Электронное тестирование в программе аис экзаменатор. Разработка приложения "экзаменатор". Для организаций различных отраслей бизнеса

Электронные экзаменаторы

Использование дидактических возможностей современного компьютера развивает образное и пространственное мышление, дает возможность в динамике рассмотреть процессы, исследование которых требует дорогостоящего оборудования. Однако, анализ существующих программных средств на рынке современного ПО показал, что не все производители эффективно используют возможности современных компьютеров.

«Экзаменатор» - это программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст и/или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.

Программу можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения квалификационных испытаний внутри фирм и предприятий, и даже в домашних условиях для проверки знаний собственного ребенка! Программа проста в использовании и имеет дружественный интерфейс. Для самых «дотошных» имеется подсистема помощи с самой подробной информацией.

В данном пункте рассматривается пример электронного экзаменатора по информатики. Данное электронное средство взято из Интернет ресурса «Форум. Молодые учителя».

Анализ позволит выявить принципы построения экзаменатора.

«Экзаменатор» может использоваться для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных учащихся и их результатов, формируются различные отчеты.

«Экзаменатор» состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя.

Обучающая часть программы состоит из раздела “материал” и частично из раздела «тестирование» (Рис. 1).

Рис.1.

В разделе «материал» находится текстовое изложение пяти глав учебного материала.

Глава 1 состоит из двух частей, в первой описываются основные понятия о представлении информации в компьютере, а также о том на каких базовых принципах строится его работа.

Во второй части изложена информация о представлении букв и цифр в персональном компьютере.

В главе 2 раздела материал описывается устройство микропроцессора ПК, а также представлена ознакомительная информация по BIOS.


Рис. 2.

Текст для разделов находится в формате RTF и загружается в программу (Рис. 2). Для каждой главы существует свой RTF файл, названный в соответствии с номером главы.

В главе 3 происходит знакомство с важными особенностями включения и работы компьютера, а также дается подробная информация об операционных системах.

Глава 4 посвящена стандартным утилитам Windows и работе в сети. Подробное описание дается для каждой из утилит, поскольку многие начинающие пользователи после покупки компьютера не имеют представления о том как пользоваться даже самыми простыми программами, даже теми, которые включены в стандартный набор программ Windows, уже не говоря об установке программ извне и работе с ними. Поэтому важно чтобы каждый пользователь, прошедший обучение по этому пособию имел знания о том, как работать со стандартными утилитами Windows. Во второй части главы изложены основные понятия о работе в сети.

Глава 5 целиком посвящена семейству программ Microsoft Office (Рис. 3). Однако, подробное описание дано лишь для Microsoft Office Word, поскольку умение работы с этим программным продуктом стандартно необходимо для использования компьютера в образовательных целях, остальные члены семейства Microsoft Office имеют гораздо более специализированный характер. Поэтому о них рассказывается, что называется в двух словах.


Рис. 3.

Навигация по главам осуществляется посредством простого нажатия левой кнопки мыши в поле слева от номера главы (Рис. 4).

Рис. 4.

Материал - это раздел, в котором в текстовой форме отображено содержание учебной программы курса. Кроме раздела “материал” в обучающей часть входит раздел “тестирование”.

При выборе в главном меню пункта “тестирование”, производится процесс авторизации.

Рис. 5.

В предложенной форме необходимо ввести свою фамилию и группу, а так же пароль. (Рис.5) Пароль необходим для того, чтобы результатами одного конкретного студента не мог бы воспользоваться посторонний человек. Если тест выполняется человек первый раз садится за тестирование и в базе нет его фамилии, группы и пароля, то появляется сообщение:

Рис. 6.

При ответе «Да» программа автоматически создаст в таблице результатов запись с введенными фамилией, группой и паролем.

Количество тестов соответствует количеству глав раздела «материал», но тесты открываются по мере их прохождения, нельзя не сдав первый тест перейти ко второму, кроме того, даже пройдя тестирование по главе с результатами? 40% правильных ответов, возможность перейти к тесту следующей главы появится только после прохождения экзамена по данной главе (Рис.6).

Рис. 7.

Таким образом, тестирование проводится по ряду вопросов для конкретных глав (Рис. 7). Вопросы выбираются из базы произвольно. При неправильном ответе программа выдает сообщение:

Рис. 8.

При нажатии на «повторить материал» программа переводит обучаемого в раздел «материал» на ту главу, по которой проводится данное тестирование (Рис. 8). После повторения материала обучаемый возвращается в режим тестирования. Он не имеет возможности ответить на последний заданный ему программой вопрос, поскольку тогда была бы велика вероятность, что студент сможет получить 100% правильных ответов даже с нулевыми знаниями, так как он просто-напросто будет находить в тексте правильный ответ на конкретный вопрос, отвечать правильно и в результате не получать никаких знаний из курса.

В результате тестирования выдается сообщение с результатом, отрицательным - если вы набрали менее 40% правильных ответов в таком случае следует заново повторить материал и снова приступить к тестированию; или положительным, если набрано 40% или более правильных ответов (Рис. 9):

Рис. 9.

Тогда можно смело перейти к выполнению экзамена по данной главе.

В экзаменационную часть также входят вопросы по соответствующим главам учебника, однако здесь, в отличие от тестирования, нельзя вернуться в раздел «материал» для повторения. После прохождения экзамена снова выдается форма результата. Здесь, также как и при обучающем тестировании, для успешного завершения необходимо получить от 40% правильных ответов. В этом случае обучаемый получает доступ к тестированию по следующей главе.

Рис. 10.

Соответственно, после удачного выполнения тестовой части главы 2, обучаемый получает доступ к экзамену по главе 2, а после удачного выполнения экзамена по главе 2 он получает доступ к тестированию главы 3 и так далее (Рис. 10).

После успешного выполнения последнего (пятого) экзаменационного теста выдается сообщение, в котором кроме информации о набранных баллах по последнему тесту, дается еще информация по итоговому баллу (Рис. 11).

Рис. 11.

Для того чтобы просмотреть результаты прошедших какие-либо тесты студентов, необходимо выбрать «Результаты» в главном меню (Рис. 12).

Рис. 12.

При нажатии на «Результаты» появляется окно, в котором необходимо ввести пароль для входа. Знать пароль должен преподаватель (Рис. 13).

Рис. 13.

В случае, если информация о действующем пароле стала известна большему числу людей, чем необходимо, преподаватель может изменить пароль, для этого просто надо ввести действующий пароль в графу «Пароль» и пароль, на который преподаватель хочет заменить действующий в графу «Новый пароль» (Рис. 14).

Рис. 14.

Основным назначением таблицы результатов, помимо вывода информации об успеваемости конкретного учащегося, является контроль содержания учебного материала пособия, в результате которого может проводится коррекция. Сущность этого состоит в том, что уровень сложности каждого теста должен соответствовать уровню знаний, которые может получить студент по конкретной главе. К примеру, если из ста человек в таблице результатов в тестировании по главе 3 десять человек имеют минимальное количество баллов, а остальные девяносто имеют хорошие и отличные результаты, то это говорит лишь о том, что те десять человек плохо усвоили учебный материал. А если из ста человек, девяносто имели в тестах во всех главах кроме третьей хорошие и отличные результаты, а в третьей у большинства из них результаты ниже среднего, то это говорит о том, что материал, изложенный в главе 3 либо непонятно изложен, либо мало соответствует тестовым заданиям по этой главе.

Проведенный анализ эл средства позволил выявить основные критерии для создаваемого в рамках диплом работы экзаменатора.

Экзаменатор - это программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ в любых учебных заведениях. Программа имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. В качестве вопроса может использоваться текст и/или графическое изображение (например, если нужно изобразить сложные формулы или схемы). Количество тестов и вопросов в тесте не ограничено.
Программу можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения квалификационных испытаний внутри фирм и предприятий, и даже в домашних условиях для проверки знаний собственного ребенка! Программа проста в использовании и имеет дружественный интерфейс. Для самых "дотошных" имеется подсистема помощи с самой подробной информацией.
Экзаменатор может использоваться для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети. При этом преподаватель со своего рабочего места может управлять процессом тестирования и видеть его результаты. В программе ведется база данных учащихся и их результатов, формируются различные отчеты. Экзаменатор состоит из двух частей: программы тестирования и программы преподавателя. Эти программы могут находиться на одном компьютере или на разных компьютерах в локальной сети. Запустить программу преподавателя может только человек, который знает пароль преподавателя.
Программа тестирования выполняет следующие функции:

  • Регистрация учащегося при входе в программу
  • Выбор теста из списка тестов заданного курса, в том числе и случайный. Режим случайного выбора вопросов, например, 10-и вопросов теста из 100 возможных.
  • Отображение результатов уже пройденных данным учащимся тестов
  • Прохождение пользователем теста с записью результатов в общую базу данных
  • Ответ на вопрос может осуществляться путем выбора одного или нескольких правильных ответов или путем ввода ответа с клавиатуры
  • Во время прохождения теста возможен пропуск отдельных вопросов с последующим возвратом к ним
  • Во время тестирования пользователю доступна информация о текущих итогах выполнения теста и прогнозируемой оценке
  • Вычисление оценки и отображение результатов прохождения теста
  • Имеется режим обучения, в котором разрешено проходить тест несколько раз без занесения результата в базу данных
  • В режиме обучения после каждого ответа возможен вывод подробного описания ("Почему")
  • Во время ответа на вопросы возможен запуск дополнительных заданий: файлов Word, Excel, аудио-видео и т.п.
Программа преподавателя имеет следующие функции:
  • Регистрация преподавателя (с обязательным вводом пароля)
  • Редактирование справочников учебных курсов, групп, пользователей, преподавателей, компьютеров
  • Редактирование содержимого тестов, описаний ответов и критериев оценок
  • Вывод результатов прохождения пользователями тестов
  • Управление тестированием и обучением в компьютерных классах с рабочего места преподавателя
  • Печать различных списков и отчетов
  • Экспорт и импорт данных через текстовые файлы и файлы Excel
  • Каждый вопрос может иметь до 8-и ответов, несколько из которых могут быть правильными
  • Возможно автоматическое формирование тестов путем случайного выбора, например, 10-и из 100 возможных вопросов
  • С каждым вопросом может быть связано дополнительное задание (файлы Word, Excel,HTML или любые другие), которое задается во время тестирования или обучения, и подробное объяснение ответа, которое доступно после ответа на вопрос.