Как сделать метод публичным и статическим. Статические классы, методы, переменные. Статические конструкторы. Ключевое слово static. Пример: сравнение объектов

Последнее обновление: 19.04.2018

Кроме обычных методов и полей класс может иметь статические поля, методы, константы и инициализаторы. Например, главный класс программы имеет метод main, который является статическим:

Public static void main(String args) { }

Для объявления статических переменных, констант, методов и инициализаторов перед их объявлением указывается ключевое слово static .

Статические поля

При создании объектов класса для каждого объекта создается своя копия нестатических обычных полей. А статические поля являются общими для всего класса. Поэому они могут использоваться без создания объектов класса.

Например, создадим статическую переменную:

Public class Program{ public static void main(String args) { Person tom = new Person(); Person bob = new Person(); tom.displayId(); // Id = 1 bob.displayId(); // Id = 2 System.out.println(Person.counter); // 3 // изменяем Person.counter Person.counter = 8; Person sam = new Person(); sam.displayId(); // Id = 8 } } class Person{ private int id; static int counter=1; Person(){ id = counter++; } public void displayId(){ System.out.printf("Id: %d \n", id); } }

Класс Person содержит статическую переменную counter, которая увеличивается в конструкторе и ее значение присваивается переменной id. То есть при создании каждого нового объекта Person эта переменная будет увеличиваться, поэтому у каждого нового объекта Person значение поля id будет на 1 больше чем у предыдущего.

Так как переменная counter статическая, то мы можем обратиться к ней в программе по имени класса:

System.out.println(Person.counter); // получаем значение Person.counter = 8; // изменяем значение

Консольный вывод программы:

Id = 1 Id = 2 3 Id = 8

Статические константы

Также статическими бывают константы, которые являются общими для всего класса.

Public class Program{ public static void main(String args) { double radius = 60; System.out.printf("Radisu: %f \n", radius); // 60 System.out.printf("Area: %f \n", Math.PI * radius); // 188,4 } } class Math{ public static final double PI = 3.14; }

Стоит отметить, что на протяжении всех предыдущих тем уже активно использовались статические константы. В частности, в выражении:

System.out.println("hello");

out как раз представляет статическую константу класса System. Поэтому обращение к ней идет без создания объекта класса System.

Статические инициализаторы

Статические инициализаторы предназначены для инициализации статических переменных, либо для выполнения таких действий, которые выполняются при создании самого первого объекта. Например, определим статический инициализатор:

Public class Program{ public static void main(String args) { Person tom = new Person(); Person bob = new Person(); tom.displayId(); // Id = 105 bob.displayId(); // Id = 106 } } class Person{ private int id; static int counter; static{ counter = 105; System.out.println("Static initializer"); } Person(){ id=counter++; System.out.println("Constructor"); } public void displayId(){ System.out.printf("Id: %d \n", id); } }

Статический инициализатор определяется как обычный, только перед ним ставится ключевое слово static . В данном случае в статическом инициализаторе мы устанавливаем начальное значение статического поля counter и выводим на консоль сообщение.

В самой программе создаются два объекта класса Person. Поэтому консольный вывод будет выглядеть следующим образом:

Static initializer Constructor Constructor Id: 105 Id: 106

Стоит учитывать, что вызов статического инициализатора производится только перед созданием самого первого объекта класса.

Статические методы

Статические методы также относятся ко всему классу в целом. Например, в примере выше статическая переменная counter была доступна извне, и мы могли изменить ее значение вне класса Person. Сделаем ее недоступной для изменения извне, но доступной для чтения. Для этого используем статический метод:

Public class Program{ public static void main(String args) { Person.displayCounter(); // Counter: 1 Person tom = new Person(); Person bob = new Person(); Person.displayCounter(); // Counter: 3 } } class Person{ private int id; private static int counter = 1; Person(){ id = counter++; } // статический метод public static void displayCounter(){ System.out.printf("Counter: %d \n", counter); } public void displayId(){ System.out.printf("Id: %d \n", id); } }

Теперь статическая переменная недоступна извне, она приватная. А ее значение выводится с помощью статического метода displayCounter. Для обращения к статическому методу используется имя класса: Person.displayCounter() .

При использовании статических методов надо учитывать ограничения: в статических методах мы можем вызывать только другие статические методы и использовать только статические переменные.

Вообще методы определяются как статические, когда методы не затрагиют состояние объекта, то есть его нестатические поля и константы, и для вызова метода нет смысла создавать экземпляр класса. Например:

Public class Program{ public static void main(String args) { System.out.println(Operation.sum(45, 23)); // 68 System.out.println(Operation.subtract(45, 23)); // 22 System.out.println(Operation.multiply(4, 23)); // 92 } } class Operation{ static int sum(int x, int y){ return x + y; } static int subtract(int x, int y){ return x - y; } static int multiply(int x, int y){ return x * y; } }

В данном случае для методов sum, subtract, multiply не имеет значения, какой именно экземпляр класса Operation используется. Эти методы работают только с параметрами, не затрагивая состояние класса. Поэтому их можно определить как статические.

В объектно-ориентированном программировании метод - это именованный блок кода, который объявляется внутри класса и может быть использован многократно. Если вы знакомы с процедурным программированием (Pascal, Basic), вспомните, что такое функция - по принципу работы у неё и метода много общего.

Хорошо написанный метод решает одну практическую задачу: находит квадратный корень из числа (как штатный метод sqrt() в Java), преобразует число в строку (метод toString()), присваивает значения полям объекта и так далее.

Новый метод сначала объявляют и определяют, затем вызывают для нужного объекта или класса.

Штатные - встроенные - методы языка работают со служебными объектами. Например, метод print в Java выводит значения в консоль. Вызывают его так:

System . out. print("Привет, мир!" );

Обратите внимание на структуру: у класса System есть поле out - поток ввода/вывода. Поле - тоже объект, и у него есть метод print(), который мы вызываем.

Ещё есть метод println(), который при выводе значений автоматически переводит каретку на следующую строку. Это избавляет от необходимости ставить «\n» в месте переноса строки.

Чтобы Java-приложение могло работать, в его базовом классе обязательно нужно объявить метод main.

public static void main(String args) { // здесь основной код и вызовы других методов }

Как видите, в качестве параметра main принимает массив строк, в данном случае - параметров запуска.

Объявление и определение метода в Java

Методы могут возвращать или не возвращать значения, могут вызываться с указанием параметров или без. Тип возвращаемых данных указывают при объявлении метода - перед его именем.

В примере ниже метод должен найти большее из двух целых чисел, поэтому тип возвращаемого значения - int:

public static int maxFinder(int a, int b) { //заголовок метода //ниже - тело метода int max; if (a < b) max = b; else max = a; return max; }

В заголовке метода сначала идут модификаторы, определяющие, на каких условиях он доступен для вызова. Об этом чуть ниже. Вернёмся к заголовку: int - возвращаемый тип, maxFinder - имя метода, в скобках - параметры.

В теле метода заводим переменную max, куда потом запишем большее число. Далее сравниваем значения, фиксируем большее в max и возвращаем.

Обратите внимание, return может работать не только с одной переменной, но и с выражением. Если бы мы не сравнивали значения, а складывали, результат можно было бы вернуть без дополнительной внутренней переменной. В теле метода была бы всего одна строка:

return a+ b;

Когда метод не должен ничего возвращать, тип возвращаемого значения указывают как void. А если методу для работы не нужны входные параметры, скобки оставляют пустыми:

static void theWarning() { System . out. println("Мне ничего не надо, и вы от меня ничего не получите." ); }

Как вызвать метод в Java

Метод с модификатором public можно вызывать из любого класса, в том числе размещенного во внешнем файле. Если нужно, чтобы метод был доступен исключительно внутри своего класса, применяют модификатор private. Есть и более мягкий вариант ограничения доступа: методы с модификатором protected доступны подклассам своего класса и другим классам из того же пакета. Чем сложнее получить доступ к методу извне, тем безопаснее - ниже риск ошибок.

Статический метод в Java принадлежит классу, а не объектам (и экземплярам) класса. Поэтому его вызывают без создания экземпляра.

Для простоты мы сделали методы публичными и статическими и разместили их в главном классе программы.

Вызывают методы двумя способами - в зависимости от того, возвращают они что-то или нет. Если да, подставляем значение, куда нам нужно:

public static void main(String args) { System . out. print(maxFinder(3 ,8 )); }

Мы вызвали maxFinder и сразу вывели результат его работы на экран. Для примера числа заданы вручную, как неименованные константы, но в реальных приложениях обычно сравнивают значения переменных.

После вызова метод управляет программой до окончания своей работы: пока в его теле не сработает оператор возврата или прерывания, либо пока не будут выполнены все находящиеся в нём инструкции.

Вызовем theWarning, который ничего не возвращает:

public static void main(String args) { theWarning(); System . out. print(“theWarning завершил свою работу. Идём дальшe. ”); }

Этот метод обходится без помощников - делает, что должен, и передаёт управление последующему коду.

Вызов метода из другого класса

А если бы maxFinder находился в отдельном классе и был не статическим? Тогда для его вызова пришлось бы сначала создать объект класса, в котором он находится. Допустим, метод находится в классе SampleClass. Вызываем:

public void main(String args) { SampleClass sc= new SampleClass (); System . out. print(sc. maxFinder(5 ,8 )); }

Статический метод вызывают через точку от имени класса - вот так:

System . out. print(SomeClass . maxFinder(5 ,8 ));

Перегрузка методов в Java

Что, если нам нужно сравнивать не только целые числа, но и числа с плавающей точкой? Реализовать это поможет перегрузка метода. Копипастим метод maxFinder в тот же класс, заменяем типы всех задействованных значений на double:

public static double maxFinder(double a, double b) { double max; //остальную часть тела метода оставляем без изменений }

Имя метода не меняем! Это и есть перегрузка: компилятор сам выберет, какую из версий метода использовать - в зависимости от того, значения какого типа сравниваем.

Ключевое слово this в методах Java

Ключевое слово this позволяет ссылаться на экземпляры класса: их переменные, методы и конструкторы. Используют this только внутри метода или конструктора экземпляра. Например, вот так можно связать входные параметры метода с одноименными параметрами конкретного экземпляра класса:

class UserData { int id, age, phone; void setProfileData (int id , int age , int phone ) { this . id= id; this . age= age; this . phone= phone; } }

Ещё пример - вызов одного конструктора из другого:

class ProfileData { int id; ProfileData () { this (100 ); } ProfileData (int id ) { this . id = id; } }

Это называется «явный вызов конструктора».

Абстрактные методы в Джаве

Абстрактным называют метод, который объявлен без реализации - он не имеет ни тела, ни даже фигурных скобок. Перед именем такого метода ставят модификатор abstract:

abstract void methodName();

Зачем он такой нужен? В качестве шаблона для других методов из других классов. Вот есть у нас абстрактный класс «Строение», а в нём - абстрактный метод «возвести». Реализовывать эти абстракции нужно через несколько неабстрактных классов-наследников и их методы. Пример: класс «Хижина» - метод «стройХижину», класс «Мост» - метод «стройМост» и др.

package ru.your.classes ; abstract class Construction { abstract void build_it (String msg1 ); abstract void sell_it (String msg2 ); } public class Hut extends Construction { // неабстрактный класс @Override // переопределяем метод void build_it (String msg1 ) { System . out. println("Хижина построена!" ); } @Override void sell_it (String msg2 ) { System . out. println("Хижина продана." ); } } public abstract class Bridge extends Construction { @Override void build_it (String msg1 ) { System . out. println("Мост построен!" ); } // Допустим, продавать объекты класса Bridge не предполагается. // Тогда sell_it можем не переопределять. // Но обязательно создадим абстрактный дочерний метод: abstract void sell_it (String msg2 ); }

Поскольку конкретной реализации у абстрактного класса нет, экземпляры его создавать нельзя. Он - шаблон, который задаёт структуру для других классов и содержит объявления методов.

21 ответ

Одно правило большого пальца: спросите себя: "Имеет ли смысл называть этот метод, даже если Obj еще не построен?" Если это так, это определенно будет статичным.

Итак, в классе Car у вас может быть метод double convertMpgToKpl(double mpg) , который был бы статичным, потому что можно было бы узнать, к чему преобразуется 35mpg, даже если никто никогда не строил автомобиль. Но void setMileage(double mpg) (который устанавливает эффективность одного конкретного автомобиля) не может быть статическим, так как немыслимо вызвать метод до того, как был построен любой автомобиль.

(Btw, обратное не всегда верно: иногда вы можете иметь метод, который включает в себя два объекта Car и все еще хочет, чтобы он был статическим. Например Car theMoreEfficientOf(Car c1, Car c2) . Хотя это можно было бы преобразовать в не- статическая версия, некоторые утверждают, что, поскольку нет "привилегированного" выбора того, какой автомобиль более важен, вы не должны принуждать вызывающего выбрать один автомобиль как объект, на который вы будете ссылаться. довольно небольшая часть всех статических методов.)

Определите статические методы только в следующих сценариях:

Есть несколько веских причин использовать статические методы:

    Производительность : если вы хотите, чтобы какой-то код запускался, и вы не хотите создавать экземпляр дополнительного объекта для этого, вставьте его в статический метод. JVM также может много оптимизировать статические методы (я думаю, что однажды я прочитал Джеймса Гослинга, заявив, что вам не нужны специальные инструкции в JVM, поскольку статические методы будут такими же быстрыми, но не могут найти источник - таким образом это может быть полностью ложным). Да, это микро-оптимизация и, вероятно, ненужная. И мы, программисты, никогда не делаем ненужных вещей только потому, что они классные, не так ли?

    Практичность : вместо вызова new Util().method(arg) вызовите Util.method(arg) или method(arg) со статическим импортом. Легче, короче.

    Добавление методов : вы действительно хотели, чтобы класс String имел метод экземпляра removeSpecialChars() , но он не существует (и он не должен, так как ваши специальные символы проекта могут быть разными из другого проекта), и вы не можете его добавить (поскольку Java является довольно нормальным), поэтому вы создаете класс утилиты и вызываете removeSpecialChars(s) вместо s.removeSpecialChars() . Сладкое.

    Purity : принимая некоторые меры предосторожности, ваш статический метод будет чистой функцией , Единственное, от чего это зависит, это его параметры. Данные, данные. Это легче читать и отлаживать, так как у вас нет наследования для наследования, о которых нужно беспокоиться. Вы можете сделать это также с помощью методов экземпляра, но компилятор поможет вам немного больше со статическими методами (не позволяя ссылаться на атрибуты экземпляра, переопределять методы и т.д.).

Вам также понадобится создать статический метод, если вы хотите создать синглтон, но... не делайте этого. Я имею в виду, подумайте дважды.

Теперь, что еще более важно, почему вы не хотите создавать статический метод? В принципе, полиморфизм выходит из окна . Вы не сможете переопределить метод, и не объявить его в интерфейсе (pre-Java 8). Это требует большой гибкости от вашего дизайна. Кроме того, если вам нужно состояние , вы получите множество concurrency ошибок и/или узких мест, если вы не будете осторожны.

После чтения статей Misko я считаю, что статические методы являются плохими с точки зрения тестирования. Вместо этого вы должны иметь (возможно, используя инструмент инжекционного вложения, например Guice).

как я могу убедиться, что у меня есть только что-то из

есть только один из Проблема "как я могу обеспечить, чтобы я есть только одно из" красиво" уклонился. Вы создаете экземпляр только единый ApplicationFactory в вашем основной, и, как результат, вы только создать экземпляр всего экземпляра ваших синглетов.

Основная проблема со статическими методами - это процедурный код

Основная проблема со статическими методами: они являются процедурным кодом. У меня нет Идея процедуры модульного тестирования. Модульное тестирование предполагает, что я могу создать экземпляр части моего приложения в изоляции. Во время создания Я подключаю зависимости с помощью mocks/friendlies, которые заменяют реальных зависимостей. С процедурной программирование нечего "прокладывать", поскольку объектов нет, код и данные разделены.

A static метод - это один тип метода, который не требует инициализации объекта для его вызова. Вы заметили, что static используется в функции main в Java? Выполнение программы начинается оттуда без создания объекта.

Рассмотрим следующий пример:

Class Languages { public static void main(String args) { display(); } static void display() { System.out.println("Java is my favorite programming language."); } }

Статические методы в java относятся к классу (а не к экземпляру). Они не используют переменные экземпляра и обычно принимают входные данные из параметров, выполняют действия над ним, а затем возвращают некоторый результат. Методы экземпляров связаны с объектами и, как следует из названия, могут использовать переменные экземпляра.

Если вы применяете статическое ключевое слово с любым методом, он известен как статический метод.

  • Статический метод относится к классу, а не к объекту класса.
  • Статический метод, вызываемый без необходимости создания экземпляра класса.
  • статический метод может получить доступ к статическому элементу данных и может изменить его значение.

//Программа изменения общего свойства всех объектов (статическое поле).

Class Student9{ int rollno; String name; static String college = "ITS"; static void change(){ college = "BBDIT"; } Student9(int r, String n){ rollno = r; name = n; } void display (){System.out.println(rollno+" "+name+" "+college);} public static void main(String args){ Student9.change(); Student9 s1 = new Student9 (111,"Indian"); Student9 s2 = new Student9 (222,"American"); Student9 s3 = new Student9 (333,"China"); s1.display(); s2.display(); s3.display(); } }

O/P: 111 Индийский BBDIT 222 Американский BBDIT 333 Китай BBDIT

Статические методы не связаны с экземпляром, поэтому они не могут получить доступ к нестатическим полям в классе.

Вы использовали бы статический метод, если метод не использует никаких полей (или только статических полей) класса.

Если используются нестатические поля класса, вы должны использовать нестатический метод.

На самом деле, мы используем статические свойства и методы в классе, когда мы хотим использовать часть нашей программы, должна существовать там до тех пор, пока наша программа не будет запущена. И мы знаем, что для управления статическими свойствами нам нужны статические методы, поскольку они не являются частью переменной экземпляра. И без статических методов управлять статическими свойствами занимает много времени.

Статические методы и переменные - это управляемая версия функций и переменных "Глобальная" в Java. К каким методам можно обращаться как classname.methodName() или classInstanceName.methodName() , то есть к статическим методам и переменным можно получить доступ с использованием имени класса, а также экземпляров класса.

Класс не может быть объявлен как статический (поскольку это не имеет смысла. Если класс объявлен общедоступным, к нему можно получить доступ из любого места), внутренние классы могут быть объявлены статическими.

Статические методы могут использоваться, если

    Не нужно выполнять действие над экземпляром (методы утилиты)

    Как упоминалось в нескольких из приведенных выше ответов в этом сообщении, преобразование миль в километры или вычисление температуры от Фаренгейта до Цельсия и наоборот. В этих примерах с использованием статического метода ему не нужно создавать экземпляр целого нового объекта в кучевой памяти. Рассмотрим ниже

    1. new ABCClass(double farenheit).convertFarenheitToCelcium() 2. ABCClass.convertFarenheitToCelcium(double farenheit)

    первый создает новый класс для каждого метода, Производительность, Практический . Примерами являются класс Math и Apache-Commons StringUtils ниже:

    Math.random() Math.sqrt(double) Math.min(int, int) StringUtils.isEmpty(String) StringUtils.isBlank(String)
  • Один хочет использовать как простую функцию. Входы явно передаются и получают данные результата в качестве возвращаемого значения. Наследование, объектная инсталляция не возникает. Краткая, читаемая .

Примечание : Немногие люди возражают против тестирования статических методов, но статические методы также могут быть проверены! С помощью jMockit можно издеваться над статическими методами. Тестируемость . Пример ниже:

New MockUp() { @Mock public int doSomething(Input input1, Input input2){ return returnValue; } };

Мне интересно, когда использовать статические методы?

  • Общепринятым способом использования методов static является доступ к полям static .
  • Но вы можете иметь методы static , не ссылаясь на переменные static . Вспомогательные методы без ссылки static variable могут быть найдены в некоторых классах Java, таких как

    Public static int min(int a, int b) { return (a <= b) ? a: b; }

    В другом случае я могу думать об этих методах в сочетании с методом synchronized - это реализация блокировки уровня класса в многопоточной среде.

Скажем, если у меня есть класс с несколькими геттерами и сеттерами, метод или два, и я хочу, чтобы эти методы были только invokable для объекта экземпляра класса. Означает ли это, что я должен использовать статический метод?

Модификатор static (статичный) применяется переменным, методам и даже к странным фрагментам кода, которые не являются частью метода. Статичные фрагменты кода принадлежат не объекту класса, но ко всему классу.

Рассмотрим пример простого класса с одной статичной переменной:

1. class Ecstatic{
2. static int x = 0;
3. Ecstatic() { x++; }
4. }

Переменная x объявлена статичной. Это означает, что не важно, сколько объектов класса Ecstatic существует в данный момент - x всего лишь одна. При загрузке класса Ecstatic выделяется 4 байта под переменную x . И её инициализация происходит (см. строку №2) тоже в момент загрузки класса. И каждый раз, когда создаётся объект класса Ecstatic , x инкрементируется. Этот приём позволяет знать точное количество созданных объектов класса Ecstatic .

Получить доступ к статичным переменным можно двумя способами:

  • Через любой объект класса: обьект.переменная .
  • Через сам класс: класс.переменная .

Первый метод, однако, считается дурным тоном, так как очень сильно вводит в заблуждение. Давайте рассмотрим это на примере:



3. e1.x = 100;
4. e2.x = 200;
5. reallyImportantVariable = e1.x;

Если вы заранее не знаете, что x - статичная переменная, то можете подумать, что в 5-й строке переменной reallyImportantVariable присваивается 100. Но на самом деле ей присваивается 200, потому что e1.x и e2.x - это всё одна и та же переменная х .

Поэтому лучше доступаться к статичным переменным через имя класса. Вот фрагмент кода, эквивалентный предыдущему:

1. Ecstatic e1 = new Ecstatic();
2. Ecstatic e2 = new Ecstatic();
3. Ecstatic.x = 100; // Бессмысленное действие
4. Ecstatic.x = 200;
5. reallyImportantVariable = Ecstatic.x;

Теперь всё встаёт на свои места: строка 3 не несёт никакого смысла - это всего лишь лишняя операция, а в 5-й строке переменной reallyImportantVariable присваивается сразу 200.


Статичные методы не могут использовать нестатичные элементы (переменные и методы) своиего класса, но могут использовать другие статичные элементы. Статичные методы не принадлежат ни одному объекту класса. Поэтому они могут вообще вызваться до того, как класс инстанциирован.

Каждое Java приложение содержит в себе статичный метод main() :

1. class SomeClass {
2. static int i = 48;
3. int j = 1;
4.
5. public static void main(String args) {
6. i += 100;
7. // j *= 5; Если раскомментировать, будет ошибка
8. }
9. }

Когда приложение запускается (то есть кто-то вызывает из коммандной строки java SomeClass ), не существует ни одного объекта класса SomeClass . Однако существует переменная i , которая инициализурется во 2-й строке и инкрементируется в 6-й строке. А если бы мы раскомметировали 7-ю строку, то вообще получили бы ошибку компиляции, потому что статичный метод не может использовать нестатичные переменные класса.

Вы можете объявить некоторые методы класса статическими методами. Для этого вы должны воспользоваться ключевым словом static. Статические методы не принимают параметр this. На использование статических методов накладывается ряд ограничений.

    Статические методы могут непосредственно обращаться только к статическим членам класса.

    Статический метод не может быть объявлен как виртуальный метод.

    Вы не можете определить нестатический метод с тем же именем и тем же набором параметров, что и статический метод класса.

Статические методы имеют одну интересную особенность - вы можете вызывать их даже без создания объектов класса. Чтобы вызвать из программы статический метод, вы должны указать его полное имя, включая имя класса.

Ниже представлен класс Circle, в котором определена статический метод GetPi. Он используется для получения значения статического элемента класса fPi.

static void GetPi()

static float fPi;

float Circle::fPi = 3.1415;

Вы можете вызвать метод GetPi следующим образом:

fNumber = Circle::GetPi();

Обратите внимание, что объект класса Circle не создается.

Общие члены объектов класса

Иногда удобно, чтобы все объекты данного класса имели общие элементы данных, которые используются совместно. За счет этого можно существенно сократить количество глобальных переменных, улучшая структуру программы.

Общие элементы данных класса следует объявить с ключевым словом static. Все общие элементы класса надо определить в тексте программы, зарезервировав за ними место в оперативной памяти:

{ public: int xLeftTop, xRightBottom; int yLeftTop, yRightBottom; static char title; void SetTitle(char*); };char Cwindow::title = “заголовок окна”;

Каждый объект класса Cwindow будет иметь уникальные координаты, определяемые элементами данных xLeftTop, xRightBottom, yLeftTop, yRightBottom и одинаковый заголовок, хранимый элементом данных title.

Общие элементы данных находятся в области действия своего класса. Методы класса могут обращаться к общим элементам точно так же, как к остальным данным из класса:

void SetTitle(char* sSource)

{ strcpy(title, sSource); }

Чтобы получить доступ к общим элементам из программы, надо объявить их как public. Для обращения к такой переменной перед ее именем надо указать имя класса и оператор::.

printf(Cwindow::title);

Дружественные функции и дружественные классы

Доступ к элементам класса из программы и других классов ограничен. Вы можете непосредственно обращаться только к элементам класса, определенным или описанным после ключевого слова public. Однако, в некоторых случаях, требуется определить функцию вне класса или другой класс, методы которого могут обращаться непосредственно ко всем элементам класса, включая элементы объявленные как private и protect.

Дружественные функции

В Си++ вы можете определить для класса так называемую дружественную функцию, воспользовавшись ключевым словом friend. В классе содержится только объявление дружественной функции. Ее определение расположено вне класса. Вы можете объявить дружественную функцию в любой секции класса -public, private или protect.

Дружественная функция не является элементом класса, но может обращаться ко всем его элементам, включая private и protect. Одна и та же функция может быть дружественной для двух или более классов.

В следующем примере определена функция Clear, дружественная для классаpoint. Дружественная функция Clearиспользуется для изменения значения элементов данныхm_xиm_y, объявленных как private:

// Класс point

// Функция Clear объявляется дружественной классу point

friend void point::Clear(point*);

// Интерфейс класса...

//==========================================================

// Функция Clear

void Clear(point* ptrPoint)

// Обращаемся к элементам класса, объявленным как private

ptrPoint->m_x = 0;

ptrPoint->m_y = 0;

//==========================================================

// Главная функция

point pointTestPoint;

// Вызываем дружественную функцию

Clear(&pointTestPoint);

С помощью ключевого слова friend вы можете объявить некоторые методы одного класса дружественными для другого класса. Такие методы могут обращаться ко всем элементам класса, даже объявленным как private и protect, несмотря на то, что сами они входят в другой класс.

В следующем примере мы определяем два класса - line и point. В классе point определяем метод Set и объявляем его в классе line как дружественный. Дружественный метод Set может обращаться ко всем элементам класса line:

// Предварительное объявление класса line

//==========================================================

// Класс point

// Метод Set класса point

void Set(line*);

//==========================================================

// Класс line

// Метод Set класса point объявляется дружественной

// классу point

friend void point::Set(line*);

int begin_x, begin_y;

int end_x, end_y;

//==========================================================

// Функция Clear

void point::Set(line* ptrLine)

// Обращаемся к элементам класса line, объявленным как

ptrLine->begin_x = 0;

ptrLine->begin_y = 0;

//==========================================================

// Главная функция

point pointTestPoint;

line lineTestPoint;

// Вызываем дружественный метод

pointTestPoint.Set(&lineTestPoint);