понравилось?

1. Получают домашнее задание, выясняют детали при необходимости

2. Анализируют результаты урока, отвечая на вопросы

3. Самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке

Личностные УУД :

Анализировать личные достижения по теме

Осуществлять самоконтроль и оценку

Регулятивные УУД:

Соотносить полученный результат с планируемым

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начлаьной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение. 2011. - с. 27-32.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. /; под ред. А. Г Асмолова. -М.: Просвещение. 2010
  3. Иплина В.И., Панфилова В.М. Формирование универсальных учебных действий при обучении иностранным языкам. // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-2.

Приёмы технологии развития критического мышления как средство формирования и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроке иностранного языка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (далее УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В связи с этим в педагогике развертываются исследования по поиску наиболее подходящих для решения поставленных задач технологий.
В этом контексте технология развития критического мышления представляется весьма актуальной, особенно в период адаптации ФГОС, поскольку цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
В основе технологии развития критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи и Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Несомненная важность этих работ состоит в том, что, технология развития критического мышления помогает ученику овладеть приёмами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой работы, умением аргументировано вести дискуссию.
Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, знаково-символические, а также постановку и решение проблемы.
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям заключается в ориентировании на развитие ученика, использование современных методических приемов, развивающих интеллектуальные, коммуникативные и познавательные умения учащихся.
В целях развития познавательных учебных действий на уроке мною применяются следующие приёмы технологии развития критического мышления:
«Кластер»;
«Верные-неверные утверждения»;
«Синквейн»;
«Эссе»;
«Зигзаг»;
«Инсерт»;
«Чтение с остановками»;
«Знали-хотим знать-узнали»;
«Толстые и тонкие вопросы».
«Кластеры» - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Таблица «тонких и толстых вопросов» - может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Знали – Хотим узнать – Узнали» - таблица поможет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их
«Инсерт» - во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:
«v» - уже знал «-» - думал по-другому
«+» - новое для меня «?» - не понял, есть вопросы
«Зигзаг» - ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим.
В ходе рассмотрения вопроса систематизации приемов технологии критического мышления по формированию определенных универсальных учебных действий можно сказать, что логические универсальные действия наиболее успешно формируются при помощи таких приёмов как «Кластер», «Верные - неверные утверждения», «Синквейн», «Эссе», «Зигзаг»; общеучебные универсальные действия – при помощи таких приёмов как «Инсерт», «Чтение с остановками»; постановка и решение проблемы - при помощи приёмов «Знали – Хотим узнать – Узнали», «Толстые и тонкие вопросы»; Знаково-символические – при помощи «Кластеров».
Конечно, на уроках английского языка мною используются и другие приемы технологии развития критического мышления, такие как «Как вы думаете?», «Мозговой штурм», «Дерево предсказаний», «Оживи картину», игра «Да-нетка», «Круги по воде».
Вместе с тем следует подчеркнуть, что каждый прием данной технологии многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.
Хотелось бы также отметить, что приемы технологии развития критического мышления можно применять для формирования и развития сразу нескольких видов УУД. Например, такой прием как «Инсерт». Данный прием способствует формированию личностных УУД (смыслообразование), регулятивных (постановка цели, контроль, самооценка), познавательных общеучебных УУД.
Однако, на мой взгляд данная технология в большой степени способствует формированию познавательных УУД, поскольку нацелена на формирование умений находить и извлекать информацию, находить решение проблемы.
В ходе изучения и применения методов и приёмов технологии развития критического мышления на уроках английского языка были выделены наиболее подходящие для каждой фазы урока.
I. Стадия вызова - «Кластер», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос», «Мозговой штурм».
II. Стадия осмысления - «Зигзаг», «Инсерт» или «Чтение с пометками», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Чтение с остановками», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», метод «Думательных шляп», «Кластер» «Двухчастный дневник». Главными задачами второй фазы – фазы осмысления – является активное получение новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Главная задача в процессе реализации стадии осмысления, состоит в поддержании активности учащихся и их интереса.
III. Стадия рефлексии - «Синквейн», «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Стадия рефлексии – это стадия размышления. Она необходима для анализа учащимися своего процесса учения. Ученик активно переосмысливает собственные представления с учётом вновь приобретённых знаний. На данной стадии крайне важен живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её.
Из сказанного выше становится очевидным, что технология развития критического мышления обеспечивает:
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
В итоге хотелось бы подчеркнуть, что практически все приёмы технологии развития критического мышления являются основой для формирования познавательных универсальных учебных действий. Проведенная диагностика использования приемов развития критического мышления на уроках показала положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изучаемой теме.

Список используемой литературы:
1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.
2. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий: учебно – методическое пособие. – СПб: СПб АППО, 2013. – 56с. – (Постдипломное образование педагога).
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / Учеб. – метод. Пособие. – СПб: КАРО, 2009.-144с. – (Серия «уроки для педагогов»).

МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»

Формирования УУД на уроках английского языка

учитель английского языка

Оренбургская область

«Великая цель образования – это не знания, а действия».

Герберт Спенсер

Руководствуясь новыми государственными документами, в качестве важнейшей задачи развиваемой концепции иноязычного образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), т.е. умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования каждому учите­лю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающи­мися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога стано­вится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

учебные мотивы,

учебную цель,

учебную задачу и

учебные действия

Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:-

-личностные УУД

-познавательные УУД

-регулятивные УУД

-коммуникативные УУД

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

На уроках английского языка учащиеся начинают осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Личностные УУД

    Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…

Регулятивные УУД обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучения необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся.

Действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

    Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

    прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

    оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование регулятивных действий - действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат:

- Зачем?

- В какой последовательности?

- Где необходимо?

- Правильно ли?

- Как исправить?

- Вот так хорошо, правильно!

- Сосредоточился и еще раз!

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

Обще учебные

Логические

Действия постановки и решения проблем

Обще учебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов;

Синтез - составление целого из частей;

Выбор оснований и критериев для сравнения;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

На начальном этапе логические УУД ещё не сформированы, но тем не менее на уроке английского языка необходимо развивать у ребёнка логическое мышление используя опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал и др.).

Анализировать учащихся можно научить при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике

Вставить недостающие слова; - вставить недостающие буквы,

Завершить предложение; -заполнить таблицу,

Догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д..

Постановка и решение проблем это:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Примером послужит проектная деятельность школьников.

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений, у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).

Познавательные УУД

Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…

Какую информацию мне надо использовать, чтобы…

Что из прочитанного, услышанного я использую для…

Какие слова и выражения я использую для…

Почему я пишу, говорю это слово, предложение?

Что я пытаюсь доказать?

Коммуникативные УУД способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Виды коммуникативных действий:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

    умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные УУД:

Я думаю, что…

Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…

Не могли бы вы помочь…

Извините, где, что, когда…

У выпускника основной школы будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык»:

    формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

    осознание возможностей самореализации средствами ИЯ;

    стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

    формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.

регулятивные:

    самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные:

    использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;

    пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,

    строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

    осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;

    выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;

    осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

    решать проблемы творческого и поискового характера;

    самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;

    контролировать и оценивать результаты своей деятельности;

коммуникативные:

    готовность и способность осуществлять межкультурное общение на АЯ:

Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;

Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами АЯ;

Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

Уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;

Уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

Уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

Уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

Уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Условия, обеспечивающие формирование УУД в образовательном процессе.

Учитель знает:

    важность формирования универсальных учебных действий школьников;

    сущность и виды универсальных умений;

    педагогические приемы и способы их формирования.

Учитель умеет:

    использовать диагностический инструментарий

Таким образом, основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Учитель чётко должен знать: чему учить, как учить и ради чего учить.

Список литературы

    Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- на-Дону.: Изд-во Рост. ун-та, 2003

    Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека М.: Смысл, 2007

    Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.

    Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2008

    Выготский Л.С. Мышление и речь Собр. соч. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982

    УМК под ред. М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием». Титул, 2011г