Технологии виртуальной и дополненной реальности. Как зарабатывать на дополненной и виртуальной реальности. Из чего складывается стоимость разработки дополненной и виртуальной реальности и какие этапы работы

Учитывая бурный рост интереса к виртуальным развлечениям в последние годы, появилось множество названий для разных типов погружения в интерактивный мир. Виртуальная реальность, дополненная реальность, смешанная реальность и расширенная реальность.

Технология настолько нова, что у большинства людей возникает неразбериха между этими видами.

Возможное появление iPhone 8 с функцией дополненной реальности и кучи других аксессуаров просто требует разъяснительного материала.

Виртуальная реальность

Наиболее популярный вид на данный момент. Главной целью VR является перенос пользователя из реального мира в абсолютно новый. VR — это набор способов для передвижения и взаимодействия в виртуальном мире. Всего существует 6 “степеней свободы” в трёхмерном мире. Они делятся на две категории:

Поворотные движения. Это рыскание, наклон и вращение. Такие движения фиксируются датчиками на голове и передаются для обработки и изменения виртуального состояния. Их можно найти в Google Daydream и Samsung Gear VR.

Движения трансформации. Для передвижения по иному миру нужны лишь команды Вверх/Вниз, Влево/Вправо, Вперёд/Назад. Обычно такие движения фиксируются внешней камерой — например, Oculus Rift Camera или системой HTC Vive Lighthouse.

Всё это означает то, что Samsung Gear VR и Google Daydream имеют всего 3 степени свободы — вы можете поворачивать голову, чтобы осмотреться, но шлем не воспримет наклон головы либо сгиб коленей. Oculus Rift и HTC Vive всё это понимают и имеют 6 степеней, что позволяет естественно взаимодействовать с виртуальным миром.

6 степеней свободы нужны для полного погружения в VR, что невозможно сделать, если вы не можете естественно двигаться и в другом мире. Многим хватает и 3 для наслаждения роликами 360 градусов в Facebook и YouTube, но разве VR создан для того, чтобы смотреть концерт, просто сидя на стуле?

Однако мобильный VR сейчас более доступный. Вам не нужно дополнительное оборудование — лишь смартфон и шлем. Но если сравнить их лоб-в-лоб, разница будет огромной.

Дополненная реальность

Эта штука намного проще. Кто-то для описания использует аббревиатуру AR (Augmented Reality), кто-то называет её “смешанной реальностью” (Mixed Reality). Википедия говорит, что это “воспринимаемая смешанная реальность, создаваемая с использованием «дополненных» реальностей”. В общем, прочитаешь и испугаешься. Дополненная реальность — это добавление звука, видео и элементов в реальный мир с помощью компьютерных вычислений, которые происходят в режиме реального времени.

AR, в отличие от VR, не отстраняет вас от реального мира, а добавляет данные прямо в него. Что-то подобное можно наблюдать в Pokémon Go или фильтрах Snapchat. Собачьи уши на вашей голове — это не трюки камеры, а первый шаг к дополненной реальности.

Будущее AR может и будет включать в себя нечто большее, чем эти уши. Например, тренировки для инженеров и астронавтов NASA. AR преобразит и повседневную жизнь. Идёте на встречу с человеком впервые? По пути посмотрите его профиль в интернете и узнайте больше. Путешествуете в новом городе? Тут же найдите о нём информацию. Потенциал неограничен. На основе дополненной реальности можно создать отдельные социальные сети: идёшь по улице в очках AR и видишь над людьми никнеймы и статусы. Подрезал кто-то на автомобиле, а ты такой статус вешаешь “КОЗЛИНА” и он это увидит, если конечно тоже будет в очках AR.

Хотя дополненная реальность и менее популярна, чем виртуальная, мы видим, что крупные компании делают упор именно на неё. Microsoft пока лидирует, но и Apple уже запатентовала свою технологию. VR больше направлен на развлечения, а AR имеет полезные функции для облегчения повседневной жизни и гораздо больший потенциал.

Поскольку прогресс не стоит на месте, мы вполне можем увидеть ещё больше “реальностей”. Например, полностью перенесенный в виртуальность реальный мир. Но это уже совсем другая история.

Дополненная и виртуальная реальность сегодня — это лучшие посредники между информацией о товаре/услуге и потребителем. Но важно понимать, в чем разница между этим технологиями и какое воздействие они имеют на людей, чтобы получить ожидаемый маркетинговый отклик.

Удивлять, вызывать бурю эмоций, заинтересовывать с первой же секунды взаимодействия, восхищать, погружать в новые миры и пространства — вот тренд маркетинга 21 века. Наша реальность давно никого не удивляет. Поэтому ее необходимо трансформировать. Как? При помощи дополненной и виртуальной реальности.

Мы предлагаем самые последние разработки в сфере высоких технологий, создаем дополненную, виртуальную, смешанную реальность, потому что мы знаем, что только WOW-фактор полностью погружает человека в новую информацию. Наша задача при работе над проектами- оставить сильнейшее эмоциональное впечатление и сформировать устойчивую лояльность к бренду нашего Заказчика.

Ключевая особенность «Дизайн Досье» — расширять возможности интерактивного маркетинга, дополнять существующие интерактивные технологии инновационными возможностями. Создавая жизнь в виртуальном мире или мир дополненной реальности, специалисты «Дизайн Досье» в первую очередь отталкиваются от маркетинговых целей и задач Заказчика, выбирая максимально эффективное решение.

Дополненная реальность на стенде Правительства Москвы на промышленной выставке Hannover Messe 2016

Что такое augmented reality (AR) и чем отличается дополненная реальность от виртуальной реальности (VR)?

Дополненная реальность (augmented reality, AR,«расширенная реальность», «улучшенная реальность») – это технология добавления, внедрения в реальную жизнь, в трехмерное поле восприятия человека виртуальной информации, которая воспринимается как элементы реальной жизни. То есть, представьте, вы наводите планшет на плоский рисунок, и видите, что картинка — оживает в буквальном смысле слова. То есть ваша реальность дополняется виртуальными образами. Это и есть дополненная реальность.

Дополненная реальность (augmented reality) и виртуальная реальность (virtual reality)- не одно и то же. Это — разные технологии производства, и эффект от применения AR и VR — различны.

Процесс работы над созданием дополненной реальности. Детские книжки и журналы

Дополненная реальность — это когда в обычную жизнь в режиме реального времени помещаются объекты при помощи специального программного обеспечения. При качественном контенте у человека стирается грань между реальностью и искусственно создаваемом миром. В виртуальной реальности человек четко разграничивает границы искусственного мира и реального. Человек абстрагируется от реального мира в момент взаимодействия с виртуальным.

Виртуальная реальность (искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности, virtual reality , VR, 3d virtual reality) — искусственно созданный мир, в который погружается человек. Однако, попадая в виртуальный мир, вы понимаете, что находитесь в искусственно созданном пространстве, то есть вы в состоянии отделить реальность от виртуальности.

Согласно аналитическим прогнозам, мировой рынок дополненной реальности вырастет до $5 155,92 миллиона к 2016 году. Что касается виртуальной реальности, то, по данным BI Intelligence, общее число поставок VR-систем с 2015 по 2020 годы будет расти на 99% ежегодно. К 2020 году объем рынка VR составит $2,8 млрд. Спрос на контент для VR-систем вырастет вместе с игровой индустрией. Виртуальная реальность будет важной платформой для стриминга и электронной коммерции.

Виртуальный тур по Цифровому Деловому пространству (ЦДП), 2017

Дополненная и виртуальная реальность на заказ

Работа над созданием дополненной и виртуальной реальности требует серьезных профессиональных навыков, опыта и наличия высокотехнологичных ресурсов и оборудования. Мы активно занимаемся продвижением на отечественном рынке технологий виртуальной и дополненной реальностей, поэтому имеем опытных специалистов и все необходимое техническое оснащение.

Мы решаем задачи любой сложности, выполняем проекты «под ключ»: разработка концепции, написание сценариев, создание контента, техническая подготовка и реализация проекта на местах проведения. Проекты по созданию дополненной реальности мы разрабатываем как для использования с очками дополненной реальности, так и под IPhone, IPad, другие гаджеты с функциями AR дополненной реальности.

Контент для создания виртуального мира мы разрабатываем под очки виртуальной реальности VR.

Если вы не уверены и четко не знаете, какая технология — 3d Virtual reality (VR) или ar дополненная реальность (AR) — лучше всего подходит вам для реализации маркетинговых задач и бизнес-целей, мы совместно с вами, на основе технического задания, проанализируем ситуацию и предложим вам стратегически оптимальный вариант решения и возьмем всю реализацию на себя.

Виртуальный тур 360 градусов по экспозиции «12 веков рыболовства» 2018

Из чего складывается стоимость разработки дополненной и виртуальной реальности и какие этапы работы?

Стоимость реализации каждого проекта рассчитывается индивидуально на основе предоставляемого Заказчиком или разрабатываемого совместно технического задания или брифа.

При формировании стоимости проекта учитываются такие факторы, как:

  • Стоимость разработки программного обеспечения.
  • Стоимость разработки дизайна (отрисовка 3д-моделей, интерфейсов, анимация и пр.) зависит от сложности сценария, качества прорисовки персонажей, особенностей графики.
  • Стоимость аренды оборудования для дополненной или виртуальной реальности (исходя из количества смен).
  • Стоимость работы технического персонала на площадке.

Дополненная реальность «Фестивали Москвы», «Золотая осень», 2016

Этапы работы над проектом по созданию VR, AR

  1. Техническое задание
  2. Концепция и проработка сценария
  3. Создание прототипов низкой и высокой детализации
  4. Дизайн приложения и подготовка 3D-моделей
  5. Программирование
  6. Создание опорной точки (метки)
  7. Тестирование
  8. Доработка
  9. Запуск проекта

Использование технологии дополненной реальности и разработка виртуальной реальности для достижения бизнес-целей — самый эффективный и перспективный инструмент современного маркетолога. Возможности виртуального пространства и дополненной реальности доказывают, что интерактивные технологии взаимодействия — лучший посредник между информацией/товаром/услугой и потребителем.

Мы создаем миры как виртуальной, так и дополненной реальности любой сложности. Фантазия, креатив, талант и инновационные технологии последнего поколения позволяют создавать для Заказчика виртуальные иллюзии и дополненную реальность в четком соответствии с бизнес-целями.

МЫ ДЕЛАЕМ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПНЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ МАРКЕТИНГОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ!

Виртуальный тур 360 градусов «Smart Park» в Геленджике, 2018

Подробнее о технологии дополненной реальности (AR) вы можете узнать

Подробнее о технологии вирутальной реальности (VR) и наших проектах вы можете узнать

Разработчики этого приложения действительно заслуживают внимания. Ребята не просто используют новомодную фишку, а реализовывают её потенциал на все 100%.

Обучающая программа наглядно покажет и расскажет как работает трансмиссия, батарейка отдает заряд, светит лазер, из каких долей состоит мозг и многое другое.

Во-первых это наглядный, детализированный интерактив. Все можно вертеть, масштабировать, касаться частей и получать подсказки.

Во-вторых, тут есть пошаговая обучалка, словно учитель с книгой повествующий о тех или иных вещах.

В третьих - это не одноразовая программа, а целая платформа в которую будут подгружаться новые отсортированные по категориям единицы. Приложение бесплатное, но к моему великому сожалению на английском языке.

С другой стороны - хороший повод подтянуть английский. JIG Space - это пожалуй самое полезное, впечатляющее и вдохновляющее приложение из всех имеющихся в категории AR. Вот оно - будущее в системе образования. И многие сложные вещи становятся чуточку проще.

TapMeasure

Благодаря TapMeasure вы сможете измерять длину предметов, определять отклонение фигур от заданной плоскости и даже создавать трехмерный план помещений с учетом окон, дверей и прочих поверхностей.

В итоге получится интерактивная модель в которой можно посмотреть все размеры. Очень удобная штука, особенно когда нужно что-то набросать или измерить, а под рукой нет рулетки или лазера. Конечно, точность оставляет желать лучшего.

Стоит учесть, что погрешность на метр может составлять сантиметр и более. Но за неимением любого другого более точного инструмента такое решение все равно является выходом.

IKEA Place

Ребята из IKEA быстро подхватили и взяли на вооружение ARKit сделав крутое дополнение к своему каталогу. Теперь многие вещи шведской мебельной фабрики можно вписать в свою комнату и посмотреть на сколько хорошо или не очень это будет выглядеть.

Модели высокополигональны и выглядят достаточно здорово. Есть две главные претензии - нет возможности масштабировать предметы, просто приложение не всегда точно сопоставляет размер, и отсутствие программы в русском App Store. В остальном - так держать. Добавляйте больше вещей из каталога, привяжите к ним все характеристики и будет вам счастье и море удобства.

SketchAR

Если вы не умеете рисовать, то не все потеряно. И для этого на начальном этапе не обязательно ходить на кружок в дом культуры. Приложение Sketch AR поможет вам в этом. Наведя желательно на листок А4 камеру сканер распознает его и покажет четыре точки которые необходимо нарисовать.

Для системы они станут отсчетными, после чего спроецируется выбранное из каталога изображение. Конечно можно одной рукой держать, а второй обрисовывать картинку, но лучше закрепить смартфон или планшет на штативе.

Со SketchAR у вас запросто получится хороший и главное пропорциональный костяк изображения. Затем останется уже без помощи закончить работу.

Magicplan

Основной упор этого приложения ложится на составление чертежных планов помещений и технология дополненной реальности в этом здорово помогает. Нет необходимости рисовать каждую линию - быстро пробежались по комнате отметив углы и получается готовый план.

Где надо - подкорректировали, где надо - дорисовали. Затем, добавили двери, окна и мебель из структуризированного каталога и вот уже через 5 минут у вас готов отличный набросок который не стыдно показать.

Во время ремонта это приложение станет просто незаменимо. Круто то, что затем все полученные помещения можно объединить в один проект и получится квартира или дом.

Housecraft

Одним из первых тестовых примеров дополненной реальности была программка от Apple позволяющая расставлять парочку предметов мебели. Разработчики Housecraft развили эту идею и добавили кучу интерактива и элементов домашней утвари?

Предметы можно расставлять с высокой точностью, поворачивать, масштабировать и даже располагать виртуальные модели друг на дружке. Так что обставить комнату элементами интерьера, пусть и виртуальными предметами, не составит труда.

Night Sky

Далеко не новое приложение Night Sky после недавнего апдэйта получило два режима дополненной реальности - классический, с накладыванием звездного неба и с отображением солнечной системы. Правда последняя фича доступна только по подписке. Хорошо что хоть первый меся бесплатный. Так что побаловались, поизучали небо и нашу систему и на этом достаточно.

Яндекс.Карты

Ребята из Яндекса решили стать первопроходцами в мире где картография и дополненная реальность сосуществуют. В режиме пешехода при построении маршрута на местности будет отображаться точка и путь к ней.

Пока все это реализовано очень простенько и практически не имеет какой-либо пользы, но является наглядным примером того, что и в этом направлении можно работать и это будет смотреться органично.

Осталось допилить привязку маршрута следования, добавить к зданиям интерактивные таблички и сделать толковые очки дополненной реальности и технологичное будущее однозначно станет на шаг ближе.

App in the Air

Это приложение подскажет и покажет маршруты и статус полета в режиме онлайн тех или иных авиарейсов. Если отбросить кучу основных функций и ориентироваться на дополненную реальность, то исходя из своей истории полетов за все время или за конкретный год программа покажет на трехмерном шаре все ваши перелеты и накрученный километраж.Пользы от этого мало, ну конечно можно замутить красивый кадр в Инстаграм.

А вот если бы разработчики интегрировали полеты рейсов в дополненную реальность в режиме онлайн было бы намного круче.

Paint Space AR

И закрывает наш рейтинг рисовалка в AR. Ничего особенного тут нет - выбираете цвета, инструменты или какие-нибудь эффекты и просто балуетесь, расписывая виртуальное окружение. Зачем это может понадобиться на практике - я не знаю.

Так еще и разработчики предоставили лишь ограниченное количество инструментов, цветов и возможностей. За остальное извольте платить.

К сожалению, приложений реализованных с применением дополненной реальности в App Store ничтожно мало, а толковых из них еще меньше. В Google Play такие программы начнут появляться чуточку позже, ибо Google затянула с выпуском пакета для разработчиков.

Мы начали разговор об использовании ее для увеличения продаж. Кстати, там вы можете посмотреть множество примеров использования этого инструмента, чтобы понимать, о чем идет речь. Тема этой статьи - какие инструменты дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности доступны российским маркетологам, а также четыре ключевых преимущества этих инструментов.

Четыре преимущества VR и AR по сравнению с традиционными инструментами трейдмаркетинга

Бек Бесеккер (Beck Besecker) из дизайн-студии VisualCommerce перечисляет четыре ключевых преимущества инструментов дополненной и виртуальной реальности для мерчандайзинга и иной промо активности в торговых точках.

1. Прямое продолжение эмпирического (experiential) маркетинга

Идея эмпирического маркетинга заключается в том, чтобы укреплять связь между покупателем и торговой маркой за счет уникального опыта шопинга. Пионером этого направления был Гарри Селфридж (Harry Selfridge), который в Британии в начале двадцатого века в своей сети супермаркетов стал позволять посетителям трогать и изучать товар и вообще старался сделать процесс посещения его магазинов максимально приятным и развлекательным. Кстати, именно ему принадлежит фраза «Покупатель всегда прав».

Современный покупатель значительно больше избалован, чем люди, жившие сто лет назад, ему приелись существующие инстор инструменты. AR и VR позволяют сделать процесс покупки таким же развлекательным как компьютерная игра, предоставить клиентам более яркий покупательский опыт. Чем больше удовольствия получит клиент, тем выше вероятность, что он купит продукт и расскажет об этом друзьям и знакомым.

2. Большие данные и отслеживание каждого взгляда

Есть еще одно яркое высказывание Гарри Селфриджа: «Люди отрывают зад от стула и обращают на вас внимание, когда вы отрываете зад от стула и обращаете внимание на то, что заставляет их оторвать зад от стула и обращать внимание».

Этот совет имеет прямое отношение к большим данным. Платформы AR и VR не только развлекают клиентов, но и непрерывно собирают данные об их поведении, предоставляя продавцам бесценные статистические данные. В будущем ожидается, что такие платформы будут отслеживать даже эмоциональную и физическую реакцию клиентов.

3. Безграничная гибкость

Те, кто продают машины, бытовую технику или иной громоздкий товар, умеют ценить каждый метр торговой площади. Логистика и складские помещения - их вечная головная боль. AR и VR могут значительно облегчить жизнь таким ритейлерам и их поставщикам. Более того, они делают мерчандайзинг более гибким, позволяют быстрее и чаще менять оформление торгового зала.

4. Экономия в деньгах

Сегодня этот аргумент звучит контринтуитивно, потому что AR и VR инструменты - весьма недешевое удовольствие. Однако, объективно, они снижают расходы на образцы товара. Например, если некий недешевый товар продается в 10 цветовых модификациях, экономия будет заметной. Плюс следует не забывать о тренде быстрого снижения себестоимости передовых технологий в течение сравнительно небольшого периода времени.

Теперь от вопроса «Зачем это нужно BTL маркетингу?» мы переходим к вопросу «А что вы нам можете предложить?». На этот вопрос отвечают два эксперта отечественных компаний, разрабатывающих инструменты AR и VR:

  • Роман Вдовченко, директор по маркетингу и коммуникациям компании Nettle, российская технологическая компания, специализирующаяся на разработке систем виртуальной реальности и производстве оборудования на базе собственной технологии MotionParallax3D (среди заказчиков топ-5 московских застройщиков, РусГидро, дивизионы РосАтом, МиГ и т. д.);
  • Олег Кельник, создатель сервиса Planoplan, 3-D планировщика для дизайна интерьеров.

Три основных направления AR/VR

На сегодняшний день есть три основных направления из сферы AR/VR, которые используются заказчиками для презентаций тех или иных товаров.

Первое - это HMD VR (Head mount devices) Это так называемые «шлемы» виртуальной реальности. Их используют чаще всего, т. к. интерес подогревается инвестициями в R&D и вливаниями в маркетинг со стороны крупных корпораций, таких как фейсбук.

Второе направление - приложения дополненной реальности, как раз такие как PokemonGo. В них пользователю необходимо смотреть на реальный мир через носимый гаджет (смартфон или планшет), на экране которого в пространстве дорисовываются дополнительные виртуальные объекты.

И третье направление - Mixed Reality. Стало набирать обороты благодаря Microsoft Hololense.

Это направление является самым интересным для инвесторов на данный момент и самым удобным для бизнеса, т. к. нет потери связи с покупателем, как в случае с HMD, и нет необходимости устанавливать на устройства пользователя дополнительного программного обеспечения, как в случае с AR.

Nettle является представителем Mixed Reality, но в отличие от продукта Microsoft на голову пользователю не нужно надевать громоздкого девайса, достаточно лишь легких 3D очков.

Помимо того у Hololense экран, проецирующий голограммы, висит только перед глазами пользователя, не задействуя его углового зрения, что не дает зрителю в полной мере ощутить эффекта от проекции и сделать голограмму малоотличимой от реального физического объекта. В случае устройств компании Nettle - голограммы проецируются на голографическом столе размером от 50 до 65 дюймов, что позволяет размещать макеты жилых комплексов, автомобилей и самолетов без потери деталей.

Именно доступность устройств служит решающим фактором их прихода в российский бизнес

Не стоит путать виртуальную и дополненную реальность.

Дополненная достигается за счет технологий, дополняющих видение реального мира компьютерной информацией. В условиях VR ты не видишь, что тебя окружает, и полностью погружен в виртуальный мир.

Технологии дополненной реальности пока не используются активно, за исключением единичных презентаций на выставках и конференциях. В первую очередь потому, что у нас нет доступных устройств, на основе которых можно было создавать программные продукты.

Для виртуальной реальности такое оборудование есть - это очки Oculus Rift, HTC Vive, Samsung Gear VR. Причем первые два являются отдельными устройствами, а Gear VR работает только в паре со смартфонами Samsung. Более дешевый аналог - совместимые со всеми смартфонами с гироскопом картонные Google Cardboard. Последние оказались действительно по-настоящему доступным и полезным устройством: Google в данный момент активно продвигает свое устройство, в том числе в школах США, и это только один из примеров использования.

Российские компании также выпускают под такие устройства разного рода приложения. Одно из них - наша разработка Planoplan GO!- была сделана на базе сервиса Planoplan специально для застройщиков. С помощью приложения и виртуальных очков Google Cardboard каждый пользователь - в данном случае покупатель жилья - может получить полноценное представление об объекте, используя функцию виртуального тура с полным погружением.

Другой продукт компании Planoplan - виртуальные шоу-румы для застройщиков. Это модели помещений, оборудованные датчиками движения. Одев шлем виртуальной реальности HTC Vive, по ним можно ходить, а в будущем даже менять отделку. Такие шоу-румы можно оборудовать не только на объекте, но и в офисах продаж. Создание виртуальных шоу-румов обойдется застройщику намного дешевле, в отличие от реальных, затраты на открытие которых нередко достигают десятков миллионов рублей.

В целом, наш продукт представляет собой целый программно-аппаратный комплекс, позволяющий в полуавтоматическом режиме производить недорогой контент, доступный на самых разных устройствах. Именно доступность устройств служит решающим фактором для того, чтобы дополненная реальность пришла в бизнес.

Вполне доступный продукт для массового спроса создали разработчики Pokemon GO, где экран смартфона сочетает в себе тачпад, камеру и LED-дисплей. Однако это не тот уровень, который может помочь бизнесу.

Устройство AR, которое вот-вот выйдет на рынок, в данный момент разрабатывают в компании Microsoft. Это очки HoloLens, ориентированные на коммерческое использование. Корпорация уже начала сотрудничество с автомобильным брендом Volvo. В салонах продаж покупатели могут с помощью очков протестировать функционал автомобиля, заменить цвет, дизайн колесных дисков, увидеть, как действует система безопасности и т. д. При том, что все происходит в реальном, видимом пользователю в очках, пространстве автосалона.

Таким образом, дополненная реальность имеет гипотетическое преимущество, поскольку человек не теряет ощущение связи с реальным миром.

Сегодня можно говорить о потенциале использования VR и AR технологий в производственной и медицинской отраслях, в сфере разработки военных симуляторов, в мебельном производстве, недвижимости. Хороший пример - американский проект Lowe’s HoloRoom, позволяющий собрать кухню в виртуальном режиме. На покупателя надевают очки и запускают в небольшое замкнутое пространство, оборудованное датчиками движения. С помощью консультанта он может выбрать цвет, тип элементов мебели, заменить столешницу и т. д. и при этом получить полное впечатление о полученном интерьере в стереоформате.

Виртуальные презентации кухонной мебели этой осенью планирует запустить IKEA. На конец 2016 года также намечен старт проекта «Планоплан VR шоу-рум» для застройщиков от компании «Планоплан». Решение позволит быстро и недорого создавать виртуальный контент по каждой квартире многоквартирного строящегося комплекса, что выступит существенным конкурентным преимуществом.

2 июля 2017 в 18:37

Практика применения технологий виртуальной и дополненной реальности

  • Блог компании ВШБИ - Менеджмент игровых интернет-проектов ,
  • Разработка под AR и VR

В этой статье мы рассмотрим сложные и важные вопросы о том, существует ли индустрия виртуальной и дополненной реальности; кому это нужно; что делать, когда вы сделали очередное приложение по демонстрации недвижимости в виртуальной реальности, а его никто не покупает или пошли в индустрию развлечений, а там настолько большая конкуренция, что протолкнуться невозможно.

Материал подготовлен на базе лекции Василия Рыжонкова, которая проходила на конференции VR-Today в рамках нашей образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Конспект и видео и под катом.


Василий является основателем компании ARenaLab , которая разрабатывает различные продукты и решения в области виртуальной и дополненной реальности. В 2015 году Василий решил сделать систему полного погружения, но теперь этот проект как бизнес не существует. Сейчас компания работает в b2b (360-маркетинг, недвижимость, индустриальная ниша и рынок развлечений ) и b2c рынках. Второе направление работы Василия - развитие сети VR-парков в России в рамках компании ARena Space.

Что определяет индустрию? Деньги и спрос. В 1992 году была третья VR-волна, вышел Nintendo Virtual Boy , который продался в мире в количестве 300 000 - 400 000, этот эксперимент был признан неудавшимся. Сегодня продано около 700 000 HTC Vive и Oculus. Проблема в том, что шлемов было продано много, а потом индустрия свернулась из-за того, что индустрия не оправдала ожиданий потребителя. Пока это не станет удобным, это не будет массовым рынком.

Самый главный вопрос: когда это станет реальной индустрией? Очень важно соизмерять хайп, который создан вокруг виртуальной и дополненной реальности и останавливающими развитие факторами. Во-первых, это неудобно, во-вторых, это дорого стоит, в-третьих, контента все еще недостаточно.

Зачем ставить дорогие системы, связанные с виртуальной реальностью в недвижимости, если можно ограничиться простым Samsung Gear VR ? Нужно ли демонстрировать вашу квартиру в VR, если можно просто показать клиенту буклет?
Важно понимать, даст ли это экономический эффект.

2017 год - это проверка гипотез. Очень много идей уже отметается. Важно решать реальные проблемы.

VR LA, CEO Unity :

“Вызовы, которые стоят перед разработчиками и теми, кто применяет VR в индустрии и в бизнесе, заключаются не в том, что вы создадите какое-то решение, а в том, насколько это решение реально оправдано и дает экономическую эффективность конкретному заказчику”. Экономическая эффективность складывается из трех факторов: улучшение процессов, увеличение выручки заказчика, снизились ли косты.

Рынок дополненной и виртуальной реальности сложится. Но огромное количество компаний умрут, потому что не успеют выйти на рынок. Очень важно быть умнее чем коллеги. Мы находимся в России, где 70% экономики - государственные. Поэтому успешными будут те компании, которые так или иначе связаны с государством. Например, Vizerra .

Или возьмем рынок индустрии развлечений. В России он составляет приблизительно 50 миллиардов рублей . При этом в одних только парках Диснейленда 17 миллионов посетителей в год. Средний чек, который там оставляет семья - 220-250 долларов без проживания в отеле.

9 рынков, в которых так или иначе разрабатываются различные решения в VR и AR:

  • Маркетинг
  • Недвижимость
  • Промышленность
  • Развлечения
  • Спорт
  • Публицистика
  • Культура и туризм
  • Образование
  • Медицина


Из всех перечисленных выше рынков конкурентными являются только недвижимость, развлечения, маркетинг и спорт, если брать фитнес-клубы. Все компании, которые пробуют создавать решения, проходят очень долгий путь, от 6 месяцев до года и не все его выдерживают.

Выбирая, на какой рынок идти, нужно подумать:

Об объеме этого рынка в географии (Россия - мир)
Как быстро вы сможете представить какое-то решение для этого рынка и внедрить его
Достаточна ли емкость рынка

Маркетинг - это самый очевидный кейс в VR, потому что с этого все начинали. Презентовали автомобили, 360-видео и так далее.

Самый известный кейс в маркетинге - это McDonald’s . Они делают активации клиентов, чтобы они возвращались, через VR . Вы смотрите ролик-игру, зарабатываете баллы, которые идут на ваш личный счет и получаете скидку на продукты.

Marriott . Индустрия отелей, которая привлекает дополнительных клиентов. Они продают свой отель в местах, где много траффика. Они поставили специальные будки, в которых транслировали рекламу отелей.

Volvo . Презентации о новых автомобилях. Маркетинговые активации - новый способ подарить эмоции людям, но есть ли в этом экономический смысл, непонятно. Насколько вложенный бюджет окупился и увеличилась ли конверсия в продажи - неизвестно.

IBM In-Store AR Shopping App . Сразу 2 направления VR и AR. Самый большой рынок в мире - это торговля. Мы постоянно покупаем товары. Туда идут очень многие компании.

IKEA . Возможность примерить всю мебель в вашей квартире. Самое большое количество скачиваний в индустрии недвижимости. Но этим занимается огромное количество компаний, здесь нужно искать партнерства с известными брендами.

В 70-е и 80-е годы появляются первые шлемы для пилотов авиации, которые дополняют информацию в режиме реального времени. Это дорогие шлемы, они существуют до сих пор. Цена шлемов, которые закупаются для US Army может варьироваться от 20 до 50 тысяч долларов.

Сейчас в промышленности очень часто используются дополненная реальность (в первую очередь) и виртуальная реальность (во вторую). Часто это делается для того, чтобы сотрудники прошли какие-то необходимые им навыки в VR в тех случаях, когда для этого требуется дорогостоящее оборудование или когда за этим стоят какие-то риски.

Существует доказанный факт эффективности обучения в VR. В Китае было проведено исследование с двумя группами школьников. Одна из них училась по учебникам, вторая - в VR. Успеваемость второй группы сразу после прохождения материала была на 20 % выше, а спустя 2 недели - на 15 %.


И в качестве завершения три основных тезиса:
  • Тезис номер один. Рынок виртуальной и дополненной реальности - это next big thing.
  • Тезис номер два - не скоро.
  • И третье, вам, как компаниям, которые разрабатывают что-то или применяют что-то в первую нужно думать, есть ли проблема, можно ли эту проблему решить по другому, планировать свои ресурсы так, чтобы успеть пройти от фазы идеи до продукта, который понравится клиенту. И самое главное, очень вам желаем успехов, работайте, развивайте рынок дополненной и виртуальной реальности, он невероятно интересный, и это один из рынков роста в IT-индустрии.